Почему на гербе россии двуглавый орел: история становления герба

Главный символ города

Существует и романтическая легенда, рассказывающая о происхождении названия крепости.

Во время начала строительства оборонительного поселения рабочие рубили высокий дуб, стоящий в месте слияния рек Оки и Орла, с этого дерева слетела величая птица. «Что это было?», – спросил один мужик другого, и тот ему ответил: «А это хозяин этих мест». Узнав о данной истории, царь дал добро на название города в честь гордого орла, надеясь на защиту небесного хищника. Впрочем, это только красивая легенда. Доподлинно известно, что герб города был утвержден 16 августа 1781 года. Это геральдический французский щит голубого цвета. В его центральной части располагается белый город-крепость, стоящий на зеленом лугу. На главной башне, венчающей въездные ворота, сидит черный орел с золотой короной на голове. Что примечательно, за прошедшие годы не сильно изменился герб города Орла. Современный символ этого населенного пункта сильно похож на первоначальный вариант.

Флаг Орла

Городской флаг, хоть и был утвержден в 1998 году, создан не с нуля. Его основой послужил символ, который использовался еще в РСФСР с 1954 по 1991 год. Тогда он представлял собой полотно, разделенное на две неодинаковые вертикальные части. Большая часть была окрашена в красный цвет, меньшая часть, полосой располагалась у древка и окрашивалась в голубой. В верхнем левом углу (со стороны зрителя) красного поля находились золотые серп и молот, а над ними контуром изображалась золотая звезда.

В современном варианте присутствуют все детали советского флага, но к ним добавлены и другие элементы. Так, в центре красного поля изображается герб города Орла. Что означают символы флага? Серп, молот и звезда – типичные знаки коммунизма. К ним относится и красный цвет, символизирующий революционное движение, вместе с тем, он является знаком мужества и смелости. Голубой означает величие, мудрость и красоту. Красный и синий примерно в таком же соотношении присутствуют на флаге Орловской области.

Когда появился двуглавый орел

Никто точно не может сказать, когда появился двуглавый орел на гербе России. В исторических архивах нет документов на этот счет.

Герб при последних Рюриковичах

Текущий герб России берёт своё начало в XIII веке. Тогда, аналогичное изображение использовалось династией Палеологов (возглавляли Византию в XIII-XV вв.).

Герб Палеологов

Формальным поводом для его заимствования стало как падение Византийского государства, так и помолвка Ивана III на Софье Палеолог. При Иване III герб выглядел следующим образом:

Герб при Иване III

В дальнейшем он продолжал неоднократно изменяться. При Иване Грозном вместо двух корон на нём красовалась одна с крестом, а на тело орла был добавлен всадник, пронзающий змея. Рюриковичи решили подчеркнуть особую роль Георгия Победоносца и добавить его образ в герб России. Значение геральдического символа приобрело новый смысл в истории государства .

Герб при Иване IV

При Фёдоре Ивановиче корон вновь стало две, а над ними возвышался крест.

Герб при Фёдоре Иоановиче

Герб при Романовых

После Смутного времени воцарилась династия Романовых, и её основатель Михаил Романов внёс новые коррективы в изображение — теперь корон стало три: две на каждую из голов и одна связующая. Двуглавый орел символизирует на гербе России того времени власть в Астраханских, Казанских и Сибирских землях. А в 1654 году были добавлены такие элементы как скипетр и держава.

Герб при Фёдоре Иоановиче

При основании в 1721 году Российской Империи был учреждён следующий герб, который сохранил свое единообразие до 1917 года. Скипетр и держава сохранились, как и три короны, только центральная стала больше. Также и окрас орла стал чёрным.

Герб Российской Империи с 1721 года

Несмотря на единый образ этого символа на протяжение существования Российской Империи, в последующие годы многие императоры и императрицы не чурались вносить в него свои изменения. Так, при Павле I был добавлен мальтийский крест, при Александре II всадника повернули в другую сторону, а на крыльях орла разместили гербы наиболее значимых территорий в составе империи.

Герб при Павле IГерб при Александре II

Герб в XX веке

В межреволюционный период 1917 года использовался герб, ставший известным в народе как «ощипанная курица». Любопытно, что «ощипанная курица» до сих появляется эмблемой банка России и размещается на большинстве монет.

Герб Российской Республики

В годы СССР от прежних символов государства отказались. В учебниках истории преподносилось негативное описание и значение герба России для школьников, как символ порабощения рабочего класса. Однако традиционные и символические «Серп и молот» вовсе не являются гербом СССР. К 1946 году был разработан и принят следующий вариант герба, включающий в себя пятиконечную красную звезду, земной шар с серпом и молотом, солнце, пшеничные колосья и надпись: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь».

Герб СССР

В составе СССР свой герб имелся и у РСФСР. Он содержал такие составные элементы как: щит, серп и молот, колосья пшеницы, звезду и лозунг.

Герб РСФСР

Текущий вариант герба России был утверждён в 1993 году (по проекту Е. Ухналева). Ему вернули золотой цвет, а Георгий Победоносец вновь стал смотреть направо.

Современный государственный герб России

История

На гербах Черногории с XVII в. до 1944 г. постоянно находится двуглавый орёл со скипетром и державой. На щите – леопардовый лев с правой лапой, поднятой вверх.

1852-1910 гг. — на гербе княжества Черногория орёл, в отличие от орла на современного изображении, серебряный, корона – княжеская, изображение располагается на горностаевой мантии.

1910-1918 гг. – герб королевства Черногория идентичен предыдущему. Единственное отличие – это королевская корона между орлиными головами вместо княжеской.

В составе Югославии

Гербы страны с 1944 по 1994 г. по внешнему виду — эмблемы, на которых орёл как символ королевской власти отсутствует. Центральное место на них занимает гора Ловчен и мавзолей одного из правителей Черногории. С 1946-1994 гг. – Черногория входила в состав Югославии.

1944-1946 гг. – герб Федерального государства Черногория – это эмблема, где в центре – гора Ловчен. На её вершине – мавзолей Петра II Петровича. За горой видны морские волны. Эмблема обрамлена венком из пшеницы, а вверху расположена пятиконечная красная советская звезда. Основание эмблемы – лента, соединяющая венок. Она повторяет цвета черногорского флага того времени, состоит из трёх полос красного, синего и белого цветов. Также на ней указано название страны.

1946-1963 гг. – эмблема изменилась: гора и мавзолей, который уменьшился в размере. Они поменяли цвет с тёмно-синего на серый и утратили реалистичность, став более схематичными. Венок стал лавровым. Лента обвила его у основания два раза. Цвета лента сохранила прежние (красный, синий, белый), а вот название страны на ней не сохранилось.

1963-1974 гг. – эмблема изменилась лишь в деталях: цвет горы и мавзолея стал вновь синим. Лавровый венок приобрёл более округлую форму. По сравнению с предыдущей эмблемой эта стала более яркой.

1974-1994 гг. – эмблема этого периода имеет огромное сходство с эмблемой 1946-1963 гг., лишь по цвету более светлая.

1994-2004 гг. – Республика Черногория, будучи в составе объединённого с Сербией государства, возвращается к своему историческому гербу. На изображении вновь появляется орёл. В отличие от современного герба, орёл здесь серебряный, а лев помещён на полностью красный щит французской формы.

С 2004 г. используется современный герб Черногории.

Красная «русская» шапка в Цюрихском гербовом свитке

В одном из самых известных европейских гербовников XIV века — Züricher Wappenrolle — один из гербов идентифицируется как герб «Русинов» — Rutheni. То есть — русских.

Герб Rutheni. Züricher Wappenrolle. Ок. 1330-1345. фото – Национальный музей, Цюрих.

Этот герб представляет собой серебряный щит с изображением красного головного убора в виде колпака. Щит увенчан рыцарским шлемом, в нашлемнике которого такой же головной убор.

К каким русским относится этот герб (скорее всего — к русским Галицкой Руси, т.к. она тогда была наиболее сильным и централизованнм государством, населенным русскими, но уверенности в этом нет…) и относится ли к русским вообще, достоверно не известно. В дальнейшем в европейских источниках этот герб уже никоим образом не связывается с Русью.

На том же листе Цюрихского гербовника, чуть выше герба с красной шапкой, помещен другой герб, в синем поле которого изображен открытый портал. К сожалению принадлежность этого герба не известна. Хотя очень похожие изображения в более поздних гербовниках считались гербом Руси.

Немного о городе

Орел находится в восточной части России всего в 370 километрах от столицы. Он относится к Центральному экономическому округу государства. Местные производства специализируются на пищевых продуктах и напитках, металлургии, выпуске электрооборудования и машин.

Как город он существует с 1566 года. Флаг и герб содержат главные исторические особенности о нем и являются его официальными символами. Администрация города Орла утвердила их современные изображения в 1998 году.

Это отнюдь не заурядный город в государстве. В народе он знаменит вкусным черным хлебом, который, готовят еще с 1960 года. Здесь также была изобретена ливенская гармонь – самая длинная в мире. Она содержит около 40 складок, а если ее полностью растянуть, то размер гармошки достигнет двух метров. Известен город и красно-белой вышивкой под названием «Орловский спис» с древнерусскими мотивами и воздушным мцевским кружевом, которое не теряет актуальности с XVIII века.

Деньги татарского хана

У предыдущих версий возникновения герба есть много слабых мест. Одно из них – это никем не объяснимый факт, что изображение орла как «приданного» появилось в документах спустя более 20-ти лет после того как Иоанн женился на Софье. Касаемо «птицы из Гарсбурга» тоже есть много сомнений. Зачем Руси понадобилась символика, пусть и соседней империи, при отсутствии всякой политической связи с Германией. И доподлинно известно, что Габсбурги проповедовали католическую веру.

И здесь наши взоры обращаются в сторону Золотой Орды. Тоже соседи, которые в разные времена занимались чеканкой денежных знаков с символом двуглавой птицы

Безусловно, Иоанн III был оповещен о татарских деньгах и наверняка обращал на них внимание. В его время Орда находилась в стадии распада, и в конце 1483 года окончательно исчезла

Есть мнение, что Московский князь поставить на печать именно это изображение, которое было знакомо оставшимся татарам, образовавшим независимые ханства в результате исчезновения Орды.

Герб РФ на документах

Приемлемыми остаются изображения, где отсутствует рамка в виде щита, а также монохромные и тонированные (с использованием одного оттенка) вариации. Если на бланке нужно разместить герб России на одной линии с городскими эмблемами, официальный государственный символ располагается:

  • в центре, если символов — нечётное количество;
  • с левой стороны, первым при наличии двух изображений;
  • левее центрального положения, если количество эмблем — нечётное (вторым в ряду из четырёх знаков).

Государственный герб России имеет схожие черты с рисунком, ставшим основой для герба Москвы. Однако возможная путаница в деталях — недопустима, так как является прямым нарушением соответствующего закона, где тщательно прописано описание каждой составляющей части.

Герб Москвы

Отличительные нюансы герба РФ:

  • Всадник в развевающемся плаще синего цвета с разящим копьём в руке является абстрактным, собирательным символом, который недопустимо идентифицировать с конкретной личностью, в частности, С Георгием Победоносцем. Последний причислен к лику святых, а значит, его изображение должно содержать символ святости (нимб). У воина на гербе страны этого нет.
  • Конь опирается на три ноги, а одну переднюю — держит в поднятом положении, неприемлемо изображение скачущего коня, у которого только две задние ноги касаются земли (как на геральдическом опознавательном знаке Москвы), нарушением является и «разворот» коня и всадника в другую сторону.
  • Поверженный дракон перевёрнут на спину, на столичной эмблеме (герб можно отнести к соответствующему подвиду) он изображается стоящим на 4-х лапах и головой, повёрнутой к наезднику.

В законе «О Государственном гербе Российской Федерации», вошедшем в Конституцию, содержится детальное описание элементов рисунка. Пояснения исключают неверную визуальную трактовку, намеренное или случайное смысловое искажение.

Современная трактовка

История России складывается из огромного числа разнообразных ключевых событий, повлиявших на тип государственного устройства. Изменения находили отражение и в символике. Смена исторических эпох, однако, не оказала существенного влияния на основные атрибуты, что обусловлено необходимостью сохранения преемственности в приоритетах развития страны.

Актуальный вид герба России демонстрирует примечательное сочетание консервативных и современных черт. Трактовать следует, исходя из понимания действительных реалий с учётом глубокой взаимосвязи с историческим прошлым. Основа, представленная широким щитом, означает надёжную защиту целостности государства.

Важно: Орёл знаменует высшую власть. Символическое значение в базовом понимании сохранилось со времён античности

В условиях современности, учитывая особенности географического расположения и геополитических тенденций, величественная двуглавая птица на гербе России означает ориентирование на конструктивную политическую активность в двух направлениях, готовность к диалогу с Западом и Востоком.

Герб Русского царства. 1667 г.

Держава, в старину именуемая золотым яблоком, олицетворяет могущество. Скипетр считается символом независимости (в узком конкретном значении используется как знак торжества над интервентами и захватчиками).

На гербе России нет случайных нюансов: 3 ряда перьев на крыльях птицы также наделены особым значением. Они олицетворяют приверженность к основам просвещенного общества, где есть место воплощению красоты, добра и истины. Совокупное обобщенное значение символов заключается в единстве, что имеет прямое отношение не только к территориальной целостности, но и к ментальному единению народов, населяющих самую большую по площади (в актуальных условиях) страну в мире.

Чей же лук со стрелами

В предыдущей главе мы уже упоминали загадочный герб «короля Руси» — синий щит с изображением двух рук, натягивающих лук перед выстрелом. Точно такой же герб изображен и в практически копии гербовника Конрада Грюненберга — гербовнике Георга Ортенбурга, 1602 года.

Герб «Короля Руси» в гербовнике Конрада Грюненберга. 1480 г.

Тот же русский герб в Гербовника Георга Ортенбурга. 1602 года (фактически — копия рисунка из Грюненберга).

Украинские исследователи считают, что это одно из первых изображений герба города Киева. Действительно изображение самострела, арбалета или куши — первый известный городской символ Киева. Однако есть ряд обстоятельств, заставляющих засомневаться в «киевской» версии:

Как правило, древние гербовники имеют четкую структуру: например, сначала описываются гербы королевств в пределах Священной Римской империи, затем королей, не входящих в империю, затем — восточных владык, информации о которых мало, затем — полуфантастические государства, затем — страны, о которых вообще почти ничего не известно (вроде полумифического царства пресвитера Иоанна или страны людей с собачьими головами); а после завершения описания гербовладельцев королевского сана начинают рассказывать о следующих в феодальной иерархии группах: великих герцогах, герцогах, епископах и т.п.

Давайте посмотрим, в какой части гербовника Конрада Грюненберга расположен якобы киевский герб. Итак листаем гербовник: идет рассказ об императоре Священной римской империи, королевствах в пределах Германии, затем — соседи Германии, потом окраины Европы — короли Сицилии и Калабрии; потом другая окраина — король Польши (вместе с гербами Литвы и Руси с центром во Львове); затем короли Наварры, Гранады, короли Далмации и Хорватии; со следующей страницы начинаются сомнительные гербы короля Эфиопии, библейской Сабы, несколько индийских королей, императоры Китая. Персии, несколько гербов татарских ханов, герб Эдома близ Иудеи, герб библейского короля Балтазара, несколько неизвестных гербов, и наконец — герб «КОРОЛЯ РУСИ». После него идут еще несколько сложноидентифицируемых «королей», а затем автор переходит от фантазий к вполне адекватной информации о следущей ступени иерархии — европейских герцогах.

Будь герб с руками, луком и стрелой действительно гербом Киева, он должен был размещаться либо в разделе Польского королевства (там же, где герб Руси с центром во Львове), либо в разделе великих герцогов (князей), рядом с Мазовией. А фактически руки с луком размещены среди малоизвестных европейцам азиатских «королевств», но именно самостоятельных королевств, а не зависимых от них герцогств или княжеств. Наиболее естественно было бы разместить там именно герб Московской Руси, информации о которой (тем более, достоверных сведений о ее гербе, у европейцев не было).

Вы спросите, а почему же не осталось никаких поздних свидетельств о связи лука со стрелой и герба Московии? Во-первых, герб в гербовнике Грюненберга скорее всего фантазийный, приписанный Москве (равно как и большинство гербов азиатских «королей»), а во вторых — свидетельства остались: на хорошо известной в древности карте Олафа Магнуса рядом с сидящим на троне царем Иваном Васильевичем изображен как раз гербовый щит со всадником, натягивающим лук (а совсем не копейщик).

Морская карта Carta Marina Олафа Магнуса 1539 г. Рядом с царем Иваном Васильевичем (MAGNUS PRINCEPS MOSCOVITAR) изображен герб — всадник, стреляющий из лука.

Двуглавый орел

Впервые в качестве геральдического символа России (тогда еще Великого Московского княжества) двуглавый орел появился в 1497 году при Иоанне III. Тогда орел украсил Большую Государственную печать.

Откуда же «прилетел» двуглавый орел на государственную геральдику России?

Большинство историков объясняют его появление на Руси браком Иоанна III с византийской принцессой Софией Палеолог, которая и принесла этот геральдический знак в качестве «приданого».

Москва нуждалась в серьезных идеологических смыслах (сегодня это называют брендом) для международного признания.

Двуглавый орел давал московским князьям возможность создать более цивилизованное позиционирование на международной арене, продемонстрировав западному сообществу блестящую «генеалогию» — преемство власти из Рима и Византии. Впоследствии при царе Василии III это разовьется в серьезную религиозно-политическую концепцию «Москва – Третий Рим».

Существует также версия, что двуглавый орел пришел на Русь не из Византии, а от Гамсбургов, использовавших этот символ за полвека до появления фантастического пернатого на госпечати Ивана III.

К слову, византийцы никогда не использовали этот орнитологический символ на государственных печатях (в отличие от императоров Священной Римской империи). Кроме того, неизвестно почему, но орёл в качестве «приданого» появился в государственной печати почти через 20 лет после женитьбы Иоанна III и Софьи Палеолог.

Ещё одна версия появления двуглавого орла — от монголо-татар. Золотая Орда какое-то время чеканила монеты с изображение двуглавого орла. Разумеется, Иоанн III держал в руках «татарскую валюту».

В пору его царствования Золотая Орда переживала период распада, пока в 1483 году еще не прекратила своего существования.

Возможно, Великий Московский князь хотел разыграть карту преемства некогда могущественного государства, почему и поставил на печать символ, знакомый другим «татарским ханствам», образовавшимся после распада Орды.

Есть и ещё одна версия — алхимическая. У алхимиков двуглавый орел символизировал Философский камень, а также сам процесс его получения, который называется Magnum Opus, или «Великое Делание». Так как при дворе Иоанна III было много иностранцев, то, вероятно, кто-то из них практиковал алхимические опыты. Например, лекари, аптекари, которые, как известно, поголовно в те времена были увлечены получением Философского камня. От них и мог московский государь перенять «волшебный символ» в качестве личной печати.

Надо сказать, что в конце XV века использование двуглавого орла было модным трендом в Старом Свете. Возможно, Иоанн III, «подглядев» орнитологический знак в качестве печати в каком-нибудь иноземном договоре, решил последовать тенденции.

Орел Святого Иоанна

Орел Святого Иоанна из книги Диммы (8 век)

Иоанн Богослов , автор четвертого Евангелия , символизируется орлом , часто с нимбом ; животное, возможно, первоначально считалось царем птиц. Орел — это фигура неба, и христианские ученые полагают, что он может смотреть прямо на солнце.

Более известный геральдический использование орла Иоанна был единственным сторонником выбран королевы Изабеллы Кастильской в ее гербовой достижений , используемых в качестве наследницы , а затем интегрированы в из католических монархов . Это избрание намекает на огромную преданность королевы евангелисту, предшествовавшую ее вступлению на престол. В Тронном зале Алькасара Сеговии находится великолепный гобелен с гербом католических монархов .

Орел Святого Иоанна был помещен на стороне щитов, которые использовались в качестве английской супруги Екатериной Арагонской , дочерью католических монархов, Марии I и короля Филиппа как английских монархов. В Испании Филипп носил Орла Святого Иоанна (одно- или двухфигурное, в зависимости от версии) в до 1668 года.

Орел евангелиста был восстановлен как единственная опора с официальными моделями гербов Испании 1939, 1945 и 1977 годов, и был удален в 1981 году, когда был принят нынешний. Орла Святого Иоанна использовал испанский диктатор Франсиско Франко , который использовал его как символ своего режима. Орел Святого Иоанна также часто используется в современной гражданской геральдике .

Известная история

Изображение на главных бумагах государства двуглавой птицы сначала воспринималось как «нехристианский знак». Но затем этот анималистический символ стал официальным государственным знаком.

Мы имеем исторические свидетельства, что этот знак был изображен на гербе Византии. Многие историки склоняются к мнению, что благодаря браку Иоанна III и принцессы Византии Софии, символ был подарен как «приданное». Конечно, можно было и не принимать непривычный для глаза русича образ, но в то время Москва только набирала политические дивиденды, и испытывала острую нужду в идеологическом символе (по-современному – бренде) для признания другими странами. Запад в то время был мало знаком с российской политикой, и полагал, что Восток – это огромные татарские степи, где много молока кобылиц и народ спит на шкурах.

Новое изображение на гербе давало московскому князю возможности для создания более цивилизованного образа Руси в международном окружении. Демонстрация для западного общества блестящей «генеалогии» говорила о преемственности власти от римлян и Византийского государства. Гораздо позже (правление Василия III) это превратиться в развитие серьезное религиозно-политическое направление.

Что символизируют цвета

Цветовое оформление играет значительную роль в геральдике, это оптимальное средство передачи конкретизированного значения языка символов. Существует и общепринятое толкование, допускающее незначительную вариативность. Щит, являющийся фоном, изображается красным, что означает кровь, пролитую защитниками Родины в многочисленных сражениях против внешних врагов во имя сохранения независимости. Наряду с мужеством и отвагой, оттенок олицетворяет яркое чувство, в частности — любовь к Отечеству, которая проявляется в бескомпромиссной стойкости его граждан, готовности защищать рубежи, в братском отношении к соотечественникам разных этнических групп.

проект Г. А. Ильина. 1918

Двуглавый орёл имеет золотистый цвет, что отражает богатство во всех смыслах. Речь идёт не только о материальных ресурсах и благах, но и о природном достоянии, а также духовной, душевной составляющей. Последнее понятие тесно связано с проявлениями качеств, выполняющих роль духовной канвы в православии — сострадания, милосердия, смирения, великодушия и верности. Во времена Петра Первого орёл окрашивался в чёрный цвет, как выражение преемственности имперских традиций Византии, а золотистый цвет «вернулся» к птице только в 1993 году.

Щит на груди орла — вновь красный, а «заключённая» в его границах композиция воспроизведена с преобладанием серебристых тонов. Таким создан всадник, копьё и конь. Светлые тона — чистота мыслей и намерений, благородные устремления к высшим идеалам. Ярким элементом на таком фоне кажется плащ воина — он синий, что обозначает освобождение или стремление к достижению и сохранению свободы, а также мирное небо над головой. Змей под копытами коня — чёрный, это знак, олицетворяющий зло, альтернативная трактовка побуждает воспринимать чёрный цвет как символ памяти, неизбывной скорби о погибших в кровопролитных войнах разных эпох, одновременно это и демонстрация постоянства в преодолении тяжёлых испытаний.

Проект герба предлагавшийся Конституционной комиссией РФ

Философское влияние

Князь Иоанн всегда привлекал западных спецов, ангажированных русскими эмиссарами для различных построек. Нам хорошо известен архитектор из Италии Фиораванти, который приложил руку к созданию Успенского собора. Солари возвел несколько башен тогдашнего Кремля. Но практически все выдающиеся личности того времени состояли в тайных сообществах. И многие из них пользовались символикой двуглавого орла. Нельзя исключать и то, что князь Московский позаимствовал это изображение именно у архитекторов, или сам являлся членом тайного общества.

Помимо этого, символ двуглавой птицы использовался тогда начинающими алхимиками. У них он был олицетворением философского камня, который безуспешно пытались создать многие ученые. Во двор Иоанна были вхожи многочисленные иностранные специалисты. Много было лекарей и аптекарей, которые фанатически увлекались поисками камня. Возможно именно этот символ волшебства решил привлечь к себе московский царь. Необходимо отметить, что в XV веке двуглавый орел считался модным символом в государствах Старого Света. Вполне вероятно, что царь просто принял решение следовать модным тенденциям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector