Стройбат в современной россии, существует ли он сейчас, кто служил в этих войсках при ссср

Инженерные войска России

Что такое инженерные войска и какие перед ними стоят задачи в российской армии?

Во времена существования еще Московского государства предшественником войсковых саперных соединений была Посошная рать. На период военных походов либо для выполнения инженерных работ специально формировали отдельные ополчения. По указанию Центральной власти воеводы подбирали из населения здоровых молодых людей, обладающих строительными навыками.

Сформированная Посошная рать находилась полностью на обеспечении населения. Данное ополчение выполняло задачи по снабжению остальных войск, возведению крепостей и переправ через реки, строительству и ремонту дорог. При этом солдат таких подразделений оснащали оружием и также привлекали к боевым действиям.

Инженерные подразделения под европейский манер появились в России во времена правления Петра I. В этот период были созданы первые 2 саперные роты и открыты 2 специализированные инженерные школы.

При первом российском императоре также появились табели о рангах, в которых офицеры-саперы стояли на ранг выше офицеров пехоты и кавалерии.
Первый саперный батальон в структуре российской гвардии появился в 1817 г. А его шефом был назначен Николай I, который впоследствии занял императорский трон. Во время восстания декабристов саперный батальон во главе с Николаем I охранял Зимний дворец. В дальнейшем будущий император на протяжении своей жизни предпочитал носить мундир инженерных войск.

В 1870 г. саперные подразделения стали набирать железнодорожников и телеграфистов. Телеграф, которым заведовало инженерное ведомство, сыграл значительную роль в период русско-турецкой войны.

Военный железнодорожный батальон включал 4 отдельные роты, 2 из которых занимались прокладкой ж/д путей, а 2 другие – обслуживанием и эксплуатацией технических средств.

Инженерные войска России в конце XIX столетия освоили 2 новые направления: воздухоплавание и голубиную почту. В 1903 г. при проведении войсковых маневров для осуществления разведывательной операции и корректировки огня артиллерии были задействованы воздушные шары. Результаты учений были признаны удовлетворительными и было принято решение развернуть на западной границе империи 65 воздушных шаров.

В 1909 г. от представителей инженерного ведомства поступило предложение приобрести для военных целей несколько аэропланов. А также именно командование инженерных войск стало инициатором формирования автомобильных войск.

Штабс-капитан Маевский еще в 1876 г. предложил рассмотреть проект автомобиля, работающего на паровом двигателе. Тогда приняли отрицательное решение, т.к. силовая установка была ненадежной и достаточно громоздкой. А в 1908 г. на военных учениях инженерное ведомство испытало несколько автомобилей, уже оборудованных ДВС (двигателями внутреннего сгорания).

Наиболее активными участниками русско-японской войны также были саперные подразделения. На начало военного конфликта в русской армии на Дальнем Востоке числилось порядка 2800 саперов, на конец – около 21000 саперов.

В период ПМВ (Первой Мировой Войны) отдельные рода войск были укомплектованы авиационной и автомобильной техникой. К 1916 г. количество инженерных подразделений было увеличено в 2 раза. На 1917 г. военнослужащие инженерных войск составляли 6% от общего числа служащих в российской армии. Формирование инженерных войск было завершено в РККА к 1929 г.

Активное участие саперы принимали в ВОВ (Великой Отечественной Войне). Подразделения инженерных войск были задействованы во всех значимых сражениях. В 1942 г. было сформировано 10 саперных армий.

В период 1950-1970 гг. советские инженерные войска развивались на основании полученного опыта в ВОВ 1941-1945 гг. В середине 80-х годов прошлого столетия при проведении реорганизации советской армии в состав фронта включили отдельную штурмовую инженерную бригаду.

Кого посылали служить в советский стройбат

«Пойдешь служить в стройбат!» – этим словом пугали многих призывников в Советском Союзе. Так называли военно-строительные отряды (ВСО), которые занимались не боевой подготовкой, а строительством различных объектов на территории страны. Но почему же служить в строительных батальонах было так позорно?

Откуда взялось прозвище «королевские войска»?

«Днем рождения» стройбата считается 13 февраля 1942 года. В этот день вышло постановление Совета народных комиссаров СССР о создании Военно-восстановительного управления, занимавшегося ремонтом и строительством объектов на территориях, освобожденных от немецкой оккупации.

Еще одно, неофициальное наименование стройбата – «королевские войска». Согласно одной из версий, такое прозвище стройбатовцам дали из-за их численности: в 1980-х годах там служило от 300 до 400 тысяч человек.

В то же время в ВДВ служило около 60 000 человек, в морской пехоте – около 15 000, в погранвойсках – около 220 000. Хотя имеется и версия о том, что это связано с именем знаменитого ракетного конструктора Сергея Королева.

Дело в том, что все советские космодромы возводились именно силами строительных войск.

Пугало для призывников

Почему же стройбат был так непопулярен у призывников и почему все так боялись туда попасть?

Во-первых, в «обычных» войсках солдат обучали стрельбе и прочим боевым умениям, а эти занятия всегда считались истинно мужскими. А стройбатовцы были по сути просто работягами, таких много и на «гражданке».

Во-вторых, формирование личного состава «королевских войск» имело свои особенности. Костяк их составляли выпускники строительных учебных заведений. Были и жители сельской местности, умеющие держать в руках строительный инструмент.

Считалось, что для «классических» войск они не подходят, а вот для строительства – в самый раз.

И наконец, в некоторых строительных отрядах до 90% контингента составляли выходцы из Средней Азии и с Кавказа. Почему их туда отправляли? Считалось, что основная причина – плохое знание русского языка.

В условиях боевой подготовки иметь дело с плохо говорящими по-русски солдатами было крайне неудобно и даже опасно – им просто боялись доверять оружие… Но во время строительных работ это не играло большой роли.

Кроме того, стройотряды часто превращались в точки сбыта наркотиков, в частности, гашиша, который распространяли уроженцы Средней Азии. Это приводило к тому, что многие, отслужив положенный срок, возвращались домой законченными наркоманами.

Советская легенда со знаком «минус»

Надо сказать, что от стройбата были не в восторге не только призывники, но и военное руководство, которое не раз высказывало мысль о «неэффективности» и даже «незаконности» таких подразделений.

Еще в 1956 году министр обороны Георгий Жуков и начальник Генштаба Василий Соколовский заявляли о том, что «использование в промышленности труда военнослужащих является нарушением Конституции СССР, так как, согласно статье 132 Конституции воинская служба… должна проходить в рядах Вооруженных Сил СССР, а не в строительных организациях гражданских министерств СССР».

Не раз высказывались претензии по поводу плохой организации производственной деятельности и материально-бытового обеспечения в таких войсках. Например, солдат-строителей часто размещали в недостроенных зданиях, где отсутствовали отопление и элементарные санитарно-гигиенические условия.

Сегодня советский стройбат стал легендой, к сожалению, носящей скорее негативный оттенок. Впрочем, он все равно остается неотъемлемой и даже колоритной частью нашего советского прошлого.

История образования дня военного строителя

В 1964 году советское правительство в лице Совета министров ввело такое понятие как «военный строитель». Перед тем как войти в обиход, использовалось такое понятие как «рабочий военно-строительных отрядов (частей)». В 1965 году данное понятие «Военный строитель» было вписано в положение о строительных отрядах МО Союза Советских Социалистических Республик.

В воинском уставе СССР и законодательной базе, были точно выделены все обязанности, права и то за что должен нести ответственность военный строитель. Все действия такого специалиста контролировались на уровне трудового кодекса и в случае необходимости имели ряд особенностей.

Оплата работы для таких специалистов проводилась согласно с действовавшими нормами об оплате труда. Время которое было проведено в военно-строительных отрядах (частях), засчитывалось как служба по призыву.

Набор специалистов и доукомплектование таких частей, проходили за счёт мероприятий организуемых и проводимых военным комиссариатом, они регулировались законом «О всеобщей воинской обязанности».

То как будет проходить дальнейшая служба, было регламентировано на законодательном уровне. Закон о прохождении воинской службы в частях данного назначения был принят в 1965 году и получил в дальнейшем изменения, данные нововведения были осуществлены в 1977 году, также служба была регламентирована воинским уставом СССР.

После того как Союз Советских Социалистических Республик перестал существовать и на свет появилась Российская Федерация, были сформированы Вооруженные Силы Российской Федерации, произошло это событие в 1992 году 7-го мая. Спустя несколько лет в 2002 году Министерство обороны передало полномочия по специальному строительству в Спецстрой России.

После этого в России перестало существовать такое понятие как «военный строитель». В дальнейшем общевойсковые уставы стали распространяться на инженерно-технические и дорожно-строительные формирования. Именно эти формирования в дальнейшем заменили собой военно-строительные части.

Спец Строй в наше время

В дальнейшем президент РФ подписал Указ № 727, подписан он был в 2016 году, сутью данного указа является лишение Спец Строя возможности осуществлять самостоятельную деятельность. Теперь он входил в состав Министерства обороны и военно-строительного комплекса Вооруженных Сил Российской Федерации и все его функции выполнялись данными ведомствами.

Спустя некоторое время, был подписан ещё один указ, его суть заключалась в увеличении числа военнослужащих в вооруженных силах, увеличение равняется примерному числу военнослужащих проходящих службу в Спец Строе. Исходя из этого некоторые аналитики пришли к выводу что в России вновь создаются военно-строительные части на основе воинских частей Спец строя. Именно благодаря этому в нынешнее время и стало возможным проводить праздник ко Дню военного строителя.

Выглядят эти формирования как части или подразделения вооруженных сил, основной задачей которых является подготовка местности к проведению военных мероприятий. В обязанности входит строительство оборонительных сооружений, подготовка инфраструктуры и помощь в заселении военнослужащих в жилые помещения. Данные мероприятия осуществляются как в мирное время, так и в военное.

Во времена Союза Советских Социалистических Республик как и в современной России, части имеющие военно-строительное направление, не считались как отдельный и независимый род войск. Их функции ограничивались частями с военно-строительным уклоном, такие части находились в подчинении у местных органов самоуправления.

В великой и могучей России в период с 1996 года по 2017 год совместно с инженерно-техническими частями активно сотрудничали военно-строительные формирования, их работа проходила под контролем государственных органов управления власти. Основной вид деятельности которым занимались эти части, имел связь со специальными строительными мероприятиями. Помимо этого они занимались восстановлением сооружений связанных с электрообеспечением и электроснабжением, а также занимались проводкой электричества в места которые раньше не имели электрификации.

Известные деятели инженерных войск

В инженерные войска России были включены многие известные деятели, композиторы, полководцы, ученые и изобретатели. В их число вошли фельдмаршал Кутузов, маршал Огарков, маршалы инженерных войск Шестипалов, Прошляков, Аганов, Воробьев, Харченко и много других. Героями России были названы очень многие инженерные военные, и этот показатель является очень высоким.

В 2002 году Даниил Московский был объявлен покровителем Небесных инженерных войск. Это событие говорило о том, что преданная работа инженерных войск нашла понимание и в православной церкви.

21 января, День инженерных войск, помимо Российской Федерации отмечается также и в Белоруссии.

Древнерусский период

Развитие русского военного зодчества относится к IX — первой половине X века. Летописи доносят до нас сведения о строительстве городов, об их осаде и обороне. Само слово город в древнерусском языке обозначало не город в социально-экономическом значении, как понимается сейчас, а укреплённое, подготовленное к обороне украиное поселение, крепость, замок. Более того, до XVII века слово это часто относили к укреплениям, обозначая этим термином оборонительные стены. В конце XII века процесс дробления феодальной Руси на множество княжеств привёл к строительству крепостей и сооружений самых различных типов практически на всей территории Руси. О высоком уровне русского военно-инженерного искусства того времени свидетельствует как умелое строительство укреплений, так и совершенствование инженерных мероприятий при обеспечении наступательных действий войск. В 1242 году русские разгромили немцев на льду Чудского озера. Русские войска умело использовали при этом как долговременные оборонительные сооружения, так и полевые укрепления, выполненные с учётом особенностей местности. Другим примером является взятие Казани в 1552 году Иваном IV. Иван Грозный решил построить на берегу реки Свияги при впадении её в Волгу в 25 км от Казани крепость Свияжск. Заготовка деревянных деталей велась на Волге в районе Углича. Потом они были доставлены по воде к устью Свияги, где из них впервые в истории строительства за 28 дней была построена крепость-город, сыгравшая важную роль опорной базы при осаде Казани.

Первые сведения о воинах-строителях на Руси, которые донесла летопись, относятся к 1016 году. Указывалось, что это были строители, находившиеся на военной службе и имевшие обширные познания в военном искусстве и особенно в искусстве обороны. В отличие от рабочих, строивших различные городские сооружения и называвшихся дереводелами и плотниками, военных строителей называли городовиками и мостовиками (Колесник А. Н. 1985), позже Розмыслы. Со второй половины XV века в России был создан единый орган руководства военно-строительными работами в лице инженерной части Пушкарского приказа, которая стала разрабатывать чертежи и руководить строительством оборонительных сооружений.

Первым из дошедших до нас русским воинским уставом, обобщившим военно-инженерный опыт, является «Устав ратных и пушечных дел, касающихся до воинской науки». Его составил в начале XVII века воевода боярин Анисим Михайлов.

С миру по нитке

Почему же в таком случае «королевские войска» были настолько не популярны для молодежи, и почему призывники так боялись там служить, что порой просили отправить куда угодно, хоть на Крайний Север, только не в стройбат?

Для такого страха было несколько причин. Одной из них являлось то, что служить в стройбате для настоящих советских пацанов считалось позорным. Юноша шел в армию, чтобы стать настоящим мужчиной, способным при необходимости защищать Родину с оружием в руках.

В стройбате стрельбы, марш-броски и прочие армейские премудрости преподавали по весьма облегченной программе в самом начале службы. А потом лопату в руки, и, как говорится, копай глубже, кидай дальше.

Второй причиной нежелания советских призывников служить в стройбате был его неоднозначный контингент. Туда брали «ботаников», признанных пригодными к воинской службе, но едва ли способных прыгать с парашютом и ходить в разведку.

Туда брали малообразованных селян и жителей отдаленных регионов страны, в том числе, из Средней Азии, которые плохо говорили по-русски. В общем, набирали в эти войска в буквальном смысле с миру по нитке. Или, если смотреть правде в глаза, брали кого придется.

Применение войск

Специалисты МПЦ занимались разминированием сирийских городов Пальмира, Алеппо и Дейр-эз-Зор. С 2016 по июль 2018 года было проверено более 6,5 тыс. га территории, 1,5 тыс. км дорог, 17 тыс. зданий, обезврежено 105 тыс. взрывоопасных предметов. Центр также подготовил более 1,2 тыс. сирийских саперов.

Саперы Международного противоминного центр в Алеппо

Источник изображения: Пресс-служба Минобороны РФ/ТАСС

С октября 2018 по март 2019 года отряд МПЦ очистил от боеприпасов времен Вьетнамской войны более 100 га территории в Лаосе. В декабре 2018-го за выполнение поставленных задач по разминированию военных и гражданских объектов президент РФ Владимир Путин наградил МПЦ ВС РФ орденом Кутузова.

Летом 2019 года в рамках Армейских международных игр были проведены конкурсы инженерных войск «Безопасный маршрут» и «Инженерная формула», по итогам которых команды ВС России завоевали золотые медали.

Путепрокладчик на базе тягача МТ-Т БАТ-2 команды России во время конкурса «Безопасный маршрут»

Источник изображения: Сергей Бобылев/ТАСС

В январе-феврале 2019-го саперы Минобороны РФ были привлечены к расчистке русла реки Бурея в Хабаровском крае. Для ликвидации затора, который возник из-за обрушения части сопки в 73 км от пос. Чекунда, выделено более 300 т взрывчатых веществ и более 1,5 тыс. специальных боеприпасов.

В июле подразделения инженерных войск участвовали в помощи пострадавшим от наводнения населенным пунктам Тулунского района Иркутской области: восстановлена дамба на реке Ия и набережная реки Тулунчик, расчищено 138 га территории, разобрано 50 аварийных домов, построено более 7 км дорог, военнослужащие участвовали в раздаче воды местным жителям.

В августе того же года военнослужащие инженерных войск участвовали в ликвидации последствий серии взрывов на складах боеприпасов в Ачинске (Красноярский край). Было расчищено более 12 тыс. га территории, обезврежено свыше 35 тыс. опасных предметов.

В ходе стратегических командно-штабных учений «Центр-2019» инженерные войска разминировали 1 тыс. 370 га территории, обезвредили свыше 16,2 тыс. опасных предметов, оборудовано почти 800 укрытий для личного состава и военной техники. Также инженерно-дорожные подразделения подготовили и содержали более 300 км путей для передвижений войск.

Интересные факты

Служба в строительных отрядах, как может показаться на первый взгляд, была вовсе не безопасной. Об этом свидетельствуют следующие факты:

  1. Ликвидация последствий аварии на ЧАЭС. Около 70 % рабочего контингента в зараженной зоне составляли именно представители стройбатов.
  2. В 1988 году подразделения направлялись в Армению для возобновления поселений после разрушительного землетрясения.
  3. Строительство административных и жилых зданий, а также формирование фортификационных сооружений в период Афганской кампании.
  4. В 1982 году подразделения стройбата находились в порту Стэнли (Фолклендские острова) для модернизации посадочной полосы. Как раз в тот период произошло вторжение британских военных, оспаривавших права на территорию с Аргентиной. Советские бойцы заминировали подходы к аэропорту, в течение трех дней удерживали объект, вооружившись трофейным оружием. Только приказ из Москвы позволил остановить локальное противостояние, солдатам пришлось сложить оружие.

Инженерные войска – это стройбат или нет? Однозначно, на этот вопрос можно ответить утвердительно. Дело в том, что понятие «стройбат» официально не используется уже давно. На замену термину пришло иное наименование – «инженерные войска РФ».

Статья «Инженерные войска» входит в общий для всех языковых разделов Википедии расширенный список необходимых статей. Её развитие вплоть до статуса избранной является важным направлением работы русского раздела Википедии.Вы можете посетить страницу проекта «Мириада», который занимается улучшением наиболее важных статей Википедии, и, при желании, присоединиться к нему.
Эта статья была переименована по результатам обсуждения от 12 января 2011 года.Старое название Инженерные и военно-строительные войска было изменено на новое: Инженерные войска.Для повторного выставления статьи на переименование нужны веские основания, иначе такое действие будет нарушать правила (см. п. 8).

Воинские части Московской области

Воинская часть, в/ч 18938 (в.ч 30616-13) Адрес части:142438, Московская область, Ногинский район, п/о Б. Буньково

Воинская часть, в/ч 32516 Адрес части:141825, Московская область, Дмитровский район, п/о Орудьево, п.Княжево Телефон

Воинская часть, в/ч 01904 Адрес части:111033, г. Москва, 1-й Краснокурсантский проезд, д. 1/4

Отдельная дивизия орденов Ленина и Октябрьской революции Краснознаменная, оперативного назначения Адрес: Московская обл., г. Реутов-3, в/ч 3111 Фактический адрес: 143915, Московская область, г. Балашиха-15

Воинская часть, в/ч 3111 — Штаб ОДОН

Воинская часть, в/ч 3186 — 2-й полк оперативного назначения (ПОН)

Воинская часть, в/ч 3419 — 4-й полк оперативного назначения (ПОН)

Воинская часть, в/ч 3500 — 5-й полк оперативного назначения (ПОН)

Воинская часть, в/ч 3421 — 60-й учебный полк

Воинская часть, в/ч 3179 — Центр специального назначения (ЦСпН). Ранее этот номер в/ч носил 1 ПОН. Часто называют «Витязь» (по имени первого отряда специального назначения ВВ, сформированном в ОДОН).

в/ч 3532 — ОМСБ (Отдельный медико-санитарный батальон — медсанбат)

в/ч 3401 — 4-я отдельная рота РХБЗ (радиационной, химической и бактериологической защиты)

в/ч 6771 — 344-й отдельный комендантский батальон

в/ч 3187 — ОРВБ (отдельный ремонтно-восстановительный батальон)

в/ч 3058 — 319-й ОБООУЦ (отдельный батальон охраны и обслуживания учебных центров в д. Новая и в р-не Ногинска)

в/ч 3128 — ОБС (отдельный батальон связи)

в/ч 6909 — 441-й Отдельный батальон обеспечения (ОБО)

в/ч 3472. ЦУС ГК ВВ (Узел связи Главного командования ВВ РФ) Адрес части:143915, Московская обл, г Балашиха-15

Воинская часть, в/ч 3178 при Главном военном клиническом госпитале (ГВКГ) ВВ МВД РФ

Воинская часть, в/ч 6686 при Центре инженерно-технического обеспечения (ЦИТО) Главного командования ВВ РФ

Воинская часть, в/ч 23626 Адрес части:143370 Московская область, Наро-Фоминский район, п. Калининец (если 1 военный городок (15 полк)), и п.Калининец — 1, индекс 143371 (1 и 2 военный городок (3 и 1 полк соответственно))

Воинская часть, в/ч 55338 Адрес части: 143346,Московская область,Наро-Фоминский район,п.Селятино-1 Телефон: 8-496-344-65-98 — дежурный по части

Госпиталь в Селятино тел. терапевтического отделения

Воинская часть, в/ч 30616-26 (бывшая 12672 Адрес части: 141181, Московская область, Щелковский район, посёлок Загорянский, ул. Розы Люксембург, стр. 5

Воинская часть, в/ч 34608 Адрес части:142180, Московская обл. г.Климовск, ул. Школьная 50

Воинская часть, в/ч 49324-3 Адрес части:142172, г. Москва, г. Щербинка, ул. Флотская, д.5

в/ч 61899 — 27-я Отдельная Гвардейская Севастопольская Краснознаменная мотострелковая бригада (27-я ОМСБр) Адрес части:142771, Московская область (Новая Москва), Ленинский район, пос. Мосрентген

Воинская часть, в/ч 75384 Адрес части:140142, Московская область, Раменский район, пос. Зюзино

Службы[ | ]

Для управления специальными войсками

и выполнения специальных задач, в видах и родах войск (сил) при управлениях формирований предусмотреныСлужбы (не путать соСпецслужбой ).Службами ввооружённых силах именуются органы управления при штабах соединений, объединений, генеральном штабе вооружённых сил, ответственные за функционированиеВооружённых сил в той или иной сфере. КомплексСлужб и Штаба соединения (воинской части) в военной терминологии принято называтьУправлениемсоединения/воинской части (Управление бригады ,Управление корпуса ,Управление дивизии ,Управление полка и т. д.). . В зависимости от принадлежности к государству существуют следующие видыСлужбам (неполный список):

  • Служба пропаганды;
  • Финансовая служба;
  • Военное духовенство;
  • Фельдъегерская служба;
  • Военно-оркестровая служба;
  • Военно-юридическая служба;
  • Служба военных сообщений;
  • Служба расквартирования;
  • Инженерно-аэродромная служба;
  • Авиационно-техническая служба;
  • Поисково-спасательная служба;
  • Разведывательная служба;
  • Служба технического обеспечения;
  • Топографическая служба;
  • Гидрографическая служба;
  • Топогеодезическая служба;
  • Гидрометеорологическая служба;
  • Служба вооружения;
  • Жандармерия;
  • Военная полиция;
  • Военная прокуратура
  • Военный суд (трибунал)
  • Кибернетическая служба;
  • и другие.

Службы

занимаются координацией взаимодействий формированийспециальных войск для достижения поставленной боевой задачи.Начальник службы соединения/объединения — является прямым начальником всех формированийспециальных войск по профилю его службы и несёт ответственность за выполнение поставленных перед ними задач. К примеру:

  • Начальнику Инженерной службы дивизии подчиняютсяотдельный инженерно-сапёрный батальон дивизии иинженерно-сапёрные роты полков входящих в состав дивизии
  • Начальнику Химической службы армии подчиняютсяотдельная бригада РХБЗ ,отдельные батальоны химической защиты ироты химической защиты в составе всех дивизий, полков и бригад в составе армии.

Когда появились знаменитые советские строительные батальоны

Считается, что стройбат в армии появился в начале 1942 года, после публикации постановления Совмина о создании Военно-восстановительного управления. Ему предписывалось восстанавливать объекты на территориях, освобожденных от немцев.

Официально подобные подразделения назывались ВСО – военно-строительные отряды. Именно они составляли основу советских строительных войск. Сокращение «стройбат» появилось уже в 70-е годы, когда численность этого формирования заметно возросла. Организационно строительные подразделения СССР можно разделить на две группы:

  • части, входящие в структуру Министерства обороны;
  • подразделения, находящиеся в составе других ведомств и министерств СССР.

В каждом округе существовало управление, которому подчинялись подразделения и структуры ВСЧ на данной территории. По сути, оно было аналогично гражданскому тресту.

ВСЧ внесли немалый вклад в победу над гитлеровской Германией. На протяжении всей войны они действовали в составе фронтов и армий, возводя укрепления, прокладывая дороги, мосты, строя предприятия и линии коммуникаций. Нередко военные строители несли потери от огня противника.

Нарукавный знак и петлицы строительных войск СССР

Уже после войны на МО была возложена задача по обеспечению гражданских ведомств страны рабочей силой. Так появились строительные подразделения в составе других министерств. Эти войска также относились к стройбату. Рядовые бойцы попадали в них через военкоматы, а сержантов и офицеров поставляла армия. Руководил строителями замминистра обороны, а ему подчинялись все управления.

На протяжении послевоенного период численность советских строительных войск постоянно росла. Если в 1956 году она составляла 231 тыс. военнослужащих, то в середине 80-х годов достигла 400 тыс. человек. Советский стройбат был больше ВДВ, морской пехоты и пограничных войск вместе взятых. Возможно, что именно поэтому ВСО получили шутливое обозначение «королевские». По другой версии, такое название строительные войска получили благодаря продолжительной и плодотворной работе на советский космос, руководителем которого был Сергей Королев. Руками военных строителей были возведены большинство космических объектов, включая знаменитый Байконур и менее известный космодром Восточный.

История создания

Стройбат – строительный батальон, хотя в официальных документах всё было иначе. Своё начало ВСО (военно-строительные отряды) берут с 1942 года, когда постановлением Совета народных комиссаров СССР было принято решение создать Военно-восстановительное управление. Под его началом строились все объекты инфраструктуры, разрушенные немцами-оккупантами во время Великой Отечественной войны. Сам термин «стройбат» был придуман народом и вышел из обращения в 1970 году

Стоит обратить внимание, что сами солдаты называли себя весьма иронично – королевские войска

Факты – в 1980 году количество личного состава ВСО составляло около 300–400 тысяч человек, что перекрывает общее количество таких подразделений, как: ВДВ, морская пехота и пограничные войска.

Солдат спит – служба идет. Условия службы

Говоря честно, далеко не все солдаты срочной службы хотели попасть в стройбат. И этому есть ряд причин:

  1. Солдаты имели к военной службе формальное отношение. Они могли больше времени провести не в окопе или стрельбах, а на стройке или рытье котлована.
  2. Национальная составляющая. Отряды формировались из многонациональных групп. Часто в стройбат брали детей из неблагополучных семей или подростков, состоящих на учете в милиции. Такое сочетание разных типов национальностей и людей, склонных к криминалу, пугало молодого бойца. Часто происходили случаи дезертирства из частей.
  3. ВСО могли направлять в потенциально опасные места, даже в мирное время. Их бросали на устранения техногенных катастроф или на ликвидацию последствий стихийных бедствий. Такая работа была связана с риском получения опасного заболевания или различных по сложности травм.
  4. Само отношение общества к такому виду войск было снисходительное. В народе ходило много анекдотов про стройбат, поэтому служить в таком виде войск было несолидно.

Несмотря на все недостатки, были и отличительные плюсы среди остальных видов войск. Например, солдат получал зарплату за свою службу, причем её размер составлял порядка 120–180 рублей. Из этой суммы нужно вычесть 30 рублей за обслуживание бойца и его пропитание. Но даже в таком случае остается приличная сумма. Эти деньги откладывались на личный счет бойца, и лишь в случае острой необходимости солдат мог ими воспользоваться. Оклад мог доходить и до 250 рублей в месяц. Все зависело от специальности, которой обладал молодой боец. Ценились специалисты узкого профиля, связанного с машинами и техникой, такие как бульдозеристы, крановщики, экскаваторщики и прочие. Иногда демобилизованный солдат привозил со службы домой сумму до 5 000 рублей.

Аэродромы и вертодромы.

В области строительства взлетно-посадочных сооружений для транспортных воздушных судов, а также тяжелых реактивных бомбардировщиков и гигантских вертолетов достигнут значительный прогресс.

Там, где возможно строительство долговременных взлетно-посадочных полос, применяется напряженный железобетон. Если же время не терпит, то используется легкое алюминиевое аэродромное настилающее покрытие, допускающее взлет и посадку даже тяжелых бомбардировщиков. При ускоренном строительстве прифронтовых аэродромов и вертодромов на мягком грунте под алюминиевый настил подкладывается пластиковая пленка, защищающая грунт от размокания. С использованием таких материалов в прифронтовых условиях за считанные часы подготавливается аэродром, способный принимать крупные транспортные самолеты. В арктических районах военные инженеры научились строить ВПП из спрессованного снега.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector