Самая большая подводная лодка и история создания субмарин

Описание [ править ]

Подводная лодка класса « Огайо» была разработана для длительного стратегического патрулирования. Каждой подводной лодке назначено два полных экипажа, называемые синим экипажем и золотым экипажем, каждый из которых обычно обслуживает от 70 до 90 дней сдерживающего патрулирования. Чтобы сократить время в порту для смены и пополнения бригады, были установлены три больших логистических люка для обеспечения доступа для пополнения запасов и ремонта большого диаметра. Эти люки позволяют быстро перемещать поддоны с припасами, модули для замены оборудования и компоненты машин, ускоряя пополнение и техническое обслуживание подводных лодок. Более того, способность подводных лодок к «невидимости» была значительно улучшена по сравнению со всеми предыдущими подлодками с баллистическими ракетами. Огайо практически не было обнаружено на ходовых испытаниях в 1982 году, что дало ВМС США чрезвычайно высокую гибкость.

USS Michigan (SSBN-727) в сухом доке в ноябре 2002 г. перед его преобразованием в SSGN.

Конструкция этого класса позволяет катеру проработать около 15 лет между капитальными ремонтами. Сообщается, что эти подводные лодки работают так же тихо на своей крейсерской скорости 20 узлов (37 км / ч; 23 мили в час) или больше, чем предыдущие подводные лодки класса Lafayette на скорости 6 узлов (11 км / ч; 6,9 миль в час), хотя точная информация остается классифицирован. Управление огнем торпед Mark 48 осуществляется системой Mark 118 Mod 2 , в то время как система управления ракетным огнем — Mark 98.

Подводные лодки класса « Огайо» строились из секций корпуса, каждая четырехпалубная секция имела диаметр 42 фута (13 м). Секции были произведены в General Dynamics Electric Boat объекте, Quonset Пойнт , штат Род — Айленде , а затем собраны на своей верфи в Гротоне, штат Коннектикут .

ВМС США имеют в общей сложности 18 подводных лодок класса Ohio, которые состоят из 14 подводных лодок с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) и четырех подводных лодок с крылатыми ракетами (ПЛАРБ). Подводные лодки SSBN обеспечивают морское базирование ядерной триады США . Каждая подводная лодка ПЛАРБ вооружена до 24 баллистических ракет (БРПЛ) Trident II . Каждая ПЛАРК способна нести 154 крылатых ракеты « Томагавк » , а также комплект ракет «Гарпун», запускаемых через торпедные аппараты .

Согласно новому договору о СНВ , по четыре орудия на каждой ПЛАРБ будут отключены, в результате чего на каждом корабле останется только 20 единиц для боевых загрузок.

Виды подводных лодок

Атомная подводная лодка, проект 941 «Акула», способна погружаться на глубину до полукилометра и нести боевую вахту в течение 6 месяцев

Подлодки принято разделять на отдельные виды, различающиеся вооружением и конструкцией. Каждое такое судно предназначается для выполнения конкретной задачи.

В основе военно-морского флота Российской Федерации находятся подлодки четырех видов:

  1. Атомные подводные лодки, оснащенные баллистическими ракетами.
  2. Многоцелевые атомные подводные лодки с крылатыми ракетами.
  3. Ударные дизельные электрические подлодки.
  4. Атомные подлодки с крылатыми ракетами.

Россия известна тем, что она строит для себя подводные лодки всех основополагающих классов.

Атомные ПЛ

Атомные субмарины принято оснащать торпедами и крылатыми ракетами.

Основная задача АПЛ (атомных подводных лодок) заключается в уничтожении подводных, береговых и надводных объектов, которые представляют угрозу.

Наиболее мощной субмариной данного типа считается «Щука-Б». Это проект 971.

В общей сумме Россия располагает 11 атомными подводными лодками. Они размещены в пределах Тихоокеанского и Северного флотов. 5 из них вынужденно отправлены на проведение ремонтных работ.

Одной из наиболее интересных эксперты считают историю подлодки атомного типа К-152 «Нерпа». Она была запланирована для России в 1991 году, но определенные трудности вызвали срыв сроков ее завершения. В 2004 году был подписан договор о достраивании субмарины и ее передаче флоту Индии. Но добиться выполнения этого плана удалось лишь к 2012 году.

Вкратце стоит пройтись по наиболее значимым подводным лодкам, для которых характерен такой тип, как атомный:

  • Проект 949А «Антей». В планах было строительство 18 данных лодок. Но получить удалось всего 11 из-за наличия ряда финансовых трудностей. На данный момент не функционируют 3 из них. Еще одна была уничтожена летом 2000 года.
  • Проект 945 «Барракуда». Было построено всего 4 таких судна. Данный проект также дал жизнь судам Б-239 «Карп» и Б-534 «Нижний Новгород». Некоторые из них сейчас находятся на стадии ремонта.
  • Проект 671РТМК «Щука». В ВМФ насчитывается 4 такие подлодки. В скором будущем все они закончат свою работу и отправятся на заслуженный покой.

В 2014 году был поднят флаг на еще одной подлодке такого типа. Речь идет о К-560 «Северодвинск». Также в мероприятии принял участие проект 885 «Ясень». До 2020 года планируется строительство еще 8 подобных субмарин, которые будут оснащены ракетами.

Дизельные ПЛ (ДЭПЛ, НАПЛ)

«Варшавянка»: водоизмещение около 2400 тонн, экипаж 52 человека

Современные подводные лодки РФ включают в себя дизельные субмарины. Их созданием начали заниматься еще в 80-е годы. На тот момент был выпущен проект 877 «Палтус».

За несколько последних лет построили еще несколько вариаций «Палтуса», за счет чего удалось успешно модифицировать устаревшую версию.

Проект 877 положил начало созданиюнового проекта 636 «Варшавянка». Морской флот России уже успел пополниться рядом таких субмарин. Одними из первых были погружены в воду «Старый Оскол» и «Ростов-на-Дону».

Компоновка и размеры

Особого внимания заслуживают размеры и компоновка ядерного подводного исполина. Под оболочкой легкого корпуса находился не совсем обычный «катамаран» из 2-х прочных корпусов, расположенных параллельно. Для торпедного отсека и центрального поста с примыкающим к нему отсеком радиотехнического вооружения были созданы герметичные отсеки капсульного типа.

Все 19 отсеков лодки сообщались между собой. Горизонтальные складывающиеся рули «Акулы» располагались в носовой части лодки. На случай всплытия ее из-подо льда было предусмотрено значительное усиление боевой рубки округлой крышкой и специальными подкреплениями.

«Акула» поражает своими исполинскими размерами. Не зря она считается самой большой подводной лодкой в мире: ее длина — почти 173 метра соответствует двум футбольным полям. Что касается подводного водоизмещения, то здесь также не обошлось без рекорда – около 50 тыс. тонн, что почти втрое превышает соответствующую характеристику американской «Огайо».

В популярной культуре

Как подводные лодки с баллистическими ракетами Огайо класс иногда изображался в художественных книгах и фильмах.

  • Том Клэнси написал Огайо разложить подводные лодки на несколько романов, Такие как USSМэн (РПКСН-741) в Сумма всех страхов (1991).
  • Вымышленный показан в фильме 1989 года Пропасть.
  • USSАлабама это установка для 1995 подводный фильм, Багровый прилив.
  • Вымышленная подводная лодка с баллистическими ракетами, USS Колорадо (SSBN-753), это основная установка для ABC телесериал Крайнее средство.
  • USSВайоминг показан в сезоне 1, эпизоде ​​13 американского телесериала Храбрый.
  • В Канал Дискавери документальный Подводные лодки: Стальные акулы (1993) особенности USS Грузия и ее команда.

Подлодка, впервые использованная в военных целях

Такой подлодкой принято считать судно под названием «Черепаха», спроектированное и построенное американцем Дэвидом Бушнеллом. Кстати, этот американский инженер-изобретатель прославился ещё и тем, что придумал подводную часовую мину. Подлодка, по мнению Бушнелла, отлично подходила для того, чтобы доставлять это взрывное устройство к вражеским кораблям.

При создании «Черепахи» изобретателю пришлось ломать голову над большим числом проблем. Ему нужно было придумать, как сделать непроницаемый корпус, который выдерживал бы давление на глубине, как обеспечить подлодке контролируемое погружение, как сохранять её в устойчивом вертикальном положении под водой, куда поместить мину и так далее. Решая эти проблемы, Бушнелл даже сделал несколько новаций. К примеру, он оказался первым, кто догадался снабдить подлодку шноркелем и двухлопастным винтом (он играл роль движителя). Корпус «Черепахи», если смотреть в профиль — это две идентичных, соединённых между собой половинки, и каждая из них действительно напоминала панцирь черепахи (отсюда и название). Высота лодки была чуть больше двух метров, длина была равна 2,3 метрам, ширина — 0,9 метрам. Она была сделан из дуба, и все зазоры между ними были надёжно законопачены. Чтобы повысить характеристики влагонепроницаемости и прочности судна, корпус был покрыт смолой и вокруг него были закреплены стальные полоски.

Схематическое изображение «Черепахи» с человеком внутри

Воздуха в этой подлодке хватало только на полчаса. Она управлялась водителем, которому приходилось сидеть на сидении, похожем на велосипедное. В нижней части корпуса было расположено свинцовое грузило для придания лодке вертикальной устойчивости и отверстие для забора воды в балластную ёмкость во время погружения. Также здесь были помпы из латуни, которые в кратчайшие сроки загоняли воздух в эту же ёмкость — в результате лодка всплывала. Возле водителя и над ним располагались рукояти приводов винтов, благодаря которым судно могло двигаться вертикально и горизонтально, а также руль.

«Черепаха» также была оснащена целым рядом полезных устройств — компасом, глубиномером и вентилятором. Что касается 70-килограммовой мины, то она была здесь помещена в специальном отсеке под рулём.

«Черепаху» Бушнелл строил и испытывал в Сэйбруке — городке в штате Коннектикут. И лишь к весне 1776 года ему удалось довести свой проект до конца. После этого «Черепаху» тайно отправили в Нью-Йорк и отдали в распоряжение американского генерала Путнэма. Впрочем, применить её решились через несколько месяцев — в начале сентября. Управлять ей было поручено сержанту Эзре Ли.

Итак, 6 сентября 1776 года «Черепаху» втайне отбуксировали поближе к большому английскому флагману Eagle («Орёл»). Сержант Ли залез в субмарину и приготовился осуществить атаку. Он добрался до «Орла», но присоединить часовую мину к флагману не удалось. Он наткнулся на бугель и не сумел пробурить корпус. Ли в итоге просто бросил взрывное устройство и стал возвращаться обратно. Кроме того, когда он всплыл, ему пришлось отбиваться от английских маломерных судов. Кстати, эта мина, когда Ли уже был далеко, всё же взорвалась, но этот взрыв никому не принёс вреда.

Потопить британский корабль с помощью «Черепахи» попытались снова 8 октября. Для этого «Черепаху» на буксире стали подвозить к месту атаки на реке Гудзон. Но англичане проявили бдительность и, открыв огонь из пушек, уничтожили и субмарину, и корабль, который выполнял роль буксира.

Так выглядит воссозданная подлодка Дэвида Бушнелла

История создания

Техническое задание на разработку проекта 941 было выдано в 1972 году. Ориентир делался на соперничество с США, где велась разработка над атомной подлодкой «Огайо». В итоге первые корабли обоих проектов были заложены почти одновременно в 1976. Проект 941 изначально разрабатывался под межконтинентальные баллистические ракеты Р-39. Данный аспект потребовал от лодки-носителя значительных габаритов. Первый спуск на воду первого подводного тяжелого крейсера ТК-208 состоялся 29 сентября 1980.

Легенда мирового подводного судостроения была официально спущена на воду и введена в строй в Северодвинске в 1981 году. Находясь на земле, на ее корпусе в передней части нарисовали оскал акулы, обвивающий трезубец. После спуска на воду изображение скрылось и больше его никто никогда не видел, но машина уже получила свое название, ставшее впоследствии официальным.

Последующие модификации, производящиеся по данному классу, именовались также, а экипаж получил нарукавную нашивку с нарисованным хищником. Иностранные журналисты окрестили лодку кодовым названием «Typhoon», а через несколько лет ее так стали называть и в Союзе.

Поручено начать работы над созданием первой подлодки с возможностью носить на себе несколько современных твердотопливных трехступенчатых межконтинентальных баллистических ракет Р – 39, превосходящих «Трайдент»(ракету США) количеством взрывчатого вещества и дальностью полета.

Работа по созданию подлодки была начата летом 1976 года, под контролем генерального конструктора Сергея Никитича Ковалева. После выполнения первой проектной документации определились габариты «Акулы»: длина – почти в 2 футбольных поля и высота – 9-этажного дома.

Первая официальная информация о создании нового проекта прозвучала на XXVI съезде КПСС, проходившем весной 1981 года. Леонид Ильич умышленно назвал машину «Тайфуном», с целью обескуражить и сбить с толку соперников по Холодной войне, начавшейся практически сразу после победы СССР в ВОВ. До этого все сведения, касающиеся новейшей разработки, оставались засекреченными.

Своя среди китов

Главной слабостью первых отечественных атомных подводных лодок был высокий уровень шума, демаскирующий их. Корпуса у «Акул» были сконструированы так удачно, что уровень шума оказался значительно ниже, чем ожидали даже проектировщики. Для американцев же «молчаливость» «Акулы» и вовсе стала неприятным сюрпризом. Действительно, как-то неуютно становится при мысли, что где-то в океане бесшумно и незаметно движется «девятиэтажка», своим залпом способная превратить в радиоактивную пустыню несколько американских мегаполисов.

Подводники уверяют, что «Акуле» настолько удалось слиться с океаном, что киты и касатки нередко принимали ракетоносец за сородича, тем самым создавая ему дополнительное «прикрытие».

Появление в составе ВМФ СССР ракетоносцев проекта 941 «Акула» лишило военное командование США надежд на приобретение подавляющего перевеса над СССР в ядерных силах морского базирования.

Но в историю данного проекта вмешалась большая политика. После распада Советского Союза представители США, предлагая новые договоры по разоружению, проявляли живейший интерес к снятию с вооружения и утилизации советских «Акул».


ТК-202 в 1999 году, перед утилизацией. Фото: Commons.wikimedia.org

Фото подводных лодок проекта 941 «Акула»

Длинна субмарины проекта 941 «Акула» в сравнении с футбольным полем

ТРПКСН ТК-12 «Симбирск» проекта 941 «Акула». Третья подводная лодка этой серии на утилизации.

ТРПКСН ТК-20 «Северсталь» проекта 941 «Акула». Шестая подлодка из этой серии.

ТРПКСН ТК-208 «Дмитрий Донской» проекта 941 «Акула». Первая подводная лодка из этой серии.

ТК-17 «Архангельск» проекта 941 «Акула». Пятая подводная лодка этой серии.

ТРПКСН ТК-202 пр. 941 «Акула». Второй корабль серии. Июль 1990 г. Арктика 87 гр. с.ш.

ТРПКСН ТК-13 проекта 941 «Акула». Четвертая подводная лодка серии на утилизации

Похожее

Японский линкор «Ямато» — самый большой в мире

Адмирал Кузнецов — тяжёлый авианесущий крейсер (ТАВКР) проекта 1143.5

Крейсер «Петр Великий» проект 1144 «Орлан» флагман Северного флота

Варяг — бронепалубный крейсер Российского Императорского флота

Подводные лодки проекта 941 «Акула» — самые большие в мире

Аскольд — бронепалубный крейсер Российского императорского флота

Подводные лодки проекта 955 «Борей»

Немецкий линкор «Бисмарк» — корабль Второй мировой войны

Фото АПЛ РФ (21 фото)

Французские линкоры типа «Ришелье» Второй мировой войны

Худ — британский линейный крейсер Второй мировой войны

Подводные лодки проекта 636 «Варшавянка»

Проект 971 «Щука-Б» — атомные подводные лодки

Ляонин (бывший Варяг) — первый авианосец Китая

Джеральд Р. Форд — авианосец США

Корабельная установка АК-630. Дальность стрельбы. Скорострельность

Ракетный крейсер «Москва» (Слава) — флагман Черноморского флота России

Линкор «Октябрьская Революция» («Гангут»)

Проект 1143 «Кречет» — тяжелые авианесущие крейсеры

Эскадренный миноносец «Настойчивый» — флагман Балтийского флота

Проект 11351 «Нерей» (Тип «Менжинский») — сторожевые корабли погранвойск

Ракетный крейсер «Варяг» (Червона Украина) — флагман Тихоокеанского флота России

Проект 1234 шифр «Овод» малые ракетные корабли

Сверхмалые подводные лодки проекта 865 «Пиранья»

Подводные лодки проекта 677 «Лада»

Громобой — броненосный крейсер российского императорского флота

Затонувшие корабли

ССВ-33 «Урал» — корабль радиоэлектронной разведки проекта 1941 шифр «Титан»

Фото американских авианосцев. Подборка

«Бора» и «Самум» — малые ракетные катера на воздушной подушке

БДК типа «Иван Рогов» — большой десантный корабль

Акаги — японский авианосец Второй мировой войны

Гнейзенау — германский линкор тип «Шарнхорст»

Проект 641Б «Сом» — дизель-электрическая подводная лодка

Проект 1135 «Буревестник» (тип «Бдительный») — сторожевые корабли

Проект 1135М «Буревестник» (тип «Резвый») — сторожевые корабли

Россия — броненосный крейсер российского императорского флота

«Императрица Мария» — русский линкор Первой мировой войны

Проект 11540 «Ястреб» (Тип «Неустрашимый») — сторожевые корабли (фрегаты)

Мистраль — десантные корабли-вертолетоносцы

Линкор «Фусо» — линейный корабль ВМС Японии 1915-1944 год

«Дельфин» — первая российская подводная лодка

Рональд Рейган — авианосец США

Пересвет — броненосец российского императорского флота

Джордж Буш — авианосец США

«Адмирал граф Шпее» — германский линкор Второй мировой войны

АПКР К-18 «Карелия» — атомный подводный ракетный крейсер

Американские линкоры типа «Айова» Второй мировой войны

«Литторио» — итальянский линкор Второй мировой войны

КИК «Маршал Крылов» — корабль измерительного комплекса проекта 1914.1

Шарль де Голль — авианосец ВМС Франции

Английский линкор «Родни» тип «Нельсон» Второй мировой войны

Японские линкоры типа «Исэ» Второй мировой войны

«Дюнкерк» — французский линкор Второй мировой войны

Дизель-электрические подлодки проекта 633

Линкор «Ямасиро» — линейный корабль Японии 1917-1944 год

Космонавт Юрий Гагарин — научно-исследовательское судно

Подрыв и затопление авианосца списанного в утиль

АК-726 — корабельная 76-мм артустановка

Подводные лодки типа «Касатка»

«Альбион» — десантно-вертолётный корабль-док ВМС Великобритании

Адмирал Ушаков — русский броненосец

Кета — подводная лодка

Тип «Сом» — подводные лодки 1904 — 1906 годов

Форель — подводная лодка

Подводные лодки тип «Карп»

Тип «Осётр» — подводные лодки

Список лодок

Лодка Номер корпуса Упорядоченный Положил Запущен Доставленный Введен в эксплуатацию Домашний порт Срок службы(положение дел) Ref.
Управляемые ракетные подводные лодки (ПЛАРК)
Огайо ПЛАРК-726 1 июля 1974 г. 10 апреля 1976 г. 7 апреля 1979 г. 28 октября 1981 г. 11 ноября 1981 г. Военно-морская база Китсап, Вашингтон 39 лет и 15 дней(в действующей службе)
Мичиган ПЛАРК-727 28 февраля 1975 г. 4 апреля 1977 г. 26 апреля 1980 г. 28 августа 1982 г. 11 сентября 1982 г. Военно-морская база Китсап, Вашингтон 38 лет, 2 месяца и 15 дней(в действующей службе)
Флорида ПЛАРК-728 28 февраля 1975 г. 19 января 1981 г. 14 ноября 1981 г. 17 мая 1983 г. 18 июня 1983 г. База морских подводных лодок Кингс-Бэй, Грузия 37 лет, 5 месяцев и 8 дней(в действующей службе)
Грузия ПЛАРК-729 20 февраля 1976 г. 7 апреля 1979 г. 6 ноября 1982 г. 17 января 1984 г. 11 февраля 1984 г. База морских подводных лодок Кингс-Бэй, Джорджия 36 лет, 9 месяцев и 15 дней(в действующей службе)
Подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ)
Генри М. Джексон(бывший Род-Айленд) ПЛАРБ-730 6 июня 1977 г. 19 ноября 1981 г. 15 октября 1983 г. 11 сентября 1984 г. 6 октября 1984 г. Военно-морская база Китсап, Вашингтон 36 лет, 1 месяц и 20 дней(в действующей службе)
Алабама ПЛАРБ-731 27 февраля 1978 г. 27 августа 1981 г. 19 мая 1984 г. 23 апреля 1985 г. 25 мая 1985 г. Военно-морская база Китсап, Вашингтон 35 лет, 6 месяцев и 1 день(в действующей службе)
Аляска ПЛАРБ-732 27 февраля 1978 г. 9 марта 1983 г. 12 января 1985 г. 26 ноября 1985 г. 25 января 1986 г. База морских подводных лодок Кингс-Бэй, Джорджия 34 года, 10 месяцев и 1 день(в действующей службе)
Невада ПЛАРБ-733 7 января 1981 г. 8 августа 1983 г. 14 сентября 1985 г. 7 августа 1986 г. 16 августа 1986 г. Военно-морская база Китсап, Вашингтон 34 года, 3 месяца и 10 дней(в действующей службе)
Теннесси ПЛАРБ-734 7 января 1982 г. 9 июня 1986 г. 13 декабря 1986 г. 18 ноября 1988 г. 17 декабря 1988 г. База морских подводных лодок Кингс-Бэй, Джорджия 31 год, 11 месяцев и 9 дней(в действующей службе)
Пенсильвания ПЛАРБ-735 29 ноября 1982 г. 2 марта 1987 г. 23 апреля 1988 г. 22 августа 1989 г. 9 сентября 1989 г. Военно-морская база Китсап, Вашингтон 31 год, 2 месяца и 17 дней(в действующей службе)
Западная Виргиния РПКСН-736 21 ноября 1983 г. 18 декабря 1987 г. 14 октября 1989 г. 10 сентября 1990 г. 20 октября 1990 г. База морских подводных лодок Кингс-Бэй, Джорджия 30 лет, 1 месяц и 6 дней(в действующей службе)
Кентукки ПЛАРБ-737 13 августа 1985 г. 18 декабря 1987 г. 11 августа 1990 г. 27 июня 1991 г. 13 июля 1991 г. Военно-морская база Китсап, Вашингтон 29 лет, 4 месяца и 13 дней(в действующей службе)
Мэриленд ПЛАРБ-738 14 марта 1986 г. 22 апреля 1986 г. 10 августа 1991 г. 31 мая 1992 г. 13 июня 1992 г. База морских подводных лодок Кингс-Бэй, Джорджия 28 лет, 5 месяцев и 13 дней(в действующей службе)
Небраска ПЛАРБ-739 26 мая 1987 г. 6 июля 1987 г. 15 августа 1992 г. 18 июня 1993 г. 10 июля 1993 г. Военно-морская база Китсап, Вашингтон 27 лет, 4 месяца и 16 дней(в действующей службе)
Род-Айленд ПЛАРБ-740 15 января 1988 г. 15 сентября 1988 г. 17 июля 1993 г. 22 июня 1994 г. 9 июля 1994 г. База морских подводных лодок Кингс-Бэй, Джорджия 26 лет, 4 месяца и 17 дней(в действующей службе)
Мэн ПЛАРБ-741 5 октября 1988 г. 3 июля 1990 г. 16 июля 1994 г. 21 июня 1995 г. 29 июля 1995 г. Военно-морская база Китсап, Вашингтон 25 лет, 4 месяца и 7 дней(в действующей службе)
Вайоминг РПКСН-742 18 октября 1989 г. 8 августа 1991 г. 15 июля 1995 г. 20 июня 1996 г. 13 июля 1996 г. База морских подводных лодок Кингс-Бэй, Джорджия 24 года, 4 месяца и 13 дней(в действующей службе)
Луизиана ПЛАРБ-743 19 декабря 1990 г. 23 октября 1992 г. 27 июля 1996 г. 14 августа 1997 г. 6 сентября 1997 г. Военно-морская база Китсап, Вашингтон 23 года, 2 месяца и 20 дней(в действующей службе)

Примечание: лодки базируются в Военно-морская база Китсап, Вашингтон эксплуатируются Тихоокеанский флот США, а лодки базируются в База морских подводных лодок Кингс-Бэй, Грузия управляются Командование сил флота США, (ранее Атлантический флот США).

Описание конструкции

1. Расположение реактора; 2. Пусковые шахты; 3. Комната наведения БРПЛ; 4. Машинное отделение; 5. Отделение силовой установки; 6. Торпедные аппараты.

Корпус

ПЛАРБ типа Vanguard является лодкой однокорпусной архитектуры. Прочный корпус сделан из высокопрочной американской стали HY-80/100. Он имеет форму цилиндра с торосферическими концевыми прочными переборками. Диаметр корпуса в районе ракетных шахт равен 12,8 метров. Вне прочного корпуса, в оконечностях корабля находится большая часть ЦГБ (Цистерн Главного Балласта). Они прикрыты легкими конструкциями хорошо обтекаемой формы. Одной из главных особенностей лодки (также как и на ПЛАРБ типа Resolution) является ракетный банкет, который плавно сопрягается с носовой частью корпуса, а также схема расположения носовых горизонтальных рулей. Однако при этом их перенесли ближе к ограждению прочной рубки (по сравнению с Resolution). Это было сделано для обеспечения более благоприятных условий работы носовой конформной антенны. Наружные обводы корпуса были облицованы полиуретановым противогидролокационным покрытием, выполненным в форме плиток размером 305×305 мм и толщиной 100 мм.

Энергетическая установка и ходовые качества

Новый водо-водяной ядерный реактор, Rolls-Royce PWR 2, был разработан специально для класса Vanguard. PWR 2 имеет удвоенный срок службы по сравнению с предыдущими моделями, и предполагается, что подводная лодка класса Vanguard могла бы совершить кругосветное плавание 40 раз без дозаправки. Реактор приводит в движение две паровые турбины GEC, соединенные с одноцилиндровым реактивным движителем насоса, обеспечивая максимальную скорость погружения подводных лодок более 25 узлов. Вспомогательное питание обеспечивается парой паротурбинных генераторов мощностью 6 МВт, поставляемых компанией «WH Allen», и двумя дизельными генераторами «Paxman» мощностью 905 кВт / с для обеспечения резервного источника питания.

Спальные помещения экипажа

Экипаж и обитаемость

Штатный экипаж подлодки класса Vanguard состоит из 135 человек. Для личного состава оборудованы кают-компании, объединяющие в себе столовую, актовый зал и комнаты отдыха. Члены экипажа могут совместно со службой улучшать своё образование, для чего на лодке имеется большая библиотека. Отличительной чертой ПЛАРБ класса Vanguard является предоставление членам экипажа максимально возможного комфорта, благодаря которому легче переносятся длительные (до 3 месяцев) походы в Северной Атлантике и Норвежском море.

История создания

Тактико-техническое задание на проектирование было выдано в декабре 1972 года, главным конструктором проекта был назначен С. Н. Ковалёв. Новый тип подводных крейсеров позиционировался как ответ на строительство США ПЛАРБ типа «Огайо» (первые лодки обоих проектов были заложены практически одновременно в 1976 году). Размеры нового корабля обуславливались габаритами новых твердотопливных трёхступенчатых межконтинентальных баллистических ракет Р-39 (РСМ-52), которыми планировалось вооружить лодку. По сравнению с ракетами «Трайдент-I», которыми оснащались американские «Огайо», ракета Р-39 обладала лучшими характеристиками дальности полёта, забрасываемой массы и имела 10 блоков против 8 у «Трайдента». Однако, при этом Р-39 оказалась почти вдвое длиннее и втрое тяжелее американского аналога. Для размещения столь больших ракет стандартная схема компоновки РПКСН не подошла. 19 декабря 1973 года правительством было принято решение о начале работ по проектированию и строительству стратегических ракетоносцев нового поколения.

23 сентября 1980 года на судостроительной верфи города Северодвинска, на гладь Белого моря была спущена первая советская подводная лодка класса «Акула». Когда корпус ее был еще в стапелях, на его носу, ниже ватерлинии, виднелась нарисованная оскалившаяся акула, которая обвивала трезубец. И хотя после спуска, когда лодка встала на воду, акула с трезубцем скрылась под водой и больше ее никто не видел, в народе крейсер уже окрестили «Акулой». Все последующие лодки этого класса продолжали именовать так же, а для их экипажей была введена особая нарукавная нашивка с изображением акулы. На Западе же лодке присвоили кодовое имя «Typhoon». Впоследствии Тайфуном эту лодку стали называть и у нас.Строительство «9-этажных» подводных лодок обеспечивало заказами более 1000 предприятий Советского Союза. Только на «Севмаше» 1219 человек, участвовавших в создании этого уникального корабля, получили правительственные награды.

Впервые о создании серии «Акула» заявил Леонид Брежнев на XXVI съезде КПСС. Брежнев специально назвал «Акулу» «Тайфуном», чтобы ввести противников по холодной войне в заблуждение.

Для обеспечения перезарядки ракетами и торпедами в 1986 году был построен дизель-электрический транспорт-ракетовоз «Александр Брыкин» проекта 11570 с полным водоизмещением 16 000 т, он принимал на борт до 16 БРПЛ.

В 1987 году ТК-12 «Симбирск» осуществил длительный высокоширотный поход в Арктику с неоднократной заменой экипажей.

27 сентября 1991 года во время учебного пуска в Белом море на ТК-17 «Архангельск» в шахте взорвалась и сгорела учебная ракета. Взрывом была сорвана крышка шахты, а боевая часть ракеты — выброшена в море. Во время инцидента экипаж не пострадал; лодка была вынуждена встать на небольшой ремонт.

В 1998 году на Северном флоте прошли испытания, в ходе которых был произведён «одновременный» пуск 20 ракет Р-39.

Удивительный «Лошарик» для изучения океанских глубин

Атомная глубоководная станция проекта 10831 «Калитка», известная общественности как АС-12 или «Лошарик» — российская атомная глубоководная подводная лодка для изучения морского дна и проведения специальных работ.

«Лошарик» совершенно беззащитен: вооружение отсутствует. Зато она умеет нырять на глубину около 6000 метров, возможно и больше. Официальные источники в 2012 подтверждали как минимум погружения на 2-3 километра, проведенные для изучения арктического шельфа.

Для достижения таких глубин этого его корпус собран из нескольких шарообразных отсеков (реализован принцип батисферы) из титана, расположенных внутри удлинённого лёгкого корпуса «классической» формы.

Предполагается, что аппарат в 69 метров длиной оснащен манипуляторным комплексом, грузоподъемной системой, гидроакустической станцией, оптической системой и малыми (необитаемыми) дронами. Возможно имеет колеса для езды по дну для полностью незаметного перемещения.

Благодаря глубине погружения и бесшумности фактически является практически неуязвимой. Но на дальние расстояния «Лошарик» «не ходит»: существующие утечки говорят об использовании АПЛ К-329 «Белгород» в качестве лодки-носителя.

Когда появились первые подлодки

Существует туманное свидетельство о недошедшем до нас эпосе 1190 года «Салман и Моролф», в котором главный герой перемещался под водой в подлодке из драккара с плотно закрытой водонепроницаемой кожей палубой. Но первые достоверные сведения о продолжении штурма человеком подводного мира относятся к началу XVI века.

Механизмы, схемы которых он находил в папских архивах, возможно, не были воплощены, но давали полет творческой мысли гению. Первый достоверный чертеж подлодки на мускульной тяге принадлежит именно великому Леонардо.

После него, история развития штурма глубин человеком ускоряется:

  • 1538 год ─ морская супердержава Испания проводит испытания подводного колокола при императоре Карле V;
  • 1620 (ориентировочно) год ─ механик Корнелиус Дреббель с королём Иаковым I проводят первый запуск весельной подлодки с экипажем из 15 человек;
  • 1716 год ─ исследователь космоса Галлей изобретает подачу кислорода в водолазный колокол.

Его изобретение позже было усовершенствованно системой насосов. Появление относительно автономной боевой подводной лодки, казалось, вот-вот состоится.

Сравнение с другими ПЛАРБ

Сравнение основных характеристик находящихся на вооружении подводных лодок с ядерными пусковыми установками Класс « Бенджамин Франклин» больше не используется, но предшествует «Огайо».
Характерная черта Торжествующий Бенджамин Франклин Огайо Дельта IV Борой Авангард Джин
Страна Франция Соединенные Штаты Россия Соединенное Королевство Китай
Ввод в эксплуатацию 1997-2010 1965-1967 1981–1997 1984–1990 2013- 2007 — 2010-
Строящиеся / планируемые к постройке единицы 4/0 12/0 18/0 7/0 4/6 4/0 6? /?
Длина 138 г. 130 м. 170 м. 166 г. 170 м. 149,9 мес. 135 м.
Диаметр 10,6 х 12,5 м. 8,69 х 10 м. 13 мес. 8,8 х 12,3 м. 10 х 13,5 м. 12 х 12,8 м. 12,5 мес.
Водоизмещение 14,335 т. 8,383 т. 18 750 т. 18200 т. ? 24000 т. 15,600 т. 11000 т.
Скорость 25 узлов (46 км / ч) 21 узел 25 узлов 24 узла 30 узлов > 25 узлов ?
Максимальное погружение > 400 м. 400 м. > 240 м. 320 м. 450 м. ? ?
Экипаж 111 140 155 ? 107 135 ?
Стратегические ракеты 16 ракет М51 96 голов по 100 кт Дальность: 9000/10000 км 16 Trident I с 8 головкой по 100 узлов Дальность: 7400 км единственная ядерная версия 24 Trident II с 12 головками по 100 узлов Дальность: 11300 км 24 Layner с 4-12 головами по 500/100 уз Дальность: от 8000 до 12000 км 16 Булава с 6-10 головами по 150/100 уз Дальность: 10 000 км 16 Trident от 1 до 8 голов по 100 узлов Дальность: 12000 км 12 JL-2 от 1 до 8 голов по 455 узлов Дальность: 7200 км
Обычное вооружение 4 торпедных аппарата 18 торпед F17 или противокорабельных ракет Exocet 4 торпедных аппарата 13 единиц оружия 4 торпедных аппарата только неядерный вариант 154 крылатые ракеты «Томагавк» 4 торпедных аппарата противокорабельные ракеты Viyuga всего 12 единиц оружия 6 торпедных аппаратов Противокорабельные ракеты Виюга 4 торпедных аппарата ?

Вооруженные до зубов лодки типа «Огайо»

Самая тяжеловооруженная субмарина в мире несет 24 баллистических ракетоносителя типа «Трайдент-2». Даже у «Акул» меньше, ведь они несут носители, аналогичные наземным. У «Огайо» они компактные, для подводных лодок.

Вместо них несколько лодок этого класса получили боезапас в 154 крылатые ракеты «Томагавк», которых хватит на целую локальную войну. Впрочем, боеголовок ракет одного «Огайо» хватило бы, чтобы стереть начисто небольшую страну.

Удивительно, но эта махина звучит «всего» на 102 дБ, то есть чуть громче раскатов грома. Для подводного судна это сущие пустяки, которые едва ли распознаваемы при максимальном погружении «Огайо» на 550 метров.

Создаваемая одновременно с «Акулой», «Огайо» оказалась намного перспективнее, дешевле и многофункциональнее. Судя по всему, это единственный подводный ракетоносец, умеющий и ракеты, и торпеды, и боевых пловцов, и глубоководные аппараты запускать.

Ходят упорные слухи, что одна или две лодки этого типа переоборудованы в подводные транспорты для перевозки грузов особо важного назначения. Которые обычным войскам и погранслужбам никогда не найти, не распознать

Боевой потенциал

Пусковые шахты АПЛ «Тайфун»

В случае ядерного конфликта «Тайфун» могла обрушить на врага одновременно 20 ядерных ракет Р-39, с десятью 200-кт разделяющимися боеголовками каждая. Такой ядерный «тайфун» мог бы за считанные минуты превратить в пустыню всё восточное побережье США.

Кроме баллистических ракет в арсенале лодки находились более двух десятков обычных и реактивных торпед, а также ПЗРК «Игла». Специально для оснащения «Тайфунов» ракетами и торпедами был разработан транспортный корабль «Александр Брыкин» водоизмещением 16 тыс. тонн и рассчитанный на перевозку 16 БРПЛ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector