Танк великой победы т-34-85

Достоинства и недостатки

К достоинствам Т-34-85 относятся все те качества, которые в совокупности охватывают полный перечень преимуществ среднего танка. В их числе:

  • высочайшая манёвренность;
  • большой запас хода;
  • экономичный двигатель;
  • достойная броневая защита;
  • мощная пушка.

В полной мере отражая эти качества, обновлённый танк Т-34 показал значительно более высокую надёжность по сравнению с начальной моделью. С учётом его простоты в изготовлении и отличной ремонтопригодностью он вправе считаться одной из наиболее совершенных конструкций среднего танка в мире.

Отдельные недостатки, во многом обусловленные напряжённостью военного периода, в целом не особо повлияли на высокий общий уровень боевых возможностей Т-34-85. В их числе специалисты отмечают слабую подвеску и недостаточно улучшенную обзорность, а также отсутствие вращающегося места опоры заряжающего, что затрудняло его действия в бою.

Танки Т-34-85 6-й гвардейской танковой армии на побережье Ляодунского залива, фото сделано 22 августа 1945 года

Танк Т-34-85: модифицированный Т-34

Танк Т-34-85 был запущен в производство в январе 1944 года. Новые танки отправлялись на все фронты Великой Отечественной войны, участвовали в освобождении Украины, Белоруссии, Польши, Венгрии, Румынии. Т-34-85 участвовал в Берлинской операции, именно этот танк называют «танком Победы».

После окончания Великой Отечественной войны, танк Т-34 новой модификации участвовал в Советско-Японской войне и фактически был основной боевой машиной армии до середины 50-х годов. Он стоял на вооружении вплоть до 1993 года, постепенно его место стали заменять более современные машины.

Что касается других стран, то Т-34 в течение XX века стояли на вооружении более 40 стран. Танки участвовали в Корейской и Вьетнамской войне, в многочисленных вооруженных столкновениях на Ближнем Востоке.

Особенности конструкции Т-34

Разработанный с «нуля», без заимствования идей с машин других государств, танк Т-34 был несколько раз модернизирован. Его первоначальная конструкция от начала создания в 1940 году претерпела множество изменений. Менялось количество боеприпасов, модификация пушки: Л-11, позднее Ф-34 для калибра снаряда 76 мм, для 85-мм калибра Д-5Т, ЗИС-С-53. Неизменным оставался принцип: не бензин, а дизель. В отличие от бензиновых, боевые машины на дизельном ходу не взрывались от попадания в топливные баки.

В конструкции Т-34 использовался дизельный двигатель В-2, способный работать как на солярке, так и на керосине. Снаряды Т-34 были оснащены:

  • стержневой шрапнелью;

  • пулевой шрапнелью;

  • бронебойно-трассирующие;

  • фугасные;

  • осколочно-фугасные дальнобойные;

  • бронепрожигающие;

  • с картечью.

Что касается координации танковых подразделений, то стоит заметить, что не во всех танках ранних версий Т-34 была предусмотрена радиосвязь, а в тех, что была, она часто давала сбои. Командирам танковых подразделений приходилось вылезать из танка и координировать действия с помощью сигнальных флажков. Это было недостаточно эффективным и довольно опасным способом коммуникации в условиях боя. Важным достижением стала установка в 1943 году в транспорте качественных переговорных устройств и радиосвязи.

Экипаж машины состоял из четырех человек: механик-водитель, пулеметчик, наводчик и командир танка. Позже, в модификации Т-34-85, членов экипажа стало 5 – появилось место для заряжающего.

Танк Т-34 называют легендарным. Созданный накануне Великой Отечественной, он во многом определил ход войны, принеся победу стране, его создавшей. И хотя со стороны Советской России после 1945 года он не участвовал в военных конфликтах, его вклад в мировую историю сложно переоценить. А конструкторские идеи танка были использованы для дальнейшего развития военной и гражданской техники.

05.03.2019 10:15

Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Я согласен(на) на обработку моих персональных данных. Подробнее

Огнеметный Т-34: сильные и слабые стороны

Огнеметный танк ОТ-34 представлял собой тридцатьчетверку с установленным в качестве дополнительного вооружения поршневым пороховым огнеметом АТО-41. На танке устанавливался резервуар для огнесмеси емкостью 105 литров. Стрельба могла вестись как одиночными выстрелами, так и очередью. Дальность поражения составляла до 100 метров. Огнемет на ОТ-34 в отличие от тяжелого КВ-8 устанавливался не в башне, а в переднем лобовом листе корпуса на месте пулемета. Стрельбу из него вел механик-водитель. Размещение огнемета и оборудования для огнесмеси потребовало исключить из состава экипажа стрелка-радиста и сократить сам экипаж с четырех до трех человек.

Преимуществом ОТ-34 перед другими огнеметными танками стало сохранение в качестве основного вооружения 76,2 мм. танковой пушки; огнеметный танк на базе Т-34 был практически не отличим от линейных танков и не выделялся среди других машин. Недостатком танка являлось размещение огнемета в лобовом листе, что исключало в отличие от башенного расположения круговой обстрел. Ведение стрельбы из огнемета создавало дополнительную нагрузку на механика-водителя в атаке. Вести танк, преодолевать препятствия и результативно применять огнеметное оборудование было возможно далеко не всегда.


ОТ-34, погибший летом 1942 года. (smolbattle.ru)

Нередко ОТ-34 использовались как обычные линейные танки, а огнемет оставался вспомогательным элементом вооружения. Была попытка вооружения танков Т-34 фугасными огнеметами, установленными в специальных броневых ящиках по 5 на борт, однако широкого распространения этот вариант не получил. В целом, успех атаки огнеметных танков во многом зависел от грамотного взаимодействия с линейными танками, пехотой и хорошо организованной разведки. Управление танком требовало особой и весьма непростой для военного времени подготовки экипажа и особенно механика-водителя. При этом установленное в танке огнеметное оборудование представляло немалую угрозу и для собственного экипажа. При поражении огнеметного танка вражеским бронебойно-зажигательным снарядом шансы выжить у экипажа при воспламенении огнесмеси внутри танка были невелики. После принятия на вооружение Т-34/85, на базе этой машина также был налажен выпуск огнеметных танков, получивших обозначение ОТ-34−85. Огнемет и его расположение было аналогичным с танком ОТ-34. Всего было выпущено 331 танк ОТ-34−85.

Первое боевое применение огнеметных танков ОТ-34 отмечено в боях в районе Калинина в октябре 1941 г., когда две экспериментальные машины попали на фронт в составе 21-й танковой бригады. Вскоре обе машины были потеряны. В дальнейшем огнеметные танки в гораздо большем количестве были задействованы в ходе Барвенково-Лозовской операции зимой 1942 г. Организационно ОТ-34 входили в состав отдельных огнеметных танковых батальонов.

Насколько эффективными были действия огнеметных танков? Помимо непосредственного поражения, атака подобных машин имело часто очень сильный психологический эффект — даже если огненная смесь и не достигала противника, то производила сильное деморализующее действие прежде всего на пехоту. Эффективно подобные машины себя проявили при прорыве вражеской обороны и в боях в населенных пунктах. Поражение бронетехники противника огнеметными танками было относительно редким явлением, поскольку этом могло иметь место во время боя лишь на предельно короткой дистанции.

Конкретных примеров действий ОТ-34 известно на данный момент не так много. Так, во время боев за Полоцк в июле 1944 года танк младшего лейтенанта В. Д. Халева один из первых ворвался в город и был отрезан. Когда был израсходован боекомплект экипаж гранатами отбивался от наседавшего противника и погиб в горящем танке. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 г. Василию Дмитриевичу Халеву было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. На месте подвига установлен танк-памятник.

Прием

Критический ответ

Фильм получил смешанные оценки. По данным агрегатора «Критика» — 5,5 / 10 (на основе 26 отзывов).

Некоторые издания после публикации трейлера и премьеры фильма писали о схожести сюжета с сюжетом советского военного фильма «Жаворонок» (фильм 1965 года) , отмечая, что Т-34 нельзя считать римейком «Жаворонка» : и метод изложения, и общий план повествования, и финал этих двух фильмов очень разные.

По словам кинокритика Антона Долина ( ru ), авторы сделали высокобюджетный военный блокбастер , практически очистив его от пропагандистской и идеологической составляющей: «Фильм о Великой Отечественной войне успешно обошелся без патриотической пропаганды». Создатели не претендуют на то, что Т-34 — это картина реальных событий, по сути, это «чистая фантастика, адаптированная для подростков ». Критик отмечает схематичность сюжета и слабую проработку характеров персонажей. «Это примерное бесстрашие, этот программный героизм немного смущает. Сначала не понимаешь что. А потом вспоминаешь, какую генеалогию выстраивает Т-34 : по советским фильмам о войне. В лучших из них противниками были не немцы, как здесь, а война как таковая. В « Судьбе человека» , « Иваново детство» , «Летят журавли» , « Баллада о солдате» и « Испытание на дороге» при всех различиях было одно концептуальное сходство: они показали, как человек сохраняет свою человечность через стремление к миру и память о нем. В космосе Т-34 устроен принципиально иначе. Это тотальная бесконечная война, в которой царит утешительная простота: есть наши, есть враги, и враги должны быть побеждены до победного конца. Без боли и горечи, с азартом и неистовством игроков компьютерного чемпионата ».

Обозреватель « Новой газеты » Лариса Малюкова размышляет о роли танков в современном российском кино. Сидоров учел недостатки «танковых» фильмов 2018 года « Танкисты» (фильм) и « Танки» ( ru ): «В его картине пропагандистский зуд частично подавлялся незамысловатыми приключениями и ожесточенными боями, приправленными юмором и покрасневшими от любви. блаженство». Как и Долин, Малюкова сравнивает фильм с советскими фильмами на военную тематику: «В этих фильмах идея Фолкнера билась с живым пульсом: нельзя выйти из войны победителем. Они знали о глобальной катастрофе, которая стала для нашего народа Второй мировой войной. В последней войне отечественного кино не найти авторской точки зрения. Вместо обращения к мифу, мифологизация истории. Вместо антивоенного духа — девиз «Мы можем повторить!», Призыв к достижению. Вместо жестокого умного врага — сплошные идиоты. Романтизация войны, ощущение легкости победы покрывает экран ».

Критик Валерий Кичин ( ru ) пишет в « Российской газете», что невозможно составить представление о том, что такое Великая Отечественная война на самом деле: «По сюжету это легенда типа« Бумбараш » или « Неуловимые мстители » , по стилю — сценарий к компьютерная игра под названием Т-34 . То есть зрелище — это прежде всего зрелищное и азартное ». Лихой авантюрный сюжет, условная ситуация действия, своеобразная красота даже в процессе разрушения — «да, это фильм о боевом подвиге того самого народного героя, который, как известно, скачет, скачет, скачет. не свистит, но не отпускает. Причем авторов, несомненно, вдохновила стилистика боевого квеста: в них используются хорошо известные современному зрителю игровые приемы, а прекрасное ощущение того, что у героев в запасе несколько жизней, сопровождает весь фильм. И актеры здесь не столько играют, сколько играют: в моменты самых невероятных сюжетных кульбитов в глазах проскальзывает хитрая искра веселого азарта. Эта искренность снимает все претензии: люди, прошедшие настоящий фронт, сняли военную классику, теперь пришли люди с боевым опытом в поисках, у них другие навыки и представления о войне ».

Похвалы

Награда Дата церемонии Категория Получатель (и) Результат
Премия «Золотой орел» 24 января 2020 г.
Лучший фильм Алексей Сидоров, Антон Златопольский, Рубен Дишдишян, Лен Блаватник , Леонид Верещагин и Никита Михалков Назначен
Лучший режиссер Алексей Сидоров Победил
Лучший адаптированный сценарий Алексей Сидоров Победил
Лучшая мужская роль Александр Петров Назначен
Лучшая ведущая актриса Ирина Старшенбаум Назначен
Лучший актер второго плана Виктор Добронравов Назначен
Лучшая операторская работа Михаил Милашин Назначен
Лучшие наборы и украшения Константин Пахотин Назначен
Лучший дизайн костюмов Ульяна Полянская Назначен
Лучший монтаж фильма Дмитрий Корабельников Назначен
Лучший звукорежиссер Алексей Самоделко Назначен
Лучшие визуальные эффекты Студия Альгус Победил

Вооружение танка Т-34 122

Мощный танк потерял часть собственных ходовых характеристик, но приобрел серьезное вооружение. Оно превратилось в лучшую поддержку для Красной армии, хоть модель и не обрела широкого распространения. Ее серийное производство оказалось ограниченным, но даже несколько боевых единиц повлияли на исход некоторых сражений.

  • Гаубица 122 мм;
  • 2 пулемета 7,62 мм.

Казалось бы, ничего особенного конструкторы не выбрали, но 34 122 не зря получил такое наименование. За счет собственной гаубицы он превратился в настоящий штурмовой танк, который свободно пробивался через заградительные редуты немецких войск. При этом в ближнем бою отлично справлялись со своей ролью пулеметы, позволявшие вести огонь во всех направлениях.

Боезапас танка Т-34 122

Ради обеспечения полной автономности машины, танк был оборудован 5 ящиками, в которых размещались снаряды и патроны. Такого количества хватало на ведение длительного боя, поэтому не требовались специальные подразделения поддержки. Этот фактор также учитывался при разработках, ведь недостаток боезапаса часто становился проблемой для экипажа.

Теперь 34 122 свободно вышел на передовую, где ему даже почти не требовалась поддержка. Он свободно проходил через заграждения и добирался до противника. Параллельно велся заградительный огонь, позволяющий мотострелковым войскам следовать за тяжелой техникой. Именно подобным образом велись боевые действия, отмеченные различными историческими справками.

Танк Т-34

Не хочу гнаться за дешёвыми сенсациями, но технологически легенда отечественного танкопрома была ничем иным как глубокой модернизацией БТ с дизелем В-2 (БТ-20), который получил более мощное бронирование и вооружение.

Было создано несколько прототипов; поскольку чисто гусеничный А-32 на сравнительных испытаниях летом 1939 года продемонстрировал лучшую проходимость и больший резерв модернизации, было принято решение о запуске его после некоторых доработок в серию.

Танк Т-34

Эти доработки заключались в усилении лобовой брони до 45 мм и замене 45-миллиметрового орудия 76-миллиметровым, при этом хочу обратить ваше внимание на то, что «тридцатьчетвёрка» на правах танка-истребителя изначально оснащалась танкобойным стволом Л-11, а впоследствии и более мощными Ф-32 и Ф-34. Артиллерийское вооружение дополняли спаренный и курсовой пулемёты, в результате вес танка составил порядка 26,5 тонн

Уже упоминавшийся выше 500-сильный дизель разгонял машину до 70 км/ч на твёрдом покрытии, кроме того, будучи намного более экономичным, нежели любые варианты авиационного М-17 он обеспечивал запас хода в 350-400 км

Артиллерийское вооружение дополняли спаренный и курсовой пулемёты, в результате вес танка составил порядка 26,5 тонн. Уже упоминавшийся выше 500-сильный дизель разгонял машину до 70 км/ч на твёрдом покрытии, кроме того, будучи намного более экономичным, нежели любые варианты авиационного М-17 он обеспечивал запас хода в 350-400 км.

Таким образом, не будет преувеличением утверждать, что появление в войсках Т-34 произвело фурор: невероятное доселе сочетание огневой мощи, бронирования, скорости и дальности хода вскружило немало голов в танкошлемах.

Однако не могу не отметить и наличие у «тридцатьчетвёрки» ряда «детских» болезней: так, например, четырёхступенчатая коробка скоростей была крайне неудобной и требовала от мехвода большой физической силы, поэтому ему нередко помогал стрелок-радист.

Т-34 иллюстрация боя

Он мог себе это позволить, так как убогий сектор обстрела курсового пулемёта частенько заставлял его «скучать» даже в бою, как, впрочем, и радиостанция, в которой от сотрясения при стрельбе постоянно крошились лампы.

Таким образом, он в некотором смысле был лишним членом экипажа, в котором при этом остро не хватало третьего номера для обслуживания орудия: двух человек, один из которых был командиром и долженствовал координировать действия своего экипажа, а то и всего подразделения для этого явно не хватало.

Вообще, командирские страдания при управлении танком и подразделением – отдельная тема, во многом обусловленная тем, что желая сэкономить на весе, отечественные танкостроители упорно оснащали довоенные машины вместо командирских башенок перископами, в которые очень хорошо было видно, где земля кончалась и начиналось небо – на большее они и днём-то не годились.

В качестве иллюстрации могу привести фрагмент из повести Кошкина «Когда горела броня», где один из главных героев вынужден периодически высовываться из люка, опасаясь, что какой-нибудь «до дури бесстрашный гитлеровец притаился рядом с гранатой».

В качестве прочих факторов снижающих боевую ценность Т-34 можно отметить отсутствие резиновых бандажей, которыми манкировали некоторые заводы-изготовители (СТЗ) и направленные вниз выхлопные трубы, в результате чего лязг и шлейф пыли демаскировали танковые колонны на расстоянии в несколько километров.

Стоит также упомянуть о том, что освоение новой техники, особенно дизельных двигателей также стало причиной характерных проблем. Тем не менее, хочу подчеркнуть, что все вышеперечисленные недостатки были не более чем трудностями роста, а общий тренд лучше всех охарактеризовал генерал Гудериан после осмотра трофейной машины пророчески изрёкший, что «если русские доведут танк до большой серии, мы проиграем войну». Всего было выпущено более 61 000 машин.

Бой вслепую

Но один из самых главных недостатков Т-34-76 — слабая обзорность из башни танка. Экипаж просто не видел, что творится вокруг. А ведь кто раньше увидел врага — тот быстрее поразил цель. Кроме того, из-за тесноты башни, унаследованной от танка БТ, командиру приходилось исполнять обязанности наводчика, поскольку в башне помещались только двое: заряжающий и командир. Из-за этого наблюдение за полем боя на время прицеливания прерывалось, а в это время всякое могло произойти.

В воспоминаниях немецких танкистов такая проблема Т-34 упоминается достаточно часто, поскольку на поле боя она приводила к катастрофическим последствиям для советских танков. Об этом можно судить из воспоминаний Р. Риббентропа (сына министра иностранных дел Германии Иоахима Риббентропа), воевавшего на T-IV под Прохоровкой.

Немецкий танк, находившийся в самой гуще советских танков, вел по ним огонь, подбив при этом 14 целей, но так и не был обнаружен советскими танкистами. «Потери моей роты оказались на удивление невысокими. Полностью были потеряны лишь те две машины, гибель которых я видел в самом начале боя. В двух остальных ротах полностью потерянных машин не было. В нашей полосе обороны было больше сотни подбитых русских танков».

Удивительно, но о том, что «легендарный» Т-34 содержит множество врожденных детских болезней,военные знали еще до войны. В мае 1941 года генералитет настаивал на снятии машины с производства и создании нового танка с лобовым бронированием корпуса и башни толщиной 60 мм; торсионной подвеской; увеличенным диаметром погона башни и командирской башенкой с круговым обзором. Но дело тормозилось проблемами с отработкой дизеля. При том что и дизель В-2 в Т-34 был крайне надежен.

Небольшой ресурс хода приводил к тому, что до войны танки Т-34 ставили в консервацию, стараясь сохранить ресурс, а экипажи обучали на БТ-7 или даже устаревшем Т-26. В результате к началу войны было подготовлено не более 150 экипажей для танков Т-34. После начала войны обучиться в короткий срок на новую машину не предоставлялось возможным. Поэтому высокие потери Т-34 обусловлены, в том числе, и неумелыми действиями экипажа.

Т-34 внутри. Слева — рабочее место механика-водителя, справа — стрелка-радиста

Через два года после начала войны мнение советских танкистов о Т-34 не изменилось, об этом можно судить по письму командующего 5-й гвардейской танковой армией П. Ротмистрова к Г. Жукову в августе 1943 года: «…Приходится с горечью констатировать, что наша танковая техника, если не считать введение на вооружение самоходных установок СУ-122 и СУ-152, за годы войны не дала ничего нового, а имевшие место недочёты на танках первого выпуска, как то: несовершенство трансмиссионной группы (главный фрикцион, коробка перемены передач и бортовые фрикционы), крайне медленный и неравномерный поворот башни, исключительно плохая видимость и теснота размещения экипажа, являются не полностью устранёнными и на сегодня…».

Конструкция танка

На каждый борт приходилось по 5 катков (сдвоенного типа с внешней амортизацией диаметром 830 мм). Подвеска на машине была индивидуальная, пружинного типа. Ведущими являлись задние колеса, зацепление гребней на гусеницах производили установленные на них ролики. Направляющие колеса были литыми и имели кривошипный механизм для настройки натяжения гусениц. Масса каждой гусеницы составляла 1150 кг, ширина звена 550 мм. Количество стальных траков составляло 72шт (36 гребневых и 36 безгребневых).

Топливные баки вмещали 545 литров дизтоплива марки ДТ, дополнительно устанавливались два внешних топливных бака, объем которых составлял 90 литров каждый, при этом к системе питания двигателя данные баки подключены не были. Два установленных под наклоном радиатора трубчатого типа обеспечивали охлаждение двигателя.

Очистку воздуху выполняли воздухоочистители «Циклон» в количестве 2 единиц. Запуск мотора производился сжатым воздухом, хранившимся в 2 баллонах (размещены в отделении управления) или при помощи электростартера.

Трансмиссия включала в себя главныйи бортовые фрикционы, коробку переключения передач (с 5 передачами), бортовые передачи и тормоза. Электропроводка изготовлена по однопроводной схеме (с напряжением 12 и 24В). На танке применено следующее электрическое оборудование: стартер, мотор привода механизмаповорота башни, системы вентиляции, освещение, контрольно-измерительные приборы и т.д. Радиосвязь обеспечивалась с помощью радиостанции 9-РС (прием и передача), внутри для связи экипажа использовались устройства ТПУ-3бисФ.

Изначально производился монтаж артиллерийской системы Д-5Т с калибром 85 мм со спаренным пулеметом ДТ с боекомплектом в 56 выстрелов для основного орудия и 1953 пулеметных патронов. Для наведения использовалась панорама ПТК-5 и телескопический шарнирный прицел.

Бронезащита корпуса не изменилась и составляла: бронирование лба корпуса 45 мм (угол наклона листов: верхних 60о, нижних 53о), бронезащита кормы машины 45 мм (верх 48 о, низ 45 о), боковое бронирование составляло 45 мм под углом 40о, а бронезащита крыши составила 20 мм. Сам корпус был сварным, изготовлен из листов катанной брони.

В 1943 году предпринимались попытки увеличить бронирование Т-34 до 75 мм (версия Т-43). Перед КБ встал вопрос: насколько можно увеличить массу танка, чтобы не пострадала его маневренность. Установка нового орудия на проект Т-43 намного увеличивала вес танка, поэтому от идеи усиления бронезащиты пришлось отказаться.

Новая башня танка Т-34-85 обладала достаточно хорошим бронированием: лоб башни имел бронирование в 90 мм, боковая броня составляла 75 мм, а бронезащита кормы башни составляла 52 мм. Боевая масса машины увеличилась и составила 32 тонны.

Экипаж танка Т-34-85 состоял из 5 танкистов. Расположение экипажа в танке было следующим: наводчик (командир орудия), командир и заряжающий находились в башне, механик-водитель и радист в корпусе машины.

Экипаж и его взаимодействие

Экипаж танка Т-34 в начальный период войны насчитывал 4 человека: по двое а каждом из отделений. В танках Т-34-85 он увеличился до 5 человек: более просторная башня позволила добавить в состав экипажа наводчика, функцию которого ранее выполнял командир танка.

Общий вид на боевое отделение с места командира танка. Слева — прицел пушки и механизмы, управляющие поворотом башни и вертикальной наводки. Справа от казённой части орудия видны магазины для спаренного пулемёта ДТ калибра 7,62 ммОбщий вид на место командира в Т-34-85. В таких танках радиостанция располагалась в башне, слева от места командира

Место командира

Командир четырёхместного танка Т-34-76 управлял стрельбой самостоятельно, и лишь после модернизации танка смог сосредоточиться на наблюдении за внешней обстановкой и руководстве действиями экипажа. Его место в более просторной по сравнению с прежними танками башне Т-34-85 располагалось за спиной наводчика чуть ближе к центру.

Для обзора поля боя на Т-34 использовалось наблюдательное устройство МК-4

Командирская башенка Т-34-85 находилась над сиденьем командира на крыше башни. В её боковых стенках имелось пять смотровых щелей с защитными стеклами, обеспечивавшими круговой обзор при неподвижной башне.

Место наводчика

Наводчик Т-34-85 в то время часто именовался «командиром орудия». Его место в башне располагалось с левой стороны.

Вид на место наводчика

Пушка со спаренным пулемётом Т-34 наводилась на цель вращением ручек на маховиках, приводивших в действие механизм поворота башни и перемещения орудия в вертикальной плоскости. На фотографии первый из маховиков (белого цвета) слева и чуть выше.

Перископический прицел наводчика Т-34 обеспечивал четырёхкратное увеличение

Место заряжающего

Заряжающий располагался справа от казённика пушки. Вес подаваемых им в казённик 85-миллиметровой пушки боеприпасов составлял от 5,4 кг для подкалиберного до 9,5 кг для осколочно-фугасного снаряда.

Вид с места заряжающего Т-34

Место механика-водителя

Сиденье механика-водителя находилось в отделении управления спереди слева. Доступ к нему мог производиться также через бронированный люк в лобовой части корпуса.

Вид на место механика-водителя

Для управления движением танка применялось три рычага и три педали. Два рычага служили для выполнения танком поворотов, временно блокируя движение гусениц с нужной стороны. Ещё один рычаг переключал передачи 5-ступенчатой КПП. Педали управления танком Т-34 при нажатии приводили в действие впрыск топлива, сцепление и тормоз.

Приборная панель механика-водителя Т-34

Место стрелка-радиста (пулемётчика)

Перед местом стрелка-радиста располагались стеллажи с магазинами для так называемого «курсового» пулемёта ДТ калибра 7,62 ммРадиостанция Т-34

В восстановленном реставраторами Т-34-76 рация размещена на её штатном месте — справа по борту кабины. Хотя в первые два года войны советские танки редко оборудовали радиосвязью.

Рождение Т-34.

На протяжении февраля-марта 1940 г, два прототипа Т-34 своим ходом совершили переход из Харькова в Москву. В пробеге непосредственное участие приняли главный конструктор М. Кошкин и конструктор Александр Алексадрович Морозов. Тяжелобольной, Кошкин не раз сам садился за рычаги Т-34. Болезнь прогрессировала и 26.09.40 г М.Кошкин умер. Посмертно за его вклад в создание Т-34 он был награжден Государственной премией.

17 марта 1940г Т-34 в числе других видов военной техники были представлены руководству государства и армии. Танки в целом произвели благоприятное впечатление, и было решено начать производство новых машин на ХПЗ № 183. Плановое задание в 150 машин установленное изначально, вскоре был увеличено в четыре раза. Но из-за производственных трудностей до 1941 года смогли изготовить только 115 средних танка. В сороковом году себестоимость Т-34 составила 429 596 рублей в соответствии с отчетами ХПЗ и 510 000 рублей по сведениям Наркомата среднего машиностроения.

История создания танка Т-34

История создания Т-34 тесно связана с историей создания А-20.

После того, как основой для будущего танка был выбран А-32, ему приказали увеличить броню до 45 мм. Но металл зря расходовать не стали и сначала проверили его ходовые характеристики, просто погрузив балласт, соответствующий массе дополнительных бронелистов.

Новый танк с возросшей броней получил заводское обозначение А-34. В октябре-ноябре 1939 года весь завод трудился не покладая рук. Правительство жестко поставило задачу построить 2 образца танка к 7 ноября, чтобы они смогли принять участие в параде. Однако танки так и не построили вовремя. Основные трудности заключались в изготовке броневых листов. При сгибе в определенных местах появлялись трещины. Большие размеры (по тем временам) цельных бронелистов также значительно усложняли работу над ними.

Схема Т-34 обр. 1940Т-34 обр.1940 расп. экипажа

Тем временем 19 декабря закончились испытания догруженного А-32. В этот же день вышло постановление “О принятии на вооружение РККА танков, бронемашин, артиллерийских тягачей и о производстве их в 1940 г.

Выписка из этого постановления про А-32 (Т-32):

Позже одним из условий принятия этого танка на вооружение стало преодоление 2000-километрового пробега. Первый А-34 (будущий Т-34) сошел с конвейера завода в январе 1940 года, а второй в феврале. И тут же они были отправлены на заводские испытания пробегом. Однако уже после 250 км у первого сломался двигатель, что еще замедлило “наматывание” пробега.

К концу февраля первая машина прошла 650 км, а вторая – 350. Стало ясно, что к марту “намотать” 2 тыс. км каждой машине не удастся, а ведь именно на март назначены гос.испытания. Было созвано экстренное собрание на заводе, на котором решили, что танки отправятся своим ходом в Москву. Так они и километраж “намотают”, и успеют вовремя. Главой экспедиции был назначен главный инженер и конструктор машины – Михаил Ильич Кошкин.

В ночь на 5-ое и 6-ое марта колонна отправилась в путь. В нее входили 2 танка А-34 и два тягача “Ворошиловец”, один из которых был оборудован под спальные места, а другой – для множества запасных частей и топлива. Маршрут был строго “секретным”, обходил все населенные пункты и мосты.Первая поломка была уже примерно через 80 км после начала пробега. У одного из танков сломался фрикцион, что делало движение танка невозможным. Кошкин решил не ждать, пока танк починят, а принял решение двигаться дальше, предварительно вызвав с завода бригаду для ремонта.

Сталин лично одобрил машину и сказал обеспечить всем необходимым ХТЗ для серийного производства танка. Танк был принят на вооружение 7 июня 1940 года и выпускался до 1958 года. В Российской Федерации официально танк сняли с вооружения лишь в 1993 году. Некоторые модификации танка до сих пор состоят на вооружении ряда стран Африки, Юго-Восточной Азии и Латинской Америки.

Единственный минус танка

Наконец, следует рассмотреть единственное слабое место 34 122. Все-таки танк не мог стать идеальным из-за определенных конструкторских требований. Вследствие этого нужно обязательно учесть слабую броню в 2-х местах.

  • Крыша – 20 мм;
  • Днище 15 мм.

Сразу видно, в каких местах можно повредить тяжелую боевую единицу. Конечно, сделать это все равно непросто, но отдельные солдаты ухитрялись подобраться достаточно близко. По этой причине слабость самоходной установки все же учитывалась, поэтому ей в поддержку обычно выделялись мотострелковые роты.

Танк 34 122 – отличный пример боевой единицы, способной штурмовать любые заградительные сооружения. Да, его массовое производство не состоялось, но проект оказался одним из самых успешных. Так что в рядах Красной армии все же удалось увидеть машин.

Вооружение танка Т-34

Так как первоначальную пушку Л-11 достаточно быстро сменила Ф-34, остановимся на характеристиках именно Ф-34.

Масса орудия, кг – Около 1700 Боекомплект, сн. — 77 Начальная скорость полета бронебойного снаряда, м/с, — 662 Начальная скорость полета подкалиберного снаряда, м/с, — 950 Начальная скорость полета Оскол.-Фугас. снаряда, м/с, — 680 Прицельная дальность, м, — 1500 Углы вертикальной наводки, град.: -5° +28° Бронепробиваемость: Градусы наклона измеряются по отношению к горизонтальной поверхности. Бронебойный, На расстоянии 500 м, мм/град. — 84/90° Бронебойный, На расстоянии 1,5 км, мм/град. — 69/90° Подкалиберный, На расстоянии 500 м, мм/град. — 100+/90° Скорострельность, выстр./мин – до 5 Дополнительное вооружение: Два пулемета ДТ. Один спарен с орудием, второй — курсовой.

Недоработки у Бранденбургских ворот — вместо итогов

Фронтовики рассказывали о том, что осколки вязкой брони при поражениях становились причинами травм, башенный люк плохо открывался, а надежность трансмиссии оставляла желать лучшего. «Раскрученный» мотор В-2 был очень шумный, поэтому машина не могла подкрадываться подобно «Тигру».

Но даже при наличии недочетов массовость танка просто поражает. За все время, по подсчетам историков было выпущено 58-61 тыс. единиц. А скептикам, которые считают, что проект Т-34 был не что иное, как пиар, следует знать: именно этот танк в 1945 году оказался в Бранденбургских ворот. Качественного, бесшумного и надежного «Тигра» около Спасской башни не наблюдалось.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector