Почему упал «челленджер» и что стало причиной одной из самых крупных катастроф в истории космонавтики

Хотели, но не полетели?

При этом совпадают не только имена, антропологическое строение лиц, профессии, но и другие детали. Так, улетевший капитан Скоби при «жизни» был женат на женщине по имени Линда. Линдой зовут и нынешнюю жену нынешнего Скоби. У пары есть дети и даже внуки, холме», говорят: «Да бросьте! Мало ли похожих людей с похожими именами, мало ли близнецов? Вон, у МакНейра появилась щель между зубами». Но дьявол кроется в деталях, И отнюдь не случаен фильм, где корабль улетает на Марс без экипажа, а красивые картинки на красном фоне должны доснять в студии. Видимо, нечто похожее уже случалось в истории космонавтики США. Так что же произошло 28 января 1986 года? Корабль улетел пустым? Но для чего? Версия вообще-то есть. «Челленджер», управляемый экипажем из профессиональных военных, вёз на орбиту секретный военный груз, а вовсе не учителей и «специалистов по нагрузке». Погибшие при взрыве космонавты остались неизвестными, а тех, кого пресса должна была демонстрировать миллионам телезрителей, просто убрали с глаз долой, прикрыв по программе вроде «защиты свидетелей». Корабль сгорел, а герои космической катастрофы века по сей день топчут американскую землю живые и здоровые.

Метки: Загадки истории, газетная утка, фейк, бред

Ссылки [ править ]

  1. Харвуд, Уильям (12 октября 2009 г.). «Краткие сведения о STS-129 / ISS-ULF3» . CBS News . Проверено 30 ноября 2009 года .
  2. ^ a b «Орбитальные аппараты». Архивировано 3 февраля 2009 г. в Wayback Machine , Космический центр Кеннеди , НАСА , 2000-10-03, извлечено 7 ноября 2007 г.
  3. ^ «НАСА — Обзор космического челнока: Challenger (OV-099)» . Проверено 7 ноября 2012 года .
  4. ^ a b c Lardas, Марк (2012). Система запуска космического челнока: 1972–2004 гг . Osprey Publishing . п. 36.
  5. ^ Центр разработки и безопасности НАСА (2007). Соображения по тестированию и оценке разработки проекта (DDT & E) для безопасных и надежных систем космических аппаратов, предназначенных для человека, Vol. II , 14 июня 2007 г., стр. 23.
  6. ^ Эванс, Бен (2007). Челленджер космического корабля: десять путешествий в неизвестность . Praxis Publishing. п. 8. ISBN 978-0-387-46355-1.
  7. ^ a b «Шаттл-орбитальный корабль» Челленджер (OV-099) « . НАСА / KSC . Проверено 7 ноября 2012 года .
  8. Перейти ↑ Ware, Doug G. (28 января 2016 г.). «Инженер, предупредивший о катастрофе Challenger 1986 года, по прошествии трех десятилетий все еще испытывал чувство вины» . United Press International . Проверено 28 января, 2016 .
  9. ^ CNN (1996). «Шаттл« Челленджер »выносит на берег обломки» . CNN . Проверено 7 ноября 2007 года .
  10. ^ https://www.washingtonpost.com/archive/business/1988/09/03/judge-dismisses-lawsuits-against-maker-of-shuttle-rocket-by-former-employee/c5b0a4c4-80a6-428e-9980 -10376e9e0daf /
  11. Марки (Филателия) / Space Shuttle Challenger, заархивировано 29 мая 2014 года на Wayback Machine

 В эту статью включены материалы, являющиеся  общественным достоянием, с веб-сайтов или документов Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства .

«НАСА собирается завтра убить семерых астронавтов»

За изготовление резиновых уплотнителей отвечали инженеры компании Thiokol. И, как выяснилось в ходе расследования, они обнаружили проблемы с кольцами задолго до запуска шаттла и даже ходили в компанию Parker Seal, которая производит резину, на консультацию. Там им ответили, что кольца не предназначены для такого применения, поэтому они ничего не могут посоветовать. Зная, что стык не работает должным образом, специалисты Thiokol не отказались от этой конструкции, а пытались ее усовершенствовать на протяжении многих лет.

Специалисты НАСА также знали о слабом месте шаттлов. Более того, у них были собраны улики из предыдущих полетов: почерневшие кольца с подпалинами и следы «эрозии», которые возникали из-за утечки газов. При этом проблема уплотнений не обсуждалась на совещаниях, а упорно замалчивалась примерно с 1977 года.

«Если бы все уплотнения давали утечку, то серьезность этой проблемы была бы очевидна даже для НАСА, — утверждал Ричард Фейнман, видевший фото подгоревших резиновых колец из прошлых полетов. — Но утечку давали лишь некоторые уплотнения и только во время некоторых полетов. Так что НАСА выработало весьма своеобразное отношение: если одно из уплотнений дает небольшую утечку и при этом полет проходит успешно, то проблема не так серьезна. Попробуйте сыграть таким образом в русскую рулетку: нажимаешь на курок, револьвер не стреляет, значит, нет никакой опасности в том, чтобы нажать на курок еще раз».

Как показал опрос свидетелей, оба главных специалиста по уплотнителям за день до старта сказали о том, что проводить полет не следует. Один из них, Роджер Бойсджоли, кричал на коллег и пытался их остановить, предсказывая катастрофу. В качестве аргумента он показывал те самые снимки обгоревших колец. Но его никто не послушал. Вместо этого специалисты НАСА посоветовали ему перестать думать как инженер и начать думать как менеджер. Об этом Бойсджоли сам рассказывает в документальном фильме «Секунды до катастрофы». Придя домой после совещания, он сказал жене, что НАСА собирается завтра запустить челнок и убить семерых астронавтов.

В космосе комнатная температура

Считается, что температура в космосе стремится к абсолютному нулю. Во-первых, это не совсем так, поскольку вся известная Вселенная нагрета до 3 К, реликтовым излучением. Во-вторых, непосредственно у вакуума температуры практически нет, и можно говорить только о температуре каких-либо объектов в космосе: спутников, космонавтов или просто градусников. А их температура будет зависеть от двух источников: внешних, например излучения близкой звезды, и внутренних — энерговыделения от работы приборов или переваривания пищи.

Понятно, чем ближе к звезде, тем больше энергии от нее можно получить и температура повышается. А мы обитаем довольно близко к Солнцу. Например температура абсолютно черного тела (гипотетическое тело, которое ничего не отражает и поглощает всё солнечное излучение, которое попадает на него) на расстоянии Земли от Солнца будет +4°С. Сильная теплоизоляция нужна скафандрам и космическим кораблям для поддержания комфортной рабочей температуры внутри, чтобы не перегреваться на свету и не переохлаждаться в тени.

В тени и в вакууме температура действительно может опускаться до -160° С, например ночью на Луне. Это холодно, но до абсолютного нуля еще далеко. И даже этого не происходит на околоземной орбите поскольку и люди и спутники производят собственное тепло, а теплоизоляция не дает быстро растерять то тепло, что было накоплено на освещенной стороне.

На него оказывала влияние еще и земная атмосфера, но в целом график демонстрирует не те ужасные условия, которые принято представлять в космосе. Показания колеблются от -4°С до +45°С, что в среднем дает практически комнатную температуру.

Напомним события катастрофы шаттла «Челленджер» в 1986 году

Катастрофа шаттла «Челленджер» произошла 28 января 1986 года, когда космический корабль «Челленджер» в самом начале миссии STS-51L взорвался на 73-й секунде полёта, что привело к гибели всех семерых членов экипажа. Шаттл разрушился в 11:39 EST (16:39 UTC, 19:39 MSK) над Атлантическим океаном близ побережья центральной части полуострова Флорида, США.

Разрушение летательного аппарата было вызвано повреждением уплотнительного кольца правого твердотопливного ускорителя при старте. Повреждение кольца стало причиной прогорания отверстия в боку ускорителя, из которого в сторону внешнего топливного бака била реактивная струя. Это привело к разрушению хвостового крепления правого твердотопливного ускорителя и несущих структур внешнего топливного бака. Элементы комплекса стали смещаться относительно друг друга, что привело к его разрушению в результате действия нештатных аэродинамических нагрузок.

Вопреки распространенному заблуждению, мгновенного взрыва всего топлива не произошло: горение компонентов топлива происходило в основном после полного разрушения бака и самого корабля. Боковые ускорители уцелели и некоторое время летали вокруг, пока не были уничтожены командой с Земли. Кабина экипажа, более прочная, чем орбитальный модуль в целом, также осталась целой, но, скорее всего, разгерметизировалась. Обломки челнока упали в Атлантический океан.

В результате поисково-спасательной операции, со дна океана были подняты многие фрагменты корабля, в том числе и отсек экипажа. Хотя точное время гибели экипажа неизвестно, выяснилось, что некоторые его члены (как минимум Онидзука и Резник) пережили разрушение орбитера и были в сознании — ими были включены персональные приборы подачи воздуха. (Также был включен прибор пилота Майкла Смита, но это мог сделать кто-либо из двух вышеупомянутых астронавтов.) Так как эти приборы подают воздух не под давлением, то при разгерметизации кабины экипаж вскоре потерял сознание.

«Шаттлы» тогда не имели системы аварийного покидания, которой они были оборудованы лишь после этой катастрофы, и шансов на спасение у экипажа не было (следует отметить, что разработанная и использовавшаяся позже система аварийного спасения всё равно не смогла бы обеспечить выживание экипажа в условиях такой катастрофы — она предусматривала лишь возможность поочерёдного покидания экипажем челнока, находящегося в устойчивом горизонтальном полете). Астронавты не могли пережить удара жилого отсека о водную поверхность на скорости 333 км/ч, когда перегрузка достигла 200 g.

https://vk.com/video_ext.php

https://vk.com/video_ext.php

Те, кто в 1986 году наблюдал на телеэкранах катастрофу американского шаттла «Челленджер» с 7 астронавтами на борту, наверняка, прекрасно помнят эти кадры, заставившие весь мир замереть от ужаса. В те годы никто даже представить себе не мог, что подобная катастрофа может быть всего лишь хорошо срежиссированным шоу. Однако, в наши дни подобные предположения уже не кажутся такими уж невероятными. Особенно, после событий 11 сентября 2001 года.

Так что же в действительности произошло с «Челленджером»? Этот вопрос более чем уместен, так как есть прямые свидетельства, указывающие на то, что астронавты, якобы трагически погибшие в тот роковой день, до сих пор живы.

В это трудно поверить, так как трагедий произошла в прямом эфире, на глазах всего мира. Именно в этом запуске американцы были уверены на 300%, и, именно его было принято решение (на самом высоком уровне) транслировать по всему миру.

Этому событию посвящены книги, пространные статьи в центральных журналах, газетах. В Википедии статья о Челленджере одна из самых подробных, пресыщена абсолютно бессвязными бездоказательными свидетельствами, рассчитанными на то, что бы легко и в непринужденной форме, убедить, неприхотливую американскую публику в том, что то что они видели на своих экранах, и есть правда.

А что же было на самом деле? Взорвался ли шаттл? Да, взорвался. Погибли ли люди? Нет не погибли. 6 из 7 до сих пор живут и здравствуют, абсолютно не скрываясь от фотокамер, продолжая свою нормальную жизнь.

Давайте поподробнее.

MICHAEL J. SMITH

Этот классный парень даже не стал менять свое имя, и паспортные данные. Работает преподавателем в университете University of Wisconsin, Madisoн.

«Союз-1»

Запуск корабля новой серии пилотируемых аппаратов «Союз» закончился первой в мире космической трагедией. Экипаж состоял из одного человека, Владимира Комарова. Интересно, что его дублером на этой миссии был Юрий Гагарин.

«Союз-1» не подготовили должным образом к полету. Перед началом миссии инженеры провели три беспилотных запуска для испытаний аппарата. Все они закончились неудачно. Было отмечено порядка двухсот недоработок в конструкции «Союза-1», которые перекочевали в финальную модель.

Однако руководство СССР настаивало на скорейшем запуске корабля. Американцы с марта 1965 по ноябрь 1966 года провели десять пилотируемых полетов, а также готовились к лунной миссии. При этом советские аппараты уже два года не поднимались в космос. Таким образом, несмотря на массу недоработок и отсутствие успешных испытаний, Комаров полетел на «Союзе-1».

После выхода на орбиту не раскрылась одна из двух солнечных панелей. Руководство на земле решило досрочно прекратить полет и приказало Комарову возвращаться на Землю. На высоте семи километров у «Союза-1» не сработал основной парашют. Запасной вышел, когда до поверхности планеты оставалось полтора километра. Но из-за спутавшихся строп купол не раскрылся, космический аппарат врезался в землю со скоростью 50 м/с.

От удара, после которого Комаров мгновенно погиб, загорелись емкости с пероксидом водорода. «Союз-1» почти целиком сгорел. Это первый в истории случай гибели космонавта.

Катастрофа шаттла[править | править код]

Последний старт челнока был запланирован на утро 28 января 1986 года, затем запуск перенесли на два часа дня из-за того, что были найдены мелкие поломки, которые устраняли инженеры. Телевидение вело прямую трансляцию с мыса Канаверал. Чтобы заполнить паузу, вызванную ремонтом корабля, ведущий рассказывал об истории программы Space Shuttle, предсказывая новому чуду ракетной техники большое будущее. За стартом «Челленджера» наблюдали миллионы зрителей по всему миру. На 73-й секунде полёта, на высоте 14 км произошёл отрыв левого твердотопливного ускорителя от одного из двух креплений. Провернувшись вокруг второго, ускоритель пробил основной топливный бак. Из-за нарушения симметрии тяги и сопротивления воздуха корабль отклонился от оси и был разрушен аэродинамическими силами. Как потом выяснилось, некоторые астронавты были ещё живы, так как носовую часть, где они находились, просто оторвало от остальной части корабля, и как минимум к трём из них началась индивидуальная подача кислорода в шлемы, предусмотренная на случай аварии, но падение с высоты 20 км и колоссальной силы перегрузка (около 200G) при ударе о воду сделали своё дело, все находившиеся на борту астронавты погибли. Первое время многочисленные очевидцы не понимали, что происходит.

Погиб весь экипаж — семь человек, включая и первого астронавта-непрофессионала — бывшую учительницу Кристу Маколифф, которая выиграла общенациональный конкурс на право лететь в космос, организованный по инициативе президента США Рональда Рейгана. Она стала национальной героиней Америки.

Причиной трагедии называют неисправность кольцевого уплотнения твердотопливного ускорителя, вызвавшего утечку раскалённых газов, которые разрушили крепление, а также и то, что запуск осуществлялся при температуре 2 градуса ниже нуля по Цельсию, в то время как рекомендованной температурой воздуха для взлётов является 11 и более градусов тепла. При низкой температуре материал кольцевого уплотнения стал недостаточно эластичным, чтобы обеспечить герметичность в стыке сегментов ускорителя. В связи с этой катастрофой США понесли большие убытки — около 8 млрд долларов, включая и стоимость самого челнока, которая оценивается в 3 млрд. Гибель «Челленджера» — самая крупная на тот момент катастрофа в истории пилотируемых космических полётов, сильный удар по репутации США и программе Space Shuttle.

«Союз-11»

Спустя четыре года и несколько удачных миссий аппаратов серии «Союз» произошла еще одна авария, в которой погиб весь экипаж — Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев.

«Союз-11» стартовал в 1971 году. Корабль должен был состыковаться со станцией «Салют-1» и провести научные эксперименты. Добравшись до станции, космонавты увидели сильное задымление воздуха. Экипаж провел сутки в летательном аппарате, ожидая, пока отремонтированная ими система вентиляции очистит воздух.

Далее работа проходила в штатном режиме, пока на одиннадцатом дне миссии не начался пожар. Миссию было решено свернуть досрочно. После закрытия люка на «Союзе-11» продолжала гореть лампочка, предупреждающая о незакрытом люке. В центре управления полетами сказали, что неисправен сам датчик. Космонавты начали готовиться к спуску на Землю.

Вскоре пропала связь с экипажем. Посадка «Союза-11» проходила в автоматическом режиме: парашют раскрылся, приземление прошло успешно, однако космонавты на связь не выходили. Встречающая группа спасателей открыла люк и поняла, что спасать некого — экипаж погиб.

Было установлено, что нарушенная герметичность кабины из-за неисправного клапана вентиляции привела к резкому снижению давления. Экипаж заметил угрозу, но не хватило времени на устранение проблемы, к тому же им мешал попавший в кабину туман. Космонавты погибли от декомпрессии.

Могила в Арлингтоне

Программа эксплуатации шаттлов была приостановлена. Запуски военных спутников, которые планировались выводить на орбиту челноками, стали проводить с помощью одноразовых ракет-носителей. На Арлингтонском кладбище установлен небольшой памятник с именами и изображениями всех астронавтов, ушедших на «Челленджере»: командира — Фрэнсиса Ричарда, второго пилота — Майкла Джона Смита, научных специалистов Эллисона Онидзуки, Джудит Резник, Рональда МакНейра и специалистов по нагрузке Грегори Джарвиса и ШаронМакколлиф. Странную должность «специалист по нагрузке», видимо, придумали для тех кто летел по особой программе. Родственники оплакали очередных жертв космоса, и жизнь двинулась своим чередом до тех пор, пока в 2015 году кто-то не начал сливать весьма странную информацию. По ней получалось, что погибшие в 1986 году астронавты живы и здоровы, ведут благополучную жизнь в разных городах США, воспитывают детей, внуков, занимаются бизнесом. Командир экипажа даже не стал заморачиваться сменой имени. Фрэнсис Ричард Скоби живёт в Иллинойсе, где уже 10 лет руководит рекламной компанией Cows & Trees. С его странички смотрит фотография улетевшего на «Челленджере» Ричарда Скоби. Он постарел на три десятка лет, но вполне узнаваем, Не поменял имени и Майкл Джон Смит. Сегодня «погибший» второй пилот преподаёт системную инженерию в университете Висконсина. Чуть сложнее с двумя научными специалистами. У Эллисона Онидзуки и Рональда МакНейра оказались внешне идентичные им братья-близнецы: Клод Онидзука и Карл МакНейр, бывает, что за всю свою жизнь люди встречают пару-тройку близнецов и не всегда идентичных, а тут в экипаже космического корабля аж две пары. Но не будем цепляться к мелочам. Клод Онидзука работает в Алкогольном контроле на Гавайях, а Карл МакНейр служит почётным президентом фонда Рональда МакНейра и ездит по США с лекциями о космосе. «Покойная» Шэрон Макколиф тоже никуда не делась. Специалист по нагрузке, а по совместительству учительница должна была прочитать урок с орбиты, теперь она профессор в университете Сиракуз, США. Хорошая карьера. Не повезло только второму специалисту по нагрузке. Его найти не удалось, может, сменил имя, а может просто умер, ведь на момент полёта ему уже было уже за 40. Зато повезло третьему научному специалисту — Джудит Резник. Она тоже не сменила имени, работает профессором в Йельском университете, преподаёт… А ещё снимается в фильмах. Нет, конечно, не в блокбастерах, хотя, возможно, стоило бы.

Шаттл «Челленджер»

Шаттлы — первые многоразовые космические корабли. Американцы использовали их для полетов ровно тридцать лет, с 1981 по 2011 годы. Построено пять аппаратов: «Атлантис», «Дискавери», «Индевор», «Челленджер» и «Колумбия». Все названы в память о парусных кораблях, на которых ходили первооткрыватели. К сожалению, встречают старость в музеях космонавтики лишь три шаттла из пяти.

«Челленджер» в 1986 году готовился к своему десятому полету. Среди экипажа была Криста МакОлифф — школьная учительница, которая выиграла полет в космос (советские учителя могли выиграть только поездку в санаторий).

В отличие от советских запусков космических аппаратов, которые проходили только в присутствии работников ЦУП и высокопоставленных членов СССР, старт «Челленджера» транслировался в прямом эфире, к тому же на площадке у мыса Канаверал было множество зрителей.

Шаттл взорвался на 73-й секунде полета. Причина — разрушение уплотнительного кольца, которое привело к прогоранию отверстия в стенке ускорителя, а из него в свою очередь реактивная струя попала прямо на один из топливных баков.

Отлетевшая кабина экипажа ударилась о воду со скоростью 333 км/ч. Эксперты установили, что часть астронавтов пережила взрыв «Челленджера», но спастись от столкновения с водой шансов у них не было.

После аварии программу шаттлов свернули на три года.

Что представлял собой «Челленджер» и кто входил в состав экипажа во время катастрофы

Американский шаттл «Челленджер» был сконструирован NASA, как гибрид самолета и космического корабля и представлял собой аппарат многоразового использования. До своей трагической гибели он выполнил девять успешных полетов.

ЧИТАЙТЕ ТОЖЕ: Предсказания на 2021 год от Фатимы Хадуевой и других известных экстрасенсов

В конструкции шаттла использовались самые современные системы оборудования, а его стоимость оценивалась в 1,2 миллиарда долларов. Эксперты считали его уникальным и надежным космическим кораблем.

Во время десятого полета экипаж «Челленджера» начал формироваться за год до старта и состоял из семи человек. Большинство из них были опытные пилоты, проведшие в космосе уже много часов, и только для двоих из них – инженера Грегори Джарвиса и учительницы Кристы Маколифф, принимавшей участие в полете на правах туристки, этот старт был первым.

В профессиональном составе экипажа «Челленджера» во время его гибели были командир корабля, подполковник ВВС Френсис Скоби, пилоты Майкл Смит и Эллисон Онизука, инженер Джудит Резник и научный исследователь Рональд Макнейр.

Десятый полет «Челленджера» должен был проходить в течение шести суток. В задачи экипажа входило выведение на орбиту спутника связи и наблюдение за кометой Галлея.

Взрыв баллистической ракеты на космодроме Байконур (1960 год)

Это была крупнейшая и единственная катастрофа, которая случилась на космодроме Байконур во времена космической гонки между СССР и США. Она произошла во время подготовки к запуску абсолютно новой баллистической ракеты P-16 в 1960 году. Запуск был приурочен к 43 годовщине Октябрьской революции.

По некоторым данным трагедия на Байконуре забрала жизни 126 человек

Так как работы велись в условиях тотальной спешки во время ее сборки было допущено множество серьезных ошибок, а также нарушены правила техники безопасности. Все это привело к трагическим последствиям. В результате преждевременного запуска двигателя воспламенилось и затем взорвалось ракетное топливо. В итоге было уничтожено все, что находилось рядом с ракетой. Заживо сгорели и погибли от сильных ожогов, по разным данным, от 76 до 126 человек.

Информация о трагедии сразу же была засекречена, как и многие другие катастрофы в СССР. Поэтому никаких официальных заявлений от властей не последовало. Родные и близкие погибших рассказывали о несчастном случае, который не был связан с космодромом.

Трагический запуск шаттла

28 января в 11:38 часов «Челленджер» все-таки стартовал с мыса Канаверал. За его запуском наблюдали миллионы зрителей со всего мира.

Уже с первых секунд взлета кинокамеры зафиксировали белый дым, который выходит из нижней секции ускорителя, вскоре он сменил цвет на черный, а на 59 секунде из шаттла вспыхнули языки пламени.

Запуск шаттла «Челленджер»

У руководства полетами еще тогда была возможность совершить аварийную посадку, однако командир корабля сидел в таком месте, что не мог физически видеть огонь. Полет продолжался еще несколько секунд, после чего на 73 секунде шаттл взорвался на глазах всех зрителей и родственников членов экипажа.

Взрыв шаттла «Челленджер»

В тот момент никто еще не понял, какая трагедия только что произошла. Комментатор прямого эфира монотонным голосом продолжал трансляцию, пока ему не сообщили, что произошло на самом деле. Тем временем корабль продолжал пылать, а его обломки с бешеной скоростью летели вниз. Взрыв оторвал носовую часть корабля, в которой находился экипаж.

Смотрите видео взрыва шаттла «Челленджер»:

Астронавты не пострадали от пламени, однако, шансов выжить у них практически не было. Удар кабины на огромной скорости о поверхность воды привел к мгновенной гибели всех, кто находился на борту.

Экипаж шаттла «Челленджер»

Правительство США немедленно организовало поиски обломков «Челленджера» и тел астронавтов на дне океана. Общие убытки от катастрофы составили 8 миллиардов долларов.

Однако никого из руководства NASA, которое приняло решение о запуске шаттла, несмотря на явную угрозу, не наказали. Правительство ограничилось небольшими изменениями в менеджменте агентства. После этой трагедии ряд астронавтов, которые хотели выразить свое недоверие руководителям, уволились.

Когда начальство вышло из строя

Фатальным фактором для старта стала температура воздуха: в тот январский день было холодно, около 1–2 °С ниже нуля. Проектировщики из Thiokol предупредили НАСА о том, что нельзя запускать шаттл при температуре ниже 11 °С — это была самая низкая из температур предыдущих запусков. Но менеджеры НАСА ответили, что доказательств недостаточно и полет отменить нельзя. Фейнман передает слова инженера Thiokol Макдональда на совещании перед стартом: «Если с этим полетом что-то случится, я не хочу стоять перед коллегией следователей и говорить, что я пошел напролом и сказал им махнуть на все рукой и запускать эту штуковину даже за пределами допустимых условий». По словам Фейнмана, вся комиссия была шокирована этой историей: «Дело было не просто в том, что из строя вышли уплотнения, а в том, что из строя вышел кое-кто из начальства».

«Челленджер» был одним из 135 запусков НАСА системы «Спейс шаттл». После аварии конструкция многоразового корабля была значительно усовершенствована, но системные ошибки принятия решений не были устранены. Это привело ко второй аналогичной трагедии, тоже в зимнее время: 1 февраля 2003 года потерпел крушение при возвращении многоразовый космический корабль «Колумбия», и снова погибли семь астронавтов. Как показало расследование, несколько плиток теплозащитного покрытия были повреждены еще при взлете оторвавшимся от внешнего топливного бака куском изоляционной пены, в трещины ворвались раскаленные газы и корабль разрушился. Ежегодно в конце января в США отмечается День памяти погибших астронавтов.

Спустя три десятилетия после крушения «Челленджера» каналу National Geographic Channel удалось разыскать неизвестную ранее пленку, на которой первый американский астронавт и сенатор Джон Гленн говорит вице-президенту США Джорджу Бушу-старшему о том, что человеческие потери при освоении космоса неизбежны. «В действительности, если говорить начистоту и быть честным перед самим собой, даже в самых дерзких мечтах я никогда не ожидал, что мы продвинемся так далеко, не потеряв ни одного человека. Мы подошли к черте, когда что-то может произойти. У нас произошла трагедия, сопутствующая нашим успехам. И я полагаю, что такова история всего человечества» — эти слова сказаны в день аварии, 28 января 1986 года.

«Учитель в космосе»

У президента США Рональда Рейгана появилась идея отправить в космос обычного школьного учителя. Педагог должен был провести с орбиты несколько уроков для повышения интереса детей к математике, физике, географии, а также науке и исследованию космоса.

В США был объявлен конкурс «Учитель в космосе», на который поступило 11 тысяч заявок. Во второй тур попали 118 кандидатов, по два от каждого штата и подвластных территорий.

Окончательные итоги конкурса оглашались торжественно, в Белом доме. Вице-президент США Джордж Буш 19 июля 1985 года объявил: победителем стала 37-летняя Шарон Криста МакОлифф, второе место заняла 34-летняя Барбара Морган. Криста стала основным кандидатом на полёт, Барбара — её дублёром.

Криста МакОлифф, мать двоих детей, преподававшая в средней школе историю, английский язык и биологию, во время оглашения итогов конкурса плакала от счастья. Её мечта сбылась.

Близким, у которых гордость за Кристу перемежалась с тревогой, она объясняла: «Это же НАСА, если даже что-то пойдёт не так, они смогут всё исправить в последний момент».

После прохождения трёхмесячной программы подготовки Криста МакОлифф была включена в экипаж корабля «Челленджер», который должен был отправиться на орбиту в январе 1986 года.

Статья по теме

Луна в опасности. Как СССР и США готовили атомный удар по спутнику Земли

Холод + резиновые кольца = взрыв

Подсказкой стали разговоры с инженерами и другими свидетелями — Фейнман играл роль наивного и добродушного собеседника, и инженеры сами рассказывали ему о неполадках шаттла. «Инженеры рассказали мне, насколько изменяется давление в твердотопливных ракетах-носителях во время полета, — писал Фейнман. — У двигателей было немало проблем, особенно трещины, возникающие на лопатках турбины. Инженеры рассказали мне, что люди, работающие над двигателями, во время каждого полета скрещивали пальцы и в момент взрыва шаттла они были убеждены, что взорвались именно двигатели».

Но главной проблемой «Челленджера» стал не двигатель, а уплотнительные кольца, сделанные из резины. Они находились в местах соединения сегментов ускорителя и должны были быть герметичны при старте.

«В случае с шаттлом зазор расширяется по мере нарастания давления в ракете. И чтобы не нарушилось уплотнение, резина должна расширяться достаточно быстро, чтобы закрыть зазор, так что при запуске ракеты зазор долю секунды остается открытым. Таким образом, эластичность резины становится совершенно необходимым условием для данной конструкции», — поясняет Фейнман.

Главную подсказку физик-теоретик Фейнман получил от генерала Кутина. Это был вопрос: «Каким образом холод влияет на кольца?» Тот тут же ответил: «Из-за холода кольца становятся жесткими». Это стало началом эксперимента, который впоследствии тиражировала пресса. Ученый купил резину, раздобыл зажим, плоскогубцы, стакан воды со льдом и провел опыт прямо на пресс-конференции, спросив у собравшихся: «Если бы кольцо утратило свою эластичность на одну или на две секунды, этого было бы достаточно для возникновения очень опасной ситуации?» Он достал резину, поместил в зажим и на некоторое время опустил в воду со льдом. Затем достал зажим из стакана, поднял вверх и разжал со словами: «Я обнаружил, что при раскрытии зажима резина не принимает прежнюю форму. Другими словами, в течение более чем нескольких секунд этот материал не обладает эластичностью, когда находится при температуре в 32 °F. Я полагаю, что это имеет некоторое значение для нашей проблемы».

Что стало причиной гибели «Челленджера» и членов его экипажа

После гибели «Челленджера» была создана специальная комиссия для расследования причин катастрофы, которое показало, что причиной взрыва стали технические моменты. В частности, дефекты кольцевых уплотнителей, которые стали причиной утечки газа и повреждения оболочки топливного бака, наполненного жидким кислородом и жидким водородом, что привело к взрыву.

Кроме того, другие системы корабля не были рассчитаны на старт при низких температурах, а в это январское утро температура воздуха за бортом составляла – 2°С, вместо рекомендованных для запуска +11°С.

Как показало расследование, руководство полетов NASA знало о возможных рисках. Более того, в этот день представители фирмы Morton-Thiokol, поставляющей твердотопливные ускорители для шаттла, отказались поставить свои подписи под документом, разрешающим запуск корабля. Тем не менее старт «Челленджера» не был отменен.

Обломки кабины с останками астронавтов были подняты со дна океана спустя шесть недель после катастрофы и захоронены на разных кладбищах Америки.

В Солнечной системе 13 планет… или больше

Когда Плутон разжаловали из планет, правилом хорошего тона стало знание, что в Солнечной системе всего восемь планет. Правда, при этом же, ввели новую категорию небесных тел — карликовые планеты. Это “недопланеты”, которые имеют округлую (или близкую к ней) форму, не являются ничьими спутниками, но, при этом не могут очистить собственную орбиту от менее массивных конкурентов. Сегодня считается, что таких планет пять: Церера, Плутон, Ханумеа, Эрида и Макемаке. Ближайшая к нам — Церера. Через год мы узнаем о ней намного больше чем сейчас, благодаря зонду Dawn. Пока знаем только, что она покрыта льдом и с двух точек на поверхности у нее испаряется вода со скоростью 6 литров в секунду. О Плутоне тоже узнаем в следующем году, благодаря станции New Horizons. Вообще, как 2014 год в космонавтике станет годом комет, 2015 год обещает стать годом карликовых планет.

RICHARD «DICK» SCOBEE

Тоже не стал возиться с документами, и живет под своим именем. Работает шефом одной серьезной компании. Кстати, его сын отвечал за перехват якобы самолетов террористов, которые протаранили торговые центры в Нью-Йорке.

Двое других живых астронавтов, не такие смелые, как их вышеупомянутые коллеги, выдают себя за братьев близнецов. Довольно неожиданно, что у двоих астронавтов оказались братья близнецы. У меня лично, за всю жизнь, никогда не встречалось такого, что бы в одной небольшой группе людей, встретилось 2 человека с близнецами братьями. Документы НАСА подделать не сложно. Подделали ли же Обаме свидетельство о рождении, подтверждающее, что он американец. А вот этим двум проблем тем более не составило.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector