Дипломатический представитель

Посольство Российской Федерации

Посольство РФ является государственным органом внешних сношений РФ, осуществляющим представительство России в государстве пребывания.

Посольство учреждается по решению Правительства РФ в связи с установлением на основании указа Президента РФ дипломатических отношений с соответствующим иностранным государством.

Посольство входит в систему МИД РФ и обеспечивает проведение единой политической линии РФ в отношениях с государством пребывания и в этих целях осуществляет в установленном порядке координацию деятельности и контроль за работой находящихся в государстве пребывания представительств федеральных органов исполнительной власти, российских государственных учреждений, организаций и предприятий, их делегаций и групп специалистов, а также представительств субъектов РФ, открываемых в установленном порядке на территории отдельных субъектов, административно-территориальных образований.

Посольство, его сотрудники и члены их семей пользуются в государстве пребывания привилегиями и иммунитетами в соответствии с международным правом и законодательством государства пребывания.

Основными задачами и функциями посольства являются:

  • представительствоРФ в государстве пребывания;
  • обеспечение национальных интересов, реализация внешнеполитического курса РФ в государстве пребывания;
  • выполнение поручений Президента РФ, Правительства, МИД России, а также согласованных с МИДом поручений других федеральных органов государственной власти и запросов органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций. Поручения федеральных органов исполнительной власти и запросы органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций направляются посольству только через МИД России;
  • сбор информации о государстве пребывания, а также изучение деятельности других государств, международных организаций и союзов в регионе, в котором расположено государство пребывания;
  • обеспечение развития сотрудничества РФ с государством пребывания, оказание содействия государственным органам, общественным объединениям и представителям деловых кругов РФ в установлении контактов с представителями государства пребывания;
  • участие в подготовке проектов международных договоров РФ с государством пребывания, предложений о заключении, выполнении, прекращении и приостановлении действия договоров, осуществление контроля за выполнением договоров РФ с государством пребывания;
  • защита в государстве пребывания прав и интересов российских граждан и юридических лиц;
  • выполнение консульских функций, общее руководство деятельностью консульских учреждений РФ;
  • выполнение других функций.

Посольство возглавляется чрезвычайным и полномочным послом РФ. Посол представляет Российскую Федерацию, непосредственно руководит работой посольства, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на посольство задач и осуществление им функций, определяет в соответствии с нормативными актами МИДа России структуру посольства, распределяет должностные обязанности между его сотрудниками. Основные права и обязанности посла регламентируются Положением о чрезвычайном и полномочном после Российской Федерации в иностранном государстве.

В случае отсутствия посла в государстве пребывания его функции исполняет Временный поверенный в делах Российской Федерации, назначаемый в установленном порядке из числа старших дипломатических сотрудников посольства.

В соответствии с законодательством РФ в посольстве не могут образовываться структуры политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профессиональных союзов.

Консульские учреждения: понятие, виды, состав. Классы консулов. Иммунитеты и привилегии

Консульское учреждение — постоянный государственный орган внешних сношений, находящийся на территории иностранного государства в силу соответствующего международного соглашения и выполняющий консульские функции по защите интересов своего государства, его граждан и организаций.

В настоящее время консульская практика знает два вида консульских учреждений: консульские отделы дипломатических представительств и самостоятельные (отдельные) консульские учреждения.

Общепринятыми в мировой практике являются следующие классы консульских учреждений:

  • генеральные консульства;
  • консульства;
  • вице-консульства;
  • консульские агентства.

Соответственно именуются и главы консульских учреждений. Консульские ранги:

  1. генеральный консул (руководит генеральным консульством);
  2. консул (руководит консульством);
  3. вице-консул (руководит вице-консульством);
  4. консульский агент (руководит консульским агентством).

В соответствии с общим характером деятельности консульства формируется его структура. В составе консульских учреждений всегда есть отделы или, во всяком случае, сотрудники, занимающиеся таким традиционным для консульств делом, как паспортно-визовые операции, вопросы экономических и культурных связей и т. д.

Под консульским должностным лицом понимается «лицо, включая главу консульского учреждения, которому поручено в этом качестве выполнение консульских функций» — генеральный консул, консул, вице-консул, консульский агент, секретарь консульского учреждения, а также лицо, прикомандированное к консульскому учреждению для подготовки к будущей службе (стажер). В международно-правовой доктрине чаще употребляется собирательный термин «консул». Консулом может считаться только то лицо, которое должным образом было назначено компетентным органом представляемого государства и признано в этом качестве государством пребывания.

Помимо всего прочего, принято различать штатных и нештатных, или почетных, консулов. Институт почетных консулов известен мировой практике давно; Нештатный консул не состоит на государственной службе в качестве должностного лица.

Объем консульских иммунитета и привилегий в целом аналогичен дипломатическим, однако здесь есть некоторые моменты, неприменимые к дипломатическим представителям.

  1. Консульские работники могут быть лишены свободы, но только по приговору суда за совершение тяжкого преступления.
  2. В отношении консульского работника государство пребывания вправе возбудить уголовное дело и он обязан являться в компетентные органы.
  3. Персонал консульского учреждения может быть вызван в суд в качестве свидетеля, Отказ консулом отдачи показаний недопустим.
  4. Предъявление иска консульским работником лишает его права ссылаться на свой иммунитет в случае предъявления ему встречного иска.
  5. Государство может отказаться от иммунитета консульских работников.

показать содержание

Терминология

У страны может быть несколько разных типов дипломатических миссий в другой стране.

Посольство дипломатическая миссия в целом находится в столице другой страны , которая предлагает полный спектр услуг, в том числе консульские услуги.

Высокая комиссия находится посольство в Commonwealth страны , расположенной в другой стране Содружества.

Постоянная миссия является дипломатической миссией в крупную международную организацию.

Генконсульство дипломатическая миссия находится в крупном городе, как правило, кроме столицы, который предоставляет полный спектр консульских услуг.

Консульством дипломатическая миссия , которая похожа на генконсульства, но не может предоставить полный спектр услуг.

Консульская миссия является офис консульства.

Миссия была диппредставительства более низкого ранга , чем посольство. Если посольство возглавлял посол , то миссию возглавлял министр . Послы превосходили министров и имели преимущество на официальных мероприятиях. Изначально дипломатические миссии были самой распространенной формой дипломатических миссий, но после Второй мировой войны они потеряли популярность и были преобразованы в посольства.

Консульство во главе с почетным консулом является дипломатической миссией во главе с почетным консулом , который обеспечивает лишь ограниченный спектр услуг.

Глава посольства известен как посол или верховный комиссар . Термин посольство обычно используется также как часть здания, в которой осуществляется работа дипломатической миссии, но, строго говоря, посольством является сама дипломатическая делегация, а офисные помещения и дипломатическая работа выполняются. называется канцелярией . Поэтому посольство работает в канцелярии.

Члены дипломатического представительства могут проживать внутри или за пределами здания, в котором находится канцелярия представительства, и их частные резиденции пользуются теми же правами, что и помещения представительства, в отношении неприкосновенности и защиты.

Все миссии в ООН известны просто как постоянные представительства , в то время как миссии государств-членов ЕС в Европейском Союзе известны как постоянные представительства , и глава такой миссии обычно является как постоянным представителем, так и послом. Заграничные представительства Европейского Союза известны как делегации ЕС. Некоторые страны имеют более конкретную номенклатуру своих миссий и персонала: миссия Ватикана возглавляется нунцием ( лат. «Посланник») и, следовательно, известна как апостольская нунциатура . Под властью Муаммар Каддафи , миссия Ливии использовала название бюро людей во главе с секретарем.

Миссии между странами Содружества известны как высокие комиссии , а их главы — верховные комиссары. Вообще говоря, послы и верховные комиссары считаются равнозначными по статусу и функциям, а посольства и высокие комиссии считаются дипломатическими миссиями.

В прошлом дипломатическая миссия, возглавляемая чиновником более низкого ранга ( посланником или министром-резидентом ), была известна как миссия . Поскольку звания посланника и министра-резидента фактически устарели, обозначение дипломатической миссии сегодня больше не используется. (См. Дипломатический ранг .)

Консульство похоже, но не такие же , как дипломатическое представительство, но с акцентом на работу с отдельными лицами и предприятиями, как это определенно в Венской конвенции о консульских сношениях . Консульство или генеральное консульство обычно является представителем посольства за пределами столицы. Например, на Филиппинах есть посольство Филиппин в Вашингтоне, округ Колумбия , но также есть семь генеральных консульств и четыре консульства в других частях США. Лицо, отвечающее за консульство или генеральное консульство, называется консулом или генеральным консулом соответственно. Аналогичные услуги могут также предоставляться в посольстве (для обслуживания региона столицы) в том, что обычно называется консульским отделом.

В спорных случаях страна обычно отзывает главу своей миссии в знак своего недовольства. Это менее радикально, чем полное прекращение дипломатических отношений, и миссия будет продолжать работать более или менее нормально, но теперь ее будет возглавлять поверенный в делах (обычно заместитель главы миссии ), который может иметь ограниченные полномочия. Временный поверенный в делах также возглавляет миссию во временном между окончанием одного главным членом миссии и началом другим.

История дипломатии в довоенное время

Можно считать, что примитивная ее форма зародилась с появлением родоплеменного общества и сопутствующих ему задач: раздела территории, товарообмена между племенами. Да и внутри племени старейшин, решающих местные вопросы, можно было считать своеобразными политиками.

С возникновением государств дипломатическое искусство принимает более совершенные формы. Например, Египет уже 3,5 тысячи лет назад заключил договор с соседним Хеттским государством о предоставлении друг другу военной помощи против внутреннего врага.

В Индии еще раньше появились зачатки международного права и мировой дипломатии. По законам Ману индийский представитель должен обладать профессиональными качествами, которые помогли бы ему распознать планы иностранного государства.

Древний Китай заключал с соседними государствами соглашения о ненападении. Но по причине оторванности Востока от остального мира эти страны не оказали существенного влияния на мировые взаимоотношения, в отличие от Рима и Греции. Однако стоит сказать, что наследие греков и римлян не особо ценится и ценилось впоследствии. Греки искусно переплетали политику с обманом, а основой римской дипломатии был принцип «разделяй и властвуй», который заключался в разжигании раздоров между соседними государствами.

Намного более лояльное отношение к Византийской империи — первому в истории государству, которое предпочитало решать все внешние вопросы мирным путем. Именно у византийцев впервые появились представительства в большинстве государств.

XVI век — время роста дипломатической активности. Сильные мира сего стали понимать, что можно добиться гораздо большего блага для своего государства, действуя мирными способами.

На протяжении XVII-XVIII веков на мировой арене доминирует Франция. Она выступала за создание международного органа, под контролем которого находились бы международные отношения, но реализовать этот план так и не удалось.

После наполеоновских войн в 1815 году Приложением к акту Венского конгресса был определен правовой статус министров, послов и иных лиц, находящихся на территории иностранного государства.

Дипломатические привилегии и иммунитеты

Венская конвенция 1961 года определила, что такое дипломатия и дала признание полного суверенитета и независимого положение представителя государства, его неприкосновенность. Это значит, что он не подлежит ни аресту, ни задержанию, а страна пребывания обязана принять меры, чтобы избежать посягательств на его личность.

Неприкосновенностью и защитой также пользуется и частная резиденция представителя государственной власти, и место его временного пребывания (например, номер в отеле). Дипломат имеет иммунитет от уголовной юрисдикции государства пребывания, а также освобожден от налогов и сборов, государственных и трудовых повинностей, и лишен права голоса в выборах.

Иммунитет действует с момента его прибытия в иностранное государство и заканчивается тогда, когда он покидает страну (либо высылается из нее). Интересный факт — иммунитет действует на тело представителя интересов, когда он умирает в стране пребывания.

Что такое дипломатия для государства? Можно сказать, что это неотъемлемая часть его взаимоотношений с другими странами. В современном мире она играет важную роль. Дипломатию изучают и совершенствуют. Именно она помогает решить множество вопросов по взаимодействию государств.

Специальные миссии

В практике международных отношений широко используются специальные миссии (миссии ad hoc) — представители государств, направляемые в другое государство для выполнения конкретных функций (ведение переговоров, вручение документов и т.д.). Деятельность специальных миссий регламентируется Венской конвенцией о специальных миссиях 1969 г. (вступила в силу в 1985 г.). Эту деятельность называют дипломатией ad hoc.

Государство может направить специальную миссию в другое государство с согласия последнего, предварительно полученного через дипломатические или другие согласованные или взаимоприемлемые каналы.

Функции специальной миссии определяются по взаимному согласию между посылающим государством и принимающим государством.

Наличие дипломатических или консульских сношений не является необходимым для посылки или принятия специальной миссии.

Посылающее государство может по своему усмотрению назначить членов специальной миссии, сообщив предварительно принимающему государству всю необходимую информацию о численности и составе специальной миссии и, в частности, сообщив имена и должности лиц, которых оно намеревается назначить. Принимающее государство может не дать своего согласия на направление специальной миссии, численность которой оно не считает приемлемой ввиду обстоятельств и условий в принимающем государстве и потребностей данной миссии. Оно может также, не сообщая причин своего отказа, не дать согласия на назначение любого лица в качестве члена специальной миссии.

Специальная миссия состоит из одного или нескольких представителей посылающего государства, из числа которых это государство может назначить главу миссии. В специальную миссию может также входить дипломатический, административно-технический и обслуживающий персонал.

Когда члены постоянного дипломатического представительства или консульского учреждения, находящегося в принимающем государстве, включаются в состав специальной миссии, они сохраняют свои привилегия и иммунитета в качестве членов дипломатического представительства или консульского учреждения, помимо привилегий и иммунитетов, предоставленных Конвенцией 1969 г.

Представители посылающего государства в специальной миссии и члены ее дипломатического персонала в принципе должны быть гражданами посылающего государства.

Граждане принимающего государства не могут назначаться в состав специальной миссии иначе, как с согласия этого государства, причем это согласие может быть в любое время аннулировано.

Министерство иностранных дел или другой орган принимающего государства, в отношении которого имеется договоренность, уведомляется:

  • о составе специальной миссии и о любых последующих его изменениях;
  • о прибытии и окончательном отбытии членов миссии и о прекращении их функций в миссии;
  • о прибытии и окончательном отбытии любого лица, сопровождающего члена миссии;
  • о назначении главы специальной миссии;
  • о местонахождении помещений, занимаемых специальной миссией, и личных помещений, пользующихся неприкосновенностью.

Принимающее государство может в любое время, не будучи обязанным мотивировать свое решение, уведомить посылающее государство, что какой-либо представитель посылающего государства в специальной миссии или какой-либо из членов ее дипломатического персонала является persona non grata или что любой другой член персонала миссии является неприемлемым. В таком случае посылающее государство должно соответственно отозвать данное лицо или прекратить его функции в миссии. То или иное лицо может быть объявлено persona non grata или неприемлемым до прибытия на территорию принимающего государства.

Функции специальной миссии начинаются с момента установления миссией официального контакта с министерством иностранных дел или с другим органом принимающего государства, в отношении которого имеется договоренность.

Глава специальной миссии или, если посылающее государство такового не назначило, один из представителей посылающего государства, указанный последним, уполномочен действовать от имени специальной миссии и вести переписку с принимающим государством.

Привилегии и иммунитета миссии и ее членов аналогичны дипломатическим.

показать содержание

От Думы к Приказу

Потребность в дипломатическом искусстве, как полагает Винокуров, возникла в России с формированием централизованного русского государства в XV веке. Вопросами внешних сношений занимались непосредственно великий князь и члены Боярской думы.

Наиболее искусным дипломатом той эпохи историки называют Ивана III, который проводил результативную внешнюю политику. Именно при нём государственным гербом Руси стал византийский двуглавый орёл. Это определило цивилизационную преемственность русского государства как альтернативного центра силы на евразийском континенте.

Однако профессиональный подход в дипломатии возобладал только в период правления Ивана IV Грозного. 10 февраля 1549 года он учредил Посольский приказ — исполнительный орган, отвечавший за внешние сношения Москвы.

Также по теме


Исторические узы: как московские князья породнились с потомками Чингисхана

700 лет назад великий князь Московский Юрий Данилович взял в жёны сестру хана Золотой Орды Узбека, праправнучку хана Батыя. Так…

Руководителем приказа был назначен думный дьяк Иван Михайлович Висковатый. Он считается первым профессиональным дипломатом. Висковатый вёл переговоры с Ливонским орденом (заключение мира), Данией (договор о военном союзе) и Швецией (соглашение о перемирии на 20 лет).

Персонал Посольского приказа составляли дьяки и подьячие (помощники, выполнявшие делопроизводственную работу). Структурно этот орган власти был разделён на три территориальных управления (повытья). Одно отделение отвечало за сношения с Европой, а два других — с восточными странами.

«Дьяки принимали привезённые послами грамоты, вели предварительные переговоры, присутствовали на приёмах иностранных дипломатов, проверяли проекты ответных грамот, составляли наказы послам, направляемым для встречи иностранных послов. Они же возглавляли посольства», — пишет в статье «Немного о российской дипломатической службе» бывший посол РФ в Югославии Валерий Егошкин.

Постоянные диппредставительства России за рубежом начинают появляться с 30-х годов XVII века. Толчком к этому послужила 30-летняя война в Европе (1618—1648) и Вестфальский мирный договор (1648), заложивший основу первой в истории системы международных отношений. 

1.doc

  …           8         …  

^

1. Классификация дипломатических представительств

12345международной организациипорядок назначения главы дипломатического представительства. 12верительная грамота, 3отзывные грамоты отпускных грамот, 1^

2. Персонал дипломатического представительства

^ К дипломатическому персоналу относятся члены персонала пред­ставительства, имеющие дипломатические ранги2. 1после отъезда до отъезда военные атташе 2^

3. Дипломатический корпус

дипломатическим корпусом в узком смысле понимается сово­купность аккредитованных в данной стране глав дипломатических представительств. 1^ Дипломатический корпус не имеет статуса какой-либо политичес­кой организации или юридического лица, ^

4. Посольство Российской Федерации: его структура и функции

Посольство — высший класс зарубежного государственного орга­на внешних сношений, осуществляющий представительство Россий­ской Федерации в стране пребывания. является высшим официальным предста­вителем Российской Федерации, аккредитованным в государстве пре­бывания. посол обеспечивает проведение единой внешнеполитической линии Российской Федерации в государстве пребывания, ^ Чрезвычайный и Полномочный Посол ^ Дипломатический персонал:советник-посланник советник — советник советник 1-й секретарь — ^ 1-й секретарь 1-й секретарь или 2-й секретарь атташе1^

Контрольные вопросы

  1. Перечислите функции дипломатических представительств в со­ответствии с Венской Конвенцией о дипломатических сношениях 1961 г.
  2. Классы глав дипломатических представительств. Как называют­ся дипломатические представительства, которые они возглавляют?
  3. Что такое агреман? Как он запрашивается?
  4. Что такое верительная, отзывная и отпускная грамоты?
  5. Как аккредитуются военные атташе?
  6. Права и обязанности Чрезвычайного и Полномочного Посла?
  7. Дуайен дипломатического корпуса и его функции?
  8. Посольство Российской Федерации: его статус, структура и функции.
  9. Основные направления, формы и методы работы посольства.

Литература

  1. Конституция Российской Федерации. М., 1993.
  2. Венская Конвенция о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г. Ратифицирована Президиумом Верховного Совета СССР 11 февраля 1964 г. // Сборник материалов по консульским вопросам. Документы и нормативные акты. Том 1. М., 1997. С. 194—212.
  3. Венская Конвенция о консульских сношениях от 24 апреля 1963 г. Указ Президиума Верховного Совета СССР о присоединении к Конвенции принят 16 февраля 1989 г. // Сборник материалов по кон­сульским вопросам. Документы и нормативные акты. Том 1. М, 1997. С. 213-251.
  4. Концепция внешней политики Российской Федерации. Утверж­дена Президентом Российской Федерации 28 июня 2000 г. // Дипло­матический вестник. 2000. № 8. С. 3—11.
  5. Положение о Посольстве Российской Федерации. Утверждено Указом Президента Российской Федерации 28 октября 1996 г., № 1497 // Собрание законодательства РФ. 1996. № 45. Ст. 5090.
  6. Иванов И.С. Внешняя политика России и мир. Статьи и выступ­ления. М., 2000.
  7. Дипломатический словарь. В трех томах. М., 1984—1986.
  8. Курс лекций по советской дипломатической службе / Под ред. И.Г.Усачева. М., 1986.
  9. Вуд Джон и Серре Жан. Дипломатический церемониал и прото­кол. М., 1974.
  10. Сатоу Э. Руководство по дипломатической практике. М., 1947.
  11. Селяншов О.П. Дипломатическое представительство. М., 1986.

  …           8         …  

Поиск по сайту:  

Виды дипломатии

В юридической литературе выделяют следующие основные ее виды:

  1. Публичная дипломатия. Представляет собой установление долгосрочных отношений за рубежом, изучение общественного мнения иностранной аудитории, и ее информирование о ценностях и институтах собственного государства.
  2. Политика умиротворения. Суть ее заключается в такой деятельности государства, которая имеет своей целью не обострять существующие противоречия. Достигается путем уступок по незначительным вопросам. Учебные пособия приводят в качестве примера политики умиротворения действия Англии и Франции в отношении Германии накануне второй Мировой войны.
  3. Народная дипломатия. Ее суть заключается в непрерывном общении и взаимодействии народов, влиянии культур друг на друга и обогащении каждой из них новыми ценностями.
  4. Дипломатия канонерок. Канонерка — небольшое, но серьезно вооруженное судно. Суть такой тактики заключается в запугивании противника путем демонстрации своей военной мощи.
  5. Челночная. Имеет место при решении спорных вопросов между двумя государствами при помощи третьего, при соблюдении выдвинутых им условий.
  6. Долларовая. Понятно из названия, что здесь речь идет о предоставлении кредитов и использовании других экономических методов воздействия.
  7. Цифровая. Набирает особую популярность в последнее десятилетие, суть ее — пропаганда, продвижение своих интересов через Интернет.
  8. Торговая дипломатия (или экономическая). Является направлением внешнеэкономической деятельности, основу которого составляют торгово-экономические отношения.

Внутренние и зарубежные органы внешних сношений государств

Органы внешних сношений государства подразделяются на внутригосударственные и зарубежные.

Первые постоянно находятся на территории данного государства и, в свою очередь, разделяются на конституционные и специализированные. Первые образуются каждым государством автономно. Их существование прямо предусмотрено конституцией государства. Создание специализированных органов оформляется также актами внутреннего права, однако само их появление зависит в определенной степени от существования соответствующих международных договоров, на основании которых данное государство, будучи их участником, осуществляет внешние сношения в какой-либо специальной области.

К конституционным относятся высший законодательный орган, глава государства, правительство и его глава.

Традиционными полномочиями парламентов в области внешних сношений считаются: решение вопросов войны, мира, территориальных изменений, ратификация международных договоров; определение расходов на внешнеполитические мероприятия.

Глава государства осуществляет высшее представительство государства в международных отношениях. Разделенная между главой государства и парламентом компетенция включает такие вопросы, как объявление войны, ратификация международных договоров и др. Согласно международному праву глава государства (равно как и глава правительства, и министр иностранных дел) представляет свою страну по вопросам внешних сношений ex officio (по должности).

Глава правительства и правительство в целом намечают основные направления внешней политики и вносят соответствующие предложения на рассмотрение и утверждение парламента и главы государства, организуют выполнение и контроль за принятыми внешнеполитическими решениями.

Специальные внутригосударственные органы внешних сношений представляют государство только в одной области его внешних связей. Специальными внутригосударственными органами внешних сношений могут быть министерства и ведомства в рамках, устанавливаемых внутригосударственным законодательством. Например, ведомство иностранных дел — орган непосредственного оперативного руководства внешними сношениями государства.

Зарубежные органы внешних сношений государств подразделяются на две группы — постоянные и временные.

Постоянные: дипломатические представительства государств, аккредитованные в странах, с которыми поддерживаются дипломатические отношения (посольства и миссии); консульские представительства, торговые представительства; постоянные представительства государств при международных организациях.

Временные: различные специальные миссии, направляемые в другие государства для участия в церемониальных мероприятиях, ведения переговоров и др.; делегации и группы наблюдателей на международных конференциях; делегации для участия в работе сессий международных организаций и их органов и т. д.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector