Дуэль: как русские защищали свою честь

История перваяДуэль из-за ангорской кошки

Во времена правления всесильного временщика герцога Филиппа II Орлеанского, два гвардейца смертельно поссорились из-за некой красавицы и решили выяснить отношения на живописной набережной при десятках свидетелей. Проблема в том, что все это случилось прямо под окнами королевского дворца. Сражались храбро, проявляя настоящие чудеса фехтования, пока один из них все-таки не ранил другого и дуэль не прекратилась.

Филипп Орлеанский, ставший невольным свидетелем скандала, был чертовски зол — хулиганы своими криками испортили ему званый вечер. Когда обоих привели к герцогу, тот распорядился показать ему ту красавицу, ради любви которой так яростно сражались эти молодые люди.

Когда она предстала перед глазами Филиппа Орлеанского, тот потерял дар речи — вспыльчивые сыны дворянских семей дрались насмерть из-за невероятно красивой ангорской кошки. Просто кошки! В итоге в наказание оба были арестованы на две недели и переведены в иные полки. А герцог распорядился в следующий раз по такому глупому поводу пускать в ход кулаки, но никак не холодное оружие.

Музыка: «Песенка о дуэли» Леонида Филатова

Самое нежное стихотворение из «Гусарского» цикла Леонида Филатова. Автор музыки — давний друг артиста Владимир Качан. Дуэль здесь — не трагедия, не катарсис и, в общем, не какой–то сокровенный акт, а тихая опора человеческого существования. Если жить, как говорят, стоит с улыбкой, то погибать — с ухмылкой.

Цитата:

«Не важно то, что вас нечаянно задели,

Не важно то, что вы совсем не из задир,

А важно то, что в мире есть ещё дуэли,

На коих держится непрочный этот мир».

Живопись: «Дуэль после маскарада», Жан–Леон Жером

Пожалуй, самая точная фиксация сути дуэли как эдакой карнавальной пляски смерти, безрассудства молодых, а в конечном счёте — кровавого спектакля. Главные герои: клоуны и шуты, Пьеро и Арлекин. Смешно одетые французы решили выяснить отношения, не переодеваясь, и проткнули шпагами свои яркие тряпки, а вместе с тряпками — друг друга. Спектакль окончен. Гаснет свет.

Еда: домашний лимонад

Биографы до минут восстановили день дуэли Александра Пушкина. Перед тем как отправиться на смерть, он, живущий на Мойке, в двух шагах от кондитерской Вольфа и Беранже, забежал в любимое кафе на несколько минут, заказал себе по традиции стакан лимонада, дождался Данзаса и куда–то уехал с ним…

А спустя несколько дней в кондитерской уже читал своё стихотворение «Смерть поэта» молодой и ещё никому не известный Михаил Лермонтов. Так выпьем же и мы, в память об Александре Сергеевиче, по стаканчику лимонада.

Ингредиенты: лимон (средний) — 1 шт., апельсины (крупные) — 2 шт., мандарины — 3 шт., вода обычная — 0,7 л, вода газированная — 0,5 л, сахар–песок — 150 г.

Рецепт: тщательно моем фрукты (потому что понадобится цедра), аккуратно чистим (белую часть с каждого фрукта срезаем). Выдавливаем лимонный, апельсиновый и мандариновый сок. Цедру выкладываем в кастрюлю, заливаем выдавленным соком и высыпаем сахар. Заливаем содержимое кипятком, доводим на плите до кипения и через одну минуту выключаем.

Даём содержимому кастрюли остыть, накрываем крышкой, помещаем в холодильник и оставляем на 5 часов. Настоявшийся сироп процеживаем в кувшин или другую ёмкость и добавляем к нему газированную воду.

Приятного аппетита! Пейте лимонад и живите дружно.

Как сделать дуэль обязательной

После «дуэльной лихорадки» времен царствования императора Николая I увлечение поединками чести в России начинает идти на убыль — одновременно с тем, как становятся мягче законы, предусматривающие ответственность дуэлянтов и секундантов. Уже во второй половине XIX века число русских дуэлей существенно снижается, а к концу столетия этот способ защиты дворянской чести и вовсе сохраняется почти исключительно в офицерской среде. И именно в этот момент дуэль в России фактически становится узаконенной, но только для военных. Стараниями военного министра генерала от инфантерии Петра Ванновского в 1894 году появляются «Правила о разбирательстве ссор, случающихся в офицерской среде». Этот документ отдал решение дуэльных вопросов на откуп судам общества офицеров (на флоте — судам капитанов) или командирам частей, причем их предложение спорщикам примириться является всего лишь рекомендательным, а вот решение о поединке — обязательным.

Дуэльные пистолеты конца XVIII века

Возможно, этот нетривиальный для того времени шаг и был справедливым: сделав дуэли не просто разрешенными, а обязательными, военное руководство одним махом лишило их романтического ореола и притягательности недозволенного. Иначе трудно объяснить тот факт, что, согласно данным Военного министерства Российской империи, с 1894-го по 1910-й год в русской армии состоялось всего 322 дуэли. Подавляющее большинство из них (256 поединков) прошли согласно постановлению суда общества офицеров, 67 — по решению командиров, и только в 19 случаях дуэлянты вышли к барьеру самочинно. Лишь в семи поединках их участники дрались на холодном оружии, во всех остальных пользовались пистолетами и револьверами, и лишь 30 дуэлей завершились смертью или тяжелым ранением. Интересна и такая статистика, кропотливо собранная судами общества офицеров: в поединках участвовали четыре генерала, 14 полковников и подполковников, 187 капитанов и штабс-капитанов, 72 гражданских, а подавляющее большинство — 367 участников — были штаб-офицерами в званиях от прапорщика до поручика. В ходе 241 поединка дуэлянты стреляли по одному разу, в 49 — по два, в двенадцати случаях — по три раза, а были дуэли, в которых стреляли и по пять, и даже по шесть раз!

Самые известные мужские дуэли

А.С. Пушкин участвовал более чем в сотне дуэлей. Его противниками были многие известные люди того времени (к примеру, Кюхельбекер), однако последней для поэта стала дуэль с Дантесом, распространявшим злые шутки о Пушкине и его семье. Получив смертельное ранение, российский гений скончался через два дня.

Фото из открытых источников

Живший в эпоху Возрождения датский астроном Тихо Браге сражался однажды на мечах с родственником, который ухитрился отрубить ему часть носа. Всю последующую жизнь Браге провел с серебряным протезом в носу…

Лермонтов и Мартынов считались приятелями, что, однако, не спасло их от рокового поединка. Причиной противостояния послужили шутки, которые поэт отпускал в адрес Мартынова. Итог всего этого оказался далеко не шуточным: пуля пробила Лермонтову сердце и легкие…

Фото из открытых источников

Два английских джентльмена – член парламента Хамфри Ховарт и вельможа граф Берримор — поссорились в пабе и назначили дуэль. Ховарт, бывший армейский хирург, явился на нее абсолютно голым, хотя он не был шутником, тем более извращенцем. Просто как медику ему было известно, что раненые умирают, как правило, не от самих ран, но от инфекции, занесенной с одежды. Увидев своего противника в таком виде, граф Берримор расхохотался и объявил, что не станет стрелять в голого мужика, а также не желает быть убитым им. Дуэль, таким образом, не состоялась.

В довольно своеобразном поединке участвовал Александр Дюма: проигравший по жребию должен был себя убить. Знаменитому писателю не повезло. Дюма вышел в другую комнату и выстрелил в воздух, после чего вернулся и объявил, что целился в висок, однако промахнулся.

Седьмой американский президент Эндрю Джексон в молодости сражался на дуэли с человеком, который оскорбил его жену. Эндрю получил ранение в грудь, и хирурги не сумели извлечь пулю. Она осталась у Джексона на всю жизнь…

Довольно известна дуэль миньонов (приближенных французского короля Генриха III) с гизарами (сторонниками герцога де Гиза), в которой четверо участников было убито, а двое – серьезно ранено. По приказу короля на могиле погибших установили мраморный памятник.

Французский аристократ, к тому же красавец и ловелас, граф де Бутвиль дрался на дуэлях двадцать раз, и это при том, что кардинал Ришелье запретил их в стране под страхом смертной казни. Конечно, Ришелье знал обо всех этих поединках своего любимца и постоянно прощал его. Однако в двадцатый раз Бутвиль перешел все границы, устроив разборку средь бела дня, причем при большом скоплении парижан. Этого кардинал простить просто не мог, не уронив свою репутацию. И графу публично отрубили голову.

Фото из открытых источников

Дрался на дуэлях и первый канцлер Германии Бисмарк, в двадцати семи поединках он проиграл только два сражения, получив легкие ранения. Кстати, в Германии в то время запрещались дуэли только со смертельным исходом, а вот такие, завершающиеся легкими ранениями, нет.

Но самая примечательная дуэль в мире состоялась в 1808 году, она проходила на воздушных шарах. Молодые люди не поделили даму и решили вот таким оригинальным образом выяснить отношения. Выиграл в этом поединке не самый меткий, а самый хитрый стрелок, который выстрелил в шар – и его соперник просто разбился.

И под конец стоит сказать, что во многих странах Латинской Америки поединки были запрещены лишь на рубеже тысячелетий, то есть совсем недавно, а в Парагвае разрешены и по сей день…

Фото из открытых источников

Дуэльный кодекс

В России было несколько дуэльных кодексов, и одним из самых известных был Кодекс графа Василия Дурасова. Своды всех правил были схожи: дуэлянт не мог страдать психическими заболеваниями, должен был твердо держать оружие и сражаться. В поединке могли принимать участие лишь равные по положению противники, а причиной его была поруганная честь — самого оппонента или дамы. Женских дуэлей в России не было, хотя в Европе были известны несколько случаев.

Вызов на дуэль следовал за оскорблением незамедлительно: требование извинений, письменный вызов либо визит секундантов. Они ограждали дуэлянтов от прямого общения, готовили сам поединок и выступали его свидетелями. Опоздание на дуэль больше чем на 15 минут считалось уклонением от сражения, а значит, и потерей чести.

Изначально дуэлянты использовали холодное оружие: шпагу, саблю или рапиру. В ХVIII веке в ход стали чаще пускать дуэльные пистолеты, которые, будучи абсолютно одинаковыми, уравнивали шансы обоих противников на победу. Стрелялись разными способами, например через плечо, стоя спиной друг к другу («неподвижная дуэль вслепую»); с одной пулей на двоих; приставив пистолет ко лбу; «дуло в дуло».

Стреляли по очереди или одновременно, на месте или приближаясь друг к другу, почти в упор, с трех шагов и через платок, держа его вместе левыми руками. В таком отчаянном поединке, защищая честь сестры, участвовал поэт и декабрист Кондратий Рылеев. Он стрелялся с князем Константином Шаховским и был ранен, но не смертельно.

От эпохи Возрождения до 19 века

Морально приемлемая дуэль начинается с того, что претендент выражает традиционную публичную личную претензию, основанную на оскорблении, непосредственно одному человеку, оскорбившему соперника.

У оспариваемого был выбор: принести публичные извинения или иное возмещение ущерба, либо выбрать оружие для дуэли. Затем претендент предлагал место для «поля чести». Человек, которому бросили вызов, должен был либо принять сайт, либо предложить альтернативу. Локация должна была быть местом, где противники могли провести дуэль без ареста. Для констеблей было обычным делом выделять такие места и время и распространять информацию, чтобы «честные люди могли избегать мест без патрулирования».

На поле чести каждая сторона должна была привести врача и секундантов. Секунданты попытались бы примирить стороны, действуя в качестве посредников, пытаясь урегулировать спор извинениями или реституцией. Если примирение удавалось, все стороны считали спор разрешенным с честью и отправлялись домой.

У каждой стороны будет хотя бы одна секунда; три было традиционным числом.

Если одна из сторон не появлялась, он считался трусом, и появляющаяся сторона по умолчанию побеждала. Секунданты (а иногда и врач) свидетельствовали о трусости. Возникающая в результате репутация трусости часто значительно влияет на положение человека в обществе, возможно, даже распространяется и на его семью.

Меч, с сопутствующим оружием или без него, был обычным оружием в дуэлях примерно до 1800 года, когда к тому времени обычай носить меч в гражданской жизни в значительной степени вымер, и пистолет занял почетное место как в дуэлях, так и в самобичевании. оборона. Тем не менее, поединки на мечах продолжались до исчезновения самой дуэли.

При использовании мечей обе стороны начинали с противоположных сторон квадрата шириной в двадцать шагов. Обычно квадрат по углам отмечали опущенными платками . Уход с площади считался трусостью.

Противники согласились на дуэль на оговоренных условиях. В то время как многие современные источники в значительной степени концентрируются на «первой крови» как на условии, в устах чести с того дня повсеместно высмеивается эта практика, считая ее бесчестной и нечистой. Гораздо более обычным явлением была дуэль до тех пор, пока одна из сторон не становилась физически неспособной к драке или врач не объявлял об остановке. Хотя явные или продолжительные поединки «до смерти» были редкостью, многие дуэли, тем не менее, приводили к смерти одного или обоих участников из-за полученных ран и ограниченных возможностей врачей того времени эффективно лечить такие раны; Раненые участники нередко позже заражались инфекцией.

Когда условие было выполнено, вопрос считался решенным: победитель доказывал свою точку зрения, а проигравший сохранял репутацию храбрости.

Неписаный порядок дуэли

Неписаный порядок проведения дуэли был следующим. В заранее условленное время (обычно утром) противники, секунданты и врач прибывали в назначенное место. Опоздание допускалось не свыше 15 минут; в противном случае опоздавший считался уклонившимся от дуэли. Поединок начинался обычно через 10 минут после прибытия всех. Противники и секунданты приветствовали друг друга поклоном. Избранный секундантами из своей среды распорядитель предлагал дуэлянтам в последний раз помириться (если суд чести признавал это возможным). В случае их отказа распорядитель излагал им условия поединка, секунданты обозначали барьеры и в присутствии противников заряжали пистолеты. При дуэли на саблях или шпагах противники раздевались выше пояса до рубашек. Из карманов полагалось вынимать все. Секунданты занимали места параллельно линии боя, врачи — позади них. Все действия противники совершали по команде распорядителя. Если в ходе поединка один из них ронял шпагу, либо она ломалась, либо дерущийся падал — его противник обязан был прервать дуэль по команде распорядителя, пока его оппонент не поднимется и не будет в состоянии продолжать дуэль. Как правило, дуэль на шпагах велась до тех пор, пока один из противников не терял полностью возможность продолжать ее — т. е. до тяжелого или смертельного ранения. Поэтому после каждого ранения поединок приостанавливался, и врач устанавливал характер раны, степень ее тяжести. Если в ходе такой дуэли один из противников, несмотря на предупреждения, трижды отступал за границу поля боя, такое поведение засчитывалось как уклонение или отказ от честного поединка. По окончании боя противники подавали друг другу руки.

Дуэли на пистолетах имели несколько вариантов.

  • Вариант 1 Противники становились на дистанции от 15 до 40 шагов друг от друга и, оставаясь неподвижными, поочередно стреляли по команде (интервал между командой и выстрелом должен был быть не менее 3 секунд, но не более 1 минуты). Если оскорбление было средним или тяжелым, то оскорбленный имел право стрелять первым (но только с дистанции в 40 шагов, т. е. максимальной), в противном случае право первого выстрела решал жребий.
  • Вариант 2 (сравнительно редкий). Противники становились спиной друг к другу на дистанции 25 шагов и, оставаясь неподвижными на этом расстоянии, непрерывно стреляли через плечо.
  • Вариант 3 (едва ли не самый распространенный). Противники вставали на расстоянии до 30 шагов друг от друга и по команде шли к барьерам, расстояние между которыми было не менее 10 шагов, по команде же первый на ходу стрелял, но ответного выстрела ожидал стоя на месте (стрельба без команды допускалась в случае, если барьеры отстояли на 15—20 шагов друг от друга, а противники в исходном положении — до 50 шагов; но это сравнительно редкая разновидность). При такой дуэли время на ответный выстрел не превышало 30 секунд, для упавшего — 1 минуты с момента падения. Переступать барьеры запрещалось. Осечка тоже считалась за выстрел. Упавший мог стрелять лежа (как стрелял раненый Пушкин в Дантеса). Если при такой дуэли -после четырех выстрелов ни один из противников не получал ранения, то ее можно было прекращать.
  • Вариант 4 Противники становились на расстоянии 25—35 шагов, располагаясь по параллельным линиям, так что каждый из них имел своего противника справа от себя, и шли по этим линиям к барьерам, отстоявшим друг от друга на 15 шагов, по команде останавливаясь и стреляя.
  • Вариант 5 Противники располагались на расстоянии 25—35 шагов и, оставаясь неподвижными, стреляли одновременно — по команде на счет «раз-дватри» или по сигналу в три хлопка. Такая дуэль была наиболее опасной, и нередко погибали оба противника (дуэль Новосильцева с Черновым). По окончании противники подавали друг другу руки.

Заметим, что эти правила (хотя бы то же расстояние), устоявшиеся к концу XIX века, были во многом гуманнее, чем обычные правила русских дуэлей первой половины XIX века. Любопытно, что если во второй половине XIX века число дуэлей в русской армии явно пошло на спад, то после официального разрешения в 1894 году их количество вновь резко возрастает.

  • Русская Дуэль. Феномен русской дуэли
  • История русской дуэли
  • Правила и этикет русской дуэли
  • Книги о русской дуэли

Наймита вызывали?

С тех пор правила проведения судебных поединков строго оговаривались русским законодательством, и власти внимательно следили за их соблюдением. К примеру, в договоре 1229 года между Смоленском и Ригой отдельным пунктом отмечалось, что русский князь не должен вмешиваться в поединки иноземцев на русской территории, а иноземцы обязывались у себя не мешать разбираться русским людям. Были предприняты ряд мер для того, чтобы судебные бои как можно реже оканчивались смертью участников. Согласно Новгородской судной грамоте XV века, противники обязательно бились в доспехах и дубинками, а за боем наблюдал лично посадник — выборный глава Новгородской республики. По Псковской судной грамоте бой проходил в полном вооружении, но наблюдающие за поединком судебные приставы, если видели явный проигрыш одной из сторон, могли в любой момент остановить сражение, чтобы избежать гибели побеждённого. Думаете, дуэль забава не детская? Где угодно, только не на Руси! Никаких ограничении по возрасту или полу не было: бросить вызов имел право даже ребёнок, старик или женщина. Закон лишь тщательно следил за честным соотношением сил противников. Если, например, спор шёл между здоровым мужиком и женщиной (стариком, инвалидом, монахом, ребёнком), последний имел право выставить вместо себя приглашённого бойца, как родственника, так и наёмника. Существовала целая профессия: люди, называемые наймитами, за определённую плату готовы были в любой момент выйти в «поле» вместо нанимателя. Но если конфликт возникал между равными соперниками, например между двумя женщинами, наём посторонних запрещался — истец и ответчик должны были сами выйти на «божий суд».

Китай-город

Китайгородская стена, фото 1887

Кремль был не единственной крепостью в Москве. В середине XVI века правящая тогда Елена Глинская, мать Ивана Грозного, решила построить еще одну защитную линию вокруг сердца столицы. Китайгородская стена длиной 2.5 километров была сооружена за рекордное время, высотой она была ниже кремлевской, но толще — и более приспособлена для установки орудий.

Вид Китайгородской стены изнутри. Проломные ворота (слева) на Лубянскую пл. Вдали Ильинская башня, 1920-е

Стена оправдала себя и выдержала несколько нападений, однако, в конце XVIII века перестала иметь фортификационное значение. Долгое время она была просто символом старой Москвы, но в сталинское время город решили кардинально реконструировать. Требовалось расширить улицы и построить новые проезды, а Китайгородская стена сильно затрудняла движение — она имела лишь восемь въездных ворот.

Отреставрированный участок стены

В 1930-х годах ее снесли, однако, несколько участков стены уцелели, и в 1990-е и 2000-е их даже отреставрировали.

Дуэль Пушкина

Это, пожалуй, самый знаменитый поединок в истории России. Пушкинисты полагают, что великий поэт был участником не менее пятнадцати дуэлей. Причём в большинстве случаев именно он выступал инициатором. Состоялась, правда, всего шесть. Во время дуэли с Дантесом поэт был смертельно ранен, умер спустя два дня. Что послужило причиной конфликта?

Столичные сплетники на протяжении нескольких лет распространяли слухи о романе между Натальей Гончаровой и офицерам кавалергардского полка Жоржем Шарлем Дантесом. Однажды Пушкин вызвал француза на дуэль. Но её пришлось отменить. Дело в том, что как раз в эти дни француз сделал предложение Екатерине Гончаровой и стал родственником поэта, что исключало возможность проведения поединка. Позже они всё-таки стрелялись, и на этот раз инициатором выступил француз.

История эта слишком длинная и запутанная. Пушкинисты до сих поры пытаются найти виновного в смерти поэта. Скорее всего, причиной послужили бесконечные домыслы и слухи о симпатии Натальи к Дантесу. Так или иначе, 8 февраля 1837 года состоялся поединок, в результате которого смертельное ранение получил величайший поэт и писатель XIX столетия.

Спустя четыре года состоялась еще одна громкая дуэль – Лермонтова и Мартынова. К поединку привела ссора, которая состоялась 13 июля в доме Верзилиных

Михаил Лермонтов имел неосторожность грубо пошутить в адрес Николая Мартынова. Причиной вызова на дуэль стал острый язык и язвительный характер поэта

Повод последней дуэли

Александр Сергеевич Пушкин вызвал на дуэль Жоржа Дантеса из-за распространившихся в обществе слухов о том, что этот французский подданный соблазнил жену поэта, урождённую Наталью Гончарову. В тот момент, в ноябре 1836 года, противников удалось примирить. Более того, в знак примирения Дантес женился на сестре Натальи, Екатерине Гончаровой, которая принесла ему потом четверых детей.

Но в январе стало известно, что Дантес не прекратил своих ухаживаний за женой Пушкина. Тогда поэт вышел из себя и, по-видимому, намекнул Дантесу на его гомосексуализм, имея в виду «усыновление» Дантеса голландским посланником Геккерном. Этого Дантес не стерпел и поставил своей задачей во что бы то ни стало отомстить обидчику. Что и удалось.

Барон Жорж Шарль Дантес. Литография с портрета работы неизвестного художника. Ок. 1830

История седьмаяВ которой дамы устраивают дуэль на ногтях

Женские дуэли были не так уж и редки, и чаще всего они полны трагизма. Но вот к началу XX века измельчали не только мужчины, но и трагедии, превратившись в фарс

Примером такого фиглярства стала дуэль писательницы Жорж Санд за внимание знаменитого композитора Ференца Листа с его возлюбленной, графиней Марией д’Агу. Графиня приревновала Жорж и вызвала соперницу на дуэль

При этом битва непременно должна была состояться на ногтях.

Жорж Санд

Дамы пришли в дом к композитору, видимо чтобы «подлец» знал, из-за кого весь сыр-бор, заперлись в комнате и начали драть друг другу волосы и полосовать лица остро отточенными ногтями. Неизвестно, насколько сильно они друг друга травмировали, но после закончившейся вничью драки, Жорж Санд решила прекратить дружбу с Листом. Очевидно, потому-что оно того не стоило.

В дуэлях есть место храбрости, мужеству, стойкости, а также подлости и обману, крови и трагедии. Но, как мы убедились из этих историй, природа людей такова, что они даже в вопрос жизни и смерти способны привнести немалую долю идиотизма.

Всем интересующимся подробностями: «Альфред Хаттон Меч сквозь столетия. Искусство владения оружием».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector