Дуэль: поединок чести или просто узаконенное убийство

Дуэль Новосильцева и Чернова

На ту же тему
Большой» военный заговор: загадки и мифы восстания декабристов

Ещё один поединок, вызвавший немало толков в обществе, оказался связан с проблемой социального неравенства. Эта история началась с того, что представитель самой верхушки столичного света, бывший гвардейский гусар и адъютант императора Новосильцев полюбил провинциалку Екатерину Чернову и сделал ей предложение. Чернова предложение приняла.

Свадьба уже была назначена, но после того как жених уехал устраивать свои дела, его властная мать, урождённая графиня Орлова, настояла на отмене брака. Её сын не ровнякакой-то там Черновой».

Брат Екатерины — поручик лейб-гвардии Чернов — вступился за честь сестры и вызвал Новосильцева на дуэль. Тут происходит крайне некрасивая по представлениям того времени ситуация: мать Новосильцева, безумно любящая своего сына, попыталась спасти его от дуэли, подключив к проблеме московского генерал-губернатора князя Голицына. Чернов и Новосильцев встретились, жених заверил, что не отказывается от свадьбы(что, вероятно, было правдой, потому что Екатерину Чернову он действительно любил), и разошлись миром.

Владимир Новосильцев и его мать Екатерина Новосильцева

Вскоре выяснилось, что конфликт не исчерпан. Чернов среди гвардейцев похвалялся, что заставил жениха сдержать слово, что несказанно обидело Новосильцева. Новое объяснение между сторонами опять привело к примирению, однако сроки свадьбы затягивались и становилось ясно, что мать Новосильцева всеми средствами препятствует браку. Тогда Чернов послал Новосильцеву очередной вызов — который и закончился дуэлью. Смертельные раны получили оба участника, Чернов умер на месте, а Новосильцев прожил ещё несколько дней, успев увидеть свою мать, спешно прибывшую из Москвы.

ДУЭЛЬ В XVIII-XIX ВЕКАХ

Но и с появлением определённого кодекса дуэли не стали безопасным времяпрепровождением. Шпаги были остры, а несчастные случаи часты. На первой же своей дуэли д’Артаньян (реальное лицо, а не персонаж романа Дюма) едва не убил своего противника — человека, которого до того момента никогда не видел. Кроме того, среди дуэлянтов встречались и бретёры — блестящие бойцы, для которых невозможность уклониться от поединка становилась поводом для безнаказанных убийств (в том числе и заказных).

Косвенным результатом деятельности бретёров стало всё более частое применение на поединках огнестрельного оружия, уравнивающего шансы.

Так называемые кавалерийские пистолеты начали использоваться на дуэлях ещё в XVI веке — они заменяли копья в конном бою. Дуэлянты обменивались выстрелами (не имевшими последствий, так как на конный поединок всё ещё принято было выезжать в доспехах), а затем сходились на мечах. Позже по такому же принципу проводились и пешие дуэли: разрядив пистолеты, противники пускали в ход шпаги. Но вскоре утвердилось правило «одного оружия»: если выбирались шпаги, иметь что-то «про запас» не дозволялось. Перед схваткой участников обыскивали, отбирая пистолеты и ножи.

Пара французских дуэльных пистолетов Лепажа (XIX век). Полный комплект

Массовый характер дуэли на пистолетах приобрели лишь в XIX веке. К этому времени кремнёвый замок достиг совершенства (оружие, сделанное хорошим мастером, давало в среднем всего одну осечку на 150 выстрелов), шпаг уже не носили, да и владели клинками немногие. Дуэли на саблях проводились главным образом между военными, рапиры выбирали любители фехтования, а для большинства дуэлянтов предпочтительным вариантом стал пистолет.

Дуэльные пистолеты, которые появились в конце XVIII века и изготавливались до начала XX века, отличались надёжностью и высокой кучностью боя (то есть, проще говоря, меткостью). Как правило, они имели небольшой по тем временам калибр (10-13 мм) и нарезной ствол. На то, чтобы отмерить чашечкой заряд пороха и, ударяя деревянным молоточком по латунному шомполу, аккуратно забить в ствол пулю, уходило несколько минут.

Стреляли из пистолетов чаще всего с места, с условленного расстояния, по очереди: сначала вызванный (ответчик), потом вызывающий (обвинитель). Иногда выстрелы производились по пути к «барьеру». Предварительно разойдясь на условленное количество шагов, дуэлянты шли навстречу друг другу к паре воткнутых в землю сабель, отмечающих минимальную дистанцию огня. Каждый стрелял тогда, когда считал необходимым.

Жан-Леон Жером, «Дуэль после карнавала» (1857)

В XIX веке отношение к дуэлям в Европе стало на удивление терпимым. В 1836 году был опубликован «Дуэльный кодекс», подписанный десятками знатнейших людей. При этом официально поединки по-прежнему оставались вне закона. С таким же успехом можно было бы издать инструкции для взломщиков. Появились даже фирмы, оказывающие платные услуги желающим получить сатисфакцию. «Фехтовальщикам» предоставлялись залы, «стрелкам» — транспорт для выезда за город на специально оборудованную площадку. Разумеется, в аренду сдавалось дуэльное оружие: великолепные пистолеты (нередко с намеренно сбитым прицелом) и шпаги, гнущиеся вместо того, чтобы вонзаться. Но всё же достаточно острые, чтобы выступила кровь и бой был прекращён.

* * *

Хитрости устроителей не были секретом. Но задача убить противника ставилась со временем всё реже и реже. Дуэль превратилась в красивый обычай, в «экстремальный спорт», дающий возможность пощекотать нервы.

Поскольку результат играл всё меньшую роль, огромное значение начало придаваться процедуре. Например, появилось правило: вызывающий должен явиться к месту дуэли точно в срок, при минутном опоздании поединок отменялся. Ответчик имел право опоздать на три с половиной часа. Известен курьёзный случай, когда в 1868 году некие виконт де Ло и месье де Перье дрались на дуэли из-за разногласий относительно того, как правильнее дуэль организовать. Как обычно, никто не пострадал.

Сегодня мужчины измельчали. Они либо трусят, либо идут в суд, либо лезут в драку безо всяких правил

Но, может, когда-нибудь ещё вернётся время, о котором так красиво писал Филатов: «Не важно то, что вы в итоге не убиты, не важно то, что ваша злость пропала зря, а важно то, что в мире есть ещё обиды, прощать которые обидчику нельзя»

Что почитать?
  • Фредерик Браун «Арена»

  • Александр Дюма «Три мушкетёра»

  • Артуро Перес-Реверте «Учитель фехтования»

  • Александр Пушкин «Выстрел»

  • Альфред Хоаттон «Меч сквозь столетия»

  • Уильям Шекспир «Ромео и Джульетта»

Дуэли «на высшем уровне»

Мнение, что хорошая драка — это самое достойное средство решения споров между благородными людьми, всё больше утверждалось, и в Средние века на дуэлях сражалось бесчисленное множество дворян.

Привычке решать споры с оружием в руках помогали и турниры, где, хотя и редко, участники поединков погибали.

Король Франции Людовик IX Святой, будучи глубоко верующим и очень гуманным человеком, считал, что поединки противоречат основам христианства, и пытался запретить их.

В ходе непримиримого конфликта между Священной Римской империей и Французским королевством французы проиграли сражение под Павией, а их король Франциск I оказался в плену у немцев. Император Карл V выпустил Франциска I из заключения на тяжёлых условиях Мадридского мира. Но как только король Франции получил свободу, он немедленно отказался соблюдать договор и начал искать союзников для продолжения боевых действий. Карл V назвал своего коронованного врага человеком, лишённым чести, и вызывал на смертельный бой. Дуэль не состоялась — вместо неё началась новая война.

История с королевскими поединками получила продолжение несколько столетий спустя. Русский император Павел I бросил вызов всем монархам Европы, чтобы остановить международные конфликты, — все разногласия он хотел решить в частной драке. А король Швеции Густав IV Адольф вызвал на дуэль своего недруга Наполеона I. Оба поединка не состоялись из-за неявки потенциальных противников.

Иноземная мода

Традиционно первой в России дуэлью — именно дуэлью, то есть поединком, единственной целью которого была защита чести одного из участников, посчитавшего себя оскорбленным — считается схватка между двумя иностранцами в Москве в 1666 году. Участниками ее были офицеры «полков иноземного строя»: будущий генерал Петра I полковник Патрик Гордон и некий майор Монтгомери. Известно, что спор шотландца и англичанина, окончившийся дуэлью, возник во время совместной пирушки, но вот исход и обстоятельства схватки остаются неизвестными. Кстати, дневники того же полковника Гордона свидетельствуют, что подобные поединки между офицерами-иностранцами на русской службе случались довольно регулярно. Но при этом русские сослуживцы не перенимали дуэльные традиции своих заморских товарищей. По мнению некоторых историков, причиной тому служили разные взгляды на то, как следует защищать свою честь. Для русских не было ничего унизительного в том, чтобы искать правды в суде, тогда как у носителей западноевропейской традиции того времени подобный поступок вызывал негодование.

Ситуация начала кардинально меняться лишь с началом широкомасштабных реформ Петра I. Гораздо более тесное знакомство с традициями Западной Европы привили молодому русскому дворянству идею персональной чести, а вместе с нею — и идею о том, что отстаивать ее надлежит с оружием в руках. Но для того, чтобы эти традиции укоренились, потребовалось почти столетие. Первый всплеск числа дуэлей в России отмечается уже во времена царствования Екатерины II после опубликования в 1762 году знаменитого «Манифеста о вольности дворянской». Окончательное превращение русских дворян в особое сословие дало повод и для того, чтобы взять на вооружение европейскую традицию дуэлей и подчеркнуть этим свое привилегированное положение в обществе.

Дуэль Пушкина с Дантесом. Картина художника Алексея Наумова, 1884 год

Удивительно, но факт: расцвет русской дуэли приходится на времена, когда в Западной Европе мода на такое выяснение отношений уже начала сходить на нет. Тесное знакомство с французскими офицерами (а именно офицерство дольше всех сохраняло привычки дуэлировать по поводу и почти без повода) позволило офицерам русским еще раз убедиться в том, что именно такой способ решения вопросов чести является самым верным. В итоге на 1820-40-е годы приходится расцвет русской дуэли. И это несмотря на то, что именно в это время она строжайше осуждается на официальном уровне. Именно в это время получает и посылает три с лишним десятка вызовов на дуэли Александр Пушкин, пока не погибает от выстрела кавалергарда Жоржа Дантеса, а четыре года спустя на дуэли гибнет Михаил Лермонтов. Причина была проста: несмотря на всю внешнюю жесткость антидуэльного законодательства, на деле дуэлянты всегда могли рассчитывать на максимальное снисхождение. Скажем, после дуэли с Пушкиным кавалергарда Дантеса и пушкинского секунданта Константина Данзаса приговорили к смертной казни, но в итоге первый отделался разжалованием и высылкой из России, а второй и вовсе провел под арестом три месяца и вернулся в прежних чинах в свою часть.

ТУРНИРЫ: ПОЕДИНКИ ДО XVI ВЕКА

В средние века дуэли как таковые не практиковались. Если два всадника в полном вооружении встречались на дороге, это уже считалось неплохим поводом для поединка, например, в честь прекрасной дамы. Предлог мог быть любым, впрочем, не желающий драться имел право сослаться на обет, нездоровье или занятость. Такие «минитурниры » на большой дороге в первую очередь обеспечивали участникам полезную практику (а порой и добычу), но не приносили великой славы. Помимо того, они были сопряжены с риском случайно убить противника, вызвав законное негодование его сюзерена. Для того же, чтобы провести поединок по всем правилам — со зрителями, с призовым фондом и с готовым немедленно промыть и зашить раны цирюльником, — требовалось разрешение землевладельца, например, герцога или даже короля. Получить подобное разрешение не всегда было легко, поскольку часть расходов на организацию мероприятия ( турнира) казна должна была взять на себя. Но если уж разрешение на «подвиг во имя прекрасной дамы» было получено, устраивалось полноценное шоу — с полными ротозеев трибунами, музыкантами, громогласными герольдами и роскошными шатрами, в которых бойцы готовились к поединку. В турнирах принимали участие десятки рыцарей, схватки шли одна за другой: сначала бились пешими на копьях, мечах и топорах, потом шла конная «сшибка» на копьях и, наконец, конная рубка. Конкретные детали варьировались в зависимости от пожеланий участников. Доспехи каждый привозил с собой, оружие же обычно применялось казённое — для обеспечения равноправия. Но, если противник не возражал, рыцарь мог взять и собственный меч, лучше подогнанный по руке.

На поединках «за честь» бились острым оружием, но слишком опасные его виды не допускались. Например, клевцы

Каждый раунд продолжался либо до падения одного из бойцов, либо до нанесения условленного количества ударов (засчитывались удары как в щит, так и по доспехам). В случае поломки оружия поединок не прерывали, но зато немедленно останавливали, если повреждённым оказывалось чьё-то защитное снаряжение. Подсчёт нанесённых ударов вели секунданты.

На ордалиях дозволены были некоторые приёмы, строжайше запрещённые на турнирах. Например, таран конём или «заход в хвост»

Если обида была настоящей, рыцарь чаще всего искал справедливости не на ристалище, а в суде. Лишь в редких случаях, когда ни одна из сторон не могла доказать свою правоту, допускалась ордалия — бой насмерть. Получить разрешение на неё было значительно труднее, чем на проведение развлекательного турнира, поскольку терять хороших бойцов в мирное время сюзерен не хотел. Женщины и дети не допускались на подобные зрелища, а сам бой протекал значительно быстрее. Остановить его мог только сам герцог или король и только в тот момент, когда дуэлянты находились в равном положении.

Красочный средневековый гобелен свидетельствует, что турниры были настоящими шоу

Сражались конными или пешими, без каких-либо ограничений на использование приёмов. О замене пробитого защитного снаряжения, разумеется, не было речи. Новые клинки из заранее оговоренного запаса передавалось секундантами через барьер, до которого боец далеко не всегда мог добраться. Часто, сломав мечи, бойцы шли в рукопашную, применяя захваты и не скупясь на удары — как латными рукавицами, так и собственным шлемом, снятым с головы.

Мензура

В Германии до начала XX века широкое распространение имела студенческая дуэль — мензура. Бойцы надевали кожаные шлемы, оставляющие лицо открытым, и кожаные доспехи, защищающие грудь, шею и правую руку, после чего рубились саблями «до первой крови». Наиболее оригинальной чертой мензуры было то, что награду — шрам, свидетельствующий одновременно и о мужестве, и о высшем образовании, — получал не победитель, а побеждённый.

Более опасным (здесь смертельные случаи были нередки) считался поединок, именуемый «мокрой мензурой». Дуэлянты садились за стол и по очереди, осушив стакан вина, выкрикивали оскорбления. Поединок продолжался до тех пор, пока один из бойцов не повторялся, употребив уже использованное ранее ругательство. Опасность заключалась в том, что «мокрая мензура» нередко переходила в пьяную драку с применением любых подручных средств.

Наказание для дуэлянтов

Ни одно дело об офицерской дуэли в период с 1894-го по 1910-й годы не дошло до судебного рассмотрения и не привело к осуждению кого бы то ни было из участников. Тогда как еще за полвека до того судебное решение по поводу дальнейшей судьбы дуэлянтов и их помощников было обязательным (хотя и далеко не всегда строгим). Но официальное законодательство России успело существенно смягчиться за два с половиной столетия истории русской дуэли.

«Дуэль Печорина с Грушницким». Иллюстрация Михаила Врубеля к роману Михаила Лермонтова «Герой нашего времени», 1891 год

Во времена, когда дуэлянтами выступали исключительно офицеры-иностранцы из состава «полков иноземного строя», существовал лишь запрет на поединки, но без серьезных последствий. В частности, указ царевны Софьи Алексеевны от 25 октября 1682 года гласил, что «в целях прекращения в столице своевольств и поединков» разрешено в Москве хождение с оружием всем, кто в настоящий момент не исполнял служебных обязанностей, ответственность наступала только в случае «учинения ссор, поединков и произнесения грубых слов». Гораздо строже карал за дуэли появившийся в 1716 году «Военный устав» Петра I и вошедший в него «Артикул воинский». В частности, статья 139-я главы 17-й этого артикула гласила, что «все вызовы, драки и поединки… запрещаются», чтобы никто «не дерзал соперника своего вызывать, ниже на поединок с ним на пистолетах, или на шпагах битца». Наказание за нарушение этого требования было одно как для дуэлянтов, так и для секундантов – повешение (причем вешать полагалось даже погибших во время дуэли — за ноги).

Петровские правила наказания для дуэлянтов действовали вплоть до середины XIX века, хотя уже в 1787 году Екатерина II повелела участников бескровных дуэлей штрафовать, а виновника ссылать в Сибирь. В 1845 году император Николай I, хотя и слывший категорическим противником дуэлей, вообще освободил секундантов и наблюдавших за поединками врачей от ответственности, а наказание для дуэлянтов резко смягчил: теперь им грозило заключение в крепости на срок от шести до десяти лет без лишения титула, звания и имущества, как в петровские времена. Эти нормы действовали до самой Октябрьской революции для всех подданных России, кроме военных, которым в конце позапрошлого столетия дуэли были официально разрешены.

«Дуэль». Картина художника Ильи Репина, 1897 год

Третья дуэльВ которой дворянин погибает, боясь разочаровать праздных зевак

Следующая дуэль — пример подлости одного и глупости другого. В Париже, в 1579 году состоялась дуэль между молодым месье де Сурдиаком и его бывшим охранником, более опытным в бою месье де Шасне-Лалье. До Сурдиака дошли слухи о том, что его бывший охранник плохо о нем отзывается, и он вызвал Шасне-Лалье на дуэль. Слухи о таком бесплатном развлечении распространились быстро. В итоге, когда они сошлись для поединка на острове посреди Сены, вокруг, на берегах, собралась целая толпа любопытных зрителей.

Де Сурдиак спрашивает, правда ли, что Шасне-Лалье говорит о нем гадости. Тот клянется, что это ложь. Сурдиак удовлетворен и предлагает помириться. Но тут Шасне-Лалье делает глупость, заявляя: «Нет уж, я так долго сюда добирался, да и столько народу собралось на нас поглядеть, не стоит их разочаровывать, ведь мы можем потерять в своей репутации!».

Начинается поединок, и почти сразу более опытный бывший охранник наносит Сурдиаку удар в грудь. Но ничего не происходит! Клинок отскакивает от тела. «Подлец!» — кричит Шасне-Лалье, — ты надел доспех, но я достану тебя по-другому!». После чего он начинает метиться в горло сопернику, почти достает его, но получает удар в корпус и погибает.

Конечно, Сурдиак — тот еще подлец, ведь он надел доспех под рубашку, что запрещалось негласными правилами дуэлей. Но, Шасне-Лалье — глупец, ведь, проигнорировав предложение о мире, он решил драться просто для того, чтобы не разочаровать зевак. И даже выяснив, что противник в доспехе, он решил, что ему достанет мастерства победить и так. По хорошему он должен был призвать на помощь секундантов, которые как раз для таких случаев и нужны изначально. В их обязанности входило наблюдение за равенством возможностей в дуэли.

Дуэли литераторов

Смерть одного из противников не была обязательным исходом дуэли. Так, на счету Александра Пушкина значилось 29 вызовов. В большинстве случаев друзья поэта договаривались с полицией, и Пушкина на время проведения поединка сажали под арест. Например, причиной дуэли Пушкина и его лицейского друга Вильгельма Кюхельбекера стала эпиграмма первого: «За ужином объелся я, / А Яков запер дверь оплошно — / Так было мне, мои друзья, / И кюхельбекерно, и тошно». Закончилась дуэль промахом обоих поэтов. В 1822 году Пушкин и подполковник Сергей Старов не сошлись в музыкальных пристрастиях: поэт просил оркестр сыграть мазурку, а военный — кадриль. Старов воспринял ситуацию как оскорбление для всего полка, и состоялась дуэль — оба соперника промахнулись.

Дуэлью закончилась безобидная шутка Максимилиана Волошина над Николаем Гумилевым. Волошин вместе с поэтессой Елизаветой Дмитриевой, сговорившись, издали несколько стихов под именем Черубины де Габриак. Гумилев увлекся несуществующей дамой и даже пытался выведать ее адрес. Узнав, что загадочной испанки не существует, поэт рассвирепел и вызвал шутника на дуэль. На печально известной Черной речке раздались два выстрела: разгневанный Гумилев промахнулся, Волошин стрелял в воздух.

Едва не стрелялись и два других русских классика — Лев Толстой и Иван Тургенев. Будучи в гостях у Фета, Толстой невзначай оскорбил дочь Тургенева Полину и плюнул в его сторону. Поединок не состоялся лишь стараниями друзей писателей, однако после этого они не заговаривали друг с другом в течение 17 лет.

Александр Грибоедов был участником «четверной» дуэли, во время которой секундантам также полагалось стреляться после самих дуэлянтов. Причиной поединка стала ссора балерины Авдотьи Истоминой с ее поклонником кавалергардом Василием Шереметевым. Грибоедов пригласил балерину на чай, и та оказалась в гостях у графа Александра Завадского, у которого тогда жил Грибоедов. Сам Завадский не прочь был приударить за «блистательной и воздушной» Истоминой, так что ее визит к графу крайне оскорбил Шереметева. В итоге у барьера оскорбленный кавалергард был убит. Тогда секунданты Грибоедов и корнет Александр Якубович так и не стрелялись, но через несколько лет Якубович со словами: «Не будешь ты играть на пианино, Саша!» — возобновил дуэль и прострелил руку драматургу.

«В 14-м поехал на Кавказ. Дрался в Кисловодске на дуэли с правоведом К. После чего почувствовал немедленно, что я человек необыкновенный, герой и авантюрист, — поехал добровольцем на войну. Офицером был», — писал в своей автобиографии Михаил Зощенко.

Это интересно: Выбор невесты, наталья кирилловна нарышкина

Вторая ДуэльПодлый недоросль побеждает благородного капитана

Следующая история переносит нас в эпоху рапир, в XVI век. При дворе Франциска Второго служил опытный капитан Матас, герой битв и поединков. И там же отирался молодой задира по имени Ашон, который каким-то образом достал капитана и был им вызван на дуэль. Во время поединка выяснилось, что неумелый Ашон опытному капитану не соперник, и тот решил его пожалеть, всего лишь выбив из рук шпагу. Он обратился к юнцу со словами: «Хватит с вас! Впредь не задирайте людей благородных и более опытных!». И тут Матас делает последнюю в своей жизни глупость: не отобрав шпаги, он поворачивается спиной к побежденному, чем тот и пользуется — поднимает оружие с земли и закалывает Матаса.

Король Филипп, узнав о смерти любимого капитана, был чертовски зол, но в основном на него самого, ведь по дуэльному этикету тех времен, если дворянин не желал убивать противника, он должен был оставить его на поле в безопасном состоянии — без оружия и с проткнутыми руками и ногами. Знающие люди советовали еще и оставить на лице побежденного уродливый шрам, чтобы издалека было видно глупца. Так нелепая самоуверенность и неуместное благородство лишили жизни полезного королю человека.

Белый город

Аполлинарий Васнецов. Лубяной торг на Трубе в XVII веке. 1926

Еще одним крепостным кольцом Москвы была Белогородская стена, построенная уже вокруг Китай-города в конце XVI века. В Смутное время стена «Белого города» сильно пострадала и вскоре перестала быть надежной защитой города. Горожане начали разбирать ее на камни и строить из них дома.

В конце XVIII века Екатерина II велела снести стену, а на ее месте появилась дорога — нынешнее Бульварное кольцо.

«Яма» на Хохловской площади

Останки фундамента стены в некоторых местах сохранились — например, на Хохловской площади вокруг такого кусочка стены теперь модное общественное пространство «Яма».

Дуэль №1

24 ноября 1817 года на Волковом поле, в северной Пальмире, состоялась дуэль графа Александра Завадовского и офицера Кавалергардского полка Василия Шереметева. Стрелялись они из-за 18-летней блистательной балерины Авдотьи Истоминой.

Этот поединок, вошедший в историю как «дуэль четверых», закончился смертью Шереметева и дуэлью секундантов — будущего декабриста корнета Александра Якубовича и чиновника Коллегии иностранных дел, поэта Александра Грибоедова.

Известная балерина Авдотья Истомина, дочь спившегося полицейского, ровесница и подруга Пушкина и возлюбленная офицера Кавалергардского полка Василия Шереметева, поссорилась со своим кавалером.

Расстроенная, она приняла приглашение Александра Грибоедова и отправилась с ним на чай к камер-юнкеру Александру Завадовскому. Чаепитие затянулось на 2 дня. Шереметев, подстрекаемый корнетом Александром Якубовичем, вызвал Завадского на дуэль, в результате которой Шереметев был смертельно ранен и умер на следующий день. Могила его находится на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

В скором времени дуэль эта получила продолжение. Между секундантами также случилась ссора, итогом которой стал вызов на дуэль. Из-за следствия по делу Шереметева дуэль пришлось отложить, и состоялась она уже через год в Грузии. Стрелялись в овраге у Татарской могилы в окрестностях Тифлиса.

Якубовичу удалось прострелить Грибоедову мизинец на левой руке. Именно по этой примете и опознали изуродованное тело автора «Горя от ума» и российского посла, когда в Тегеране с ним расправилась толпа религиозных фанатиков.

История пятаяИстория о самом самоубийственном виде дуэли, которая случилась из-за глупости слуг

Так уж получилось, что два дворянина, шестидесятилетний сир де ла Роке и молодой д’Аллемань, получили совместное управление несколькими деревнями. И, конечно, это не могло не привести к противоречиям и ссоре. А началось все с их вредных управляющих, которые поругались на пустом месте, наябедничав господам друг на друга как малые дети.

Последствия не заставили себя долго ждать. Молодой сир д’Аллемань, встретив истошно вопящего управляющего сира де ла Роке, пообещал выбить ему зубы, если тот будет притеснять его слугу. И, конечно, управляющий пожаловался сиру де ла Роке, от себя добавив, что д’Аллемань обещал выбить зубы не только ему, но и самому сеньору.

Пожилой лорд (у которого и так осталось не слишком много зубов) не стерпел оскорбления и вызвал молодого на поединок, хотя тот и попытался примириться. При этом «дедушка» настоял на особом поединке на кинжалах — едва ли не самом варварском способе выяснить отношения, который придумало человечество. Суть этой дуэли такова: два человека крепко держат друг друга за левую руку, а правую используют для того, чтобы наносить удары кинжалом. Выглядит все как наиболее верный способ погибнуть обоим сразу. Собственно говоря, так и вышло.

Всего несколько секунд дуэли — и оба бойца получили раны, несовместимые с жизнью. Следуя самоубийственному кодексу тех лет, секунданты тоже бросились убивать друг друга. Только увещевания умирающего д’Аллемана предотвратили дальнейшее смертоубийство. Однако оба секунданта уже успели тяжело ранить друг друга и тоже едва не отдали Богу душу. Вот так из-за двух слуг, вопящих как базарные бабы, на пустом месте образовалось два мертвеца и два калеки.

МИХАИЛ БАКУНИН ПРОТИВ КАРЛА МАРКСА

Сложно себе даже представить, каким был бы мир без Карла Маркса, немецкого философа, соавтора «Манифеста Коммунистической партии» и идейного вдохновителя большевиков. Тем не менее подобное развитие событий могло иметь место.

В 1840 году М.А. Бакунин, основоположник анархизма, чьи работы и сегодня вызывают большой интерес, приехал в Берлин, чтобы ближе познакомиться с философскими учениями тех лет. Вскоре он лично познакомился с Карлом Марксом. Два философа подолгу дискутировали на самые различные темы.

В целом они неплохо понимали друг друга, хотя и придерживались разных идеологических позиций. Беда заключалась в том, что Михаил Александрович, несмотря на свои анархические взгляды, являлся искренним патриотом и панславистом, в то время как Карл Маркс нашу страну открыто недолюбливал.

Однажды он в присутствии Бакунина резко негативно высказался о российской армии. Михаил Александрович, который в юности служил унтер-офицером в артиллерии, стерпеть этого не смог и вызвал хулителя на дуэль. Увы. Карл Маркс отказался, сославшись на то, что его жизнь принадлежит пролетариату.

Дуэль не состоялась, и мировая история осталась такой, какой мы ее знаем, хотя в случае если бы поединок состоялся, могла бы пойти совсем иным путем.

«Была бы на моей роже хотя бы одна порядочная борозда! Никто ведь теперь не поверит в мое академическое образование!»

Мензурное фехтование было настолько популярно даже в начале XX века, что у многих высокопоставленных деятелей Третьего Рейха на лицах красовались характерные шрамы. Обладателями шмиссе были начальник РСХА Эрнст Кальтенбруннер, СС-оберштурмбанфюрер Отто Скорцени, генерала пехоты Ганс Кребс, генерал танковых войск Карл Маусс.

В 1933 году нацисты запретили мензурное фехтование, но в 1953 году оно снова было разрешено, и даже существует по сей день, хоть и с защитным снаряжением, исключающим нанесение серьезных ран.

Студенческие дуэли в наши дни

Как бы то ни было, заходя в современный немецкий университет, постарайтесь следить за словами, и не употреблять обидное выражение «глупый малый», ведь не ровен час, где-нибудь рядом окажется наследник знаменитых германских буршей, и вы ограбете шлегером по голове. Ну или хотя бы пивной кружкой.

Максимилиан Волошин и Николай Гумилев

Вскоре еще два поэта не поделили женщину: Волошин и Гумилев. Их дуэль состоялась в 1910 г. Оба полюбили Лизу Дмитриеву, юную поэтессу, вскружившую много голов. Начав роман с Гумилевым, она вскоре его покинула и ушла к Волошину. В литературных кругах Петербурга история стала скандальной, и недостатка в грязных слухах не было.


Максимилиан Волошин и Николай Гумилев. (eksmo.ru)

Одной из выдумок были якобы сказанные Гумилевым о Волошине оскорбительные слова. Гумилев все еще безуспешно пытался сделать Дмитриеву своей женой. Из упрямства и гордости (а главное — «в пику» Волошину) он не стал опровергать слухи. Рассерженный Волошин решил вызвать Гумилева на дуэль «по всем правилам дуэльного искусства» (ранее об этих правилах ему подробно рассказывал сам Гумилев). Он публично дал Гумилеву пощечину. На следующий день они стрелялись у Черной речки. Пистолеты, как и место дуэли, были старые, пушкинского времени. Когда секунданты предложили мириться, Гумилев закричал: «Я здесь, чтобы драться, а не мириться». Но стреляя, он промахнулся, а пистолет Волошина дал осечку. Так как Гумилев настаивал на продолжении, Волошин выстрелил еще раз, но нарочно мимо. На этом дуэль закончилась. Поэты, однако, так и не помирились. А Лиза Дмитриева все равно ушла от Волошина через несколько месяцев.

Женские дуэли

Удивительно, но среди дуэлянтов были и женщины, которые сражались еще суровее и изощреннее мужчин: женские поединки гораздо чаще заканчивались смертью. Зачастую они перерастали в настоящую бойню с участием секунданток и подруг-зрителей. Если дрались на шпагах, то кончик оружия частенько смачивали ядом, если же стрелялись, то до тяжелого ранения или чьей-нибудь кончины.

Фото из открытых источников

Известная оперная певица Жюли д’Обиньи много раз сражалась на дуэлях с дамами и даже мужчинами. Однажды на балу она выступала против троих соперников и сумела их ранить. Чтобы избежать казни, Жюли пришлось провести несколько лет за пределами Франции.

Истории известны и довольно забавные женские дуэли. К примеру, та, что произошла из-за композитора Ференца Листа между его возлюбленной Мари д’Агу и любвеобильной французской писательницей Жорж Санд. В качестве оружия эти решительно настроенные дамы выбрали… свои длинные ногти. Поединок происходил в доме Листа, причем сам композитор в это время отсиживался у себя в кабинете. «Дуэль на ногтях» закончилась вничью; поорав и изрядно исцарапав друг друга, дамы разошлись. После этого Жорж Санд уже не добивалась расположения Листа.

Фото из открытых источников

А как вам такой факт: упомянутая нами императрица Екатерина Вторая, запрещавшая дуэли в России, в молодости (до восшествия на престол) участвовала в вооруженном поединке и не раз исполняла обязанности секунданта у прочих дам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector