Гиперзвуковое оружие: принцип действия, сравнение с ядерным

Скрытые угрозы, или Что стоит за космическими программами НАСА?

Программа мирного освоения космоса под эгидой НАСА на самом деле не столь дружелюбна. В числе прочего она подразумевает, что к 2020 году агентство должно получить в своё распоряжение гиперзвуковой носитель (якобы для вывода на орбиту тоннажных грузов). Испытания же, проведённые прошлым летом – речь идёт о запуске Х-43А с полигона Кодьяк, штат Аляска, – показали, что истинные намерения «астронавтов» совершенно иные (перед пуском была поставлена задача: поразить цель, находящуюся на тихоокеанском атолле, на скорости не менее 6,5 тыс. км/сек.). По сути, имело место быть «показательное выступление» с участием боевого прототипа. Итогом же «мирных» исследований наверняка станет гиперзвуковая ракета с кинетической боеголовкой.

Схожие проекты воплощаются в жизнь сухопутными и военно-морскими силами США. В ВВС же Америки параллельно ведётся работа по изучению потенциала Falcon HTV-2: в ходе последнего «калифорнийского эксперимента» аппарат превзошёл все ожидания и развил скорость в 20 Мах (около 23 000 км/ч). Впрочем, об удачном старте говорить не приходится – образец потерял управляемость и рухнул, так и не долетев до пункта назначения. Причины потери связи с ракетой остаются невыясненными.

Американская Х-51А Waverider и отечечственный «Москит»: от неудач никто не застрахован

Заокеанские «партнёры» воспринимают гиперзвуковые ракеты России как страшный сон. Поэтому ежегодно из федерального бюджета США выделяются огромные суммы на развитие военно-воздушных сил. Один из таких полусекретных проектов известен под кодовым названием X-51A Waverider.

Первые и, по сути, единственные «открытые» испытания носителя состоялись в 2010 году. Тогда разгонная ступень Х-51 завела по крутой траектории ракету на высоту в 19,8 км, а включившийся сверхзвуковой двигатель спровоцировал ускорение прототипа до 4,8 Мах. Но после того как опытный образец сумел подняться ещё на 1500 метров над землёй и разогнаться до 5 Мах (более 5,5 тыс. км/ч), начались перебои в телеметрии. Поскольку сигнал от объекта был неустойчивым, дело дошло до принудительной ликвидации. Кстати, по аналогичному сценарию, за месяц до описанных событий, проходили испытания FHTV-2 – летательного аппарата, сконструированного концерном Boeing. Получается, что причиной крушения Falcon стал всё тот же обрыв связи (маршрут пролегал над несудоходным районом Тихого океана, поэтому взрывать прототип не стали).

Надо сказать, что и Россия обладает гиперзвуковыми ракетами не благодаря «счастливому случаю» — этому событию предшествовали десятки неудачных запусков и отложенных стартов. Чего только стоит «эпопея» с введением в строй противокорабельного «Москита» (П-270)? А ведь там речь шла «всего лишь» о скорости в 4 Max!

С какой целью была создана ракета “Циркон” (Россия)?

Характеристики, полученные после государственных испытаний, дают основания полагать, что данные сверхзвуковые объекты легко могут преодолеть противотанковую оборону противника. Это стало возможным за счет двух особенностей, присущих ЗК-22:

  • Скорость боеголовки на высоте 100 км составляет 15 Мах, т. е. 7 км/сек.
  • Находясь в плотном атмосферном слое, уже перед приближением к своей цели боеголовка выполняет сложные маневры, чем затрудняет работу ПРО врага.

Многие военные специалисты, как российские, так и зарубежные, считают, что достижение военно-стратегического паритета напрямую зависит от наличия гиперзвуковых ракет.

Американская угроза

Гиперзвуковые летательные аппараты интенсивно разрабатываются в разных странах мира. Но особенно выдающихся успехов добились США. Еще в 2011 году в этой стране были проведены испытания нового секретного летательного аппарата, носящего двусмысленное название «прогрессивное гиперзвуковое оружие» (Advanced Hypersonic Weapon, AHW). За тридцать минут он пролетел расстояние почти в 4 тысячи км, в 5 раз превысив скорость звука. Как заявили в Пентагоне, это уникальное оружие планируется применять только против «террористов в странах зла».

Уже существуют доведенные до разных начальных степеней реализации проекты беспилотных ГЛА в США, в частности Boeing X-43. Также в этой стране продолжается совершенствование проекта Boeing X-37 с полетами на орбиту экспериментального космоплана, запускаемого на РН.

Boeing X-37 (также известный как X-37B Orbital Test Vehicle (OTV) — орбитальная летающая лаборатория) — экспериментальный беспилотный орбитальный самолет, созданный для апробирования технологий будущего. Он предназначен для работы на высотах 200—750 км, способен быстро менять орбиты и маневрировать. Заявленная цель данной машины — выполнение разведывательных задач, доставка и возвращение небольших грузов в космос и обратно.

Гиперзвукавая ракета и модернизация тяжелых крейсеров

После 2013 года информация о ракетах проекта 3К22 опять исчезла из открытых источников. Осенью 2020 года о ракете заговорили в связи с модернизацией «Адмирала Нахимова».

Согласно договору между ПО «Севмаш» (занимается переоборудованием ТАРКР) и корпорацией «Алмаз-Антей», последняя должна поставить десять вертикальных пусковых установок (УВПУ) ЗС-14-11442М для проходящей на предприятии модернизации тяжелого атомного ракетного крейсера проекта 11442.

По имеющимся данным, одним из носителей «Циркона» должна стать подводная лодка пятого поколения «Хаски», разработку которой начало морское бюро машиностроения «Малахит». По замыслу разработчиков, новейшая АПЛ проектируется на одной базовой платформе в двух вариантах. Во-первых, многоцелевая, ориентированная на борьбу с подводными лодками противника. Во-вторых, противоавианосная ПЛАКР, вооруженная крылатыми ракетами, в том числе и «Цирконами».

Гиперзвуковые проекты США и других стран

Однако не стоит списывать со счетов основных российских конкурентов. Еще в начале 2000-х в период президентства Джорджа Буша младшего началась разработка доктрины быстрого глобального удара, где основная ставка делалась на гиперзвуковые крылатые ракеты с дальностью действия 6000 км. В рамках доктрины уже идут испытания ракеты AHW, а на очереди – проект HTV-2 по созданию ракеты, способной достичь скорости 20 Мах с дальностью поражения 7700 км. В марте прошлого года компания Lockheed Martin начала разработку гиперзвукового беспилотника SR-72.

Гиперзвуковой тренд в центре внимания ВПК Китая. Так год назад были протестированы гиперзвуковые летательные аппараты DF-ZF и Yu-71. В Индии ведутся разработки тактической ракеты класса «земля-земля» Shaurya, достигающей скорости 7 Мах. Не отстает и Франция со своим гиперзвуковым проектом крылатой ракеты «воздух-земля» ASN4G с ядерной боеголовкой и скоростью 8 Мах.

Близкое знакомство с «Коалой»: гиперзвуковая ракета России «Х-90»

История создания «Х-90» своими корнями уходит в теперь уже далёкий 1971 год. Дело касалось стратегического носителя среднего класса, применимого на малых высотах. Однако руководство СССР отнеслось к инициативе конструкторов НПО «Радуга» весьма прохладно, и до 1976 года о проекте не вспоминали. В 80-е опытные образцы уже ускорялись до 4 Мах; тогда же воплотили в жизнь и идею о «раздвоенности» боеголовки (каждый заряд мог наводиться на отдельную цель, при условии, что расстояние до неё от точки «распада» не превышало 100 км). В 1992 году по понятным причинам все наработки «законсервировали».

Спустя пять лет российская гиперзвуковая ракета с индексом «Х-90» трансформировалась в «экспериментальный летательный аппарат, работающий на сверхскоростях». В НАТО проект тут же окрестили AS-19 Koala. Стоит отметить, что официально Москва настаивает на том, что «Коала» и «Х-90» сборки 70-х не имеют ничего общего, хотя специалисты, все как один, говорят об обратном.

Заявленная конструкторами скорость гиперзвуковой ракеты образца 1997 года – 5 Мах, радиус действия – 3500 км. После отсоединения от ТУ-160М (на высоте 7-20 км), происходит активизация крыльевого механизма. Далее следует пуск твёрдотопливного ускорителя, который выводит боевую единицу на сверхзвуковой рубеж, и только потом включается маршевый двигатель.

Современные «Тополя» и «Стилеты» — это новая ступень в эволюции «Х-90». Масштабные военные учения 2004 года подтвердили, что 5000 м/с – далеко не предел для гиперзвуковой боеголовки.

Москва и Дели: рождение «БраМос-2»

Безусловно, испытание гиперзвуковой ракеты России стоило дорого. И речь даже не о деньгах, коих на военные нужды за последние двадцать лет было истрачено немало. Политическое, а порой и экономическое давление Запада вынудило Кремль к «активной обороне», к поиску новых стратегических партнёров…

Не так давно завершились испытания «БраМос». Совместный российско-индийский проект ознаменовался рождением «крылатой бестии», которой под силу двигаться со скоростью 650 м/с. Но останавливаться на достигнутом никто не собирается. Следующая ступень сотрудничества – «БраМос-2» с показателями 6,5-7 Мах. Если удастся воплотить задуманное, то Москва и Дели смогут разделить лавры победителя, ведь об оружии с подобными характеристиками можно только мечтать.

Что интересно: высокопоставленный чиновник Пентагона в одном из интервью, отвечая на вопрос журналиста о том, есть ли в РФ гиперзвуковые ракеты, предпочёл сохранить молчание. Хотя каких-то 15 лет назад иностранные специалисты категорически заявляли, что ожидания Кремля в этой сфере тщетны, и что 7 Мах – недостижимый предел (по неофициальным данным, ГПВРД, созданный отечественными конструкторами, успешно «сдал тест» ещё в 1998 году).

Гиперзвуковая Европа

Разрабатываются проекты гиперзвуковых ЛА и в Европе. В Великобритании, в частности, — это беспилотный космолет многоразового использования «Скайлон» (Skylon) с горизонтальным стартом и посадкой.

«Скайлон» способен подниматься в воздух как обычный самолет. Достигнув гиперзвуковой скорости в 5,5 М и высоты в 26 километров, он переходит на питание кислородом из бортовых резервуаров, чтобы выйти на орбиту. Приземляться он будет тоже как обычный самолет.

Согласно проекту, «Скайлон» будет способен доставлять в космос приблизительно 12 тонн груза (для низкой экваториальной орбиты). Первые испытания воздушно-реактивных / ракетных двигателей с предварительным охлаждением SABRE, которые будут установлены на «Скайлоне», запланированы на 2019 год. По предварительным оценкам, «Скайлон» снизит стоимость выведения грузов в космос в 15—50 раз.

В Германии реализуется гиперзвуковой проект SHEFEX (прототип космоплана/космолета), в Австралии — AUSROCK, в Индии — запускаемый на РН космоплан — прототип одноступенчатой АКС-космолета RLV/AVATAR с вертикальным стартом и горизонтальной посадкой, в Китае — запускаемый на РН космоплан и его прототип «Шэньлонг» и двухступенчатый МТКК с горизонтальным стартом и посадкой и др.

Ответ России

Чем на все это может ответить Россия? В нашей стране этой проблемой еще в 70-х годах прошлого столетия начал заниматься Центральный институт авиационного моторостроения имени П. И. Баранова (ЦИАМ). Именно здесь совместно с КБ химического машиностроения были созданы гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель (ГПВРД) и гиперзвуковая летающая лаборатории (ГЛЛ) «Холод» на базе ракеты ЗРК С-200.

ГЛЛ на летных испытаниях в Казахстане достигла скорости, почти в 6 раз превышающей скорость звука. На базе «Холода» была разработана перспективная ГЛЛ «Игла» («Исследовательский гиперзвуковой летательный аппарат») или «Холод-2» со сверхзвуковым прямоточным двигателем (СПВРД).

В России также была создана первая в мире гиперзвуковая маневрирующая ракета Х-90, запуск которой был произведен со стратегического бомбардировщика Ту-160 в феврале 2004 года во время командно-штабных учений «Безопасность-2004».

Американцы назвали эту ракету почему-то AS-19 Koala. По заявлениям наших военных, «медведь» мог преодолеть любую противоракетную оборону любого противника без особого труда со скоростью 3—4 М. Ракета могла нести две боеголовки и поразить сразу две цели на расстоянии в 100 км.

Несомненный интерес представляет «Циркон» — российская гиперзвуковая противокорабельная крылатая ракета, разрабатываемая ОАО «ВПК „НПО машиностроения“».

Принципиальным отличием данной ракеты является значительно бо́льшая (до М = 8) скорость полета — как по сравнению с другими российскими противо­корабельными ракетами, так и с противо­корабельными ракетами, стоящими на вооружении других стран. Ракета совершает полет почти в космосе на маршевом участке на высоте 30—40 км, где сопротивление воздуха невелико. Такая высота позволяет значительно увеличить дальность и скорость.

По словам главы комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктора Бондарева, «Циркон» уже входит в арсенал вооруженных сил и ее развертывание запланировано в рамках новой государственной программы вооружения на 2018—2027 годы.

Х-47М2 «Кинжал» — это российский гиперзвуковой авиационный ракетный комплекс. Он способен поражать как стационарные объекты, так и надводные корабли: авианосцы, крейсеры, эсминцы и фрегаты, и является авиационным вариантом комплекса «Искандер».

Функции самолета-носителя выполняет сверхзвуковой истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия МиГ-31. Ракета после сброса в заданной точке далее летит с гиперзвуковой скоростью, превышая скорость звука в 10 раз и маневрируя на всей траектории полета.

После успешных испытаний с 1 декабря 2017 года комплекс приступил к несению опытно-боевого дежурства на аэродромах Южного военного округа. В феврале — марте 2018 года начались эксплуатационные войсковые испытания ракетного комплекса.

PJ-10 «БраМос» (PJ-10 BrahMos) — сверхзвуковая противокорабельная ракета, разрабатываемая совместно ОАО «ВПК „НПО машиностроения“» и Организацией оборонных исследований и разработок (DRDO) Министерства обороны Индии.

Ракета основана на П-800 «Оникс» (точнее, на его экспортной версии — «Яхонт») — разработке «НПО машиностроения» 1980-х годов. Ракета БраМос способна развивать скорость, соответствующую числам Mаха от 2,5 до 2,8 (то есть в 2,5—2,8 раза превышающую скорость звука).

Ракета может запускаться с подводных лодок, кораблей, береговых установок, а также с самолетов — например, Су-30МКИ.

Заявления в СМИ

Впервые заявления о начале разработок комплекса с гиперзвуковой крылатой ракетой «Циркон» морского базирования появились в СМИ в феврале 2011 года. Оружие стало новейшей комплексной разработкой российских конструкторов.

Предположительным обозначением ракетного комплекса «Циркон» стала аббревиатура 3К-22.

В августе 2011-го гендиректором концерна «Тактическое ракетное вооружение» Борисом Обносовым было заявлено, что корпорация начала разработку ракеты, которая будет развивать скорость до 13 Махов, превышая скорость звука в 12-13 раз. (Для сравнения: сегодня скорость ударных ракет ВМФ России — до 2,5 Маха).

В 2012-м замминистра обороны РФ было заявлено, что в ближайшей перспективе ожидается первое испытание созданной гиперзвуковой ракеты.

Открытые источники сообщили, что разработка корабельного комплекса с гиперзвуковой ракетой «Циркон» была поручена «НПО Машиностроения». Известно, что информация о технических характеристиках установки засекречена, сообщались предположительные данные: дальность — 300-400 км, скорость — 5-6 Мах.

Имеются неподтвержденные сведения, согласно которым ракета представляет собой гиперзвуковой вариант «БраМоса», сверхзвуковой крылатой ракеты, которая была разработана российскими конструкторами совместно с индийскими специалистами на базе ракеты «Оникс» П-800. В 2016-м (февраль) компанией BrahMos Aerospace было заявлено, что гиперзвуковой двигатель для ее детища может быть разработан в течение 3-4 лет.

В марте 2016-го СМИ известили о начале испытаний гиперзвуковой ракеты «Циркон», которые осуществлялись с наземного комплекса старта.

В перспективе планировалось установить «Циркон» на новейших российских подлодках «Хаски». В данное время указанные многоцелевые атомные подлодки 5 поколения разрабатываются конструкторским бюро «Малахит».

Тогда же в СМИ была обнародована информация, что государственные летно-конструкторские испытания ракеты идут полным ходом. По их завершении ожидается вынесение решения о принятии «Циркона» на вооружение ВМФ России. В апреле 2020 г. Была публикована информация, что испытания ракеты «Циркон» будут завершены к 2017 году, а в 2018-м предполагается запуск установки в серийное производство.

Каким будет ответ России?

Надо понимать, что «военный» гиперзвук для России – тема не новая. Первые попытки создать «нечто маневренное и сверхбыстрое» были предприняты в СССР ещё в 70-х годах прошлого века (имеется в виду опытная модель с раздвоенным зарядом и дальностью полёта до 3000 км; впоследствии она «вошла в серию» и получила название «Холод»), а их результаты легли в основу технологии производства «неуловимых» боеголовок. «Тополь-М», «Булава», «Лайнер» — для этих модификаций межконтинентальных баллистических ракет свойственно менять курсовую направленность и высоту полёта на финальном отрезке пути. И это не секрет. Но вот что касается наличия «воздушно-космических самолётов» — здесь всё окутано пеленой таинственности.

Американцы, к примеру, делают ставку на «Фалкон» и Х-51А. Как предполагают, летательный аппарат нового класса сможет постоянно «висеть» на орбите, а при необходимости запускать смертоносные ракеты, способные поразить цель за считанные минуты. О российских аналогах информации почти не поступает. Однако спокойствие, демонстрируемое руководством страны, указывает на то, что у Кремля ещё есть пара-тройка козырей в рукаве.

Оружие под грифом «Совершенно секретно»

Сегодня об «абсолютном оружии» говорят буквально на каждом углу. Газеты, журналы, телевизионные передачи – везде трубят о скором приближении «устрашающей перспективы». И в то же время поток по-настоящему полезной информации столь скуден, что порой создаётся впечатление, будто гиперзвуковые крылатые ракеты – это не что иное, как плод воображения фантастов.

Почему так происходит? Да потому, что, придав огласке результаты отдельных наработок, военные не спешат раскрывать все карты, ведь на кону – будущее страны, её способность адекватно реагировать на мировые угрозы и вызовы потенциальных противников. К тому же многие проекты имеют статус государственной тайны, и это не только усложняет профессиональную деятельность журналистов, но и «склоняет к молчанию» тех, кто мог бы что-то поведать о сдвигах и прорывах в указанном направлении. Тем не менее собранные по крупицам данные наводят на мысль о том, что российские ракетные войска стоят на пороге качественного перерождения, что ещё год-два – и секретные системы заступят на боевое дежурство…

Акцент на гиперзвук не случаен – цель, движущаяся со скоростью три-четыре километра в секунду, перестаёт быть уязвимой для подавляющего большинства систем ПРО. Сейчас подобными тактико-техническими показателями могут похвастаться разве что баллистические ракеты межконтинентального действия. Однако их «крейсерский разгон» реализуем исключительно в безвоздушном пространстве (на огромных высотах). Как известно, материальное тело, находящееся в космосе, лишается аэродинамического маневрирования, то есть неуязвимости.

Гиперзвуковая крылатая ракета (России ещё предстоит провести ряд испытаний, прежде чем модернизированный образец «Коалы», а именно так называют отечественную Х-90 в армиях НАТО, станет серьёзным фактором сдерживания в отношениях с «зарвавшимся гегемоном») – это сверхточное оружие с радиусом поражения в несколько десятков тысяч километров. По сути, такая боевая единица – воплощение мечты военных, ибо, помимо скорости и «избирательности», она будет обладать абсолютной неуязвимостью.

Не так давно в прессу просочились откровения Бориса Обносова – руководителя «ТРО». Директор корпорации заявил, что в 2013 году на полигоне в Ахтубинске уже была опробована одна «мечта», способная развивать скорость в 5 тыс. км/час. И хотя в воздухе ракета смогла продержаться всего несколько десятков секунд, конструктор недвусмысленно намекнул, что окончательный успех близок, и что американский продукт – пресловутая X-51A – по многим техническим параметрам значительно уступает российскому.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector