Председатель конституционного суда российской федерации: порядок назначения, сроки, полномочия и обязанности
Содержание:
- Состав
- Состав КС Российской Федерации
- Правовые позиции КС РФ по отдельным вопросам
- Судебные решения.
- Задачи и принципы деятельности Конституционного Суда РФ
- Принципы деятельности
- Гарантии независимости
- Ключевые особенности инстанции
- Какие дела рассматривает конституционный суд?
- История
- Компетенция Конституционного Суда РФ
- Виды судебных решений Конституционного Суда.
- Кто может обратиться в конституционный суд?
- Новость подробнее
- Состав Конституционного суда Рф
- Международные связи
- Кто во главе
Состав
Конституционный суд состоит из 15 членов.
# | Имя | Классифицировать | Дата назначения | Срок окончания | Выбрано по квоте | Назначен |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | Зюхту Арслан | Президент | 17 апреля 2012 г. | 17 апреля 2024 г. | Совет высшего образования | Абдулла Гюль |
2 | Хасан Тахсин Гёккан | Вице-президент | 17 марта 2014 г. | 17 марта 2026 г. | Кассационный суд | Абдулла Гюль |
3 | Кадир Озкая | Вице-президент | 18 декабря 2014 г. | 18 декабря 2026 г. | Государственный совет | Реджеп Тайип Эрдоган |
4 | Энгин Йылдырым | Член | 9 апреля 2010 г. | 2 апреля 2022 г. | Совет высшего образования | Абдулла Гюль |
5 | Хикаби Дурсун | Член | 6 октября 2010 г. | 6 октября 2022 г. | Счетная палата | GNAT |
6 | Джелал Мюмтаз Акынджы | Член | 13 октября 2010 г. | 31 января 2022 г. | Президент Коллегии адвокатов | GNAT |
7 | Муаммер Топал | Член | 29 января 2012 г. | 29 января 2024 г. | Государственный совет | Абдулла Гюль |
8 | Мехмет Эмин Куз | Член | 8 марта 2013 г. | 12 мая 2024 г. | Руководитель или юрист | Абдулла Гюль |
9 | Рыдван Гюлеч | Член | 13 марта 2015 г. | 13 марта 2027 г. | Счетная палата | GNAT |
10 | Recai Akyel | Член | 25 августа 2016 г. | 25 августа 2028 г. | Руководитель или юрист | Реджеп Тайип Эрдоган |
11 | Юсуф Шевки Хакьемез | Член | 25 августа 2016 г. | 25 августа 2028 г. | Совет высшего образования | Реджеп Тайип Эрдоган |
12 | Йылдыз Сефериноглу | Член | 25 января 2019 г. | 25 января 2031 г. | Руководитель или юрист | Реджеп Тайип Эрдоган |
13 | Селахаддин Ментеш | Член | 5 июля 2019 г. | 5 июля 2031 г. | Руководитель или юрист | Реджеп Тайип Эрдоган |
14 | Басри Багджы | Член | 2 апреля 2020 | 4 апреля 2032 г. | Кассационный суд | Реджеп Тайип Эрдоган |
15 | Ирфан Фидан | Член | 23 января 2021 г. | 23 января 2033 г. | Кассационный суд | Реджеп Тайип Эрдоган |
Состав КС Российской Федерации
До 2020 года в состав суда входило 19 судей, у каждого из которых имелось право принимать решение по разным вопросам, но для этого требовалось присутствие не меньше 2/3 судей. Но с начала 2020 года внесены существенные изменения, поэтому КС состоял из 15 судей.
После всенародного голосования, которое проходило 1 июля 202 года, в состав КС входит только 11 судей, к которым относится и председатель судебного органа. Но еще 4 судьи продолжают осуществлять полномочия, поскольку они прекращают деятельность исключительно при наличии законных оснований. Не будет происходить назначение новых судей до того момента, пока в составе не останется 11 человек. Уже с 1 ноября осталось только 12 судей.
Правовые позиции КС РФ по отдельным вопросам
|
Судебные решения.
Причины и факторы, играющие роль для судебных постановлений.
Конституционным Судом выносятся постановления и определения по полученным обращениям. Их направляют обычные гражданские и юридические лица. В более редких случаях постановления определяются по запросам судебных инстанций. И совсем уж редкость-запросы членов Госдумы, и действующих в регионах Парламентов. Запрос может быть сделан и от имени президента Российской Федерации.
Часто обращения разных физических и юридических лиц относительно какого-либо одного предмета объединяются в единое производство. К примеру, некоторые запросы объединяются, и может быть вынесено только одно постановление.
Нормативно-правовая особенность работы, необходимая юридическая база.
Для определения нового решения, кроме самих тезисов и положений Конституции РФ
Принимаются во внимание принятые ранее постановления и определения Конституционного Суда. В качестве руководства к действию могут быть приняты нормы международной документации, принятые ООН, или Советом Европы. Не последнюю роль при вынесении судебных решений играет и сложившаяся на территории России обстановка
Не последнюю роль при вынесении судебных решений играет и сложившаяся на территории России обстановка.
Идеи приготовления новогодних блюд:
Возможные последствия принятых решений.
После принятия решений в Конституционном Суде они уже не подлежат пересмотру, или обжалованию ни в одной судебной инстанции. Потому что постановления Суда высшей инстанции-это нормативные акты прямого действия, стоящие выше любых Федеральных Законов.
В случаях, когда на уже проверенные правовые нормы вновь поступают обращения, Комиссия Суда, как правило, уже не принимает их на рассмотрение. При этом она ссылается на уже вынесенное по этому вопросу постановление. Хотя в редких случаях бывают и исключения.
Задачи и принципы деятельности Конституционного Суда РФ
В соответствии со ст. 1 Закона о Конституционном Суде Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Основными принципами деятельности Конституционного Суда РФ являются следующие.
1. Независимость. Судьи Конституционного Суда РФ независимы и руководствуются при осуществлении своих полномочий только Конституцией и Законом о Конституционном Суде РФ.
В своей деятельности судьи Конституционного Суда РФ выступают в личном качестве и не представляют каких бы то ни было государственных или общественных органов, политических партий и движений, государственных, общественных, иных предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц, государственных и территориальных образований, наций, социальных групп.
Решения и другие акты Конституционного Суда РФ выражают соответствующую Конституции правовую позицию судей, свободную от политических пристрастий. Судьи Конституционного Суда РФ принимают решения в условиях, исключающих постороннее воздействие на свободу их волеизъявления. Они не вправе запрашивать или получать от кого бы то ни было указания по вопросам, принятым к предварительному изучению либо рассматриваемым Конституционным Судом РФ.
Какое бы то ни было вмешательство в деятельность Конституционного Суда РФ не допускается и влечет за собой предусмотренную законом ответственность.
2. Коллегиальность. Рассмотрение дел и вопросов и принятие решений по ним производятся Конституционным Судом РФ коллегиально. Решение принимается только теми судьями, которые участвовали в рассмотрении дела в судебном заседании. Конституционный Суд РФ правомочен принимать решения в пленарных заседаниях при наличии не менее двух третей от общего числа судей, а в заседании палаты – при наличии не менее трех четвертей ее состава. При определении кворума не принимаются в расчет судьи, отстраненные от участия в рассмотрении дела, и судьи, полномочия которых приостановлены.
3. Гласность. Рассмотрение дел в заседаниях Конституционного Суда РФ проводится открыто. Проведение закрытых заседаний допускается лишь в случаях, предусмотренных законом. Решения, принятые как в открытых, так и в закрытых заседаниях, провозглашаются публично.
4. Устность разбирательства. Разбирательство в заседаниях Конституционного Суда РФ ведется устно. В ходе рассмотрения дел Конституционный Суд РФ заслушивает объяснения сторон, показания экспертов и свидетелей, оглашает имеющиеся документы. В заседании Конституционного Суда РФ могут оглашаться документы, которые были представлены для ознакомления судьям и сторонам либо содержание которых излагалось в заседании по данному делу.
5. Язык конституционного судопроизводства. Производство в Конституционном Суде РФ ведется на русском языке. Участникам процесса, не владеющим русским языком, обеспечивается право давать объяснения на другом языке и пользоваться услугами переводчика.
6. Непрерывность судебного заседания. Заседание Конституционного Суда РФ по каждому делу происходит непрерывно, за исключением времени, отведенного для отдыха или необходимого для подготовки участников процесса к дальнейшему разбирательству, а также для устранения обстоятельств, препятствующих нормальному ходу заседания. Конституционный Суд РФ до принятия решения по делу, рассматриваемому в пленарном заседании, или до отложения его слушания не может рассматривать в пленарном заседании другие дела.
7. Состязательность и равноправие сторон. Стороны пользуются равными правами и возможностями по отстаиванию своей позиции на основе состязательности в заседании Конституционного Суда РФ.
Принципы деятельности
Работа КС осуществляется только с учетом некоторых важнейших принципов, которые нельзя нарушать по каким-либо причинам. К этим принципам относится:
- Независимость. Во время принятия решения судьи КС должны учитывать исключительно собственные полномочиями, которыми они наделены соответствующими нормативными актами. Они не имеют право представлять интересы государственных органов, общественных объединений, партий, движений, а также государственных, общественных или частных предприятий. Судьи не могут представлять интересы граждан или компаний, социальных групп или наций. Каждое решение выражает правовую позицию судей на основании требований Конституции, поэтому они не имеют право учитывать собственное мнение, политические пристрастии или вероисповедание. Не допускается какое-либо воздействие на свободу волеизъявления. Судьи не могут пользоваться чужими указаниями, а также вмешательство в их деятельность приводит к привлечению к уголовной ответственности.
- Коллегиальность. Решение по любому делу, которое рассматривается судьями КС, принимается исключительно коллегиально. Для этого привлекается несколько судей, участвующих в изучении и рассмотрении материалов дела во время проведения судебных заседаний. Для принятия решения требуется не меньше 2/3 судей от общего количества, если осуществляется пленарное заседание. Если же проводится заседание палаты, то требуется присутствие как минимум ¾ от общего состава. Во время расчета кворума не учитываются судьи, которые были отстранены от рассмотрения материалов дела или судьи, у которых по разным причинам приостановлены полномочия.
- Гласность. Все дела, рассматриваемые КС, рассматриваются исключительно открыто. Поэтому любой человек имеет право присутствовать на заседании. Исключением выступают ситуации, предусмотренные законодательством. Все решения оглашаются публично, причем даже при условии, если они приняты на закрытом заседании.
- Устность. Все разбирательства, которые проводятся судьями КС, осуществляются в устном виде. Судьи запрашивают от сторон объяснения, прослушивают показания экспертов или свидетелей, а также вслух читают информацию из полученных документов. Оглашению подлежат исключительно документы, которые были представлены суду заранее и касаются рассматриваемого дела.
- Использование русского языка. Конституционное судопроизводство осуществляется только на русском языке. Если среди участников имеется иностранец, не понимающий по русскому, то он может давать объяснения на родном языке, а также привлекать к разбирательству переводчика.
- Непрерывность заседаний. По каждому делу проводится непрерывное судебное заседание, поэтому оно может занимать много времени. В качестве исключения выступает время, которое предназначено для отдыха участников заседания или для подготовки к дальнейшей дискуссии. Иногда требуется перерыв для устранения обстоятельств, которые выступают в качестве препятствия для нормального проведения разбирательства.
- Состязательность и равноправие участников. У каждого участника заседания имеются равные права и привилегии для отстаивания собственных прав и свобод.
Внимание! Одновременно в КС рассматривается только одно дело, поэтому до принятия решения невозможно изучать материалы по другим делам.
Гарантии независимости
После того как судьи Конституционного суда РФ назначаются на должность, для них начинают действовать гарантии независимости, которые обеспечиваются его несменяемостью, а также личной неприкосновенностью и равенством прав всех членов судейского сообщества. Судья обеспечивается правом на отставку. Ему предоставляются материальное и социальное обеспечение, а также гарантии безопасности, которые соответствуют его высокому статусу.
Помимо этого, гарантии независимости обеспечиваются запретом любого рода вмешательства в судебную деятельность.
Также к соответствующим критериям относятся гарантии материальной независимости, которые связаны с предоставлением гражданину, занимаемому столь высокую должность, ежегодного отпуска, регулярную выплату заработной платы, обеспечением жильем и необходимыми жилищными условиями, бытовым обслуживанием, страхованием жизни и здоровья самого судьи и его ближайших родственников, обязательным страхованием имущества.
Ключевые особенности инстанции
Учитывая все представленные моменты, мы можем выделить наиболее явные специфические аспекты упомянутой в статье структуры. Они помогут разобраться в самой сути, а также изучить полномочия Конституционного Суда. Итак, представленный ранее орган обладает следующими особенностями:
- входит в судебную систему России, но не возглавляет её;
- является исключительным субъектом, который уполномочен осуществлять конституционное производство;
- компетенция Конституционного Суда РФ не дублируется иными органами;
- формирование органа происходит за счет применения специфической процедуры;
- имеет отдельную нормативную базу регулирования (ФЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации») и т. п.
Представленные особенности доказывают уникальность упомянутого в статье ведомства и его относительную обособленность.
Какие дела рассматривает конституционный суд?
Принципы функционирования конституционного суда РФОсновные принципы функционирования конституционного суда РФ, которыми этот судебный орган руководствуется в своей деятельности на современном этапе, следующие:…
Полномочия председателя конституционного судаПолномочия председателя конституционного суда описываются в законодательстве о работе конституционных судей. Председатель конституционного суда – лицо, которое избирается исключи123
Задачи конституционного суда РФЗадачи конституционного суда РФ очень широки и многоплановы. Тем не менее, основная задача Конституционного Суда действующего в нашей стране — это осуществление полноценного и…
Виды обращений в конституционный судВиды обращений в конституционный суд РФ могут быть самыми разными и затрагивают многие вопросы. Сюда относятся и обращения/запросы различных уполномоченных лиц и всевозможных…
История
Конституционный суд Турции был учрежден 25 апреля 1962 года в соответствии с положениями конституции 1961 года . До этого абсолютное превосходство парламента считалось конституционным принципом без судебного контроля . Не существовало правовых институтов для проверки конституционности законов, принимаемых парламентом, а также актов и действий правительства. Социал-демократическая оппозиция, интеллектуалы и военная хунта, пришедшая к власти в результате военного переворота 27 мая 1960 г., поддерживали ограничение и контроль парламентской власти перед лицом злоупотреблений парламентским большинством со стороны правительств Демократической партии (1950–1960 гг.) При премьерство Аднана Мендереса . Партия справедливости , потомок Демократической партии; а также Партия справедливости и развития отвергли идею судебного надзора, настаивая на парламентском превосходстве.
Первое решение суда датировано 5 сентября 1962 года и было опубликовано в «Официальном вестнике» 3 октября 1962 года. Оно касалось прямого ходатайства некоего Иннача Туререна об отмене статьи Уголовно-процессуального закона ( Ceza Muhakemeleri Usûlü Kanunu — CMUK ), который, как утверждается, нарушает положения статьи 30 Конституции. Суд отклонил иск, заявив, что индивидуальное обращение в суд невозможно по конституции.
Первым председателем суда был Сюнухи Арсан , проработавший два года (1962–64). После второго (Омер Лютфи Акадли — 1964-66) и третьего (Ибрагим Сенил — 1966-68) президентов суд не избирал президента в течение 29 месяцев (до 1970 года), в течение которых его возглавлял исполняющий обязанности президента.
В статьи конституции, регулирующие структуру суда, в 1971 и 1973 годах были внесены незначительные поправки.
Хотя конституция 1961 г. была аннулирована военным режимом, пришедшим к власти в результате военного переворота 12 сентября 1980 г., суд продолжал работать. В настоящее время действует в соответствии с конституцией 1982 года .
Ключевые решения
- Решение нет. 1989/12, от 07.03.1989: Суд в ответ на прошение тогдашнего президента Кенана Эврена об отмене закона, принятого парламентом, постановил, что ношение хиджаба в государственных университетах нарушает разделение религии и государства .
- Решение нет. 1994/2 от 16.06.1994: Суд постановил закрыть Демократическую партию ( Demokrasi Partisi — DEP), прокурдскую партию, на том основании, что она нарушила принцип территориальной / национальной целостности и неделимости.
- Решение нет. 1998/1 от 16.01.1998: Суд постановил закрыть Исламистскую партию « Партия благосостояния» ( Refah Partisi — RP) на том основании, что она нарушает принцип секуляризма .
- Решение нет. 2001/2 от 21.06.2001: Суд постановил закрыть Партию добродетели ( Fazilet Partisi — FP), которая является преемницей Партии благосостояния. В решении, однако, указывалось, что суд не считал FP продолжением RP, но сослался на исламистскую политику, проводимую партией, в качестве основных причин закрытия.
- Решение нет. 2001/332, от 18.07.2001: Суд в ответ на заявления, поданные обычными судами, постановил, что некоторые части принятого парламентом Закона об амнистии неконституционны, что привело к незначительному расширению объема предложенной амнистии.
- Решение от 30.07.2008: В ходе судебного разбирательства по делу о закрытии Партии справедливости и развития в году суд постановил, что Партия справедливости и развития не нарушала разделение религии и государства, и не закрыла ее, но отметил, что она стала » центр антисветской деятельности »и сократить государственное финансирование деятельности партии на 50%.
- Решение от 11/12/2009: Суд постановил запретить Партию Демократического общества за ее связь с Рабочей партией Курдистана (РПК), которую Соединенные Штаты и Европейский Союз считают террористической группой. DTP нарушила статьи 68 и 69 Конституции и Закон о политических партиях. «Партия стала средоточием терроризма против неделимой целостности государства», — заявил председатель суда Хашим Кылыч .
- Решение от 26.12.2019 о снятии запрета на Википедию
Компетенция Конституционного Суда РФ
Таким образом, представленный орган является исключительным ведомством, полномочия которого имеют свою особенность. Чтобы наиболее полно разобраться в компетенции Конституционного Суда, необходимо отметить тот факт, что его возможности делятся на три большие группы. Данная классификация является условной и выведена доктринально. Тем не менее она помогает понять всю суть компетенции упомянутого в статье ведомства. Таким образом, на сегодняшний день существуют следующие группы полномочий:
- связанные с решением специфических дел;
- связанные с решение споров о компетенции;
- иные полномочия.
Виды судебных решений Конституционного Суда.
Эти правовые акты существуют нескольких видов. Среди них следующие.
- Пересмотры судебных решений, принятых по делам заявителей раньше. Эти новые рассмотрения инициируются по заявлениям, направленным гражданами в первоначальные судебные инстанции. Причем повторное рассмотрение дел может осуществлять та же самая комиссия, что отказала гражданину в первый раз.
- Разработка правовых норм и процедур. Новые законодательные нормы вводятся в процессе ведения рассматриваемых дел. Затем они приобретают статус правовых актов.
- Требования отмены действующих норм, и внесения изменений в существующие законодательные акты. В некоторых случаях властям предписывается изменить действующие законодательные акты в связи с нарушениями в законодательстве. Также могут быть четко установлены сроки внесения этих изменений. В противном случае действующие законы могут утратить силу.
Актуальные вопросы по вакцинации от коронавируса (covid-19):
Как законно отказаться от вакцинации коронавируса
Что будет с теми кто откажется от вакцинации от коронавируса
Кто может обратиться в конституционный суд?
Запрос на проверку определенных дел отправляется обычным судом. Также в данный суд могут обращаться граждане, с жалобой о нарушении законов, прав и свобод личности. Жалоба может быть как индивидуальная, так и коллективная.
Разрешение споров о компетенции между органами государственной власти
Если возникают своеобразные споры государственных инстанций, то в данном случае разбирательство данного дела производится исключительно посредством конституционного суда.
Это считается второй, основной функцией данного суда. Процесс разбирательств будет протекать в четкости с установленными требованиями, нормативами и законами, которые действуют на территории страны на текущий момент времени.
Новость подробнее
|
Состав Конституционного суда Рф
Представляет собой действующий аппарат, который состоит из его секретариата и отделов, обеспечивающих его функционирование.
Секретариат представляет собой следующую структуру.
1. Отраслевые управления. Сюда входят:
- управдение, осуществляющее информационно-отраслевое обеспечение;
- организация судебных заседаний;
- управление, связанное с издательской деятельностью;
- международная практика конституционного контроля;
- управление законодательного информирования.
2. Делопроизводство.
3. Приемная.
В состав аппарата суда входит судебный пристав с обеспечивающей службой. В его функции входит участие в заседаниях и оказание помощи председательствующему в поддержании порядка, требовании исполнения дисциплины, принятие соответствующих мер для устранению нарушений. Отказ от выполнения его требований может повлечь наложение санкций на нарушителя.
Другие подразделения обеспечивают восполнение кадрового состава, материально-техническое оснащение и социально-бытовое обеспечение. Сюда можно отнести пресс-службу суда, отдел работы с кадрами, управление финансами, а также управление делами.
Численный состав Конституционного суда РФ — 19 человек.
Структура:
- Председатель — Зорькин Валерий Дмитриевич – назначается СФ РФ по представлению главы страны на шесть лет.
- Первый заместитель – Хохрякова Ольга.
- Второй заместитель — Сергей Маврин.
- Судьи Конституционного суда.
Международные связи
|
Кто во главе
Сегодня председателем КС РФ является Зорькин В. Д., который впервые был избран руководителем органа 1 ноября 1991 года. После ухода в отставку в октябре 1993 года пять раз становился Председателем суда. 31.01.2018 г. назначен на должность на шесть лет. Носит почетное звание «Заслуженный юрист РФ» и награжден Орденом «За заслуги перед Отечеством» IV, III и II степеней.
В период с февраля 1995 г. по февраль 1997 г. председателем суда был ныне покойный Туманов Владимир Александрович. До своего избрания на должность он был депутатом Госдумы первого созыва. С апреля 1997 г. по 1 ноября 1998 г. исполнял полномочия судьи Европейского Суда по правам человека в Страсбурге. За заслуги и значительный вклад в развитие российского законодательства и судебной системы в его честь учреждена ежегодная премия.
С февраля 1997 г. по февраль 2003 г. председателем КС России являлся Баглай Марат Викторович. Дважды избирался на данный пост. Полномочия прекратил по достижению предельного возраста (70 лет). Имеет множество наград, научных трудов. Им написан учебник по конституционному праву, который несколько раз переиздавался.