Королевские мушкетёры

Рейтары: губители рыцарей

Рейтары, представляющие собой новые формации конницы, также отлично «прижились» на полях сражений XVI века.

Сменив тяжело экипированных рыцарей (для которых, к слову, требовалось невероятное количество трудочасов в плане подготовки оружия и доспехов), они стали активно использовать тактику, сегодня известную как «hit and run«, то есть быстрые, «кинжальные» атаки и столь же быстрое отступление.

Одетые в компактные кирасы и вооруженные несколькими пистолетами, рейтары предпочитали не «врубаться» в ряды вражеской армии, а просто расстреливать ее с безопасного расстояния. Пистолеты вместо мушкетов применялись потому, что позволяли быстро,не слезая с коня, перезаряжаться.

Появление рейтаров датируется 1552 годом — именно тогда о них появляются записи в хрониках тех лет (в частности, это письма армейских чинов).

Тактика боя

Манера атаки рейтаров схожа с мушкетерской — все те же залпы шеренгами, однако при работе с лошадьми эта задача в разы усложнялась. Нужно было быстро дать залп, сманеврировать и отойти назад для перезарядки, и если отряд действовал неумело, эффективность атак резко падала. Так что из всех кавалерийских формаций того периода рейтары (в том числе наемные) известны самой строгой дисциплиной.

Фото:web.archive.org

Куратор: Александр Артамонов

6.

Люси Хей, графиня Карлайл
Портрет Люси Хей работы А. Ван Дейка

Именно эта придворная дама и камер-фрейлина королевы Англии считается одним из достоверных прототипов леди Винтер в романе Дюма. Современники восхищались ее красотой и остроумием, и знаменитые английские поэты той эпохи не раз воспевали в стихах этот милый образ. Впрочем, при любом королевском дворе простушки и блюстительницы морали явно не выбивались наверх, и графиня Люси не была исключением. Она принимала участие во многих политических интригах и была любовницей нескольких видных английских деятелей, первого министра Англии герцога Бекингема – в том числе. Правда, он вскоре ее бросил, и раздосадованная аристократка стала в отместку агентом и шпионом кардинала Ришелье.

И снова здравствуйте, или новый мушкетер короля

Ничто не вечно под луной. Шекспир, 11 сонет.

Но даже звезда Мазарини пошла к закату. И наш, уже капитан, возобновляет строевую службу на границе. Как он относился ко всем этим перипетиям — остается не известным. Но он снова зарекомендовал себя героем, и удостоился в 1658г. назначения в обновленную роту королевских мушкетеров. Это достойнейшие из лучших воинов, 150 гвардейцев, капитаном которых был сам король. Вторым по званию шел племянник Мазарини – Манчини (Mancini), а третьим – капитан д’Артаньян!

Парижане называли их серыми мушкетерами (mousquetaires gris) — но лишь по внешнему виду. Мушкетеры были одеты в щегольские плащи лазоревого цвета с серебряными крестами, и все лошади были серой масти. Французы любовались парадами в Венсене (Vincennes) и Нейли (Neuilly), где командовал сам король Людовик XIV.

Карьера д’Артаньяна делает блистательный рывок, он подле самого короля, и дружит с видными государственными деятелями Лионэ, ле Телье и Фуке (Lionne, Le Tellier и Fouquet).

«Женюсь, женюсь… Какие могут быть игрушки?».

Примерно к сорока годам, как каждый не убитый ранее приличный дворянин, д’Артаньян обязан был задуматься о достойном продолжении рода. Мадам де Севинье (Madame de Sévigné) недотянула в глазах нашего практичного героя, и он женится в 1659 на действительно богатой вдове Анне Шарлоте Кретьен Бойе де Шансели (Anne Charlotte Chrétienne Boyer de Chancely, baronne de Sainte-Croix). Однако, обзаведясь двумя чудными сынишками, лет этак через шесть наш герой не усидел у семейного очага, и отправился в лихорадочную жизнь двора.

Кстати, род д’Артаньяна слегка прослеживается до наших дней. При большом желании можно найти потомков.

Хотелось веселья – извольте! Тюремщик.

На гребне удачи, под восторженные взгляды дам и уважительные современников, когда до пенсии рукой подать, и вот-вот заживем…

Король соблаговолил назначить именно д’Артаньяна на роль тюремщика Николя Фуке (Nicolas Fouquet)****. Фуке был другом Шарля д’Артаньяна и, по совместительству, самым шикарным суперинтендантом финансов за всю историю Франции.

У Шарля подкосились ноги, когда он вышел за дверь залы официальных аудиенций короля. Он попросил вина что бы не упасть в обморок «il succombe à l’émotion au point qu’il fut obligé de demander du vin pour ne pas défaillir…». Сие нестандартное поведение блистательного шевалье было кем-то где-то зафиксировано, и дошло до нас, как свидетельство. Это произошло в Нанте (Nantes) 4 сентября 1661 года.

Но и здесь наш герой остается мужественным гасконцем, он верен королю и долгу!

Пример Испании: мушкетеры как революция

Первой известной в Европе армией из обученных профессиональными военными наемников стали испанские мушкетеры.

В XVI веке они дебютировали на поле боя, а с приходом огнестрельного оружия вытеснили и рыцарей: теперь вместо тяжело бронированной конницы на поле боя господствовали рейтары. Так назвали всадников с огнестрельным оружием.

Не случайно именно мушкетеры-наемники «дали старт» обучению и подготовке ранее просто нанимавшихся вояк. Длинные и тяжелые мушкеты эффективно били на расстояние около 100 — 150 метров, при этом перезарядка длилась невероятно долго, а одиночные выстрелы были не особо эффективны. Поэтому мушкетерам нужно было:

  • стоять в определенной формации, при которой обеспечивается защита;
  • уметь стрелять залпами точно по команде;
  • быстро меняться с «коллегами» для перезарядки.

Тактика боя

Выглядела ранняя тактика работы мушкетеров так: отряд строился четырехугольник (каре), в котором было от 20 до 30 шеренг. Шеренга, стоящая первой, давала залп, а затем быстро уходила за спины товарищей и так по кругу. А для защиты использовались либо фланговые отряды конницы или пикинеров, либо тактика «подвижного каре» («караколе», что можно перевести как «улитка»).

При таком подходе мушкетеры были необычайно эффективны и к середине XVI века составляли до 50% регулярных войск практически всех армий Европы.

Военная школа

Д’Артаньян строго и заботливо командовал ротой. В результате, превратив её в род военной школы. Дворяне поступали в неё в возрасте 16-17 лет. Через 3-4 года службы они могли получить должность лейтенанта или даже капитана армии. Однако, те кто предпочитал оставаться в роте, составляли привилегированную группу «стариков». Она включала 52 самых старых по возрасту мушкетёра.

Королевские мушкетёры прославились на всю Европу и в результате стали предметом подражания других властителей. Также в результате этого, многие молодые дворяне из-за рубежа стремились пройти «стажировку» в этой знаменитой части.

«Куда падёт — там смерть»

Эти слова были начертаны на штандарте первой роты мушкетёров. Относились они к изображённому на нём же дымящемуся ядру, вылетающему из жерла пушки. Сразу ясно: главное занятие этих людей — война или охрана короля.

Королевские мушкетёры просуществовали до середины XVIII века, и практически до своего расформирования они честно сражались. Последняя большая битва с их участием состоялась при Фонтенуа в 1745 году в ходе Войны за австрийское наследство. Смелость мушкетёров не раз вызывала всеобщее восхищение. Так, 17 марта 1677 года во время Голландской войны мушкетёры первыми ворвались в Валансьен, причём действовали они как пехота. В итоге город был взят.


Битва при Фонтенуа. (Pinterest)

Те, кто не находились на полях сражений, несли службу во дворце — даже в случае войны при короле оставалось по 100 мушкетёров от каждой роты. Они несли караул, охраняли знамёна и дежурили в конюшнях.

За верную службу король платил своим мушкетёрам жалование, но более чем скромное. Рядовой получал, к примеру, порядка 300 ливров в год, примерно столько же, сколько зарабатывал обычный извозчик. Конечно, предполагалось, что мушкетёры — люди благородные, а значит, состоятельные. Однако поставить знак равенства между этими понятиями можно было далеко не всегда. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в своих мемуарах господин д’Артаньян вспоминает о том, что король пожаловал ему 50 луидоров, как о великой милости (мемуары, правда, оказались фальшивыми, но чтение весьма занимательное, да и сфальсифицированы они были близко к эпохе, в 1700 году).

Мушкетёров не стало в 1775 году — из банальных соображений экономии роты расформировали. Были попытки их возродить, но неудачные. А вот, к примеру, гвардейцы, жандармы и даже фузилёры (лёгкие пехотинцы) просуществовали гораздо дольше. Но только представьте: «Три гвардейца»… не то. «Три жандарма»… даже повторять не хочется. «Три фузилёра». а это о ком? Так что «Три мушкетёра». Гримо, другой мушкет!

Исторические лица[]

Царствующие особы

1-й роман
  • король Франции Людовик XIII (I)
  • королева Франции Анна Австрийская, жена Людовика XIII и мать Людовика XIV действует во всех трёх романах цикла. Дюма, с одной стороны, рисует королеву в положительном свете: она красива, благородна, полна чувства собственного достоинства. В то же время она легкомысленна и неблагодарна; роман с кардиналом Мазарини, по мысли Дюма, унижает королевское достоинство Анны.
2-й роман
  • король Франции Людовик XIV — действует в романах «Двадцать лет спустя» и «Десять лет спустя». В романе «Двадцать лет спустя» он ещё ребёнок, однако Дюма подчёркивает его самостоятельность, чувство собственного достоинства и зарождающуюся неприязнь к кардиналу Мазарини. Людовик является одним из главных героев романа «Десять лет спустя»: любовные интриги короля, его увлечение де Лавальер, которую любит сын Атоса, виконт де Бражелон — один из основных сюжетов книги. (II, III)
  • король Англии Карл I является одним из действующих лиц романа «Двадцать лет спустя». Мушкетёры пытаются спасти короля от казни по поручению его супруги, королевы Генриетты, но их миссия оказывается неудачной. (II)
  • королева Англии Генриетта Мария Французская, жена Карла I и сестра Людовика XIII. (II)
3-й роман
  • их сын король Англии Карл II при помощи мушкетеров возвращает себе престол в романе «Десять лет спустя».
  • его сестра принцесса Генриетта Стюарт, жена герцога Орлеанского, невестка Людовика XIV
  • герцог Филипп I Орлеанский, брат Людовика XIV, муж Генриетты

Французская аристократия и придворные

1-й роман
  • Де Тревиль — капитан роты королевских мушкетёров.
  • Дэзессар — командир гвардейцев, зять Тревиля
  • Ла Порт (Pierre de La Porte, 1603—1680) — камердинер королевы Анны Австрийской
  • Ла Шене — камердинер короля
  • герцогиня де Шеврёз — придворная дама; у Дюма — возлюбленная Арамиса («белошвейка»), фигурирует во всех трёх романах цикла. Виконт де Бражелон — её сын, которому она отчасти покровительствует.
2-й роман

Герцог де Бофор — внук Генриха IV, фигурирует в «Двадцать лет спустя» и «Виконте де Бражелоне». В романе «Двадцать лет спустя» слуга Атоса, Гримо, помогает герцогу бежать из Венсенского замка и принять участие во Фронде. (II, III)

3-й роман
  • Луиза Лавальер — фаворитка Людовика XIV. У Дюма появляется в романе «Двадцать лет спустя»: здесь она маленькая девочка, в которую влюблён юный виконт де Бражелон. В романе «Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя» Луиза оказывается при дворе: она искренне влюбляется в Людовика XIV, что приводит в отчаяние де Бражелона. В финале книги показана трагическая судьба Лавальер: она оставлена королём и одинока. (III)
  • мадемуазель де Тонне-Шарант — будущая мадам де Монтеспан (III).
  • Николя Фуке — министр финансов (III)
  • Жан-Батист Кольбер — соперник Фуке, занял его место как советник Людовика XIV и министр финансов (III)
  • Безмо де Монлезен — комендант Бастилии, обязанный своей должностью Фуке и Арамису.

Главные герои

Д’Артаньян

В начале повествования д’Артаньяну 18 лет, а в конце — 21. Это юноша с тонкими, смелыми чертами продолговатого смуглого лица. У него выдающиеся скулы (автор замечает, что это признак хитрости), чрезмерно развитые челюстные мышцы (что характерно для гасконца) и крючковатый, тонко очерченный нос. Взгляд его умный, открытый. Подвижное лицо юноши выражало ум и лукавство.

Д’Артаньян — небогатый гасконский дворянин, приехавший в Париж искать счастья. Его земляк и друг отца капитан мушкетёров де Тревиль устроил юношу в роту гвардейцев, подав ему надежду, что со временем он вступит в ряды мушкетёров. С тех пор у него было множество приключений, и он не раз был втянут в политические интриги.

Нрав у юного гасконца гордый, горячий и задорный. По своей природе д’Артаньян очень любопытный. Он владеет даром интриги, умет составлять в уме планы для достижения своих целей.

В любых ситуациях д’Артаньян не терял способности рассуждать. Он не из тех людей, которые легко поддаются панике

Осмотрительность и осторожность сочетались в нём с беззаветной храбростью. Своим мужеством и находчивостью д’Артаньян заслужил уважение даже кардинала, против интриг которого действовал, и тот посодействовал, чтобы юноше дали чин лейтенанта мушкетёров

Д’Артаньян — хороший товарищ, он очень ценит дружбу с мушкетёрами Атосом, Портосом и Арамисом.

У д’Артаньяна увлекающаяся натура: он был влюблён в госпожу Бонасье и одновременно увлёкся миледи и её служанкой Кэтти. Причём любовная связь с влюблённой в него Кэтти была небескорыстна, так как, бывая у этой девушки, он следил за миледи.

Атос

Атос — мушкетёр короля Людовика XIII. Настоящее имя Атоса, которое он скрывал, — граф де Ла Фер. Ему не более тридцати лет. У него средний рост, благородная осанка. Строгое лицо его с умным, проницательным взглядом носило неуловимый отпечаток приветливости и властности. Он всегда спокоен, полон благородного достоинства, сдержан, нелюдим и неразговорчив. Речь его всегда краткая, без прикрас. Атос разносторонне образован, очень умён. Его отличает хладнокровие, храбрость, он искусно владеет шпагой.

Атос верен дружбе. Когда он понял, что коварная миледи решила погубить д’Артаньяна, стал его охранять.

Портос

Портос — рослый мушкетёр с высокомерным лицом. Он большой модник, очень тщеславен, громогласно похваляется успехами у знатных женщин (что было просто его фантазией). В отличие от Атоса, Портос разговаривает много и громко, причём ради своего удовольствия — ему было абсолютно безразлично, слушают его или нет. Говорил он обо всём, кроме наук, так как с детства не любил учёных. Портос очень эмоционален, часто восклицает и даже кричит. Он корыстолюбив — поддерживает любовную связь с прокуроршей, которая одаривает его на деньги мужа.

Этот гигант обладает огромной физической силой, и в слуги он выбрал себе такого же силача, заменив его мирное имя Бонифаций на мужественное Мушкетон.

Портос верен своим друзьям, всегда готов вступить в схватку с врагами. Он храбр и мужественен, отлично владеет шпагой.

Арамис

Арамис — статный мушкетёр лет 22–23. Этот изящный, утончённый красавец со слащавым выражением лица очень гордится своей красотой. Он изучает богословие и мечтает стать аббатом.

Арамис — гордый человек, не терпит поучений и готов выслушивать их только от Атоса, которого очень уважает. С людьми он ведёт себя очень любезно. Характер у него спокойный, скрытный. Арамис терпелив, хитроумен, иногда лукав. Этот мушкетёр, как и его товарищи, смел и верен дружбе.

Генрих IV

Генрих (Анри) IV Великий (Генрих Наваррский, Генрих Бурбон) — лидер гугенотов в конце Религиозных войн во Франции, король Наварры с 1572 года (как Генрих III), король Франции с 1589 года (формально — с 1594), основатель французской королевской династии Бурбонов.

Родился 13 декабря 1553, По, Беарн. Был убит в Париже 14 мая 1610 года католическим фанатиком Франсуа Равальяком. Был похоронен 1 июля 1610 года в королевском аббатстве Сен-Дени.

Преемником Генриха стал его старший сын Людовик (король Людовик XIII) в возрасте восьми лет при регентстве своей матери.

Генриху посвящена знаменитая песня, приписываемая композитору Эсташу Дю Корруа — «Vive Henri Quatre»: «Да здравствует Генрих Четвертый, да здравствует храбрый король, этот четырежды чёрт, имевший тройной дар: пить, воевать и быть галантным кавалером».

У нее был довольно вольный стиль, однако она была очень популярна в эпоху Наполеоновских войн и позже. У этой песни существует русскоязычный вариант — «Жил-был Анри Четвёртый. Он славный был король. Любил вино до черта, но трезв бывал порой» — вольный перевод c французского.

Д’Артаньян

Настоящего д’Артаньяна звали Шарль Ожье де Бац де Кастельмор. Причем д’Артаньян — это фамилия матери, которую молодой гасконский дворянин принял вскоре после приезда в Париж. Существует версия, что это было сделано по настоянию короля Людовика XIII. С другой стороны, предки матери гасконца были более известны, нежели предки его отца. Возможно, молодой дворянин просто решил набить себе цену, приняв более громкое имя.

Родился будущий герой Дюма в 1611 году в отцовском замке Кастельмор в Гаскони. В Париж приехал в начале 1630-х годов. В мушкетерскую роту он поступил при протекции самого де Тревиля. Сейчас бы сказали — по знакомству. После расформирования роты д’Артаньяну повезло. Каким-то образом он снискал расположение самого кардинала Мазарини, человека на тот момент всемогущего. Так гасконец стал у министра исполнителем особых поручений секретного характера. В частности, доставлял тайную почту, что было сопряжено с большой опасностью. Позднее д’Артаньян добился расположения молодого короля Людовика XIV. К 1655-му он уже носил чин капитана французской гвардии. В 1655 стал вторым лейтенантом возрожденной мушкетерской роты. В целом, почти как в романе «Виконт де Бражелон». Разве только генерала Монка он в бочку не засовывал.

В Париже тех времен имя д’Артаньяна было широко известно. Гасконец действительно сыграл важную роль в аресте суперинтенданта финансов Николя Фуке. Многие историки полагают, что д’Артаньян настоящий, в отличие от книжного героя, не обладал ни острым умом, ни тем более хитростью. Скорее всего, это был просто умелый вояка, который исполнял приказы, не задавал лишних вопросов, за что его и ценили сильные мира сего. И Мазарини, и Король-Солнце, и верный Людовику Кольбер очень любили таких людей. Судя по всему, человеком он был жадным и охочим до всякого рода наград и званий. А вот грамоту знал плохо и, вероятно, не умел писать. Знаменитые мемуары, написанные якобы от его лица, принадлежали, очевидно, авторству другого человека.

Вкус славы

«У нас, гасконцев, лучший в мире вкус. Ничто нам не по вкусу, кроме славы.» — песня из кф.

Следует отметить, что король настолько доверял д’Артаньяну, что попробовал его продвинуть по карьерной лестнице в качестве губернатора недавно завоеванного города Лилля (Lille). Бравый мушкетер короля пытался быть хорошим администратором с апреля по декабрь 1672 года. И, наверняка с желанием, возвращается на фронт, где понятно — кто враг, а кто свой.

Оставаясь до конца храбрым солдатом, верным долгу, д’Артаньян в 62 года достойно погибает в бою при Маастрихте (Maëstricht), в июне 1673 года.

25 июня командующий приказал мушкетерам атаковать яростно защищающуюся ключевую позицию противника. Д’Артаньян, накануне потеряв в атаке 80 человек своей роты, страшно усталый, повел своих солдат на штурм. Они взяли укрепление. Когда стали подсчитывать потери, оказалось, что командира нет. Его нашли далеко впереди остальных, смертельно раненого в горло.

Гибель Д’Артаньяна опечалила и армию, и двор. Король Людовик XIV отслужил мессу в своей часовне, и написал королеве в письме:

С большой вероятностью тело д’Артаньяна захоронено в церкви Святых Петра и Павла (l’église St Pierre-et-Paul de Wolder), на окраине города Маастрихт (Нидерланды).

Мушкетёр мушкетёру рознь

Итак, королевские мушкетёры действительно несли службу в Лувре, Дюма нас не обманул. А были ли они врагами гвардейцев кардинала?

Противостояние между ними, безусловно, существовало. Однако уже в те годы, куда нас переносит действие романа «Виконт де Бражелон, или 10 лет спустя», гвардейцы кардинала и мушкетёры короля были на одной стороне. Как же так?

Первая рота мушкетёров была создана в 1622 году, как раз тогда, когда карабины королевской роты заменили на мушкеты. Предполагалось, что мушкетёры будут сражаться и в конном, и в пешем строю. Людовик XIII распорядился принимать в эту роту только дворян, каждого из 100 мушкетёров утверждал сам монарх во время смотра.

Членами элитной роты становились гвардейцы, для которых это было повышение, — ведь мушкетёры ближе к королю. Покидавшие роту получали чин лейтенанта гвардейцев, то есть офицерскую должность, стоившую в те времена немалых денег. Так что с любой точки зрения оказаться в мушкетёрах значило сделать шаг вверх по военной карьерной лестнице. Более того, с 1634 года сам король стал номинальным капитаном роты, что ещё больше подчеркнуло её привилегированный характер.

У мушкетёров первой роты были лошади серой масти, так что они получили вполне логичное прозвище «серые».


Господин де Тревиль у короля. (Pinterest)

Придворные интриги, взаимная неприязнь между кардиналом Мазарини и капитан-лейтенантом мушкетёров де Тревилем привели к тому, что в 1646 году роту распустили и восстановили только в 1657-м. Именно в этой новой роте капитан-лейтенантом мушкетёров стал исторический Шарль д’Артаньян. Он превращает роту в образцовое подразделение и доводит её численность до 250 человек.

У кардинала была своя охранная рота гвардейцев, в которой поначалу состояли конные аркебузиры, а в 1630-е годы появились и кавалеристы, вооружённые мушкетами. В 1660 году кардинал Мазарини передал свою роту мушкетёров королю, и они вошли в Военный королевский дом. Второй роте предписали ездить на лошадях вороной масти, поэтому их называли «чёрными мушкетёрами».

А вот мушкеты постепенно стали лишь парадным оружием. В бой мушкетёры шли со шпагой, пистолетами и новыми облегчёнными ружьями (известными в России как фузии).

Мушкетёры короля

В романе Дюма д’Артаньян попросился на службу в роту королевских мушкетёров, где служил капитаном его покровитель де Тревиль. Однако и здесь писатель отступил от исторической правды. Во-первых, в это время де Тревиль был всего лишь вторым лейтенантом. Во-вторых, с ходу попасть в одну из самых приближённых к королю частей военной свиты д’Артаньян решительно не мог. Для этого наш герой должен был одновременно быть очень богат и знатен и происходить не из такой глубокой провинции, как Гасконь.

Но тут опять помогли родственные связи. Людовик XIII очень хорошо относился к семье матери д’Артаньяна(потомкам древнего рода герцогов Гаскони), и уже через три года де Тревиль при поддержке короля смог перевести нашего героя в ряды мушкетёров, где служил и сам. В романе перевод гасконца состоялся чуть раньше — через два года.

— Сударь, — произнёс Д’Артаньян, — уезжая из Тарба в Париж, я надеялся в память той дружбы, о которой вы не забыли, просить у вас плащ мушкетёра. Но после всего виденного мною за эти два часа я понял, что эта милость была бы столь огромна, что я боюсь оказаться недостойным её.

— Это действительно милость, молодой человек, — ответил г-н де Тревиль. — Но для вас она, может быть, не так недоступна, как вы думаете или делаете вид, что думаете. Впрочем, одно из распоряжений его величества предусматривает подобный случай, и я вынужден, к сожалению, сообщить вам, что никого не зачисляют в мушкетёры, пока он не испытан в нескольких сражениях, не совершил каких-нибудь блестящих подвигов или не прослужил два года в другом полку, поскромнее, чем наш.

Мушкетёры были гораздо более элитарным формированием. Они входили в число гвардейских частей,находящихся в Лувре». То есть несли охрану внутренних покоев дворца, в то время как французская гвардия стояла лишь в уличных караулах.

Обычно, когда речь идёт о мушкетёрах, воображение рисует пешего воина с ружьём, от которого и пошло название этого рода пехоты. Но во Франции всё было не так просто.

Таким образом, мушкетёры были кавалеристами всё время своего существования. Однако по распоряжению короля они обучались ведению боя и в конном, и в пешем строю.

Кем и где служил д’Артаньян?

В 1630 году д’Артаньян приехал в Париж. Благодаря знатному происхождению он поступил на службу в полк французской гвардии.

В романах Дюма гасконца приняли в роту дез Эссара. Однако сам дез Эссар в те годы ещё не был капитаном, поэтому ротой командовать никак не мог.

Д’Артаньян начал службу кадетом во французской гвардии, т. е. служил рядовым, постигая военную науку. После нескольких лет службы стал офицером. И подобный путь(офицерский чин за выслугу лет) проходили все молодые дворяне. Такая традиция сохранялась в европейских армиях вплоть до второй половины XIX века, когда возросшие требования к образованию уже не позволяли давать офицерские чины только за принадлежность к благородному сословию.

Офицеры французской гвардии

Полк французской гвардии сформировался в 1563 году по распоряжению Екатерины Медичи.

…Изгнав англичан из Франции,(…) королева мать, которая стояла у власти по причине малолетства сына, создала французский пехотный караульный полк для охраны его величества», — писал мемуарист сеньор де Брантом.

Мушкет как часть истории и культуры

По большому счету, именно с мушкета и началось развитие и совершенствование стрелкового оружия во всем мире. С одной стороны мушкет дал начало ружьям, винтовкам, карабинам, автоматам и пулеметам, а с другой стороны – короткоствольному оружию вроде пистолетов и револьверов. Потому-то эти старинные оружейные экспонаты и являются частью истории.

С другой стороны мушкеты – это культурная и коллекционная ценность. Наличие старинного образца вооружения может быть гордостью истинного любителя-коллекционера. К тому же некоторые образцы украшены драгоценными металлами и камнями, что еще больше увеличивает их культурное значение.

Появление огнестрельного оружия и его боевое применение было бы невозможным без дымного пороха. Вскоре после его появления был изобретен мушкет – мощное и тяжелое оружие, предшественником которого являлся аркебуз. Благодаря А. Дюма и его знаменитому произведению о мушкетерах, многие современники ошибочно полагают, что мушкеты изобрели французы. На самом же деле они приложили руку к его усовершенствованию, но не к самому изобретению. В целом смысл термина “мушкет” может быть разным в зависимости от исторического периода.

Первое огнестрельное оружие аркебуза возникло в середине XVI столетия и является, по факту, предшественником мушкета. Сперва аркебузы считались смертоносными и мощными, но на деле оказались ненадежным оружием. Заряды, которые использовались для них, были слишком малого калибра и веса (до 20 г), чтобы пробить латы или кольчугу противника. А перезарядка аркебузы была настолько долгим делом, что изобретение более эффективного оружия оставалось лишь вопросом времени.

Сложно переоценить значение мушкета в истории огнестрельного оружия. Его собственная история остается неизвестной (есть несколько версий), но наиболее приближенные к действительности сведения говорят о том, что первое ружье с длинным стволом и замком-фитилем было изобретено в Испании. Предположительно его создателем был некто Моккето, проживавший в городе Велетра.

Длина ствола первого мушкета, согласно давним записям, составляла около полутора метров. В сравнении с аркебузами калибр также увеличился – до 22 мм, а вес заряда для мушкетов составлял около 50 г. В процессе стрельбы использовалось больше пороха, а потому пуля имела большее ускорение и летела на большую дистанцию. Это значит, что её убойная сила значительно возрастала, – заряд легко пробивал латные доспехи и другую броню, которая была распространена в пехотных войсках в XVI веке.

Сперва из мушкетов можно было вести огонь только из заранее подготовленных позиций, поскольку вес орудия достигал 9 кг, и переносить их было очень неудобно. Зарядка мушкета требовала умения и сноровки, а сильная отдача значительно усложняла процесс стрельбы. Несмотря на все отрицательные особенности мушкетов, европейские солдаты (данное оружие было распространено среди армий Испании, Франции и Германии) после вооружения мушкетами стали грозной силой.

Функционирование мушкета-ружья связано с работой ударно-спускового механизма. Именно появление замка послужило толчком к развитию всех способов воспламенения пороха в огнестрельном оружии. Фитильные мушкеты очень долго оставались на вооружении европейских армий, несмотря на простоту конструкции и тот факт, что такой метод приведения ружья в действие был далек от идеала.

С развитием и усовершенствованием мушкетов, во времена господства испанского флота на морских просторах, данный тип оружия стал использоваться на кораблях. Ручное огнестрельное оружие создавало мощную огневую поддержку в морских боях, где ситуация, как правило, разрешалась быстрее, чем при сухопутных стычках. Ружейные и артиллерийские залпы были способны нанести существенный ущерб такелажу, живой силе и самому кораблю.

Мушкеты пользовались особенной популярностью в морских схватках, поскольку их тяжелые пули легко разрушали деревянные корабельные конструкции. Точной и сокрушающей оказывалась стрельба с близкого расстояния, которая предшествовала абордажной схватке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector