Мзкт-6922

Технические характеристики, модификации

Машина, ставшая темой нашего разговора, впервые появилась на рынке в 2001-м году, она была выпущена для удовлетворения возросшего в те времена спроса на массивные четырехосные грузовики, которые могли бы ездить автомагистралями общего назначения. 

Двигатель

Описывая технические характеристики МЗКТ 65151, начнем с силовой установки. Изначально на эту модель устанавливали дизельные моторы производства Тутаевского моторного завода. Их мощность составляла 410 л.с. Чуть позже было принято решение использовать в качестве альтернативы силовые установки ЯМЗ-238Д на 330 «лошадок», но вскоре выяснилось, что их мощности для столь громоздкой техники было недостаточно. 

Частота вращения регулируется механическим способом, причем, регулятор разрабатывался с учетом особенностей тяжелой грузовой спецтехники.

По заявлениям производителя, ресурса двигателей достаточно на 800 тысяч километров. Что касается расхода топлива, то она составляет 45 литров на 100 километров, максимальная скорость движения ограничена отметкой в 85 км/час.

Трансмиссия и ходовая

Сцепление у машины однодисковое, трансмиссия является собственной разработкой МЗКТ и представляет собой 9-тиступенчатую механику с синхронизатором всех передач за исключением 1-й и заднего хода. За переключение в понижающей передаче отвечает пневмоцилиндр, система смазки комбинированная. Отбор мощности на гидронасос происходит с заднего торца картера от вала, соединенного с промежуточным валом трансмиссии. 

Тормоза колодочные с пневмоприводом, ими оснащено каждое колесо. В дополнение к двухконтурной основной системе предусмотрены запасной, стояночный и вспомогательные тормоза, которые способны остановить транспортное средство в критической ситуации. 

Рама и кузов

Как уже говорилось выше, в основе самосвала реализована классическая для техники данного производителя высокопрочная рамная конструкция лонжеронного типа, обеспечивающая ТС максимальную надежность и выносливость в любых условиях эксплуатации. Базируется модель на базе МЗКТ-692371, ее колесная формула выполнена по схеме 8 на 4. 

Номинальная вместительность кузова составляет 20 кубических метров, однако по факту в него помещается 38 кубометров сыпучих материалов. Благодаря наличию откидных бортов и специальной установки для подъема кузова процесс разгрузки транспортного средства упрощается в разы. 

Кабина

Самосвал «Волат» оснащен 2-местной кабиной от МАЗ-5551, которая установлена на 4-точечной пружинной подвеске с амортизаторами гидравлического типа для максимального комфорта оператора. Опционально возможен монтаж дополнительной пневмоподвески, однако это оговаривается в индивидуальном порядке. 

В базовой версии водительское кресло примитивное, установлено оно на одном только амортизаторе, поэтому плавность хода оставляет желать лучшего. Для обеспечения должного уровня комфорта можно оснастить сиденье пневмоподвеской, добавив также упругий элемент, но это допустимо в более усовершенствованных модификациях. Рулевая колонка регулируется в двух положениях – по высоте и углу наклона.

По умолчанию в кабине предусмотрена примитивная система вентиляции и обогрева, опционально возможна установка кондиционера. Удобство доступа в салон вызывает определенные нарекания, так как первая ступенька находится достаточно высоко. 

Особенности модели


МАЗ 7919

  • Предшественником МЗКТ 79221 был МАЗ 7919. В сравнении с этим тягачом, МЗКТ 79221 отличается усовершенствованными техническими характеристиками. Заметно снизился диаметр разворота – на 34 метра. При этом модель 79221 больше в длину на несколько метров. Прочитайте и про другие модели МАЗ – МАЗ-500 и МАЗ-541.
  • На 100 км тягач расходует до 300 л топлива. Без дополнительной заправки машина может пройти 500 километров.
  • МЗКТ 79221 оснащен АКП (в отличие, например от Taytra-t815), однако первые 2 ступени передач включаются исключительно вручную.
  • Тягач раньше поставлялся для советской армии под другим названием – «МАЗ». Сегодня машина 79221 применяется в военных целях не только для перевозки «Тополь-М», но и для транспортировки ядерного оружия.
  • Все составляющие салона изготовлены из металла.
  • В кабине отсутствует кондиционер, электрические стеклоподъемники. Сравните с оборудованием кабины Камаз-53501.
  • В кабине расположено большое количество рычагов, тумблеров. При использовании тягача в военных целях за ними следят водитель и двое членов экипажа.
  • Тягач тяжело парковать. Справиться с этим могут только несколько человек.
  • Обучение управлению тягачами данного типа длится один год.
  • МЗКТ 79221 отличается большими габаритами, но при этом входит в число наиболее маневренных тягачей.

МЗКТ 79221 100 относится к новейшей серии тяжеловесных тягачей от Минского завода. Предприятие с советских времен и по сей день продолжает выпускать машины, придерживаясь прежних традиций, используя при этом передовых технологии современного машиностроения. Сверхтяжелым тягачем минского автомобильного завод является МАЗ-7907. Прочитайте о нем тут.

Технические характеристики

Новая модель грузового автомобиля МЗКТ 500200 характеризуется гораздо лучшими техническими характеристиками, в том числе и расход топлива этой машины значительно уменьшился в сравнении с предыдущими аналогами техники.


Гидроусилитель руля грузовика

МЗКТ 500200 оснащается специальным гидроусилителем руля, лебёдкой с большей тягой, а также уникальной системой управления давлением в шинах, которая позволяет выполнять определённые задачи в более комфортных условиях.

Для МЗКТ 500200 характерна трёхместная просторная закрытая кабина (как и у ЗИЛ-157) с теплоизоляцией, выполненная из цельных листов металла, а также панорамным ветровым стеклом разрезного типа, состоящий из двух равных частей.

Сидение для водителя условно отделено от пассажирских; оно регулируется без особых сложностей по высоте и длине, а также водитель имеет возможность под себя подстроить наклон спинки сидения. Эти показатели способствуют не только длительной работе в комфортных условиях, но и увеличивают эксплуатационные показатели в несколько раз.

Бортовой МЗКТ 500200 отличается наличием деревянной платформы, каркас которой изготовлен из металлических брусьев. Боковые и передний борта глухие, а задний – откидной. Боковые борта оборудованы откидными скамейками и защитными решетками.

Необходимость в автомобиле была обусловлена необходимостью размещать крановые оборудования или другие специализированные установки.

Технические характеристики представленного образца техники:

Свойства техники Показатель Ед.измерения
Грузоподъемность 7500 кг
Масса снаряжённости бортового авто 5286 кг
Общая масса МЗКТ 500200 11500 кг
Общая масса прицепа МЗКТ 500200 90000 кг
Максимально возможная скорость техники 100 км/ч
Максимально возможная скорость автопоезда 90 км/ч
Время разгона машины до 70 км/ч 40 с
Максимально возможный преодолеваемый техникой подъем 30 %
Максимально возможная преодолеваемый автопоездом подъем 15 %
Тормозной путь МЗКТ 500200 с 70 км/ч 30 м
Тормозной путь автопоезда 25 м
Расход топлива машины 30 л/ 100 км
Габаритный радиус поворота 9 м
Радиус поворота по внешнему колесу 8,5 м

Конструкция МЗКТ 500200 оснащена генератором переменного тока последнего поколения с внушительным запасом мощности. Кроме того, она обладает электрическим коммуникационным оборудованием и бесконтактным зажиганием.


Генератор переменного тока грузовика

Также автомобиль характеризуется наличием особого вибрационного аппарата, который гарантирует непрерывное передвижение машины на протяжении 30 часов на полной мощности. Эти свойства позволили МЗКТ 500200стать бестселлером среди грузовиков того поколения, когда представленная модель автомобиля начала поставляться с конвейера в массы.

Основной рычаг, приводящий его в действие, находится панели приборов внутри водительской кабины и по внешнему виду напоминает простой двухпозиционных тумблер их металла.

Кроме того, передний мост включается и благодаря рычагу переключения скоростей. Все скорости кроме первой предохраняются специализированными замками, которые не допустят случайного выключения скорости при резком возрастании нагрузки на двигатель

Такая функция приходится крайне важной при длительном подъёме машины

Коробка передач автомобиля за счёт своих технических показателей механического типа. Тем не менее, для своей эпохи, когда МЗКТ 500200 был особо значим и востребован, аппарат оснащён достаточно инновационными электрическими устройствами.

Техника характеризуется наличием проходных мостВнушительный размер шин позволяет сравнивать колёса грузовика с привычными видами гусеничного транспорта.

VOLAT – новый бренд

Как заявил директор МЗКТ Игорь Летов, поставки тяжелой спецтехники в РФ почетны и ответственны. На заводе работает военная приемка Минобороны РФ. И это, по словам директора, говорит об открытости и желании предприятия приложить все усилия для того, чтобы российский оборонный сектор был обеспечен самыми современными мобильными платформами для установки средств вооружений.

“ Наряду с продукцией гражданского назначения военное направление всегда остается в приоритете ”

Но военная продукция не единственный источник доходов. В цехах МЗКТ собирают шасси под мобильные буровые установки для нефтегазовой отрасли. Линейка шасси под монтаж тяжелого оборудования для бурения, обслуживания и ремонта нефтегазовых скважин: 652716 (8х8), 700400 (10х10), шестиосное полноприводное шасси 700300 и 800300, 800500 (14х14). При этом шасси МЗКТ создано с учетом возможности укладки буровой установки, ее подъема в рабочее положение и длительного привода бурового оборудования от двигателя.

Как и прежде, завод имеет партнерские отношения с Галичским автокрановым заводом, где наряду с традиционным производством 50–70-тонных кранов наладили выпуск стотонных кранов и несколько машин уже успешно реализовали. В линейке шасси VOLAT ежегодно появляются новинки под крановые установки различной грузоподъемности.

После присоединения лидского завода «Неман» предприятие открыло для себя новые компетенции в производстве автобусов. Современные автобусы среднего класса на шасси IVECO Daily пользуются спросом как на белорусском, так и на российском рынке.

Наряду с внедрением и развитием продукции гражданского назначения предприятие помнит о главной миссии, военное направление деятельности всегда остается в приоритете. Завод прилагает большие усилия, совершенствуя и осваивая производство новых военных шасси. Так, на выставке MILEX 2019 продемонстрировано четырехосное корпусное шасси МЗКТ-69225 в составе ЗРК «Бук-МБ3К», а также уникальный трехзвенный танкотранспортер МЗКТ-741351, экспортируемый в страны Ближнего Востока. Как рассказал главный конструктор МЗКТ Василий Бурьян, шасси МЗКТ-69225 сейчас проходит государственные испытания, но уже ясно, что новинка имеет перспективный экспортный потенциал.

Следует отметить, что в XXI веке минские автомобилестроители получили сертификаты ISO-9001 и ISO-2001, удостоверяющие высочайшее качество менедж­мента компании и соответствие мировым стан­дартам качества.

Продукция МЗКТ известна во многих странах Ближневосточного региона, Юго-Восточной Азии и Африки.

Обманчивая простота…

Семейство «6001» было разработано ещё в 2008 году. Первенцем стал трёхосный МЗКТ-600100 – автомобиль с самой востребованной в современной армии колёсной формулой 6х6. Предполагалось, что автомобилем заинтересуется МО РБ, если не в классическом бортовом варианте, то как в носителе вооружения.

Впрочем, МЗКТ не был бы ведущим предприятием региона по спецшасси, если бы не добавил в конструкцию своё ноу-хау. Особенность машины – её подвеска. Независимая пружинная с длиной хода 400 мм она кардинально отличалась от классических рессор.

Благодаря её применению на всех колёсах, конструкторам удалось достичь превосходных параметров проходимости. Перспективная ходовая на пересечённой местности позволяла автомобилю не просто развивать, но и удерживать скорость почти 90 км/ч. Причём речь шла не об укатанной грунтовке, а о стандартной разбитой просёлочной дороге, с колеями, выбоинами и промоинами.

На уровне была и геометрическая проходимость: клиренс 370 мм, глубина преодолеваемого брода 1500 мм (с подготовкой 1800 мм) возможность преодолевать вертикальное препятствие до 450 мм. Крутящий момент через двухскоростную раздаточную коробку передавался на центральные редукторы с межосевыми дифференциалами и далее на планетарные колёсные редукторы.

Уникальный в своём роде автомобиль военным понравился, однако наличие под боком брутального, но неприхотливого МАЗ-6317, который к тому же прекрасно освоен в войсках, закрыл путь трёхоснику в ВС РБ.

Ничтоже сумняшеся на МЗКТ в рамках семейства «6001» разработали 2-осный вариант МЗКТ-5002 класса знаменитой «шишиги» грузоподъёмностью 3000 кг. После внесения рекомендованных изменений в конструкцию, с целью уменьшения габаритной высоты, МЗКТ-500200 поступил на вооружение ВС РБ.

Увы, ёмкость белорусского рынка вооружений невелика, а хоронить потенциал, заложенный в машине, никто не собирался. Поэтому работы над семейством продолжились.

Брянск: тоже проблемы

На БАЗе с кадрами также не без проблем. С ноября 2015 года руководство предприятия умудрились сменить пять раз! Осенью 2018-го исполнительным директором АО «Брянский автомобильный завод» стал Алексей Сдобнов, начались очередные перемены. И с должностью главного конструктора после вхождения БАЗа в «Алмаз-Антей» происходила чехарда. В декабре 2018 года и. о. главного конструктора (а потом и просто главным конструктором) автозавода назначили молодого перспективного специалиста Вадима Таричко. Хотя он относительно недавно пришел на завод, у него было время влиться в коллектив и в полной мере разобраться во всех происходящих процессах.

Переломить негативные тенденции в кадровых вопросах на БАЗе пока не получилось. Завод искал конструкторов на ключевые должности, но не нашел. В прошлом году на Брянском автомобильном полностью перетряхнули штатное расписание конструкторского отдела. Кто-то ушел, кое-кто из ранее ушедших пришел – по сути мало что поменялось. Но некоторые ведущие специалисты, предлагавшие здравые идеи по развитию завода и по разработке новых конструкций, были переназначены на должности с понижением.

В этом году под предлогом коронавирусной инфекции с БАЗа уволили всех конструкторов старше 65 лет. Уволенными оказались и ветераны, которые делали все возможное для того, чтобы предприятие участвовало в разработке замены минским тягачам. На ряде других предприятий ОПК даже в период распространения коронавирусной инфекции ни у кого не возникало мысли расставаться с опытными советскими специалистами. А молодые кадры чаще всего неспособны работать с ветеранской самоотдачей.

Нет пока уверенности в том, что на БАЗе заинтересованы в активном участии в работах по темам шасси для РВСН, хотя для того есть все предпосылки. В ноябре 2018-го полномочия единоличного исполнительного органа акционерного общества «Брянский автомобильный завод» передали ООО «Северо-Западный региональный центр концерна ВКО «Алмаз-Антей»» (СЗРЦ). Структурно в СЗРЦ роль головного конструкторского коллектива возложена на АО «КБСМ», которое на протяжении нескольких десятилетий выполнило множество успешных разработок наземного оборудования для РВСН.

Почему же руководители концерна «Алмаз-Антей» и СЗРЦ предпринимают слишком вялые действия и не способствуют активному привлечению БАЗа к работам по замещению минских тягачей? Или руководители «Алмаза-Антея» и Ростеха (основной акционер КамАЗа) поделили сферы влияния?

Техническое описание модели и её модификации

На рынке грузовой спецтехники самосвал МЗКТ-65151 представлен с 2001-го года. Минский завод колесных тягачей постарался оперативно среагировать в период увеличения спроса на массивные грузовики-четырёхосники, разработав собственную модель большой грузоподъёмности, которая может передвигаться и по дорогам общего пользования.

Для владельцев грузовиков серьёзной грузоподъёмности серьёзной проблемой является ограничение нагрузки на одну ось – 13 тонн, которое действует в России и государствах СНГ. Повышение грузоподъёмности можно достичь применением добавочной оси. Разработчикам МЗКТ-65151 удалось достичь оправданного увеличения снаряженной массы и расхода дизельного топлива для новой конструкции. Итогом работы над шасси МЗКТ-692371 стала модель МЗКТ-65151, которая способна перевозить до 25-ти тонн грузов. При этом использования вместе с прицепом конструкция машины не предусматривает.

При проезде по дорогам общего пользования, а также по улицам населённых пунктов нагрузка на заднюю тележку в сумме не должна превышать 26-ти тонн. С учётом нагрузки, приходящийся на первую и вторую оси, полная масса грузовика составляет 41 тонну. За вычетом снаряжённой массы самой автомашины (порядка 16-ти тонн), её грузоподъёмность составляет 25 тонн.

При этом, объём грузовой платформы и конкретный опыт применения свидетельствует о том, что МЗКТ-65151 способен «принять на борт» гораздо больше заявленных «по паспорту» 25-ти тонн. Если исходить из средней плотности сыпучих строительных материалов (порядка 1,9 т/м3), то получается, что грузоподъёмность этой машины составляет 38 тонн. Если же засыпать в кузов 25 тонн песка, то он окажется заполненным не доверху, а только на 2/3. Работать с перегрузом допускает и надёжность гидравлической системы подъёма платформы (гидроклапаны которой допускают наличия 35 тонн в кузове), и шины с более высоким индексом несущей способности.

Кроме 20-кубового кузова, потребитель может заказать грузовую платформу и меньших объёмов: 16,5 м3 или 11,5 м3. Грузовые платформы могут оборудоваться гидравлическим замком заднего борта. А для упрощения конструкции и разгрузки грузовой платформы также может быть использован вариант кузова ковшового типа, без заднего борта.

К настоящему времени грузовик МЗКТ-65151 уже является устаревшей моделью, которая снята с производства. В линейке предприятия-производителя этот автомобиль заменён на более совершенный – МЗКТ 7501. Но МЗКТ-65151, конечно же, продолжают использоваться в России и СНГ, поскольку их рабочие характеристики остаются актуальными.

Выпускалось две модификации этого грузового четырёхосника: МЗКТ 65151-010 и МЗКТ 65151-020. Конструктивно они друг от друга не отличаются. Разница между ними заключена только лишь в типе используемого дизельного двигателя. МЗКТ 65151-010 комплектовались двигателями типа ЯМЗ-7511.10 (400 лошадиных сил), а МЗКТ 65151-020 – силовыми агрегатами ЯМЗ-7512.10 (360 лошадиных сил).

Тернии импортозамещения

Несмотря на то, что решение импортозаместить минские СКШТ принято высшим политическим руководством РФ примерно полтора десятилетия назад, проблема актуальна. Причина проста: никто не озаботился тем, чтобы на основе готовой документации на шасси МЗКТ-79221 начать его производство у нас. Минский завод все условия выполняет, в том числе передал полный комплект рабочей конструкторской документации российской стороне. Но разработать отечественные СКШТ, которые могли бы превзойти или хотя бы полностью заменить МЗКТ-79221, не получилось по ряду причин.

А белорусы ведут новые разработки СКШТ пятого поколения. В том числе, кстати, и для ВС РФ. Например, СКШ МЗКТ-79291 (колесная формула 12х12.1) по своим характеристикам значительно превосходит разработку КамАЗа следующего, шестого поколения. Специалисты давно знают: на МЗКТ самый сильный и опытный конструкторский коллектив, который может создавать любые СКШТ. Но основные заказчики – в РФ, и деньги – российские. Наши конструкторы могли бы составить конкуренцию белорусам, но такая задача пока не решается грамотно из-за ошибок административного руководства работами.

Хотя есть исключения. Концерн ВКО «Алмаз-Антей» несколько лет назад поставил цель: перспективные ЗРК и ЗРС должны быть смонтированы на отечественных СКШТ. Результат налицо: основные элементы новейшей ЗРС С-350 «Витязь» (пусковая установка, радиолокационная станция и командный пункт) смонтированы на шасси БАЗ семейства «Вощина-1». Можно публично говорить и о том, что основные элементы перспективной ЗРС С-500 также будут монтироваться на СКШТ БАЗ.

Если так пойдет дело и с другими шасси, то можно прогнозировать в будущем неизбежное падение производства минских шасси и тягачей. Ведь в Россию уходило иногда до 80 процентов ежегодного выпуска продукции МЗКТ и почти вся – военная. Не будем скрывать, что влияет на это и наметившийся в последнее время политический крен политики Батьки в сторону США и стран НАТО. В том числе и поэтому российские предприятия ОПК при разработке новых ВВТ будут отказываться от белорусских шасси и тягачей.

Все это подтверждает статистика. Если в 2013 году предприятиям России было поставлено 48 единиц гражданской техники МЗКТ, то в 2014-м наступил резкий спад. В 2016 году – 14 штук, 2017-м – 1 штука, 2018-м – 9 штук, 2019-м – 2 штуки. Хотя еще пять лет назад МЗКТ был по сути монополистом на российском рынке. Его основной конкурент (БАЗ) в 2014–2015 годах балансировал на грани банкротства.

Шанс был упущен по вине минчан. И дело тут не только в смене руководства МЗКТ. Одна из главных причин – ценовая политика. Всем понятно, что военная продукция всегда значительно дороже гражданской. Это вызвано особыми требованиями, которые предъявляют военные. Например, гарантийный срок эксплуатации современных СКШТ военного назначения стандартно составляет 10 лет, все комплектующие проходят военную приемку, техника оборудуется специфическими системами и т. д. Все это повышает себестоимость. Но на МЗКТ, судя по всему, потеряли ориентиры в рыночной ситуации в целом. Нужно не только скорректировать цены, в существующих условиях пора полностью изменить принципы поставки техники. Российские дилеры МЗКТ постоянно информировали завод о состоянии рынка, направляли свои предложения о развитии линейки поставок. Увы, руководители МЗКТ не учитывали этого, как и реальных возможностей российских заказчиков.

Явным просчетом стало игнорирование конкурентов из Поднебесной. Считалось, что китайские автомобили по качеству и характеристикам не выдерживают критики. Но те времена прошли. В России постепенно стали отдавать предпочтение китайским шасси. Кстати, МЗКТ еще с 90-х годов учил своих китайских партнеров выпускать СКШТ. С 1996 года в Пекине даже заработало представительство ОАО «Минский завод колесных тягачей», а с 1998-го в провинции Хубэй совместно с китайской групповой корпорацией «Санцзян» – совместное предприятие «Санцзян-Волат Компания LTD». Но китайцы быстро научились перенимать технологии и подсматривать технические решения у лидеров.

Тем временем на российский рынок тяжелой транспортной техники пришли и другие зарубежные компании, в том числе из Евросоюза. Они предлагают не только «голые» шасси, но и полнокомплектные изделия. Например, если говорить о гражданской продукции, с буровыми установками для нефтяной и газовой промышленности. Означает ли это конец кооперации с белорусами?

Модификации

Представленная модель грузовой техники получился до такой степени удачным, что на основе его технических характеристик было произведено немало всевозможных модификаций. Наиболее популярныой из них является ЗИЛ МЗКТ 500200ВОЛАТ.


ЗИЛ МЗКТ 500200 ВОЛАНТ

Отличительная черта МЗКТ 500200 заключается в наличии в кузове автомобиля уникальной установки фильтрации воздуха ФВУА-1ООН-12, которая позволяет осуществлять забор воздуха повсеместно и делать его максимально очищенным и безвредным для окружающей среды.

Так образовывался переизбыток давления, который и позволял делать пространство внутри фургона абсолютно безопасным.

Каркас данного образца автомобиля изготовлен из швеллеров и уголков разного размера, который поверху обшиты цельными листами высокопрочного металла. Тем не менее, весит эта техника не более тонны.

Изнутри фургон-кузов МЗКТ 500200 обшит пенопластом или же подобной теплоизоляцией, покрытой антисептической фанерой, улучшающей технические особенности всего грузовика в целом. Все существующие грузовые автомобили данной модификации вне зависимости от цели использования имеют:

  • системы вентиляции и освещения;
  • устройство отопителя;
  • многообразные ботовые устройства.

Устройство отопителя полностью независимо от других составляющих механизма автомобиля. Тепло выделяется за счёт расхода топлива, а именно его сгорания. Так на 100 км дизельного топлива потребуется около 40 литров.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector