Российский «гарпун»: какую роль крылатая ракета x-35 сыграла в повышении боевой мощи вмф

Смотреть онлайн шоу на Первом канале Кто хочет стать миллионером от 25 сентября 2021

Выпуск от 25.09.2021 Выпуск от 18.09.2021 Выпуск от 11.09.2021 Выпуск от 04.09.2021 Выпуск от 28.08.2021 Выпуск от 21.08.2021 Выпуск от 14.08.2021 Выпуск от 07.08.2021 Выпуск от 31.07.2021 Выпуск от 24.07.2021 Выпуск от 17.07.2021 Выпуск от 10.07.2021 Выпуск от 03.07.2021 Выпуск от 26.06.2021 Выпуск от 19.06.2021 Выпуск от 13.06.2021 Выпуск от 05.06.2021 Выпуск от 15.05.2021 Выпуск от 08.05.2021 Выпуск от 07.05.2021 Выпуск от 06.05.2021 Выпуск от 05.05.2021 Выпуск от 04.05.2021 Выпуск от 03.05.2021 Выпуск от 24.04.2021 Выпуск от 17.04.2021 Выпуск от 10.04.2021 Выпуск от 13.03.2021 Выпуск от 06.03.2021 Выпуск от 27.02.2021 Выпуск от 13.02.2021 Выпуск от 06.02.2021 Выпуск от 23.01.2021 Выпуск от 16.01.2021 Выпуск от 12.12.2020 Выпуск от 05.12.2020 Выпуск от 28.11.2020 Выпуск от 21.11.2020 Выпуск от 14.11.2020 Выпуск от 07.11.2020 Выпуск от 31.10.2020 Выпуск от 24.10.2020 Выпуск от 17.10.2020 Выпуск от 10.10.2020 Выпуск от 03.10.2020 Выпуск от 26.09.2020 Выпуск от 19.09.2020 Выпуск от 29.08.2020 Выпуск от 15.08.2020 Выпуск от 08.08.2020 Выпуск от 18.07.2020 Выпуск от 04.07.2020 Выпуск от 27.06.2020 Выпуск от 20.06.2020 Выпуск от 13.06.2020 Выпуск от 30.05.2020 Выпуск от 23.05.2020 Выпуск от 16.05.2020 Выпуск от 10.05.2020 Выпуск от 02.05.2020Выпуск от 18.04.2020Выпуск от 11.04.2020Выпуск от 04.04.2020Выпуск от 28.03.2020Выпуск от 21.03.2020Выпуск от 14.03.2020Выпуск от 07.03.2020Выпуск от 29.02.2020Выпуск от 08.02.2020Выпуск от 25.01.2020Выпуск от 18.01.2020Выпуск от 11.01.2020Выпуск от 28.12.2019Выпуск от 21.12.2019Выпуск от 14.12.2019Выпуск от 07.12.2019Выпуск от 30.11.2019Выпуск от 23.11.2019Выпуск от 16.11.2019Выпуск от 09.11.2019Выпуск от 02.11.2019Выпуск от 26.10.2019Выпуск от 19.10.2019Выпуск от 12.10.2019Выпуск от 05.10.2019Выпуск от 28.09.2019Выпуск от 21.09.2019Выпуск от 07.09.2019Выпуск от 31.08.2019Выпуск от 24.08.2019Выпуск от 03.08.2019Выпуск от 27.07.2019Выпуск от 20.07.2019Выпуск от 06.07.2019Выпуск от 29.06.2019Выпуск от 22.06.2019Выпуск от 15.06.2019Выпуск от 08.06.2019Выпуск от 01.06.2019Выпуск от 18.05.2019 HDВыпуск от 11.05.2019 HDВыпуск от 04.05.2019 HDВыпуск от 03.05.2019 HDВыпуск от 02.05.2019 HDВыпуск от 27.04.2019 HDВыпуск от 20.04.2019 HDВыпуск от 06.04.2019 HDВыпуск от 30.03.2019 HDВыпуск от 23.03.2019 HDВыпуск от 16.03.2019 HDВыпуск от 09.03.2019 HDВсе выпуски

  • Вернуться
  • +97

«Модернизационный ресурс не исчерпан»

Ключевыми достоинствами ракеты являются весьма скромные массогабаритные характеристики, повышенная дальность, высокая манёвренность и мощная боевая часть. Даже небольшой корабль (водоизмещением около 500 тонн) способен нести до 16 ракет.

Длина корабельной и береговой версий Х-35 составляет 4,4 м; диаметр корпуса — 42 см; размах крыла — 1,3 м; стартовый вес — 670 кг; дальность — до 260—280 км; масса осколочно-фугасной боевой части — 145 кг. Авиационные модификации Х-35 отличаются уменьшенной длиной (3,8 м) и массой (550—650 кг).

  • Х-35У на левом поддвигательном пилоне истребителя Су-35С

Выдающиеся боевые характеристики ракеты были достигнуты благодаря экономичному малогабаритному турбореактивному двигателю и специальному пороховому ускорителю. Инновационная силовая установка придаёт боеприпасу мощный стартовый импульс и позволяет совершать длительный полёт с малым расходом топлива.

Высокая точность и помехозащищённость ракеты обеспечиваются за счёт применения активно-пассивной радиолокационной головки самонаведения (ГСН) АРГС-35 разработки ОАО НПП «Радар-ММС» (Санкт-Петербург). Она осуществляет захват цели на дальности 20—50 км.

«Головка самонаведения исключает использование радиолокационных станций. Ракета самостоятельно движется к цели и осуществляет необходимые манёвры. Точность поражения составляет несколько метров. Правда, ГСН захватывает цель на финальном участке полёта, а после старта ракета использует инерциальную систему управления и средства спутниковой навигации», — отметил Кнутов.

В настоящее время различные модификации Х-35 входят в арсенал российских фрегатов, корветов, малых ракетных кораблей, катеров, боевых самолётов (МиГ-29, Су-30, Су-35,), вертолётов (Ка-27 и Ка-28) и береговых комплексов «Бал». За рубежом Х-35 приняты на вооружение ВМС Индии, Алжира, Вьетнама, Венесуэлы, Туркмении. Копии российской ракеты использует флот КНДР и Мьянмы.

Также по теме


Русский «Викинг»: какими преимуществами обладает новейший зенитный ракетный комплекс «Бук-М3»

Войска Центрального военного округа получат партию зенитных ракетных комплексов (ЗРК) средней дальности «Бук-М3» уже в 2019 году. Об…

В беседе с RT главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский сообщил, что создание Х-35 стало серьёзным успехом оборонной промышленности. На сегодняшний день ракеты ОКБ «Звезда» обеспечивают надёжное сдерживание военно-морских сил потенциального противника. При этом подмосковные инженеры по заказу Минобороны РФ работают над модернизацией Х-35. 

«Х-35 — современное и весьма грозное ударное вооружение, которое полностью отвечает текущим задачам. Ракета завоевала популярность в войсках, в том числе из-за неприхотливости в эксплуатации. Например, она может длительное время находиться в транспортно-пусковом контейнере. Сегодня Х-35 продолжает совершенствоваться. Улучшенные варианты будут обладать большей дальностью и меньшей заметностью», — сообщил Мураховский.

Несколько иной точки зрения придерживается Юрий Кнутов. Как прогнозирует эксперт, широкое распространение крылатых ракет «Калибр» и грядущее появление гиперзвукового комплекса «Циркон» могут привести к постепенному вытеснению корабельных версий Х-35 в ВМФ.

«При всех своих достоинствах Х-35 уступает по дальности «Калибру» и не может сравниться с «Цирконом», который станет, наверное, самым грозным неядерным оружием ВМФ. Скорее всего, эта ракета останется на вооружении катеров и морской авиации, а также будет активно продвигаться на экспорт — её модернизационный ресурс ещё не исчерпан», — резюмировал Кнутов.

Конструкция

КТПБ(Ч) 35-220 кВ в общем случае состоит из открытых (закрытых) распределительных устройств 35, 110 и 220 кВ, силовых трансформаторов, ЗРУ 10(6) кВ с ячейками КРУ 10(6) кВ или, КСО, общеподстанционного пункта управления (ОПУ), кабельных конструкций, жесткой и гибкой ошиновок, грозозащиты, заземления наружного освещения с комплектом инвентарных приспособлений и рукояток, ячеек трансформаторов собственных нужд (СН), ограды.

Открытые распределительные устройства 35, 110, 220 кВ выполняться из унифицированных транспортабельных блоков заводского изготовления, состоящих из металлического несущего каркаса со смонтированным на нем высоковольтным оборудованием и элементами вспомогательных цепей.

В комплект поставки КТПБ(Ч) 35-220 кВ входят:

  • блоки крепления оборудования 10, 35, 110 и 220 кВ;
  • общеподстанционный пункт управления (ОПУ);
  • закрытое распределительное устройство 10(6) кВ;
  • ошиновка ОРУ -35 кВ, ОРУ -110 кВ и ОРУ-220 кВ;
  • кабельные конструкции;
  • осветительные установки;
  • ЗРУ со шкафами КРУ 10(6) кВ, КСО-299М, включая шкафы трансформаторов собственных нужд, в количестве, необходимом заказчику;
  • грозозащита;
  • ограда;
  • запасные части, приспособления и принадлежности согласно ведомости ЗИП;
  • руководство по эксплуатации, техническое описание и инструкция по монтажу — 2 экз.;
  • паспорт на КТПБ(Ч) — 2 экз.;
  • инструкции и паспорта на комплектующее оборудование и аппаратуру — 1 экз.;
  • схема электрическая принципиальная – 2 экз.;
  • чертежи общего вида – 2 экз.;
  • комплектовочно-отгрузочную документацию — 2 экз.;
  • ведомость ЗИП.

История создания

Технические предложения по созданию ракетного комплекса «Уран» с противокорабельной ракетой Х-35 для использования в составе как корабельного, так и вертолётного и самолётного вариантов базирования, были выработаны в ОКБ «Звезда» к концу 1977 года.

Разработка противокорабельного ракетного комплекса «Уран» с крылатой ракетой Х-35 для вооружения катеров и кораблей среднего водоизмещения была начата в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР и ЦК КПСС от 16 апреля 1984 года (по другим данным, постановление вышло 16 марта 1983 года). Головным разработчиком было определено ОКБ «Звезда» (в настоящее время входит в корпорацию «Тактическое ракетное вооружение»), а главным конструктором — Г. И. Хохлов. Разработка пусковой установки осуществлялась КБМ в Москве.

Рассмотрение в 1983 году эскизного проекта выявило несоответствие проекта активной радиолокационной ГСН предъявленным к ней требованиям. На устранение недостатков ушло три года, первый пуск опытного образца ПКР был проведён 5 ноября 1985 года с береговой позиции. Целый ряд пусков 1986 года был неудачным, потребовалась доработка ряда систем. Только в пуске 29 января 1987 года все системы ракеты отработали нормально.

ГСН была полностью готова к совместным с планером ракеты испытаниям только к 1992 году. К этому времени ОКБ «Звезда» завершило первый этап лётно-конструкторских испытаний (ЛКИ) — за три года было выполнено 13 пусков Х-35. Однако, с 1992 года из-за финансовых проблем России, вызванных сменой государственного строя и сворачиванием государственного оборонного заказа, работы по комплексу были практически остановлены. Доводка ракет осуществлялась за счёт ресурсов предприятия. Второй этап ЛКИ проводился с 1992 по 1997 год, за это время было выполнено четыре пуска ракет.

Смена государственного строя в стране принесла не только финансовые проблемы, но и одновременно расширило возможности предприятия по работе с иностранными заказчиками. Продемонстрированная на авиационной выставке «Мосаэрошоу-92» в Москве ракета и информация по комплексу вызвала интерес специалистов ВМС Индии — в 1994 году с Индией был заключён контракт на поставку КРК «Уран-Э». Полученные средства позволили развернуть серийное производство ракет. Первые поставки в Индию были осуществлены в 1996—1997 годах, а 15 декабря 1996 года комплекс «Уран-Э» сдан заказчику на эсминце «Дели» (англ.)русск. (тип «Дели»).

В июле 2003 года корабельный ракетный комплекс «Уран» успешно прошёл государственные испытания и начал поступать на вооружение кораблей ВМФ России. Осенью 2004 года прошёл государственные испытания и был принят на вооружение ВМФ России подвижный береговой ракетный комплекс «Бал».

В 2005 году были завершены испытания ракеты после адаптации её к авиационному варианту базирования — для индийского патрульного самолёта Ил-38SD, после чего начаты работы по включению ракеты в состав вооружения истребителей компаний «Сухой» и «МиГ».

Fazua Evation

Немецкая компания Fazua выпустила революционную модульную систему ebike Evation примерно в то же время, что и система ebikemotion. Он также был разработан специально для легких дорожных велосипедов.

Evation и X35 — две совершенно разные системы, но они имеют некоторые общие черты. Evation — это система среднего привода, и вам нужна специально разработанная рама для размещения системы привода от аккумулятора и мотора, а также коробки передач с нижним кронштейном.

Одной из уникальных особенностей Fazua является то, что вы можете снять мотор и аккумулятор, установить заглушку и покататься на велосипеде в обычном режиме — минус 3.6 кг. Это означает, что вы можете иметь обычный велосипед и электронный велосипед в одном!

Существует также сопутствующее приложение, которое предоставляет множество опций, включая конфигурацию питания, мониторинг батареи и GPS-навигацию.

Как чувствует себя Fazua Evation?

С Fazua вы получаете 3 режима мощности — Бриз, Река и Ракета. В режиме ракеты, двигатель достигнет пика в 400 Вт (в течение короткого периода), прежде чем вернуться к 250 Вт. В режиме Breeze вы получите около 110 Вт дополнительной помощи, что очень полезно.

Двигатель Evation очень плавный и тихий, фактически, когда я впервые ездил на мотоцикле с двигателем Fazua, я даже не заметил помощи, пока не понял, что поднимаюсь на подъем намного быстрее, чем обычно.

Педаль ощущается через датчик крутящего момента и частоты вращения педалей. Датчик крутящего момента измеряет величину силы, которую вы прикладываете к педалям, и соответственно выдает мощность. Это приводит к очень тонкой и возвышенной помощи.

Еще одна замечательная особенность Evation — это когда максимальная вспомогательная скорость достигнута (или двигатель выключен), двигатель отключается от коробки передач, устраняя любое потенциально нежелательное сопротивление педалированию.

Что касается мощности, я несколько раз пробовал режим Rocket и чувствовал, что он оказал более чем достаточную помощь, хотя я действительно пробовал горный велосипед, оснащенный двигателем Bosch Performance Line CX, и он был значительно более мощным.

Так же, как ebikemotion, Fazua Evation действительно для гонщиков, которые хотят улучшить свою езду на велосипеде или, возможно, сделать свои ежедневные поездки не таким уж потным делом. Несмотря на то, что Fazua заявляет 60 Нм крутящего момента для Evation, я могу сказать, что езда на мотоцикле ebikemotion x35 с заявленным 40 Нм крутящим моментом не ощущалась так сильно.

А как насчет линейки аккумуляторов Fazua Evation?

Как и система x35 ebikemotion, Fazua использует батарею на 250 Втч. Причиной этого является аккуратная интеграция в раму, а также снижение веса, благодаря чему ощущения от езды на велосипеде кажутся естественными. Я бы сказал, что диапазон на Fazua, по крайней мере, сопоставим, если не немного лучше, чем на x35. Это может быть связано с повышением эффективности, которую вы получаете от среднего привода, потому что, насколько я могу убедиться, обе батареи используют одни и те же литиевые элементы Panasonic NCR18650GA.

У меня есть друг, у которого есть Boardman ADV 8.9e, и он считает, что он может выжать около ста миль от одного заряда, но он ездит на нем как на обычном байке 75% времени и резервирует помощь только для действительно крутого холмы, когда едешь на дальние расстояния.

По моему опыту, если вы повсюду взрываетесь в режиме Rocket, вы разряжаете батарею примерно за 25-30 миль. Если вы едете по назначению и используете помощь только изредка, то 50-60 миль должны быть легко достижимы.

Fazua Evation надежность

Я знаю нескольких людей, которые владеют электронными дорожными велосипедами с этим мотором, и они не сообщили о каких-либо проблемах. Единственные проблемы, которые я обнаружил на форумах, — это то, что двигатель и приводная система, как известно, выпадают (иногда), и болты звездообразного типа, которые крепят коробку передач нижнего кронштейна, могут иметь тенденцию иногда ослабевать, вызывая глухой звук.

Как и в случае с любым электрическим оборудованием, будь то ваша машина или стиральная машина, время от времени все может идти не так, как надо. Всегда убедитесь, что вы покупаете у уважаемого дилера и если вы покупаете секонд-хенд, будьте готовы раскошелиться на текущее обслуживание.

Рекомендации

Библиография

  • Иден, Пол, изд. (2004). Энциклопедия современной военной авиации . Лондон, Великобритания: Янтарные книги. ISBN 1-904687-84-9.
  • Джексон, Пол, изд. (2000), All the World’s Aircraft: 2000–2001 , Coulsdon, Surrey, UK: Jane’s Information Group, ISBN 0-7106-2011-X.
  • Дженкинс, Деннис Р; Лэндис, Тони Р. (2008), экспериментальные и прототипы реактивных истребителей ВВС США , Миннесота, США: Specialty Press, ISBN 978-1-58007-111-6.
  • Кейспер, Джеральд (2007), Lockheed F-35 Joint Strike Fighter , Лондон: Pen & Sword Aviation, ISBN 978-1-84415-631-3.
  • Спик, Майкл «Майк» (2002), Иллюстрированный справочник бойцов , Нью-Йорк: Книги Саламандры, ISBN 1-84065-384-1.

На вооружении

Государства в которых модификации ракеты Х-35 стоят на вооружении выделены красным

  •  Россия — страна-производитель, За 2009—2010 год поставлено 112 ПКР Х-35. Комплексы стоят на вооружении:

    • ВКС РФ[источник не указан 3512 дней]
    • ВМФ РФ
  •  Индия

    ВМС Индии — в период с 2000 по 2007 годы поставлено 222 ракеты

    , комплексы стоят на вооружении:

  •  Алжир
  •  Вьетнам — поставки первых 16 противокорабельных ракет Х-35 во Вьетнам начались в 1999 году для вооружения переданных ранее 4 ракетных катеров проекта 1241 вместо устаревшего комплекса «Термит». Всего на сумму 70 млн долларов планировалось приобрести от 32 до 48 таких ракет. В дальнейшем Вьетнам заказывал в 2007 и 2013 по 2 корабля, фрегаты проекта 11661Э, оснащенные 2×4 ПУ «Уран» . Также в 2009 году поставлено ещё 17 ракет Х-35Э, а в 2010 — 16 ракет и 8 учебных ракет 3М-24ЭМБ
  •  Туркмения  — по данным годового отчёта корпорации «КТРВ» за 2010 год, заключён контракт (2008 год) и готовились документы для поставки Туркменистану ракет Х-35Э в 2011—2012 году на сумму около 80 млн долларов США ($ 79 800 000). Первая партия заказа была поставлена в 2011 — 2012 годах. ВС Туркмении на 2014 год дополнительно заказал этого вооружения примерно на сумму $ 40 000 000.
  •  Венесуэла — поставлено 2 комплекса (8 СПУ) «Бал-Э».

Исходя из бюджета

Говоря об ударных возможностях кораблей ближней зоны, нужно отметить – для корвета ПКР «Уран» вполне достаточно, однако у нас нет легкой пусковой установки для крайне необходимых противолодочных ракет (ПЛР) «Ответ». Их применение возможно сегодня только из вертикальных пусковых установок УКСК (универсальный корабельный стрельбовый комплекс) для ракет «Калибр». Данное решение уже реализовано в модификации проекта 20380 – проекте 20385. Соответственно для дальнейшей серийной постройки должны рассматриваться только корветы проекта 20385.

Тезис о ненужности ПЛР из-за наличия вертолета ПЛО на корвете не выдерживает никакой критики. Наш Ка-27М – образец устаревшего на четверть века, крайне малоэффективного противолодочного вертолета. Дошло до того, что в процессе очередной модернизации вертолет ПЛО потерял противолодочную поисково-прицельную систему, которой на новом Ка-27М попросту нет. В этой ситуации только ПЛР «Ответ» дает возможность нашим корветам быть по отношению к подлодкам противника охотниками, а не дичью.

Подведем короткие итоги.

Массовое строительство корветов с крайне дорогим и до сих пор не обеспечивающим применение оружия ПВО ИБМК «Заслон» приведет к расходу огромных бюджетных средств на малоэффективные системы, не соответствующие требованиям ПВО корветов, но по финансовым соображениям исключающие их массовую постройку.

Необходима модернизация проекта 22380(5) в части установки серийной РЛС «Позитив-М» и средств радиокоррекции ЗУР. С учетом необходимости наличия противолодочных ракет «Ответ» и крайней целесообразности обеспечения возможности применения «Калибров» для серий новых корветов необходим проект 20385 с УКСК (с доработкой его под «Позитив-М» и радиокоррекцию ЗУР).

Закладка новых корветов проекта 20380(5) не решает проблемы ближней зоны, нужна массовая серия малого корвета охраны водного района. И что-то нужно делать с нашей морской авиацией. В первую очередь необходима полноценная и современная модернизация вертолета Ка-27М, а не то, что получили сегодня. Впрочем, это тема для отдельного разговора.

Максим Климов

Газета «Военно-промышленный курьер», опубликовано в выпуске № 35 (848) за 15 сентября 2020 года

Носители

Помимо кораблей, подводных лодок и самолётов, носителями ПКР также могут быть наземные стационарные или подвижные береговые противокорабельные ракетные комплексы (БПРК). От специфики среды запуска и типа носителя зависят многие особенности пускового устройства и ракеты, к примеру, пусковые устройства и ракеты авиационного базирования зачастую легче и меньше в размерах ПУ и ПКР морского и наземного базирования, положение в пространстве позволяет самолётам или вертолётам-носителям осуществлять наведение на цель на значительно большем расстоянии, чем с корабля. ПКР, запускаемые из торпедного аппарата или вертикальной пусковой установки подводных лодок, всегда являются самонаводящимися или летящими по заранее запрограммированному маршруту (поскольку на сегодняшний день отсутствуют эффективные технологии практической реализации контура управления ракетой класса «поверхность—поверхность» из-под воды), ПКР авиационного базирования могут быть управляемыми при помощи станции наведения, смонтированной на борту летательного аппарата-носителя, реализуя беспроводное телевизионное/радиокомандное или радиолокационное наведение на цель (работы по созданию ПКР управляемых по оптоволоконному проводу не вышли за пределы экспериментов).

Мишени ближней зоны

Остро стоит вопрос финансовых ограничений, тем более что корвет должен быть многоцелевым, а значит, иметь эффективную ПВО и быть способным решать ударные задачи.

Начать стоит с ПВО, тем более что она сегодня стала ключевым проблемным вопросом этого типа кораблей.

Построенные корветы проекта 20380 (тип «Стерегущий») имеют ряд серьезных проблем с ПВО, вследствие чего их потопление не представляет сложностей для группы ударных самолетов (и даже одиночного самолета) или ракетного катера противника. ЗРК «Редут», который длительное время доводился и, по информации СМИ, наконец-то заработал, имеет крайне дорогие ЗУР 9М96 и 9М100 с активной радиолокационной ГСН. Проблема в том, что на корветах нет радиокоррекции ЗУР, а значит, активно маневрирующую цель «Редут» поразить неспособен. Более того, даже стандартный залп ПКР «Гарпун» ЗРК «Редут» пропускает с высокой вероятностью, поскольку целераспределение ЗУР по ПКР залпа происходит случайным образом, и в этой ситуации пропуск цели в борт своего корабля практически неизбежен.

“ При этом решение данного комплекса проблем вполне существует – работающая в трехсантиметровом диапазоне РЛС «Позитив-М» обеспечивает целеуказание ЗУР с необходимой точностью, уверенно работает по низколетящим целям ”

Надежность ближней ПВО корабля может быть обеспечена только при эффективном и всепогодном контроле верхней полусферы и выявлении всех воздушных целей с высокой вероятностью их поражения. При этом частотный диапазон основного средства обнаружения у корветов – РЛС «Фурке» (диапазон – 10 см) неоптимален для работы по малозаметным низколетящим целям, точность выдачи целеуказания для применения ЗУР у «Фурке» оставляет желать лучшего. По этой причине спасением для «Редута» на корвете оказалась очень хорошая артиллерийская РЛС «Пума» (3 см), но с ограничениями по сектору стрельбы и увеличением работного времени. Пушка А-190 с «Пумой» очень хороша, но «Пума» по факту занята «Редутом», а кормовые артустановки АК-630М вследствие крайне большого разноса с радиолокационными и оптическими средствами управления имеют большие ошибки наведения и низкую эффективность по целям.

При этом решение данного комплекса проблем вполне существует – работающая в трехсантиметровом диапазоне РЛС «Позитив-М» обеспечивает целеуказание ЗУР с необходимой точностью, уверенно работает по низколетящим целям. Вопрос лишь во внедрении радиокоррекции ЗУР. Кроме того, крайне целесообразна замена ЗУР 9М100 на 9М338К с намного меньшей стоимостью. И вопрос здесь не только в ПВО корабля – ЗУР 9М96 крайне важна в масштабе ПВО всех Вооруженных сил. 9М96 нужна в максимальной серии (в том числе для увеличения возимого и готового к бою боекомплекта ЗРК С-400), и каждая выпущенная заводом ЗУР 9М100 – это не выпущенная тем же заводом ЗУР 9М96, многократно превосходящая 9М100 по критерию «эффективность-стоимость».

Необходимо подчеркнуть опасность ставки на использование миллиметрового диапазона РЛС (стрельбовая РЛС комплекса «Панцирь-М»), с которыми эффективность ПВО заканчивается при наступлении плохой погоды. Авиация такими условиями давно научилась пользоваться, она прилетит и потопит наши корабли в удобный для себя момент. Для «Панциря-М» сегодня крайне важен переход с метеозависимого миллиметрового диапазона хотя бы на двухсантиметровый диапазон стрельбовой РЛС.

Вместо всего этого наш ВМФ допускает «ошибку хуже преступления», оснащая корветы крайне дорогостоящим и «модным» интегрированным башенно-мачтовым комплексом (ИБМК) «Заслон». На данный момент стоимость такого ИБМК приблизилась к стоимости всего головного корвета проекта 20380, что, очевидно, находится за пределами здравого смысла. Кроме того, несмотря на многократный срыв установленных сроков, головной корвет с ИБМК «Заслон» – «Гремящий» до сего момента не смог сбить ни одной воздушной цели. С большой вероятностью это все-таки произойдет, возможно, и до конца года, ведь за потраченные огромные средства нужно как-то отчитаться, но уже сейчас можно уверенно утверждать, что стрельба с ИБМК будет вестись в предельно упрощенных условиях, не имеющих никакого отношения к боевым. И обоснование этому есть, поскольку наш ВМФ попросту не имеет мишеней, которые могли бы имитировать сколь-нибудь реальные налеты противника.

Выходит, сегодня мы фактически строим корабли, которые в реальном бою будут с легкостью топиться средствами воздушного нападения противника. Единственное исключение – фрегат проекта 22350.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector