Серия сторожевых кораблей проекта 11661 «гепард» (gepard)

«Сушки» против «Рапторов»

Американская разведка заявила об ослаблении «Исламского государства», с которым сражаются две коалиции во главе с Россией и США. Судить о реальных успехах обеих коалиций пока сложно, но можно сопоставить их боевые возможности. У российских военных и контингента США в составе коалиции в Сирии общий объявленный противник: запрещенное в России «Исламское государство». «Мы будем подавлять и в конце концов уничтожим силы «Исламского государства» с помощью постоянных массированных авиаударов», — сформулировал в сентябре 2014 года задачи операции американский президент Барак Обама.

Строительство

В конце 1990 года был заложен головной корабль проекта 11660, получивший название «Буревестник», но через некоторое время его постройка была остановлена. В 1995 году его строительство было прекращено и корабль был законсервирован. Позднее корабль был разобран.

Второй корабль был заложен в 1993 году по экспортному проекту 11661 для ВМС Индии, но в 1995 году, когда он был практически готов, прекратилось финансирование. Позже его достроили по скорректированному для ВМФ России проекту 11661К и спустили на воду под названием «Татарстан». Корабль вступил в строй 31 августа 2003 года и стал флагманом Каспийской флотилии.

Третий СКР был заложен так же по проекту 11661К в 1991 году и получил наименование «Дагестан». Его сдача флоту изначально планировалась на первую половину 2012 года, но была перенесена из-за повреждений, полученных в январе 2012 года во время швартовных испытаний на Чёрном море у Новороссийска. В июле 2012 года после восстановительно-ремонтных работ «Дагестан» вышел в Каспийское море в рамках второго этапа государственных испытаний для осуществления ракетной стрельбы по береговой цели из ракетного комплекса «Калибр-НК». Стрельбы на дистанцию в 100 морских миль прошли успешно и 28 ноября 2012 года «Дагестан» вошёл в состав ВМФ России.

Поставки на экспорт

По заказу Вьетнама было построено два корабля. Они были заложены по экспортному проекту 11661Э («Гепард 3.9») в 2007 году, спущены на воду 12 декабря 2009 года и 16 марта 2010 года соответственно. Первый из них отправлен заказчику осенью 2010 года и 5 марта 2011 года на нем был поднят военно-морской флаг Вьетнама, корабль получил наименование «Динь Тьен Хоанг» (вьетн. «Đinh Tiên Hoàng»). Второй корабль под названием «Ли Тхай То» (вьетн. «Lý Thái Tổ») поступил на вооружение ВМС Вьетнама в 2011 году.

В декабре 2011 года Вьетнам заказал дополнительную партию из двух единиц в противолодочной версии. В первых числах июля 2013 года стало известно, что начало строительства второй пары вьетнамских «Гепардов», ранее запланированное вначале на июнь 2013, потом на июль 2013, отложено на сентябрь 2013. Закладка второй пары корветов «Гепард-3.9» для ВМС Вьетнама состоялась 24 сентября 2013 года.

На начало 2016 года дата передачи сторожевых кораблей передвинута на более поздний срок в связи с тем, что Украина судовые двигатели. Скорее всего, будущие «Гепарды» будут оснащены немецкими дизелями MTU-8000, взамен украинских. Ранее Германия обязалась поставить, по меньшей мере, два дизеля для оснащения ракетных кораблей BPS-500 (МПК проекта 12412, доработанные Вьетнамом до класса МРК — их строительство во Вьетнаме отложено «по субъективным и объективным причинам»). Сообщается, что вторая пара «Гепардов» будет иметь больше возможностей для ведения противолодочной войны и, таким образом, превратятся в универсальные боевые единицы.

Тем не менее, один из «Гепардов» был замечен 17 августа 2016 года в акватории речного порта Тольятти, что даёт повод предполагать либо о ходе его испытаний, либо об отправке заказчику через Волго-Донской канал в указанный период времени.

Переговоры о покупке третьей пары кораблей этого класса всё ещё ведутся, и контракт официально не подписан.

Предназначение

«Гепарды-5.3» — это фрегаты, предназначенные для:

  • Поражения воздушного, надводного и подводного противника;
  • Исполнения задач при конвоировании;
  • Ведения служебно-боевой деятельности в дозоре;
  • Огневой поддержки десантирующихся подразделений;
  • Установки минных заграждений;
  • Задач по охране и патрулированию морских государственных границ и экономических зон;
  • Поддержания морских операций;
  • Демонстрирования флага в зонах, которые представляют государственные интересы.

Фрегаты способны заниматься широким спектром задач, как в самостоятельном режиме, так и в составах тактических групп.

Фрегаты типа «Гепард-3.9» – корабли нового поколения

Фрегаты типа «Гепард-3.9» – корабли нового поколения. Они разработаны Зеленодольским ПКБ на универсальной базовой платформе. Прототипом для них послужил сторожевой корабль «Татарстан» проекта 11611, вошедший в состав Военно-морского флота России в 2004 г. Сейчас для отечественного ВМФ строится второй такой корабль – «Дагестан» – по откорректированному по желанию заказчика проекту 11611К.

Фрегаты для Вьетнама также строятся в соответствии с требованиями ВМС этой страны. Их полное водоизмещение – порядка 2100 т, длина – 102 м, а ширина – 13,13 м, осадка – 5,3 м. Они оснащаются комбинированной дизель-газотурбинной энергетической установкой (по схеме CODOG), которая позволяет развивать скорость полного хода до 28 узлов. Экономической 10-узловой скоростью дальность плавания фрегатов составляет 5000 миль. Автономность – 20 суток

Удачное размещение жилых и служебных помещений, система кондиционирования воздуха, поддерживающая необходимый микроклимат, способствуют хорошей обитаемости, что особенно важно в условиях тропиков

Сергей Валерьевич ИЛЬИН – председатель совета директоров ОАО «Зеленодольский завод им. А.М. Горького»

«Гепард-3.9» – многоцелевой корабль, предназначенный для патрулирования территориальных вод и исключительной экономической зоны, нанесения ударов по кораблям и судам противника, огневой поддержки десанта, для обеспечения ПВО и ПЛО при конвойных операциях. Поэтому вооружение его разнообразно и сбалансировано. Оно включает противокорабельный ракетный комплекс «Уран-Э, универсальную 76,2-мм артиллерийскую установку АК-176М и малокалиберные зенитные системы. Управление этими средствами осуществляется отвечающей современным требованиям боевой информационно-управляющей системой «Сигма-Э». В корме корабля – взлетно-посадочная площадка для вертолета. Для него имеется и убежище, которое защищает винтокрылую машину от ветра и волн.

Представители ВМС Вьетнама – частые гости на нашем заводе. Они осуществляют тщательный контроль графика строительства кораблей и качества выполняемых работ. И татарстанские корабелы не разочаровывают их. Не случайно присутствовавший на спуске второго корпуса заместитель главнокомандующего Военно-морскими силами Вьетнама Нгуен Ван Нинь поблагодарил зеленодольских судостроителей за успешное выполнение заказа и высокое качество.

Летом этого года оба «Гепарда» перейдут на Балтику, где состоятся их испытания. Реализация контрактов по строительству боевых кораблей для Вьетнама изменит соотношение выпускаемой продукции предприятия: примерно 40% составит военная и 60% гражданская продукция (ранее 30% составляла военная продукция и 70% – гражданская).

Базовая платформа «Гепарда» позволяет создавать не только многоцелевые корабли, но и корабли с усиленным ударным, противолодочным и зенитно-ракетным вооружением, с разными типами энергетических установок и электронного снаряжения. На той же платформе ЗПКБ разработаны модификации патрульных кораблей открытого моря (OPV) с большой автономностью плавания. Следует подчеркнуть, что фрегаты семейства «Гепард» относительно дешевы по сравнению с аналогичными кораблями зарубежной постройки.

В содружестве с ЗПКБ Зеленодольский завод им. А.М. Горького построил более 600 боевых кораблей. В их числе знаменитые большие охотники (малые противолодочные корабли) проекта 122бис (Kronshtadt – по классификации НАТО), которые в 50-е гг. поставлялись на экспорт, в том числе страны Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии. Им на смену пришли малые охотники проекта 201 (SO-1 – по классификации НАТО), которые тоже широко экспортировались. Малые противолодочные корабли (корветы) проектов 204 (Poti – по классификации НАТО) и 1124 (Grisha), построенные нашим заводом, входят в состав не только отечественного, но и зарубежных флотов. В 70-80-е гг. предприятие поставило ВМС ряда государств 14 корветов проекта 1159 «Ягуар» (Koni – по классификации НАТО) разных модификаций, в том числе в тропическом (1159Т) и ракетном исполнении (1159ТР). Они по-прежнему несут службу в ВМС нескольких государств. На наших стапелях собраны такие уникальные, не имеющие аналогов корабли, как самый большой в мире противолодочный на подводных крыльях проекта 1141 «Сокол» водоизмещением 500 т разработки ЗПКБ и самые большие в мире ракетные корабли на воздушной подушке проекта 1239 «Сивуч» разработки ЦМКБ «Алмаз». Другими словами, создание совершенных боевых кораблей – наше призвание.

Строительство[ | ]

В конце 1990 года был заложен головной корабль проекта 11660, получивший название «Буревестник», но через некоторое время его постройка была остановлена. В 1995 году его строительство было прекращено и корабль был законсервирован. Позднее корабль был разобран.

Второй корабль был заложен в 1993 году по экспортному проекту 11661 для ВМС Индии, но в 1995 году, когда он был практически готов, прекратилось финансирование. Позже его достроили по скорректированному для ВМФ России проекту 11661К и спустили на воду под названием «Татарстан». Корабль вступил в строй 31 августа 2003 года и стал флагманом Каспийской флотилии.

Третий СКР был заложен так же по проекту 11661К в 1991 году и получил наименование «Дагестан». Его сдача флоту изначально планировалась на первую половину 2012 года, но была перенесена из-за повреждений, полученных в январе 2012 года во время швартовных испытаний на Чёрном море у Новороссийска. В июле 2012 года после восстановительно-ремонтных работ «Дагестан» вышел в Каспийское море в рамках второго этапа государственных испытаний для осуществления ракетной стрельбы по береговой цели из ракетного комплекса «Калибр-НК». Стрельбы на дистанцию в 100 морских миль прошли успешно и 28 ноября 2012 года «Дагестан» вошёл в состав ВМФ России.

Поставки на экспорт

По заказу Вьетнама было построено два корабля. Они были заложены по экспортному проекту 11661Э («Гепард 3.9») в 2007 году, спущены на воду 12 декабря 2009 года и 16 марта 2010 года соответственно. Первый из них отправлен заказчику осенью 2010 года и 5 марта 2011 года на нем был поднят военно-морской флаг Вьетнама, корабль получил наименование «Динь Тьен Хоанг» (вьетн. «Đinh Tiên Hoàng»). Второй корабль под названием «Ли Тхай То» (вьетн. «Lý Thái Tổ») поступил на вооружение ВМС Вьетнама в 2011 году.

В декабре 2011 года Вьетнам заказал дополнительную партию из двух единиц в противолодочной версии. В первых числах июля 2013 года стало известно, что начало строительства второй пары вьетнамских «Гепардов», ранее запланированное вначале на июнь 2013, потом на июль 2013, отложено на сентябрь 2013. Закладка второй пары корветов «Гепард-3.9» для ВМС Вьетнама состоялась 24 сентября 2013 года.

На начало 2021 года дата передачи сторожевых кораблей передвинута на более поздний срок в связи с тем, что Украина перестала поставлять судовые двигатели. Скорее всего, будущие «Гепарды» будут оснащены немецкими дизелями MTU-8000, взамен украинских. Ранее Германия обязалась поставить, по меньшей мере, два дизеля для оснащения ракетных кораблей BPS-500 (МПК проекта 12412, доработанные Вьетнамом до класса МРК — их строительство во Вьетнаме отложено «по субъективным и объективным причинам»). Сообщается, что вторая пара «Гепардов» будет иметь больше возможностей для ведения противолодочной войны и, таким образом, превратятся в универсальные боевые единицы.

Тем не менее, один из «Гепардов» был замечен 17 августа 2016 года в акватории речного порта Тольятти, что даёт повод предполагать либо о ходе его испытаний, либо об отправке заказчику через Волго-Донской канал в указанный период времени.

Переговоры о покупке третьей пары кораблей этого класса всё ещё ведутся, и контракт официально не подписан.

Универсальность

Скорострельные пушки и эффективная система зенитного огня значительно повышают боевую живучесть судна, позволяя создавать эшелонированную противовоздушную оборону. Фактически все эти обстоятельства позволяют назвать ракетный корабль «Дагестан» универсальным судном. В принципе, сами разработчики говорят о том, что его можно спокойно причислять к категории фрегатов.

Противоречит этому разве что отсутствие действительно мощного противолодочного вооружения, но на Каспии попросту нет подводных лодок. Так что корабль «Дагестан» (Каспийская флотилия, 693) полностью соответствует месту использования, будучи в состоянии выполнять все возложенные на него задачи.

Одной из главных изюминок судна является материал его надстроек (особый сплав магния и алюминия). Этот сплав позволяет эффективно рассеивать радиолокационный сигнал, делая ракетный корабль «Дагестан» проекта 11661 менее заметным для систем обнаружения потенциального противника. Кроме того, есть и активные системы постановки помех. Весь этот комплекс эффективно скрывает истинные контуры корабля, защищает его от поражения «умными» боеприпасами, в том числе и крылатыми ракетами.

Наконец, «Дагестан» проектировался с учетом максимальной для кораблей такого класса автономности: он может находиться в плавании на протяжении не менее двух недель, пройдя при этом порядка пяти тысяч морских миль

Чтобы обеспечить приемлемый для экипажа уровень комфорта (а при столь малом водоизмещении это важно), в конструкцию были внесены активные успокоители качки. Это позволяет людям хорошо выдерживать даже волнение средней степени. Активная система кондиционирования воздуха делает возможной эксплуатацию даже в условиях тропического и субтропического климата

Активная система кондиционирования воздуха делает возможной эксплуатацию даже в условиях тропического и субтропического климата.

Представители проекта

Ракетные катера проекта 1241.1 (1241-Т), 1241РЭ и 12417

Название Верфь Дата закладки Спуск на воду Ввод в строй Флот Состояние
«Р-5» («Калининградский комсомолец» до 02.1992)
Приморский ССЗ
401

30.01.

БФ, КФл Списан 10.04.. С 02.1992 — «Р-49»
«Р-255»(«Кировский комсомолец» до 02.1992)
Приморский ССЗ
403

30.12.

БФ Списан 10.04..
«Р-256»(«Полтавский комсомолец» до 02.1992)
Приморский ССЗ
404
ЧФ С 15.12. «Мулния-101» в ВМС Болгарии .
«Р-6»
Приморский ССЗ
405

30.12.

БФ Списан 10.04..
«Р-26»
Рыбинский ССЗ
01710

30.03.

БФ Списан 10.04.. Проект 1241РЭ.
«Р-42»
Хабаровский ССиМЗ
901

30.03.

ТОФ Списан 03.05..
«Р-45»
Хабаровский ССиМЗ
902

26.12.

ТОФ Списан 04.08..
«Р-69»
Хабаровский ССиМЗ
903

30.09.

ТОФ Списан 04.08..
«Р-79»
Хабаровский ССиМЗ
904

19.12.

ТОФ В строю.
«Р-54»(«Краснодарский комсомолец» до 02.1992)
Средне-Невский ССЗ
200

21.04.

18.12.

30.12.

ЧФ В резерве. В 1997—2014 гг. в ВМС Украины.C 15.03. — U155 «Приднепровье».
«Р-71» «Шуя»
Средне-Невский ССЗ
201

12.08.

14.09.

10.06.

ЧФ В строю. Проект 12417. Демонтирован ЗРАК Кортик.
«Р-63»(«Куйбышевский комсомолец» до 02.1992)
Средне-Невский ССЗ
202

19.11.

23.12.

31.08.

ЧФ Списан 7.11.. С 15.08. U156 «Кременчуг» в ВМС Украины.
«Р-101» «Ступинец»
Средне-Невский ССЗ
203

04.08.

27.06.

30.09.

СФ, КФл В строю.
«Р-129» «Кузнецк»
Средне-Невский ССЗ
204

03.02.

19.11.

28.12.

БФ В строю.
«Р-257»
Средне-Невский ССЗ
205

03.05.

01.08.

31.10.

БФ В строю.

Ракетные катера проектов 12411 (12411-М)

Название Верфь Дата закладки Спуск на воду Ввод в строй Флот Состояние
«Р-46»
Приморский ССЗ
402

21.03.

20.03.

29.12.

ЧФ Списан 17.12..
«Р-66»
Хабаровский ССиМЗ
905

31.05.

ТОФ Списан 04.08..
«Р-85»
Хабаровский ССиМЗ
906

30.09.

ТОФ Списан 16.03..
«Р-103»
Хабаровский ССиМЗ
907

31.05.

ТОФ Списан 16.03..
«Р-113»
Хабаровский ССиМЗ
908

30.12.

ТОФ Списан 17.07..
«Р-158»
Хабаровский ССиМЗ
909

30.10.

ТОФ Списан 31.07..
«Р-76»
Хабаровский ССиМЗ
910

30.12.

ТОФ Списан 31.07..
«Р-83»
Хабаровский ССиМЗ
911

30.12.

ТОФ Списан 03.05..
«Р-229»
Хабаровский ССиМЗ
912

30.09.

ТОФ Списан 10.04..
«Р-230»
Хабаровский ССиМЗ
913

30.12.

ТОФ Списан 17.07..
«Р-240»
Хабаровский ССиМЗ
914

30.10.

ТОФ Списан 10.04..
«Р-261»
Хабаровский ССиМЗ
915

31.12.

ТОФ В строю.
«Р-271»
Хабаровский ССиМЗ
916

05.09.

ТОФ Списан 22.06..
«Р-442»
Хабаровский ССиМЗ
917

16.12.

ТОФ Списан 22.06..
«Р-297»
Хабаровский ССиМЗ
918

08.09.

ТОФ В строю.
«Р-298»
Хабаровский ССиМЗ
919

31.12.

ТОФ В строю.
«Р-11»
Хабаровский ССиМЗ
920

01.09.

ТОФ В строю.
«Р-14»
Хабаровский ССиМЗ
921

28.12.

ТОФ В строю.
«Р-18»
Хабаровский ССиМЗ
922

24.08.

ТОФ В строю.
«Р-19»
Хабаровский ССиМЗ
923

07.12.

ТОФ В строю.
«Р-20»
Хабаровский ССиМЗ
924

17.10.

18.11.

ТОФ В строю.
«Р-24»
Хабаровский ССиМЗ
925

06.12.

27.12.

ТОФ В строю.
«Р-29»
Хабаровский ССиМЗ
926

27.09.

ТОФ В строю.
«Р-47» («Тамбовский комсомолец» до 15.02.1992)
Средне-Невский ССЗ
206

02.06.

21.08.

13.02.

БФ Переоборудуется в музей в г. Кронштадт
«Р-60» «Буря»
Средне-Невский ССЗ
207

10.12.

30.12.

12.12.

ЧФ В строю. Установлен ЗРАК «Палаш».
«Р-160» «МАК-160»
Средне-Невский ССЗ
208

27.02.

29.09.

08.08.

ЧФ, КФл В строю. Демонтированы ПУ ПКР «Москит».
«Р-187» «Заречный»
Средне-Невский ССЗ
209

18.07.

16.04.

04.03.

БФ В строю.
«Р-239» «Набережные челны»
Средне-Невский ССЗ
210

05.10.

30.12.

21.09.

ЧФ В строю.
«Р-334» «Ивановец»
Средне-Невский ССЗ
211

04.01.

28.07.

30.12.

ЧФ В строю.
«Р-109» «Бриз»
Средне-Невский ССЗ
212

24.07.

13.04.

20.10.

ЧФ В строю.
«Р-291» «Димитровград»
Средне-Невский ССЗ
213

25.07.

19.10.

30.05.

БФ В строю.
«Р-293» «Моршанск»
Средне-Невский ССЗ
214

30.04.

23.08.

17.02.

БФ В строю.
«Р-2» «Чувашия»
Средне-Невский ССЗ
215

26.02.

БФ В строю.

Ракетные катера проектов 12418 и 12421

Название Верфь Дата закладки Спуск на воду Ввод в строй Флот
ССЗ «Вымпел»

29.09.

2007
ВМС Вьетнама
ССЗ «Вымпел»
2007
2007
ВМС Вьетнама
Edermen
Средне-Невский ССЗ
217
828
03.2009
08.2010
06.2011
ВМС Туркмении
Gayratly
Средне-Невский ССЗ
218
829
07.2009
05.2011
10.2011
ВМС Туркмении
Ahmed Fadel («Р-32» до 04.08.2016)
ССЗ «Вымпел»
700
801

27.01.

23.05.

ВМС Египта
ССЗ «Вымпел»
01301
11.2018
ВМФ России
ССЗ «Вымпел»
01302
11.2019
ВМФ России

пр.12441 Гром / Новик – NOVIK

ДАННЫЕ НА 2014 г. (стандартное пополнение)пр.12440 / пр.12441 “Гром” – NOVIK”Новик”пр.12441У”Бородино”    

Сторожевой корабль. Разработка начата в 1982 г. ПКБ “Алмаз” (г.Санкт-Петербург), главный конструктор – Л.В.Ельский, позже – В.Борисов. Проект СКР пр.12440 “Гром” прибрежной зоны с расширенными ударными возможностями создавался в конкуренции с СКР пр.11660 “Гепард” Зеленодольского ПКБ. По первоначальному замыслу СКр пр.12440 был развитием СКР пр.11660, создававшегося на экспорт для ВМС Индии. Технический проект пр.12440 утвержден в 1991 г. В 1994 г. завершена корректировка проекта  и он окончательно принят к строительству как пр.12441 “Гром”. Головной корабль проекта “Новик” (заводской №1900, внесен в списки флота 16.07.1997 г.) заложен 26.07.1997 г. на ССЗ “Янтарь” (г.Калининград). К строительству планировались еще два корабля проекта – “Рюрик” и “Пересвет” – они не были заложены. Сдача  флоту головного корабля планировалась в начале XXI века, но к концу 1990-х годов в связи с изменением подходов руководства ВМФ к вопросам строительства Флота строительство было прекращено. Готовность корабля на 2000 г. оценивалась не более, чем в 20%. В 2001 г. начата проработка возможности достраивания корабля по измененному проекту со сдачей флоту в 2008 г. В 2007 г. принято решение о достройке корабля по пр.12441У в качестве учебного корабля под названием “Бородино”. Судя по всему работы на корабле так и не начаты либо ведутся по новейшим малозаметным технологиям.Предположительно настоящий вид СКР пр.11441 “Гром” (http://forums.airbase.ru).

Ждет ли нас новая Цусима

Российские программы военного судостроения буксуют, зато устраиваются дорогостоящие военно-морские шоу

Каждый декабрь подводятся итоги года. Не обходит стороной этот обычай и Министерство обороны. Однако на сей раз военное ведомство начало подводить итоги 7 ноября. Могло показаться, что открытое заседание коллегии МО РФ, на котором оценивались результаты пятилетки 2012-2017 годов, приурочили к столетию Великой Октябрьской социалистической революции. Но это ошибочное впечатление. На самом деле повод имелся другой. Пять лет назад – 6 ноября 2012 года – Сергей Кужугетович Шойгу возглавил оборонное ведомство страны.

Серия сторожевых кораблей проекта 11661 «Гепард» (Gepard)

Серия сторожевых кораблей проекта 11661 «Гепард» (Gepard) Разработчик: Зеленодольский завод имени А. М. Горького (Россия)

Корветы проекта «Гепард» предназначены для поиска и борьбы с подводными, надводными и воздушными целями, несения дозорной службы, проведения конвойных операций, а также охраны морской экономической зоны.

Корабль имеет традиционную гладкопалубную архитектуру с 10 водонепроницаемыми отсеками и имеют мощное ракетное, зенитно-ракетное и артиллерийское вооружение.

Модификации:

  • Проект 11660 — базовая модификация;
  • Проект 11661 — модернизация пр. 11660 с изменённым составом вооружения и радиотехнического оборудования;
  • Проект 11661К — модернизация на базе пр. 11661 + изменена конструкция + новый состав вооружения + новый состав радиотехнического оборудования;
  • Проект 11661Э — экспортная модификация на базе пр. 11661К + изменена конструкция + изменен состав вооружения + радиотехническое оборудование в экспортном исполнении + размещение палубного вертолёта типа Ка-27;
  • Проект 11612 — модификация Проект 11661К;
  • Проект 11613 — модификация с СЭУ российского производства.

Корабли проекта

  • «Буревестник» — проект 11661;
  • «Татарстан» — проект 11661К, приписан в Каспийскую флотилию;
  • «Дагестан» — проект 11661К, приписан в Каспийскую флотилию;
  • HQ-011 «Динь Тьен Хоанг» (Dinh Tien Hoang) — проект 11661Э находится в ВМС Вьетнама;
  • HQ-012 «Ли Тхай То» (Ly Thai To) — проект 11661Э находится в ВМС Вьетнама;
  • «Tran Hung Dao» — проект 11661Э находится в ВМС Вьетнама;
  • «Quang Trung» — проект 11661Э находится в ВМС Вьетнама;

Характеристики:

  • Полное водоизмещение — 1500 т.;
  • Длина — 102,1 м.;
  • Ширина — 13,2 м.;
  • Высота — 5,3 м.;
  • Осадка — 3,6 м.;
  • Бронирование — нет;
  • Двигатели — двухвальная ГЭУ типа CODOG + 1 дизельный двигатель крейсерского хода 86Б 18ДРПН + 2 x ГТД M90 полного хода + электроэнергетическая установка 3 дизель-генератора;
  • Мощность — 8000 л. с. дизель + 2 x 14500 л. с. турбины + 3 x 600 кВт дизель-генераторы;
  • Движитель — 2 x ВФШ;
  • Максимальная скорость — 52 км/ч.;
  • Крейсерская скорость — 32 км/ч.;
  • Дальность плавания — 1530 км.;
  • 3500 миль (на 14 узлах)
  • Дальность плавания на скорости 19 км/ч. — 6440 км.;
  • Автономность плавания — 20 суток;
  • Экипаж — 93 чел.;
  • Навигационное вооружение — НРЛС МР-212 «Вайгач»;
  • Радиолокационное вооружение — РЛК 34К1 «Монолит» или «Минерал-М»;
  • РЛС — МР-352 «Позитив(-М1)»;
  • ЗРК — МПЗ-301 «База»;
  • СУО — МР-123 «Вымпел»;
  • Радиоэлектронное вооружение — 2 x ПУ комплекса РЭП ПК-16 или 4 x ПУ комплекса РЭП ПК-10;
  • Система РЭБ — ТК-25(Э);
  • БИУС — «Сигма» («Сигма-Э»)
  • ГАС — ГАС «Зарница» или ГАК МГК-335;
  • Тактическое ударное вооружение — 1 x 8 УВП РК «Калибр-НК» (на РК «Дагестан»);
  • Артиллерия — 1 x 1 x 76-мм АУ АК-176М, 2 x 14,5 мм МТПУ;
  • Зенитная артиллерия — 2 x 6 x 30-мм АУ АК-630М;
  • Ракетное вооружение — 2 x 4 ПУ ПКРК «Уран» + 1 x ЗРК «Оса-МА-2» или 1 x ЗРАК «Палаш» («Пальма») (на РК «Дагестан» и пр. 11661Э) + 2 x ПЗРК «Игла-М»;
  • Противолодочное вооружение — 1 x РБУ-6000 (нет на 11661К);
  • Минно-торпедное вооружение — 2 x 2 x 533-мм ТА (нет на 11661К);
  • Авиационная группа — вертолёт Ка-27 (нет на 11661К).

Мощное вооружение

Основное вооружение кораблей проекта 21613 «Буян-М» — пусковая установка для «Калибров», боезапас которой составляет восемь ракет. Кроме того, корабль оснащён артиллерийской установкой А-190 калибра 100 мм, турельной пусковой установкой «Гибка» и комплексом АК-630М-2 «Дуэт». Малые ракетные корабли не имеют тяжёлого зенитного вооружения, так как концепция его использования подразумевает прикрытие береговыми средствами противовоздушной обороны.

В августе прошлого года глава судостроительной корпорации «Ак Барс» Ренат Мистахов сообщил, что корабли проекта 21631 «Буян-М» вместе со сторожевыми кораблями проекта 11661 «Гепард» в ходе модернизации могут получить увеличенный боекомплект ракет «Калибр». По его словам, ВМФ заинтересовался этим предложением.

  • Пуски крылатых ракет «Калибр» с фрегата «Адмирал Эссен» по объектам запрещённой в РФ террористической группировки ИГИЛ в Сирии
  • РИА Новости

«Мы предложили по двум проектам 21631 и 11661 концепт с увеличением водоизмещения. На «Буянах», например, мы предложили поставить 16 пусковых, вместо восьми. А на «Гепардах» предложили расширить ракетное оружие до 24 пусковых», — приводит слова Мистахова ТАСС.

Также по теме


Ударные возможности: как модифицированные Ка-52КМ усилят новые вертолётоносцы ВМФ России

К моменту появления в России кораблей-вертолётоносцев проекта 23900 будут созданы модернизированные вертолёты морского базирования…

На каждом корабле добавится по ещё одному универсальному комплексу с вертикальными пусковыми шахтами, при этом видоизменяться корпуса не будут, за исключением возросшего водоизмещения.

«Мы предлагаем взять за основу тот корпус, который зарекомендовал себя, в том числе в боевых условиях, потому что удачный корпус корабля — это мореходность… Это потянет, конечно, за собой водоизмещение. Если брать малый ракетный корабль, его водоизмещение с дополнительным УКСК вырастет с 900 до приблизительно 1,3—1,5 тыс. т. Если брать на базе проекта 11661, то на его водоизмещение три УКСК возможно поставить и сейчас», — пояснил Ренат Мистахов.

Высоко достоинства «Буянов» оценил в беседе с RT доктор военных наук капитан 1-го ранга в отставке Константин Сивков.

«У них имеется восемь пусковых установок, на которых установлены ракеты типа «Калибр», в чём состоит их главное преимущество. Кроме того, они оснащены средствами ПВО, с помощью которых они могут вести борьбу против двух-трёх объектов противника. Это хороший боевой корабль, который усилит потенциал Черноморского флота РФ», — отметил Сивков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector