Сражение в датском проливе

Последствия

HNLMS Tromp в Сиднее после ремонта в связи с повреждениями, нанесенными во время боя

Третья группа ABDA — семь торпедных катеров — прибыла в пролив Бадунг около 06:00, но не встретила никаких японских кораблей. Битва стала для японцев значительной победой. Лейтенант-коммандер Горо Ёсии из Асасио и командир Киёси Киккава из Осио проявили большую храбрость и мастерство. Они отбили гораздо более крупные силы союзников, потопили эсминец Piet Hein , повредили эсминец Stewart и серьезно повредили крейсер Tromp . Между тем, японцы сами понесли небольшой урон и прикрыли свои транспортные корабли.

Гарнизон Бали из 600 индонезийских ополченцев не оказал сопротивления японцам, и его аэродром был захвачен целым и невредимым. Японцы продолжили завоевание голландской Ост-Индии, захватив Тимор 20–23 февраля. Силы ABDA, вступившие в бой в проливе Бадунг, потерпели решительное поражение в битве в Яванском море 27 февраля 1942 года, в которой были потоплены голландские крейсеры « Ява» и « Де Рюйтер», а адмирал Дорман был убит. Тромп избежал этой участи, поскольку был отправлен в Австралию для ремонта повреждений, нанесенных в проливе Бадунг. Американский эсминец Stewart был достаточно поврежден, поэтому его пришлось поместить в сухой док для ремонта в Soerabaia , где он был затоплен, чтобы избежать захвата быстро наступающими японцами. Спустя год его подняли, отремонтировали и приняли на вооружение Японии как патрульное судно P-102 .

История создания корабля

Индустриальный потенциал Германии позволял ей строить корабли любых типов. Немецкие верфи обладали для этого всеми техническими возможностями, а их инженеры справедливо считались одними из лучших в мире. Вполне в духе «сумрачного германского гения» в 1930-е годы был дан старт выпуску ещё не нарушающих условия действующих международных договорённостей трёх «карманных линкоров», а затем и почти классических (кроме калибра пушек) дредноутов «Шарнхорст» и «Гнейзенау».

Исходя из этих требований, в конструкцию будущего линкора изначально закладывалось обладание 8 орудиями главного калибра в 330 мм, мощное бронирование, а также энергетическая установка с возможностями длительного поддержания скорости порядка 30 узлов и большой запас по дальности плавания

Политические соображения, связанные с необходимостью ограничивать тоннаж корабля, во внимание уже особо не принимались и вскоре были полностью сняты

После официальной денонсации Германией условий Версальского договора в марте 1935 года было принято решение ещё больше усилить боевые возможности нового линкора. Калибр его главных орудий согласно личному указанию Гитлера был увеличен до 380 мм. Кроме того, все 150-мм орудия было окончательно решено размещать не в казематах (для снижения массы), а в башнях. Возросший вес корабля ради сохранения высоких требований по его мобильности был компенсирован за счёт некоторого снижения бронирования.

«Бисмарк» в ходе строительства

К концу 1935 года разработка проекта линкора «F» была завершена, и с 1936 года началось его строительство на верфи компании Blohm & Voss в Гамбурге. Вскоре был заложен ещё один линкор того же типа с совсем небольшими различиями, впоследствии получивший имя «Тирпиц». А головной корабль при его спуске на воду, состоявшемся 14 февраля 1939 года, получил имя «Бисмарк». На посвящённой этому событию церемонии, помимо Гитлера, присутствовали потомки бывшего «железного канцлера» Германской империи Отто фон Бисмарка.

Конструкция и технические характеристики

В 1936-м году началась постройка самого крупного корабля Второй мировой. Линкор «Бисмарк», фото которого в свое время было многократно перепечатано чуть ли не всеми периодическими изданиями мира, обладал элегантностью и грацией большой хищной рыбы, скользившей по водной глади в поисках добычи.

После почти трех лет сложнейших работ немецкие кораблестроители явили миру могучее боевое судно водоизмещением в 41 000 тонн, оснащенное самым потрясающим и совершенным вооружением своей эпохи. Две тысячи лучших моряков специально отбирались в экипаж этого морского бронированного чудовища.

«Бисмарк» — линкор, превосходивший по свой огневой мощи и техническим параметрам любой корабль британского королевского флота. Не было на просторах морей и океанов зверя, элегантнее и опаснее «Бисмарка». Длиной 241,6 м и шириной 36 м, он имел традиционную для германского флота веретенообразную форму.

И вот четырнадцатого февраля тридцать девятого года этот гигант был спущен на воду.

Тактико-технические характеристики линкора «Бисмарк»
Водоизмещение 41 700 т – стандартное; 50 900 т – полное
Длина 251 м – наибольшая; 241,5 м – между перпендикулярами
Ширина 36 м
Осадка 8,6–10,6 м
Бронирование пояс – 320–170 мм; верхний пояс – 145 мм; траверсы – 220–145 мм; продольная переборка – 30–25 мм; башни ГК – 360–130 мм; барбеты ГК – 340–220 мм; башни СК – 100–40 мм; барбеты СК – 80–20 мм; палуба – 50–80 + 80–95 мм (скосы – 110–120 мм); рубка 350–220 мм; противоторпедная переборка – 45 мм
Двигатели 3 турбозубчатых агрегата; 12 паровых котлов Вагнера
Мощность 138 000 л. с.
Движитель 3 винта
Скорость хода 29 узлов
Дальность плавания 8525 миль
Экипаж 2092–2608 человек
Артиллерия 8 (4×2) 380-мм орудий SK/C-34;
12 (6×2) 150-мм орудий
Зенитная артиллерия 16 (8×2) 105-мм орудий;

16 (8×2) 37-мм зенитных автоматов;
20 (20×1) 20-мм зенитных автоматов

Авиационная группа 2 катапульты; 4 гидросамолета

Последний бой

Первыми огонь открыли британские линкоры «Кинг Джордж V» и «Родней» из 356 мм и 406 мм орудий соответственно. Первый залп прозвучал с «Родней» в 08.47. «Бисмарк» отвечал им из своих 380 мм орудий. Но из-за крена и неуправляемости кораблем точность его огня была низкой, а маленькая скорость в 7 узлов делала его легкой мишенью. Весь огонь немецкий линкор сосредоточил по «Роднею», капитан которого начал сокращать дистанцию, намереваясь повторить свой недавний успех с «Худом».

В то же время «Кинг Джордж V» держал дистанцию. Корабль мучили проблемы с узлами башней главного калибра. Они трижды выходили из строя во время боя. Первая на 30 минут, четвертая на 10, вторая на 2 минуты.

В 09.00 к бою присоединились тяжелые крейсера «Норфолк» и «Дорсетшир». В 09.02 снаряд, выпущенный из «Норфолка» уничтожил главный дальномерный пост на фок-мачте. В 09.08 «Родней» дважды попал по «Бисмарку». Первое попадание вывело из строя две носовые башни главного калибра. Второе уничтожило командирский мостик, убив большинство старших офицеров. Немецкий линкор был объят пламенем, все мачты были уничтожены и в небо уходил огромный столб дыма. Однако механизмы корабля продолжали функционировать, экипаж сражался и не спускал флага.

В 09.20 первая из кормовых башен главного калибра была уничтожена. Вторая в 09.30 дала последний залп и смолкла. Воспользовавшись этим «Родней» подошел на дистанцию прямого выстрела в 3 километра. Не видя выхода из сложившейся ситуации экипажу корабля был отдан приказ открыть кингстоны и покинуть корабль.

Оставшиеся в живых, пытающиеся подняться на борт HMS Dorsetshire

Неизвестно точно кто именно отдал приказ. Часть выживших утверждала, что распоряжение было от капитана корабля. Другие, что от старпома фраген-капитана второго ранга Оелса. Собственно, он и руководил всеми мероприятиями по затоплению корабля. В то же время «Дорсетшир» подошел на расстояние в 2 километра и дал два торпедных залпа в правый борт, оплыл и дал еще один в левый борт немецкого линкора. Все это время другие британские корабли не прекращали огонь ни на минуту.

27 мая 1941 года в 10.39 гордость Третьего Рейха и флагман Кригсмарине пошел на дно килем в верх. Таким образом королевские военно-морские силы Великобритании отомстили за гибель своих братьев.

Из экипажа в 2200 членов экипажа выжило 114 человек. Для спасения немецких моряков остались «Дорсетшир» и эсминец «Маори». Они подобрали 111 человек, включая единственного уцелевшего офицера, но из-за тревоги, поднятой с обнаружением немецкой подводной лодки U-74, покинули место сражения. Поэтому более 800 моряков утонули. Вечером того же дня U-74 смогла проскочить к месту гибели «Бисмарка» и подобрала еще трех выживших. Из выживших впоследствии умерло еще четыре человека по причинам ранений и переохлаждения.

Причина сражения

С началом войны Британия заблокировала выход из Северного моря, лишив Германию поставок провизии и сырья. Стратегическая цель Германии была прорвать английскую блокаду. Когда нерешительный командующий немецкой флотилией Гуго фон Поль оставил службу из-за болезни, нему на смену пришел адмирал Рейнхард Шеер, который тот час взялся за разработку наступательной стратегии.

Немцы задумали заманить в море британский ВМФ, где собирались его истребить. Начало 31 мая в 2:00 часа дня разведывательная немецкая группа отплыла от реки Яде, направляясь в сторону моря, но 3-бальный ветер помешал осуществить разведку и обнаружить британские силы.

Ютландское сражение фото

Чуть раньше Англия тоже пыталась что-то узнать о противнике, но владела лишь информацией о том, что враг находится где-то в море и в итоге почему-то ошибочно решила, что немецкий флот отложил свою операцию. В итоге около 14:30 случайно обнаружив присутствие друг друга возле датского корабля, началось первое боевое столкновение.

Участие во Второй мировой войне

Начало Второй мировой войны застало «Бисмарк» в стадии завершения его достройки. В августе 1940 года линкор был сдан под командование капитану первого ранга Эрнсту Линдеману, но установка оборудования и испытания корабля продолжались до весны 1941 года. Немецкое командование не рассматривало «Бисмарк», несмотря на его впечатляющую мощь, как корабль для классического эскадренного боя.

В планах Кригсмарине «Бисмарку» отводилась роль линкора-рейдера. Большая дальность плавания позволяла ему достаточно долгое время находиться в море, а при встрече с превосходящими силами противника он мог избежать боя благодаря высокой скорости. Для масштабных линейных морских сражений немецкому флоту попросту не хватало крупных кораблей.

К весне 1941 года Германия контролировала территорию почти всей континентальной Европы. Но в войне на море главным и весьма серьёзным противником немецких кораблей являлся флот Великобритании. «Бисмарк» превосходил любой английский корабль, но противник имел значительный перевес в численности. К началу 1941 года во флоте Британии было пятнадцать дредноутов и линейных крейсеров, ещё несколько строились.

Но проскользнуть незамеченными на оперативный атлантический простор германским рейдерам не удалось. Их заметил нейтральный шведский крейсер, а информация от него в Стокгольм очень быстро стала известна англичанам. Уже 23 мая в Датском проливе «Бисмарк» и «Принц Евгений» были визуально обнаружены британскими крейсерами Suffolk и Norfolk. В них полетели первые 380-миллиметровые снаряды германского флагмана, но избавиться от слежки не получилось.

К утру 24 мая ударные английские корабли — новейший линкор Prince of Wales и линейный крейсер Hood, считавшийся наиболее боеспособным в Королевском флоте и являющийся его флагманом, — атаковали противника, рассчитывая на своё объективное превосходство в огневой мощи. Но поспешная атака британского флагмана привела к катастрофическим для него результатам.

Используя своё преимущество в скорости, германские корабли на курсе сближения смогли занять очень выгодную для себя позицию: справа по носу английских кораблей. Тем самым британцы в начальной стадии боя лишились своего главного преимущества, поскольку не могли вести огонь из кормовых башен главного калибра. А «Бисмарк» с «Принцем Евгением» получили возможность задействовать сразу всю свою артиллерию.

Корабли открыли огонь по противнику почти одновременно, достигнув дистанции около 24 километров. Немцы с первых секунд боя сосредоточили весь огонь на «Худе». Англичане же сперва ошибочно приняли немецкий крейсер «Принц Евгений», шедший головным, за «Бисмарк» (их силуэты были довольно схожи), что на первое время дезорганизовало их огонь.

Вскоре снаряд с «Принца Уэльского» попал в «Бисмарк», повредив топливные цистерны, но на этом удача англичан покинула: два других попадания были успешно отражены броневой защитой немецкого гиганта. «Худ» безуспешно отправил свои 381-миллиметровые снаряды по «Принцу Евгению», который не только не пострадал, но и первым поразил английский флагман.

Вслед за этим снаряд главного калибра «Бисмарка» пробил броневые палубы «Худа» и взорвался в пороховом погребе. Страшный взрыв переломил «Худ» пополам, и корабль стремительно пошёл на дно вместе с 1418 членами команды, из которых только троим удалось спастись.

Боевой

Первыми кораблями союзников вступили в бой подводные лодки USS  Seawolf и HMS  Truant . Оба атаковали японский конвой 18 февраля, но не нанесли ущерба и были отбиты глубинными бомбами японских эсминцев. Позже в тот же день 20 самолетов ВВС США атаковали колонну, но смогли повредить только транспорт « Сагами Мару» .

Японцы знали, что их конвой вторжения может быть снова атакован, поэтому они как можно скорее отступили на север. Крейсер Nagara и разрушители Wakaba , Hatsushimo и Nenohi были достаточно далеко и не принимал участия в акции. Последними ушли транспорты, каждый в сопровождении двух эсминцев. Сасаго Мару сопровождали Асасио и Ошио ; Сильно поврежденного Сагами Мару сопровождали Мичишио и Арашио .

Первая группа союзников, состоящая из крейсеров HNLMS  De Ruyter и Java и эсминцев USS  John D. Ford , Pope и HNLMS  Piet Hein, заметила японцев в проливе Бадунг около 22:00 и открыла огонь в 22:25 19 сентября. Февраль. В этой перестрелке не было нанесено никакого ущерба, и два голландских крейсера продолжили движение через пролив на северо-восток, чтобы дать эсминцам полную свободу действий для борьбы с торпедами. Затем появились Пит Хайн , Поуп и Джон Д. Форд . В 22:40 торпеда «Длинное копье» из Asashio поразила Пита Хейна , сразу потопив голландский эсминец. Затем Асасио и Ошио обменялись перестрелками с Поупом и Джоном Д. Фордом , вынудив два американских эсминца отступить на юго-восток вместо того, чтобы следовать за крейсерами на северо-восток.

В темноте Асасио и Ошио приняли друг друга за вражеские корабли и в течение нескольких минут стреляли друг в друга без каких-либо повреждений.

Примерно через три часа вторая группа кораблей ABDA — крейсер HNLMS  Tromp и эсминцы USS  John D. Edwards , Parrott , Pillsbury и Stewart — достигли пролива Бадунг. В 01:36 Стюарт , Пиллсбери и Парротт выпустили торпеды, но не нанесли ущерба. Затем Ошио и Асасио снова вылетели, и произошла еще одна перестрелка. Тромп был поражен одиннадцатью 5-дюймовыми (12,7 см) снарядами от Асасио , серьезно повредив ее и поразив оба японских эсминца, убив четырех человек на Асасио и семь на Ошио . Позже Тромпу пришлось вернуться в Австралию для ремонта.

Адмирал Кубо приказал Арасио и Мичишио повернуть назад, и примерно в 02:20 они присоединились к битве. В Мичишио попали снаряды Пиллсбери , Джона Д. Эдвардса и Тромпа , в результате чего 13 членов экипажа были убиты, а 83 человека были ранены. Она потеряла скорость, и после боя ее пришлось отбуксировать. Во время этих обменов « Стюарт» также получил повреждения над бортом, и один снаряд попал в открытые швы ниже ватерлинии на корме и затопил машинное отделение рулевого управления. Обе группы кораблей отвернулись, и бой закончился.

Целеуказание

Крейсер Hood.

Крейсера Северного патруля держались от противника на расстоянии до 24 километров. Координаты, курс движения кораблей как своих так и противника постоянно фиксировались. Флагман патруля контр-адмирал Уэйк-Уокер передавал разведданные командующему соединением кораблей вице-адмиралу Холланду. рус. Ланселот Эрнест Холланд (англ. Lancelot Ernest Holland) был флагманом соединения кораблей — линкора Prince of Wales и крейсера Hood шедших на перехват немецких кораблей. Под командованием капитанов 1-го ранга рус. Лич Джона Каттерола (англ. John Catterall Leach) и рус. Ральфа Керра (англ. Ralph Kerr)соответственно. Вступив в бой с Prinz Eugen и Bismarck утром 24 мая британские корабли не воспользовались стратегическим положением. Превосходя противника количественно (три крейсера, линкор и несколько эсминцев) против крейсера и линкора не организовали согласованную атаку. В результате в бой с кораблями кригсмарине вступили только крейсер Hood, линкор Prince of Wales.

Ссылки

  1. Крейсера типа Norfolk — версия рус.   version en.
  2. Крейсер Dorsetshire — версия рус.   version en.
  3. Крейсера Suffolk — version en.
  4. Крейсер Sheffield — версия рус.   version en.
  5. Крейсер Repulse — версия рус.   version en.
  6. Линкор Prince of Wales — версия рус.   version en
  7. Линкор Hood — версия рус.   version en
  8. Линкор Rodney — версия рус.   version en.
  9. Эсминцы типов E и F — версия рус.   version en.
  1. Линкор Scharnhorst — версия рус.   version en.
  2. Линкор Gneisenau — версия рус.   version en.
  3. Линкор Bismarck — версия рус.   version en
  4. Крейсер Prinz Eugen — версия рус.   version en
  5. Арктические конвои — версия рус.   version en.   version de.
  6. Адмирал Джон Тови — версия рус.   version en.
  7. Лютьенс, Гюнтер — версия рус.   version en
  8. Линдеман, Эрнст — версия рус.   version en
  9. Гельмут Бринкманн — version en

Создание линкора

Согласно условиям Версальских соглашений, поставивших точку в Первой Мировой войне, Германия не имела права создавать военные корабли водоизмещением свыше 35 тысяч тонн. До 1933 года это мало кого интересовало, так как у населения не было выбора «пушки или масло», потому что не было ни того ни другого. Все изменил приход Гитлера к власти.

Находившиеся на вооружении линкоры типа «Дойчланд» вызывали сардонические ухмылки на лицах британцев, так как и вооружением, и водоизмещением они даже близко не стояли с «Ройял Неви». Собственно, британцы окрестили эти корабли «карманными линкорами», и не воспринимали всерьез.

Был разработан план Z, согласно которому к 1948 году немецкий флот должен был стать самым сильным в мире. К этому времени должны были быть готовы восемь линейных кораблей типа «Бисмарк», четыре авианосца, около пяти тяжелых крейсеров и несколько сотен миноносцев и эсминцев.

Флагманами флота должны были стать первенцы новорожденного рейха, корабли «Бисмарк» и «Тирпиц».

1 июля 1936 года на верфи Blohm&Voss, расположенной в Гамбурге, был заложен линейный корабль Бисмарк. Во время строительства французы, в отличие от англичан серьезней относившиеся к немецким карманным линкорам, спустили линкор «Страсбург» и модернизировали «Дюнкерк», поэтому Гитлер потребовал увеличить размеры, чтобы обогнать заклятых врагов.

14 февраля 1939 фюрер получил гигантскую стальную «валентинку». На спуске корабля, получившего имя канцлера Бисмарка, «железом и кровью» сковавшего Германию в XIX веке присутствовали все важнейшие чины рейха. Была и внучка канцлера, Доротея фон Левенфельд. Именно она стала крестной линкору, разбив о его борт бутылку шампанского.

Командующие

Флагманы, командующие соединением кораблей, командиры кораблей.

Дата назначения Должность Звание, символика ФИО Награды Фотография
Флагман, командующий флотом англ. Home fleet в составе: линкоры King George V, Rodney, авианосцы Victorious, Ark Royal крейсера Dorsetshire и Renown.
1940 год. — 1942 год. Командующий флотомЛинкорыKing George VRodneyPrince of WalesАвианосцыVictoriousArk RoyalКрейсераHoodNorfolkSuffolkDorsetshireRenown англ. Admiralрус. Адмирал англ. John Cronyn Toveyрус. Джон Кронин Тови
06 мая 1942 года.15 февраля 1943 года. КомандирЛинкораKing George V англ. Captainрус. Капитан 1-го ранга англ. Philip John Mackрус. Филип Джон Мак
21 ноября 1939 года.22 июля 1941 года. КомандирЛинкораRodney англ. Captainрус. Капитан 1-го ранга англ. Frederick Hew George Dalrymple-Hamiltonрус. Фредерик Хью Джордж Далримпл-Гамильтон
15 Октября 1940 года.26 Ноября 1942 года. КомандирАвианосцаVictorious англ. Captainрус. Капитан 1-го ранга англ. Henry Cecil Bovellрус. Генри Сесил Бовелл
31 июля 1939 года.08 августа 1941 года. КомандирКрейсераDorsetshire англ. Captainрус. Капитан 1-го ранга англ. Benjamin Charles Stanley Martinрус. Бенджамин Чарльз Стэнли Мартин
Флагман, командующий соединением H: крейсера Renown, Sheffield и авианосец Ark Royal, командиры кораблей.
Июль 1940 года.19 марта 1949 года. Командующийсоединение H англ. Vice-Admiralрус. Вице-Адмирал англ. James Fownes Somervilleрус. Джеймс Фаунс Сомервилл
19 апреля 1941 года.13 ноября 1941 года. КомандирАвианосцаArk Royal англ. Captainрус. Капитан 1-го ранга англ. Loben Edward Harold Maundlрус. Лобен Эдвард Гарольд Мандрелл
23 декабря 1940 года.26 августа 1941 года. КомандирКрейсераRenown англ. Captainрус. Капитан 1-го ранга англ. Rhoderick Robert McGrigorрус. Родерик Роберт Мак Грегор
14 декабря 1939 года.01 августа 1941 года. КомандирКрейсераSheffield англ. Captainрус. Капитан 1-го ранга англ. Charles Arthur Aiskew Larcomрус. Чарльз Артур Эскью Ларком
Флагман, командующий соединением Северный патруль: крейсера Norfolk и Suffolk, командиры крейсеров.
Дата назначения Должность Звание, символика ФИО Награды Фотография
КомандующийСеверного патруля:КрейсераNorfolkSuffolk. англ. Rear-Admiralрус. Контр-Адмирал англ. Frederic Wake-Walkerрус. Фредерик Уэйк-Уокер
12 февраля 1940 года.20 января 1942 года. КомандирКрейсераNorfolk англ. Captainрус. Капитан 1-го ранга англ. Alfred Jerome Lucian Phillipsрус. Альфред Джером Люциан Филлипс
22 февраля 1941 года.29 марта 1942 года. КомандирКрейсераSuffolk англ. Captainрус. Капитан 1-го ранга англ. Robert Meyrick Ellisрус. Роберт Мейрик Эллис
Флагман, командующий соединением кораблей в составе: крейсер Hood и Prince of Wales, командир крейсера Hood.
Дата назначения Должность Звание, символика ФИО Награды Фотография
май 1941 года.24 мая 1941 года.Датский пролив 63.33° с. ш. 31.83° з. д.   КомандующийЛинкорPrince of WalesКрейсер:Hood. англ. Vice-Admiralрус. Вице-Адмирал англ. Lancelot Ernest Hollandрус. Ланселот Эрнест Холланд
15 февраля 1941 года.08 июля 1941 года. КомандирЛинкораPrince of Wales англ. Captainрус. Капитан 1-го ранга англ. John Catterall Leachрус. Лич, Джон Каттерол
15 февраля 1941 года.24 мая 1941 года.Датский пролив 63.33° с. ш. 31.83° з. д.   КомандирКрейсераHood. англ. Captainрус. Капитан 1-го ранга англ. Ralph Kerrрус. Керр, Ральф
Флагман, командующий соединением, командиры кораблей Bismarck и Prinz Eugen.
Дата назначения Должность Звание, символика ФИО Награды Фотография
апрель 1941 г.27 мая 1941 г.  50.13° с. ш. 43.99° з. д.  960 км., к западуот побережья Франции. КомандующийЛинкор:BismarckКрейсер:Prinz Eugen нем. Admiralрус. Адмирал нем. Günther Lütjensрус. Гюнтер Лютьенс
— 27 мая 1941 г. 50.13° с. ш. 43.99° з. д.  960 км., к западу отпобережья Франции. КомандирЛинкора:Bismarck нем. Kapitän zur Seeрус. Капитан 1-го ранга нем. Ernst Lindemannрус. Отто Эрнст Линдеманн
— 26 сентября 1983 г. КомандирКрейсера:Prinz Eugen нем. Kapitän zur Seeрус. Капитан 1-го ранга нем. Helmuth Brinkmannрус. Гельмут Бринкманн

Примечание.
Указаны основные боевые единицы: линкоры, крейсера, авианосцы и их командиры.
Флагманы, командующие соединениями кораблей, флота.

Обсуждение[править | править код]

Последний бой «Бисмарка» показал, насколько трудно линейному кораблю потопить другой линейный корабль, даже при численном превосходстве. С другой стороны, решающее попадание в «Бисмарк» было произведено одной торпедой с небольшого самолета. Гибель «Бисмарка» явилась яркой иллюстрацией утраты линкорами главенствующего положения во флоте. Эта роль перешла к авианосцам.

Немецкое военно-морское командование вскоре отказалось от рейдерских действий надводного флота и сделало основную ставку на неограниченную подводную войну. Второй корабль класса «Бисмарк», линкор «Тирпиц», за всю войну не произвел ни одного залпа по неприятелю, однако британцы были вынуждены связать значительные морские и воздушные силы, на случай, если стоявший на базе в Норвегии линкор выйдет в море.

В 1960 режиссер Льюис Гильберт снял фильм «Потопить “Бисмарк”!».

«Бисмарк» и «Тирпиц» часто сравнивают с лайнерами «Титаник» и «Олимпик». «Бисмарк», как и «Титаник», погиб в своем первом дальнем плавании и приобрел легендарную известность, в то время как «Тирпиц» и «Олимпик» гораздо менее известны, хотя и прослужили намного дольше.

Последствия

С одной стороны, бои с «Бисмарком» наглядно продемонстрировали военным насколько сложно потопить линкорам друг друга даже в условиях численного перевеса. С другой – продемонстрировала огромную значимость авианосцев и их авиагрупп — предопределившее исход событий повреждение нанесли именно самолеты.

Для немцев потеря линкора оказалась существенным ударом. Руководство ВМФ Германии спустя пару месяцев откажется от рейдерских операций надводными кораблями и сделает главную ставку на подводные лодки. Это даст новый виток в битве за Атлантику.

С другой стороны действия немецкого линкора отвлекли значительные силы британского флота — два авианосца, восемь линкоров, четыре тяжелых и семь легких крейсеров, двадцать один эсминец и огромное количество самолетов. Но и этого едва хватило. Зато на оголенных коммуникациях за этот период немецкие подводные лодки потопили массу транспортных судов. К тому же британское соединение «H» ушло из средиземного моря, что позволило немцам без особых проблем захватить остров Крит. Последнее оказало сильный эффект на победы немецких войск в Африке.

Последний бой Бисмарка

Авианосец Victorious.

Fairey Swordfish на палубе Victorious.

Авианосец Ark Royal.

Fairey Swordfish на фоне авианосца Ark Royal.

На рассвете 24 мая часть соединения H из Гибралтара под командованием адмирала Соммервилла вышла в море. Соединение кораблей в составе крейсеров Renown, Sheffield и авианосца Ark Royal вышло в Атлантический океан курсом на северо-запад. В качестве эскорта их сопровождали эсминцы Faulknor, Foresight, Forester, Fortune, Foxhound и Fury. Но штормовые погодные условия Атлантики вынудили эсминцы вернуться в порт, а крейсерам и авианосцу пришлось снизить скорость до 17 узлов.

Bismarck потерянный британцами более чем на сутки мог ускользнуть от своих преследователей. Все предпосылки для этого были, британские корабли не успевали перехватить линкор. Уйдя от преследователей Bismarck мог войти в зону действия береговой авиации люфтваффе и подводных лодок кригсмарине. Что гарантировало практически безопасный переход в Сент-Назер. Остановить или притормозить его могли только самолёты с авианосца Victorious.

Вечером 24 мая после 22:10 авианосец Victorious атаковал немецкий линкор силами девяти торпедоносцев Fairey Swordfish. Плохие погодные условия, отсутствие точного целеуказания в темноте не стали серьёзной помехой самолётам. Британские лётчики добились одного попадания торпедой. В течении 24 мая линкор получил ряд повреждений: вышел из строя один из генераторов, поступала забортная вода в одно из котельных отделений и были пробиты две топливные цистерны. Повреждения вызвали появление дифферента на нос и крен на правый борт. В конечном итоге поражение снарядами и торпедой привели к полному затоплению котельного отделения №2. Что привело к значительному снижению скорости хода линкора и его способности маневрировать.

26 мая в 10:10 Bismarck был обнаружен в 690 морских милях к северо-западу от Бреста гидросамолётом Catalina. С этого момента все силы британского флота начали стягиваться к немецкому линкору. После атаки пятнадцати торпедоносцев Fairey Swordfish с авианосца Ark Royal Bismarck получивший несколько попаданий потерял ход и манёвренность. Низкая скорость в семь узлов сделали линкор лёгкой мишенью. Одновременно крен корабля не позволял вести прицельный огонь по противнику. Norfolk и Dorsetshire настигнув Bismarck 27 мая в 09:02 открыли огонь по противнику. Один из снарядов Norfolk разрушил главный дальномерный пост линкора.

Выстрелы линкора Rodney вывели из строя обе носовые башни фактически обезоружив линкор на половину. Другие попадания снарядов с британских кораблей разрушили передовой КП Bismarck. Norfolk выпустил по немецкому линкору 527 снаряда и все свои торпеды. После получаса боя крейсер Rodney сблизился настолько что вёл огонь по линкору прямой наводкой, а King George V продолжал стрельбу с большой дистанции. Добивали агонизирующий линкор крейсер Dorsetshire и авиация с Ark Royal. В 10.15 британские корабли получили приказ покинуть поле боя и следовать возвращаться к местам постоянной дислокации.

Линкор затонул в 960 км к западу от Франции и в 380 милях к юго-западу от ирландского города Корк. В точке с координатами  48.96° с. ш. 16.19° з. д.   на глубине 4790 метров.

Начало сопровождеиия

Линкор HMS Prince of Wales.

К 18 мая Датский пролив патрулировался крейсером HMS Suffolk составляющем основу соединения — рус. Северный патруль (англ. North patrol). 23 мая к нему присоединился HMS Norfolk с флагманом контр-адмиралом рус. Фредериком Уэйк-Уокером (англ. Frederic Wake-Walker) на борту.

Вечером в 19:22 соединение немецких кораблей было визуально обнаружено с крейсера Suffolk. Командир крейсера HMS Suffolk рус. Роберт Мейрик Эллис (англ. Robert Meyrick Ellis) доложил об обнаружении противника на головной корабль патруля Norfolk. Но из-за ошибок в вычислениях курса и координат HMS Norfolk на полном ходу выйдя из тумана оказался в 6 милях от линкора Bismarck.

Линкор произвёл по крейсеру несколько залпов 15-дюймовыми снарядами. Но ни одного попадания Bismarck не добился. Что позволило крейсеру без каких либо повреждений легко скрыться в тумане от визуального контакта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector