Бронеавтомобиль «булат» сба-60-к2: описание, основные характеристики, производитель

БРОНИРОВАННЫЙ «БУЛАТ»

Возможно комплектование автомобиля прожектором-искателем с дистанционным управлением, фильтровентиляционной установкой, аппаратурой подавления радиолиний управления взрывными устройствами, а также приборами ночного вождения и системы кругового видеонаблюдения, системой спутниковой навигации.

«Булат» является переднемоторным автомобилем. Под его капотом размещается 8-цилиндровый двигатель КАМАЗ 740.31-240 с турбонаддувом. Это дизель массой 885 кг имеет мощность 240 л.с. при рабочем объёме 10,85 л.

Корпус броневика с открытыми верхними крышками люков (вверху) и капотом

Бронеавтомобиль «Булат» на выставке «Оборона и защита-2012». Показательное преодоление препятствия

Вместе с ним используется модернизированная десятиступенчатая коробка передач модели 152, состоящая из основной пятиступенчатой коробки передач и переднего двухступенчатого редуктора-делителя, который имеет высшую и низшую передачи. Такое сочетание с основной коробкой позволяет получать десять передач переднего хода и две – заднего. Применение делителя передач улучшило тяговоэкономические качества автомобиля, облегчило управление, так как при его использовании уменьшается частота переключения передач рычагом переключения.

Двигатель защищён бронёй; имеет систему пожаротушения. Топливные баки ёмкостью по 125 л размещены с обеих его сторон.

Корпус «Булата» – цельносварной стальной – имеет рациональные углы наклона броневых листов. Их края при изготовлении укладываются «внакладку», а только затем свариваются между собой. Проёмы окон в бортах усилены броненакладками, а двери имеют рёбра жёсткости. Изнутри корпус должен иметь подбой из арамидной ткани «Кевлар» – синтетического волокна высокой механической и термической прочности. Лишь самые высокопрочные сорта стали со специальной обработкой приближаются к нему по своей разрывной прочности, которая может доходить до 280 и даже 550 кг/мм2. У стали, для сравнения, этот параметр находится в пределах 50- 150 кг/мм2.

Корпус машины рассчитан на защиту экипажа от стрелкового оружия по 6-му классу ГОСТ Р 50963-96. Это означает, что обеспечена безопасность бойцов от оружия, подобного снайперской винтовки Драгунова (СВД). По ГОСТ броневой лист должен выдерживать выстрелы из СВД патронами 7Н13, произведённые на расстоянии всего 5 – 10 м.

Корпус «Булата» защищён по 6-му классу по всему периметру, однако крыша машины выдерживает пулю СВД лишь при попадании под углом менее 60°, но её не может пробить пуля, выпущенная из автомата, даже со стальным сердечником. Кроме того, исключаются поражения от осколков гранат гранатомётов, ручных гранат.

Отделение управления бронеавтомобиля

Десантное отделение бронеавтомобиля

Специальная противоминная защита на автомобиле не ставилась. Хотя ей способствует некоторая V-образность днища бронекапсулы и её жёсткость, подвесные антитравматические кресла в десантном отсеке. Всё это суммарно предохраняет от последствий подрыва под колесом броневика противопехотной, противотранспортной мины или самодельного заряда с массой взрывчатого вещества до 2 – 4 кг в тротиловом эквиваленте, а также от воздействия 1 кг тротила – под днищем или ручной гранаты – на крыше.

Таким образом, класс защиты для крыши и днища определяется как 5-й по ГОСТу, моторный отсек также имеет 5-й класс.

Следует отметить, что 6-й класс защиты по нашему ГОСТу соответствует 3-му уровню натовского стандарта STANAG 4569 от января 2004 г., а 5-й класс – 2-му уровню.

Конструкция броневика предполагает возможность размещения на его крыше ракетных комплексов различного назначения, пулемётной установки с дистанционным управлением или даже небольшой башенки с вооружением, например, ПБУ-1, как на БТР-80.

Первый образец бронеавтомобиля «Булат» собрали в Подмосковье на предприятии корпорации «Защита» в феврале 2012 г., тогда же провели и заводские испытания. Впервые автомобиль показали специалистам на выставке «Оборона и защита», прошедшей в Нижнем Тагиле в 2012 г.

«Булат» может эксплуатироваться в любых климатических условиях по всем зонам нашей страны. Эта машина соответствует требованиям Министерства обороны РФ, предъявляемым к транспортным средствам такого класса.

В. ТАЛАНОВ

Рекомендуем почитать

  • ЛЕГЕНДАРНАЯ «С-56» «Владивосток, 6 (корр. «Правды» Ю. Макеев). На Корабельной набережной краевого центра установлена на пьедестале легендарная подводная лодка «С-56»…» Газета «Правда» от 7/XII 1972…
  • СТЕЛЛАЖ НАД КОМПЬЮТЕРОМ Проблемы малогабаритных квартир, именуемых в народе «хрущёбами», вынуждают постоянно изыскивать «излишки» жилплощади. Вот и на этот раз, когда приобрёл принтер, пришлось привлечь…

Т-64 ВС УКРАИНЫ: МОДЕРНИЗИРОВАТЬ ИЛИ УТИЛИЗИРОВАТЬ?

Интересно, что еще в 2013 году Организация Се­вероатлантического договора (НАТО) предлагала Украине не модернизировать, а порезать на части и переплавить старые советские танки Т-64. Уничто­жение танков предполагалось финансировать за счет Трастового фонда программы НАТО «Партнерство во имя мира». Так США неофициально подтверди­ли готовность выделить 1 млн. долларов на утилиза­цию украинской военной техники.

Проект Трастового фонда программы НАТО «Партнерство во имя мира» начал работать в 2006 году. Согласно проекту, в те­чение 12 лет в четыре этапа планировалось утили­зировать 133 тысячи тонн боеприпасов и 1,5 млн единиц стрелкового оружия и легкого вооружения. По данным Центра исследований армии, конверсии и ра­зоружения, на украинских складах находилось около 2000 единиц избыточной танковой техники, которую потенциально можно было утилизировать. Избыточ­ное имущество МО Украины оценивалось в 1,25 млрд. долларов. В 2012 году было продано избыточного иму­щества на 38,75 млн долларов. В реалиях сегодняшне­го дня, когда, согласно заявлению президента Украины П. Порошенко, украинские части в ходе АТО на сентябрь 2014 года потеряли до 65 % боевой техники, упомянутая программа утилизации выглядит дико.

Востребованность в войсках

Некоторые скептики зачастую спорят о необходимости разработки новых видов легких бронемашин. Но опыт современных военных конфликтов показывает необходимость развития этого направления. Ведь зачастую в городских боях тяжелая техника и БТРы становятся легкой мишенью для противника, им просто не хватает мобильности.

Именно бронемашины способны не только перевозить личный состав, но так же могут стать универсальной платформой для установки современных средств подавления огня. Создание на их базе машин эвакуации раненых и передвижных командных пунктов, делает развитие этой ветки бронетехники вполне актуальным.

Многофункциональность этой техники позволяет применять ее для оснащения подразделений полиции и ОМОНа. Не стоит забывать и о развитии технологий. На сегодняшний день рассматривается усиление таких спецмашин керамической броней. А существующие виды армидной ткани способны существенно повысить надежность бронемашин.

Начало работ

В 2004 году Т-64БМ приняли на вооружение, и Минобороны Украины заказало 85 таких танков. На изготовление первой серийной модели ушло порядка восьми месяцев и 500 тысяч долларов. В том же году завод имени Малышева начал исполнять первый контракт на модернизацию 17 танков, суммарная стоимость которых составляла 8 млн долларов. До конца 2008 года было выпущено еще две партии. В результате к началу 2009 года было произведено 56 единиц танка «Булат».

В 2009 году был подписан контракт на модернизацию еще 29 машин. Первые 10 из них были готовы к октябрю 2010 года и предназначались для учебного центра «Десна». Все 10 машин поставлялись без динамической защиты. Следующие 10 экземпляров были изготовлены к декабрю 2011 года. В конце того же месяца они были переданы первой отдельной танковой бригаде. Эта десятка танков также не имела комплекта активной защиты. И, наконец, последние 9 машин были отправлены первой танковой бригаде лишь в марте 2014 года. При этом комплекты динамической защиты для этих машин были заказаны лишь в июле того же года. На тот момент стоимость модернизированного танка «Булат» составляла порядка 15 млн гривен.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТАНКА Т-64БМ «БУЛАТ»

Подводя итог, можно сказать, что Т-64БМ «Булат» по совокупности тактико-технических характеристик превосходит наиболее распространенные образцы советских основных танков Т-72АВ/Б и Т-80БВ и при­ближается к таким более современным машинам, как Т-90А и «Оплот».

Несмотря на то, что основой для «Булата» служит Т-64, принятый на вооружение в се­редине 60-х годов, у него еще есть перспективы разви­тия. Так, в МТО без значительных переработок может быть установлен двигатель 6ТД-1 мощностью до 1000 л.с, а запас прочности ходовой части позволяет улуч­шать защищенность машины за счет установки на танк перспективных комплексов активной, пассивной или ди­намической защиты. Имеется и потенциал, связанный с дальнейшим совершенствованием системы управ­ления огнем, поскольку она не отвечает современным стандартам из-за отсутствия тепловизионного и пано­рамного прицелов.

ВООРУЖЕНИЕ И СУО Т-64БМ

По сравнению с предыдущими модификациями Т-64 у «Булата» существенно выросли характеристи­ки боевой мощи, подвижности и защищенности. Ре­сурс модернизированного танка составляет 11000 км, а срок эксплуатации — 15 лет, как у вновь построенной машины.

Основным вооружением танка Т-64БМ является 125-мм гладкоствольная пушка КБАЗ украинского про­изводства. «Булат» способен вести огонь бронебойно-подкалиберными, кумулятивными, осколочно-фу­гасными снарядами и ПТУР «Комбат» с полуактивной системой управления по лазерному лучу. Замена штат­ного КУРВ танка Т-64Б «Кобра» новым КУРВ «Комбат» повысило максимальную дальность стрельбы с 4000 до 5000 м, а бронепробиваемость за динамической защитой — с 600-700 мм до 750 мм.

Скорострельность Т-64БМ составляет до 8 выстре­лов/мин (7-12,5 с на заряжание одного выстрела). Го­ризонтальная скорость наведения после модерниза­ции возросла в 2 раза и составляет до 40 град/с (для сравнения — у Т-90А, Т-ЭОС 16-24 град/с). Также в два раза улучшена и точность прицеливания за счет нового стабилизатора основного вооружения 2Э42М. Он раз­работан киевским НИИ «Квант» и производится на ГП «Харьковский машиностроительный ».

СУО «Булата» — 1A45 «Иртыш» — обеспечивает существенно лучшую точность ведения огня по сравне­нию с Т-64Б за счет стабилизации поля зрения и авто­матического ввода углов прицеливания и упреждения. По своим характеристикам СУО «Булата» превосходит СУО танка Т-80У.

Ночной комплекс наводчика «Буран-Е» (Т01-К01ЕР) улучшает вдвое эффективность стрельбы и в 2-3 раза сокращает время на подготовку выстрела за счет за­мены механической связи головного зеркала с пушкой на электрическую, введения стабилизации поля зрения и автоматического ввода углов прицеливания и упрежде­ния. Эффективная дальность стрельбы снарядами по сравнению с Т-64Б повысилась ночью с 600 до 1500 м.

Прицельно-наблюдательный комплекс команди­ра «Агат» (ПНК-4СР) стабилизирован в вертикальной плоскости и обеспечивает дублирование стрельбы из пушки и спаренного с ней пулемета зенитной установки днем и ночью. В перспективе планируется замена при­цельного комплекса ПНК-4 на ПНК-5, в состав которого введен собственный лазерный дальномер и устройство ввода бокового упреждения.

Эпилог

Каким же получился основной боевой танк Т-64? Наверное, слишком дорогим и сложным для своих задач. Немного позже созданный Т-72 при сравнимой защите и огневой мощи имел меньшую цену, сложность и большую надёжность.

Кроме того, приверженность харьковских конструкторов к некоторым своим идеям вроде механизма заряжания и ходовой части вызывает небольшое удивление. Если о плюсах и минусах подвески действительно можно долго спорить, то механизм заряжания, фактически ставящий крест на спасении механика-водителя в некоторых ситуациях и не имеющих весомых преимуществ перед более простыми автоматами заряжания, кажется результатом упорного нежелания видеть свои ошибки.

Интересной кажется и судьба ОБТ в вооружённых столкновениях, в каждом из которых он не смог проявить себя по различным причинам. Эпизодическое применение в Приднестровье и на Украине брать в расчёт нет смысла. Сложно рассуждать о ни разу не повоевавшей машине, которая была создана для войны.

Боевое вооружение

Основным вооружением танков «Булат» и «Оплот» является гладкоствольная 125-миллиметровая пушка КБА3. Она может служить пусковой установкой для украинской ПТУР «Комбат», способной поражать высокозащищённые наземные, надводные или низколетящие цели (танки, вертолёты, ДОТы и т.п.) на дистанциях до 5 километров.

Пушка

125-мм гладкоствольная пушка КБАЗ с длиной ствола 48 калибров стабилизирована в двух плоскостях, она имеет возможность прямой стрельбы до 2,6-2,8 км. Скорострельность танка составляет до 8 выстрелов в минуту. Ствол пушки выполнен быстросъёмным и может быть заменен в полевых условиях без демонтажа башни с танка.

Боекомплект пушки составляет 46 выстрелов раздельно-гильзового заряжания, из них 28 размещены в автомате заряжания. БМ «Оплот» способен вести огонь бронебойно-подкалиберными, кумулятивными, осколочно-фугасными снарядами и ПТУР «Комбат» с полуактивной системой управления по лазерному лучу.

Спаренный и зенитный пулемёты

Спаренный с пушкой пулемет в украинском наименовании имеет обозначение КТ-7,62 и представляет собой ПКТ. Его боекомплект насчитывает 1250 патронов

Зенитный пулемет КТ-12,7 (он же НСВТ) обладает системой дистанционного управления и располагает боекомплектом в 450 патронов.


БМ «Оплот» демонстрирует свою впечатляющую манёвренность

Т-64Е

Т-64Е

В 2010 году ГП «Харьковский бронетанковый ремонт­ный завод» предложил свой вариант модификации танка Т-64 до модели с индексом Т-64Е. Однако, по имеющим­ся данным, стоимость Т-64Е, по состоянию на 2011 год, была существенно выше стоимости «Булата» и состав­ляла 1,12 млн. долларов (в том же 2011 году модерниза­ция «Булата» стоила около 900 тысяч долларов).

Танк Т-64Е получил модернизированную СУ01А33-1 «Обь» с квантовым прицел-дальномером 1Г42М, бал­листическим вычислителем 1В517М и стабилизатором 2Э42. У наводчика был установлен панорамный при­цел с тепловизионным каналом, у командира — ПНК-3.

Танк может вести огонь из основного вооружения — 125-мм пушки КБАЗ — бронебойно-подкалиберными, кумулятивными, осколочно-фугасными снарядами, а также ПТУР «Комбат» и «Рефлекс». Кроме того, на башне дополнительно могут устанавливаться различ­ные вынесенные, дистанционно управляемые боевые модули. Например, пушечно-пулеметный модуль ГШ-23, включающий двухствольную 23-мм пушку ГШ-23 с бое­комплектом из 300 снарядов и спаренный с ней 7,62-мм танковый пулемет, пулеметно-гранатометный боевой модуль «Блик-2», включающий гранатомет АГС-17, и пу­леметы НСВТ (12,7 мм) и ПКТ (7,62 мм). Может сохра­няться и «штатная» ЗПУ с 12,7-мм пулеметом «Утес».

Бронирование передней части башни и корпуса было доведено до 750 мм. Для усиления защищенности на машину устанавливается комплект ВДЗ «Нож» («Дуп­лет»), а также комплекс активной защиты «Заслон».

Улучшение подвижности обеспечивает модернизи­рованный двигатель 5ТДФ-М мощностью 850 л.с.

ДВИГАТЕЛЬ И ДИНАМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

На Т-64БМ устанавливается пятицилиндровый дизельный двигатель 5ТДФМ объемом 13,6 л и мощностью 850 л.с. Он многотопливный — мо­жет работать на бензине, керосине, топливе для дизельных двигателей или их смеси в любой пропорции. По сравнению со старым 5ТДФ у нового двигателя на 21,4% возросла удель­ная мощность, достигнув величины 62,5 л.с./литр при тех же габаритах и массе (1040 кг). Модернизированный двигатель также значительно надежнее предшественника.

Установка 5ТДФМ требует замены штатного воздухо­очистителя новым и доработки выпускной системы. Кста­ти, благодаря ее конструктивным особенностям двигате­ли серии 5ТД/6ТД танков Т-64 имеют самый «холодный» выхлоп в мире. Так, например, танки семейства Т-72/Т-90 с двигателями серий В-84/В-92 более чем в 1,5 раза за­метнее на поле боя в инфракрасном диапазоне, чем танки Т-64БМ «Булат». Для маскировки также использу­ется связанная с двигателем термодымовая аппаратура (ТДА) и система «Туча», включающая восемь пусковых установок дымовых гранат ЗД6. Пусковые установки расположены снаружи башни на лобовой ее части по шесть штук слева и справа от пушки.

Благодаря новому двигателю средняя скорость дви­жения танка по шоссе увеличилась на 7 км/ч, а запас хода (без учета дополнительных топливных баков) — примерно на 80 км. Для сохранения дорожного по­крытия гусеницы могут оснащаться асфальтоходными башмаками. Предусмотрена возможность установки на Т-64БМ и двигателя 6ТД-1 мощностью 1000 л,с.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТАНКА Т-64БМ «БУЛАТ»

Подводя итог, можно сказать, что Т-64БМ «Булат» по совокупности тактико-технических характеристик превосходит наиболее распространенные образцы советских основных танков Т-72АВ/Б и Т-80БВ и при­ближается к таким более современным машинам, как Т-90А и «Оплот».

Несмотря на то, что основой для «Булата» служит Т-64, принятый на вооружение в се­редине 60-х годов, у него еще есть перспективы разви­тия. Так, в МТО без значительных переработок может быть установлен двигатель 6ТД-1 мощностью до 1000 л.с, а запас прочности ходовой части позволяет улуч­шать защищенность машины за счет установки на танк перспективных комплексов активной, пассивной или ди­намической защиты. Имеется и потенциал, связанный с дальнейшим совершенствованием системы управ­ления огнем, поскольку она не отвечает современным стандартам из-за отсутствия тепловизионного и пано­рамного прицелов.

ДВИГАТЕЛЬ И ДИНАМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

На Т-64БМ устанавливается пятицилиндровый дизельный двигатель 5ТДФМ объемом 13,6 л и мощностью 850 л.с. Он многотопливный — мо­жет работать на бензине, керосине, топливе для дизельных двигателей или их смеси в любой пропорции. По сравнению со старым 5ТДФ у нового двигателя на 21,4% возросла удель­ная мощность, достигнув величины 62,5 л.с./литр при тех же габаритах и массе (1040 кг). Модернизированный двигатель также значительно надежнее предшественника.

Установка 5ТДФМ требует замены штатного воздухо­очистителя новым и доработки выпускной системы. Кста­ти, благодаря ее конструктивным особенностям двигате­ли серии 5ТД/6ТД танков Т-64 имеют самый «холодный» выхлоп в мире. Так, например, танки семейства Т-72/Т-90 с двигателями серий В-84/В-92 более чем в 1,5 раза за­метнее на поле боя в инфракрасном диапазоне, чем танки Т-64БМ «Булат». Для маскировки также использу­ется связанная с двигателем термодымовая аппаратура (ТДА) и система «Туча», включающая восемь пусковых установок дымовых гранат ЗД6. Пусковые установки расположены снаружи башни на лобовой ее части по шесть штук слева и справа от пушки.

Благодаря новому двигателю средняя скорость дви­жения танка по шоссе увеличилась на 7 км/ч, а запас хода (без учета дополнительных топливных баков) — примерно на 80 км. Для сохранения дорожного по­крытия гусеницы могут оснащаться асфальтоходными башмаками. Предусмотрена возможность установки на Т-64БМ и двигателя 6ТД-1 мощностью 1000 л,с.

Бронезащита

Т-64 стал первым в мире танком, обладающим комбинированной многослойной бронёй корпуса, состоящей из стальных листов толщиной 80 мм и 20 мм с двумя стеклопластиковыми по 52 мм между ними.

Башню производили с помощью литья, оставляя особые полости спереди, позже заполняемые специальными вставками. Испытывались различные материалы, например, алюминий, ультрафарфор, уралит и стеклопластики.

Это обеспечило защиту от большинства западных боеприпасов при стрельбе с дальности более 500 метров и выигрыш в весе около 20% по сравнению с аналогичной монолитной бронёй.

В 1975 году наполнитель башни изменили на корундовый, её лобовая защита достигла величины около 450 мм.

Многослойная броня ОБТ позволила одновременно решить несколько задач, а именно достичь максимальной прочности защиты при достаточной её вязкости и минимальном весе.

В 1985 году появились новые Т-64, оснащённые более чем 200 блоками реактивной защиты, довольно похожей на израильскую «Блейзер». Довольно правдоподобной кажется теория о заимствовании технологий у захваченных сирийцами М-48, М-60 и Центурионов.

Какие танки состоят на вооружении Украины

Вооружённые силы Украины (ВСУ) унаследовали от СССР колоссальное количество бронетехники, находившейся на вооружении Киевского, Прикарпатского и Одесского военных округов. По размеру танкового парка в 1992 году (около 7 тысяч единиц) Украина в Европе уступала только России и совсем немного Германии. Основу украинских танковых сил составили весьма современные танки Т-64, Т-72 и Т-80 в достаточно современных на то время модификациях.

Излишки танкового парка широко распродавались Украиной по всему миру, а бремя содержания собственных танковых частей стабильно снижалось за счёт их периодических сокращений. К 2014 году страна располагала около 700 танками в составе вооружённых сил (причём многие из них были небоеспособными) и примерно 1450 машинами на базах хранения.

С целью унификации основным танком ВСУ признан Т-64, причём не только в силу его количественного преобладания. «Шестьдесятчетвёрки» в различных модификациях и их «прямые наследники» Т-80, как и двигатели к ним, производились в Харькове, танковые пушки — в Сумах. Танки семейства Т-72 на Харьковском заводе не собирались, их изначально имелось относительно небольшое количество.


Т-64БМ «Булат» ВСУ, подбитый в районе Луганского аэропорта

После событий 2014 года и активных боевых действий в районе Донбасса украинская сторона безвозвратно потеряла как минимум 230 танков. Множество остальных машин получили основательные повреждения либо оказались сильно изношены. Командованию ВСУ для компенсации потерь пришлось проводить масштабные изъятия с баз хранения бронетехники, существенная часть которой уже представляла собой фактически металлолом.

В итоге к настоящему времени ВСУ располагает 680 танками, согласно штатному оснащению своих частей, хотя значительная часть из них и сейчас находится в небоеспособном состоянии. По типам машины распределяются следующим образом:

  • 475 танков Т-64Б, Т-64БВ, Т-64БМ;
  • 143 танка Т-72АВ, Т-72Б1;
  • 62 танка Т-80БВ, Т-80УД.

Боевые возможности всех украинских танков считаются достаточно высокими. Восстановление, ремонт и пополнение действующего танкового парка Украины применительно к Т-64 производится по стандартам так называемой «модернизации образца 2020 года», в рамках которой танки по своим параметрам представляют собой версию Т-64БВ с более новыми тепловизорами, цифровыми радиостанциями, средствами спутниковой навигации и модулями динамической защиты. По данным Укроборонпрома, подобная модернизация технiки к настоящему времени проведена для более чем 150 танков, а с начала 2020 года аналогичные системы начали устанавливать на танки Т-80.

Т-64 ВС УКРАИНЫ: МОДЕРНИЗИРОВАТЬ ИЛИ УТИЛИЗИРОВАТЬ?

Интересно, что еще в 2013 году Организация Се­вероатлантического договора (НАТО) предлагала Украине не модернизировать, а порезать на части и переплавить старые советские танки Т-64. Уничто­жение танков предполагалось финансировать за счет Трастового фонда программы НАТО «Партнерство во имя мира». Так США неофициально подтверди­ли готовность выделить 1 млн. долларов на утилиза­цию украинской военной техники.

Проект Трастового фонда программы НАТО «Партнерство во имя мира» начал работать в 2006 году. Согласно проекту, в те­чение 12 лет в четыре этапа планировалось утили­зировать 133 тысячи тонн боеприпасов и 1,5 млн единиц стрелкового оружия и легкого вооружения. По данным Центра исследований армии, конверсии и ра­зоружения, на украинских складах находилось около 2000 единиц избыточной танковой техники, которую потенциально можно было утилизировать. Избыточ­ное имущество МО Украины оценивалось в 1,25 млрд. долларов. В 2012 году было продано избыточного иму­щества на 38,75 млн долларов. В реалиях сегодняшне­го дня, когда, согласно заявлению президента Украины П. Порошенко, украинские части в ходе АТО на сентябрь 2014 года потеряли до 65 % боевой техники, упомянутая программа утилизации выглядит дико.

Т-64 ВС УКРАИНЫ: МОДЕРНИЗИРОВАТЬ ИЛИ УТИЛИЗИРОВАТЬ?

Интересно, что еще в 2013 году Организация Се­вероатлантического   договора   (НАТО)   предлагала Украине не модернизировать, а порезать на части и переплавить старые советские танки Т-64. Уничто­жение танков предполагалось финансировать за счет Трастового фонда программы НАТО «Партнерство во имя мира». Так США неофициально подтверди­ли готовность выделить 1 млн. долларов на утилиза­цию украинской военной техники.

Проект Трастового фонда программы НАТО «Партнерство во имя мира» начал работать в 2006 году. Согласно проекту, в те­чение 12 лет в четыре этапа планировалось утили­зировать 133 тысячи тонн боеприпасов и 1,5 млн единиц стрелкового оружия и легкого вооружения. По данным Центра исследований армии, конверсии и ра­зоружения, на украинских складах находилось около 2000 единиц избыточной танковой техники, которую потенциально можно было утилизировать. Избыточ­ное имущество МО Украины оценивалось в 1,25 млрд. долларов. В 2012 году было продано избыточного иму­щества на 38,75 млн долларов. В реалиях сегодняшне­го дня, когда, согласно заявлению президента Украины П. Порошенко, украинские части в ходе АТО на сентябрь 2014 года потеряли до 65 % боевой техники, упомянутая программа утилизации выглядит дико.

ВАРИАНТЫ МОДЕРНИЗАЦИИ Т-64 ДЛЯ ВС УКРАИНЫ

Танк Т-64БМ на полигоне

Производство «шестьдесятчетверок» заверши­лось в 1987 году, всего было выпущено более 8 тысяч танков различных модификаций. После распа­да СССР Украина унаследовала значительное количе­ство танков Т-64. На 1995 год ВСУ имели на вооружении 2354 машины различных модификаций. Хотя большин­ство из них уже не соответствовали современным тре­бованиям, однако недостаток финансирования не позволял заменить их новыми танками. В таких условиях единственной возможностью существенно повысить бое­способность войск стала капитальная модернизация. Соответственно, в начале 90-х годов в ХКБМ начались работы по усовершенствованию Т-64. Основные усилия были сосредоточены на повышении огневой мощи за счет усовершенствования системы управления огнем, а также на повышении защищенности от современных противотанковых средств и на повышении мобильнос­ти за счет установки более мощного двигателя. Было разработано несколько вариантов модернизации Т-64, которые бы подтянули их до уровня более современных танков Т-80УД и Т-84, отличавшихся уровнем использо­вавшихся компонентов и, соответственно, стоимостью.

Модернизация системы управления огнем предлага­лась в двух вариантах: первый, более простой, вариант предусматривал установку дневного прицельного комплекса 1А43У «Рось» и ночного прицельного комплекса наводчика ТО1-КО1Э, а также комплекса управляемого вооружения 9К119 с со­ответствующим механизмом заряжания 6ЭЦ43. 64БМ2 Т-64БМ2 (объект 447АМ-2) (объект 447АМ-2); второй, более продвинутый, вариант заключал­ся в установке системы управления огнем 1А45 «Ир­тыш» (унифицированной с танками Т-80УД и Т-84) в полном объеме. В состав этой СУО входят днев­ной прицельный комплекс 1А43У «Рось», ночной — ТО1-КО1Э и прицельно-наблюдательный комплекс командира ПНК-4СУ. Прицельный комплекс 1А43У включает в себя прицел-дальномер прибор наведе­ния 1Г46М «Проминь» и танковый баллистический вычислитель 1В528-1. Ночной прицельный комплекс ТО1-КО1Э состоит из ночного инфракрасного прице­ла ТПН-4Э «Буран-Э» и осветителя Л-4. Прицельный комплекс ПНК-4СУ размещен перед местом команди­ра машины и совместно с приводом наведения 1ЭЦ29 позволяет командиру брать на себя управление воору­жением танка.

Для усиления защищенности оба варианта модер­низированного танка оснащались встроенной динами­ческой защитой украинской разработки. А для улучше­ния подвижности предназначался модернизированный двигатель 5ТДФ-М мощностью 850 л.с. (форсирован­ная модификация двигателя 5ТДФ).

Танк первого, более простого, варианта модерниза­ции получил обозначение Т-64БМ2 (объект 447АМ-2), а второго — Т-64У (объект 447АМ-1). Внешне Т-64У легко отличить от Т-64БМ2 по отсутствию осветителя на башне рядом с пушкой, а также по виду зенитной пулеметной установки (ЗПУ): у Т-64БМ2 она осталась прежняя, а у Т-64У — такая же, как на Т-80УД.

Впервые модернизированные танки Т-64 были про­демонстрированы широкой публике в ходе военного парада в честь Дня независимости Украины 24 августа 1999 года. По Крещатику прошли шесть капитально отремонтированных на 115-м танкоремонтном ) танков Т-64 с макетом встроенной динамической защиты и два танка, модернизированных до стандарта Т-64БМ2. Еще один Т-64У был оставлен в запасе и по Крещатику не шел.

Предпосылки для создания

После распада СССР, с 1991 по 1999 год, Харьковское конструкторское бюро машиностроения (ХКБМ) разработало несколько проектов модернизации танка. Целью работ было повышение тактико-технических характеристик машины до уровня модели Т-84У посредством установки унифицированной системы управления огнем (СУО) «Иртыш», динамической защиты (ДЗ) «Нож» и ряда других мероприятий.

24 августа 1999 года на параде, посвященном Дню независимости Украины, был показан первый прототип танка «Булат». Он получил рабочее название «Объект 447АМ-1». В конце 2003 года правительство Украины выделило 40 млн гривен на модернизацию старых танков Т-64. Завод им. Малышева сразу же взялся за решение поставленной задачи. Изначально проект модернизации предполагал доработку 400 моделей Т-64Б/БВ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector