Сверхтяжелый танк «кв-5» мог стать самым большим и мощным танком ссср

… 12 октября 1941 года

9-55
Запрос Лен.фронта: вывезены ли коробки?
Ответ 42А: Вытащили одну.
Запрос Лен.фронта: а остальные?
Ответ 42А: Разбиты и Родин донес, что их вытаскивать не имеет смысла.
12 танков остались в глубине и сильно разбиты, главное в том, что противник прочно закрыл к ним дорогу, подорвав пролетную трубу на шоссе, установив фугасы и организовав противотанковую оборону.

Командир полка майор И.Р.Лукашик был посмертно награждён орденом Красной Звезды.

до 16-го октября 124 танковая бригада занималась приведением в порядок материальной части, получала пополнение. В эти дни был сформирован 124-й отдельный зенитно-артиллерийский дивизион. Командиром дивизиона был назначен старший лейтенант Баженов, военным комиссаром — старший политрук Кулагин.

Юрий РЖЕВЦЕВ и Ретроспектива участия 124 танковой бригады (позывной «Луна») в ходе Стрельнинской операции по поддержке морского десанта в Стрельну (позывной «Ласточка»), высаженного в ночь с 7 на 8 октября 1941 года. На основе данных штаба 42 армии.

Из сводки 18-ой немецкой армии:
«врагу удалось высадиться в расположение 59-ой дивизии между Урицком и Стрельной и прорваться сюда от Петербурга большому числу танков»…
(Чуть подробнее об этом танковом ударе)… Полк майора Н.Р. Лукашина (И.Р.Лукашик) состоял из 32 тяжёлых танков «КВ», которые только что были изготовлены на Кировском заводе в Ленинграде. Наступление полка, как и высадка десанта Челидзе, началось на рассвете 8 октября 1941 года. Танки прорвали оборону и с боем дошли до Стрельны, но десант не обнаружили, о чем сообщили командиру бригады. Подтянули самоходную артиллерию и окружили танки, которые пытались прорваться к своим группами.

Так, практически сразу из ворот завода, все КВ-6 остались у немцев.

На этом примере, можно видеть характерные просчеты нашего тактического руководства периода 1941-1942гг. Но грамотное стратегическое планирование, позволило выдержать первоначальный тактический успех немцев. И дало время на воспитание новых, тактически грамотных офицеров.

Танки 1-7 — эпизод 1.
Танки 8-11 — эпизод 2.
Танк 12 — эпизод 1, с тягачом и зениткой.
Танки 13 и 14 — эпизод 3.
Танк 15 — эпизод 3, Сергиевский спуск, домовладние с фото 41(2) сохранилось.
Танк 16 — эпизод 3.

Эпизод 1. Фото №5(4)

Эпизод 1. Фото №4(2)

Эпизод 3. Фото 41(2).

Эпизод 3. Фото № 30(1)

1. otvaga2004.mybb.ru2. mavr13.narod.ru3. reflection-wwii.ucoz.ru4. henk.fox3000.com5. knigo-man. КВ-6.6. www.forum.aroundspb.ru7. forum.patriotcenter.ru. Юрий РЖЕВЦЕВ.8. www.battlefield.ru

Проект танка КВ-4 инженера Л.Переверзева.


Сравнение КВ-4 Л.Переверзева с серийным КВ-1


Сравнение КВ-4 Л.Переверзева с серийным КВ-1


Сравнение КВ-4 Л.Переверзева с серийным КВ-1

ТТХ КВ-4 Л.Переверзева:

Боевая масса, кг 100000 Полная длина, м 6,5 Полная ширина, м 3,8 Полная высота, м 3,32 Колея, м 3 Клиренс, м 0,52 Длина опорной поверхности, м ? Уд. давление, кг/см2 ? Двигатель дизель М-40 Макс. мощность, л.с. 1200 Макс. скорость, км/ч 39 Запас хода, км 300 Экипаж, чел. 6 Бортовая броня, мм 125 Верхний лобовой лист, мм 100 Нижний лобовой лист, мм 125 Корма, мм 125 Крыша, мм 50 Передний лист днища, мм 50 Задний лист днища, мм 40 Пушка №1 одна 107-мм ЗиС-6 Пушка №2 одна 45-мм 20-К Пулеметы, шт 4х7,62-мм ДТ Снарядов для пушки №1, шт. 100 Снарядов для пушки №2, шт. 103 Патронов для пулеметов, шт. 4500 Угол возвыш/склон. пушки №1 +20° -7° Угол возвыш/склон. пушки №2 +25° -7° Угол обстрела пушки №1 360° Угол обстрела пушки №2 360° Доп. вооружение нет Ходовая часть торсионная Опорные катки стальные с внутренней амортизацией Рация 10-Р

Любопытная деталь: в своих мемуарах «Оружие Победы» В.Грабин пишет о 600 изготовленных пушках ЗИС-6, которые из-за отсутствия нужных танков осенью 1941 года пошли в переплавку. Однако тут главный конструктор завода № 92 явно лукавит: в отчете о работе своего завода за 1941 год, кстати, подписанным В.Грабиным, сказано, что «в июле-августе 1941 года было изготовлено пять серийных орудий ЗИС-6, после чего их производство было прекращено из-за неготовности тяжелого танка».

Боевое применение[править]

Первый опытный образец был достроен в 1941 году и сразу же был отправлен на защиту Москвы. В первой же бою, который проходил в сильном тумане, задняя башня случайно прострелила среднюю башню, что полностью уничтожило танк.

Второй экземпляр КВ-6 был закончен зимой 1942 года, его отправлен на Ленинградский фронт. Этот же прототип, в отличии от первого, имел специальные индикаторы,которые позволяли избежать прострела центральной башни со стороны задней башни. И очередной КВ-6 в первом же бою, преодолевая ров, сломался пополам. Искра возникшая при переломе подожгла топливо огнеметов, и это спровоцировало взрыв снарядов, что полностью уничтожило танк.

Третий опытный образец, был сделан с усиленным корпусом, чтобы не переломится через ров, и был отправлен на Ленинградский фронт зимой 1942 года. Третий КВ-6 был уже более надежным, ему удалось сбить несколько немецких самолётов и вести непрерывную стрельбу в течении трёх часов, но сильная отдача гаубиц в конце-концов привела к детонации 152-миллиметровых снарядов, что полностью уничтожило танк. После такого провала данного танка Сталин закрыл проект по танку КВ-6 и отослал конструкторов в Сибирь.

Дорога в серийное производство.

Хотя план выпуска танков КВ на сороковой год был утвержден, в него пришлось внести существенные коррективы. Амбициозные планы создания механизированных корпусов привели к росту потребности в машинах тяжелого класса и как следствие увеличение правительственно заказа для Кировского завода. По новым планам в течении третьего-четвертого квартала сорокового года завод должен был выпустить 230 КВ, из которых 130 вооруженных 76-мм ТП и 100 с 152-мм гаубицей установленной в большой башне.

Правительственное задание даже на первый взгляд превышало возможности по производству тяжелых танков на заводе им.Кирова, и как результат началась подготовка к выпуску КВ на производственных мощностях Челябинского тракторного завода. Для производства танков, на котором спешно организовывался танковый участок. Помимо этого решено было внести конструкцию танка упрощения, которые, не влияя на боевые качества, позволили увеличить их выпуск. Ответственным назначили СКБ-2.

Беспокойство вызывал тот факт, что танк КВ, не прошел полной программы испытаний. Поэтому замнаркома обороны Г.Кулик потребовал от АБТУ провести программу испытаний тяжелого танка КВ в полном объеме. Как следствие Комитет Обороны обязал провести требуемые испытания для обнаружения конструктивных дефектов. Для испытаний были выделены три тяжелых танка. Два из них с 152-мм гаубицей (КВ-2) и один вооруженный 76-мм ТП.

Результаты испытаний утешительными не оказались. В процессе тестирования выявлено столько дефектов, что боеспособность танков КВ-1 стала внушать сомнения. Особенно много дефектов удалось выявить в двигателе и КПП. Переключение передач в движении сопровождали большие трудности, от полной невозможности переключить передачу, заканчивая поломкой зубьев. Нередко при движении на 4 и соседней с ней 2-ой передачах, передачи не фиксировалась, «вылетали». Чтобы впредь избежать такого рода проблемы в конструкцию КПП ввели специальный замок.

Помимо вышеперечисленного, большим количеством недостатков обладала система охлаждения. Жидкость системы охлаждения при длительном движении даже при умеренной температуре плюс двадцать градусов Цельсия вскипала, что требовало уменьшения скорости движения, либо полной остановки. Воздушный фильтр требовал частой чистки, а то и замены после каждого часа-полутора движения танка в колоне.

Не радовали и другие узлы танка. Например, механизм поворота башни, позаимствованный у Т-28, с трудом поворачивал башню КВ-1, которая была на четыре тонны тяжелее. Поворот вручную двенадцати тонной башни КВ-2 требовал чрезмерных усилий, что исключало наводку в движении. А электромоторы поворотных механизмов часто перегорали.В основном и целом танки все же признали работоспособными, снабдив Кировский завод длинным перечнем необходимых изменений в которых нуждался тяжелый танк.

СКБ-2 не смогло справиться таким количеством обнаруженных дефектов, а технологи не поспевали вводить изменения в технологию производства. Поэтому танки КВ, выпущенные осенью 1940г. являлись обладателями почти всех недостатков обнаруженных на весенних испытаниях. Существующее положение не оставляло представителям военной приемки ничего иного как письменно сообщить в вышестоящие организации о фактах сдачи небоеспособной техники и фактах очковтирательства директора завода Кирова И.Зальцмана. Проблемы, поднятые в письмах, были настолько серьезны, что побудили Наркомат госконтроля отправить специальную комиссию для проверки указанных фактов. Работа комиссии подтвердила указанные факты и председатель НГК Л. Мехлис направил соответствующие обращение на имя Сталина и Ворошилова.

Это письмо, как и подобные ему письма, написанные Павловым, Куликом и другими, если принесли плоды, но далеко не сразу. Большое количество тяжелых танков КВ-1 и КВ-2 требовалось для укомплектования вновь формируемых танковых корпусов, вносить изменения которые смогли снизить выпуск не решались, а переделать готовые танки казалось делом более простым, чем внести изменения технологию производства новых.

В процессе производства удалось внести изменения в конструкцию поворотного механизма башни. Новая пониженная башня, сменила в производстве башню МТ-1 для КВ-2. К сожалению, трансмиссия и двигатель тяжелых танков КВ остался неизменным.Всего до конца года сорокового года Кировский завод выпустил: 

  • 139 танков КВ-1;
  • 104 тяжелых танка КВ-2.

Модификации КВ-2

Понятие модификация предусматривает наличие базового варианта, в данном случае, танка и внесение важных дополнений и изменений в его отдельные узлы или агрегаты. При этом принципиальные конструктивные особенности остаются без изменения.

Танк КВ-85. Переходная модель от танков серии КВ к танкам ИС

После прекращения производства КВ-2, разработчики тяжелого танка продолжали трудиться над созданием новых модификаций, но среди двух десятков вариантов, получивших серийное обозначение, нет ни одного интересного.

Таким образом советский тяжелый танк КВ-2, обладая рядом достоинств и недостатков помог разработчикам последующих моделей.

С появлением у немцев в 1943 г. новых тяжелых танков Тигр у советских войск вновь появилась настоятельная потребность в аналогичных машинах. Была активизирована работа по усовершенствованию КВ-1, получившего новую 85 мм пушку и наименование КВ-85.

После выпуска 130 единиц этой «переходной» модели началось производство тяжелого танка ИС-2, оснащенного мощной 122 мм пушкой. Даже немцы вынуждены были признавать новый танк достойным противником Тиграм и Пантерам.

Конструкция советского тяжелого танка

Согласно ТТХ КВ-2, он стал практически первым советским тяжелым танком. Ведь основной недостаток начального варианта КВ — слабая огневая мощь — не позволял дать боевой машине удовлетворительную оценку. Требовалась доработка.

Установка 152 мм гаубицы решила проблему слабой огневой мощи.

Установка 152 мм гаубицы решила эту проблему. Вносились изменения, связанные с живучестью танка. Броневая защита корпуса и башни постоянно совершенствовалась и в серийном варианте позволяла выдержать любые удары.

Забегая вперед, можно вспомнить оценки, которые получал КВ-2 от немцев. Их удивлению не было предела, когда после боя на одном из КВ-2 насчитали 70 попаданий от снарядов 55 мм и 75 мм пушек. Ни один из них не пробил броню. Уничтожить танк можно было только если, перебив гусеницу, заставить экипаж покинуть машину.

На танк устанавливались башни двух вариантов. Первый называли «КВ с большой башней». Во втором варианте применялась пониженная башня меньшей массы. Но в том и другом случае лобовая броня достигала 75 мм.

Серийный танк КВ-2 направлялся в войска для усиления подразделений легких и средних танков. Главной его задачей в условиях боевых действий был прорыв сильно укрепленных оборонительных полос противника, уничтожение огнем прямой наводкой ДОТов, ДЗОТов и броневой техники.

Потрясающий анимационный фильм-реконструкция: «Колобанов. Бой под Войсковицами». Авторы фильма дизайн студия «Дар»

Книга о подвиге Колобанова.

«По­двиг тан­ки­ста» – кни­га о ге­рое оте­че­ствен­ной вой­ны Зи­но­вии Гри­горь­е­ви­че Ко­ло­ба­но­ве. По­дроб­но рас­ска­зы­ва­ет о бое ро­ты из пя­ти тя­же­лых тан­ков под его ко­ман­до­ва­ни­ем на под­сту­пах к Крас­но­гвар­дей­ску. Из­да­ние бо­га­то ил­лю­стри­ро­ва­но изоб­ра­же­ни­я­ми штаб­ных опе­ра­тив­ных карт. До­пол­не­но ана­ли­ти­че­ски­ми ма­те­ри­а­ла­ми и фо­то­гра­фи­я­ми. Кни­га бу­дет ин­те­рес­на как ши­ро­ко­му чи­та­те­лю, так и спе­ци­а­ли­стам-ис­то­ри­кам. Автор книги Александр Степанов.

Медаль Колобанова в игре world of tanks

Медаль Колобанова — это одна из самых желанных наград в World of Tanks. Для получения необходимо остаться в бою в одиночку против пяти соперников и победить.

Также читайте статью: «Вездеход» — первый русский танк или машина Пороховщикова

Захваченный немцами КВ-6 из 124тбр.

попытка ремонта

Фото № 70
оборотка

Хорошо просматривается камуфляж на левой стороне башни.

Вероятно это одна из первых фотографий данного танка у немцев т.к. на всех остальных фотографиях присутствуют дома и крайне мало леса.

Фото № 71

Прекрасно видны повреждения первого и второго катков.

Фото № 74(1)
Фото № 74(2)

Фото № 74(3)

Фотографии № 74(1) и № 74(2) сделаны с одного негатива, но в и-нете существуют разные варианты.
По фото № 74(1):

Второй танк (пришел на буксире).

Хорошо виден дальний план — крыши домов.
Вывод: территория на которой стоят эти два танка находится на пригорке.
По фото № 74(3): (Картинка увеличена в 3 раза!)

Ракурс съемки идентичен двум другим фотографиям.

На снимке виден третий(!) танк. Однозначно можно сказать, что это не экранированный КВ.

Если допустить, что это некая рем.база то этот КВ вполне может оказаться с другого участка Лен.фронта. (т.е. его принадлежность к 124тбр. однозначно определить нельзя!) Кроме того, если танк в рем.зоне и первые два танка достаточно легко ввели в строй то что помешало восстановить и третий танк?

Фотография шла в едином блоке с фото № 78(2)

Фото № 75(1)

Фото № 75(2)

Ремонт в полевых условиях.

Существует мнение-предположение о том, что на фото № 75(2) видны русские танкисты.
Насколько это верно не могу судить, ведь с той же долей допуска это могут быть и немецкие танкисты.
В любом случае, точный ответ дадут документы или воспоминания участников событий.
Например, если будет найдено сообщение о том, что были захвачены члены экипажей и их привлекли к починке танков, то все однозначно встанет на свои места.

Фото № 78(1)
оборотка

Фото № 78(2)

По фото № 78(1): Возможно на фото танк до ремонта, но….. (см. рассуждения ниже).

Повреждения и камуфляж башни указываю на то что это тот-же самый танк что и на предыдущих фотографиях.

Дом справа напоминает дом на фото № 75.

Дом с трубой косвенно указывает на промышленный район или на котельную.
По фото № 78(2): (Картинка увеличена в 3 раза!)

На снимке запечатлен процесс ремонта ходовой части (отсутствует каток). Но при этом виден легкий снежок, покрывающий землю.

Ракурс съемки почти точно совпадает со снимком № 78(1).

Фотография шла в едином блоке с фото № 74(3)

Фото № 79

Фотография имела подпись «Красное Село» (этому верить? и какой это КВ (из двух)?).

Тактико-технические характеристики Танка КВ-1

Для 40-х годов 20 века конструкция и технические характеристики КВ-1 считалась передовыми. Отказ от многобашенности привел к увеличению проходимости и динамических качеств машины. Конструкция танка считается классической для данного вида машин. В задней части расположен дизельный двигатель и боекомплект с запасом в 50 снарядов. В средней части расположился экипаж из 5 человек и башня (в модификациях установлена командирская башенка). На башне установлено главное орудие калибра 76 мм и 3 пулемета.

76 мм
калибр главного орудия КВ-1, установленного на башне

Корпус и башня танка

Корпус танка выполнен из катаной стали, которая обеспечивает уменьшение толщины брони по сравнению с обычной сталью с учетом сокращения массы и бронепробиваемости. Бронирование частей корпуса составляло:

  • верхняя часть лобового корпуса −75 мм;
  • средняя часть корпуса — 60 мм;
  • нижняя часть корпуса — 75 мм;
  • бортовая часть — 75 мм;
  • задняя часть (корма) — 60-75 мм;
  • днище имело толщину 30-40 мм;
  • крыша корпуса — 30-40 мм;
  • маска орудия — 90 мм;

Корпус сварен стальными швами с бронированием управления.

Общее бронирование корпуса по сравнению с конкурентами тяжеловесами иностранного производства аналогично, однако с учетом подвижности и динамики КВ-1 модель превосходила конкурентов в классе.

Пробиваемость танка противотанковыми средствами противника отсутствовала. В период Великой Отечественной войны силы вермахта пробивали танки КВ-1 только с помощью зенитных орудий калибра 88-мм. Стандартные противотанковые средства противника причиняли вмятины, но пробитие или контузия экипажа не происходила.

КВ-1 в музее

Бронирование днища позволяло выдерживать подрыв противотанковых средств (мин) среднего размера без тотального уничтожения машины. В 1943 году с появлением танков «Тигр», оснащенных орудием в 88-мм пробитие стало возможным на дистанциях в 1,5-2,5 километра. Появление этих вражеских моделей завершило модернизацию и производства модификаций КВ-1.

Вооружение

Вооружение танка составляют — орудие калибра 76 мм. Пушка в 1940-1942 годах способна пробить броню имеющихся вражеских машин, но с появлением в наличии вермахта «Тигра» и «Пантеры». Пробиваемость орудия составила 200 мм катаной гомогенной стали — этого показателя достаточно для уничтожения средних танков вермахта и его сателлитов. Боекомплект орудия составил 111 выстрелов.

111
выстрелов составляет боекомплект основного орудия

Кроме орудия танк обладал тремя пулеметами калибра 7,62 мм. Два расположены в передней части, один сзади башни. Комплект выстрелов к каждому пулемету составлял 900 патронов. Они предназначались для борьбы с легкой бронированной и автомобильной техникой и для поражения живой силы противника. Экипажу в комплекте полагалось наличие сигнального пистолета и 4 ручных гранта для самообороны.

Пушка ЗИС — 5 на КВ-1

Двигатель, трансмиссия, ходовая часть

На тяжелый танк при разработке впервые поставили дизельный двигатель с объемом в 39 литров и мощностью 500 лошадиных силы. Во время Великой Отечественной войны устанавливался мотор с объемом в 46 литров и аналогичными силовыми показателями.

Двигатель с объемом в 39 литров и мощностью 500 лошадиных сил.

Трансмиссия представлена пятиступенчатым механическим агрегатом. Эта деталь аналогична тракторным коробкам передач. При эксплуатации трансмиссия наряду с ходовой частью вызывала нарекания у танкистов своими выходами из строя. Ходовая часть представлена 6 стальными штампованными катками.

После 1941 года технология производства усовершенствована и представлена литой сталью. Очень важным оказалось, сколько весит танк КВ. При эксплуатации катки слетали с гусениц в результате их деформации, после прохождения 100-150 километров высока вероятность обрыва гусениц. Удельный вес танка КВ-1 уничтожал дорожное полотно.

Двигатель КВ-1

Средства наблюдения и прицелы

В качестве наблюдения танк имел панорамный обзор для командира танка, который обладал 2,5 кратным увеличением и круговым обзором на 26 градусов. Механик — водитель обладал смотровой щелью и перископом эффективность которого в ходе боев не подтвердилась. Также имелся триплекс для дополнительного обзора.

Для ведения огня из закрытых позиций машина оснащалась прицелом для орудия, которые имели подсветку при стрельбе ночью.

Прицелы КВ-1

Средства связи

К средствам связи относилась радиостанция трех модификаций и внутренними переговорными устройствами, встроенными в шлемофон танкистов, предусмотренные для 4 членов экипажа. Станция работает на частотах от 3,75 до 6 МГц и обладает дальностью в 25 километров. Имеется возможность работы в телеграфном режиме с увеличением дальности работы до 30 километров.

Радиостанция КВ-1

История создания

Ранее в качестве огнемётных использовались танки Т-26 (ОТ-26, ОТ-130, ОТ-133), однако слабое бронирование делало их уязвимыми на поле боя.

Первый вариант огнеметного КВ был разработан уже летом 1941 года и получил обозначение КВ-6. От КВ-1 отличается наличием огнемёта АТО-41 вместо пулемёта ДТ, и 110-литровым баком с огнесмесью, размещенным в боевом отделении.

Был организован выпуск этих машин на Кировском заводе, но из-за блокады Ленинграда выпустили ограниченную серию. Несмотря на то, что общее количество собранных машин неизвестно, 4 машины имелись в сформированной в сентябре 1941 года в Ленинграде 124-й танковой бригаде полковника Н. Родина и активно использовались в боях на ленинградском направлении.

КВ-13 – машина, опередившая время лет на сто

Трудно в это поверить, но уже с начала 1942 года в Челябинске пытались создать бронетехнику с дизель-электрическими силовыми установками, своеобразные тепловозы на гусеницах.

Взрыв редкой российской авиабомбы показали на видео

Сам проект КВ-13 был оригинальным во всех отношениях. По массе он должен был соответствовать среднему танку, а по бронезащите – тяжелому. Практически это удалось реализовать уже после войны – в танке Т-54. Первый прототип КВ-13 изготовили весной 1942 года, дальше шла его доработка и даже кардинальная переработка.

В июне 1944 года вышел приказ Государственного комитета обороны и Наркомата танковой промышленности, который положил начало практическим работам по созданию танка с электромеханической трансмиссией. Начались работы над “Объектом 253”. Базой служил танк КВ-13.

Электротрансмиссия, как ожидалось, должна была обеспечить более высокую подвижность боевой машины, улучшить ее приемистость и управляемость.

Основой силовой установки “Объекта 253” стал дизельный двигатель В-12У мощностью 700 л.с. Он соединялся с главным генератором ДК-305А. В состав электрических систем перспективного танка вошел еще один генератор, СГ-1А. Задачей этого трехфазного генератора была выработка тока для питания вентиляторов охлаждения дизеля и тяговых электродвигателей, а также для питания агрегата подзарядки аккумуляторов. Для питания цепей возбуждения генераторов СГ-1А и ДК-305А, а также для энергоснабжения иных агрегатов танк получил два генератора постоянного тока Г-73.

Военная хитрость: как 375 красноармейцев разбили более 4 тыс. басмачей

Для передвижения “Объекта 253” использовались тяговые электродвигатели ДК-302А и ДК-302Б мощностью по 164 кВт, передающие крутящий момент на ведущие колеса через бортовые редукторы. Мощность двигателей предлагалось менять путем регулирования силы тока в обмотке возбуждения главного генератора.

Конструкторские идеи представлялись вполне реализуемыми. Увы, элементная база и общий технологический уровень отечественной промышленности того времени были далеко не на самом высоком уровне. Электрическая трансмиссия получилась работоспособной, но слишком большой по габаритам и тяжелой. Так, общая масса всех агрегатов электротрансмиссии достигла 3850 кг, в то время как чисто механическая трансмиссия танка ИС-2 весила 980 кг. А общая масса “Объекта 253” дошла до 54 тонн.

Было ясно, что “электрический танк” до серии не дойдет. Но поражает скорость реализации совершенно прорывных идей. Разработка “Объекта 253” началась в июне 1944 года, а строительство опытного танка завершилось в уже ноябре того же года. Танк-прототип прошел около 10 км и остановился из-за поломки электрооборудования. Остановка стала вечной. Не спасло проект даже то, что “электрическому танку” дали имя ИС-6.

Российские танки были и остались лучшими в мире

К идее танков с электромеханической силовой установкой конструкторы возвращались на протяжении всей второй половины ХХ века. Ничего не получилось. Вполне возможно, лишь танки четвертого поколения в середине XXI века станут действительно электрическими.

А символом танкостроителей Кировского завода стал тяжелый ИС-2 – настоящий танк Победы в Великой Отечественной. Разработал его, увы, мало кому известный инженер Николай Федорович Шашмурин. Он не искал славы, всегда был в тени официально великих танковых конструкторов – Котина и Духова. Но именно Шашмурин был той рабочей лошадкой, благодаря усилиям которой появились действительно лучшие тяжелые танки Советского Союза.

«О танке КВ-5.

Директору Кировского завода

т.Зальцману:

1. Спроектировать и изготовить к 10 ноября 1941 года танк КВ-5. Разработку конструкции корпуса танка и штампованной башни произвести совместно с конструкторами Ижорского завода исходя из следующих основных характеристик КВ-5:

а) броня — лобовая 170 мм, борт — 150 мм, башня — 170 мм;

б) вооружение — 107 мм пушка ЗиС-6;

в) двигатель — дизель мощностью 1200 л.с.;

г) ширина не более 4200 мм.

Предусмотреть при конструировании возможность транспортировки по железной дороге при всех условиях движения.

К 15 июля 1941 года изготовить и подать на Ижорский завод чертежи на корпус и башню КВ-5. К 1 августа 1941 года предъявить на утверждение в НКО СССР и ГАБТУ КА макет и технический проект КВ-5. Учесть, что Ижорский завод обязан изготовить и подать на Кировский завод к 1 октября 1941 года корпус и башню КВ-5.»

Работы по данной машине начались в самый канун войны — в июне 1941 года. Новая машина получила заводской шифр — Объект 225. Старшим инженером по проектированию танка назначили талантливого конструктора Н.Цейца. Который являлся одним из старейших работников СКБ-2. Кроме него в группу проектирования вошли К.Кузьмин (разработка корпуса), Л.Сычев (башня и вооружение), Н.Федорчук (ходовая часть).

В результате их работы получился довольно необычный, и главное, очень мощный танк, не имевший на то время аналогов в мире. Корпус КВ-5 имел, довольно, небольшую высоту — всего 920 мм, Из-за этого механика-водителя и пулеметчика пришлось помещать в специальные башенки, которые, тем не менее, обеспечивали им очень хороший обзор. Башню спроектировали, просто, огромную, ромбовидной формы. В ней находились: командир танка, наводчик и заряжающий

Хочу обратить внимание на то, что командир танка получил командирскую башенку, что так же, серьёзно улучшало обзорность из этой машину (хочу напомнить, что недостаточная обзорность была бичом всех наших машин времён войны). КВ-5 имел очень солидный диаметр погона башни — 1840 мм, что должно было в будущем положительно сказаться на модернизации танка

Кроме того, огромная башня, естественно, имела и большой внутренний объем, что обеспечивало всем членам экипажа нормальные условия работы. Таким образом, на КВ-5, так же, должен был быть устранён один из самых распространенных недостатков наших танков – полное игнорирование удобства работы экипажа. Бронирование танка было очень мощным — 150-180 мм. Для сравнения, у ИС-2 лобовая броня была всего 120 мм.

По мере работы в проект было внесено целый ряд корректив. Отказались от изготовления башни путём штамповки, и приняли на вооружение более традиционную технологию – сварку. Из-за того что в СССР ни как не удавалось до вести до ума дизель мощностью 1200 л.с. На танке КВ-5 была предусмотрена установка двух обычных двигателей В-2К, имевших мощность 600 л.с. Эти моторы в танке размещались параллельно.

Отдельно нужно сказать о пушке ЗиС-6. Это был ещё один шедевр Грабина, который давал танку КВ-5 невероятную огневую мощь. Что и говорить, если 107 мм пушка КВ-5 была способна пробивать любую броню любого существующего на тот момент танка с дистанции 1500 метров.

В августе 1941 года проект танка КВ-5 был полностью завершен, и даже начались работы по изготовлению отдельных узлов и агрегатов. Но быстрое продвижение немцев к Ленинграду, положило конец всем работам по нашему «вундерваффе». Кировский завод прекратил все работы по опытным образцам техники и был вынужден бросить все силы на изготовление серийной продукции — танков КВ-1. Самая поздняя дата, обнаруженная на сохранившихся чертежах КВ-5, — 15 августа 1941 года. В это время бои шли уже под Лугой и Красногвардейском.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector