Оружие первой мировой войны 1914-1918 кратко

Танк-туалет и голубиная почта

Маленький Вилли

Первые танки не были образцом комфорта. Как говорил один из командиров английского танка Первой Мировой, бывший моряк, — такой танк на ходу качало, как боевой катер в шторм. Тем более что во время боя температура внутри поднималась до 50, а иногда и 70 градусов по Цельсию, поэтому тепловой удар и галлюцинации преследовали экипажи на каждом шагу. Да и окошки для наблюдения часто разбивались, и ранили танкистам глаза осколками.

Связь осуществлялась тоже специфически — для нее в танках держали клетки с почтовыми голубями, правда птицы часто умирали от жары, и тогда использовали гонцов-пехотинцев, что конечно было очень неудобно и опасно.

Само название «танк» появилось из-за того, что разработка боевой машины велась в обстановке строжайшей секретности, и по железным дорогам технику перевозили под видом самодвижущихся топливных баков, предназначенных для русской армии

На них даже писали кириллицей, правда с ошибкой «осторожно Петрограа». Одним из первоначальных названий для боевых машин был «water carrier» — «резервуар для воды» или «водовоз», что полностью отражало маскировочную легенду

Но тут выяснилось, что аббревиатура «WC» в английском языке соответствует общеупотребимому выражению «water closet» — то есть туалет с водяным смывом.

Сидеть в кабинете под такой вывеской и постоянно отбиваться от желающих облегчиться никто не хотел, и тогда появилось слово «tank» (бак).

Французские танки

Придуманный Уэллсом термин «сухопутный броненосец» оказался популярным не только в Великобритании. Его использовал, в частности, полковник Жан Батист Эжен Этьен (Jean Baptiste Eugene Estienne), направив в конце 1915 года генералу Жоффру, главнокомандующему французской армии, предложение о создании новой боевой машины, предназначенной для прорыва вражеской обороны. Эта инициатива получила полное одобрение.

Следует отметить, что во Франции хорошо знали о том, что в Англии планируют использовать гусеничные трактора Холта в военных целях. Эжен Брилье, главный конструктор компании Schneider-Creusot, сам наблюдал за испытаниями этих машин в начале 1915 года. После возвращения во Францию он приступил к разработке бронированной модификации одного из таких тракторов – малогабаритного Baby Holt. Но полковник Этьен полагал, что следует использовать более длинное шасси, и его мнение в конечном счете возобладало.

Первый французский танк получил название Char d’Assault-1 (CA-1), что можно перевести как «штурмовая колесница». Спроектировали его всего за два дня: 20 декабря 1915 года Этьен побеседовал с Брилье, а 22 декабря чертежи уже были готовы.

Французский танк Schneider CA-1.

При взгляде на CA-1 хорошо заметно, что он во многом похож на «маленького Вилли». Это вполне естественно, если учесть, что использовано одно и то же гусеничное шасси. Но если англичане затем отказались от него, то французы подвергли эту исходную основу сравнительно небольшим изменениям. Причин этого было две:

  1. Французским конструкторам приходилось «догонять» – работы в Британии начались намного раньше. Времени на переделку шасси просто не было.
  2. Полковник Этьен рассматривал новую машину прежде всего как мобильный носитель артиллерийского орудия, а не средство буквального «продавливания» оборонительных линий.

Получившийся в результате CA-1 оказался, пожалуй, самым неудачным из всех танков Первой Мировой войны. Размещение пушки в передней лобовой части, причем даже не по центру, а с правой стороны, резко огранило угол обстрела. Это обозначало, что в ходе боя танк придется то и дело поворачивать всем корпусом в сторону цели. Носовой выступ, предназначенный для прорыва проволочных заграждений, оказался слишком тяжелым, машина «клевала носом» при движении.

В дальнейшем танк, созданный компанией Schneider, попытались улучшить. Были разработаны модификации, получившие название CA-2 (облегченная машина с 47-мм орудием) и CA-3 (вариант с усиленным бронированием и более мощным двигателем), но успеха добиться не удалось – исходный проект оказался тупиковым.

Восстановленный французский танк «Сен-Шамон».

Как и CA-1, «Сен-Шамон» представляет собой скорее самоходную артиллерийскую установку, чем танк. Правда, орудие на сей раз установили по оси машины, что всё же несколько лучше.

Проходимость и маневренность «Сен-Шамона» были не на высоте. Танк оказался слишком тяжелым для своего двигателя и непомерно длинным. Последнее во многом было связано с размещением в задней части машины дублирующего поста управления. В ходе «доводки» конструкцию танка пришлось упростить, заменив поворотные башенки командира и водителя на обычные бронеколпаки. Кроме того, были сняты экраны, защищавшие ходовую часть.

В итоге и CA-1, и «Сен-Шамон» оказались явно хуже своих английских «собратьев». Но полковнику Этьену всё же удалось взять реванш – ведь именно он стал инициатором создания лучшего и самого перспективного танка Первой Мировой войны – Renault FT-17.

Впервые Этьен повстречался с Луи Рено еще до того, как обратился к услугам компании Schneider. Но в декабре 1915 года этот предприниматель отказался участвовать в создании танков, сославшись на полное отсутствие какого-либо опыта этой сфере. Но в июле 1916-го Этьен всё же смог переубедить Рено. На этот раз речь шла о создании несколько иной машины, а именно простого по конструкции лёгкого танка, на который можно было бы поставить обычный автомобильный двигатель.

В качестве исходной «базы» был использован CA-2, разработанный ранее инженерами компании Schneider, однако конструкцию все же пришлось в значительной степени переделать. Автором проекта новой боевой машины стал Родольф Эрнст-Мецмаир, однако в работах, особенно на начальном этапе, активно принимал участие и сам Луи Рено. Результатом этих усилий стал первый в мире танк классической компоновки.

Пулеметный вариант французского легкого танка Renault FT-17.

«Война наций»Почему на обложке Battlefield 1 чернокожий солдат?

Первая мировая война называется «мировой», потому что в нее включился действительно весь мир. Две противоборствующие стороны: Антанта в лице Англии, Франции и России с одной стороны и Германия, Австро-Венгрия и Османская империя с другой, обладали множеством заморских колоний и, когда гром грянул по-настоящему, на европейском театре военных действий потребовалась их помощь. Со всего мира в Европу потянулись транспорты с солдатами. Под Верденом, Ипром, во Франции, Бельгии и Германии бок о бок сражались австралийцы и индийские гуркхи, тунисцы и африканские негры, пакистанцы и полинезийцы и еще многие и многие нации.

Первую мировую современники называли «войной наций», и это было чистой правдой. Только в рядах французской армии сражались 450 000 новобранцев из Западной и Северной Африки. Во вступившем в активные боевые действия во Франции в 1918 году Экспедиционном корпусе армии США из миллиона солдат 200 000 были афроамериканцами. Французы привлекали на войну тунисцев и сенегальцев, британцы — индусов, гуркхов, пакистанцев и представителей других народов британского доминиона. Помимо этого боевые действия шли и в колониях: Египте, Палестине, Восточной Африке.

Солдаты из колоний были настоящим ужасом для противника: их представляли кровожадными дикарями, поедателями детей, насильниками и грабителями. Но на самом деле они умели сражаться отчаянно, зачастую оказывая решающее влияние на исход сражений. Именно после Первой мировой гуркхские стрелки и французский «Иностранный легион» получили свою легендарную славу. Все бы ничего, если бы непривычные к европейским зимам африканцы не умирали сотнями от обморожений и чуждых им болезней.

Кроме того, Первая мировая захватила собой все население воюющих сторон: если раньше война была уделом лишь профессиональных военных, то теперь она стала общенародной. Тысячи добровольцев выстраивались в огромные очереди, чтобы записаться в действующую армию.

Общественные организации набирали собственные подразделения — так появились «1000 Sportsmen» в Англии, пехотные взводы из игроков регбийных клубов; роты стрелков-спортсменов; добровольные итальянские штурмовые батальоны «Ардити», чьим лозунгом был «Или победим, или все умрем!» — их задачей было первыми врываться во вражеские траншеи и подавлять пулеметные гнезда. Жили эти храбрецы, как правило, недолго.

Модернизация британских танков

Первые танки Первой мировой войны модернизировались уже по ходу боевых действий. Танки «Марк-1» больше в боях не использовались, потому что сразу в конструкцию начали вносить изменения. Что удалось усовершенствовать? Понятно, что в условиях продолжения боевых действий моментально улучшить конструкцию танков не представлялось возможным. К зиме 1917 года началось производство моделей «Марк-2» и «Марк-3». Эти танки имели более мощную броню, которую обычный снаряд уже пробить не мог. Кроме этого, на танки были установлены более мощные орудия, что постепенно повышало эффективность их боевого использования.

В 1918 году началось серийное производство модели «Марк-5». Танки Первой мировой войны постепенно становились более боеспособными. Например, управлял танком теперь только водитель. Улучшились технические характеристики скорости, потому что инженеры установили новую коробку передач на четыре скорости. В этом танке уже не была температура внутри настолько высокая, потому что установили систему охлаждения. Мотор уже в некоторой степени отделялся от основного отсека. Командир танка находился в отдельной рубке. Также оснастили танк очередным пулеметом.

Британские танки Первой мировой войны

За время войны английские инженеры создали несколько моделей бронемашин. Первый вариант получил название «Марк-1». «Боевое крещение» состоялось 15 сентября 1916 года во время битвы на Сомме. Первые танки Первой мировой войны были еще технически «сыроватые». По плану необходимо было использовать в бою 49 танков. Из-за технических проблем 17 танков не смогли принять участие в сражении. Из 32 танков 9 смогли прорвать немецкую оборону. После первого боя сразу стали видны проблемы, которые надо было устранить:

— Броня должна быть более крепкой. Металл танка «Марк-1» мог выдержать попадание пуль и осколков от снарядов, но в случае прямого попадания снаряда по машине экипаж был обречен.

— Отсутствие отделенного от «салона» машинного отделения. Во время движения температура в танке была 50 градусов, все выхлопные газы также шли в салон.

Что мог этот танк? В принципе, пока еще немного: преодолевать проволоку и траншеи шириной до 2 метров 70 сантиметров.

Танк Т-34 («тридцатьчетверка»)

Разработан конструкторским бюро Харьковского паровозостроительного завода перед войной. Руководил созданием будущего шедевра отечественной танковой промышленности Михаил Кошкин. Боевая машина была быстроходной, ее отлично защищала наклонная броня. Кроме того, танк оснастили производительным дизельным двигателем на 500 «лошадей» и орудием 76 калибра. Трансмиссия отличалась широкими гусеницами.

В целом, конструкция боевой машины была простой и технологичной. Поэтому военной промышленности удалось наладить ее серийное производство очень быстро. К середине 1942 году выпустили 15 тысяч машин, а всего за военное время в СССР произвели свыше 84 тысяч танков разных модификаций.

Гитлеровцы смогли оценить советское творение уже в первых боях, они испытали сильный шок. Фашистские танки не могли сравниться с «тридцатьчетверкой» в проходимости. Кроме того, фашисты прозвали свою пушку 37 калибра «тук-тук», потому что снаряды попадали по защите советской машины и отскакивали. Они превосходили немецкие танки практически во всем: в толщине брони, проходимости, скорости и ударной мощи. Встреча с нашими Т-34 для немецких танкистов означала одно – очень вероятное поражение.

К недостаткам машины можно отнести сложности в пользовании оптикой, малую площадь боевой рубки и отсутствие радиосвязи. Из-за малой площади боевого отделения командир танка должен был исполнять обязанности и наводчика.

Слабым звеном была и трансмиссия. Она находилась в специальном отделении в корме. Поэтому карданный вал оказался лишним. Основная роль была у тяг управления, длиной 5 метров. Поэтому механику-водителю было сложно управлять машиной. Во избежание поломки трансмиссии танки нередко шли в бой на единственной передаче, установленной заранее.

Индейцы-шифровальщики Передачи данных, которые было невозможно взломать

Первая мировая доказала эффективность новых методов связи: телеграфа и радио. К началу XX века технический прогресс позволил передавать большие массивы данных на огромные расстояния с невиданной доселе скоростью. Это выводило качество управления войсками на совершенно новый уровень. Стоит ли говорить, что большинство приказов, донесений и рапортов носило совершенно секретный характер и все воюющие стороны прикладывали огромные усилия, чтобы перехватить и расшифровать эти послания? Особенно в этом отличились немцы, которые к середине войны уже раскусили большинство шифров союзников и получали всю нужную им разведывательную информацию из первых рук.

К моменту прибытия в воюющую Европу американцев проблема защиты информации так и не была решена. Изобретательные янки вышли из с ситуации с потрясающим изяществом: они привлекли для работы радистами индейцев из племени чокто, которые надиктовывали друг другу все важные приказы на своем родном языке. До конца войны немцы так и не смогли его расшифровать.

Авиация

С того момента, как братья Райт запустили свой самолет в воздух, военные умы начали размышлять о военном применении воздушных судов. Наиболее популярным бипланом у британской авиации был самолет Авро-504, принятый на вооружение в 1913 году. Именно этот самолет участвовал в налете на ангары германских дирижаблей, что стало первым военным использованием авиации. Изначально авиацию (в том числе и дирижабли) использовали в разведывательных целях, но позже нашли применение и в качестве бомбардировщиков, используя в качестве сбрасываемого материала небольшие ручные бомбы или острые колющие предметы, которые были эффективны против скопления людей.

Боевое применение

После того как в конце 1916 года машина была показана военным, она их полностью удовлетворила. Тем более что первые танки уже были применены на Сомме и проявили себя в высшей степени удачно. После чего русское военное руководство задумалось о том, что неплохо бы было иметь такой вид боевых машин. Таким образом, танк Пороховщикова оказался для российской армии очень кстати. Был сразу дан заказ Пороховщикову на выпуск 100 танков. Производство их было развёрнуто на заводе Пороховщикова в Петрограде.

К февралю 1917 года было построено 20 машин. Когда грянула революция, танки получили своё первое боевое крещение, что прискорбно, не против врагов России, а против своего народа. В ходе мятежа в Петрограде все 20 танков выехали на улицы города и участвовали в его подавлении.

К началу летнего наступления на германском фронте 1917 года в войска поступило 63 машины, которые были собраны в броневой полк. Большего количества машин Пороховщиков выпустить не смог по причинам перебоев с поставкой силовых агрегатов. Но даже этого количества танков хватило для взламывания германского фронта и развития наступления на Запад.

После сверхудачного боевого опыта применения танков, военное министерство разместило заказ на изготовление сразу 1000 боевых машин. А их производство, кроме завода Пороховщикова, было размещено ещё на заводе Руссо-Балт.

В 1917 году Пороховщиков подготовил пушечную модификацию своей машины. В достаточно просторной башне была размещена 47 мм пушка Гочкиса.

47 мм пушка Гочкиса

Битва при Сомме и дебют английских танков

Марк I

Что же представлял из себя Большой Вилли? Это был тридцатитонный стальной ящик на ромбовидных гусеницах, длинной в восемь и высотой в два с половиной метра. Он не имел привычной нам вращающейся башни, так как считалось, что она сделает танк слишком заметным, поэтому вооружение было установлено в спонсонах по бортам машины.

Первые английские танки разделялись на «самцов» и «самок». «Самцы» имели две 57-мм пушки, «самки» же — только пулеметы. Броня была противопульной, доходила до десяти миллиметров. Ну, а скорость танк развивал просто «гоночную» — 6,4 км в час по шоссе.

Но и неповоротливость, и малая броня не помешали танкам до смерти напугать немецких солдат в битве при Сомме 15 сентября 1916 года, когда 32 боевые машины атаковали вражеские укрепления, разрывая колючую проволоку, ужасно грохоча, и расстреливая солдат противника из пушек и пулеметов.

Хотя тут же выяснились и минусы быстрого введения танков в эксплуатацию — ведь изначально их было 49, но 17 сломалось еще до начала битвы. А из 32, ушедших в атаку, 5 застряло в болоте, а 9 просто сломалось без участия противника. Тем не менее, дебют посчитали отличным, и всего за время войны было создано 3177 танков Mark различных модификаций.

Первая мировая война и противотанковые рвы

Наиболее эффективным средством, как это ни удивительно, в Первую мировую войну оказались… противотанковые рвы! Их копали такой ширины, чтобы танк, попав в такой ров, не мог бы из него выбраться. Танки останавливались перед этим препятствием и вот тут-то их, неподвижных, и расстреливала артиллерия. Сначала англичане решили такие рвы засыпать. Для этого они придумали крепить на свои огромные фашины — связки хвороста, которые устанавливались на специальные рельсы им на крышу.

Танк подходил ко рву вплотную, танкисты вылезали из танка, скатывали фашину в ров, и… спокойно через него переезжали. Если глубина было порядочной, то свою фашину туда же сбрасывал второй танк, а за ним и третий.

Немцы стали делать рвы глубже, но тогда англичане свои танки начали строить длиннее. Появились даже танки «Тедпол тейл» — «хвост головастика» с удлиненными гусеницами в задней части, длина которых превышал 7 м. К концу войны планировались танки длиной до 13 м, что настолько увеличило бы объем земляных работ, что они стали бы просто бессмысленными!

Применялась против танков даже авиация! Аэропланы пикировали на танки и обстреливали их бронебойными пулями сверху, где их броня была тоньше. На них сбрасывали мелкие бомбы и острые стальные стрелы. Падая с большой высоты, они опять-таки легко пробивали тонкую верхнюю броню, вот только внутри особых поражений не наносили.

То есть, если такая стрелка не поражала кого-нибудь из членов экипажа или двигатель, то и толку от ее применения не было никакого! Так что, как видите, бороться с танками в годы Первой мировой войны было не так-то и легко.

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо

Китайцы создали танк из гильз

Чудовищная война — чудовищные пушки

Промышленность постепенно подстроилась к нуждам фронта и начала поставлять необходимое оружие. Особенно своей чудовищностью выделялись орудия, которые были столь тяжелы, что их монтировали прямо на рельсах, по которым они и передвигались.

Одна такая пушка калибром в четыреста миллиметров в 1917 году снарядами весом до тонны за несколько выстрелов похоронила заживо казалось бы непробиваемый немецкий блиндаж. Солдат раскопали лишь через двадцать лет.

Конечно, Германию и ее союзников победили не новыми танками и пушками, а прежде всего производственными и экономическими преимуществами — к примеру, перед концом войны на 3177 танков только англичан приходился всего 21 немецкий. А ведь были еще и французские машины.

Первая Мировая война была страшным действом, в сражениях которой погибли миллионы, развалилось несколько империй и были применены ужасающие виды оружия. Разумеется, все это померкло, когда наступила Вторая Мировая война, но это уже совсем другая история.

Предпосылки для Первой мировой

Если посмотреть на то, с каких позиций страны оказались вовлечены в Первую мировую войну 1914−1918, причины, по сути, будут лежать на поверхности. Англия, Франция и Австро-Венгрия в начале двадцатого века стремились к переделу мировой карты. Основной причиной этого являлся крах колониализма и процветания только за счёт собственных сателлитов. Главные европейские державы были поставлены перед непростым выбором, так как важные для экономики и процветания страны (в первую очередь, её элиты) ресурсы теперь невозможно было отнимать у Индии или Африки.

Единственное возможное решение таилось именно в военных конфликтах за сырьё, рабочую силу и территории для жизни. Основные конфликты, разгоравшиеся на почве территориальных претензий были следующими:

  • Борьба за Балканский полуостров — за контроль над регионом спорили Германия, Австро-Венгрия и Россия.
  • Территориально-ресурсные споры между Германией и Францией, где основными предметами противостояний являлись Эльзас и Лотарингия, потерянные Францией во время франко-прусской войны и крупный угольный бассейн в Сааре (он впоследствии перешёл под управление Лиги Наций и пробыл под её управлением вплоть до 1935 года).
  • Конфликты России с Германией и Австро-Венгрией — Россия пыталась получить контроль над Босфором, Германия и Австро-Венгрия — отхватить территории Польши, прибалтийские земли и территории современной Украины.

С чего началась война

Очень однозначно можно сказать, когда началась Первая мировая война (ПМВ). В конце июня 1914 года, на территории Боснии и Герцеговины в городе Сараево был убит наследник Австро-Венгерской империи Франц Фердинанд. Это была провокация со стороны австрийцев и при активном участии британских дипломатов и прессы, повод для эскалации конфликта на Балканах.

Убийцей был сербский террорист, член экстремистской организации «Чёрная Рука» (иначе называемая «Единство или смерть») Гаврило Принцип. Эта организация, вкупе с другими подобными подпольными движениями, пыталась распространить националистические настроения по всему Балканскому полуострову в ответ на аннексию Боснии и Герцеговины в 1908 году, которую провела Австро-Венгрия, положив начало боснийскому кризису.

На счету таких формирований уже было несколько покушений как удачных, так и неудачных, на видных политических деятелей империи и Боснии и Герцеговины. День покушения на эрцгерцога выбрали неслучайно, ведь 28 июня он должен был участвовать в мероприятиях, посвящённых годовщине битвы на Косовом поле 1389 года. Такие мероприятия в эту дату многие боснийцы считали прямым оскорблением их национальной гордости.

Кроме убийства эрцгерцога, в эти дни произошло несколько попыток ликвидации общественных деятелей, выступавших против начала военных действий. Так, за несколько дней до 28 июня было совершено неудачное покушение на Григория Распутина, известного, кроме прочего, антивоенными настроениями и большим влиянием при дворе императора Николая Второго. А на следующий день, 29 июня был убит Жан Жорес. Это был влиятельный французский политик и общественный деятель, который боролся против империалистических настроений, колониализма и, как и Распутин, выступал ярым противником войны.

Влияние Великобритании

После трагических событий в Сараеве две крупнейшие державы Европы — Германия и Российская империя пытались избежать открытого военного противостояния. Но это положение совершенно не устраивало британцев и в ход пошли дипломатические рычаги. Так, после убийства Принципом Франца Фердинанда, английская пресса в открытую стала называть сербов варварами и призывать верхушку Австро-Венгерской империи дать им решительный и жёсткий ответ. При этом через посла создали давление на российского императора, призвав оказать Сербии всю возможную помощь, если Австро-Венгрия решится на любые провокации.

И она решилась. Почти через месяц после удавшегося покушения на наследника, Сербии были предъявлены требования, выполнить которые было невозможно. Например, одним из его пунктов был допуск на территорию чужого государства работников полиции. Сербы не приняли только этот пункт что, как и ожидалось, послужило объявлением войны. Причём первые бомбы упали на её столицу уже на следующее утро, что ясно говорило о готовности австро-венгров воевать незамедлительно.

Российской империи, которая всегда считалась щитом православия и славянства, пришлось, после неудачных попыток дипломатического прекращения огня, объявить мобилизацию всей страны. Таким образом, участие России в Первой мировой войне было неизбежным.

Бронеавтомобили

Пулемётные

Обозначение Изображение Годы разработки Годы производства Кол-во, шт. Краткое описание
Armstrong-Whitworth 1915 1915-1916
Austin 1914 1914-1915 168
DeLaunay-Belleville
Ford 1916
Garford Model 1914
Lanchester 1914 1914-1916 ~ 50
Peerles
Rolls-Royce 1914 1914-1918 120
Sheffield-Simplex Ошибка создания миниатюры: Файл не найден 1914-1915 1915 25
Talbot
Wolseley
Wolseley CP Type

Другие разработки

Обозначение Изображение Годы разработки Годы производства Кол-во, шт. Краткое описание
Armored Ivel Tractor
Leyland Armored Lorry
Suzare-Berwick «Wind Wagon»

Колониальные и импровизированные бронеавтомобили

Обозначение Изображение Годы разработки Годы производства Кол-во, шт. Краткое описание
Cadillac Indian Pattern
FIAT Indian Pattern
Guinness armored lorry Ошибка создания миниатюры: Файл не найден 1916 4
Rolls-Royce Indian Pattern

Тяжелый танк A7V (Германия)

Тяжелый танк A7V

В октябре 1916 г. военное ведомство Германии, озабоченное весьма успешным применением на фронте английских и французских танков, поручило специальной технической комиссии, состоявшей из таких представителей ведущих немецких компаний, как «Daimler», «Bussing», NAG, «Benz», «Opel», «Holt-Caterpillar», во главе с начальником 7-го отделения Общего управления Военного министерства (по-немецки сокращенно A7V — отсюда появилось название боевой машины) разработать проект собственного тяжелого танка.

Работы по проектированию велись в большой спешке и завершились к концу года. 16 января 1917 г. в Берлин-Мариенфельде было продемонстрировано готовое шасси с деревянным макетом бронекорпуса, а уже 20 января Военное министерство подготовило заказ на постройку 100 машин, причем предполагалось, что бронированными будут только 10 из них.

В результате испытаний опытных образцов танка A7V выявился целый ряд серьезных недостатков в системе охлаждения двигателей, трансмиссии и ходовой части, которая, как и у французских танков, была выполнена на базе трактора «Holt». Их устранение в условиях постоянно ухудшающегося экономического положения Германии и острого дефицита различных материалов сильно затянуло работы, поэтому первый серийный A7V удалось завершить только в октябре 1917 г.

Наклонная установка листов и «корабельная» форма носовой и кормовой частей несколько повышали степень бронезащиты

Для обеспечения требуемой скорости из-за нехватки мощных двигателей конструкторам пришлось применить двухдвигательную силовую установку с работой каждого мотора на гусеницу одного борта. Броневой корпус одного из двух вариантов, отличавшихся лишь количеством броневых деталей, устанавливался на раме. При этом толщина и качество брони позволяли противостоять не только бронебойным винтовочным пулям, но даже осколочно-фугасным снарядам легкой артиллерии.

Поскольку в основу компоновочной схемы машины легла симметрия в продольной и поперечной плоскостях, то в целом танк A7V представлял собой, скорее, «подвижный форт», хорошо приспособленный для ведения круговой обороны, чем средство для прорыва обороны противника и поддержки наступающей пехоты. Бронирование ходовой части и подвешенные над днищем спереди и сзади наклонные бронелисты вместе с высоким расположением центра тяжести заметно снижали проходимость машины. Танк уверенно двигался по рыхлому грунту только на ровной местности и легко опрокидывался даже при самом незначительном боковом крене.

До конца войны удалось построить всего 20 танков A7V (каждому из которых присваивалось собственное имя), успевших принять с переменным успехом участие в ряде важных сражений заключительного этапа Первой мировой войны. Если танковые атаки, предпринятые 21 марта 1918 г. под Сен-Кантеном и 24 апреля под Виллер-Бретонне, завершились успешно, то 15 июля под Реймсом все 20 участвовавших в наступлении танков (A7V и трофейные) были подбиты артиллерией противника. Но справедливости ради нужно сказать, что неудачи, постигавшие танки A7V, были обусловлены не столько недостатками конструкции, сколько малочисленностью машин и плохой подготовкой их экипажей — у немцев просто не было времени и возможности проводить должное обучение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector