История виктора беленко, который угнал миг-25 в японию

Побег от первого лица

6 сентября летчик Виктор Беленко и его напарник поднялись в небо для того, чтобы выполнить тренировочное управление. Оба самолета не были вооружены. Беленко заранее подготовил примерный маршрут побега, а его истребитель был заправлен «под завязку». В какой-то момент Виктор Иванович понял – пора. Он оторвался от напарника, снизился до предельно малой высоты и направился к японским берегам. Ему пришлось идти на максимально небольшой высоте – около трех десятков метров. Делал он это вполне осознанно, ведь на первом этапе полета его могли засечь радары – как советские, так японские.

Японские авиадиспетчеры были застигнуты врасплох: они абсолютно внезапно заметили самолет, который поднялся до шестикилометровой высоты. Разумеется, были неоднократные попытки установить контакт, ни одна из них не увенчалась успехом. Летел Беленко по памяти, предварительно он внимательно изучил карты. Первоначально в его планы входила посадка в одном месте, однако топливо заканчивалось, срочно нужен был аэродром для того, чтобы приземлиться. Японцы поняли, что происходит, лишь после того, как Виктор Беленко посадил самолет. Им пришлось иметь дело с летчиком-перебежчиком, который «шел в комплекте» со сверхсекретным истребителем. Разумеется, провинциальный аэропорт в одно мгновение наводнили представители различных спецслужб. Специалисты ЦРУ просто не могли поверить своему везению.

Приказано «зарубить»

6 сентября 1976 года капитан Скольчиков был выходной и
вместе с товарищем пошел посидеть на зорьке, пострелять уток. Окрестности
Чугуевки — один из самых охотничьих районов Приморья, ходить далеко не надо
было. Где-то в обеденное время вдруг как-то резко все самолеты пошли на
посадку, а спустя некоторое время приземлились два транспортных самолета.
Что-то случилось, — понял Скольчиков. Оказалось, что с самолетом «МиГ-25» с
бортовым номером 31 пропала связь. Где самолет и летчик — старший лейтенант
Виктор Беленко — неизвестно. Время, определенное полетным заданием, давно
закончилось.

Первая версия была такой: что-то случилось с самолетом,
летчик катапультировался. Даже готовили поисково-спасательную группу. Потом
дали отбой. В транспортных самолетах прилетела комиссия из Хабаровска. Потом
комиссии стали прибывать все более высокие. Даже прилетел из Москвы заместитель
главнокомандующего войсками ПВО страны маршал авиации Савицкий.

«Меня вызвали поздно вечером в самый большой кабинет, в
котором находилось за столом человек 20, — говорит Скольчиков. — Среди сидящих
— моряки, пограничники, ракетчики, сухопутчики, от майоров до генералов. Начали
задавать мне вопросы: что я знаю о ракетных войсках, о системе ПВО в районе
нашего предназначения, о Тихоокеанском флоте и так далее. Как я потом понял,
пытались выяснить, что я знаю о нашей группировке войск на Дальнем Востоке, и
таким образом понять, что мог знать Беленко. Нужно отметить, что отношение
членов комиссии ко мне было уважительным. Видимо, в это время решалась моя
дальнейшая судьба, и у комиссии были какие-то трудности: придраться-то было не к
чему. Дошло до того, что один генерал начал мне задавать такие вопросы: «Вот
Беленко избегал с вами компании, а я летчиков знаю! У вас не пьет либо больной,
либо предатель. А так как по здоровью вы все — космонавты, значит, выходит
второе?» Спас положение наш доктор. У меня заканчивался срок ВЛК
(врачебно-летной комиссии). Мне нужно было ее продлевать и для этого ехать в
военный госпиталь в Уссурийск. Когда я прибыл в госпиталь, там уже,
оказывается, было дано указание «зарубить» меня по здоровью. До сих пор помню
начальника отделения ВЛК госпиталя подполковника Голубева, который, проверив
меня и признав годным, сказал: «Я не хочу чужую задницу вытирать своими
руками». И дал мне направление в окружной госпиталь. Там повторилась та же
самая картина, тоже было дано указание зарубить. Но нашлись честные, порядочные
люди, которые мне посоветовали обратиться в 12-ю окружную военную комиссию. А
там медперсонал был гражданский. И врачи мне сказали так: «На нас большое
давление сверху, но всю ситуацию мы знаем. Поэтому истребительную авиацию тебе
не гарантируем, а транспортную и вертолеты — да». На том и порешили.

«Летучая лисица»

Беленко в ВВС США.

Впервые истребитель МиГ-25П (последняя буква указывает на назначение — перехватчик) показали в 1967 году на воздушном параде в Домодедово

Самолет сразу привлек внимание западных военных экспертов. Их мнение было единодушным: этот истребитель по своим техническим характеристикам намного превосходит все имеющиеся на вооружении самолеты своего класса

В США срочно приступили к разработке новых «Фантомов». Вопрос советского превосходства в воздухе даже рассматривался на специальном заседании Конгресса США. Но доклад военных сводился лишь к присвоению истребителю названия «Летучая лисица», потому что другой информации о суперсамолёте попросту не было. До перелета Виктора Беленко с аэродрома Соколовка на остров Хоккайдо.

Реакция советских властей

Разумеется, власти страны Советов должны были хоть как-то отреагировать на произошедшее. Довольно скоро после случившегося в новостях объявили: советский летчик был вынужден совершить посадку в Японии. В Москву были привезены мачеха и супруга Беленко. Прошла пресс-конференция, в ходе которой обе женщины утверждали: Виктор не мог просить убежища в другой стране, кроме того, они умоляли его незамедлительно вернуться домой.

Вернуть летчика и самолет потребовали и власти Советского Союза. Правда, пока продолжались переговоры, МиГ-25 был доставлен на ближайшую авиабазу. Здесь его разобрали и на протяжении нескольких недель изучали, стремясь получить полное представление обо всех технических характеристиках машины.

Японские гастроли

В начале осени 1976-го, злополучного для страны года, Виктор Беленко — командир истребителя-перехватчика, водительнебесного лиса»,несбиваемого МиГа» — взял курс на один из островов Японии. Он долго готовился к побегу, собирал сведения о моделях самолёта, которых не было в их части, интересовался военными разработками, потом рассчитал время и заправился топливом под завязку, чтобы пересечь океан.

Виктор Беленко

Когда его МиГ сошёл с радаров, в эскадрилье не сразу забили тревогу. Авиация — такое дело, могут быть форс-мажорные обстоятельства. Но когда радиоголоса сказали, что красный лётчик попросил политического убежища в США, всё встало на свои места.

Американцы прибыли на остров немедленно. Самолёт-легенда был разобран по винтику, детали изучены. Собрать МиГ обратно у военных экспертов не получилось, его так и вернули в Россию. К слову сказать, получив машину на блюдечке, американцы, по сообщениям СМИ, не нашли тех достоинств, которыми он славился. Наоборот, бросились в глаза недостатки: старая громоздкая электроника, неэкономичная силовая установка, тяжёлая конструкция из обычной стали. И как с такими изъянами он мог так волновать?

Японцы по-соседски выкатили счёт на 40 000 долларов за пользование своим аэродромом, но СССР неблагородно показал волшебный шиш.

Виктор Беленко и его МиГ на аэродроме Хакодате, 1976 год

Судьба Беленко ещё какое-то время интересовала американцев, он преподавал лётное дело в одном из учебных заведений. Но это его выбор, а мы вернёмся к нашему Миг‑25.

Следствие по предателю Беленко

Расследованием дела перебежчика занималась специальная группа КГБ. В процессе выяснения обстоятельств предательства было опрошено более 150 сослуживцев, приятелей, родственников, в том числе и супруга, которая осталась в СССР. В результате выяснилось, что Беленко интересовался западным уровнем жизни. В одной из бесед он сказал, что в Америке нагрузка у военных летчиков меньше, а условия службы и оплата лучше, чем у советских.

Жена Беленко утверждала, что муж осуждал летчика-перебежчика Сафронова, угнавшего самолет в Иран, и даже запрещал ей вести переписку с проживающей в Италии подругой. Версия о том, что советского пилота завербовали, не подтвердилась. Западные и японские СМИ раздували эту теорию для пропагандистских целей. Было мнение, что посадка на территории Япония была вынужденной мерой, однако и она была отвергнута.

При вылете наблюдались простые метеоусловия, а Беленко был квалифицированным пилотом и всегда мог ориентироваться по солнцу или береговой линии. Дальнейшее расследование подтвердило, что пилот держал прямой курс на японский остров Хоккайдо. Уйдя с учебной зоны, он снизился до 250 метров и так пролетел 130 километров от советских берегов. Цель маневра – уход от радиолокационных систем, способных вычислить истинное направление самолета.

Что сделало МиГ-25 таким уникальным?

В 1950-х годах СССР уверенно держал темп в чехарде достижений в области авиации. У него были бомбардировщики, которые могли летать так же быстро и высоко, как американские B-52. Истребители — многие из которых были построены конструкторской командой Микояна-Гуревича — соперничали с американскими аналогами, хотя немного проигрывали в радиолокационной и электронной составляющей.

Но технологический скачок, который должен был разогнать самолеты с 2 Махов до 3, должен был быть колоссальным. И советские конструкторы должны были осуществить его как можно быстрее.

Под руководством гениального Ростислава Белякова из МиГ проектная группа приступила к работе. Чтобы летать так быстро, новый истребитель должен был генерировать колоссальное количество тяги. Туманский, ведущий конструктор двигателей в СССР, уже построил двигатель, который, по его мнению, мог бы это обеспечить — Р-15, предназначенный для высотных крылатых ракет. Новому МиГу понадобилось бы два таких, и каждый мог бы выталкивать 11 тонн тяги.

Быстрый полет создает серьезное трение, поскольку самолет выталкивает молекулы воздуха. Когда Lockheed построила SR-71 Blackbird, его сделали из титана, который мог противостоять сильному нагреву. Но титан дорогой и с ним сложно работать. МиГ решила работать со сталью. Много стали. МиГ-25 был сварен из стали, руками.

И только стоя рядом с МиГ-25 — несколько таких можно найти припаркованными на травке в некоторых военных музеях России — вы осознаете величину задачи, поставленной перед конструкторами МиГ. МиГ-25 огромный. Будучи 19,5 метров в длину, он всего на полметра короче бомбардировщика «Ланкастер» эпохи Второй мировой войны. Планер должен был быть таким большим, чтобы могли расположиться двигатели и огромное количество топлива, необходимое для их питания. МиГ-25 мог перевозить порядка 13 600 кг топлива, говорит Тримбл.

МиГ были разработаны, чтобы взлетать и разгоняться до 2,5 Маха, ориентируясь на приближающиеся цели по крупным наземным радарам. Находясь в пределах 80 километров, они включали собственные бортовые радары и запускали ракеты — которые, в соответствии с огромными размерами МиГа, были порядка 6 метров длиной. В противовес американским Blackbird, МиГ тоже построила версию разведчика, который был без оружия, но оснащался камерами и прочими датчиками. Не имея лишнего веса в виде ракет и радара нацеливания, эта версия была легче и могла летать на скорости в 3,2 Маха. Именно эту версию увидели в Израиле в 1971 году.

Но в начале 1970-х боссы обороны в США ничего не знали о способностях МиГ — хотя и дали ему кодовое имя Foxbat. Все, что у них было, это размытые фотографии, сделанные из космоса, и вспышки на экране радаров над Средиземным морем. Если бы они только могли заполучить самолет в свои руки и узнать, что еще за свинью планируют подложить им в МиГ…

И в этом им помог разочарованный советский летчик-истребитель.

Волгоград вместо Баку

— Александр, расскажите немного о себе. Как сложилась ваша жизнь, почему мы с вами беседуем в Волгограде, а не в вашем родном Баку?

— После школы я пошёл в строительный техникум, стал топографом. Потом в 1990 году ушёл в армию, служил в аэрофотослужбе авиации Балтийского флота. А демобилизовался, когда моя страна — Советский Союз — уже перестала существовать. У меня из армии было направление, в котором было написано, что я направляюсь в Наримановский райвоенкомат города Баку, но обстановка в городе была уже далеко не такой, как во времена моего детства, и по настоянию мамы я отправился не домой, а в Волгоград, к нашим хорошим знакомым.

— А мама уже была там?

— Да, она меня встретила в Волгограде. Когда я демобилизовался, она уже решила для себя, что в Баку оставаться нам не стоит и надо переезжать. Мы отправились в Баку, продали нашу трёхкомнатную квартиру и окончательно перебрались в Волгоград.

— Продать её удалось по нормальной цене?

— Нет, на деньги от неё мы смогли купить в Волгограде только однокомнатную на окраине.

— Неужели за два года, пока вы были в армии, в Баку всё так изменилось?

— Да, кардинально. Была уже другая страна, другие люди. Тем более и слухи витали, что армян выгнали — следующими будут русские. Ещё до армии я замечал такие антирусские звоночки, надписи всякие враждебные — атмосфера в конце 1980-х в городе уже изменилась, конечно.

— Как у вас сложилась жизнь в Волгограде?

— Денег на учёбу не было, надо было работать, и я пошёл в торговлю. Что-то привозили из Баку, а здесь продавали, тогда это было в новинку, в России этот челночный бизнес ещё толком не начался. Потом уже в Москву стали ездить за товаром — «Лужники», Черкизовский рынок и т. д. А с середины нулевых всё стало загибаться, прибыль стала снижаться, работал чуть ли не в ноль. Постепенно я стал выводить деньги в недвижимость, и в итоге сейчас у меня другой небольшой бизнес. Я женат, у меня двое детей. Супруга в курсе поступка отца, она очень положительно восприняла эту историю.

  • Александр Засимов

— По Баку скучаете?

— Когда там были последний раз?

— В 1995 году. Собрался как раз в этом году с семьёй туда съездить, показать им город моего детства, но из-за коронавируса пока нельзя, придётся отложить.

— Вы думали, как бы сложилась ваша жизнь, жизнь всей вашей семьи, если бы «побега Засимова» не было?

— Я думаю, конечно, всё было бы иначе

Но здесь важно отметить, что и самого побега наверняка бы не произошло, если бы отец, как и мечтал, сделал военную карьеру. Если бы не то сокращение армии, то к середине 1970-х он бы уже был майором или подполковником, имел хороший статус, зарплату, гарантированную пенсию, а вместо этого, будучи действительно хорошим пилотом, лётчиком-истребителем, он был вынужден летать на кукурузнике и опрыскивать поля

И в итоге эта копившаяся в нём внутренняя неудовлетворённость жизнью толкнула его на отчаянный шаг. И он сделал то, что сделал.

Думаю, если бы не побег, то и мама с ним бы не развелась, и жизнь моего старшего брата сложилась бы более удачно. Он рано умер, ему было всего 47 лет.

  • Семейный архив семьи Засимовых

Что касается меня, то я бы наверняка поступил в институт, получил высшее образование — и моя жизнь сложилась бы совершенно по-другому. Но в то время в Баку куда-то поступить без денег было невозможно, и после того, как отца посадили, таких финансовых возможностей у нашей семьи, конечно, не было. Мама мне честно всё это тогда объяснила, и пришлось после восьмого класса идти в техникум. Ну, дальше нет смысла фантазировать и гадать — жизнь сложилась так, как сложилась, и я ни о чём не жалею.

* СМИ, признанное иностранным агентом по решению Министерства юстиции РФ от 05.12.2017.

Почему на это решился именно Беленко?

На первый взгляд пилот МиГ-25 Виктор Беленко был вполне образцовым гражданином Советского Союза. Начать следует с того, что он был летчиком-истребителем, именно благодаря этому статусу у него имелись определенные блага, которые были недоступны рядовому гражданину Союза Социалистических Республик. Однако Виктор Иванович рано разочаровался в советской действительности, да и в личной жизни у него накопилось немало проблем. Несмотря на то что в семье был маленький ребенок, брак находился на грани распада. Виктор Беленко сомневался в преимуществах советского образа жизни, думал он и о том, что Соединенные Штаты Америки вряд ли являлись таким олицетворением зла, каким их представляли средства массовой информации СССР. В интервью 1996 года Виктор Иванович расскажет журналистам:

Молодой офицер понимал: именно новый боевой самолет, на котором он тогда летал, и должен стать его билетом в счастливую жизнь. Часть, в которой служил летчик Виктор Беленко, базировалась в Приморье, на аэродроме с названием Чугуевка. От границы с Японией аэродром отделяло немногим более 600 км. Почему лейтенант выбрал именно Японию? Все дело в том, что, несмотря на высокие скорости и высотность, МиГ-25 был не самым удобным самолетом из-за большого расхода топлива. А потому добраться до ближайшей авиабазы Штатов без дозаправки было абсолютно невозможно.

Даже сегодня не прекращаются попытки выяснить, что подтолкнуло молодого человека на такой немыслимый шаг. Военные обозреватели страны говорят: летчика-предателя Виктора Беленко отличала поистине сумасшедшая амбициозность, он считал, что его недооценивают. Это была самая настоящая паранойя самолюбия! Беленко переживал из-за того, что его грудь не увешана орденами, что его китель не украшают огромные звезды, а его снимки не публикуют на первых страницах газет и не вывешивают на доски почета.

Биография Беленко

Будущий летчик-предатель появился на свет в городе Нальчик в середине февраля 1947 года. Родители мальчика были рабочими. Когда они расстались, мама оставила двухлетнего Витю на попечение родственников, а позднее его забрал в новую семью отец. Школу Виктор Беленко окончил в 1965 году, причем с неплохими результатами – выпускник получил серебряную медаль. Прежде чем отправиться в армию, чтобы отдать долг стране, Виктор успел поработать на нескольких предприятиях города Омска.

На протяжении целого семестра Беленко обучался в Омском медицинском институте, вместе с тем успевал заниматься в аэроклубе ДОСААФ. 1967 год ознаменовался тем, что Виктор смог поступить в Армавирское высшее училище летчиков. Именно его он успешно окончил спустя 4 года. Сразу после этого молодого человека направили на службу в Ставропольское авиационное училище, здесь он получил должность летчика-инструктора. Следует отметить, что все служебные характеристики и аттестации, полученные Виктором Беленко на протяжении всей его армейской карьеры, говорили о нем как о человеке положительном: Виктор Иванович был членом Коммунистической партии Советского Союза, неоднократно избирался членом комсомольского и партийного бюро.

Первые сложности

Правда, довольно скоро начались первые сложности: специалисты, которые впоследствии изучали поведение Беленко как в службе, так и в быту, отмечали, что у Виктора Ивановича неоднократно складывались различные конфликтные ситуации, в основном с командованием. Он даже обращался с рапортом, в котором просил уволить его из Советской армии. Причина была банальной и даже пошлой: летчик писал, что не желает служить плечом к плечу с теми командирами, которые не могут перестать злоупотреблять спиртными напитками. В 1975 году молодой офицер попросил перевести его на Дальний Восток. Тогда он получил назначение в истребительный авиаполк 11-й отдельной армии ПВО. Ему досталась должность старшего летчика, Виктор Беленко летал на истребителе-перехватчике МиГ-25П.

Вернули в ящиках

Передача самолета состоялась 12 октября 1976 года в порту Хитачи. МиГ-25П в разобранном виде привезли в 13 ящиках, которые погрузили на советский теплоход. Японцы рассчитывали, что наши специалисты не смогут оперативно провести осмотр и не сразу поймут, каких деталей не хватает.

Но заранее подготовленная команда быстро вскрыла ящики и разобралась, чего не хватает. Был составлен протокол, советская сторона выставила Японии счет на 7,7 миллиона инвалютных рублей (11 миллионов долларов) за повреждение истребителя и пропажу его частей. В свою очередь, Страна восходящего солнца потребовала оплатить ущерб, нанесенный аэропорту Хакодате, правда, его сумма была гораздо скромнее — 40 тысяч долларов США.

Об оплатах того и другого счетов ничего неизвестно.

Возвращенный МиГ-25П отправили в авиационное училище в Даугавпилсе в качестве учебного пособия. В конце 1980-х годов его списали, все приборы сняли, а фюзеляж вывезли на свалку.

Побег из Советского Союза

Начало сентября 1976 года. На территорию Дальнего Востока прибывает маршал Савицкий. Его главная цель – проверка боеготовности сил противовоздушной обороны. Именно в этот день, 6 сентября, летчики должны были безукоризненно выполнить тренировочные полеты. Однако во время учебной тренировки произошло нечто неожиданное и весьма странное: самолет, которым управлял советский летчик Виктор Беленко, неожиданно исчез с радаров. Он внезапно набрал высоту, а затем начал пикировать прямо в море. Специалисты подумали: произошла серьезная техническая неисправность, самолет упал, а летчик погиб. Разумеется, в воздух тут же поднялись дежурные вертолеты, однако немного позднее удалось выяснить: летчик попросту обманул радары, он пошел на снижение, имитируя таким образом падение, а затем просто скрылся за большой сопкой и углубился в воздушное пространство Японии.

Жизнь на новой родине

В Японии уже никто не помнит русского летчика, предавшего Родину. Однако это не помешало режиссеру Акиро Мицумори по заказу канала Nexus снять о нем фильм. Для общения с героем фильма съемочная группа ездила в Калифорнию, где и проживает Виктор Беленко.

Знания, которыми обладал советский пилот, оказались очень ценными для американских специалистов и они несколько лет вплотную с ним работали. За короткий срок перебежчик получил гражданство и натурализовался.

Беленко преподавал в одной из американских военных академий и консультировал авиастроительные компании. На основе его рукописи была даже написана книга. После того, как его теоретические знания устарели, советский перебежчик читал лекции об СССР. Однако с развалом геополитического противника эта информация в штатах уже никого не интересовала. В 90-х Виктор пытался заниматься бизнесом.

Беленко быстро забыл свою русскую супругу и женился на американке. В США у него родилось трое детей, а после развода дом остался жене. На момент съемок Виктору Беленко было 69 лет, он жил в съемном номере отеля и имел вид неустроенного в жизни человека. Советское удостоверение личности перебежчика и сегодня, как трофей, хранится в музее ЦРУ.

Post Views:
2 067

Из училища в запас

— Александр, о вашем отце известно очень мало. Расскажите о его ранних годах, где он родился. 

— Отец родился 6 октября 1939 года. Точное место рождения я не знаю, но детство он провёл на Сахалине. Рос в семье военного, мой дедушка был артиллеристом. Они с бабушкой были из Баку, и вполне возможно, что отец родился тоже там, а потом семья уехала на Дальний Восток. После того как дед завершил службу, семья вернулась в Азербайджан, где отец окончил школу.

— Насколько известно, он решил пойти по стопам отца и сделать военную карьеру, но она почему-то не сложилась.

— После школы он поступил в Батайское лётное военное училище — тогда оно так называлось. Выучился на лётчика-истребителя, но летать на боевых самолётах так и не начал.

— Почему?

— В 1960 году Хрущёв массово сократил советскую армию, больше чем на 1 млн человек. И отец сразу после окончания училища попал под это сокращение, став лейтенантом запаса.

— Как на него повлиял этот поворот судьбы?

В итоге он вернулся в Баку — и то ли там не смог найти работу, то ли был направлен по распределению, но оказался в итоге в небольшом азербайджанском городке Евлах. Работал в гражданской авиации, летал на Ан-2, потому что после военного училища на него допускали без переучивания. Отец на тот момент уже женился, в 1962 году родился мой старший брат. Потом родители переехали во Львов, где в 1971 году родился уже я.

— Во Львове он тоже летал?

— Да, он всё время летал на Ан-2. Помимо грузо-пассажирских рейсов, он также занимался опрыскиванием полей. То есть он на какое-то время уезжал на точку. Помню, что за это очень хорошо платили, мог за такую поездку заработать и 1000 рублей, так что в финансовом плане всё было нормально.

— Помимо недовольства увольнением из армии, какие-то претензии к властям, советской действительности у него были?

— Я думаю, он в целом скептически относился к советскому образу жизни. Я не знаю до сих пор, откуда у него возникли такие взгляды, что в СССР всё не так хорошо, как говорят по телевизору. Может, он слушал «Голос Америки»*, может, под влиянием общения с кем-то. 

  • Валентин Засимов в молодые годы

— А мысль о побеге из страны у него когда возникла?

— Сложно сказать. Был у него во Львове один эпизод, из-за которого они и уехали оттуда обратно в Азербайджан. Отец был командиром Ан-2, но у него был и второй пилот. И вот, когда он пилотировал самолёт, они задели провода. В итоге отвечать пришлось отцу, его понизили до второго пилота. Его эта история очень возмутила. Папа был очень амбициозным, и я думаю, что этот случай тоже сильно на него повлиял.

— Какие ещё черты характера отличали вашего отца?

— Он был всегда за правду. Даже когда он сидел уже в лагере «Пермь-36», сотрудники жаловались маме, что с ним очень тяжело: он хотел, чтобы там всё было как положено, по нормативам. То есть если надо человека в течение 36 часов доставить к стоматологу, то он требовал, чтобы это исполнялось. Если положена пища определённого качества, то она должна быть такой. Он постоянно писал по всем таким случаям многочисленные жалобы в Москву.

На новом месте

Прошло всего шесть месяцев после того, как офицер Беленко попал на новое место службы. Здесь он зарекомендовал себя исключительно с положительной стороны, весьма успешно сумел пройти курс переподготовки, получил должность исполняющего обязанности начальника штаба эскадрильи, стал заместителем секретаря местного партийного бюро. Сослуживцы отмечали: к служебным обязанностям Виктор Беленко относился на удивление добросовестно, у него никогда не возникало проблем с командованием, пилот не высказывал недовольства неустроенностью своей жизни.

Правда, спустя непродолжительное время, в середине лета 1976 года, однополчане начали замечать определенные странности в поведении летчика: Виктор Иванович стал слишком взвинченным, нервным. Довольно болезненно он перенес задержку присвоения очередного воинского звания.

«Беленко рассказал журналистам, что в 1995 году побывал в России, несмотря на смертный приговор, который ему вынесли в СССР»

— Для создания этой машины наши ученые и инженеры применили новейшие технологии: корпус был цельносварным, изготовленным из стали, — говорит Сергей Грачев. — От традиционного для авиации алюминия отказались, потому что он не выдержал бы тепловых нагрузок, ведь машина развивает скорость, в три раза превышающую скорость звука! Из-за этого поверхности самолета нагреваются до 300 градусов. Кстати, толчком к созданию МиГ-25 стали полеты в 1950-е иностранных самолетов над территорией СССР на очень больших высотах. Достаточно вспомнить знаменитую историю о том, как над Уралом с помощью ракеты удалось сбить разведывательный U-2, за штурвалом которого был американский летчик Френсис Пауэрс. В 1976-м в руки американцев попал самый совершенный на то время перехватчик МиГ-25. Они использовали ряд заложенных в этой машине идей для одного из лучших своих истребителей F-15, например, два киля на хвосте самолета. На МиГе такое решение было использовано впервые в мире.

— Во всех публикациях о Беленко говорится о колоссальном — два миллиарда советских рублей — ущербе, причиненном угоном МиГ-25. Мол, пришлось менять систему опознавания «свой-чужой» на всех воздушных судах. Но один ветеран армии рассказывал, что эту систему все равно заменили бы, поскольку она уже сильно устарела.

— Да, это правда. Но следует учесть, что из-за предательства Беленко менять аппаратуру пришлось в авральном порядке. А за срочность всегда нужно больше платить. Не забывайте также, что если бы, не дай Бог, вспыхнул вооруженный конфликт, советская ПВО не могла бы разобрать, где свои самолеты, а где чужие. Кроме замены системы распознавания пришлось неотложно модернизировать сам истребитель — создать для него ряд новых узлов и агрегатов. Уместно сказать, что были и другие случаи угонов советских военных самолетов, но ЧП с МиГ-25 нанесло наибольший урон.

— Удалось выяснить мотивы, толкнувшие Беленко на угон самолета?

— Официальных документов по расследованию этого инцидента я не встречал. Есть версия, что его завербовали еще в годы учебы в военном училище летчиков и «вели», нацеливая на то, чтобы он пытался попасть в часть, на вооружении которой находятся новейшие истребители. Но не исключено, что побег был поступком спонтанным, толчком к этому стали какие-то обиды.

КГБ особо тщательно искал подтверждения версии о вербовке. Но явных доказательств не обнаружили. Выяснили, что в детстве Витя Беленко несколько лет прожил на Донбассе — отец привез его к своим родственникам из села под Армавиром. Это произошло после того, как родители мальчика разошлись. Окончив школу, Витя поступил в медицинский институт, но бросил его после второго курса — захотел стать военным летчиком. Учился прилежно, летал хорошо. Никто не мог припомнить, чтобы он уж очень сильно критиковал порядки в стране, так что его побег был для сослуживцев полнейшей неожиданностью.

В США Беленко вначале преподавал в военной академии, затем занялся бизнесом. За океаном у Беленко была другая женщина, у них родилось трое детей. Сейчас Виктор Иванович живет один. В будущем году ему исполнится 65 лет.

В одном из интервью он рассказал о своих первых впечатлениях об Америке: «Мое первое посещение супермаркета происходило под присмотром людей из ЦРУ, и я думал, что это была инсценировка. Я не верил в то, что этот магазин может быть настоящим. Мне казалось, что раз я необычный гость, то они могли меня разыграть. Ведь это было такое красивое просторное здание с невероятным количеством товаров и без очередей. В России все привыкли к длинным очередям. Впоследствии, когда я понял, что супермаркет настоящий, я получал удовольствие от знакомства с новыми продуктами.

В России трудно было найти хорошие консервы, поэтому я ежедневно покупал самые разные консервированные продукты. Однажды приобрел с виду обычную баночку и поджарил ее содержимое с картошкой, луком и чесноком — получилось вкусно. Наутро приятели сказали мне, что я съел куриные консервы для кошек. Но они были вкусными! Они были лучше тех консервов для людей, которые и сегодня делают в России!» Кстати, Беленко рассказал журналистам, что приезжал в 1995 году в Россию. И это несмотря на то, что в бытность Советского Союза его приговорили к высшей мере наказания.

Наверняка историки узнают еще много нового о побеге Беленко и всем, что с этим связано, когда его дело будет рассекречено.

40012

Читайте нас у Telegram-каналі,
та

Биография Беленко

Будущий летчик-предатель появился на свет в городе Нальчик в середине февраля 1947 года. Родители мальчика были рабочими. Когда они расстались, мама оставила двухлетнего Витю на попечение родственников, а позднее его забрал в новую семью отец. Школу Виктор Беленко окончил в 1965 году, причем с неплохими результатами – выпускник получил серебряную медаль. Прежде чем отправиться в армию, чтобы отдать долг стране, Виктор успел поработать на нескольких предприятиях города Омска.

На протяжении целого семестра Беленко обучался в Омском медицинском институте, вместе с тем успевал заниматься в аэроклубе ДОСААФ. 1967 год ознаменовался тем, что Виктор смог поступить в Армавирское высшее училище летчиков. Именно его он успешно окончил спустя 4 года. Сразу после этого молодого человека направили на службу в Ставропольское авиационное училище, здесь он получил должность летчика-инструктора. Следует отметить, что все служебные характеристики и аттестации, полученные Виктором Беленко на протяжении всей его армейской карьеры, говорили о нем как о человеке положительном: Виктор Иванович был членом Коммунистической партии Советского Союза, неоднократно избирался членом комсомольского и партийного бюро.

Он прилетел добровольно

6 сентября 1976 года радиолокационные станции японских сил самообороны засекли воздушную цепь, направлявшуюся к острову Хоккайдо. В воздух были подняты два истребителя F-4J «Фантом». Но через несколько минут объект исчез с радаров — оказалось, что Беленко снизил высоту полета до 30 метров над уровнем моря, в этом случае самолет невозможно обнаружить с помощью радаров.

«Фантомы» вернулись ни с чем. А исчезнувший объект вскоре «нашелся» над гражданским аэропортом города Хакодате. Истребитель сделал круг, потом совершил посадку. Несмотря на то что МиГ-25П выпустил тормозной парашют, он проехал всю полосу, затем еще около 250 метров по грунту и, завалив две легкие аэродромные антенны, остановился.

Из кабины выбрался пилот с пистолетом в руке. Он выстрелил в воздух, пресекая попытки приблизиться к самолету, — и потребовал встречи с руководителями аэропорта, которые тут же прибыли.

Военный билет Беленко. Хранится в музее ЦРУ.

Советский перебежчик назвал себя старшим лейтенантом Беленко и сначала заявил, что приземлился из-за нехватки топлива. Но буквально через несколько минут он изменил версию причины посадки и попросил политического убежища. Японцы сразу отказались принять его как беженца. Тогда Беленко через них обратился с такой же просьбой к американцам. Главный аргумент пилота звучал так: «Я прилетел добровольно!»

Как это увидели японцы

События 6 сентября 1976 года разворачивались в духе американского блокбастера. Летчик, приземлившийся на острове Хоккайдо, вышел из самолета, дважды выстрелил в воздух из табельного пистолета и потребовал спрятать самолет. Аэропорт, разумеется, закрыли для полетов на несколько часов.

Спустя несколько минут, когда к месту экстренной посадки прибыли представители гражданского аэропорта, молодой лейтенант-перебежчик Виктор Беленко (ему тогда было всего 29 лет) объявил: он намерен сдаться. Беглец запросил политического убежища в Соединенных Штатах Америки. Отметим, что побег офицера из Советского Союза был довольно нестандартным: обычно жители СССР запрашивали убежище в иностранном посольстве, которое находилось на территории родины, или же сбегали с корабля, когда тот заходил в иностранный порт.

Как произошла вербовка

На этот счет есть немало слухов и сплетен. Одной из самых популярных версий считается та, согласно которой Виктор Беленко просто отдыхал в ресторане на Черноморском побережье, где и познакомился с представителем спецслужбы. Правда, ни одна проверка данный факт не подтвердила. Но сослуживцы говорят: странностей в поведении молодого летчика было немало. Свой отпуск он предпочитал проводить в провинциальных северных городках, он никогда не делился впечатлениями от отдыха. Виктор учил английский язык, хотя общаться на нем ему было попросту не с кем, на весь город был лишь один учитель английского языка, который мог составить летчику компанию. Беленко рвался в эскадрилью истребителей, и это несмотря на то, что его неоднократно предупреждали: повышения на этом месте ждать не стоит – возраст не тот. К тому же его довольно быстро отстранили бы и от полетов, ведь ему было 29 лет.

Владимир Сопряков, в советские годы бывший заместителем резидента КГБ в Японии, однажды встретился с летчиком-предателем Виктором Беленко. Пилот рассказал ему: встреча с американцами все же была. Произошло это во Владивостоке. Представитель спецслужб вражеской страны рассказал ему про американскую базу, куда требовалось посадить самолет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector