«ставка на современное оружие»: почему в мире растут военные расходы
Содержание:
- Государственные бюджеты стран мира 2021. Таблица. Топ-100
- Не в приоритете
- «Бюджетная битва»
- Высокая эффективность
- Американская специфика
- Сравнение с расходами на оборону в других странах
- Топ 10 армий мира по индексу Global Firepower
- 8 Великобритания
- История
- «Бюджетная битва»
- Топ 10 стран мира по военному бюджету на 2019 год
- Троянский конь “Пэтриот”
- Крупнейшие военные бюджеты стран мира в процентах от ВВП
- Сравнение численности личного состава стран НАТО и России
- Не в приоритете
- Доходная часть
Государственные бюджеты стран мира 2021. Таблица. Топ-100
h2 3,0,0,0,0 —>
Место | Страна | Доходы бюджета, $ млн. |
1 | США | 3 421 961 |
2 | Китай | 2 947 995 |
3 | Германия | 1 333 767 |
4 | Франция | 1 251 670 |
5 | Великобритания | 1 066 000 |
6 | Япония | 932 567 |
7 | Италия | 844 648 |
8 | Бразилия | 615 807 |
9 | Канада | 550 308 |
10 | Австралия | 444 513 |
11 | Испания | 427 570 |
12 | Южная Корея | 419 875 |
13 | Индия | 363 618 |
14 | Нидерланды | 334 813 |
15 | Россия | 302 520 |
16 | Мексика | 290 888 |
17 | Турция | 274 823 |
18 | Саудовская Аравия | 254 787 |
19 | Швеция | 248 566 |
20 | Бельгия | 248 222 |
21 | Аргентина | 223 526 |
22 | Норвегия | 214 310 |
23 | Швейцария | 197 855 |
24 | Австрия | 173 991 |
25 | Индонезия | 173 523 |
26 | Дания | 171 611 |
27 | Израиль | 136 844 |
28 | Финляндия | 130 623 |
29 | ОАЭ | 123 228 |
30 | Польша | 95 362 |
31 | Тайланд | 93 444 |
32 | Южная Африка | 92 991 |
33 | Тайвань | 92 820 |
34 | Греция | 92 380 |
35 | Португалия | 90 800 |
36 | Колумбия | 85 410 |
37 | Чехия | 85 140 |
38 | Филлипины | 83 620 |
39 | Ирландия | 83 440 |
40 | Малайзия | 79 600 |
41 | Ирак | 77 890 |
42 | Иран | 77 220 |
43 | Чили | 73 200 |
44 | Кувейт | 66 190 |
45 | Румыния | 63 970 |
46 | Вьетнам | 63 630 |
47 | Гонконг | 59 660 |
48 | Новая Зеландия | 58 500 |
49 | Венгрия | 56 730 |
50 | Сингапур | 53 400 |
51 | Катар | 52 870 |
52 | Алжир | 52 360 |
53 | Нигерия | 52 080 |
54 | Перу | 51 230 |
55 | Бангладеш | 49 410 |
56 | Пакистан | 45 640 |
57 | Украина | 38 740 |
58 | Египет | 37 470 |
59 | Ливия | 37 090 |
60 | Казахстан | 35 600 |
61 | Словакия | 35 590 |
62 | Марокко | 35 540 |
63 | Оман | 34 130 |
64 | Эквадор | 32 300 |
65 | Ангола | 27 600 |
66 | Люксембург | 27 080 |
67 | Беларусь | 26 630 |
68 | Узбекистан | 25 790 |
69 | Ховатия | 22 540 |
70 | Кения | 22 680 |
71 | Уругвай | 20 200 |
72 | Болгария | 20 110 |
73 | Словения | 19 530 |
74 | Судан | 17 690 |
75 | Шри Ланка | 16 330 |
76 | Сербия | 16 250 |
77 | Литва | 16 180 |
78 | Азербайджан | 15 370 |
79 | Боливия | 15 010 |
80 | Исландия | 14 240 |
81 | Латвия | 13 970 |
82 | Танзания | 12 640 |
83 | Тунис | 12 600 |
84 | Эстония | 12 110 |
85 | Кипр | 11 180 |
86 | Парагвай | 10 900 |
87 | Туркменистан | 10 130 |
88 | Непал | 9 962 |
89 | Йемен | 9 852 |
90 | Афганистан | 9 772 |
91 | Камбоджия | 9 397 |
92 | Грузия | 9 268 |
93 | Сенегал | 9 236 |
94 | Намибия | 9 211 |
95 | Уганда | 9 157 |
96 | Мальта | 8 335 |
97 | Заимбабве | 8 262 |
98 | Албания | 8 198 |
99 | Монголия | 7 872 |
100 | Армения | 7 798 |
Не в приоритете
Однако в некоторых областях администрация Трампа предлагает ограничить траты. Так, на противоракетную оборону в 2020-м планируется выделить $9,4 млрд, что на $500 млн меньше, чем в текущем бюджете.
Кроме того, на 10% — до $5,9 млрд — будет сокращено финансирование European Deterrence Initiative (Европейская инициатива сдерживания, EDI), нацеленной на противостояние растущей мощи России. Как отметили в Пентагоне, в обоих случаях о смене приоритетов речи не идёт, просто ранее на эти цели было выделено более чем достаточно. Что же касается Европы, то в Вашингтоне ожидают, что страны региона возьмут на себя значительную часть финансирования EDI.
- Дэвид Норквист рассказывает о запросе Пентагона на финансирование в 2020 году
Также в американском оборонном ведомстве не планируют наращивать военную помощь Украине: в рамках EDI будет выделено столько же, сколько в 2019-м, — $250 млн.
По словам Владимира Васильева, тот факт, что финансирование проектов в рамках EDI не будет увеличено, означает, что «эти инициативы показали себя малоэффективными». К тому же они формально являются оборонительными, а Вашингтон намерен развивать в первую очередь наступательный потенциал. Что касается Украины, то, по мнению эксперта, США намерены использовать Киев в качестве инструмента гибридной войны и провокаций, что не требует дополнительных трат.
«Бюджетная битва»
Как отмечают эксперты, возможным камнем преткновения в принятии нового оборонного бюджета может быть такая специфическая статья расходов, как строительство защитных сооружений на границе с Мексикой — «стены Трампа».
Как отметила главный ревизор Пентагона Элейн Маккаскер, на эти цели могут выделить $3,6 млрд из специального фонда Минобороны на ликвидацию чрезвычайных ситуаций. Ранее Дональд Трамп объявил о введении в стране режима ЧП для решения проблем с мигрантами на южной границе.
- Сооружения на границе США и Мексики
- Reuters
По мнению Виктора Мураховского, этот пункт в проекте оборонного бюджета, скорее всего, вызовет наибольшее противодействие демократов в американском конгрессе и может поставить под угрозу принятие всего документа.
Также по теме
«Большие деньги для бюджета армии»: возможно ли строительство стены на южной границе США за счёт Пентагона
Солдаты армии США, направленные на границу с Мексикой по приказу Дональда Трампа в 2018 году, останутся там до сентября 2019-го. Об…
Владимир Васильев не исключил, что демократы могут попытаться уменьшить итоговую сумму военных расходов, так как их наращивание произошло за счёт сокращения трат на социальную сферу. Ведь не за горами президентские выборы, и Демпартии нужно продемонстрировать электорату из незащищённых слоёв общества, что она радеет за его права
В то же время Дональду Трампу важно выполнить обещания об усилении военной мощи страны
«Предстоит серьёзная бюджетная битва, исход которой не определён», — утверждает Васильев.
В свою очередь, Виктор Мураховский полагает, что лоббисты интересов военно-промышленного комплекса не позволят существенно сократить расходы на оборону.
«Демократы не могут уменьшить оборонный бюджет. В этом вопросе между ними и республиканцам полное единодушие», — считает политолог.
По его словам, планы США усилить финансирование своего оборонного потенциала вызывают закономерные опасения. Как ранее отмечало российское Минобороны, разработка в нашей стране оружия нового поколения позволит ей обеспечить свою безопасность, не увеличивая оборонный бюджет. Аналогичные заявления делал и российский президент.
* «Талибан» — организация признана террористической по решению Верховного суда РФ от 14.02.2003.
Высокая эффективность
Эксперты отмечают, что данные SIPRI говорят о наличии общемировой тенденции к увеличению военных расходов среди ведущих мировых держав. При этом в разговоре с RT профессор Дипломатической академии МИД РФ Владимир Винокуров отметил, что значительная часть военных трат США уходит на растущее содержание американских военных баз по всему миру.
При этом увеличение военных расходов Великобритании не означает, что в военном плане она может сравниться с Россией или Китаем, отметил Винокуров.
«Великобритания пытается размахивать кулаками и старается изображать из себя империю, но это никак не соотносится с её действительным положением», — подчеркнул эксперт.
В свою очередь, в вопросе военных расходов России главную роль играет не их количество, а качество проводимой работы, отметил в беседе с RT военный эксперт Алексей Леонков.
«Россия планово произвела перевооружение своей армии и продолжает эту работу, а многие страны мира, прежде всего такие, как США, подобными достижениями похвастаться не могут. Они долго считали, что если у них самая большая армия в мире, много военных баз, то это даёт им неоспоримое преимущество. Но вся техника, стоящая на вооружении армии США, её авиации и флота, начинает значительно уступать тем образцам, которые принимают в состав своих армии и флота Россия и Китай», — пояснил эксперт.
- БМП-3 во время репетиции парада, приуроченного к 76-летию победы в Великой Отечественной войне
- РИА Новости
Леонков отметил, что Россия изменила свой подход к реализации оборонных трат, что качественно сказалось на уровне оснащения её вооружённых сил.
«Россия перестала играть в игры под названием «гонка вооружений». Ей она абсолютно не нужна. Сейчас мы закупаем вооружение и технику, исходя из принципа обороной достаточности, то есть во главу угла ставятся те образцы, которые качественно превосходят все мировые аналоги», — рассказал эксперт.
Недавняя проверка боеготовности ВС РФ показала, что российская армия готова к современным вызовам и быстрому развитию геополитической ситуации у границ страны, добавил Леонков.
Также по теме
Заокеанские амбиции: почему США считают Россию и Китай угрозой своим интересам на море
Россия и Китай «угрожают интересам США». Об этом говорится в совместном докладе ВМС США, Береговой охраны и Корпуса морской пехоты….
«Россия продемонстрировала, как она быстро может перебросить две армии и три дивизии ВДВ в пункты назначения — это было сделано в сжатые сроки. Для примера, сейчас за рубежом идут учения Defender Europe 2021, и для того, чтобы перебросить войска, им понадобилось больше времени, чем нам», — отметил военный эксперт.
Кроме того, Россия показала, насколько эффективна её система управления войсками и как быстро она может применять те или иные оперативные и тактические решения, подчеркнул Леонков.
С появлением новых оружейных систем и техники пятого поколения ведущие страны начинают перевооружаться, подчеркнул в разговоре с RT редактор газеты «Независимое военное обозрение» Дмитрий Литовкин. При этом каждая отдельная страна ориентируется на ту геополитическую ситуацию, которая складывается вокруг неё, пояснил эксперт.
«Например, американцы начинают программу модернизации своих стратегических ядерных вооружений. Это потребует огромных финансовых вложений, потому что они этим не занимались много лет», — рассказал собеседник RT.
Литовкин отметил, что доля современных вооружений в российской армии выше, чем в других армиях мира. Вместе со снижением расходов по годовым показателям это говорит о том, что Россия стала гораздо эффективнее оптимизировать свои оборонные расходы, добавил эксперт.
Американская специфика
Кроме того, администрация Байдена планирует заложить в оборонный бюджет полмиллиарда долларов на борьбу с пандемией COVID-19, а на смягчение последствий изменения климата предлагается выделить $617 млн.
Предусмотрены и сугубо оборонные траты. Так, на модернизацию ядерных сил планируется потратить в следующем финансовом году $27,7 млрд, на средства ПРО и ракетного нападения — $20,4 млрд.
ВВС должны получить $54,4 млрд из бюджета. Войска пополнятся 85 истребителями F-35 Joint Strike Fighter, 12 тяжеловооружёнными истребителями F-15EX, девятью транспортно-грузовыми вертолётами CH-53K King Stallion и другой техникой.
- Авиагруппа высшего пилотажа ВВС США «Голубые ангелы»
- Reuters
На нужды ВМС планируется потратить $34,6 млрд. Эти средства пойдут в том числе на строительство подлодки класса Columbia c баллистическими ракетами, ещё двух субмарин класса Virginia и обслуживание авианосца класса Gerald R. Ford.
При этом на нужды сухопутных войск и активность в киберпространстве планируется выделить $12,3 млрд и $10,4 млрд соответственно.
На космические программы администрация рассчитывает направить $20,6 млрд.
Большое внимание власти США намерены уделить и развитию гиперзвуковых вооружений. Как заявил в ходе брифинга вице-адмирал ВМС США Рон Боксолл, проект оборонного бюджета предусматривает выделение $6,6 млрд на разработку средств нанесения ударов большой дальности, которые позволят армии США «создавать для своих противников угрозу на оперативно значимых расстояниях»
Также по теме
«Москва будет обгонять Вашингтон на три — пять лет»: как в США продвигается программа разработки гиперзвукового оружия
ВМС США провели первые пусковые испытания ходовой части перспективных гиперзвуковых ракет Conventional Prompt Strike и Long Range…
«Китай и Россия вводят в строй обычные гиперзвуковые вооружения большой дальности, способные представлять угрозу для наших союзников и партнёров, а также для сил США на расстоянии, превышающем дальность действия имеющихся средств ПВО», — напомнил он.
Вице-адмирал пояснил, что оборонный бюджет США на 2022 год предусматривает введение в эксплуатацию гиперзвукового вооружения воздушного, наземного и морского базирования.
«Мы приступаем к производству оружия быстрого реагирования воздушного базирования (ARRW). Эта гиперзвуковая ракета на воздушной платформе будет готова в 2022 году», — сообщил Рон Боксолл.
Также он анонсировал, что в 2023 году сухопутные войска введут в строй гиперзвуковое оружие большой дальности (LRHW), запускаемое с наземных позиций. А в 2025 году ВМС начнут эксплуатировать гиперзвуковое оружие для нанесения быстрых ударов обычными средствами поражения, которым будут оснащаться боевые корабли DDG-1000.
Как пояснил в беседе с RT директор Фонда изучения США имени Франклина Рузвельта при МГУ Юрий Рогулёв, структура оборонных расходов США значительно отличается от российского или китайского аналога.
«Российские и китайские ВС предназначены для обороны своих рубежей, в то время как американская армия распылена по всему миру. С этим и связана специфика оборонного бюджета страны. Так, например, особую роль играет киберсфера, где США стараются нарастить свой потенциал», — пояснил эксперт.
- Пентагон
- AFP
Что касается планов Пентагона в сфере гиперзвука, то, как отмечает Рогулёв, США активно развивают свои научные и производственные возможности в этой области.
«Поэтому Пентагон вполне может реализовать обозначенные планы. Ранее США отстали в этой сфере от России, поскольку недооценивали её технологические возможности», — говорит аналитик.
Похожей точки зрения придерживается и Владимир Васильев.
Сравнение с расходами на оборону в других странах
Рейтинг 20 стран, наиболее активно вкладывающихся в оборону:
Место в 2019 | Место в 2018 | Страна | Расходы, миллиардов $ | Изменение к 2018 году (%) | Изменение за 2010 ÷ 2019 (%) | Доля от ВВП страны (%) |
1 | 1 | США | 732,0 | 5,3 | -15 | 3,4 |
2 | 2 | Китай | 261,0 | 5,1 | 85 | 1,9 |
3 | 4 | Индия | 71,1 | 6,8 | 37 | 2,4 |
4 | 5 | Россия | 65,1 | 4,5 | 30 | 3,9 |
5 | 3 | Саудовская Аравия | 61,9 | -16,0 | 14 | 8,0 |
6 | 6 | Франция | 50,1 | 1,6 | 3,5 | 1,9 |
7 | 9 | Германия | 49,3 | 10,0 | 15 | 1,3 |
8 | 7 | Великобритания | 48,7 | 0,0 | -15 | 1,7 |
9 | 8 | Япония | 47,6 | -0,1 | 2,0 | 0,9 |
10 | 10 | Республика Корея | 43,9 | 7,5 | 36 | 2,7 |
11 | 11 | Бразилия | 26,9 | -0,5 | 6,1 | 1,5 |
12 | 12 | Италия | 26,8 | 0,8 | -11 | 1,4 |
13 | 13 | Австралия | 25,9 | 2,1 | 23 | 1,9 |
14 | 14 | Канада | 22,2 | -2,0 | 27 | 1,3 |
15 | 15 | Израиль | 20,5 | 1,7 | 30 | 5,3 |
16 | 16 | Турция | 20,4 | 5,8 | 86 | 2,7 |
17 | 17 | Испания | 17,2 | 0,9 | -7,1 | 1,2 |
18 | 20 | Иран | 12,6 | -15,0 | -36 | 2,3 |
19 | 21 | Нидерланды | 12,1 | 12,0 | 9,8 | 1,3 |
20 | 18 | Польша | 11,9 | 2,5 | 51 | 2,0 |
Список показывает, что Россия в 2019 году находилась на 4 месте, за год поднявшись на 1 позицию в рейтинге. В последние 10 лет Россия практически всегда входила в пятерку стран с самыми большими затратами на вооружение.
Топ 10 армий мира по индексу Global Firepower
Рейтинг аналитической компании Global Firepower является одним из авторитетнейших среди подобных рейтингов. Эксперты оценивают армии разных стран мира по 55 параметрам и выявляют лучшие из них. Ключевыми сравнительными параметрами являются: человеческие ресурсы, воздушные силы, наземные силы (танки, БТРы и другие), военно морские силы, стратегические ресурсы (нефть), уровень логистики, финансовая стабильность и независимость государства, географическое положение и климат. На основе перечисленных параметров компания Global Firepower формирует собственный индекс силы, который отражает мощь армии государства. Чем ниже индекс и ближе к 0.0000, тем сильнее и мощнее армия.
Исходя из данных Global Firepower в топ 10 стран мира по военной мощи армий на 2020 год входят:
- США — индекс силы 0.0615. Соединенные Штаты Америки являются лидером по военному бюджету, по количеству военных самолетов и по военно-морским силам. США также являются лидером в современных военных технологиях и роботизации военных сил.
- Россия — индекс силы 0.0639. Россия занимает в данном рейтинге второе место. Является лидером по сухопутным силам среди всех армий мира. Одна из мощнейших авиаций. Активно модернизируется ВМФ.
- Китай — индекс силы 0.0673. Китай является лидером по количеству постоянных вооруженных сил — более 2 млн. Второй по размеру военный бюджет в мире. Большое количество танков и самолетов, а также высокая скорость модернизации и создания новых вооружений ставят Китай на третью строчку рейтинга.
- Индия — индекс силы 0.1065. Индия, как и первая тройка стран лидеров, входит в . Страна активно вкладывается в вооружения и тратит ежегодно миллиарды долларов на обновление своей армии.
- Франция — индекс силы 0.1584. Франция лидер среди западноевропейсикх стран по военной мощи. Высокоразвитая собственная военная промышленность, членство в НАТО, большое количество авиации и целых 4 авианосца ставят французов на 5 строчку.
- Япония — индекс силы 0.1707. Высокоразвиты военно-воздушные силы и один из лучших военно-морских флотов мира.
- Южная Корея — индекс силы 0.1761. Большое количество собственных вооруженных сил — более 1 млн. Высокий военный бюджет.
- Великобритания — индекс силы 0.1797. Великобритания имеет одну из самых технически оснащенных армий в мире. На ее вооружениях находятся два авианосца, около 1000 боевых самолетов, 220 танков и 76 военных кораблей. Кроме того, Великобритания входит в лидеры по военному бюджету.
- Турция — индекс силы 0.2089. Большое количесство авиационной техники (более 1000 самолетов), около 2,4 тысячей танков, а также обширный военно морской флот и членство в НАТО позволяют Турции находится в первой десятке стран с самыми мощными армиями в мире.
- Германия — индекс силы 0.2097. Несмотря на небольшое количество вооруженных сил армия Германии полностью профессиональна. На вооружении около 800 боевых самолетов, 430 танков, и 81 боевых корабля.
Полный список индекса Global Firepower доступен в таблице под спойлером ниже:
8 Великобритания
- Людские ресурсы: 29 948 413
- Танки: 331
- Авиация: 811
- Авианосцы: 1
- Подводные лодки: 10
- Ядерные боеголовки: 120
- Военный бюджет: $47 500 000 000
По сравнению с прошлым годом, вооруженные силы Великобритании опустились с шестого места на восьмое в рейтинге сильнейших армий мира. Бюджет на военные расходы так же был сокращен на $2,5 млрд, при этом основная часть бюджета расходуется на научные изыскания в сфере инженерного дела и технологии. Несмотря на свои значительные ресурсы, политика Министерства обороны предусматривает участие войск Великобритании в военных операциях любого рода лишь в составе коалиции.
Главнокомандующим Британских Вооружённых сил является британский монарх, королева Елизавета II. ВС Великобритании находятся под управлением Оборонного Совета Министерства Обороны. Основной задачей вооружённых сил Великобритании является защита Соединённого Королевства и его заморских территорий, обеспечение безопасности и защита интересов Великобритании, участие в международных миротворческих операциях ООН и операциях НАТО.
Считается, что Великобритания обладает около 225 термоядерными боеголовками, из которых 160 находятся в боевой готовности, но точный размер арсенала официально не разглашён. С 1998 года единственным компонентом ядерных сил Великобритании является группа ПЛАРБ «Трайдент». Группа состоит из четырех атомных подводных лодок типа «Вэнгард», базирующихся в Шотландии в Фаслейне. Каждая подводная лодка несет до 16 ракет Трайдент II, на каждой из которых может размещаться до восьми боеголовок. По крайней мере одна вооружённая подводная лодка всегда находится на боевом дежурстве.
История
В 1988 году военные расходы составляли единую статью советского государственного бюджета в сумме 21 миллиард рублей (68,8 миллиарда долларов 1988 года). Однако, учитывая размер военного ведомства, фактическая цифра была намного выше. Однако после распада Советского Союза и становления Российской Федерации в качестве независимого государства между 1991 и 1997 годами оборонные расходы России упали в восемь раз в реальных ценах. Между 1988 и 1993 годами производство оружия в России упало как минимум на 50% практически по всем основным системам вооружений.
В 1998 году, когда Российская Федерация пережила серьезный финансовый кризис , ее военные расходы в реальном выражении достигли самого низкого уровня — едва ли четверть от расходов СССР в 1991 году и две пятых от уровня 1992 года, первого года независимого существования России. . Однако после прихода к власти Владимира Путина и выявления плохой готовности российских вооруженных сил к российские военные расходы быстро увеличились, особенно после военной реформы в России в 2008 году . По данным SIPRI, российские военные расходы в реальном выражении в 2012 году были самыми высокими с момента возрождения Российской Федерации в качестве независимого государства, но они все еще намного ниже, чем предполагаемые военные расходы СССР в 1990 году — его последнем полном году. существование (291 миллиард долларов США в ценах 2012 года). Бюджет расширялся с 1998 по 2015 год, но экономические проблемы, включая резкое снижение цены на нефть, означают, что он будет сокращен на 5,3% в 2016 году, несмотря на то, что аналитики говорят, что требуется значительное увеличение для финансирования текущих планов оборудования и приспособления к высоким темпам инфляции; наиболее вероятной жертвой сокращений может стать военно-морской флот.
«Бюджетная битва»
Как отмечают эксперты, возможным камнем преткновения в принятии нового оборонного бюджета может быть такая специфическая статья расходов, как строительство защитных сооружений на границе с Мексикой — «стены Трампа».
Как отметила главный ревизор Пентагона Элейн Маккаскер, на эти цели могут выделить $3,6 млрд из специального фонда Минобороны на ликвидацию чрезвычайных ситуаций. Ранее Дональд Трамп объявил о введении в стране режима ЧП для решения проблем с мигрантами на южной границе.
- Сооружения на границе США и Мексики
- Reuters
По мнению Виктора Мураховского, этот пункт в проекте оборонного бюджета, скорее всего, вызовет наибольшее противодействие демократов в американском конгрессе и может поставить под угрозу принятие всего документа.
Также по теме
«Большие деньги для бюджета армии»: возможно ли строительство стены на южной границе США за счёт Пентагона
Солдаты армии США, направленные на границу с Мексикой по приказу Дональда Трампа в 2018 году, останутся там до сентября 2019-го. Об…
Владимир Васильев не исключил, что демократы могут попытаться уменьшить итоговую сумму военных расходов, так как их наращивание произошло за счёт сокращения трат на социальную сферу. Ведь не за горами президентские выборы, и Демпартии нужно продемонстрировать электорату из незащищённых слоёв общества, что она радеет за его права
В то же время Дональду Трампу важно выполнить обещания об усилении военной мощи страны
«Предстоит серьёзная бюджетная битва, исход которой не определён», — утверждает Васильев.
В свою очередь, Виктор Мураховский полагает, что лоббисты интересов военно-промышленного комплекса не позволят существенно сократить расходы на оборону.
«Демократы не могут уменьшить оборонный бюджет. В этом вопросе между ними и республиканцам полное единодушие», — считает политолог.
По его словам, планы США усилить финансирование своего оборонного потенциала вызывают закономерные опасения. Как ранее отмечало российское Минобороны, разработка в нашей стране оружия нового поколения позволит ей обеспечить свою безопасность, не увеличивая оборонный бюджет. Аналогичные заявления делал и российский президент.
* «Талибан» — организация признана террористической по решению Верховного суда РФ от 14.02.2003.
Топ 10 стран мира по военному бюджету на 2019 год
На текущий год военные расходы всех стран мира превысили 1.8 трлн долларов США (более 2% от мирового ВВП). Причем на долю 10 стран лидеров приходится около 75% от всех мировых расходов. Десять стран лидеров по военным расходам на 2019 годы выглядит следующим образом (статистика и данные SIPRI — Стокгольмский международный институт исследования проблем мира):
- США
- Китай
- Саудовская Аравия
- Индия
- Франция
- Россия
- Великобритания
- Германия
- Япония
- Южная Корея
США — бессменный лидер на протяжении последних десятилетий. После распада СССР у США какое-то время противников в военном плане и в 1990-е годы ее бюджет был снижен до 400 млрд долларов. Однако уже в начале нулевых из-за повышения террористических угроз в мире, а затем усилением напряженности на Ближнем Востоке военный бюджет США был вновь увеличен до показателей эпохи холодной войны — около 650 млрд долларов. В последние годы растет напряжение между США и Китаем, а также Ираном и некоторыми другими странами. Во многом из-за этого президент США Дональд Трамп принял увеличенный военный бюджет на 2020 год в размере 738 млрд долларов — максимальное значение за всю историю. Официальные данные по военным расходам на 2019 год составили 649 млрд долларов или более 35% от мировых военных расходов. Общая доля военного бюджета в ВВП США составляет — 3,2 %.
Китай — переместился на второю строчку еще в 2007 году. С тех пор его военные расходы стремительно растут и догоняют расходы США. Хотя оборонные расходы Китая росли и раньше, так их рост наблюдается уже 25-й год подряд. Хотя справедливости ради рост военного бюджета связан с первую очередь с ростом экономики Китая, так как доля военных расходов в ВВП Китая последние годы стабильно держится на уровне 1.7-1.9% от ВВП. На 2019 год военные расходы Китая составили около 250 млрд долларов. Доля военных расходом Китая в общемировых также растет и на 2019 год составляет около 14%.
Саудовская Аравия — еще несколько лет назад военный бюджет Саудовской Аравии занимал место ближе к концу первой 10. Однако, начиная с 2017 года она стабильно находится в первой тройке стран по военным расходам и на 2019 год ее бюджет составляет 67,5 млрд $. Нестабильная обстановка в регионе, а также огромные запасы нефти в стране — все это вынуждает государство беспокоится о военном бюджете страны. Доля военного бюджета в ВВП страны у Саудовской Аравии одна из самых высоких — 8.8%.
Индия — военные расходы страны составили 66,5 млрд $ или около 2,4% от ВВП страны. В многом рост военных расходов до 4 места в рейтинге связан с развитием экономики государства, кроме этого влияет на военные расходы и напряженность отношений с Пакистаном.
Франция — замыкает первую пятерку стран мира по расходам на оборону. Военный бюджет Франции на 2019 год составил 63.7 млрд долларов. или 2.3% от ВВП.
Россия — за последние годы она значительно опустилась в рейтинге. Так еще недавно в 2013-2014 годах она находилась на третье строчке в мире. На 2019 год оборонный бюджет составил всего 61.3 млрд долларов (3.9% от ВВП). Однако, многие западные эксперты подвергают сомнению сокращение военного бюджета России, и считают, что при текущей оснащенности и размеров вооруженных сил, 60 млрд будет явно не достаточно для их поддержания и модернизации.
Великобритания — является еще одной страной, которая за последние несколько лет сократила военные расходы и опустилась в списке лидеров. На 2019 год размер ее военных расходов составил — 49,9 млрд долларов.
Германия — вплотную подобралась к Великобритании. Военный бюджет 2019 составил 49,7 млрд долларов.
Япония — стабильно находится в первой десятки уже много лет. Военные расходы за 2019 год находятся на уровне 46 млрд долларов.
Южная Корея — напряженность между своим соседом — КНДР, а также общий рост расходов на оборону в азиатском регионе способствует росту военного бюджета страны. Военные расходы Южной Кореи составили 43 млрд долларов или 2.6% от ВВП.
Троянский конь “Пэтриот”
Ему предлагали купить американские комплексы “Пэтриот”, но он отказался и правильно сделал. Дело в том, что в состав радиоэлектронной аппаратуры “Пэтриот”, которые поставляют на экспорт, зашивают программные аппаратные закладки.
Поэтому Эрдоган не захотел покупать американский “Пэтриот”. Он купил С-400. Сейчас его будут за это мочить. А это — хороший повод для того, чтобы мы сотрудничали дальше.
— Разве раньше они не делали гадости?
— Они, конечно, делали и делают их постоянно. Вот последние прямые военно-политические провокации:
- американский эсминец выходит к границе наших территориальных вод на Дальнем Востоке,
- американский бомбардировщик B-52, носитель ядерного оружия — ракет с ядерными боеголовками отработал в воздушном пространстве Украины нанесение ударов по объектам на территории России.
Крупнейшие военные бюджеты стран мира в процентах от ВВП
Ни одна страна в мире пока не приближается к США по размеру военных расходов. В 2014 году военные расходы США достигли $571 млрд., и страна намного опережает по данному показателю находящийся на втором месте Китай – $129,4 млрд. Тем не менее, когда военные бюджеты рассматриваются как процент от ВВП страны, ситуация становится совсем иной.
Саудовская Аравия тратит больше на свои вооруженные силы, чем когда-либо прежде, увеличив свой военный бюджет на 17 процентов в 2014 году. Военные расходы в настоящее время составляют, по меньшей мере, 10,4 процента ВВП королевства, согласно оценке Стокгольмского института исследования проблем мира (СИПРИ/SIPRI). Напротив, огромное военные расходы Вашингтона составляют “только” 3,5 процента от ВВП. В Китае военные расходы упали до 2,1 процента.
Израиль потратил около $23 млрд. на свои вооруженные силы в 2014 году и пол оценкам СИПРИ, этот показатель составил 5,2 процента от ВВП. Россия приступила к реализации программы по масштабному обновлению военной техники, в результате военные расходы страны, по оценкам, достигли 4,5 процента от ВВП в 2014 году. В этом году, в соответствии с бюджетными данными, данный показатель существенно увеличился, более чем на 9 процентов, в ВВП за первый квартал, хотя такие темпы роста расходов, безусловно, являются неустойчивыми.
Между тем, Саудовская Аравия заменила Индию в качестве крупнейшего в мире импортера военной техники, в соответствии с данными to IHS Jane. В период между 2013 и 2014 годами, импорт оружия Саудовской Аравией увеличился на 54 процента до $6,46 млрд. В 2014 году Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты импортировали военной техники на $ 8,6 млрд. – больше чем импорт всех стран Западной Европы, вместе взятых.
Поток оружия показывает некоторые признаки замедления, однако Королевство продолжает укреплять свои вооруженные силы, чтобы противостоять региональным угрозам, включая Иран и Исламское Государство. На самом деле, продолжающиеся поставки оружия, такого как истребители F-15 и Typhoon могут увеличить импорт на 52 процента до $9,8 млрд. в 2015 году.
В 2014 году Индия импортировала военной техники на сумму $5,57 млрд., оставшись на втором месте в мире. Китай завершает тройку, с импортом вооружений на сумму $2,6 млрд.
Не меньшими темпами, чем рынок вооружений, растет мировой рынок охранных систем и оборудования для обеспечения безопасности. По данным исследования The Freedonia Group, данный рынок будет расти ежегодно в среднем на 6,8 процента и достигнет $126 млрд. к концу 2018 года.
Самый быстрый рост потребности в охранных системах будет отмечаться в Южной и Центральной Америке, странах Азии и Африки. При этом, доля электронных средств защиты, которая уже сейчас составляет около 2/3 мирового рынка, в ближайшие годы продолжит расти.
Доля России на мировом рынке охранных систем и оборудования для обеспечения безопасности составляет всего около 1 процента. Вместе с тем, на внутреннем рынке отечественные системы достаточно востребованы, а по качеству не уступают многим зарубежным аналогам. По данным сайта naoxrane.ru, который реализует в том числе охранно-пожарные сигнализации и системы известных марок для юридических и физических лиц, стоимость установки такой системы составляет от 20 до 70 тысяч рублей, что вполне по карману как малым предприятиям, так и хозяевам квартир или коттеджей.
Источник – Forbes.com, Ereport.ru
Опубликовано 01.07.2015 13:30
Сравнение численности личного состава стран НАТО и России
Численность личного состава стран НАТО больше численности вооруженных сил России примерно в 4-5 раз (в НАТО 3,5 миллиона военнослужащих без учета 1 миллиона Национальной Гвардии США, у России 800-950 тысяч, по разным данным).
Конечно, армия РФ имеет централизованное управление и снабжение, в то время как в НАТО, несмотря на общие стандарты, разные армии имеют разные возможности. Например, вряд ли Турция и Греция сегодня будут реально воевать на стороне США по политическим причинам. А остальные «разношерстные» вооруженные силы от стран Прибалтики до Португалии имеют слишком малую практическую ценность и боевой опыт.
Кроме того, нужно сравнить и арсенал армий. Если кратко, то Россия имеет подавляющее превосходство по танкам и артиллерии, а страны НАТО – по количеству боевой авиации, боевых кораблей, БТР и БМП. Но данный аспект трудно уместить в одну статью, поэтому я оставлю его для отдельного материала.
Не в приоритете
Однако в некоторых областях администрация Трампа предлагает ограничить траты. Так, на противоракетную оборону в 2020-м планируется выделить $9,4 млрд, что на $500 млн меньше, чем в текущем бюджете.
Кроме того, на 10% — до $5,9 млрд — будет сокращено финансирование European Deterrence Initiative (Европейская инициатива сдерживания, EDI), нацеленной на противостояние растущей мощи России. Как отметили в Пентагоне, в обоих случаях о смене приоритетов речи не идёт, просто ранее на эти цели было выделено более чем достаточно. Что же касается Европы, то в Вашингтоне ожидают, что страны региона возьмут на себя значительную часть финансирования EDI.
Дэвид Норквист рассказывает о запросе Пентагона на финансирование в 2020 году
Также в американском оборонном ведомстве не планируют наращивать военную помощь Украине: в рамках EDI будет выделено столько же, сколько в 2019-м, — $250 млн.
По словам Владимира Васильева, тот факт, что финансирование проектов в рамках EDI не будет увеличено, означает, что «эти инициативы показали себя малоэффективными». К тому же они формально являются оборонительными, а Вашингтон намерен развивать в первую очередь наступательный потенциал. Что касается Украины, то, по мнению эксперта, США намерены использовать Киев в качестве инструмента гибридной войны и провокаций, что не требует дополнительных трат.
Доходная часть
Составители документа запланировали следующие источники наполнения доходной части (суммы указаны в миллиардах рублей):
- НДС – 3558,7;
- таможенные поступления – 1837,2;
- акцизные сборы – 1029,3;
- налог на прибыль – 825,2;
- поступления от государственных компаний – 425;
- внутренние займы – 870;
- приватизация – 13;
- внешние займы – 7
Вариант продажи государственных предприятий через приватизацию запланирован, но реально пока не рассматривается. Министерство финансов не исключает вероятности обмена старых евробондов с целью сокращения внешнего государственного долга и снижения расходов на его обслуживание. Сумма обмена может достигнуть $4 млрд.
Предположительно сократятся и валютные поступления от продажи природных ресурсов, так как Минфин планирует сократить объемы экспорта сырья сначала до $162,8 млрд., а к 2020-му – до $134 млрд.