«сорокапятка», 45-миллиметровая противотанковая пушка образца 1937 года (53-к)

История

Идея специализированной противотанковой пушки возникла сразу же после появления танков в Первой мировой войне в кайзеровской Германии[источник не указан 420 дней

]. По ряду причин немцам не удалось построить прототип такой пушки, но в качестве противотанковых они с успехом использовали различные полевые орудия.

В промежутке между двумя мировыми войнами во всех ведущих военно-промышленных державах были разработаны ПТО, соответствующие уровню развития танков того времени. Как правило, это были лёгкие полуавтоматические пушки калибра 25-47 мм на лафетах с подрессоренным колёсным ходом. Очень часто колёса заимствовались от коммерческих образцов автомобильной или мотоциклетной техники. Противотанковые орудия первого поколения были дёшевы в производстве и могли буксироваться без помощи специализированных артиллерийских тягачей. Выпускаемые в больших количествах, эти пушки поступали на вооружение как стрелковых (пехотных) частей, так и специализированных подразделений противотанковой артиллерии. Как правило, стрелковый (пехотный) батальон армий ведущих держав того времени имел по штату несколько лёгких ПТО. Мощь нового вида артиллерии была наглядно продемонстрирована в ходе вооружённых конфликтов второй половины 1930-х годов. Во время гражданской войны в Испании, столкновений СССР и Японии на Дальнем Востоке, советско-финской войны 1939−1940 г. танки с противопульной бронёй были для этих орудий лёгкой добычей.

Как следствие, в предвоенный период появились новые конструкции танков с противоснарядным бронированием, которые были почти неуязвимы для ПТО первого поколения. Наиболее известными примерами довоенных танков с противоснарядной бронёй являются французские боевые машины S-35 и Char B1, английская «Матильда» и советские Т-34 и КВ-1. Две последние сыграли важнейшую роль как в эволюции конструкции танка, так и в развитии противотанковой артиллерии во время Второй мировой войны. Для борьбы со всё более усиливающейся бронезащитой вражеских танков артиллерийские конструкторы всех воюющих государств увеличили калибр своих орудий и начальную скорость снаряда; бронепробиваемость по сравнению с орудиями первого поколения выросла в 5 — 10 раз. Однако платой за это стала резко возросшая сила отдачи от выстрела, для гашения которой пришлось вводить более мощные противооткатные устройства, дульный тормоз и усиливать конструкцию лафета. В результате у ПТО неизбежно возрастали габариты и масса; это приводило к существенным затруднениям при маскировке и ухудшению мобильности. Если для транспортировки ПТО первого поколения было достаточно лёгких джипов, то для ПТО конца Второй мировой войны требовался специализированный и достаточно мощный артиллерийский тягач или самоходная база.

После Второй мировой войны значение ПТО уменьшилось в связи с появлением большого количества новых противотанковых средств некинетического принципа действия. Однако на вооружении Вооружённых Сил Российской Федерации до сих пор остаются противотанковые пушки калибра 100 мм. Их эффективность против лобовой брони современных основных танков невелика, однако сейчас основным их тактическим применением является стрельба в борт с близких дистанций. В этом качестве они способны поразить любой современный танк. Кроме того, противотанковые пушки весьма эффективны против боевых машин пехоты, бронетранспортёров и самоходных артиллерийских установок, которые по своей суммарной численности даже превосходят основные танки в современных армиях. Как правило, современное ПТО дороже в изготовлении, чем противотанковый ракетный комплекс; но в отличие от противотанковых ракет снаряды ПТО практически не поддаются перехвату. Кроме того, современный бронебойный снаряд также может быть управляемым или «интеллектуальным» боеприпасом. Примером такого управляемого снаряда является «Кастет» разработки Тульского КБ приборостроения. Однако даже «древние» боеприпасы 1940—1980-х годов сохраняют определённое значение — они очень дёшевы в производстве и не могут быть «обмануты» средствами радиоэлектронной борьбы (РЭБ) противника. Поэтому у ПТО в настоящее время остаётся своя ниша применения, а с развитием технологии (дальнейшее повышение скорости снарядов и падение эффективности ракет из-за всё улучшающихся средств РЭБ) возможно их возвращение как основного средства борьбы с броневым и танковым вооружением и техникой противника.

Против немецких танков

Как писалось в книгах советского периода, например, в шеститомнике «История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945 гг.» (1960-1965 гг.), 45-мм пушка «могла пробивать броню боевых машин всех типов, состоявших в то время на вооружении армий буржуазных государств». Это абсолютная правда, но когда речь идёт о 1930-х годах.

После первых столкновений с немецкими танками на поле боя посыпались негативные отзывы. Оказалось, что лобовую броню средних немецких танков «сорокапятки» не пробивают. По этому вопросу было очень много дискуссий: с одной стороны, приводились многочисленные табличные данные испытаний 45-мм пушек, а с другой — реальные отчеты с фронта. Эффективность пушки при стрельбе по танкам зависит от очень многих факторов, которые все просто невозможно учесть. Например, подготовленность артиллеристов или погода. В целом же большинство авторитетных исследователей, таких как М. Свирин или А. Широкорад, сходятся в том, что увеличение калибра немецкого орудия не привело к повышению бронепробиваемости, а даже наоборот. Неслучайно сами немцы отказались от увеличения калибра.

Ещё одной серьёзной проблемой, которую никак нельзя было учесть при конструировании (тем более в Германии), стало низкое качество изготовления как орудий, так и (особенно) боеприпасов. По сведениям М. Свирина, на самом деле серийная 45-мм пушка на дальности 500 м пробивала броню толщиной 18 мм, вместо указанных в справочнике 43 мм.

I. Тактико-Техническая Характеристика

Модель орудия Калибр, мм Длина ствола, клб Углы наводки Макс. дальность, м Масса качающейся части, кг Масса откатных частей Норм. откат, мм Макс. откат, мм Заряжание Практическая скорострельность в мин
ТНШ 20 82,4 -5° +27° 6800 68 ? ? ? автомат. 200
ПТ-23ТБ 23 ? -5° +27° 9000 ? ? ? ? автомат свыше 300
ЗиС-19 37 66,7 -5° +30° ~10,000 ? 73 ? ? унитарное 8-15
Модернизи- рованная Гочкиса 37 20 ? ? 103,8 ? ? ? унитарное 5-6
PS-2 37 45 ? ? 100 ? ? ? унитарное 6-8
20К, 20Км 45 46 -6° +22° ~42001 313 113 240-270 278 унитарное 7-12
ВТ-42/43 45 68,6 -5° +25°/+78° ? 322 149 288 285 унитарное 9-10
ЗиС-4 57 73 -5° +30° 12500 ? ? 350-380 395 унитарное 6-10
КТ 76,2 16,5 ? ? 540 ? ? ? унитарное 5
ПС-3 76,2 20,5 ? ? 614 ? ? ? унитарное 11-12
Л-10 76,2 23,7 ? ? 641 ? ? ? унитарное 12
Ф-32 76,2 31,5 ? ? 770 ? ? ? унитарное 8
Ф-34, ЗиС-5 76,2 41,6 -5° +28° 11200 1155 538 320-370 390 унитарное 4-81
С-54 76,2 58 -5° +30° ? 1390 ? ? 400 унитарное 3-5
Д-5Т, Д-5С 85 51,6 -5° +22° 12700 1500 980 270-310 330 унитарное 5-82
ЗиС-С-53 85 54,6 -5° +25° 12900 1150 905 280-320 330 унитарное 6-10
ЗиС-6 106.7 48.6 ? ? ? ? ~600 ? раздельно-гильзовое4 3-4
Д-10Т, Д-10С 100 53,5 -3° +18° 16000 2257 1538 550 650 унитарное 4-6
У-11 121,92 22,7 -2° +22° ? ? ? 590 680 раздельно-гильзовое 2-3
Д-25Т, Д-25С 121,92 43 -2° +20° 14200 2588 1850 580 660 раздельно-гильзовое 1,2–2,5
С-41 152,4 27,68 -3° +18° ? ~2300 ? 590 650 раздельно-гильзовое 1-2

1 Табличные данные. 2 Практическая скорострельность Т-34 была 3–5 выстрелов в минуту из-за неудачного размещения боекомплекта. 3 Скорострельность во время движения не превышала 4 выстрела в минуту, при стрельбе с места — до 10 выстрелов в минуту. Направление и услуги, с которыми работает специалист, также определяют итоговый выбор клиентом. Если специалист или сотрудники детективного агентства https://detektiv.agency отвечают всем данным критериям, можете смело обращаться к ним за помощью в решении своей проблемы. Но действительно качественных специалистов, которые смогут качественно и эффективно решить проблемы клиентов (и сделать это с минимальными временными затратами) не очень много. 4 Изначально планировалось унитарное заряжание.

Последующие модификации

Установка 21-КМ

В 1944 году в производство была запущена модификация орудия 21-КМ. Работы по модернизации орудия 21-К были начаты в ОКБ-172 в 1942 году под индексом ВМ-42. Головная серия из 25 стволов прошла успешные испытания в сентябре 1943 года.

По окончании испытаний установки поставили на валовое производство под индексом В-21-КМ, позже именуемые просто 21-КМ. По окончании испытаний орудие 21-КМ было поставлено в массовое производство.

Модернизация орудия выразилась в увеличении на 1010 мм нарезной части ствола, замене инерционной автоматики на копирную, упрочнении ствола и противооткатных устройств, установке щита (щитового прикрытия).

Непатриотичная история создания

Казалось бы, на вопрос, кто именно создал «сорокапятку», ответить легко. За 45-мм противотанковую пушку образца 1937 года орденом Красной Звезды был награждён главный конструктор завода №8 Михаил Николаевич Логинов.

Логинов и сейчас числится в списке создателей оружия Победы, причём перечень разработанного им артиллерийского вооружения больше, чем у всех его коллег. О том же, что все его пушки имеют иностранное происхождение, как-то стараются забыть. Да и список орудий, производство которых на заводе №8 не смогли наладить, весьма велик. А орудия эти были очень нужны Красной Армии, в первую очередь речь идёт о зенитных малокалиберных автоматах. И все современные историки вооружения работу завода №8 оценивают лишь в негативном ключе.

История создания «сорокапятки» началась с закупки в Германии (помимо всего прочего) 37-мм противотанковой пушки, считавшейся на тот момент наилучшей в своём классе. Пушку приняли на вооружение РККА под названием 37-мм противотанковая пушка образца 1930 года и стали выпускать на заводе №8 под индексом 1-К. Несмотря на простоту конструкции и наличие отработанной технологии производство наладили с большим трудом — в первый год забраковали все 255 изготовленных пушек. Всего, по данным справочника А. Иванова «Артиллерия СССР во Второй мировой войне», выпустили 509 орудий, из которых лишь небольшая часть дожила до начала Второй Мировой войны.

Пушка С-53

ПРИМЕНЕНИЕ:

Серийные танки: Т-34-85, Т-44.Серийные САУ: нет.Экспериментальные танки и САУ: нет.

Необходимость перевооружения танка Т-34 с целью увеличения его возможностей по борьбе с тяжелыми танками противника предпринимались неоднократно еще с 1941 года (речь идет о танке-истребителе Т-34 с 57-мм пушкой ЗИС-4). Результаты Курской битвы обнажили проблему со всей остротой. Привлекательным казался переход на калибр 85 мм, учитывая хорошо отработанные и освоенные в производстве осколочный и бронебойный боеприпасы от 85-мм зенитной пушки образца 1939 г. На тот момент конструкторским бюро завода №9 уже было разработано и проходило окончательные испытания 85-мм орудие Д-5, создававшееся для установки в тяжелый танк и САУ. Поэтому решили временно допустить орудие Д-5 к установке в танк Т-34 пока не будет создано специальное 85-мм орудие для танка Т-34. В конце октября 1943 года ЦАКБ было выдано задание на разработку такого орудия.

К ноябрю 1943 года ЦАКБ, совместно с КБ завода №92, разработало и предложило для совместных испытаний два варианта 85-мм пушек для танка Т-34: С-50 и С-53. Еще одно 85-мм орудие ЛБ-1 было предложено для испытаний СпецКБ. С-53 выгодно отличалась от аналогов простой конструкцией и надежностью. Создавая ее, группа в составе И.Иванова, Г.Шабирова и Г.Сергеева несколько отошла от привычной компоновки орудия Ф-34. Теперь тормоз отката и накатник переместились под основание затвора, что позволило уменьшить высоту линии огня и увеличить расстояние между казенным срезом и задней стенкой башни. Коэффициент использования металла в С-53 был очень высоким, а ее стоимость оказалась ниже, чем Ф-34 и уж тем более Д-5.

На испытаниях пушку С-53 установили в серийный Т-34 со штатный шестигранной башней завода №112 под погон 1420 мм. Испытания проходили с 25 по 31 декабря на Гороховецком артполигоне. Комиссия под председательством полковника Кульчицкого констатировала, что ни одна из артсистем испытаний не выдержала. Тем не менее, проанализировав результаты испытаний, было решено, что наиболее предпочтительной артсистемой для установки в танк Т-34 является именно пушка С-53.

1 января 1944 года постановлением ГКО № 4873 танковая пушка С-53 (с учетом устранения выявленных во время испытаний недостатков) была принята на вооружение для танков Т-34 со штатным и расширенным погонами.

На протяжении двух первых недель 1944 года коллектив ЦАКБ НКВ устранял недостатки в конструкции пушки С-53 и оказывал помощь конструкторам и технологам завода №92 в организации ее серийного производства. К 15 января на заводе № 92 была собрана первая пушка, которая отличалась от опытного образца, прежде всего, литой (а не сварной) конструкцией люльки и муфтовым (вместо резьбового) соединением ствола пушки с казенником.

В период с 16 по 17 января 1944 года эта пушка испытывалась на ГАНИОПе. На 470-м выстреле произошло заклинивание поршня тормоза отката. Пушку вновь отправили на доработку. На этот раз на заводе №92 была изменена конструкция противооткатных устройств и произведена доработка отдельных деталей пушки.

28 января танк Т-34 с пушкой С-53, установленной в штатной башне под погон 1420 мм, был отправлен на заводские испытания. А чуть позже орудие С-53 установили на «тридцатьчетверку» с увеличенным диаметром погона башни до 1600 мм (от танка Т-43). На заводских испытаниях танк Т-34 со штатной башней прошел 170 км, из пушки С-53 было произведено 100 выстрелов. Из пушки, установленной в расширенную башню танка Т-34, было произведено 50 выстрелов. Затем оба танка были отправлены на полигонные испытания, которые были проведе ны на ГАНИОПе в период с 30 января по 2 февраля 1944 года. За два дня интенсивных испытаний из пушки, установленной в штатной башне, было произведено 766 выстрелов, причем 456 из них — усиленным зарядом. Из пушки, установленной в расширенной башне, было произведено 252 выстрела, 50 из них — усиленным зарядом.

2 февраля 1944 года Кульчицкий доложил маршалу бронетанковых войск Я.Н.Федоренко о том, что «85-мм танковая пушка С-53 серийного изготовления полигонные испытания выдержала, бевые качества танка Т-34 с расширенной башней значительно выше, чем с обычной башней».

5 февраля 1944 года, с устранением этих дефектов и подготовкой всей необходимой конструкторско-технологической документации для производства, пушка С-53 пошла в валовое производство.

ПерваяПред. страница1След. страницаПоследняя

Оцените этот материал:

(26 голосов, среднее 4.15 из 5)

Пожалуйста, зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии.

Бог войны — советская 152-мм гаубица-пушка МЛ-20 1937 года

Разработка, создание и серийный выпуск 152 мм гаубицы-пушки МЛ-20

Тактико-технические характеристики советской гаубицы-пушки МЛ-20

Советская 152-мм гаубица-пушка МЛ-20 1937 года является основной артиллерийской системой большой мощности, стоящей на вооружении советских корпусов времен Великой Отечественной войны. Орудие было рассчитано на нанесение сокрушающего огневого удара по закрытым позициям противника в полосе фронта. Использование этого орудия в больших количествах на ограниченном участке фронта создавало необходимый ударный кулак для наступающих войск.

Разработка, создание и серийный выпуск 152 мм гаубицы-пушки МЛ-20

Идея создания нового и мощного орудия, способного вести навесной огонь и стрелять по пологой траектории возникла у командования РККА в середине 30-х годов. Для этого ГАУ поручило коллективу советских конструкторов под руководством Ф.Ф. Петрова разработать мощную гаубицу-пушку нового типа, используя технические наработки по 152 мм орудию 1910/34 года. Основные работы велись в КБ завода №172, расположенном в г. Мотовилиха Пермского края. К 1936 году новое орудие было в основном готово. Главными особенностями конструкции стали длинный ствол с полуавтоматическим затвором, мощный и устойчивый лафет со сдвоенной колесной базой

Советская 152-мм гаубица-пушка МЛ-20 в экспозиции Военно-исторического артиллерийского музея «Кронверк» в Санкт-Петербурге

После успешных полигонных стрельб и буксировочных испытаний новое орудие было принято на вооружение. В серию оно пошло в 1937 году под названием 152 мм гаубица-пушка МЛ-20 образца 1937 года. Изделие выпускалось только на одном предприятии на номерном заводе в г. Мотовилихе. За годы выпуска с 1937 по 1946 с конвейера сошло 6884 орудия.

Тактико-технические характеристики советской гаубицы-пушки МЛ-20

Расчет — 9 человек.

Боевая масса — 7,27 т.

Заряжание раздельно-гильзовое.

Начальная скорость осколочно-фугасного снаряда — 655 м/с.

Угол вертикального наведения: от — 3 до +65 градусов, угол горизонтального наведения — 58 градусов.

Скорострельность: 3-4 выстр./мин.

Максимальная дальность стрельбы — 17230 м.

Основные типы боеприпасов: осколочно-фугасные, кумулятивные, бетонобойные, гаубичные снаряды, шрапнель.

Вес осколочно-фугасного снаряда — 43,6 кг.

Время перевода из походного положения в боевое: 8-10 мин.

Способ транспортировки: перевозится тягачами Я-12, тракторами разных модификаций.

Гаубица-пушка МЛ-20 образца 1937 года массово применялась в ходе вооруженного конфликта на р. Халкин-Гол, в советско-финской войне 1939-40 годов и на протяжении всего периода Великой Отечественной войны. Стол артиллерийского орудия МЛ-20 использовался в 1942-44 годы для крепления новой артустановки на советские САУ, которые строились для борьбы со средними и тяжелыми немецкими танками.

Автор статьи:

Никифоров Владислав

https://militaryarms.ru/voennaya-texnika/artilleriya/152-mm-gaubica-pushka-mr20-1937-goda/

Конструкция орудия

45-мм орудие состоит из лафета и ствола с затвором. Ствол – моноблок, что уже отличает от более ранних пушек 37-40-х годов выпуска, которые имели составные, скрепленные стволы. Затвор клинового типа, что обеспечивает высокую скорострельность, до 15 выстрелов в минуту при обученном расчете.

Лафет классического типа, на подрессоренном резиновом ходу. Состоит из люльки, верхнего станка с приборами наведения, нижнего с упорними станинами трубчатой формы, сошники сварные, на станинах места для крепления ЗИП. Нижний станок имеет угол поворота до 60 градусов по горизонту.

Весит пушка в боевом положении 625 кг, в походе вес увеличивается до 1250 кг. Габариты орудия небольшие, при высоте 1300 мм, длинна ее 4885 мм, а ширина 1634 мм. Клиренс в 275 мм обеспечивает неплохие возможности для передвижения на поле боя и в тылу.

Боеприпасы были представлены в нескольких видах:

  • 53-Б-240, бронебойный тупоголовый снаряд, каморного типа, заряд тротила 0,019 кг;
  • 53-БР-240 и 53-БР-240СП, бронебойно-трассирующий выстрел, СП-сплошной;
  • бронебойно-трассирующий (сплошной), снаряды нового выпуска;
  • 53-БР-240П подкалиберная катушка для 45 мм выстрела, имели сравнительно малое распространение;
  • 53-О-240 и 53-О-240А осколочные модификации, А – с корпусом из сталистого чугуна;
  • 53-Щ-240, шрапнельный снаряд, заряд состоял из металлической картечи в картонном тубусе;
  • 53-Д-240 дымовой корректировочный снаряд, давал на месте разрыва четко различимое облако дыма.

Представленные боеприпасы обеспечивали выполнение поставленных на расчеты задач на высоком уровне, что подтверждают отчеты о применении их на поле боя, несмотря на малый калибр орудия и его общую малую эффективность против тяжелых танков.

Описание конструкции


37-мм опытная пушка ЧК. Вид слева 37-мм авиадесантная пушка обр.1944 г. представляет собой лёгкую противотанковую артиллерийскую систему с уменьшенным откатом.

Внутреннее устройство ствола и баллистика орудия взяты от 37-мм автоматической зенитной пушки обр. 1939 г. (61-К). Ствол орудия состоит из трубы, казённика и дульного тормоза. Труба служит для направления полёта снаряда и придания ему вращательного движения, канал трубы разделяется на нарезную часть и патронник, соединяемые коническим скатом, в который при заряжании упирается ведущий поясок снаряда. Нарезная часть имеет 16 нарезов постоянной крутизны с углом наклона 6°, длина хода нарезов 30 калибров, глубина нарезов 0,45 мм, ширина нареза — 4,76 мм, ширина поля — 2,5 мм. Длина патронника — 251 мм, камора имеет объём 0,267 дм³. Мощный однокамерный дульный тормоз служит для снижения энергии отката.

Противооткатные устройства орудия, смонтированные внутри кожуха круглого сечения, построены по оригинальной схеме, представляющей собой гибрид системы двойного отката и схемы безоткатного орудия с инертной массой. При выстреле ствол орудия откатывался на 90-100 мм, а специальная деталь цилиндрической формы, выполняющая функции «инертной массы», расцепляется со стволом и откатывается назад внутри кожуха на расстояние 1050—1070 мм. Торможение инертной массы происходит за счёт трения и сжатия пружины накатника. Тормоз отката отсутствует. Щитовое прикрытие толщиной 4,5 мм, предназначенное для защиты расчёта от пуль, мелких осколков и ударной волны близкого разрыва, крепится к кожуху. Вертикальное наведение (ВН) орудия осуществляется подъёмным механизмом, горизонтальное (ГН) — плечом наводчика.


ЧК-М1, установленная на автомобиль «Виллис»

Станок двухколёсный, с раздвижными станинами, имеющими постоянные и забивные сошники. Колёсный ход подрессорен, но предназначен исключительно для перемещения орудия на местности вручную расчётом. Буксировка орудия автомобилем не допускается по причине возможного разрушения лафета. Транспортировка орудия производится в автомобилях «Виллис» и ГАЗ-64 (по одному орудию в автомобиле), а также в автомобилях «Додж» и ГАЗ-АА (по два орудия в автомобиле). Кроме того, имеется возможность транспортировки орудия на одноконной тележке или санях, а также в коляске мотоцикла «Харлей Давидсон». При необходимости орудие разбирается на три части — станок, щитовое прикрытие и качающуюся часть. Для транспортировки боеприпасов имеется специальный двухколёсный патронный ящик.

Транспортировка орудия по воздуху может осуществляться как посадочным способом, так и парашютированием. В первом случае использовались планёры А-7, Г-11 (в каждый помещалось по одной пушке с расчётом и боеприпасами) и БДП-2 (мог транспортировать две пушки с расчётами и боеприпасами), а также самолёт Ли-2 (помещалось 2 мотоцикла, пушка и 5 человек). При парашютировании мотоцикл с пушкой размещался на внешней подвеске бомбардировщика Ил-4, расчёт и патроны десантировались с самолёта Ли-2.

Расчёт орудия состоит из четырёх человек — командира, наводчика, заряжающего и подносчика. При стрельбе расчёт занимает положение лёжа. Техническая скорострельность достигает 25-30 выстрелов в минуту, но долго вести огонь со столь интенсивным темпом орудие не может вследствие опасности выхода из строя противооткатных устройств. Время перехода из походного положения в боевое составляет 80 секунд, без перевода щита в боевое положение (в походном положении щит разворачивается на 90°) — 50 секунд.

М-42

Первые же сражения
Великой Отечественной показали, что дивизионная и корпусная артиллерия, эффективно поражая немецкие танки на заранее известных танкоопасных направлениях, оказалась недостаточно маневренной. Танковые колонны противника, случалось, обходили наши артиллерийские заслоны. Для успешного отражения танковых атак на широком фронте требовалось огромное количество легких и достаточно мощных противотанковых пушек. А их производство прекратилось в связи с эвакуацией завода в глубокий тыл. И когда в августе 1941 года 172-му заводу поручили наладить массовый выпуск таких орудий, конструкторы решили еще и модернизировать 45-мм пушку образца 1937 года, улучшить ее боевые качества. 


45-мм противотанковая пушка М-42 образца 1942 года

45-мм
противотанковая пушка образца 1942 года
(М-42)

Годы выпуска

1942-1945

Выпущено, шт.

10843

Массогабаритные
характеристики

Калибр, мм

45

Длина ствола,
клб

68

Масса в
боевом положении, кг

625

Масса в
походном положении, кг

1250

Углы обстрела

Возвышения
(макс.), °

25

Снижения
(мин.), °

-8

Горизонтальный, °

60

Огневые возможности

Макс.
дальность стрельбы, км

4,55

Скорострельность, выстр./мин

15-20

 «На этом пути нас ожидало множество трудностей, – вспоминал лауреат Государственной премии, профессор М. Цирульников, – ибо это, пожалуй, единственный в истории артиллерии случай, когда на лафет пушки малой мощности дважды накладывались более мощные стволы большего калибра. В процессе модернизации бронепробиваемость пушки со штатным бронебойным снарядом увеличилась более чем на 1/3, начальная скорость снаряда – с 760 до 870 м/сек. Этого удалось достичь за счет увеличения веса заряда, повышения давления пороховых газов в канале ствола и удлинения ствола

Снаряд и гильза остались без изменений, что было немаловажно в тот период. Ствол заменили новым, а в конструкцию лафета внесли необходимые изменения для его усиления

Лафет можно было бы облегчить, установив дульный тормоз. Но мы решили, что такой тормоз — отнюдь не украшение орудия, особенно противотанкового, низкого, иногда еще закапываемого в землю. Ведь струи газов из тормоза поднимают пыль, поджигают траву, демаскируют позицию. Поэтому мы отказались от дульного тормоза, конечно несколько утяжелив ствол и все орудие».

Создавая М-42 на базе 45-мм пушки образца 1937 года, конструкторы А. Заборовский, С. Синицкий, М. Ковалевский, Э. Кондратьев разработали и ряд новых узлов: ствол-моноблок с открытым казенником, литой верхний станок, простой по конструкции гидравлический тормоз отката, пружинный накатник, пружинное подрессоривание и естественное уравновешивание. Все конструкторские работы и постановка орудия на производство были выполнены точно в намеченный срок, и уже в начале 1942 года на фронт стало поступать новое 45-мм орудие. Орудие, предназначенное для борьбы с танками и другими мотомеханизированными средствами противника. Орудие, способное уничтожать огневые средства пехоты и живую силу. Толщина брони щитового прикрытия была увеличена с 4.5 мм до 7 мм
что давало расчёту защиту от винтовочных бронебойных пуль.

Спустя полгода из ворот 172-го завода выходило уже по семьсот 45-мм пушек каждый месяц. Орудия этого калибра в течение всего первого периода войны оставались основой советской противотанковой артиллерии. В дни сталинградской битвы на их долю приходилось до 43% всех орудий, состоявших на вооружении наших истребительно­противотанковых полков. И не случайно один из немецких генералов Фридрих Вильгельм фон Меллентин писал: «Иногда думаешь, что каждый русский пехотинец имеет противотанковое ружье или противотанковую пушку. Русские очень умело располагают эти средства, и, кажется, нет такого места, где бы их не было».


Американцы осматривают захваченную северокорейскую М-42, уничтожившую три танка.

Создание пушки

В 1930-х военные теоретики разрабатывали тактику ведения войны с использованием бронированных машин. Для противодействия танкам необходимы были артиллерийские системы, достаточно легкие для удобства перемещения. Еще одним требованием было снижение мощности, как бы ни странно это прозвучало. Орудие должно было эффективно бороться с танками и поддерживать пехоту.

Для упрощения работ советским правительством в 1931 году были закуплены чертежи и опытные образцы 37-мм пушек производства германского «Рейнметалла». Однако калибр немецкого орудия показался военным недостаточно мощным, и на лафет был наложен ствол калибром 45-мм.

В 1937 году пришла очередь модернизации орудия. Были улучшены баллистические характеристики, введена система подрессоривания, но главным введением стала установка полуавтоматического затвора. Занимавшийся модернизацией пушки коллектив завода № 8 в подмосковном городе Подлипки провел почти полгода на полигоне.

Первый пункт был оценен положительно, второй пушка едва не провалила, была сломана одна из рессор. Все же изменения нового орудия касались едва ли не каждой детали:

  • полуавтоматика стала работать не только на бронебойных, но и на осколочных выстрелах за счет принудительного взвода пружин;
  • появился кнопочный спуск;
  • подрессоривание, использовавшееся впервые на советских системах такого рода;
  • деревянные колеса менялись на штампованные металлические, с резиновыми шинами, производства ГАЗ;
  • верхний станок изготавливался клепано-сварным методом, а не литьем, как раньше;
  • нижний станок также сварной;
  • наличие модернизированного поворотного механизма.

Войсковые и заводские испытания 1937 и 1938 годов выявляли как недостатки, так и преимущества нового орудия. В итоге пушка была принята на вооружение в 1938 году с общей оценкой удовлетворительно, и в это же время она запущена в серийное производство.

Испытания танками вермахта 45-мм орудие выдержало с трудом. Эффективное против бронемашин и ранних моделей танков, «сорокопятка» часто оказывалась бессильна против «троек» и «четверок» немцев, не говоря о модернизированных танках с усиленным бронированием, появившихся у немцев после знакомства с КВ. Вопрос об усилении 45-мм пушки был решен в 1942 году, а образец 1937 года снят с вооружения.

Металл снарядов был сильно перекален и получил избыточную твёрдость и хрупкость, в результате чего снаряды просто кололись о броню немецких танков. В тоже время осколочные и шрапнельные снаряды орудия отличались довольно низкой эффективностью при стрельбе по живой силе врага.

45-мм противотанковая пушка М-42, образца 1942 года, получившая индекс ГРАУ 52-П-243С, так же достаточно быстро устарела. Модернизация включала увеличение длинны ствола, а так же мощности заряда в снарядах. Это повысило характеристики, но все равно новейшие немецкие танки пушка пробивать не могла.

Однако производство этих орудий не было остановлено по нескольким причинам. Главной была маневренность орудия, возможность его быстрого перемещения силами расчета из пяти человек по полю боя. Проблему низкой бронепробиваемости решили, предписав расчётам стрелять по бортам и корме. Важен был и экономический фактор, так как производство этих орудий было прекрасно отлажено.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector