Артиллерия. крупный калибр. 122-мм гаубица м-30 образца 1938 года

Гаубица М-30 — видео

https://youtube.com/watch?v=D-kksCth1ko

Хотя производство М-30 в странах СНГ прекратилось несколько лет назад, гаубица до сих пор выпускается в Китае под обозначением 122-мм гаубица Тип 54 или Тип 54-1 — последняя модификация имеет несколько конструктивных отличий, обусловленных особенностями местных технологий.

В целом 122-мм гаубица М-30 имеет классическую конструкцию: прочный надежный двухстанинный лафет, жестко закрепленный щит с поднимаемым центральным листом, и ствол длиной 23 калибра без дульного тормоза. Пушка оснащена тем же самым лафетом, что и 152-мм гаубица Д-1 (М1943). Колеса большого диаметра оснащены цельными скатами, заполненными губчатой резиной, но модификация М-30, выпускавшаяся в Болгарии, имеет колеса другой конструкции. Каждое орудие имеет сошники двух различных типов — для мягкой и твердой почвы.

В свое время гаубица М-30 была основным вооружением самоходной артиллерийской установки СУ-122, созданной на шасси танка Т-34, но в настоящее время таких установок не осталось больше ни в одной армии. В Китае до сих пор выпускается такая самоходная артиллерийская установка: гаубица Тип 54-1 установлена на шасси бронетранспортера Тип 531.

Основным видом боеприпасов гаубиц М-30 является высокоэффективный осколочный снаряд, весящий 21,76 кг. имеющий дальность до 11 800 метров. Для борьбы с бронированными целями теоретически может использоваться бронебойный кумулятивный снаряд БП-463, способный на максимальной дистанции прямого выстрела 630 метров пробить броню толщиной до 200 мм, однако в настоящее время такие боеприпасы практически не используются.

 Батарея советских 122-мм гаубиц М-30 на улицах Берлина.

Модификации и опытные образцы на базе М-30

За время производства конструкция орудия в целом значительно не менялась. На базе ствольной группы гаубицы М-30 выпускались следующие образцы артиллерийских орудий:

М-30С (индекс ГАУ — 53-ГС-463) — слегка модифицированный вариант М-30 для установки на самоходной артиллерийской установке СУ-122.

У-11 — новое орудие с баллистикой, идентичной М-30, предназначенное для вооружения танков и самоходных установок. От М-30 орудие У-11 отличалось сильно изменённой конструкцией противооткатных устройств, которые были уменьшены в размерах для лучшей компоновки в стеснённых условиях боевого отделения машины. Самоходный вариант У-11 устанавливался на опытную САУ СУ-122М, но не выдержал испытаний по причине низкой надёжности. Танковый вариант гаубицы

У-11 устанавливался на опытный танк Объект 234, который также известен как ИС № 2 (не путать с серийными ИС-2, вооружёнными длинноствольной 122-мм пушкой Д-25).

Д-6 — ещё один вариант гаубицы с баллистикой, идентичной М-30, предназначенный для монтажа в САУ. Гаубица Д-6 была смонтирована на опытной САУ СУ-122-III, но, как и У-11, не выдержала испытаний по причине низкой надёжности.

Самоходные артиллерийские установки с М-30

САУ СУ-122

М-30 устанавливалась на следующие САУ:

СУ-122. САУ на базе танка Т-34. Выпускалась с декабря 1942 г. по август 1943 г. Всего выпущено 638 шт.

СГ-122. САУ на базе трофейных немецких танков PzKpfw III и САУ StuG III. Выпущено около 20 шт. в начале 1943 г.

12,2-cm Kanone (r) auf Geschützwagen Lorraine-Schlepper (f). Немецкая САУ, представляющая собой установку трофейной гаубицы М-30 на шасси трофейного же французского тягача Lorraine. Известно об одном экземпляре данной САУ, действовавшей во Франции на железнодорожной платформе, входящей в состав бронепоезда.

Расчет советской 122-мм гаубицы М-30 в бою против немецких танков. На переднем плане погибший артиллерист. 3-й Белорусский фронт.

Египетские скворечники и ливанские тираны

Совсем недавно перуанцы решили скрестить ужа с ежом: натовские гусеницы с советскимдрыном». В армии Перу мало денег, но достаточно много напрочь устаревших лёгких танков AMX-13. Штук 30 или 40 из них(может, несколько всё же оставят в качествесветляков-барабанщиков») планируют переделать в самоходные артиллерийские установки со 122-мм гаубицами Д-30(без колёс и опорных станин). Ко всей этой красоте добавили прибор ночного видения и современную рацию. Получившееся чудо назвали AMX-D30 Vulcano.

Могучая перуанская оборонка уже усиливала АМX-13/105 советскими противотанковыми ракетамиМалютка» и украинскими Р-2Барьер», а французов с 75-мм пушками превращала в самоходные ПТРК(противотанковый ракетный комплекс) Alacran с российскими ПТУРКорнет-Э».Вулканами» станут избежавшие пока модернизации танки.

122-мм самоходная гаубица AMX-D30 Vulcano

Перу в деле подобного САУ-строения далеко не первопроходец. История присобачивания буксируемых гаубиц Д-30 на танки началась на Ближнем Востоке. К 70-м годам в египетской армии ещё осталось достаточное количество танков Т-34, присланныхбольшим советским другом», но безнадёжно устаревших. Являться на дуэль даже с израильскимисупершерманами» со 105-мм пушками с калибром 85 мм было уже как-то некомильфо.

Поэтому решили переделать часть устаревших танков в САУ с суперсовременной на тот момент гаубицей Д-30. Потомки фараонов подошли к делу творчески и соорудили вокруг тела орудия огромныйбронескворечник» на частично срезанной башне.

Собственные конверсии на базе знаменитого танка Второй мировой делали и сирийцы. Некоторое количество гаубичных САУ захватили израильтяне и хвастают ими в экспозиции танкового музея в Латруне.

С Т-34 радикально решили разобраться и кубинцы. Они уже десятки лет рихтуют остатки советского наследия, чтобы хоть как-то усилить огневую мощь старой бронетехники. Когда-то в Заливе Свиней Т-34 бодро били по контрреволюционному десанту, а сейчас служат базой для тех же Д-30. Гаубицу умело вмонтировали в разрезанную родную башню, обеспечив круговое вращение.

В Ливане поступили очень просто. Д-30 с урезанными станинами просто приварили к корпусу танка Т-55. Зато расчёту легко дышать горным ливанским воздухом — и никакой проблемы загазованности в боевом отделении. В итоге получилсяТиран», который впервые показали в 2014-м году. Похожие системы поставлял Израиль для армии Южного Ливана во время Гражданской войны в этой стране.

Эритрейские товарищи собрали свою вариацию Су-122 на базе китайского танка Тип-69(копия советского Т-55). Получилось на вид не хуже, чем у Ливана, да ещё и откидные боковые бронелисты есть для защиты экипажа.

Йеменцы решили объединить Д-30 и советский арттягач АТС-59, который таскает эти самые гаубицы. Такие машины даже делали небольшой серией для йеменской армии.

В стране, осиянной светом единственно верного учения Чучхе, рассчитывают только на свои силы, ракеты и тысячи пушек. А гаубицы серийно ставят на переделанные бронетранспортёры модели 1973. Тело орудия со щитом — в открытом сверху корпусе БТРа. Дешёвое и сердитое решение в стиле немецких САУ времён Второй мировой. Впрочем, северным корейцам не впервые швейцарский нож изобретать.

САУ с гаубицей Д-30 на шасси БТР мод. 1973. Парад в Пхеньяне

Получился своеобразный вариант советскойГвоздики». ИменноГвоздику» и её многочисленных клонов можно назвать самым массовым типом самоходок под данное орудие. Хотя и для САУ 2С1 на базе Д-30 разработали специальную версию орудия под индексом Д‑32.

Самоходки 2С1Гвоздика» в Сирии

А вот на китайский аналог поставили не Д-32, а вполне стандартную лицензионную копию Д-30. На шасси БТРа YW 531Н построили несколько сотен машинТип-85» для китайской армии. Сейчас им на смену приходят более современные PLZ-07.

122-САУ PZL-07

В том же Египте применяют ещё один советско-натовский гибрид. На корпус американской САУ М-109 водрузили гаубицу Д-30 в бронерубке. Получилась установка SP-122, которую выпустили достаточно большой серией в 120 единиц.

Свою вариацию на шасси бронетранспортёра М113 соорудили и в Ливии, водрузив гаубицы в десантном отделении — для чего предварительно срезали крышу. Судя по снимку, можно даже говорить о некоейсерийности».

Но сейчас всё большую популярность обретают колёсные САУ и автолафеты с орудиями среднего и крупного калибра.

Просто, надёжно, убойно

122-мм гаубицу Д-30 приняли на вооружение в СССР в 1963 году. Она пришла на смену легенде Второй мировой, гаубице М-30 — орудию, несомненно, прекрасному, но морально устаревшему. Впервые советскую гаубицу разместили на станке с круговым вращением. Это сильно повысило практическую скорострельность — для радикального изменения горизонтального угла наводки уже не требовалось разворачивать лафет вручную.

По хорошей дороге Д-30 можно перевозить со скоростью до 80 километров в час, а подготовить гаубицу к бою — за полторы минуты.

Расчёт гаубицы Д-30 армии Афганистана ведёт огонь

Орудие получилось простым, надёжным, точным и убойным. Эти характеристики — а также тот факт, что советское правительство раздавало гаубицы и лицензии на их производство — сделало Д-30 одной из самых популярных артсистем в мире. Стран-операторов этого орудия можно насчитать с полсотни.

В российской армии Д-30 остаются на вооружении только в соединениях ВДВ, немного в Сухопутных войсках и Росгвардии. И то — в скором будущем они должны уступить место самоходкам. Задумываются о повышении мобильности буксируемых гаубиц и в других странах

При современных средствах артразведки и тучах дронов батарее важно не только быстро отстреляться, но и ещё быстрее смыться от ответного удара. Если денег у вас в военном бюджете немного, а САУ(самоходную артиллерийскую установку) хочется, надо срочно поставить наличные гаубицы на какое-нибудь шасси

Боеприпасы гаубицы М-30

М-30 стреляла всем ассортиментом 122-мм гаубичных снарядов, в том числе разнообразными старыми гранатами русского и импортного производства. После Великой Отечественной войны к указанному ниже ассортименту снарядов добавились новые типы боеприпасов, например, кумулятивный снаряд 3БП1.

Стальная осколочно-фугасная граната 53-ОФ-462 при установке взрывателя на осколочное действие при своём разрыве создавала около 1000 убойных осколков, эффективный радиус поражения живой силы составлял около 30 м (данные получены по советской методике измерения середины XX века). При установке взрывателя на фугасное действие граната после разрыва оставляла воронки до 1 м глубиной и до 3 м в диаметре. В начале 1970-х годов на вооружение 122-мм гаубиц 2С1, Д-30 и М-30 поступили новые боеприпасы 3ОФ24. Вместо тротила в качестве взрывчатого вещества был использован состав A-IX-2, благодаря чему эффективность снарядов 3ОФ24 по сравнению с 53-ОФ-462 была увеличена в 1,2—1,7 раза. С 1982 года на вооружение 122-мм гаубичных систем поступил снаряд 3ОФ56 и 3ОФ56-1 повышенного могущества.

Кумулятивный снаряд 53-БП-460А пробивал под углом 90° броню толщиной до 100—160 мм (в разных источниках приводятся разные данные). Прицельная дальность стрельбы по движущемуся танку — до 400 м. Послевоенный кумулятивный снаряд 3БП1 пробивал под углом 90° — 200 мм, 60° — 160 мм, 30° — 80 мм.

Расчет 122-мм гаубицы М-30 ведет огонь по противнику на одной из улиц Вены.

Боевое применение

М-30 использовалась для стрельбы с закрытых позиций по окопанной и открыто расположенной живой силе противника. Её с успехом применяли также для разрушения вражеских полевых фортификационных сооружений (траншей, блиндажей, ДЗОТов) и проделывания проходов в проволочных заграждениях при невозможности использования миномётов. Заградительный огонь батареи М-30 осколочно-фугасными снарядами представлял определённую угрозу и для бронетехники противника. Образующиеся при разрыве осколки были способны пробить броню до 20 мм толщиной, что было вполне достаточно для поражения бронетранспортёров и бортов лёгких танков. У машин с более толстой бронёй осколки могли вывести из строя элементы ходовой части, орудие, прицелы.

Для поражения танков и самоходок противника при самообороне использовался кумулятивный снаряд, введённый в 1943 году. При его отсутствии артиллеристам предписывали стрелять по танкам осколочно-фугасными снарядами с установкой взрывателя на фугасное действие. Для лёгких и средних танков прямое попадание 122-мм фугасного снаряда во многих случаях было фатальным, вплоть до срыва башни с погона. Тяжёлые «Тигры» были гораздо более устойчивой целью, но в 1943 году немцами был зафиксирован случай нанесения тяжёлых повреждений танкам типа PzKpfw VI Ausf H «Тигр» при боевом столкновении с советскими САУ СУ-122, вооружёнными гаубицами М-30.

Расчет советской 122-мм гаубицы М-30 на позиции на косе Фрише-Нeрунг (Frische Nehrung, ныне Балтийская коса). 11-я гвардейская армия.

А что в России?

В России от Д-30 хотят отказаться, хотя хранить эти прекрасные орудия наверняка будут ещё долго. Сухопутные силы в качестве основного калибра видят 152 мм, а воздушно-десантные войска больше смотрят в сторону универсальных 120-мм гаубиц-пушек-миномётов, какие, например, стоят нанонах». ОПК предлагает десанту обзавестись взамен буксируемых Д-30 самоходным 120-мм универсальным орудием на базе бронемашиныВолк III».

Тут же можно вспомнить инициативную разработку УВЗ с очередным цветочным названием —Флокс». Не говоря уж о проектировании советской колёсной 152-мм САУМста-К» на базе КАМАЗа — и её современного опытного аналогаКоалиция-СВ-КШ» в артиллерийском береговом комплексеБерег».

Даже на базеТигра-М» сконструирован самоходный миномёт калибра 120. Но это уже совершенно другая история.

Связкагаубица плюс гусеничный(а чаще автомобильный) лафет» становится обязательным элементом джентльменского набора для стран с небольшим военным бюджетом и скромными возможностями ОПК, а также для всяких нерегулярных партизанских и террористических формирований. И очень часто именно старая добрая гаубица Д-30 встаёт на шасси и обретает самоходную сущность.

Не всегда от этого польза: порой страдает точность и даже скорость приведения в боевое положение. Но возможность не отцеплять орудие, а вести огонь прямо с тягача, владеет умами военных теоретиков и практиков по всему миру.

Ведь, как говорят опытные артиллеристы,в нашем деле главное — вовремя смыться».

На вооружении

Д-30 ВС Армении

Современные операторы

  •  Азербайджан — 129 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Алжир — 160 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Ангола — 500 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Армения — 69 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Афганистан — 85 Д-30 оценивающиеся как небоеспособные, по состоянию на 2016 год
  •  Бангладеш — 54 Д-30 (используются под обозначением Тype-96), по состоянию на 2016 год
  •  Белоруссия — 48 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Босния и Герцеговина — 100 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Бурунди — 18 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Вьетнам — некоторое количество, по состоянию на 2016 год
  •  Гана — 6 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Гвинея-Бисау — 18 Д-30 и М-30, по состоянию на 2016 год
  •  Грузия — 58 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Джибути — 6 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  ДР Конго — 77 Д-30, М-30 и Тип-60, по состоянию на 2016 год
  •  Египет — 190 Д-30А, по состоянию на 2016 год
  •  Замбия — 25 Д-30, по состоянию на 2018 год
  •  Зимбабве — 4 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Израиль — 5 Д-30 на хранении, по состоянию на 2016 год
  •  Индия — 520 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Иран — 540 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Иракский Курдистан — не менее 6 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Йемен — 130 Д-30, по состоянию на 2012 год
  •  Казахстан — 400 Д-30, из них до 300 единиц на хранении, по состоянию на 2016 год
  •  Камбоджа — некоторое количество Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Киргизия — 72 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Китай — около 54 Type-96 (китайская копия Д-30), по состоянию на 2016 год
  •  Республика Конго — 10 Д-30, по состоянию на 2018 год
  •  Демократическая Республика Конго — некоторое количество Д-30, по состоянию на 2012 год
  •  КНДР — некоторое количество Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Куба — некоторое количество, по состоянию на 2016 год
  •  Лаос — 20 Д-30 и М-30, по состоянию на 2016 год
  •  Ливан — 9 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Ливия — некоторое количество Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Мавритания — 20 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Мадагаскар — 12 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Мали — 8 Д-30, по состоянию на 2012 год
  •  Монголия — около 300 Д-30, М-30 и МЛ-20, по состоянию на 2016 год
  •  Мозамбик — 12 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Мьянма — 100 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Нигерия — 37 Д-30 и Д-74, по состоянию на 2016 год
  •  Никарагуа — 12 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Оман — 30 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Пакистан — 80 Д-30 (используются под обозначением PRC), по состоянию на 2016 год
  •  Перу — 36 Д-30 на вооружении армии, ещё некоторое количество в морской пехоте, по состоянию на 2016 год
  •  Россия:

    • Сухопутные войска — некоторое число, по состоянию на 2016 год. (4400 на хранении)
    • Береговые войска ВМФ — некоторое число, по состоянию на 2017 год.
    • Воздушно-десантные войска — 150 Д-30, по состоянию на январь 2017 год
    • Войска национальной гвардии — 20 Д-30, по состоянию на 2016 год
    • Росгидромет — не менее 68 Д-30
  •  Южная Осетия: 12 Д-30 , по состоянию на 2008 год
  •  Руанда — 6 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Сейшельские Острова — 3 Д-30, поставлены из СССР в 1980 году
  •  Сербия — 78 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Сирия — некоторое количество Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Словакия — 19 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Сомали — 12 Д-30, по состоянию на 2012 год
  •  Судан — 21 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Таджикистан — 10 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Танзания — 20 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Туркмения — 350 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Узбекистан — 60 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Украина

    • Сухопутные войска Украины — 75 Д-30, по состоянию на 2016 год
    • Высокомобильные десантные войска Украины — 54 Д-30, по состоянию на 2016 год
    • Национальная гвардия Украины — некоторое количество Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Финляндия — 234 (используются под обозначением 122 H 63), по состоянию на 2016 год
  •  Хорватия — 27 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Черногория — 12 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Эритрея — некоторое количество, по состоянию на 2016 год
  •  Эстония — 42 Д-30 (используются под обозначением H-63), по состоянию на 2016 год
  •  Эфиопия — 464 Д-30 и М-30, по состоянию на 2016 год

Бывшие операторы

  •  СССР
  •  ГДР — 395 Д-30, поставлены из СССР в период с по 1977 годы
  •  Ирак — 576 Д-30, поставлены из СССР в период с по 1988 годы
  •  Марокко — 10 Д-30, поставлены из СССР в 1981 году
  •  Чехословакия — 210 Д-30, поставлены из СССР в период с 1981 по 1985 годы
  •  Югославия — 120 Д-30, поставлены из СССР в 1976 году
  •  Южный Йемен — 72 Д-30, поставлены из СССР в 1980 году

Устройство гаубицы Д-30

122-мм гаубица Д-30 предназначена для уничтожения живой силы противника, находящейся открытой территории или в укрытиях полевого типа, подавления огневых средств, включая самоходную и буксируемую артиллерию, разрушения укреплений неприятеля и проделывания проходов в заграждениях и минных полях.

Гаубица Д-30 состоит из лафета, ствола, противооткатных устройств и прицельных приспособлений. Заряжание орудия — раздельно-гильзовое. Подача снарядов осуществляется вручную. Боевой расчет – 6 человек.

Ствол орудия состоит из трубы, казенника, дульного тормоза, двух зацепов-креплений и затвора. Дульный тормоз является съемным.

Противооткатные устройства Д-30 – накатник и тормоз.

В конструкцию лафета входят люлька, уравновешивающий механизм, верхний и нижний станок, приводы наводки (вертикальной и горизонтальной), колеса, механизмы подрессоривания, крепление орудия в походном положении.

Прицельные приспособления Д-30 – телескопический и панорамный прицелы.

Гаубицу можно разделить на качающуюся, вращающуюся и неподвижную часть. В состав качающейся входят люлька, ствол, противооткатные устройства и прицельные приспособления. Эта часть орудия перемещается относительно оси цапф и обеспечивает вертикальную наводку гаубицы. Качающаяся часть вместе с колесами и щитом образует вращающуюся часть, которая перемещается вокруг боевого штыря верхнего станка и обеспечивает горизонтальную наводку орудия.

Нижний станок со станинами и гидродомкратом составляет неподвижную часть гаубицы.

Д-30 имеет клиновой полуавтоматический затвор, который обеспечивает высокую скорость стрельбы (около 8 выстрелов в минуту). Компоновка ствола с расположением сверху тормоза и накатника значительно уменьшает линию огня орудия (до 900 мм), что уменьшает габариты гаубицы и делает ее менее заметной. Кроме того, небольшая линия огня позволяет использовать Д-30 в противотанковой обороне.

Перевод гаубицы в боевое положение занимает всего две-три минуты. Одна станина остается неподвижной, две другие – раздвигаются на 120 градусов. Такое устройство лафета позволяет вести круговой огонь без перемещения орудия.

Стандартным тяговым средством для гаубицы Д-30 является автомобиль Урал-4320. По дорогам с твердым покрытием (асфальт, бетон) допустимая скорость транспортировки орудия составляет 80 км/ч. Для перемещения гаубицы по снегу используется лыжная установка — правда, вести с нее огонь невозможно. Небольшие габаритно-весовые характеристики орудия можно отнести к одному из главных достоинств Д-30. Именно они позволяют десантировать гаубицу парашютным способом или перевозить с помощью вертолета.

Для ведения огня Д-30 может использовать широкую номенклатуру боеприпасов. Наиболее распространенным является осколочно-фугасный снаряд, максимальная дальность стрельбы составляет 16 километров. Кроме того, орудие может вести огонь противотанковыми кумулятивными снарядами, осколочными, дымовыми, осветительными и специальными химическими боеприпасами. Гаубица Д-30 может также использовать активно-реактивные снаряды, в этом случае дальность стрельбы увеличивается до 22 км.

История

Калибр 122 мм (первоначально 48  линий ) был принят на вооружение в России в начале 20 века и стал очень важным для советской артиллерии во время Второй мировой войны. Разработка Д-30 началась в 1950-х годах как замена гаубице М-30 , широко использовавшейся в дивизионной и полковой артиллерии. Д-30 также заменил оставшиеся 76-мм орудия М1942 в мотострелковых полках.

Военные требования, которые привели к созданию D-30, можно только догадываться. Его роль в поддержке танковых и мотострелковых полков, а также советская доктрина времен Великой Отечественной войны предполагают, что, хотя огонь с закрытых позиций был главной ролью, противотанковый огонь прямой наводкой был очень важен. О последнем свидетельствуют очень эффективный кумулятивный снаряд, низкий силуэт орудия, широкий и быстрый ход наверху и щиток.

Д-30 был разработан хорошо зарекомендовавшим себя конструкторским бюро на артиллерийском заводе № 9 в Свердловске (ныне Екатеринбург), в то время под руководством выдающегося артиллерийского конструктора Федора Федоровича Петрова (1902–1978). Эта группа отвечала за разработку более ранней модели М-30, послевоенной 152-мм гаубицы Д-20 и других орудий.

Финский Д-30 под прямой наводкой во время учений

Советская дивизионная артиллерия закреплялась за маневренными полками (в полковых артиллерийских группах — РАГ) и дивизионными войсками (в дивизионных артиллерийских группах — ДАГ). ТРЯПКА обычно состояла из трех батарей по шесть штук в каждой мотострелковой и танковой части. В ДАГе в основном были орудия калибра 152 мм, но в ДАГ мотострелковой дивизии входил дивизион Д-30. Роль RAG была обычной ролью полевой артиллерии для поддержки маневрирующих сил с непрямым, полупрямым и прямым огнем.

Д-30 поступил на вооружение Советского Союза в 1963 году и иногда упоминается как М1963. В 1967 году было разрешено повсеместное внедрение самоходных орудий, а ствол Д-30 и боеприпасы использовались для нового 2С1. Когда 2С1 поступали на вооружение, его обычно распределяли в танковые полки и мотострелковые полки, оснащенные боевыми машинами пехоты (БМП). Д-30 оставались в мотострелковых полках, оснащенных БТР.

D-30 широко экспортировался и использовался в войнах по всему миру, особенно на Ближнем Востоке, и особенно в ирано-иракской войне , длительной войне на истощение, подобной Первой мировой войне .

Орудие остается опорой артиллерийских сил в развивающихся странах и используется в войне в Афганистане . Солдаты нескольких западных армий прошли обучение на D-30 различными странами-пользователями, чтобы иметь возможность обучать на нем афганских солдат.

В 2017 году алжирские военные представили вариант местной разработки, установленный на грузовике Mercedes-Benz Zetros . Он включает в себя четыре стабилизирующие опоры для поглощения ударов при стрельбе.

205-й корпус D-30 Афганской национальной армии, стреляя с закрытых огневых позиций, провинция Забул, сентябрь 2009 г.

Предыстория

Известно, что наиболее широкое распространение на поле боя гаубицы получили в ходе Первой мировой войны. Дело в том, что в то время широко практиковалась тактика позиционного боя, для которой были характерны отлично оборудованные и укрепленные позиции всех воюющих сторон.

Так, в царской армии стояли на вооружении гаубицы калибра 152 мм (классический калибр для советской и российской армии, кстати). К слову говоря, это вооружение впоследствии использовалось для обороны Москвы в 1941 году!

В советской армии гаубиц было много. Калибры также были различными. Что особенно интересно. Крупнокалиберные орудия использовались только отборными гвардейскими частями. Так, гаубицы Б-4, калибр которых составлял сразу 203 мм, входили в состав особых гаубичных артиллерийских полков. Они подчинялись напрямую главному командованию. Их задачей было количественное и качественное усиление артиллерийских частей на всех важнейших оборонительных и наступательных рубежах.

Корпусная артиллерия довольствовалась стоявшими на ее вооружении гаубицами калибра 152 мм. Дивизионным же полагались орудия калибром 122 мм. Дело в том, что такое вооружение было намного легче, а потому имело впечатляющую мобильность. Во многом это и обеспечило популярность той же Д-30. Гаубица, дальность стрельбы которой превышала полтора десятка километров, могла обслуживаться сравнительно небольшим расчетом, да и для ее транспортировки не требовалось какой-то особой техники.

Краткое описание конструкции 122-мм гаубицы обр.1910/30 гг .

Конструкция орудия состояла: 

  • ствола;
  • поршневого затвора;
  • лафета. 

Гаубичный ствол – скрепленный с надульником и кожухом, либо ствол-моноблок.Затвор- поршневого типа, открывался направо. Открывание – закрывание поворотом рукояти в одно движение.Однобрусный лафет состоял: 

  • противооткатных устройств установленных в салазках;
  • люльки;
  • станка;
  • орудийного щита;
  • механизмов наведения
  • прицельных приспособлений

При производстве ствола надульник и кожух нагонялись на трубу в нагретом состоянии, после охлаждения они обжимали ее, становясь одной деталью. Эксплуатация 122-мм гаубицы обр.1910 показала малую надежность такого способа крепления, надульник сползал. При модернизации крепление надульника усилили, соединив его со стволом винтовой нарезкой. В старых стволах, поступавших для растачивания, надульник фиксировали стопорами.

Впрочем, даже винтовая нарезка и стопоры не всегда помогали и на практике. Конец трубы иногда выступал на миллиметр и более за надульник, но на стрельбе это не сказывалось. Хотя в случаях, когда труба смещалась вперед как единое целое, становилось трудно открывать затвор. Как следствие требовался заводской ремонт. Для исправления этого недостатка гаубицы обр. обр.1910/30 гг был внедрен ствол-моноблок.

Затвор 122-мм гаубицы обр.1910/30гг состоял:

  • запирающего механизма;
  • выбрасывающего механизма;
  • предохранительного;
  • ударного механизма;
  • облегчения заряжания;
  • удержания гильзы.

Назначение запирающего механизма – обтюрация пороховых газов. Выбрасывающий механизм экстрактировал гильзу из каморы. Предохранительный механизм не давал преждевременно открыть затвор в случае затяжного выстрела. Ударный механизм позволял произвести выстрел. Механизм удержания гильзы удерживал гильзу при заряжании орудия под большими углами горизонтального возвышения.

Противооткатные устройства представляли собой гидравлические тормоз отката и гидропневматический накатник, установленные в салазках. Салазки 122-мм гаубицы обр.1910/30гг соединены со стволом гаубицы и откатывались вместе.

Корытообразная люлька укладывалась в гнездах станка и была соединена с подъемным механизмом. Сверху люльки имелись полозки, которые служили направляющими захватов салазок.

Подъемный механизм гаубицы обр.1910/30гг – секторный.

Орудийный станок служил основанием качающейся части. В задней части станка, которая опиралась на грунт, имелся летний откидной и постоянный сошник. Для грубой наводки гаубицы служило правило.

Боевая ось подрессоривания не имела. Колеса поначалу изготавливали из дерева с железной шиной. С 1937 года металлические с резиновой грузошиной, наподобие тех колес, которые устанавливали на Ф-22. С 1936 г на гаубицы обр.1910/30гг устанавливали металлические колеса с покрышками, которые заполнены губчатой резинной. Колеса по виду похожи по виду на те, что устанавливали на гаубицу М-30.

Прицельные приспособления состояли их панорамы Герца, а и собственно прицела. Прицел зависимый, направление оптической оси панорамы менялось при изменении угла возвышения. Прицел унифицирован и отличался от других орудий креплением и нарезкой шкал.

Буксировка 122-мм гаубицы обр.1910/30гг осуществлялась либо шестеркой лошадей либо мехтягой. Оба случая предусматривали использование передка. Шкворневая лапа гаубицы одевалась на крюк передка, который оснащали сцепным приспособлением. Передки переднего хода и зарядного ящика взаимозаменяемы. Тогда как задний ход зарядного ящика сцепного устройства не имел, вместо него была шкворневая лапа.Короба зарядных ящиков и передков подрессорены полосами из резины. В коробах перевозили боекомплект, а сверху расчет и необходимые вещи для боевой работы и похода.

Организационно-штатная структура[править]

122-мм гаубица обр. 1938 года (М-30) в Познаньской Цитадели, Польша. Вид справа, орудие явно нуждается в покраске

Гаубица являлась дивизионным орудием. По штату года в стрелковой дивизии имелось два артиллерийских полка — лёгкий (дивизион 76-мм пушек и два смешанных дивизиона по две батареи 122-мм гаубиц и одной батарее 76-мм пушек в каждом) и гаубичный (дивизион 122-мм гаубиц и дивизион 152-мм гаубиц), всего 28 штук 122-мм гаубиц. В июне 1940 года в гаубичный полк добавили еще один дивизион 122-мм гаубиц, всего в дивизии их стало 32 шт. В июле 1941 года гаубичный полк был исключен, число гаубиц сократилось до 16. В этом штате советские стрелковые дивизии прошли всю войну. В гвардейских стрелковых дивизиях с декабря 1942 года имелось 3 дивизиона по 2 батареи 76-мм пушек и одной батарее 122-мм гаубиц в каждом, всего 12 гаубиц. С декабря 1944 эти дивизии имели гаубичный артполк (5 батарей), 20 122-мм гаубиц. С июня 1945 года на этот штат перевели и стрелковые дивизии.

В горнострелковых дивизиях в 1939—1940 годах имелся один дивизион 122-мм гаубиц (3 батареи по 3 орудия), всего 9 гаубиц. С 1941 года вместо него вводится гаубичный артиллерийский полк (2 дивизиона по 3 четырехорудийных батареи), гаубиц становится 24. С начала 1942 года остается только один двухбатарейный дивизион, всего 8 гаубиц. С 1944 года из штата горнострелковых дивизий гаубицы исключены.

В моторизованной дивизии имелось 2 смешанных дивизиона (батарея 76-мм пушек и 2 батареи 122-мм гаубиц в каждом), всего 12 гаубиц. В танковой дивизии имелся один дивизион 122-мм гаубиц, всего 12 шт. В кавалерийских дивизиях до августа 1941 года имелось 2 батареи 122-мм гаубиц, всего 8 орудий. С августа 1941 года дивизионная артиллерия из состава кавалерийских дивизий была исключена.

До конца 1941 года 122-мм гаубицы были в стрелковых бригадах — одна батарея, 4 орудия.

122-мм гаубицы также входили в состав гаубичных артиллерийских бригад Резерва Верховного Главнокомандования (РВГК) (72-84 гаубицы).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector