История катюши

А как же ЗИС-5 и ЗИС-150

Интересный факт: после войны для создания памятников «Катюшам» часто использовали ЗИС-5 и ЗИС-150. Но причина была, скорее всего, не в незнании истории, а просто в том, что ЗИС-6 не удавалось раздобыть для этих целей.

До начала войны в Советском Союзе выпускалась только легендарная «полуторка» в разных модификациях под названием ЗИС-5. Эта машина отлично подходила для перевозки людей, небольших грузов, но в качестве шасси для систем залпового реактивного огня она была явно слабоватой. Силовой агрегат мощностью 73 лошадиные силы расходовал 33 литра бензина на 100 километров пробега.

При этом по асфальту автомобиль мог разгоняться до 60 км/час. Бездорожье он чаще всего не имел сил преодолевать. Из-за того, что установка могла стрелять только в поперечном положении, во время залпов машину сильно раскачивало. Это негативно влияло на точность попадания. По этим причинам на ЗИС-5 никогда не устанавливали систему реактивного залпового огня.

Грузовой автомобиль ЗИС-150 должен был прийти на смену легендарной «полуторке» ЗИС-5 еще в конце 30-х годов прошлого века. Это событие отложилось из-за начала войны, поэтому первые опытные образцы стали появляться только в 1944 году. Серийное производство началось лишь с 1947 года. В качестве шасси для легендарной «Катюши» эта машина, конечно, вообще не использовалась.

Таким образом, знаменитая «Катюша» приобрела наибольшую эффективность и надежность только на американских колесах, которые массово поставлялись в страну по программе «Ленд-лиз».

Устройство БМ-13 “Катюша”

Основное достоинство реактивной установки БМ-13 – ее предельная простота как в производстве, так и в применении. Артиллерийская часть установки состоит из восьми направляющих, рамы, на которой они находятся, поворотного и подъемного механизмов, прицельных приспособлений и электрооборудования.

Направляющие представляли собой пятиметровый двутавр со специальными накладками. В казенной части каждого из направляющих было установлено стопорное устройство и электрозапал, с помощью которого производился выстрел.

Направляющие были закреплены на поворотной раме, которая с помощью простейших подъемных и поворотных механизмов обеспечивала вертикальную и горизонтальную наводку.

Каждая «Катюша» была оборудована артиллерийским прицелом.

Экипаж машины (БМ-13) состоял из 5-7 человек.

Реактивный снаряд М-13 состоял из двух частей: боевой и реактивного порохового двигателя. Боевая часть, в которой находилось взрывчатое вещество и контактный взрыватель, весьма напоминает БЧ обычного артиллерийского осколочно-фугасного снаряда.

Пороховой двигатель снаряда М-13 состоял из камеры с пороховым зарядом, сопла, специальной решетки, стабилизаторов и запала.

Основной проблемой, с которой столкнулись разработчики ракетных систем (и не только в СССР), стала низкая точность кучность реактивных снарядов. Для стабилизации их полета конструкторы пошли двумя путями. Немецкие реактивные снаряды шестиствольных минометов вращались в полёте за счет косо расположенных сопел, а на советских РСах были установлены плоские стабилизаторы. Для придания снаряду большей точности нужно было увеличить его начальную скорость, для этого направляющие на БМ-13 получили большую длину.

Немецкий способ стабилизации позволял уменьшить габариты как самого снаряда, так и оружия, из которого его выпускали. Однако при этом значительно уменьшалась дальность стрельбы. Хотя, следует сказать, что немецкие шестиствольные минометы были точнее “Катюш”.

Советская система была более простой и позволяла вести стрельбу на значительные дистанции. Позже на установках стали использовать спиральные направляющие, которые еще более увеличивали кучность.

Преимущества и недостатки ракетной установки БМ-13 “Катюша”

Основным преимуществом реактивных установок было большое количество снарядов, которое они выпускали за один залп. Если по одной площади работали сразу несколько РСЗО, то разрушительный эффект увеличивался за счет интерференции ударных волн.

Простота в использовании. «Катюши» отличались предельной простой конструкции, несложными были и прицельные приспособления этой установки.

Низкая стоимость и простота в изготовлении. Во время войны производство реактивных установок было налажено на десятках заводов. Не представляло особых сложностей и производство боеприпасов для этих комплексов. Особенно красноречиво выглядит сравнение стоимость БМ-13 и обычного артиллерийского орудия схожего калибра.

Мобильность установки. Время одного залпа БМ-13 – примерно 10 секунд, после залпа машина покидала огневой рубеж, не подставляясь под ответный огонь противника.

Однако были у этого оружия и недостатки, главным была низкая точность стрельбы из-за большого рассеивания снарядов. Эту проблему частично решили БМ-13СН, но окончательно она не решена и для современных РСЗО.

Недостаточное фугасное действие снарядов М-13. «Катюша» была не слишком эффективной против долговременных оборонительных укреплений и бронетехники.

Малая дальность стрельбы в сравнении со ствольной артиллерией.

Большой расход пороха при изготовлении реактивных снарядов.

Сильное задымление во время залпа, что служило демаскирующим фактором.

Высокий центр тяжести установок БМ-13 приводил к частым опрокидываниям машины во время марша.

Примечания

  1. Орган — музыкальный инструмент — история, фото, видео | EOMI энциклопедия (неопр.) . eomi.ru. Дата обращения 17 декабря 2020.
  2. 15—17 июня 1941 г. прошли войсковые испытания на Софинском полигоне, а 21.06.1941 г. — принят на вооружение — Постановление ЦК ВКП (б) от 21.06.1941 г.
  3. П. Федин. В бой идут «катюши». Серийное производство пусковых установок началось на пятый день после нападения гитлеровской Германии // «Известия», № 307 (20653) от 3 ноября 1941, с. 3.
  4. Директива командующего войсками Московского военного округа (МВО) № 10864 от 28.06.1941 г. «О формировании первой экспериментальной батареи реактивных установок РС-132» (в дальнейшем, переименована в 1-ю отдельную миномётную батарею).
  5. 1234 «Лука» и «Катюша» против «Ванюши». «Техника и оружие» № 1 1995.
  6. Гоголев Л. Д. Автомобили-солдаты: Очерки об истории развития и военном применении автомобилей. — М.: Патриот, 1990. — С. 124. — 191 с. — ISBN 5-7030-0226-5.
  7. Гоголев Л. Д. Автомобили-солдаты: Очерки об истории развития и военном применении автомобилей. — М.: Патриот, 1990. — 191 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-7030-0226-5.
  8. 12 Полк. И. Прохорков, полк. В. Трусов, «Реактивная артиллерия в Великой Отечественной войне» — «Военно-исторический журнал», № 1, 1966 г.
  9. Вязинин И. В. Огненными вёрстами старорусских фронтовиков. — Старая Русса: Старорусская типография, 2001. (недоступная ссылка —история ,копия ) Проверено 29 апреля 2020.
  10. Бронепоезда и горные «катюши» — фронту! Архивная копия от 9 сентября 2020 на Wayback Machine Газета «Гудок» от 19.03.2005 г.
  11. Г. Сушан . ТАКИЕ РАЗНЫЕ «КАТЮШИ» (недоступная ссылка) // журнал «Техника — молодёжи» № 8 / 2002 г.
  12. АФГАНИСТАН. 1919—1978 гг.
  13. The Military Balance 2020. — P. 277.
  14. The Military Balance 2020. — P. 190.
  15. В Парк Патриот поступили новые экспонаты — ретро автомобили времен СССР — Кубинка.Инфо (рус.) (недоступная ссылка). kybinka.info. Дата обращения 16 февраля 2020. Архивировано 17 февраля 2020 года.
  16. см. фото от 05.08.2011 (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 27 октября 2020. Архивировано 18 октября 2020 года.
  17. Памятник «Катюша» Управление культуры администрации города Кирова

Серпуховский кремль

Аполлинарий Васнецов. Древний Серпухов. 1920 (Серпуховский историко-художественный музей)

Кремль были во многих русских городах, только в нынешней Московской области около десяти кремлей, однако, многие из них не уцелели до наших дней. Так от кремля XIV века в Серпухове осталось лишь пару фрагментов крепостной стены и фундамент.

Соборная гора, Серпухов

Строился он как важный оборонительный пункт на пути татаро-монгол на Москву. В середине же XVIII века Серпухов совершенно утратил свое военное значение и стену начали разбирать, в 1930-е же остатки стены пустили на строительство московского метро. Сейчас высокий холм, на котором располагался кремль, называют «Соборной горой».

Загадка гибели батареи Флерова

До сих пор загадочными остаются и обстоятельства гибели батареи Флерова 7 октября 1941 года. Нередко указывается, что батарея, дав залп прямой наводкой, была уничтожена экипажем.
Повторимся: для «Катюш» стрельба прямой наводкой чрезвычайно опасна и близка к самоубийственной – очень велик риск, что реактивный снаряд, соскользнувший с направляющих упадет рядом с установкой. По советской версии батарея была взорвана, а из 170 бойцов и командиров из кольца удалось вырваться только 46.

В числе погибших в этом бою был и Иван Андреевич Флеров

11 ноября 1963 года он посмертно был удостоен ордена Отечественной войны 1-ой степени, а в 1995 году отважному командиру было присвоено звание Героя Российской Федерации. До нашего времени сохранились и фрагменты реактивных установок, обнаруженных на месте гибели батареи

Немного истории БМ-13 “Катюша”

После окончания Первой мировой войны заметно повысился интерес к твердотопливным пороховым ракетам, и разработками в этом направлении занимались конструкторы сразу в нескольких странах. Сами по себе реактивные ракеты нельзя назвать чем-то инновацией, скорее это – возвращение к “хорошо забытому старому”. Дело в том, что пороховые ракеты не так уж редко применялись вплоть до середины XIX столетия, но по мере развития нарезной артиллерии они до поры сдали свои позиции.

Возрождению интереса к ракетному оружию способствовали несколько причин: во-первых, были изобретены более совершенные виды пороха, что позволило значительно увеличить дальность полета реактивных снарядов; во-вторых, ракеты прекрасно подходили в качестве оружия для боевых аэропланов; а в-третьих, ракеты можно было использовать для доставки отравляющих веществ.

Последняя причина была наиболее важной: исходя из опыта Первой мировой войны, военные практически не сомневались, что следующий конфликт без боевых газов точно не обойдется. В СССР создание ракетного оружия началось с экспериментов двоих энтузиастов – Артемьева и Тихомирова

В 1927 году был создан бездымный пироксилино-тротиловый порох, а в 1928 году был разработан первый реактивный снаряд, сумевший пролететь 1300 метров. В это же время начинается целенаправленная разработка ракетного оружия для авиации

В СССР создание ракетного оружия началось с экспериментов двоих энтузиастов – Артемьева и Тихомирова. В 1927 году был создан бездымный пироксилино-тротиловый порох, а в 1928 году был разработан первый реактивный снаряд, сумевший пролететь 1300 метров. В это же время начинается целенаправленная разработка ракетного оружия для авиации.

В 1933 году появились экспериментальные образцы авиационных реактивных снарядов двух калибров: РС-82 и РС-132. Основным недостатком нового оружия, который абсолютно не устраивал военных, была их малая точность. Снаряды имели небольшое оперение, которое не выходило за его калибр, а в качестве направляющих использовалась труба, что было весьма удобно. Однако для повышения точность ракет их оперение пришлось увеличить и заняться разработкой новых направляющих.

Кроме того, пироксилино-тротиловый порох не слишком хорошо подходил для массового производства этого вида оружия, поэтому решено было использовать трубчатый нитроглицериновый порох.

В 1937 году испытали новые ракеты с увеличенным оперением и новые отрытые направляющие рельсового типа. Нововведения значительно улучшили кучность стрельбы и увеличили дальность полета ракеты. В 1938 году реактивные снаряды РС-82 и РС-132 были приняты на вооружение и начали выпускаться серийно.

В том же году перед конструкторами была поставлена новая задача: создать реактивную систему для сухопутных войск, взяв за основу реактивный снаряд калибра 132 мм.

В 1939 году был готов 132-мм осколочно-фугасный снаряд М-13, он имел более мощную боевую часть и увеличенную дальность полета. Добиться таких результатов удалось за счет удлинения боеприпаса.

В этом же году была изготовлена и первая реактивная установка МУ-1. Восемь коротких направляющих устанавливались поперек грузового автомобиля, шестнадцать реактивных снарядов крепились к ним попарно. Эта конструкция получилась весьма неудачной, во время залпа машина сильно раскачивалась, что приводило к значительному снижению кучности боя.

В сентябре 1939 года начались испытания новой реактивной установки – МУ-2. Основой для нее служил трёхосный грузовик ЗиС-6, эта машина обеспечивала боевому комплексу высокую проходимость, позволяло быстро менять позиции после каждого залпа. Теперь направляющие для ракет располагали вдоль автомобиля. За один залп (примерно 10 секунд) МУ-2 выстреливала шестнадцать снарядов, вес установки с боекомплектом составлял 8,33 тонны, дальность стрельбы превышала восемь километров.

При такой конструкции направляющих раскачивание машины во время залпа стало минимальным, кроме того, в задней части автомобиля были установлены два домкрата.

В 1940 году были проведены государственные испытания МУ-2, и ее приняли на вооружение под обозначением «реактивный миномет БМ-13».

За день до начала войны (21 июня 1941 года) правительство СССР приняло решение о серийном производстве боевых комплексов БМ-13, боеприпасов к ним и формировании специальных частей для их использования.

Первый же опыт применения БМ-13 на фронте показал их высокую эффективность и способствовал активному производству этого вида оружия. Во время войны «Катюша» выпускалась несколькими заводами, был налажен массовый выпуск боеприпасов для них.

Эксплуатация боевой машина реактивной артиллерии БМ-13 «Катюша»

Ситуация с дальнейшей судьбой «Катюши» резко изменилась после того, как 21 июня 1941 года (за день до начала войны!) на смотре образцов вооружения Красной Армии установка была представлена руководителям ВКП(б) и Советского правительства. В тот же день, было принято решение о срочном развертывании серийного производства БМ-13 и снарядов к ней на Воронежском заводе им. Коминтерна и на Московском . Основным предприятием по выпуску реактивных снарядов стал Московский завод им. Ленина.

Первая батарея полевой реактивной артиллерии, отправленная на фронт в ночь с 1 на 2 июля 1941 года под командованием капитана И.Л.Флерова, была вооружена всего семью установками БМ-13, изготовленными Реактивным НИИ. Первый бой этой батареи случился в 15 часов 15 минут 14 июля 1941 года, когда «Катюши» стерли с лица земли железнодорожный узел Орша вместе с находившимися на нем немецкими эшелонами с войсками и боевой техникой.

Исключительная эффективность действий батареи капитана Флерова и сформированных вслед за ней еще семи таких батарей способствовала быстрому наращиванию темпов производства реактивного вооружения. Уже к осени 1941 года на фронтах действовало 45 дивизионов трехбатарейного состава по четыре пусковых установки в батарее. Для их вооружения в 1941 году было изготовлено 593 установки БМ-13.


Гвардейские минометы ведут огонь по врагу

По мере поступления боевой техники от промышленности началось формирование полков реактивной артиллерии, состоявших из трех дивизионов, вооруженных пусковыми установками БМ-13, и зенитного дивизиона. Полк имел 1414 человек личного состава, 36 пусковых установок БМ-13 и 12 зенитных 37-мм пушек. Залп полка составлял 576 снарядов калибра 132 мм. При этом живая сила и боевая техника противника уничтожались на площади свыше 100 гектаров. Официально полки назывались гвардейскими минометными полками артиллерии Резерва Верховного Главнокомандования, а БМ-13 «Катюша», соответственно, гвардейским реактивным минометом.

БМ-13 на базе ЗИС-6 находилась в производстве до 1943 г., пока не была сменена более тяжелой и мощной реактивной системой БМ-13Н выполненной на шасси американского грузового «Студебеккера».

Кроме варианта на самоходном грузовом шасси, применялся также варианты «Катюши» в виде стационарных установок (в основном на кораблях и речных мониторах), а также облегченных переносных установок на базе снарядов М-8 («горная катюша») и даже гусеничном шасси легких танков Т-70.

Первый удар


0 Производство нового оружия разворачивалось сразу на двух предприятиях: воронежском заводе имени Коминтерна и московском , а основным предприятием по выпуску снарядов М-13 стал столичный завод имени Владимира Ильича. Первое боеготовое подразделение — особая батарея реактивного действия под командованием капитана Ивана Флерова — отправилось на фронт в ночь с 1 на 2 июля 1941 года. Но вот что примечательно. Первые документы о формировании дивизионов и батарей, вооруженных реактивными минометами, появились еще до знаменитых стрельб под Москвой! Например, директива Генштаба о формировании пяти дивизионов, вооруженных новой техникой, вышла за неделю до начала войны — 15 июня 1941 года. Но реальность, как всегда, внесла свои коррективы: в действительности формирование первых частей полевой реактивной артиллерии началось 28 июня 1941 года. Именно с этого момента, как определяла директива командующего Московского военного округа, и отводилось трое суток на формирование первой особой батареи под командованием капитана Флерова.

По предварительному штатному расписанию, которое было определено еще до софринских стрельб, батарея реактивной артиллерии должна была иметь девять реактивных установок. Но заводы-изготовители не справлялись с планом, и Флеров не успел получить две из девяти машин — он отправился на фронт в ночь на 2 июля с батареей из семи реактивных минометов. Но не стоит думать, что в сторону фронта отправились просто семь ЗИС-6 с направляющими для запуска М-13. По списку — утвержденного штатного расписания для особой, то есть по сути экспериментальной батареи не было и быть не могло — в батарее числились 198 человек, 1 легковая, 44 грузовых и 7 специальных машин, 7 БМ-13 (они почему-то фигурировали в графе «Пушки 210 мм») и одна 152-мм гаубица, выполнявшая роль пристрелочного орудия. Именно в таком составе флеровская батарея и вошла в историю как первая в Великой Отечественной войне и первая в мире боевая часть реактивной артиллерии, участвовавшая в боевых действиях. Свой первый бой, ставший потом легендарным, Флеров и его артиллеристы дали 14 июля 1941 года. В 15:15, как следует из архивных документов, семь БМ-13 из состава батареи открыли огонь по железнодорожной станции Орша: необходимо было уничтожить скопившиеся там эшелоны с советской военной техникой и боеприпасами, которые не успели добраться до фронта и застряли, попав в руки противника. Кроме того, в Орше скапливалось и подкрепление для наступающих частей вермахта, так что возникала чрезвычайно привлекательная для командования возможность одним ударом решить сразу несколько стратегических задач.

Так и получилось. По личному приказу заместителя начальника артиллерии Западного фронта генерала Георгия Кариофилли батарея нанесла первый удар. Всего за несколько секунд по цели был выпущен полный боекомплект батареи — 112 реактивных снарядов, каждый из которых нес боевой заряд весом почти 5 кг — и на станции начался ад. Вторым ударом батарея Флерова уничтожила понтонную переправу гитлеровцев через реку Оршица — с тем же успехом. Через несколько дней на фронт прибыли еще две батареи — лейтенанта Александра Куна и лейтенанта Николая Денисенко. Обе батареи нанесли первые свои удары по врагу в последних числах июля тяжелого 1941 года. А с начала августа в Красной армии началось формирование уже не отдельных батарей, а целых полков реактивной артиллерии.

«Катюши» и «ишаки»

Реактивная артиллерия не была новинкой для германских войск. В Красной Армии немецкие реактивные минометы нередко называли «ишаками» за характерный звук во время стрельбы. Вопреки распространенному мнению, и установки и реактивные снаряды все же попадали в руки врага, но прямого копирования, как это было с образцами советского стрелкового и артиллерийского вооружения не произошло.

Да и развитие немецкой реактивной артиллерии пошло несколько по иному пути. Впервые в ходе Великой Отечественной войны германские войска использовали 150 мм реактивные минометы в боях за Брестскую крепость, отмечено их применение при штурме Могилева и в ряде других событий. Советские реактивные установки БМ-13 превосходили немецкие системы по дальности стрельбы, уступая в тоже время по кучности. Известно число советских танков, орудий, самолетов, стрелкового вооружения, выпущенных за годы войны, но нет пока цифр относительно количества советских реактивных установок, а также количества потерянных в ходе войны «Катюш».

Уцелели немногие

Об эффективности боевого применения «катюш» в ходе наступления на укреплённый узел противника может послужить пример разгрома Толкачёвского оборонительного узла в ходе нашего контрнаступления под Курском в июле 1943 года. Деревня Толкачёво была превращена немцами в сильно укреплённый узел сопротивления с большим количеством блиндажей и дзотов в 5-12 накатов, с развитой сетью траншей и ходов сообщений. Подходы к деревне были плотно минированы и прикрыты проволочными заграждениями. Залпами реактивной артиллерии значительная часть дзотов была разрушена, траншеи вместе с находившейся в них вражеской пехотой засыпаны, огневая система полностью подавлена. Из всего гарнизона узла, насчитывавшего 450-500 человек, уцелели только 28. Толкачёвский узел был взят нашими частями без какого-либо сопротивления.

Огненный меч «бога войны»

К маю 1945 года в частях реактивной артиллерии имелось около трёх тысяч боевых машин самых разных типов и множество «рам» со снарядами М-31. Ни одно советское наступление, начиная со Сталинградской битвы, не начиналось без артподготовки с использованием «катюш». Залпы боевых установок стали тем самым «огненным мечом», с помощью которого наши пехота и танки прокладывали себе путь через вражеские укреплённые позиции. В ходе войны установки БМ-13 порой использовались для стрельбы прямой наводкой по танкам и огневым точкам противника. Для этого задними колёсами боевая машина заезжала на какое-нибудь возвышение, чтобы её направляющие принимали горизонтальное положение. Конечно, точность такой стрельбы была довольно низкой, но прямое попадание 132-мм реактивного снаряда разносило на куски любой вражеский танк, близкий взрыв опрокидывал боевую технику противника, а тяжёлые раскалённые осколки надёжно выводили её из строя. После войны советские конструкторы боевых машин продолжили работу над «катюшами» и «андрюшами». Только теперь они стали называться не гвардейскими миномётами, а системами залпового огня. В СССР были сконструированы и построены такие мощные СЗО, как «Град», «Ураган» и «Смерч». При этом потери противника, попавшего под залп батареи «Ураганов» или «Смерчей», сопоставимы с потерями от применения тактического ядерного оружия мощностью до 20 килотонн, то есть со взрывом атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму.

Первая обкатка производством

Завод Коминтерна получил рабочее задание и документацию на «модель БМ-13» (условное название, созданное на основании калибра снаряда) в феврале 1941 года. Первоначально планировалось изготовление первого опытного образца – для испытаний. Инженеры-производственники знали, что теоретические конструкторские разработки неминуемо приходится корректировать, приспосабливать под реальные возможности производства. Поэтому на заводе для начала создали собственную инженерную группу во главе с главным заводским технологом С.С. Сильченко.

И тут же оказалось, что это было правильное решение. Опытные конструкторы от производства немедленно обнаружили в документах от НИИ немало конструктивных недочетов – как связанных с чисто производственными реалиями, так и принципиальных. Об этом было сообщено разработчикам, и в НИИ конструктивно отреагировали на критику, прислав в Воронеж трех своих ведущих специалистов: начальника отдела И.И. Гвая, технолога С.И. Калашникова и ведущего конструктора по пусковой установке В.Н. Гвалковского. Они должны были в содружестве с заводскими специалистами на месте разрешить все спорные вопросы. Срок сдачи опытного образца (изначально назначенный на весну 1941 года) был перенесен.

Уже к концу марта заводчане внесли свои предложения, включавшие в том числе и существенные изменения в конструкции пусковой установки. В числе прочего, были изменены конструкция пульта управления, механизма наводки, снарядных зажимов. Самым значительным стало изменение конструкции направляющих для снарядов. Вместо довольно сложных сооружений заводчане предложили похожие на настоящие рельсы литые двутавровые балки.


Памятник БМ-13 на заводе Коминтерна, ныне демонтированный

Кроме конструкторских вопросов, существовала еще масса чисто производственных проблем. На заводе как раз затеяли реконструкцию механосборочного цеха. Его работники сумели справиться с поставленными перед ними задачами, но работали в авральном режиме. Кое-какое необходимое оборудование просто отсутствовало, и заводчане подбирали более-менее подходящие станки по разным участкам производства. Из-за отсутствия гибочного оборудования первое время вместо гибки использовали сварку. Оказалось, что литейное оборудование завода не в состоянии обеспечить то «новое литье», что требовалось для установки БМ-13.

Первая плавка ушла в брак. Все работы производились вручную – для опытных образцов не существовало штампов и форм. Завод задерживал работы, и областное партийное руководство недвусмысленно выражало по этому поводу недовольство.

Однако неверно думать, что партийное руководство того времени умело только критиковать и грозить карами. Оно умело и эффективно руководить, так что директору Ф.Н. Муратову в деле организации и контроля производства активно и успешно помогало заводское партбюро. Делалось все возможное и невозможное для ускоренной реконструкции цехов и поиска новых технологий, что дали бы возможность выполнять все работы точно по документации.

Сохранившиеся экземпляры

Мемориал в Орше на ЗиС-6

БМ-13-16 на базе ЗиС-6 в Киеве в Музее Великой Отечественной войны. 2008

БМ-13-16 на базе ЗиС-6 в Рудне. 2005

БМ-13-16 12-го огвмдн на шасси СТЗ-5. Новомосковск

БМ-13 «Катюша» на шасси полученного по ленд-лизу грузовика Studebaker US6 в Музее отечественной военной истории в деревне Падиково под Истрой

Практически все «Катюши», собранные на базе отечественных грузовиков ЗиС-6, уничтожила война. На сегодняшний день во всём СНГ их сохранилось только несколько экземпляров:

  • В Петербургском артиллерийском музее,
  • На 116 км автомагистрали Москва — Санкт-Петербург у поворота на дорогу к городу Конаково установлен монумент «Катюша». Памятник сооружен в 1965 году. На этом рубеже началось наступление войск Калининского фронта в декабре 1941 г., где шли ожесточенные кровопролитные бои. Наши войска отбивали многочисленные атаки противника, задерживая его продвижение к Москве. На постаменте мемориальная доска с надписью: «Здесь шли бои, здесь пламенем объятый стоял на смерть России верный сын. Отсюда начинался путь солдата, нелегкий путь к победе Берлин».
  • В Запорожье.
  • Миномёт на базе «Полуторки» стоит как памятник в украинском Кировограде (ныне переименован в Кропивницкий),
  • В Нижегородском кремле.
  • В музее под открытым небом «Военная горка» в Темрюке.
  • В Москве, на территории Исследовательский центр имени М. В. Келдыша (на базе ЗиС)[источник не указан 857 дней]
  • В Кубинке ВППКиО «Патриот» сектор воздушно-космических сил, павильон № 11. Катюша на базе ЗИС-151. Ранее хранилась на 147 автобазе МО РФ в Москве
  • Два миномета находятся на территории Севастопольской диорамы в Крыму.
  • В Новосибирске, на монументе славы стоит БМ-13 на базе ЗиС-6.
  • В Киеве в Музее Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.
  • В Одессе на Мемориале 411-й береговой батареи.
  • В г.Корсунь-Шевченковский Черкасской области в музее Корсунь-Шевченковской битвы.
  • В Изюме, как памятник в Мемориальном комплексе.
  • В Мценске, как памятник.
  • В Новомосковском историко-художественном музее (город Новомосковск, Тульская область), как памятник. На ходу, возглавляла Парад Победы 9 мая 2015 года (единственная сохранившаяся на гусеничном ходу).
  • В Кирове на территории ОАО «Кировский машиностроительный завод 1 МАЯ», как памятник.
  • В Музее отечественной военной истории в деревне Падиково Московской области представлена «Катюша» БМ-13-16 раннего выпуска, так называемая «ненормализованная», на шасси полученного по ленд-лизу грузовика Studebaker US6.
  • В г.Белгороде, в музее под открытым небом.
  • В Сеуле в военном музее (трофей, захваченный во время Корейской Войны)
  • Памятник-мемориал в городе Тула
  • На территории Измайловского парка г. Москвы.
  • В г. Рудня Смоленской области. При реставрации в восмидесятые годы выяснилось, что снаряды на памятнике боевые.
  • В поселке Угранского райна Смоленской области. Постамент на поле памяти.
  • В г.Верхняя Пышма Свердловской области как экспонаты Музея военной техники УГМК: образца 1943 г. на шасси полученного по ленд-лизу грузовика Studebaker US6, образца 1941/1951 гг, БМ-13НМ образца 1958 г, БМ-13НММ образца 1966 г.

Согласно ежегоднику «Military Balance 2014», в 2014 году на вооружении армии Украины оставались 2 машины БМ-13.

Литература[ | ]

  • Гвардейские миномётные части // Вавилон — «Гражданская война в Северной Америке» / . — М. : Военное изд-во М-ва обороны СССР, 1979. — (Советская военная энциклопедия : ; 1976—1980, т. 2).
  • Гвардейские миномётные части // Военный энциклопедический словарь / Пред. Гл. ред. комиссии С. Ф. Ахромеев, и. о. глав. ред. С. Г. Шапкин. — 2-е изд. — М.: Воениздат, 1986. — С. 182. — 863 с. — 150 000 экз.
  • АКИМОВ В.Н., КОРОТЕЕВ А.С., ГАФАРОВ А.А. и другие. Оружие победы — «Катюша» // Исследовательский центр имени М. В. Келдыша. 1933-2003 : 70 лет на передовых рубежах ракетно-космической техники. — М: «Машиностроение», 2003. — С. 92—101. — 439 с. — ISBN 5-217-03205-7.
  • Артиллерия на «весах» Победы. Артсистемы залпового огня – РСЗО (неопр.) . Федеральное архивное агентство (2010). — Цифровые копии десятков архивных документов 1941-1984 годов. Дата обращения 14 ноября 2020. Архивировано 14 ноября 2020 года.

Родственники «катюши»

При всех своих достоинствах осколочно-фугасные реактивные снаряды РС-82 и РС-132 имели один недостаток — большое рассеивание и малую эффективность при воздействии на вражескую живую силу, находящуюся в полевых укрытиях и траншеях. Чтобы исправить этот недостаток, были изготовлены специальные реактивные снаряды калибра 300 мм. В народе они получили прозвище «андрюша». Запускались они с пускового станка («рамы»), изготовленного из дерева. Пуск производился с помощью сапёрной подрывной машинки. Впервые «андрюши» были применены в Сталинграде. Новое оружие было просто в изготовлении, но их установка на позиции и наводка на цель требовали много времени. К тому же небольшая дальность реактивных снарядов М-30 делала их опасными для своих же расчётов.


Поэтому в 1943 году в войска стал поступать усовершенствованный реактивный снаряд, который при той же мощности имел большую дальность стрельбы. Снаряд М-31 мог поразить живую силу на площади 2 тысячи квадратных метров или образовать воронку глубиной 2-2,5 м и диаметром 7-8 м. А вот время для подготовки залпа новыми снарядами было значительным — полтора-два часа. Такие снаряды применялись в 1944-1945 годах при штурме вражеских укреплений и во время уличных боёв. Достаточно было одного попадания реактивного снаряда М-31, чтобы разрушить вражеский ДЗОТ или огневую точку, оборудованную в жилом здании.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector