Боевая машина десанта бмд-4м

Тактико-технические характеристики БМД-1

Экипаж, чел.: 2
Десант, чел.: 5
Годы производства: 1968—1987
Количество выпущенных, шт.: около 3800
Компоновочная схема: совмещённые боевое, десантное и отделение управления спереди, моторно-трансмиссионное сзади

Вес БМД-1

— 7,2 тонн

Размеры БМД-1

— Длина корпуса, мм: 5400
— Ширина корпуса, мм: 2630
— Высота, мм: 1620—1970
— База, мм: 2800
— Колея, мм: 2380
— Клиренс, мм: 100—450

Броня БМД-1

— Тип брони: катаная алюминиевая АБТ-101
— Лоб корпуса (верх), мм/град.: 15 / 75°
— Лоб корпуса (середина), мм/град.: 32 / 47°
— Лоб корпуса (низ), мм/град.: 10 / 70°
— Борт корпуса (верх), мм/град.: 23 / 0°
— Борт корпуса (низ), мм/град.: 20 / 0°
— Корма корпуса (верх), мм/град.: 15 / 38°
— Корма корпуса (низ), мм/град.: 20 / 9°
— Днище, мм: 12
— Крыша корпуса, мм: 10—12
— Лоб башни, мм/град.: 22 / 42°
— Борт башни, мм/град.: 18 / 33°
— Корма башни, мм/град.: 12 / 21°
— Крыша башни, мм: 5

Вооружение БМД-1

— Калибр и марка пушки: 73-мм 2А28 «Гром»
— Тип пушки: гладкоствольный полуавтоматический гранатомёт
— Длина ствола, калибров: 29
— Боекомплект пушки: 40
— Прицелы: ТНПП-220, перископический дневной и ночной пассивный 1ПН22М1
— Пулемёты: 3 × 7,62-мм ПКТ
— Другое вооружение: 3 × ПТУР 9М14М

Двигатель БМД-1

— Тип двигателя: 5Д20
— Мощность двигателя, л. с.: 240

Скорость БМД-1

— Скорость по шоссе, км/ч: 61
— Скорость по пересечённой местности, км/ч: 45—50, (9—10 на плаву)

— Запас хода по шоссе, км: 500
— Запас хода по пересечённой местности, км: 400, (96—116 на плаву)
— Удельная мощность, л. с./т: 32,5
— Тип подвески: индивидуальная гидропневматическая, с изменяемым клиренсом
— Преодолеваемый подъём, град.: 32°
— Преодолеваемая стенка, м: 0,7
— Преодолеваемый ров, м: 2,5
— Преодолеваемый брод, м: плавает

БРДМ-1 — видео

https://youtube.com/watch?v=PYL3kvzP7AE

В армии СССР колесная бронетехника нередко использовалась при обеспечении связи, ведении разведывательной деятельности, а также для транспортировки командного состава и решения задач охранения в походе. Но в середине 1950-х гг. появилась необходимость в создании специализированной бронированной разведывательно-дозорной машины (БРДМ).

Предполагалось новую машину сделать плавучей для преодоления водных преград без предварительной подготовки. Также новому образцу бронетехники требовалась большая скорость движения, повышенная проходимость, значительный объем салона для размещения вооружения, необходимого оборудования, группы разведчиков.

Конструкция

Началась разработка бронированной разведывательно-дозорной машины в конце 1954 г. Занимался разработкой БРДМ коллектив КБ Горьковского автозавода. Первоначально предполагалось доработать хорошо освоенный промышленностью БТР-40 в качестве плавающего варианта. Но в процессе работы решили изготовить новую машину, не имеющую аналогов в мире. В итоге, согласуясь с требованиям армии по преодолению траншей и рвов, разработчики смогли создать колесную боевую машину с уникальным шасси. Шасси эти состояли из четырех ведущих колес, между основными располагалось четыре дополнительных колеса.

Дополнительные колеса крепились между основными в центральной части корпуса, с каждого борта по два. Когда машина была вынуждена преодолевать препятствия, дополнительные колеса опускались гидравлическим механизмом и с помощью цепной передачи вращались. Также повышению проходимости машины способствовало использование шин большого размера с четко выраженным рисунком протектора.

Для БРДМ-1 был сконструирован герметичный корпус из бронелистов толщиной 4—11 мм. Броня обеспечивала защиту от пуль. Форма корпуса была тщательно продумана с позиций гидродинамики, благодаря чему обеспечивала незначительное сопротивление при движении на плаву. За счет применения реактивного водометного движителя осуществлялось форсирование водных преград. Передний и задний мосты ходовой части были подвешены на рессорах. Параллельно с рессорами в конструкцию добавили гидравлические амортизаторы, позволявшие уменьшать колебания машины. Ведущие колеса были оснащены системой автоматического регулирования давления в шинах. Отделение десанта и управления первоначально размещалось в бронированной рубке, открытой сверху. Впоследствии рубка была прикрыта бронированной крышей с двумя люками. Силовое отделение разместилось в передней части корпуса. В кормовой части рубки также имелся люк. В лобовом листе рубки были вмонтированы смотровые люки со встроенными пуленепробиваемыми приборами, которые использовались для наблюдения.

На вооружение Советской Армии БРДМ была принята в 1958 г. Годом ранее Горьковский автозавод выпустил опытную серию разработанных машин. БРДМ-1 находилась в серийном производстве до 1966 г. Основной вариант вооружения машины — один 7,62-мм пулемет СГМБ (или ПКТ), который монтировался на лобовом бронелисте рубки. Также машина оборудовалась приборами ночного видения, радиостанцией. Помимо стандартного вооружения, члены экипажа могли вести стрельбу из личного оружия через устроенные в бортах и корме бойницы.

На БРДМ-1 использовался форсированный карбюраторный шестицилиндровый двигатель, мощность которого была усилена, а также во избежание перегрева во время работы была смонтирована система жидкостного охлаждения.При максимальной скорости движения БРДМ по проходимости может быть сопоставлена с гусеничными машинами, она может преодолевать подъемы до 31°, вертикальные стены высотой 0,4 м и рвы шириной более 1 м. Благодаря водометному движителю машина обладает достаточно высокой (до 9 км/ч) скоростью на плаву и высокой маневренностью. На базе БРДМ был разработан ряд бронированных машин.

Модификации

БРДМ (1957) — модель с открытым верхом

БРДМ-1А (1958) — с закрытой рубкой. Серия в 1958-65 гг.

БРДМ-1У — машина управления

Боевая машина 9П110 с ракетным комплексом 9К14 «Малютка»

Машины на базе БРДМ-1

На базе БРДМ был создан ряд боевых машин:

2П27 — боевая машина в составе противотанкового ракетного комплекса 2К16 «Шмель»;

2П32 — боевая машина в составе противотанкового ракетного комплекса 2К8 «Фаланга»;

2П32М — боевая машина в составе противотанкового ракетного комплекса 2К8 «Фаланга-М»;

9П110 — боевая машина в составе противотанкового ракетного комплекса 9К14 «Малютка»;

БРДМ-РХ — машина химической разведки.

Пусковая установка 2П27 комплекса 2К16 «Шмель» на базе БРДМ-1

Разработка

После кубинского ракетного кризиса армия получила указание подумать о том, чтобы уделять больше внимания средствам проецирования силы за пределы обычной сферы советского влияния. В результате были предприняты серьезные усилия по развитию ВДВ (советских воздушно-десантных войск) как сил быстрого развертывания. Советские исследования воздушно-десантных операций показали, что легковооруженные парашютисты неспособны бороться с бронетанковыми войсками. Также в начале 1960-х годов разрабатывалась боевая машина пехоты БМП-1. Еще до того, как БМП-1 поступила на вооружение в 1966 году, командование Советской Армии приняло решение оснастить вновь созданные воздушно-десантные дивизии аналогичной техникой.

Использование самолетов Антонов Ан-12 во время разработки БМД позволяло перевозить только легкие бронированные машины для десантирования массой менее семи тонн. Поскольку существующая БМП-1 весила 13 тонн, ее фактически исключили из рассмотрения для службы ВДВ.

Задача проектирования БМД упала на Волгоградском тракторном заводе , который произвел неудачную конкурентом Ob’yekt 764 , который в итоге стал БМП-1 — Ob’yekt 914. БМД дизайн, Ob’yekt 915 , был в основном урезанная версия Обьекта 914 — меньшая, легкая алюминиевая броня, с сохранением 73-мм гладкоствольной короткоствольной полуавтоматической пушки 2А28 «Гром» низкого давления. Компромисс — чрезвычайно тесное боевое отделение.

Разработка началась в 1965 году, а испытания начались в 1967 году. Ограниченное производство началось в 1968 году. После эксплуатационных испытаний он был введен в эксплуатацию 14 апреля 1969 года, а серийное производство началось в 1970 году, хотя машина весила на 500 кг больше, чем было заявлено в требованиях (7,5 тонны). и 13,3 тонны с оборудованием).

С 1977 г. новая модернизированная машина получила обозначение БМД-1П после принятия на вооружение новой пусковой установки ПТУР 9П135М-1 вместо пусковой установки ПТУР 9С428, стреляющей из 9М113 Конкурс (АТ-5 Spandrel) и 9М111М Фагот или 9М111-2 (стандартная загрузка: две ракеты 9М113 и одна 9М111М). Таким образом впоследствии модернизировалось большинство старых БМД-1.

В 1983 году на основе боевого опыта в Афганистане было принято решение о создании нового варианта ПРО с оружием, способным поражать такие цели, как те, с которыми столкнулись воздушно-десантные войска в этом конфликте. В результате появился «Обьект 916», впоследствии ставший БМД-2 .

Удлиненное шасси БМД-1 послужило основой для авиационного многоцелевого гусеничного БТР-Д , который сам послужил базой для многих специализированных авиадесантников.

Фото БМД-1

БМД-1 ведут огонь из 73-мм орудий

Опытная РСЗО на базе БМД-1. На башне смонтирована 12-ствольная пусковая установка БКП-Б812 для авиационных 82-мм неуправляемых ракет С-8.

Подъем БМД-1П с бесплатформенной системой десантирования ПБС-915 в грузовую кабину Ил-76. Ткань, оборачивающая гусеницы, и поперечные стяжки предотвращают цепляние звеньев парашютной системы или строп за ходовую часть после сброса машины.

БМД-1 внутри грузовой кабины Ил-76

БМД-1 перед загрузкой в самолет

Погрузка БМД-1 в самолет Ан-22

БМД-1 выпуска до 1977 г.

Установка ПТРК «Конкурс» на БМД-1 первых серий. Подготовка БМД-1 к замене комплекса «Малютка» на «Конкурс» началась в первом полугодии 1979 г.

На учениях 105 гвардейской дивизии ВДВ в 1978 году при десантировании БМД-1 не сработали парашютная реактивная многокупольная система, и башня БМД-1 провалилась на пятнадцать сантиметров внутрь, но корпус уцелел.

Разрез БМД-1 выпуска начала 1970-х гг.

БМД-1П форсирует водную преграду.

Внутри БМД-1

Отделение управления БМД-1

Транспортёр механизированной укладки орудия 2А28 БМД-1

БМД-1П в ходе проведения контртеррористической операции в Чеченской республике. ВДВ использовали в ходе этой операции многие машины семейства БМД-БТР-Д, находя свои приемы увеличения их защищенности. Отсутствие собственной машины с тяжелым пушечным вооружением потребовало придания десантникам основных танков.

БМД-1П в Южной Осетии. Август 2008 г.

Похожее

БРДМ-2 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БМП К-17 Бумеранг ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

БМП-2 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БТР-80 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БМД-1 Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение

БМП-1 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БМП-3 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

Бронеавтомобиль Тигр ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БТР-82А ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

Бронеавтомобиль КАМАЗ-63968 Тайфун-К ТТХ, Видео, Фото

БМД-4М «Бахча-У» ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БМД-2 Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение

БМПТ «Терминатор» ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БТР-4 «Буцефал» ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

Тягач МТ-ЛБ ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БТР-40 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БМП Б-11 Курганец-25 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БТР-60 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БТР-90 Росток, Бережок, Бахча-У ТТХ, Видео, Фото

БТР-152 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БРДМ-1 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БТР-50 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

БМП Т-15 Армата ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Бронеавтомобиль Урал-63095 Тайфун-У ТТХ, Видео, Фото

КамАЗ-43269 Выстрел (БПМ-97) ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

Бронетранспортер БТР-Д ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БМД-3 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

ПРП-3 «Вал» и ПРП-4 «Нард» подвижные разведывательные пункты

Бронеавтомобиль ВПК-3927 Волк. Броня. Двигатель. Вес. Размеры

Бронеавтомобиль T-98 Комбат ТТХ, Видео, Фото, Скорость

БРДМ-3 — бронированная разведывательно-дозорная машина

Плавающий транспортер ПТС-4 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Украинский БТР-3 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БМП М2 «Брэдли» ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БТР-МД «Ракушка» ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БРМ-3К «Рысь» ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

15Ц56М «Тайфун-М» противодиверсионная машина

Бронеавтомобиль БА-10 ТТХ, Фото, Скорость, Броня

Бронеавтомобиль БА-64 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

Р-149БМР «Кушетка-Б» — командно-штабная машина

Бронетранспортер БТР-Т ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

Бронеавтомобиль Дозор-Б ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БТР Б-10 Курганец-25 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

БМО-Т — тяжелая машина огнеметчиков

Тягач ВТ-55А ТТХ, Фото, Скорость, Броня

УРАЛ-532362 «Лавина-Ураган» — водометный спецавтомобиль

Бронеавтомобиль БА-20 ТТХ, Фото, Скорость, Броня

Бронеавтомобиль БА-11 ТТХ, Фото, Скорость, Броня

БРЭМ-К — бронированная ремонтно-эвакуационная машина

БРЭМ-Л «Беглянка» ремонтно-эвакуационная машина

РХМ-7 «Берлога» машина радиационной и химической разведки войск РХБЗ

АЗМ — аэротранспортабельная землеройная машина

СПМ — специальная гусеничная пожарная машина

УР-07М «Пересортировка» установка разминирования

Танковый мостоукладчик МТУ-90М ТТХ, Видео, Фото, Скорость

БММ-Д «Травматизм» бронированная медицинская машина ВДВ

БММ-80 «Симфония» бронированная медицинская машина

БТР Намер ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БРЭМ-80У — ремонтно-эвакуационная машина

КДХР-1Н «Даль» — комплекс дистанционной химической разведки

«Мгебров-Рено» — бронеавтомобиль царской армии

РМ-Г «Десна» — ремонтная гусеничная машина

Бронеавтомобиль БА-30 ТТХ, Фото, Скорость, Броня

Бронеавтомобиль ПБ-4 ТТХ, Фото, Скорость, Броня

Примечания [ править ]

  1. ^ БсдеегчяJклмпорQRсек WARFARE.RU . warfare.ru. Проверено 20 сентября 2011 года.
  2. ^ БсдеегчяJклмпорQRсект глобальной безопасности . Глобальная безопасность. Проверено 20 сентября 2011 года.
  3. ^ abcdefghijklmnopqrst fas.org . fas.org. Проверено 20 сентября 2011 года.
  4. ^ abcdef Максим Саенко. «Броня» крылатой пехоты «» (Доспехи «Крылатой пехоты» ). Техника и Вооружение № 08/2006, с. 28-32 с.
  5. ^ abcdefghijkl Pancerni.net 1 Архивировано 2 февраля 2009 г. на Wayback Machine . Pancerni.abajt.pl. Проверено 20 сентября 2011 года.
  6. ^ аб Глобальная безопасность БМД-2 . Globalsecurity.org. Проверено 20 сентября 2011 года.
  7. ^ аб БМД-2 . Fas.org. Проверено 20 сентября 2011 года.
  8. ^ abc Максим Саенко. «Броня» крылатой пехоты «» (Доспехи «Крылатой инфанатрии» ). Техника и Вооружение № 09/2006, с. 29-36 с.
  9. ^ abcd Pancerni.net БМД-2 1 Архивировано 2 февраля 2009 года на Wayback Machine . Pancerni.abajt.pl. Проверено 20 сентября 2011 года.
  10. ^ abcdef Pancerni.net 2 Архивировано 2 февраля 2009 г. на Wayback Machine . Pancerni.abajt.pl. Проверено 20 сентября 2011 года.
  11. ^ abcdefghijklmno Краткое руководство по российской боевой бронетехнике
  12. «Архивная копия» (PDF) . Архивировано 3 ноября 2006 года . Проверено 3 ноябре 2 006 .CS1 maint: archived copy as title (link) CS1 maint: bot: original URL status unknown (link). Проверено 20 сентября 2011 года.
  13. Pancerni.net БМД-2 2 архивации 2 февраля 2009 в Wayback Machine . Pancerni.abajt.pl. Проверено 20 сентября 2011 года.
  14. «Парашюты с ретро-ракетами» — короткий клип, показывающий ретро-ракеты, используемые для замедления падения больших грузов на YouTube .
  15. Испытание парашюта ПРСМ-925 с ретророзеткой на YouTube
  16. «Путь к боевым машинам десанта» . Оружие и техника (декабрь 2012 г.): 10 . Проверено 11 октября 2015 года .
  17. «НИИ Стали Алюминиевая Броня Информационный бюллетень» . НИИ Стали . Архивировано из оригинального 7 -го января 2021 года . Проверено 11 октября 2015 года .
  18. «Основные вехи» . НИИ Стали . Проверено 11 октября 2015 года .
  19. Grange, Дэвид (2002). Air-Mech-Strike, 2-е изд . Падука, Кентукки: Turner Publishing Co., стр. 86–88. ISBN 9781563116162 .
  20. Дебая, Ив (2003). Операция «Свобода Ирака: Победа в Багдаде» . Special Obs 27. Публикация Concord. п. 48. ISBN 962-361-067-X .
  21. Лавров, Антон (2010). Пушки августа: хронология событий (PDF) . Москва: Центр анализа стратегий и технологий. С. 70–73.
  22. Анатолий Цыганок, «Оценка кампании на Южном Кавказе» Независимое военное обозрение, 19 сентября 2008 года.
  23. MacDonald, MacDonald (20 марта 2014 г.). «Украинские войска окапываются у границы с Россией» . Чикаго Трибьюн. Рейтер . Проверено 1 декабря 2014 .
  24. Стрєлков: «Ополченці» вбиватимуть українських військових, якщо ті надалі виконуватимуть свої обов’язки . Укринформ, 26 апреля 2014 г.
  25. ^ Бсдее VDV . Warfare.ru. Проверено 20 сентября 2011 года.
  26. Северо-Кавказский военный округ . Warfare.ru. Проверено 20 сентября 2011 года.
  27. Генеральный штаб . Warfare.ru. Проверено 20 сентября 2011 года.
  28. Белорусская армейская техника . Globalsecurity.org. Проверено 20 сентября 2011 года.
  29. Техника Сухопутных войск — Украина . Globalsecurity.org. Проверено 20 сентября 2011 года.
  30. Техника узбекской армии . Globalsecurity.org. Проверено 20 сентября 2011 года.
  31. База данных по передаче оружия SIPRI . Armstrade.sipri.org. Проверено 20 сентября 2011 года.

Эксперт прокомментировал высотное десантирование в Арктике: с 10 км впервые

Прокомментировать это событие мы попросили заместителя председателя центрального Совета десантников России Анатолия Буя.

-Это, конечно, уникальное событие. До ВДВ России такого не совершал никто — ни в одной стране мира. Тут все было экстремальное, и арктические условия, и высота. Групповое, массовое десантирование у нас происходит преимущественно с высоты 400, либо 800 метров, — говорит Анатолий Филиппович Буй. — А прыжки с 10 тысяч метров всегда считались экспериментальными, температура там достигает минус 60 градусов. Такие прыжки выполняли специалисты. Это серьезная нагрузка на организм. А теперь с 10 километров спустился массовый десант. 10 тысяч метров — это нижняя граница стратосферы. Произошедшее можно сравнить по значимости с таким событием, как первое десантирование экипажа внутри боевой машины десанта (БМД-1). Ни одна армия мира до сих пор не освоила этот способ десантирования. (Идея принадлежала легендарному командующему ВДВ генералу армии Василию Маргелову. Был использован комплекс «Кентавр». На его первую его «объездку» генерал отправил своего сына, Александра Маргелова, которого стали называть «космонавтом ВДВ». – Авт.)

-Сколько российских десантников могло входить в группу, которая десантировалась в Арктике с 10 километров?

-В военно – транспортном самолете Ил – 76 – четыре лавки, на каждой из которых может разместится 20 десантников. В зависимости от комплектации, от загрузки, могли десантироваться от 60 до 80 человек. С ними могли десантировать также какие – то грузы.

-Сообщается, что у бойцов было особое кислородное и навигационное оборудование, созданное специально для арктических условий.

-Это понятно, чем выше от земли, тем меньше кислорода. Я помню, как в советское время мы перелетали из Тулы в Кировобад, в Азербайджан, где должны были состояться учения. Кабина военно – транспортного самолета Ан – 12 была негерметичная. И на высоте 5 километров, когда мы преодолевали Главный Кавказский хребет, нам было довольно сложно. Что касается десантирования с высоты 10 километров, то там требуется особое кислородное оборудование.

-С какой максимальной высоты вам довелось совершать прыжок с парашютом?

-Я прыгал с высоты 4, 5 километра с задержкой в 30 секунд. А с минимальной высоты – это со 150 метров.

-Какое практическое применение могут иметь такие арктические, высотные прыжки в реальной боевой обстановке?

-Например, когда надо ввести в заблуждение противника. 10 тысяч метров — это стандартная высота для полетов самолетов гражданской авиации. Самолеты пролетели и мимоходом что – то из них выпало. А в итоге на земле оказалось сильное, хорошо подготовленное подразделение.

Тактико-технические характеристики[править]

Изображение
Название
Описание
Дополнение

БМД-1 обр. 1969 г.

  • Боевая масса: 7,2 ±2,5% т
  • Экипаж: 3 (4) чел.
  • Длина: 5400 мм
  • Ширина: 2630 мм
  • Высота: 1620 — 1970 мм
  • Максимальная скорость движения: 60 км/ч
  • Пушка: 1 × 73-мм 2А28
  • Пулемёты: 3 × 7,62-мм ПКТ
  • Боекомплект: 40 выстрелов / 4000 патронов
  • ПТУР: 3 × 9М14
  • Двигатель: дизельный 6-цилиндровый 240 л. с.

БМД-1К обр. 1971 г.

  • Боевая масса: 7,6 ±2,5% т
  • Экипаж: 6 чел.
  • Длина: 5400 мм
  • Ширина: 2630 мм
  • Высота: 1620 — 1970 мм
  • Максимальная скорость движения: 60 км/ч
  • Пушка: 1 × 73-мм 2А28
  • Пулемёты: 3 × 7,62-мм ПКТ
  • Боекомплект: 40 выстрелов / 3000 патронов
  • ПТУР: 3 × 9М14
  • Двигатель: дизельный 6-цилиндровый 240 л. с.

БМД-1П обр. 1977 г.

  • Боевая масса: 7,6 ±2,5% т
  • Экипаж: 3 (4) чел.
  • Длина: 5400 мм
  • Ширина: 2630 мм
  • Высота: 1620 — 1970 мм
  • Максимальная скорость движения: 60 км/ч
  • Пушка: 1 × 73-мм 2А28
  • Пулемёты: 3 × 7,62-мм ПКТ
  • Боекомплект: 40 выстрелов / 3500+440 патронов
  • ПТУР: 2 × 9М1131 × 9М111
  • Двигатель: дизельный 6-цилиндровый 240 л. с.

БМД-1ПК обр. 1978 г.

  • Боевая масса: 7,6 ±2,5% т
  • Экипаж: 6 чел.
  • Длина: 5400 мм
  • Ширина: 2630 мм
  • Высота: 1620 — 1970 мм
  • Максимальная скорость движения: 60 км/ч
  • Пушка: 1 × 73-мм 2А28
  • Пулемёты: 2 × 7,62-мм ПКТ
  • Боекомплект: 40 выстрелов / 3250+440 патронов
  • ПТУР: 1 × 9М1131 × 9М111
  • Двигатель: дизельный 6-цилиндровый 240 л. с.

Большое семейство

На протяжении последних десятилетий советская и российская армия активно использовали идею применения имеющихся шасси в качестве основы для техники различного назначения. В последние годы эта идея заметно преобразилась, что привело к появлению концепции унифицированных платформ, изначально создаваемых в качестве основы для машин разных классов и типов.


БМД-4М на полигоне.

Те же самые тенденции можно наблюдать при развитии боевых и вспомогательных машин для воздушно-десантных войск. Целый ряд современных и перспективных образцов для ВДВ строится на базе шасси БМД-4М или с широким использованием его агрегатов. Такая унификация приводит к получению очевидных преимуществ производственного, эксплуатационного и боевого характера. Естественно, военные и промышленность стремятся реализовать весь потенциал идеи унифицированных шасси.

Несколько образцов бронетехники, построенных на базе БМД-4М или с применением ее агрегатов, уже приняты на вооружение, производятся большой серией и осваиваются войсками. В течение нескольких следующих лет в строевых частях к ним присоединятся новые боевые машины иных классов и другого назначения. По известным данным, в настоящее время командование ВДВ планирует создать до десятка различных типов техники на основе одного шасси, перестраиваемого тем или иным образом. За счет этого можно будет закрыть большую часть потребностей войск в новой технике.

Изначально боевую машину десанта БМД-4М можно было рассматривать только как защищенное транспортное средство для бойцов, способное поддерживать их огнем. Теперь же ситуация изменилась. Этот образец бронетехники становится базой для ряда новых боевых машин разного назначения. После реализации всех актуальных планов, предусматривающих разработку едва ли не десятка образцов на унифицированном шасси, БМД-4М заслуженно можно будет считать основой парка техники ВДВ.

Технические характеристики

Для сравнения взяты иностранные боевые десантируемые машины: немецкая Wiesel, китайская ZBD-03.

БМД-1 WIESEL ZBD-03
Длинна, мм 5400 3600 5300
Ширина, мм 2630 1820 2630
Высота, мм 1970 1850 2130
Экипаж, чел 3 (+4 десантника) 2 3 (+5 десантников)
Двигатель, л.с. 250 109 210
Дальность хода, км 500 550 600
Максимальная скорость, км/ч 65/10 на плаву 70 68
Масса, т 7,0-7,5 4,1 8,0

Немецкая боевая техника Wiesel в сравнении с БМД-1 меньше по габаритам, легче и быстрее. Но обладает только противопульной броней, слабым вооружением и не способна плавать. Кроме того нет возможности транспортировки десанта. Китайская машина ZBD-03 является копией БМД-2. По техническим характеристикам она ближе к БМД-1 и стоит на вооружении НОАК с 2003 года.

На базе БМД-1 создано несколько модификаций: БМД-1К, БТР-Д, БМД-1П, БМД-1ПК. БМД-1К отличается наличием второй радиостанции Р-123М; у БТР-Д отсутствует башня, увеличена высота средней части, в итоге количество посадочных мест увеличено до 9 человек не считая экипажа; БМД-1П оборудован более современным ПТРК 9К111.

За время своего существования машина БМД-1 применялась:

  • в Афганской войне;
  • в Приднестровье;
  • в первой и второй чеченских войнах;
  • в Южной Осетии;
  • в Украине.

Как показал локальный конфликт на территории Украины, где данный тип техники использовался как ВСУ так и ВСН, у машины нет никаких шансов против танков (штатное орудие БМД-1 не пробивает их броню). Слабое бронирование бортов и лба не может защитить экипаж от современного стрелкового оружия, при подрыве на мине машина полностью выходит из строя и не подлежит ремонту.

Система пожаротушения не справляется с огнем и БМД-1 почти всегда выгорает полностью. Сильный демаскирующий эффект (шум и лязг) создают металлические гусеницы при движении по асфальтовому покрытию на скорости более 50км/ч.

В настоящее время данный вид техники потерял свою актуальность. Но последующие поколения БМД (БМД-4 с 2016) с развитием технологий и систем вооружений стали довольно грозным соперником на поле боя даже для танков противника.

Преимущества и недостатки

Модернизированная боевая десантная машина сохранила положительные свойства предыщих поколений. Ее несомненные достоинства: высокая огневая мощь из нескольких видов орудий.

  • Отличные маневренные качества. БМД-4, обладая тяжелым весом, имеет хорошие скоростные показатели. Гусеничный ход дает возможность перемещаться практически по любой поверхности, невзирая на препятствия и водные преграды.
  • Мобильность передвижения. Возможность использования в качестве десантируемой машины дает преимущество оказаться вместе с боевым подразделением в любом месте боевых действий и оказать существенное влияние на исход операции.
  • Многофункциональность. Помимо транспортировки десантного отряда «Бахча У» имеет отличные возможности для уничтожения живой силы противника, его укреплений, боевой техники.

Однако, БМД-4 обладает рядом серьезных недостатков, которые сказались на ее продвижении в качестве вооружения российской армии.

  • Вес. Напомним, что ее масса около 13 тонн. Это очень много для боевой машины. Возникают проблемы при десантировании БМД-4, поскольку, к примеру, транспортный самолет ИЛ-76 способен взять на борт только одну единицу с таким грузом. Для сравнения: БТР-Д, весом около 8-и тонн он же забирает в количестве трех штук. Больший вес машины порождает дополнительный расход топлива, расходников, что ведет также к дополнительным затратам.
  • Стоимость. Несмотря на приоритетность военного вооружения, цена в 60 млн. рублей является слишком высокой.
  • Более сложное устройство требует большего времени на обучение воинского состава. В случае выхода из строя трансмиссии ее ремонт может осуществляться только в заводских условиях, что влечет расходы на транспортировку, снижается эффективность использования, теряется время. Один из предшественников, БМД-2, обслуживался в случае неполадок в полевых условиях.

Читайте БТР-90 Росток

Памятники БМД-1[]

БМД-1 в Национальном музее Великой Отечественной войны в Киеве, Украина

БМД-1 в Музее Великой Отечественной войны в Киеве

Памятник БМД-1 на Первомайском проспекте в Петрозаводске (Карелия)

2 ав­гу­ста 2015 года в г. Бар­нау­ле на аллее рядом с Пло­ща­дью Ве­те­ра­нов и Домом Ин­тер­на­ци­о­наль­но­го дви­же­ния была уста­нов­ле­на БМД-1.

2 ав­гу­ста 2015 года в г. Пет­ро­за­вод­ске в парке Мира от­крыт па­мят­ник бо­е­вой ма­шине БМД-1П.

В посёлке Светлый, недалеко от въезда, в 2000 году была установлена на постамент БМД-1

В по­сел­ке Свет­лый г. Омск у КПП 226 Па­ра­шют­но-де­сант­но­го полка и на тер­ри­то­рии са­мо­го по­сел­ка уста­нов­ле­но 2 БМД-1.

БМД-1 Памятник Воинам-интернационалистам. Челябинск

В г. Че­ля­бин­ске у музея Войны в Аф­га­ни­стане уста­нов­ле­на БМД-1, при­над­ле­жав­шая 56 ДШБ и участ­во­вав­шая в войне в ДРА, рядом с ней уста­нов­ле­на ме­мо­ри­аль­ная плита со спис­ком по­гиб­ших в дан­ной БМД гвар­дей­цев-де­сант­ни­ков.

Иваново-музей техники под открытым небом (Сквер Союза десантников)

В г. Ива­но­во в скве­ре Де­сант­ни­ков на по­ста­мен­те уста­нов­ле­на БМД-1П, при­над­ле­жав­шая 98 гв. ВДД.

В г. Мин­ске на тер­ри­то­рии во­ен­ко­ма­та Со­вет­ско­го рай­о­на уста­нов­лен БМД-1. Па­мят­ник Во­и­нам-ин­тер­на­ци­о­на­ли­стам.

В г. Ко­стю­ко­ви­чи (Рес­пуб­ли­ка Бе­ла­русь) у кра­е­вед­че­ско­го музея уста­нов­ле­на БМД-1.

Боевая машина десанта  (Беларусь,Орша)

В г. Орша (Рес­пуб­ли­ка Бе­ла­русь) у па­мят­ни­ка Во­и­нам-ин­тер­на­ци­о­на­ли­стам уста­нов­лен БМД-1

БМД-1 в г. Новороссийске у КПП 7 ВДД

В г. Но­во­рос­сий­ске у КПП 7 ВДД уста­нов­ле­на БМД-1
На тер­ри­то­рии 25 воз­душ­но-де­сант­ной бри­га­ды в пгт. Гвар­дей­ское (Дне­про­пет­ров­ская об­ласть, Укра­и­на)

Памятник БМД-1 на Аллее Памяти в г. Чехов (Московская область)

В городе Чехов (Мос­ков­ская об­ласть) 2 ав­гу­ста 2016 года тор­же­ствен­но был от­крыт па­мят­ник БМД-1 на Аллее Па­мя­ти (через до­ро­гу от КТЦ «Друж­ба»).
В деревне Па­ди­ко­во (Мос­ков­ская об­ласть, Ист­рин­ский район) БМД-1 можно уви­деть в экс­по­зи­ции Музея оте­че­ствен­ной во­ен­ной ис­то­рии.

Екатеринбург (Свердловская обл.) на площади Советской Армии памятник БМД-1 (мемориал Чёрный тюльпан)

В г. Ека­те­рин­бур­ге (Сверд­лов­ская об­ласть) 2 ав­гу­ста 2017 года на пло­ща­ди Со­вет­ской Армии был тор­же­ствен­ но от­крыт па­мят­ник БМД-1. Он до­пол­нит ме­мо­ри­ал «Чёр­ный тюль­пан».

В г. Ре­чи­ца (Рес­пуб­ли­ка Бе­ла­русь) на тер­ри­то­рии гим­на­зии №1, как экс­по­нат

музея ВДВ и сил спе­ци­аль­но­го на­зна­че­ния.

  • БМД-1П (Рязань)
  • БМД-1 у артучилища (Тула)
  • БМД-1 (Тула, Музей оружия)
  • Памятник боевой машине десанта БМД-1 в Красноярске
  • БМД-1 в Нижегородском музее техники и оборонной промышленности
  • Памятник БМД-1 на 42-м километре Горьковского шоссе
  • Памятник БМД-1 на Аллее Памяти в г. Чехов (Московская область).
  • Памятник воинам-афганцам в Ошмянах
  • Памятник воинам-афганцам в Дрогичине
  • Памятник боевой машине десанта БМД-1 в Симферополе
  • Монумент БМД-1 в Самаре (улица Мичурина рядом с монументом Славы и Мужества)
  • БМД-1 на набережной площади Светлогорска
  • На пересечении улиц Южной и Парковой в Малорите (Беларусь)
  • БМД-1, установленная у КПП полигона в.ч 65451 в Костромской области
  • БМД в Мостах
  • Памятник БМД-1 (Верхняя Пышма)
  • Памятник БМД-1 у Брестской школы №35
  • Памятник БМД-1, Ляховичи, Брестская область, Беларусь
  • Беларусь,Крупской фрагмент воинам,погибшим в Афганистане
  • Памятник БМД-1 рядом с поселком Крутинка Омской области

1/20

Конструкция

Машина БМД-1 разработана по стандартной танковой компоновке: в средней части расположено боевое отделение, в кормовой – мотор с трансмиссией. Для уменьшения веса корпус машины сварен из алюминиевых бронеплит. Минусом данного решения стало снижение защищенности экипажа, поскольку броня способна выдерживать только огонь из легкого стрелкового оружия и попадания осколков от маломощных снарядов.

Наклон верхней лобовой плиты составляет 780, нижней – 500, что позволило увеличить объем внутреннего пространстваи повысить мореходные характеристики техники. Конфигурация корпуса спереди образует букву Т, по краям которого находятся надгусеничные ниши. Башня БМД-1 подобна башне БМП-1 и обеспечивает защиту только от 12,7мм пуль.

В центре носовой части машины оборудовано рабочее место водителя-механика. Для обзора дороги во время движения применяются приборы ТНПО-170, рабочий сектор которых составляет около 600. Если движение происходит в темное время суток, то вместо ТНПО-170 используется ночной прибор наблюдения ТВНЕ-4.

Место командира БМД – слева от водителя. Контроль местности командир осуществляет при помощи прибора ТНПП-220 (или ТВНЕ-4 ночью), который дает немного больший угол обзора, чем ТНПО-170.

Стрелки-десантники размещаются у кормовой стенки МТО, где есть 3 стрелковых места (одно сзади башни, два других по бортам машины) с броневыми заслонками и оборудованием для установки автоматов АКСМ.

Башня БМД-1 размещена в средней части корпуса. В ней находится место для управления полуавтоматической пушкой 2А28 «Гром» (калибр 73 мм) и спаренным с ней пулеметом ПКТ калибра 7,62мм. Дальность стрельбы из «Грома» – до 1300 м, при средней скорострельности 7 выстрелов в минуту. Боезапас – 40 противотанковых гранат ПГ-15В, расставленных в конвейерной укладке внутри башни на подвижной платформе, боезапас пулемета –2 ленточных магазина по 1000 патронов в двух ящиках.

Главное оружие боевой машины не обладает автоматической стабилизацией. Управление осуществляется системой электроприводов с переходом на ручное управление при необходимости.

На башне БМД-1 расположена установка ПТУР «Малютка», для перезарядки которой стрелку нужно открыть специальный люк. Боекомплект «Малютки» составляет 3 ракеты.

По краям передних бронелистов машины находятся две амбразуры со смонтированными пулеметами ПКТ, стрелять из которых могут командир и стрелок-наводчик. Эффективная дальность огня составляет 900 метров, боезапас – 5 ленточных магазинов по 200 патронов на каждый ПКТ.

Вместимость баков – 280 литров дизельного топлива. Ходовая часть состоит из пяти катков с каждой стороны с системой гидропневматических рессор, передача усилия в которых осуществляется сжатым азотом. Есть возможность регулировки натяжения мелкозвечатых гусениц из самой машины водителем с помощью кривошипного механизма.

Подвеска БМД-1 имеет более сложную конструкцию по сравнению со стандартной торсионной схемой, но обладает лучшими параметрами по упругости при различных нагрузках техники. Гидропневматика в подвеске позволяет изменять клиренс в диапазоне от 10 до 45 см, фиксировать катки в верхней позиции и уменьшать общую высоту корпуса машины.

За перемещение техники по воде отвечают водометные движители, находящиеся в туннелях вдоль бортов БМД-1. Их входные отверстия, закрытые подвижными заслонками, расположены снизу машины, выходные – в корме. Направление плавания изменяется регулировкой заслонок. Для предотвращения заливки носа боевой техники предусмотрен специальный щиток.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector