Древняя славянская магия и как ей обучиться

Общественный строй и племенные союзы

Первоначально восточные славяне жили родовыми общинами, впоследствии они объединялись в племена. Развитие производства, использование тягловой силы (лошадей и волов) способствовали тому, что даже небольшая семья могла обрабатывать свой надел. Родовые связи стали слабеть, семьи начали селиться отдельно и распахивать новые участки земли самостоятельно.

Община осталась, но теперь в нее входили не только родственники, но и соседи. Каждая семья имела свой участок земли для обработки, свои орудия производства и собранный урожай. Появилась частная собственность, но она не распространялась на лес, луга, реки и озера. Этими благами славяне пользовались сообща.

В соседской общине имущественное положение различных семей уже не было одинаковым. Лучшие земли стали сосредотачиваться в руках старейшин и военных вождей, им же доставалась и большая часть добычи от военных походов.

Во главе славянских племен стали появляться богатые предводители-князья. Они имели свои вооруженные отряды – дружины, и они же собирали дань с подвластного населения. Сбор дани назывался полюдьем.

VI век характеризуется объединением славянских племен в союзы. Наиболее сильные в военном отношении князья возглавили их. Вокруг таких князей постепенно укреплялась и местная знать.

Одним из таких племенных союзов, как полагают историки, стало объединение славян вокруг племени рось (или русь), проживавшего на реке Рось (приток Днепра). В дальнейшем, согласно одной из теорий происхождения славян, это название перешло на всех восточных славян, которые получили общее название «русы», а вся территория стала Русской землей, или Русью.

Славянские городища

Строились городища, как правило, на высоких берегах рек, их обносили высокими насыпными земляными валами, глубокими рвами, заполненными водой и бревенчатыми частоколами. Это была защита от диких зверей, которых было тогда очень много, от воинствующих соседей с разных концов света, да и просто от разбойников. Жильё – землянки, было небогатым, сырым и тёмным. В центре поселений была площадь. На площадях обычно собирали всех для проведения общих собраний или судов. Отсюда же провожали в путь торговцев и воинов.

Кухня древних славян

Кухня народа определяется ресурсами, которыми он может располагать. Славяне, проживающие на довольно обширных территориях Европы и Азии, выращивали злаковые, овощи, фрукты. Мясо и рыба в меню присутствовали далеко не каждый день, так как животноводство и скотоводство у древних славян начало массово развиваться, только начиная с 10-го века, а рыболовство не было основным из занятий.

Вот несколько старинных славянских блюд:

  • Хлебный суп. Небольшие кусочки сухого хлеба поджаривают на растительном или животном жире, добавив лук и зелень. Затем заливают водой, доводят до кипения и вливают тонкой струйкой взбитые яйца. По вкусу такой суп напоминает мясной.
  • Похлебка Перуна. Это вид окрошки, которая готовится на сквашенном молоке из кислой капусты, вареного мяса, зелени и чеснока.
  • Снетовица. Густой суп из мелкой озерной рыбы, картофеля и лука.
  • Заяц по-охотничьи. Блюдо готовится в казане на костре. Части заячьей тушки заливают водой, томят до полуготовности, затем к ним добавляют овощи, травы и тушат еще полчаса.
  • Жаркое из вепря. Праздничное блюдо, для приготовления которого куски мяса дикого кабана несколько часов маринуют в меду, а затем тушат в глиняных горшочках, залив квасом.
  • Лесной пирог. Готовится в печи. Основа ― дрожжевое тесто из муки грубого помола, начинка ― гречка, рубленое мясо курицы, зелень.
  • Каша сименуха. Гречневая каша, сдобренная зажаркой из грибов, яиц и лука.

  • Логаза. Блюдо из ячменной крупы, сваренной с фасолью или горохом.
  • Колобок. Популярное крестьянское мучное блюдо ― выпеченные в печи или духовке шарики из пресного теста.
  • Сыта. Прохладительный напиток, варится из меда и мяты.
  • Джур. Кисель из овсяной муки, в который обычно добавлялись сухофрукты и мед.

Хлеб — всему голова

Самым простым пекарским изделием из муки считалась пресная лепёшка, позже славяне научились выпекать квасной хлеб. По торжественным случаям изготовлялись огромные караваи, символизировавшие солнце. Пироги с разнообразной начинкой (в том числе сладкие) также с древних времён стали излюбленной пищей славян. Любителям острой пищи в тогдашних условиях пришлось бы туго: соль стоила дорого, её берегли, употребляли умеренно. На княжеском столе не редкостью было греческое оливковое масло. Простой люд употреблял масло из льняных семян и мака. Одно из древнейших и до сих пор популярных блюд русской кухни — это блины. Их научились готовить задолго до IX века, в языческие времена. Блины всегда пеклись круглыми, словно солнышко. Они и символизировали светило, о чём свидетельствует праздник Масленица — прощание с зимой и встреча с весенним теплом. Блины, как и в наше время, ели со сметаной, со сливочным маслом и рыбой. А ещё с мёдом или вареньем. Но чаще бывало, что и без добавок и начинок, просто блины с пылу с жару. Любовь русского человека к блинам не иссякла в веках, как и память о языческом празднике.

Кто такие славяне

Славяне представляют большую группу различных народов и племен, которые принадлежат одной языковой семье. Это значит, что все они говорят пусть и на разных, но очень схожих языках.

Именно язык стал тем признаком, по которым всех славян условно разделили на 3 основные группы:

  • западные;
  • восточные;
  • южные.

Рассмотрим образ жизни древних славян, принадлежащих восточной группе. В настоящее время к ней относятся русские, белорусы и украинцы.

Поселения восточных славян состояли из нескольких племен, и каждое племя, в свою очередь, включало в себя несколько крупных родов. Род – это несколько семейств, которые вместе жили и вели совместный быт.

ТОП-4 статьи

которые читают вместе с этой

Рис. 1. Поселения древних славян.

Наши предки расселялись по берегам крупных рек: Днепра, Дона, Волги, Оки, Западной Двины. В зависимости от места проживания восточные славяне назывались по-разному:

  • поляне – те, кто жил в полях;
  • древляне – селились среди «дерев»;
  • дреговичи – жители лесов, получивших свое название от слова «дрягва», что означает трясина, болото.

Одежда древних славян была очень простой. Мужчины надевали на себя штаны, длинную льняную рубаху и широкий пояс. Женская одежда – это простое длинное платье, украшенное вышивкой. Летом и мужчины, и женщины обходились без обуви, а в холодное время года носили примитивные кожаные сапожки. Украшения надевали только в самых торжественных случаях.

Рис. 2. Одежда древних славян.

Общественный строй

Развитие общества происходило в направлении от первобытной общины в первых веках нашей эры к соседской общине (мир, вервь). На смену родовым связям, пришедшим в упадок, пришли территориальные. Теперь членов рода стали объединять общность территории и ведения хозяйства. Частная собственность уже существовала (дома, приусадебные участки, домашний скот, рабочий инвентарь), но земля, лесные и промысловые угодья, водоёмы оставались в общем владении. Главные вопросы решало народное собрание — вече.

Община (вервь) — жители нескольких славянских посёлков, объединённых для совместной обработки земли

Постепенно возрастала роль знати и вождей, обогащавшихся во время войн. Это вызвало имущественное расслоение. В это время значительное развитие получили общественные институты, присущие стадии военной демократии. Выделилась родоплеменная знать — вожди и старейшины. Они окружали себя дружинами, т. е. вооружённой силой, неподвластной вечевым порядкам и способной принудить рядовых общинников к повиновению.

Археологические данные и византийские историки указывают, что дружины у восточных славян появились в VI—VII вв. Дружину делили на старших (послы, княжеские управители, наделённые собственной землёй) и младших (жили при князе, обслуживая его двор и хозяйство). Князья отправляли дружинников к покорённым племенам для сбора дани. Подобные походы назывались полюдьем. Дань, как правило, собирали с ноября по апрель, а завершали во время весеннего ледохода, когда князья возвращались в Киев. Данью облагали крестьянский двор (дым) либо земельную площадь, которая обрабатывалась крестьянским двором (рало, плуг). Так в среде славян складывались первые признаки государственности. В первую очередь они были заметны в тех восточнославянских землях, где уровень экономического развития был выше по сравнению с другими территориями. Это касалось земель полян и новгородских словен.

Племена восточных славян

Приведенная ниже таблица “Восточные славяне в древности” даст общее представление том, какие народности входили в эту группу и чем они отличались.

Племя

Место поселения

Особенности (если есть)

Поляне

У берегов Днепра, к югу от современного Киева

Самое многочисленное из всех славянских племен, составили основу населения древнерусского государства

Ильмены

Новгород, Ладога, Чудское озеро

Арабские источники указывают, что именно они образовали первое славянское государство, объединившись с кривичами

Кривичи

В верховьях Волги и на севере от реки Западная Двина

Полочане

На юге от реки Западная Двина

Незначительный племенной союз

Дреговичи

Между Днепром и верховьями Немана

Древляне

Южнее Припяти

Волыняне

В истоках Вислы, на юге от древлян

Белые хорваты

Между Вислой и Днестром

Дулебы

На востоке от белых хорватов

Самое слабое славянское племя

Тиверцы

Между Днестром и Прутом

Угличи

Между Днестром и Южным Бугом

Северяне

Местность, которая прилегает к Десне

Радимичи

Между Днепром и Десной

Присоединены к древнерусскому государству в 855 году

Вятичи

Вдоль Оки и Дона

Предок этого племени – легендарный Вятко

Рис. 1. Карта расселения славян.

Происхождение славян

В современной исторической науке продолжаются дискуссии вокруг проблемы происхождения славян. Наиболее распространёнными теориями происхождения славян являются автохтонная и миграционная. Суть автохтонной теории состоит в том, что славяне — это коренное население Восточной Европы. Согласно этой точке зрения, восточные славяне — потомки носителей зарубинецкой (III—II в. до н. э. — II в. н. э.) и черняховской (II—IV вв.) археологических культур.

Славяне — одна из наиболее крупных групп европейского населения, имеющая коренное (автохтонное) происхождение

С предками славян большинство приверженцев этой теории соотносят материалы, относящиеся к зарубинецкой культуре. Сообщество её носителей проживало вдоль берегов Среднего Поднепровья, Припяти и Десны на рубеже III—II вв. до н. э. — I в. н. э. Зарубинецкие памятники соответствуют времени существования единого древнеславянского (венедского) массива. К формированию же восточных славян — антов — непосредственное отношение имело население северного ареала распространения черняховской культуры (II—IV вв. н. э.). Она была насыщена провинциальными римскими влияниями, которые в то время были распространены в Юго-Восточной и Центральной Европе. Материальные находки свидетельствуют, что культура Черняховского сообщества также содержала скифо-сарматские, фракийские и германские элементы. Славяне в составе этой пёстрой культуры, видимо, были политически несамостоятельны, особенно после появления в Северном Причерноморье племён готов и создания ими военного союза.

Сторонники миграционной теории утверждают, что славяне являются пришлым населением, которое появилось в Восточной Европе в первых веках нашей эры, а их прародиной был бассейн рек Одера, Рейна и Вислы. На рубеже I—II вв. н. э. под давлением воинственных германских племён они пересекли Вислу, а уже к IV—V вв. достигли Днепра.

Другим путём проникновения славян в восточноевропейский регион был путь от южного побережья Балтики до берегов Ладоги, где позже ими будет основан один из главных племенных центров — Новгород. Параллельно с процессом расселения происходила ассимиляция славянами представителей местного финно-угорского населения, ранее проживавшего на этих территориях. Тем не менее, отдельные народы этой группы и сегодня проживают в Российской Федерации (мордва, марийцы, коми).

Хозяйство и основные занятия древних славян (период до формирования Древнерусского государства)

Основная сфера деятельности – земледелие. Значительная часть территорий, на которых проживали древние славяне, не подходила для обработки земли и выращивания сельскохозяйственных культур, но особая подсечно-огневая система упрощала земледелие в лесной зоне.

Подсечно-огневая система – форма примитивного земледелия, доминирующая в лесной зоне, для насаждений площадки расчищали путем вырубки и последующего выжигания деревьев и кустарника. Грунт в лесной зоне не относится к плодородным, а зола, образованная после выжигания, обогащает почву – обеспечивает урожайность на ближайшие несколько лет. Когда участок терял плодородность, его бросали – он снова зарастает лесом за 30-40 лет, выбирается новый для расчистки («переложная система»). С таким способом земледелия связано периодическое перемещение поселений славян на новое место – ближе к новому участку («кочевое земледелие»). Переложная система применялась и в лесостепи, и в лесах.

Для обработки земли использовали: борону-суковатку, соху, топор, мотыгу, плуг. Для рыхления грунта плуг применяли в лесостепи, степи. Севернее основным орудием являлась соха. Славяне выращивали просо, рожь, ячмень, бобы, горох, технические культуры – лен и коноплю. 

Соха («рало») – орудие с широкой рассохой (рабочая часть), железными сошниками, лопаткой, оглобли, в которые была запряжена лошадь. Обрабатывала грунт неглубоко, до 12 см, что объяснялось небольшой глубиной плодородного слоя в лесной местности.
Плуг – орудие, обеспечивающее более глубокую обработку, переворачивает пласт (в отличие от сохи – она просто срезает слой и отваливает в сторону), повреждает сорняки, поднимает семена прошлых лет. Использовался в степи и лесостепи – территориях с более плодородными почвами. 
Борона-суковатка – вспомогательное орудие в подсечно-огневой системе земледелия, состоящее из бревен с сучками. Цель использования: защита от высыхания грунта, борьба с сорняками, выравнивание поверхности участка. 
Мотыга (сапа, тяпка, мотыка) – простое ручное орудие, состоящее из деревянной рукоятки и рабочей части из металла, камня или дерева. 

Славяне знали животноводство, но оно играло вспомогательную, подсобную роль. Занимались разведением коз, свиней, лошадей, овец, крупного рогатого скота. 

Ремесла славян

  1. В связи с необходимостью изготавливать орудия труда для обработки почвы, активно развивалось кузнечное дело – оно находилось на втором месте после земледелия в списке важнейших занятий древних славян. К VII-IX веку известны первые металлургические поселения. Кузнец был почитаемой персоной, а его деятельность считалась практически колдовской. 
  2. Второй популярный вид ремесла – гончарное дело. Производство изделий из глины позволяло обеспечить бытовые нужды жителей поселения. На высокий уровень техники гончары вышли только к периоду Древней Руси, до этого качество продукции не было совершенным – стенки посуды были довольно толстыми, просматривались примеси в глине. 
  3. Деревообработка – распространенный вид деятельности ремесленников в лесной зоне. Из дерева строили, изготавливали посуду, орудия труда, украшения. 
  4. Ювелирное дело достигло высокого уровня техники тоже к периоду Древней Руси, ранние славяне не производили сложные изделия, техника была примитивной. 
  5. Ткачество: древние славяне лесной зоны выращивали коноплю и лен, чтобы получать ткани для пошива одежды. 

Кузнецы и гончары стали первыми ремесленниками, которые не обрабатывали землю! Продукты питания они получали путем обмена. 

Другие занятия (промыслы) 

  • Охота: лесная территория богата зверями: славяне охотились на кабанов, птицу, пушного зверя, лосей, что удовлетворяло потребность в мясе.
  • Рыболовство: славяне занимали территории с развитой речной сеткой – селились тоже на берегах рек. Рыба – важный продукт для древних славян. 
  • Бортничество: производство меда обеспечивало не только собственные потребности населения, медом активно торговали. Во времена Руси пчеловодство защищалось на государственном уровне, что подтверждает «Русская правда». 

Торговали медом, воском, мехом, изделиями из железа. 

Происхождение

Вопрос происхождения восточных славян интересен. Это наши с вами история и наши с вами предки, первые упоминания о которых датируются началом нашей эры. Если говорить об археологических раскопках, то ученые находят артефакты, указывающие, что народность начала формироваться еще до нашей эры.

Все славянские языки относятся к единой индоевропейской группе. Ее представители выделились как народность примерно в 8-ом тысячелетии до нашей эры. Обитали предки восточных славян (и многих других народов) у берегов Каспийского моря. Примерно во 2-ом тысячелетии до нашей эры индоевропейская группа распалась на 3-и народности:

  • Прогерманцы (германцы, кельты, романы). Заполнили Западную и Южную Европу.
  • Балтославяне. Селились между Вислой и Днепром.
  • Иранские и индийские народы. Расселились по территории Азии.

Примерно в 5-ом веке до нашей эры Балотославяне разделяются на Балтов и Славян, уже в 5- веке нашей эры славяне, если кратко, делятся на восточных (восточная Европа), западных (центральная Европа) и южных (Балканский полуостров).

На сегодняшний день к восточным славянам относятся: русские, белорусы и украинцы.

Ремесла

Кроме обработки земли славяне владели некоторыми ремеслами. Большой популярностью пользовалось кузнечное дело. Кузнецы ковали орудия для обработки земли и домашнего обихода, изготавливали оружие и ювелирные украшения.

Для изготовления одежды нужны были ткацкие станки. Это ремесло считалось самым сложным делом. Так как кроме обычных тканей, славяне любили делать материю с различными узорами. При появлении гончарного круга, люди начали изготавливать глиняную посуду и другие предметы быта.

Среди славян было сильно развито бортничество. Мед был важным продуктом, он служил в качестве сахара для консервации ягод. Из меда варили хмельные напитки, которые употребляли только по праздникам. Другие продукты пчеловодства использовались в лечебных и хозяйственных целях.

Распределение обязанностей и жилище

Территория, на которой жили славяне, по большей части, была покрыта дремучими лесами или болотами, по ней протекали крупные и маленькие реки. В лесах водились кабаны, медведи, косули. Неудивительно, что основными источниками пропитания для людей были дикие животные и рыба. Мужская часть племени обычно занималась охотой, рыбной ловлей или добычей меда диких пчел. В круг женских обязанностей входило приготовление пищи, прядение и ткачество, пошив одежды, разведение огорода. Кроме того, женщины собирали целебные травы, из которых готовили различные лекарственные средства. Все накопленные знания и опыт в славянском племени передавались от отца к сыну или от матери к дочери, таким образом поддерживалась устойчивая связь между поколениями.

Занимались древние люди и земледелием. Для этого им приходилось сначала вырубать лес. В качестве удобрения использовалась зола, полученная при сжигании поваленных деревьев. Обычно нового разработанного участка земли хватало на 2-3 урожая. Затем переходили на другой участок.

В качестве места для славянского поселения чаще всего выбиралась небольшая возвышенность, расположенная возле реки. С пригорков хорошо просматривалась окружающая местность, и можно было заранее заметить приближение врагов. Свои жилища славяне строили таким образом, чтобы они оставались наполовину скрытыми под землей. Домашний скот держали в сооруженных рядом хлевах или загонах.

Центральное место в доме занимала печь из камней и глины, которая топилась по-черному, то есть у нее не было трубы. Для вентиляции использовались небольшие окошки или входная дверь. По этой причине в холодное время года славянам приходилось держать окна открытыми, а чтобы хоть как-то сохранить тепло в доме, их закрывали ветками, соломой или досками. Обязательными атрибутами в жилище были деревянные столы и лавки. Древние люди пользовались глиняной посудой, а одежду шили из шерсти и льна.

Системы земледелия

У каждого края была своя забота. Например, в то время, как на юго-западе Восточной Европы развивали плужное и пашенное земледелие, на остальной части активно использовалась подсечная система земледелия. При подсечной системе сначала подрубали лес, а потом сжигали полученные дрова, чтобы образовалась зала, которая удобряла землю. Таким образом почву подготавливали к посевам 2 или 3 года. После ее использовали до тех пор, пока урожай не перестанет быть богатым, и если его количество значительно уменьшалось, то участок забрасывали и начинали рубить и сжигать другой. Основным орудием для подсечного земледелья служили различные виды деревянного рала, примитивные деревянные сохи-суковатки, а также узколезвийный серп.

Развитие ремесла и его влияние на сельское хозяйство

Со временем, когда у земледельцев появляются новые орудия для работы, в которых присутствуют элементы из железа (рало с полозом и усовершенствованным наральником, соха с асимметричным железным сошником и присошником, плуги с железным лемехом, широколезвийные топоры и т.д.), возникают новые более совершенные системы земледелия: залежная или же переложная, а также двупольная и трехпольная системы севооборота.

Какие растения выращивали древние славяне? В Древней Руси сеяли несколько сортов пшеницы и ячменя: просо, рожь, овес, гречиха, полб, чечевица, горох, конопля, лен. Из огородных культур были популярны репа, свекла, редька, лук, мак, чеснок и капуста.

В целом, земледелие было необходимо лишь для того, чтобы удовлетворить собственные потребности, и редко оно ставало поводом для торговли.

Богиня земли – Мать-Сыра-Земля

Древние славяне очень почитали богиню земли и урожая Мать-Сыра-Земля. Она считалась самым чистым и добрым божеством, так как, не смотря на все свои страдания, все же дарит людям хороший урожай.
Чтобы попросить милость богини, славяне проводили специальный ритуал: они выводили под руки старца, вымытого в бане и одетого в новую белую чистую рубаху. Старец же этот босой ходит по вспаханной земле и разбрасывает зерна, прося у Матери-Сыра-Земли богатого урожая в этом году. За старцем обычно шли остальные засевальщики, причем без шапок, как знак глубокого уважения. Во время первого посева засевальщики просили студеной росы для богини, чтобы она приняла зерно, вырастила его и вернула уже «большим просом».

В последний месяц весны славяне праздновали день земли. Несколько дней в этом месяце никто не смел трогать землю и причинять ей вред. Категорически было запрещено копаться в земле, пахать и рыть ямы, дабы не обидеть благородную богиню. Взрослые даже следили за играми детей, чтобы случайно не начали тыкать палки в землю или делать ямки.

Религия

Рассматривая происхождение, расселение, занятия и быт древних славян, нельзя упустить такой важный аспект как религия. Как и большинство народов того времени, древние славяне были язычниками. Письменные религиозные тексты от первоисточника отсутствуют, точной информации о верованиях этих племен нет. Источниками по данному вопросу выступают, разве что тексты арабских и греческих путешественников, археологические памятники и этнографические сведения.

Довольно широко у славян были распространены тотемические верования. Характерными тотемными были звери: лось, медведь и кабан. Постепенно восхваление животных-предков преобразовалось в почитание священного животного определенного божества. Так, у Перуна священным был кабан, а у Велеса – медведь. Общеславянского пантеона божеств, который можно было бы считать единым, так и не было создано. Последняя попытка создать нечто подобное была предпринята в 980 году князем Владимиром. В созданный им киевский пантеон вошло шесть божеств. Их подбор служил политическим целям, чем отображал истинные верования киевлян.

Во главе пантеона стоял бог Перун, который считался покровителем князей и воинской дружины. На втором плане стояли божества: Стрибог, Хорс, Симаргл, Даждьбог и Макошь (единственное женское божество этого пантеона). Тем временем, Велес – один из наиболее уважаемых народом богов, покровитель богатства, торговли и скота, в княжеский пантеон включен не был. Это было довольно странным решением, учитывая основные занятия древних славян, кратко изложенные выше.

Все же Велесу отдали должное — его идол был установлен у подножия Старокиевской горы на Подоле. Данная религиозная реформа не увенчалась успехом, поэтому было принято решение заменить существующую веру на византийскую. В 988 году Русь приняла христианство. Славянское язычество кануло в лету, однако его отголоски и по сей день можно встретить в народной культуре в виде верований, сказок, гаданий, песен и обрядов.

Другие занятия восточных славян

С земледелием было тесно связано скотоводческое занятие. Славяне разводили мелкий рогатый скот и свиней. В качестве рабочего скота в лесной полосе использовали лошадей, на юге — волов. Помимо этого славяне занимались рыболовством, охотой, бортничеством (сбор меда диких пчел), имевшие большой удельный вес в северных ареалах. Выращивались также технические культуры (конопля, лен).

Рисунок 2.

Рыболовство и охота были повсеместно распространены. Другим весомым показателем подъема производительных сил у восточных славян было становление ремесла. В некоторых славянских поселениях обнаружены $10$-ки домниц, где выплавлялось железо . Раскопки демонстрируют, что в славянских жилищах изготавливали посуду, промышляли прядением, выделывали кожи и меха. Бесспорно, часть сделанного продукта шла на обмен.

Бортничество

Бортевое пчеловодство, или бортничество, — самая древняя форма пчеловодства, которая существовала задолго до распространения пасечного пчеловодства на Руси. Мёд добывался из деревьев, в дуплах которых обитали пчёлы. При этом само дупло («борть») могло образоваться в дупле как естественным путём, так и искусственным, то есть с помощью человека.

Расселение славян по территории Восточной Европы

На территорию Восточной Европы славяне проникли не сразу. Произошло это в VI-VII в. н.э. Изначально расселение славян в 6 веке затронуло лишь земли у Днепра, где сейчас располагается территория Украины. Постепенно территория расселения древних славян расширилась и они заселили низовья Волги, долины Днестра и Южного Буга (Молдавия) и здесь остались. Из Померании на северо-восток переселилась еще одна группа славянских племен. Здесь она столкнулась с варягами и осела, образовав новый град – Великий Новгород.

Из исторических источников известно, что великое расселение славян завершилось примерно к VIII-IX веку. К этому времени каждое племя занимало отдельную территорию, за обладание которой велись постоянные войны. Если бы в те времена существовала политическая или географическая карта, то расселение славян карта показала бы следующим образом:

  • вятичи – земли у Оки;
  • кривичи – Днепр, Западная Двина;
  • ильменские словене – Ильменское озеро;
  • радимичи – река Сож;
  • древляне – пространство между рекой Днепр и Припятью;
  • дреговичи – земли между Припятью и Березиной;
  • поляне – запад Днепра;
  • волыняне – Западный Буг;
  • бужане– река Южный Буг;
  • белые хорваты – Днестр и Висла;
  • дулебы – на востоке от белых хорватов;
  • северяне – территория Черниговской, Брянской, Курской и Белгородской областей;
  • уличи и тиверцы – земли вокруг Днестра и Восточно-Европейской равнины.

Племена славян и места их расселения изучены достаточно хорошо. Археологические раскопки показывают, что крупнейшими племенами того времени были ильменские словене и поляне. Ильменские словене вели активную торговлю с соседями, были хорошо известны народам, проживающим на берегах Балтийского моря. Именно они оказывали наиболее сильное сопротивление нападениям варягов (норманнов). Карта расселения восточных славян, принадлежавших к племени полян, показывает, что они не гнушались присоединять к своим землям все свободные территории, со временем значительно расширив свои владения. Место расселения восточные славяне, принадлежащие к племени полян, выбрали наиболее удачное. По территориям, занимаемым полянами проходил знаменитый торговый путь «Из варяг в греки».

Проживающие в бассейне реки Ока вятичи также занимались торговлей. О радимичах и дреговичах историкам известно из сохранившихся летописей их более развитых соседей. Проживающие на границе с владениями диких народов Литвы дреговичи много от них переняли, в том числе и некоторые особенности разговорной речи.

Уличи и тиверцы смешались с волынянами, до этого успев перенять привычки печенегов и половцев, чьи набеги причиняли им немало неудобств. Однородной массой восточные славяне в древности и при расселении не были. Расселение восточных славян кратко можно проследить по течению самых крупных рек в регионе. Если местность вокруг водоема подходила для занятия земледелием, то эту территорию обязательно занимало какое-то из племен.

Хозяйство

Основным занятием у древних славян считалось земледелие. Выращенные злаки помогали им пережить долгую зиму, ведь зерно, если его правильно хранить, может лежать очень и очень долго. Картошки, помидоров, кабачков и большинства других овощей наши предки не знали. В основном они выращивали рожь, пшеницу, репу, горох.

Новый участок под пахоту готовили еще с зимы. Сначала необходимо было вырубить все деревья и кустарник, расчистить место. Древесину сжигали, а получившейся золой посыпали землю ранней весной, когда уже почва немного просохла. Дальше  землю рыхлили деревянной сохой и засеивали злаками или овощами. Через год-два участок земли истощался, неподалеку готовилась другая территория для посевов.

Славяне также занимались и скотоводством. Они разводили свиней, кур, коров и овец. Нередко охотились в полях и лесах, принося домой дичь. Добыть ее было непросто, ведь огнестрельного оружия не было. В основном ставились силки, сооружались замысловатые ловушки. Если повезет, то удавалось поймать рыбу. В каждом роду были бортники — люди, добывающие мед из ульев диких пчел.

Дулебы

Этот племенной союз древних славян, расселение и занятия которых мы рассматриваем, начиная с VI века, обитал в бассейне Буга и притоков Припяти. Исследователи признали дулебов одними из наидревнейших восточнославянских этнических групп. Как и у многих других древних славян, занятия дулебов были связаны в основном с земледелием. Именно из дулебов позже образовались племенные союзы — волыняне и древляне. В седьмом веке дулебы подверглись нападению аваров. В 907 году они участвовали в походе на Константинополь под предводительством князя Олега. В X веке объединение распалось, а его земли вошли в состав Киевской Руси.

Протославяне, древнейшие предки славян.

В древних славянских писаниях говорится о великом переселении народа с затопленного материка на Евразию. Ломоносов в своих трудах ставил вопрос о том, что в северных районах находилось много костей животных, которые должны были проживать в тёплом климате. Современные учёные в своих исследованиях пришли к выводу, что в северных широтах, ещё 15 тысяч лет назад климат был похож на тропический. Древнегреческие учёные называли Аполлона – «Гиперборейским», тем самым подчёркивая связь древней цивилизацией. Академик А.Ф. Трешников, изучая Северный Ледовитый океан, пришёл к однозначному выводу о том, что подводные горные хребты и Менделеева и Ломоносова, около двадцати тысяч лет назад находились выше уровня моря.

В разное время, и в разных местах были обнаружены древние географические карты с изображением древней затонувшей цивилизации. О существование в древности, на месте Северного Ледовитого океана материка Гипербореи, говорит изображение четырёх больших островов на этом месте, и огромной горы посередине. У древних греков эта гора называлась «Олимп». В индийских писаниях – гора Меру. Подлинность этих  карт доказывает – уже обозначенный  на ней Берингов пролив, который был открыт позднее, лишь в 1648 году. Современные учёные подтверждают, что в сегодняшние дни, на дне Северного Ледовитого океана, есть гора, которая почти своей вершиной достигает поверхности океана. Кроме этого, были взяты пробы грунта со дна океана. В грунте были обнаружены гладкие камни. Такие встречаются только на морских побережьях, где они в течение многих лет подвергаются обработке прибрежных волн.

Эта исчезнувшая древняя земля, также упоминается в былинах северных народов. О путешествии в Подсолнечное царство (Гиперборею) повествует древнее сказание из сборника фольклориста П.Н. Рыбникова:

«Прилетел он в царство под солнышком,

Слезает с орла самолетного (!)

И начал по царству похаживать,

По Подсолнечному прогуливать».

Причем интересно, что у этого «орла самолетного» есть винт и неподвижные крылья: «летит птица и не машет крыльём». Всё это говорит о высокоразвитой цивилизации.

Мы знаем много былинных преданий, которые рассказывают о “коврах самолётах”, о “летающих змеях” и т. д. А между тем, существует множество наскальных рисунков, которые подтверждают присутствие в древние времена и летательных аппаратов, и странных животных. Мы называем это “Мифами”. А тем не менее, миф по-гречески  означает устное предание, передаваемое из уст в уста, из поколения в поколение. Даже в современной этимологии этот термин означает баснословное повествование, но выражающее некоторую значительную истину; рассказ о какой либо замечательной личности, чья биография, благодаря почитанию последующих поколений, развилась и расцветилась богатой народной фантазией, но который не является полным вымыслом. (Блаватская «Тайная доктрина»).

В Славянских Ведах, также упоминается о воздушных кораблях, которые были у северного народа.  В разделе “Современные научные открытия”  представлены исследования, которые доказывают наличие летательных аппаратов у древних цивилизаций.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector