Char b1 ter

Конструкция[править]

Корпус и бронированиеправить

Корпус классической компоновки проектировался из листов катаной гомогенной брони, соединённых между собой электросваркой. Для некоторых элементов могло использоваться болтовое соединение. Корпус G1 B был герметичным и обеспечивал прохождение бродов глубиной до 1,45 м. Спереди находилось отделение управления. В нем слева от оси корпуса находилось место механика-водителя, справа от него находилось место радиста. Посередине в башне кругового вращения размещалось боевое отделение с двумя членами экипажа: командиром, он же стрелок-наводчик, и наблюдателем-заряжающим. Командир находился справа от орудия и мел свою башенку независимого кругового вращения, оснащенную эпископами, широкоугольным перископом и пулеметом. Заряжающий находился слева от орудия. В задней части находилось моторное отделение.

Так как изображение башни ARL 3 отсутствуют, реконструкция G1 B изображается с башней FCM F1. В ней могли размещаться 3 члена экипажа (командир, наводчик и заряжающий). Наводчик размещался справа от орудия перед командиром. Заряжающий обслуживал курсовой пулемёт, установленный в отдельной от орудия вращающейся установке.

Бронирование G1 B
Тип брони стальная катаная гомогенная
Лоб корпуса 60 мм
Борт корпуса 40 — 60 мм
Корма корпуса 60 мм
Крыша корпуса 15 — 20 мм
Днище 15 — 20 мм
Лоб башни 80 мм
Борт башни 70 мм
Корма башни 60 мм
Крыша башни 20 — 40 мм
Маска орудия 80 мм

Вооружениеправить

Вооружение танка состояло из 75-мм пушки SA32 в башне кругового вращения, и 1-2 7,5-мм пулемётов Reibel (в зависимости от башни). Один пулемёт устанавливался в командирской башенке, другой в лобовой части башни слева в отдельной подвижной установке. Боезапас состоял из 70 выстрелов калибра 75-мм.

Французский пулемёт Mitrailleuse mle 31 или «Reibel» (также известен как MAC 31) калибра 7,5-мм был разработан в 1931 г. правительственным арсеналом в Шательро (фр. Manufacture d’armes de Châtellerault, часто сокращаемое как «MAC») на базе ручного пулемёта MAC M1924/29 для установки в танки и крепостные установки линии Мажино. Назван в честь полковника Рейбеля, управлявшего в то время правительственным арсеналом. Масса пулемёта 11,8 кг. Скорострельность 750 выстр./мин. Начальная скорость пули 830 м/с. Боепитание происходило дисковым магазином на 150 патронов. В качестве боеприпаса использовался 7,5×54 мм винтовочный патрон MAS (7.5 French), разработанный в 1929 г..

Двигатель и трансмиссияправить

На танке планировалось установить V-образный, 12-цилиндровый дизельный двигатель Potez воздушного охлаждения, развивавшего мощность 320 л.с. Интересной особенностью была его поперечная установка в моторном отделении и топливный бак на 520 литров. «Potez» — французская авиастроительная компания, основанная Анри Потэ в 1919 г. под именем «Aéroplanes Henry Potez». Трансмиссия электрическая или гидромеханическая переднего расположения.

Ходовая частьправить

В одном из окончательных вариантов танк имел 14-катковую ходовую часть с широким использованием шарикоподшипников и резинометаллической гусеницей шириной 350 мм. В последнем варианте ходовая часть состояла из 5 сдвоенных опорных катков, на которые происходило непосредственное давление веса машины, 2 сдвоенных катка (спереди и сзади) немного поднятых над землей для повышения проходимости танка, 4 поддерживающих ролика, переднего ведущего и заднего направляющего колёс. В подвеске использовались вертикальные винтовые пружины. Гусеницы полностью охватывали корпус по высоте, что теоретически должно было повышать проходимость. Ширина гусеничных траков — 350 мм

First prototypes

The SRA prototype

The SRA prototype was the heaviest vehicle with 19.5 metric tonnes. Its length was 595 centimeters, its height 226 cm and its width 249 cm. It had a 75 mm howitzer in the right side of the hull and a cast, 30 mm thick, turret with two machine-guns. It was steered by an epicyclical transmission combined with hydraulically reinforced brake disks—during tests this failed to provide the desired precision. Seen from the front it already was very similar to the final model, but its side view was more like that of the British Medium Mark D, including the snake track-system, with the drive wheel higher than the idler in front. The suspension used leaf springs. A Renault six-cylinder 180 hp engine (a bisected 12V aircraft engine) allowed for a maximum speed of 17.5 km/h; a four hundred litre fuel tank for a range of 140 kilometers.

The SRB prototype

The SRB prototypeThe FAHM prototype
The FAHM prototype

The FCM 21 prototype was the lightest prototype was at 15.64 tonnes. It resembled a scaled-down Char 2C, the giant tank produced by the same company. It was very elongated with a length of 6.5 meters and width of 205 centimeters. A rather large riveted turret with a stroboscopic cupola, adopted from the Char 2C, brought its height to 252 centimeters. Like the super-heavy tank it had no real spring system for the twelve small wheels per side. Separate clutches for each snake track allowed to horizontally point the 75 mm howitzer in the middle of the hull. It used the same Panhard engine as the FAHM type and its speed was the lowest of all at 17.4 km/h. However, five hundred liter reservoirs allowed for the best range at 175 kilometers.

The FCM prototype: The surviving one

Not all B1 Ter tanks ended up in the Gironde’s estuary though, for one was never loaded on the transport ship to be expedited to French North Africa.

The third pre-production prototype was indeed to be manufactured by FCM, in its facilities of La-Seyne-Sur-Mer, on France’s Southern Mediterannean coast – way further south than German Panzers ever reached in 1940.

The FCM prototype was also different from the two others in one major element: the turret. FCM had indeed been designing a welded turret for a while by 1940, and had been given the right to outfit its B1 Ter with a turret design of its own. This turret would have been similar to the ARL 2 in terms of overall structure but remained different. Notably, while the ARL turret would still use cast turret masks, the FCM turret would likely have been entirely welded. While no view of the FCM B1 Ter nor its turret appear to have survived, FCM experimentally mounted a welded turret on a B1 Bis, n°234 “Marseille”, in 1938, and the turret found on the B1 Ter would likely have had a similar design.

The only known photo of B1 Bis n°234 “Marseille” with its welded turret, likely taken in Nancy. A similar turret would likely have been featured on FCM’s B1 Ter pre-production vehicle. Source: char-français

By June of 1940, the FCM B1 Ter appears to have been in the early stages of assembly. At the time of the armistice, FCM’s facilities ended up in the unoccupied part of France, entirely under the rule of the Vichy regime. However, with studies on further armored vehicles restricted, there was seemingly no further work performed on the B1 Ter. Lavirotte is known to have continued operations during the occupation, working on some covert projects such as the SARL 42. It has been theorized he and his team may have used the B1 Ter as a reserve of spare parts or for some experimentation, but there has never been any evidence of this.

When German and Italian forces entirely occupied Southern France in November of 1942, FCM’s facilities ended up in Italian hands. An Italian report from June of 1943 mentions, alongside a small number of B1 Bis in various stages of completion, the presence of a “36-tons prototype tank” in FCM’s facilities. This was likely the FCM B1 Ter pre-production vehicle. This report is also the last evidence of it being in existence. The report requested the vehicle to be moved to Genoa, Italy, to the Ansaldo Fossati factory, in order to be studied there. This does not appear to have been performed before Italy signed an armistice and was then occupied by Germany in September of 1943.

New 75 mm mount

One of the more complex features found on the B1 Ter prototype was the new gun mount. As said previously, Lavirotte and ARL’s engineers had been studying a way to make the B1 Bis less reliant on its Naeder steering system for a while, and the most obvious solution was to give some form of lateral traverse to the hull gun. This was performed by adding two lateral trunnions, allowing for the lateral traverse of the gun, in addition to the already existing vertical ones. The resulting traverse would be of 10° in theory, but only 9° in practice. These were 5° to the right, but only 4° to the left, as the dimensions of the hull’s crew compartment did not allow the gun to traverse the last degree.

The new 75mm gun mount as well as the associated armor plate. While the introduction of lateral traverse was a welcome change, this temporary newly-designed mount would considerably hinder the driver’s vision to the right. Source: Tank Archives.

The front plate that mounted this gun was vastly modified, and was much less integrated into the overall shape of the hull than on the B1 Bis. This resulted in it being a lot higher. As such, it reduced the driver’s field of view to the right on the B1 Ter prototype – a major issue which was quickly identified and planned to be fixed on further studies of the B1 Ter. The front plates around the gun had the same thickness as the rest of the hull front, at 60 mm.

Примечания

  1. М. Коломиец, И. Мощанский. Бронетанковая техника Франции и Италии 1939—1945. — Москва: Моделист-Конструктор, 1998. — С. 8. — 32 с. — (Бронеколлекция № 4 (19) / 1998).
  2. P. Danjou. Les Chars B. B1 — B1bis — B1ter. — Saint Macaire: Editions du Barbotin, 2005. — С. 5. — 63 с. — (Trackstory № 3). — ISBN 2-95209-884-4.
  3. P. Danjou. Les Chars B. B1 — B1bis — B1ter. — Saint Macaire: Editions du Barbotin, 2005. — С. 6. — 63 с. — (Trackstory № 3). — ISBN 2-95209-884-4.
  4. P. Danjou. Les Chars B. B1 — B1bis — B1ter. — Saint Macaire: Editions du Barbotin, 2005. — С. 7. — 63 с. — (Trackstory № 3). — ISBN 2-95209-884-4.
  5. P. Danjou. Les Chars B. B1 — B1bis — B1ter. — Saint Macaire: Editions du Barbotin, 2005. — С. 8. — 63 с. — (Trackstory № 3). — ISBN 2-95209-884-4.
  6. P. Danjou. Les Chars B. B1 — B1bis — B1ter. — Saint Macaire: Editions du Barbotin, 2005. — С. 9. — 63 с. — (Trackstory № 3). — ISBN 2-95209-884-4.
  7. P. Danjou. Les Chars B. B1 — B1bis — B1ter. — Saint Macaire: Editions du Barbotin, 2005. — С. 1. — 63 с. — (Trackstory № 3). — ISBN 2-95209-884-4.
  8. Юрий Пашолок. .

Конструкция[править]

Корпус и бронированиеправить

Корпус танка собирался из катаных броневых листов при помощи клёпки. Толщина брони в лобовой части корпуса и бортов составляла 30 мм, нижняя часть борта – 16 мм (по другим данным – тоже 25), крыши и днища – 10 мм. Бортовые экраны имели толщину 10 мм. В наследство от FT-17 и первых танков серии NC на D1 остался скошенный верхний бронелист машинного отделения, что отчасти компенсировало недостаточность бронирования. На корме устанавливался фирменный «хвост» для преодоления широких рвов.

Экипаж состоял из 3-х человек. С левой стороны, в немного выдвинутой вперед рубке с трехстворчатым люком, находилось место механика-водителя. Кроме управления танка он также мог вести стрельбу из неподвижно закрепленного курсового пулемета, почти полностью скрытого бронёй. С правой стороны находилось место радиста, который обслуживал радиостанцию. Из-за конструкции двухбалочной антенны, башня не имела возможности кругового вращения и её радиус поворота составил около 345°.

Модификация mle. 33 получила новые башни Schneider Tourelle 2 (ST2) производства фирмы «Schneider». Это была немного увеличенная в объёме башня ST1, на которую вернули командирскую башенку и немного изменили установку вооружения. По мнению её создателей, её трехъярусная компоновка являлась наиболее оптимальной. На самом верхнем ярусе (на крыше) находилась куполообразная башенка, из которой командир мог вести наблюдение только полностью вытянувшись в положении стоя. Второй ярус занимала наблюдательная рубка, а в самом нижнем ярусе устанавливалось 47-мм пушка SA34 со спаренным 7,5-мм пулеметом. Сложная форма башни отчасти объяснялась наличием длинного диаскопа (прибора прицеливания). Масса башни в полностью снаряженном состоянии составила 1788 кг.

Бронирование Char D1 mle. 33
Тип брони стальная катаная
Лоб корпуса 30 мм
Борт корпуса 30 мм
Корма корпуса 30 мм
Днище 10 мм
Лоб башни 40 мм
Борт башни 40 мм
Корма башни 40 мм

Вооружениеправить

В башне кругового вращения устанавливалась короткоствольная 47-мм пушка SA34 с длинной ствола 30 калибров, которая была значительно более эффективной, чем даже длинноствольная 37-мм пушка SA38. Пушка могла пробивать 30-мм броню немецких танков.

В качестве дополнительного вооружения в среднем лобовом листе корпуса устанавливался французский пулемёт Mitrailleuse mle 31 или «Reibel» (также известен как MAC 31) калибра 7,5 мм. Он был неподвижно закреплён и почти полностью скрывался бронёй. Ещё один пулемёт устанавливался в орудийной установке в башне. Пулемёт MAC Mle.1931 был более компактным и имел гораздо более удобные для перезарядки короба, чем старый Hotchkiss. Пулемёт разработанный в 1931 году правительственным арсеналом в Шательро (фр. Manufacture d’armes de Châtellerault, часто сокращаемое как MAC) на базе ручного пулемёта MAC M1924/29 для установки в танки и крепостные установки линии Мажино. Назван в честь полковника Рейбеля, управлявшего в то время правительственным арсеналом. Масса пулемёта 11,8 кг. Скорострельность 750 выстр./мин. Начальная скорость пули 830 м/с. Боепитание происходило дисковым магазином на 150 патронов. В качестве боеприпаса использовался 7,5×54 мм винтовочный патрон MAS (7.5 French), разработанный в 1929 году.

Двигатель и трансмиссияправить

В задней части корпуса устанавливался рядный, 4-цилиндровый, карбюраторный двигатель Renault, мощностью 74 л.с. Трансмиссия механического типа также располагалась в задней части, и имела 6-скоростную КПП типа Cleaveland.

Ходовая частьправить

Ходовая часть танка D1 на один борт состояла из 12 опорных катков сблокированных в три тележки с блокированной пружинной подвеской (по одной на каждую тележку), 2 независимых опорных катков с гидропневиматическими амортизаторами, 4 поддерживающих роликов, переднего направляющего и заднего ведущего колеса с гребневым зацеплением. Гусеница крупнозвенчатая из стальных траков.

Средства наблюдения и связиправить

В лобовой части корпуса справа находилось место радиста, который обслуживал радиостанцию ER52 (Emetteur-Recepteur – приёмник-передатчик модель 52) или ER53. Чтобы обеспечить больший диапазон действия на танках D1 была установлена огромная двухбалочная антенна, одна балка которой крепилась к крыше двигательного отсека, а вторая к корме. Из-за этого башня не имела возможности кругового вращения.

Как играть на Concept 1B

Посмотрим на итоговую конфигурацию с учетом приведенных выше рекомендаций:

Обзор достиг максимального значения, точность хорошая, а сведение быстрое. Машина комфортная в управлении и ведении огня.

Сочетание характеристик делает Concept 1B универсальной машиной, которая может взять на себя роль типичного тяжа при позиционной игре или же поддержать средние танки за счет хорошей подвижности.

Небольшой разовый урон намекает на то, что не стоит играть от альфы, у большинства техники 9-10 уровня она по больше. В то же время высокая скорострельность позволяет вливать большое количество урона, в этом плане по геймплею он напоминает британского Conqueror.

В топе списка Concept 1B может доминировать, но даже против «восьмерок» нужно играть осторожно и не подставлять лобовую броню корпуса. Поэтому в условиях города на узких улицах ему приходится сложно, так что старайтесь искать укрытия, насыпи или используйте уничтоженную технику в качестве прикрытия

В середине списка лучше играть со второй линии, как танк поддержки. Многое зависит от карты, ищите возможности использовать крепкую башню и УВН. Играя на этом танке, нужно лишь помнить о слабом бронировании корпуса и стараться по максимуму использовать его сильные стороны:

  • орудие комфортное во всех отношениях в умелых руках сможет настреливать много урона;
  • хорошая подвижность позволит вначале боя занимать ключевые позиции, сменить фланг или вернуться на защиту базы. Поэтому всегда следите за мини-картой.

Entwicklung[Bearbeiten | Quelltext bearbeiten]

Nach den taktischen Prinzipien des Ersten Weltkrieges wurde als Nachfolger des Renault FT die Entwicklung des Char B1 im Jahre 1926 in Auftrag gegeben. Erste Prototypen standen 1931 zur Verfügung. Drei Exemplare wurden 1932 in den jährlichen Manövern des französischen Heeres erprobt. Die Serienfertigung des Typs Char B1 bis mit einer längeren Kanone begann erst 1937 – bis zum Mai 1940 waren 361 Stück an die Truppe ausgeliefert, die in Panzerdivisionen (Divisions Cuirassées de Réserve) zusammengefasst wurden. Die Gesamtproduktion betrug ungefähr 405 Fahrzeuge. Die Panzer wurden nur zum Teil (182 Stück) bei Renault hergestellt und hießen daher eigentlich nicht Renault Char B1 – diese Bezeichnung ist aber inzwischen üblich.

Es handelte sich um ein kompaktes Fahrzeug mit umlaufender Kette und einem kleinen Turm, in dem sich eine 47-mm-Kanone sowie ein Koaxial-MG (Reibel, Kaliber 7,5 mm) befanden. In der Wannenfront waren ein weiteres MG und eine seitlich jeweils nur um ein Grad schwenkbare 75-mm-Haubitze mit kurzem Rohr eingebaut, die nur durch Drehung des ganzen Fahrzeugs grob gerichtet werden konnte.

Die Frontpanzerung war bis zu 60 Millimeter stark und konnte von keiner deutschen Panzerabwehrkanone durchschlagen werden. Einzig die oftmals zur Panzerabwehr eingesetzte 8,8-cm-FlaK konnte den B1 effektiv bekämpfen. Auch die Kanonen aller damaligen deutschen Kampfpanzer konnten die Front des B1 nicht durchschlagen. Nur durch die Verwendung der spärlich vorhandenen Panzergranate 40 – ein Hartkerngeschoss mit einem Wolframcarbidkern – konnte ein Panzer III den B1 auf 100 m von vorne bekämpfen. Für die 7,5-cm-Stummelkanone der früheren Modelle des Panzers IV wurde im Sommer 1940 eine Hohlladungsgranate eingeführt, die den B1 bei einem Treffer theoretisch bei jeder Entfernung ausschalten konnte.

Als Renault erkannte, dass die technologische Entwicklung auf Basis des Char B1 nicht fortgesetzt werden konnte, wurden Nachfolgemodelle wie der Char G1R entworfen, jedoch nicht gebaut.

Эксплуатация и боевое применение[править | править код]

Из 342 боеготовных машин — порядка 200 было выведено из строя в боях. Несмотря на лобовую 60 мм броню, мощную 75 мм и 47 мм пушку, B1 bis имел серьёзный недостаток — роли членов экипажа. Командир наводил, заряжал и стрелял из 47 мм орудия, механик-водитель стрелял из 75 мм орудия и пулемёта. В дополнение ко всему этому немецкая авиация господствовала в воздухе, что позволяло быстро обнаружить танк. Танк не отличался компактностью — его было трудно спрятать. Разгром Франции позволил немцам брать B1 трофеем. Однако в ряде случаев танк показал исключительные примеры выживания при плотном огне противника. Например Char B1 под командованием Пьера Бийота в бою 16 мая 1940 года за деревню Стони получил 140 попаданий, и при этом не был выведен из строя ни один жизненно важный модуль машины. После капитуляции Франции уцелевшие танки, около 160 единиц, поступили в распоряжение Вермахта. Однако, техническое состояние большинства оставляло желать лучшего. Машины требовали серьёзных ремонтов, восстановления. В процессе модернизации заменяли радиостанции, командирские башенки. В начале 1941 года часть танков переоборудовали в огнемётные, а ещё позже некоторые в учебные. Столкнувшись на Восточном фронте с советскими тяжёлыми танками немцы, фактически, не имевшие таковых в своём распоряжении, задумались о применении французских трофейных танков, пока тяжёлый танк «Тигр» ещё находился на стадии разработки. Известно, что 12 огнеметных B1 и 4 линейных использовались немцами в 1942 году в составе 223-й отдельной танковой роте в Крыму. Ещё 24 машины поступили в 100-ю танковую бригаду во Франции, по 10 — в 213-й танковый батальон на оккупированных Нормандских островах и 7-ю горную дивизию СС на Балканах. Так же 24 этих танка применялись ещё на начальном этапе войны с СССР летом 1941 года в составе 102-го огнеметного танкового батальона на Украине. При этом были потеряны как минимум два танка.

Модификации[править | править код]

Char B1: Первоначальный вариант танка. Производство началось в 1935 году. Основное вооружение — 75 мм орудие SA35. В небольшой башне устанавливалось 47 мм короткоствольное орудие SA34, которое было неэффективно против танков с броней более 20 мм. Из-за своей медлительности и недостаточного вооружения к началу Второй мировой войны устарел, тем не менее, всё ещё мог применяться как танк поддержки пехоты и для борьбы со старыми моделями немецких танков. Его главное достоинство — 40 мм бронирование, но к тому времени новые немецкие танки (Pz III Ausf. H и Pz. IV Ausf. A) могли пробивать такую броню. Выпущено 35 единиц.

Char B1 bis: Самый массовый вариант, производился с 1937 года. Новая башня APX 4 с 57 мм лобового бронирования и новым длинноствольным 47 мм орудием SA35. Бронирование корпуса увеличилось до 60 мм, установили более мощный двигатель (на 307 л. с.) и дополнительный запас топлива. Танк требовал хорошее техническое обслуживание и много танков вышло из строя по дороге на фронт. Мощное 60 мм бронирование не пробивал ни один немецкий танк. А длинноствольное 47 мм орудие пробивало все немецкие танки того времени. Выпущено 365 единиц.

Char B1 ter: прототип был построен в 1937 году. Однако производство было сосредоточено на B1-bis. Добавлялся новый член экипажа. Теперь танк имел больше места в боевом отделении и увеличенную до 70 мм броню корпуса. Также было добавлено горизонтальное (правда всего 10 гр.) наведение 75 мм орудия. Серийно не производился.

Курс на модернизацию

На момент принятия решения о закупках Char B1 ситуация с танками во французской армии выглядела неоднозначной. Из имевшихся в её составе 40 танковых батальонов 37 были вооружены устаревшими Renault FT. Теми самыми Renault FT, которые, по мнению «отца танков», создателя танковых войск Франции генерала Эстьена, нужно было заменить трёхместными средними танками с 75-мм короткоствольными пушками.

Размещение боеприпасов в Char B1 bis

Генерал Эстьен умер 2 апреля 1936 года, оставив своё детище – французское танкостроение – в щекотливом положении. В Германии, которая перестала притворяться, что не строит танки, семимильными шагами шли работы по целому ряду направлений. Конечно, имелась линия Мажино, но было очевидно, что выиграть новую войну, просто отсиживаясь за ней, не удастся. Требовалась коренная модернизация танкового парка французской пехоты. В ущерб средним танкам Char D2 пехотное командование решило восполнить пробел лёгкими Renault R 35 и форсировать производство Char В1.

75-мм пушка SA 35, которая устанавливалась в корпусе танка Char B1 bis

Вместе с тем к середине 30-х годов бронирование толщиной 40 мм перестало быть надёжной защитой от противотанковой артиллерии. Например, сами французы разработали 47-мм пушку SA 35, для которой броня толщиной 40 мм не представляла большой проблемы. Было бы глупо ожидать, что аналогичные орудия рано или поздно не появятся и у немцев.

По этой причине в 1936 году были начаты работы по модернизации Char B1. Во многом они пересекались с концепцией Char B2. которую выдвинули ещё в 1932 году, но из-за непонятной ситуации, связанной с Женевской конференцией по разоружению, так и не реализовали. От вооружения танка длинноствольной 75-мм пушкой было решено отказаться, а бронирование модернизированной машины по сравнению с Char В2 даже усилилось.

Башня APX 4. Помимо Char B1 bis, её ставили и на вторую серию Char D2

Поскольку серьёзные изменения в конструкции Char B1 могли самым негативным образом сказаться на и без того низких темпах производства, переделки танка были сведены к минимуму. Толщину лобового листа корпуса конструкторы увеличили до 60 мм, такую же защиту получили и борта, а броня кормы была усилена до 55 мм. Это сделало танк практически неуязвимым для огня имевшейся на тот момент противотанковой артиллерии.

Конструкторы фирмы Atelier de Puteaux (APX) подготовили модифицированную башню, получившую обозначение APX 4. По своей конструкции она в целом повторяла APX 1, но при этом толщина её стенок выросла до 55 мм. В башне «прописалась» более мощная 47-мм пушка SA 35. Также башня получила более удачные по конструкции смотровые приборы и переработанные бронировки пулемётной и орудийной масок.

Поскольку усиление бронирования танка увеличило его боевую массу до 31,5 тонны, пришлось модернизировать двигатель. Мощность была увеличена до 300 л.с., благодаря чему максимальная скорость осталась на уровне 28 км/ч. В связи с увеличением массы пришлось модернизировать и ходовую часть. Ширина трака выросла с 460 до 500 мм, чуть увеличился диаметр ленивца, а от поддерживающих катков конструкторы отказались и заменили их на конструкцию рельсового типа.


47-мм танковая пушка SA 35, главный аргумент французских средних танков на поле боя с конца 30-х годов

Модернизированный танк получил обозначение Char B1 bis. Внешне он мало отличался от Char B. Помимо другой башни, его можно опознать по иной крыше моторного отделения, изменённым по форме брызговикам и прочим мелким элементам. Благодаря этому перевод производства с Char В1 на Char В1 bis оказался практически безболезненным. Лишь у предприятий, занимавшихся изготовлением брони, заметно прибавилось работы.

The first prototype/mockup: Recycling the first B1 prototype

A prototype of the B1 Ter was “manufactured” in 1937 in order to test the variety of technical solutions considered for the improved model of the B1 Bis. However, due to a lack of budget, this would not be an entirely new vehicle. Instead, the hull of B1 n°101 – the first B1 prototype that had been manufactured by Renault all the way back in 1929 – was used. The difference between a now more than half-a-decade old prototype and the features of a contemporary B1 series tank were tremendous. As such, a huge quantity of new components were added to the tank. In general, what remained of the original prototype was little more than the body and a few of the basic elements of the n°101, such as the drive sprockets, with the vast majority of other components being newly built and added to the vehicle. Nonetheless, the use of an older hull still made deep structural changes a struggle, and this prototype would still be massively different from a production B1 Ter. As such, it would be best described as somewhere between a true prototype and a mockup proof-of-concept.

A view of the first B1 Ter prototype, likely in Rueil. As can be seen, the vehicle differed significantly from the previous B1 Bis. However, unlike what many may imagine, the production B1 Ter would have looked vastly different. Source: World of Tanks forums

Историческая справка

Основная статья: История T1 Cunningham

В конце 1920-х гг. американская армия, в строгом соответствии с принятой в те годы методикой использования боевых машин, выдала техническое задание на разработку легкого танка поддержки пехоты. Новая машина была призвана заменить устаревшие «6-тонники» и 3-тонные «форды», которые перестали отвечать поставленным задачам в плане скорости и бронезащиты.

Наиболее активно проявила себя фирма Cunningham, более известная своими гусеничными тракторами. Ознакомившись с опытом зарубежных коллег, в первую очередь британских, американские инженеры пришли к выводу, что классическая компоновка танка не является идеальной. После объединения собственных наработок с зарубежными был получен легкий танк Cunningham T1.

Модификация Т1Е2 была оснащена более мощным двигателем, модифицированной башней (без скошенных верхних бронелистов) и усиленным бронированием лобовой части. Позднее этот танк был переоснащен 37-мм длинноствольной пушкой.
Последний вариант этого модельного ряда Т1Е3 получил подвеску на пружинных рессорах и длинноствольную пушку. Тем не менее, из-за многочисленных недоработок, наладить серийное производство легких танков не удалось.

На сегодняшний день опытный образец танка Т1Е2 находится в экспозиции танкового музея в Абердине.

fejlődés

Az első világháború taktikai elvei szerint a Char B1 fejlesztését 1926-ban bízták meg, mint a Renault FT utódját . Az első prototípusok 1931-ben voltak elérhetőek. Három példányt teszteltek a francia hadsereg 1932-es éves manőverén . A Char B1 bis sorozatgyártása hosszabb ágyúval csak 1937-ben kezdődött — 1940 májusáig 361 egységet szállítottak a csapatokhoz, amelyeket páncélos részlegekbe csoportosítottak (Divíziók Cuirassées de Réserve). A teljes gyártás körülbelül 405 jármű volt. A tartályokat csak részben gyártotta a Renault (182 darab), ezért valójában nem hívták őket Renault Char B1-nek  — de ez a megnevezés ma már általános.

Kompakt jármű volt, forgó lánccal és egy kis toronnyal, amelyben 47 mm-es ágyú és koaxiális géppuska ( Reibel , 7,5 mm-es kaliberű ) volt elhelyezve. Tovább MG és a 75 mm-es tarack egy rövid hordó, ami csak elfordítható egy fokkal az oldalra, és hogy csak durván célja forgatásával az egész jármű telepített az előtt a hajótest .

Az elülső páncél legfeljebb 60 milliméter vastag volt, és egyetlen német páncéltörő ágyú sem tudta áthatolni rajta. Csak a 8,8 cm -es páncéltörő ágyú, amelyet gyakran használnak páncéltörő védekezésben , képes volt hatékonyan harcolni a B1 ellen. Még az akkori összes német harckocsi ágyúi sem tudtak behatolni a B1 elejébe.  Egy Panzer III csak a szűkös 40-es Panzer-gránát — kemény volfájú lövedék , volfrám-karbid maggal — használatával tudott elölről harcolni 100 m- en . A Panzer IV korábbi modelljeinek 7,5 cm-es ágyúihoz 1940 nyarán bevezettek egy formájú töltőgránátot , amely elméletileg bármilyen távolságra letilthatja a B1-et, ha eltalálják.

Amikor a Renault rájött, hogy a Char B1 alapú technológiai fejlődés nem folytatódhat, az utódmodelleket , például a Char G1R-t megtervezték, de nem építették.

Дальнейшее развитие

Танки улучшенной конструкции получили название В1 bis. Их вес увеличился до 32 т, усилено вооружение и толщина брони доведена до 60 мм. При этом сам танк собирался из литых деталей. Ещё одним новшеством было применение гидравлической системы с использованием касторового масла. В 1937 году был изготовлен опытный образец В1ter, получивший дополнительную броню, систему горизонтальной наводки 75 мм орудия. После серий испытаний танк пустили в производство в мае 1940 года. Было изготовлено три ходовых прототипа. Однако было поздно начинать крупносерийное производство ввиду капитуляции Франции.

B1 в массовой культуре

Данный раздел имеет чрезмерный объём или содержит маловажные подробности.

Если вы не согласны с этим, пожалуйста, покажите в тексте существенность излагаемого материала. В противном случае раздел может быть удалён. Подробности могут быть на странице обсуждения.

Пехотный танк B1bis являлся частью первой миссии кампании за Германию в компьютерной игре «Противостояние 3».

Танк (под именем Pz Kpfw b1) встречается также в игре «В тылу врага. Чёрные бушлаты» (кампания «Большие пушки Манштейна», миссия «В погоне за Бруно»).

  • B1bis встречается в стратегии R.U.S.E. в качестве французского танка и трофейного немецкого.
  • Также трофейный танк B1bis ранее можно было увидеть среди немецких танков в MMO-игре World of Tanks под названием PzKpfw B2 740(f); впоследствии стал доступен и исходный французский вариант В1, причём работоспособна лишь расположенная в башне 47-мм пушка.
  • Некоторая аллюзия на Char B1 присутствует в настольной игре по вселенной Warhammer 40,000, где танк «Леман Русс» сильно напоминает В1, только с гусеницами на манер британского Mark IV.
  • B1ter представлен как премиумный тяжёлый танк в игре War Thunder. Так же присутствует модификация B1bis в основной ветке исследования.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector