Гюйс воротник для чего

Почему на гюйсе три полоски?

Есть несколько версий происхождения трёх полосок на гюйсе. По одной из них, три полоски символизируют три крупные победы русского флота:

  • у Гангута в 1714 году;
  • у Чесмы в 1770-м;
  • у Синопа в 1853-м.

Надо отметить, что у матросов из других стран также существуют полоски на гюйсе, происхождение которых объясняется похожим образом. Вероятнее всего, этот повтор произошёл в результате заимствования формы и легенды. Кто первым изобрёл полоски, доподлинно не известно.

По другой легенде, у основателя русского флота Петра I

было три эскадры. У первой эскадры на воротниках было нанесено по одной белой полоске. У второй — по две, и у третьей, особо приближённой к Петру, — по три полоски. Таким образом, три полосы стали означать особую приближённость к Петру гвардии флота.

Существует две версии возникновения матросского воротника. По одной из них морякам полагалось носить парики, а кончики косичек смазывать дёгтем. Естественно, косички касотоались одежды и пачкали её. За неопрятный вид матросов наказывали, поэтому-то они и придумали некое подобие воротника из лоскута кожи, который надевали поверх матросской рубахи.

По другой версии матросский воротник трансформировался из обычного капюшона, который защищал матросов от морских брызг в ветряную погоду.

Отличительные особенности

фото: pixabay

Матросский воротник — разновидность отложного, плосколежащего воротника. Чаще всего бывает съёмным.

Классический форменный воротник шьют из хлопка тёмно синего цвета. Причём и внешнюю и подкладочную детали воротника выкраивают из одинаковой ткани.

С внешней стороны по краям воротника располагаются три белые полосы. Как правило, эти полосы наносят на ткань печатно-набивным способом.

фото: pixabay

На концах воротника выполнены петли, чтобы воротник можно было легко пристегнуть к униформе моряка.

Матросский воротник входит в состав парадно-выходной формы рядового состава ВМФ РФ.

На флотском жаргоне матросский воротник называют «гюйсом». На самом деле, гюйс — это флаг особой расцветки, который поднимают на носу военных кораблей во время стоянки.

В портовых городах есть примета, если прикоснуться к матросскому воротнику, то это принесёт удачу.

фото: pixabay

Матросский воротник и сегодня часто встречается в обычной одежде, как часть образа в морском стиле. В данном случае допустимы отступления и по цветовой гамме как основной, так и подкладочной ткани, и по количеству полос или полному их отсутствию, и по наличию декоративный отделки, которой украшен воротник (вышивка, аппликация, пришивные элементы). Например, как платье из майской Burda.

Традиционно, по субботам, мы публикуем для вас ответы на викторину в формате «Вопрос — ответ». Вопросы у нас самые разные как простые, так и достаточно сложные. Викторина очень интересная и достаточно популярная, мы же просто помогаем вам проверить свои знания и убедиться, что вы выбрали правильный вариант ответа, из четырех предложенных. И у нас очередной вопрос в викторине — Какая деталь матросского костюма появилась благодаря парикам с косичками?

  • воротник-гюйс
  • тельняшка
  • помпон на шапочке
  • ленты бескозырки

Правильный ответ А. ВОРОТНИК-ГЮЙС

Форменный воротник

(Гюйс): большой воротник синего цвета с тремя белыми полосами по краю. История его возникновения весьма любопытна. раньше морякам предписывалось ношение пудреных париков и намасленных косичек из конского волоса. Косички пачкали робу, а матросов за это наказывали, вот они и придумали подвешивать под косичку кожаный лоскут. Косичек на флоте уже давно не носят, а кожаный лоскут превратился в синий воротник, напоминающий нам о старых временах. Распространенная версия о том, что три белые полосы на воротнике знаменуют три победы русского флота (Гангут, Чесма, Синоп), явно ошибочна хотя бы потому, что Синопская победа была одержана в 1853 году (через три года после введения воротника). Вначале их носили только гребцы,чтоб определить принадлежность к дивизии. А история такова. У Петра I во флоте было три эскадры. У первой эскадры на воротниках было нанесено по одной белой полоске. У второй – по две, и у третьей, особо приближенной Петру – по три полоски. Таким образом три полосы стали означать особую приближенность к Петру гвардии флота и перешли в современность.

Мировая история гюйсов

Во времена Средневековья гюйсы говорили о порте приписки определенного корабля. Первым носовым флагом считается гюйс принца Оранского, о котором упоминалось в 1572 году при описании взятия гезами городка Ден-Брил, первого освобожденного от испанцев. Однако характеристики гюйса не сохранилось — есть предположение, что его вид копировал флаг Оранского дома — оранжевая, белая и синяя равные горизонтальные полосы.

Одним из самых известных гюйсов был бушпритный флаг унии Англии и Шотландии, украшавший суда в 1634-1707 годах. На символику шотландского флага Святого Андрея (белая перевернутая буква «Х» на синем фоне) была наложена символика английского флага Святого Георгия (красный крест на чисто белом фоне). Гюйс в чем-то стал прообразом будущего флага Великобритании. Развеваться он должен был только на военных кораблях, отчего гез и прозвали «Юнион Джек» («союзный гюйс»); торговые корабли имели право располагать только флагом Святого Андрея или Святого Георгия, в зависимости от принадлежности к стране-участнице унии.

Теперь плавно перейдем к истории гюйса ВМФ России, прежде всего ознакомившись с его происхождением.

Гюйс

Нужно отметить, что настоящие гюйсы изготавливаются из ткани, больше всего похожей на обычный сатин очень темного оттенка синего. Три тонкие белые полосы по периметру наносятся краской, как принт

Итак, приступаем к выкройкам своими руками костюма моряка для мальчика, вернее его важной детали

Материалы:

  • Ткань темно-синего цвета.
  • Белая краска или тонкая атласная лента белого цвета.

Нужно позаботиться о том, чтобы воротничок был по размеру впору нашему морячку. Для этого снимем мерки обхвата шеи ребенка L, расстояние от шеи до плеча P и желаемую длину задней части D.

После этого возьмем лист бумаги, лучше в клеточку и начинаем рисовать выкройку. Ставим точку Н в левом верхнем углу и от нее проводим горизонталь вправо и вертикаль вниз. На вертикальной линии откладываем расстояние D и ставим точку T. Отмеряем вниз еще 1,5 см и ставим Т1. Соединяем обе точки плавной линией. От Т1 вправо чертим горизонталь и на ней откладываем отрезок Т1К. Его длину рассчитываем по формуле Т1К= L/3+0,5 (см). От точки К1 далее вправо отмеряем мерку P и ставим точку К1. Из нее прочерчиваем две линии – вверх, до пересечения с прямой Н, где ставим точку Н1; и вниз, отложив отрезок длиною 30-33 см, в зависимости от роста мальчика. Здесь ставим точку М2 и от нее влево проводим горизонтальную линию, на которой откладываем отрезок 5 см, ставим точку М1. Теперь соединяем плавной линией точки М1 и T1.

Выкройка гюйса, сделанная своими руками к костюму моряка для мальчика, готова. Раскладываем ее на ткани, сложенной пополам вдоль. Место сгиба совмещаем с линией НТ1, обводим мелом и вырезаем, не забыв учесть припуски на швы 1,5 см. Внутреннюю полукруглую часть надсекаем слегка ножницами, чтобы не стягивало ткань впоследствии.

Подгибаем по периметру края и обметываем вручную, после чего отстрачиваем на машинке. Хорошенько проутюживаем швы.

Военно-морской флот России. История форменной одежды ВМФ

Созданием регулярных частей армии и военно-морского флота Россия обязана выдающейся исторической личности Петру Первому. В 1696 году осенью подписывается государственный указ: «Морским судам быть». Вскоре Российская империя по праву может называться первой среди представителей морских держав.

Рубежи России на всей протяженности береговой линии омываются тринадцатью морями. Круглосуточную службу, обеспечивая боевую готовность кораблей, несут военные подразделения ВМФ РФ. Так же как и Военно-морской флот имеет длинную историю своего становления и развития, так и форма матросов претерпевала многочисленные изменения в течение всего периода истории. Со времен царской России было создано огромное количество вариантов обмундирования для военных.

Первый флотский костюм состоял из серой или зеленой куртки, коротких панталон, чулок и широкополого головного убора. За образец униформы взяли обмундирование голландцев. В качестве повседневной форменной одежды моряки носили просторную блузу, брюки из парусины, камзол и треуголку. Именно так выглядели команды моряков во времена знаменитого похода адмирала Ушакова по Средиземному морю.

Для корабельных работ моряки облачались в парусиновый костюм серого цвета. Сверху надевался белоснежный блузон с воротником цвета лазури. Этот вариант ношения морской формы был утвержден для рядовых матросов в 1874 году. На протяжении следующего периода времени смены фасона и материала для изготовления одежды служащих ВМФ были минимальны, вплоть до современного варианта пошива морского платья 1951 года. Приказом военного министерства чинам старшего офицерского состава и рядовым матросам предписывалось носить рабочий костюм: тёмно-синюю тельняшку и рабочую блузу с отложным воротом. В качестве головного убора – пилотку и бескозырку.

Следует отметить, что до начала восьмидесятых годов прошлого столетия для пошива рабочей одежды служащим ВМФ использовалась ткань, которая легко поддавалась очистке – облегченная парусина. Основным цветом рабочей робы был белый для матросов, несущих службу на Черном море, повседневная одежда лазурного цвета для служащих других флотилий ВМФ. Позже морская форма становится темно-синей, а на материал для ее пошива идет преимущественно хлопчатобумажная ткань.

Сейчас на пошив флотского костюма используется старшинка, считающаяся среди матросов наиболее качественным материалом. Это темное полотно, абсолютно немаркое, за счет повышенной плотности ткани очень износостойкое и практичное. Бесспорным преимуществом материала является способность не линять и не мяться.

На протяжении всего периода истории ВМФ остается неизменным обязательный атрибут – белая тканевая нашивка на блузе, на которой нанесен личный номер военного. Носят блузу навыпуск, заправляя только на вахтовом дежурстве. На пряжке брючного ремня во времена СССР было изображение якоря со звездой, позже звезду убрали, а современная пряжка имеет эмблему ВМФ России. Отдельно стоит сказать о форменном морском воротнике. Широкий, насыщенного синего цвета, с тремя белыми полосками по краю, символизирующих три блестящих морских сражения – Гагунтское, Синопское и Чесменсое, в которых Россия вышла победителем.

Именно матроска с широким отложным воротом дала начало зарождению «морского» стиля в одежде. А морская символика присутствует на моделях из многих коллекций мировых кутюрье. Ношение фуражки-бескозырки было утверждено в 1911 году, ленточки с названиями экипажа флота и корабля появились позже. В настоящее время традиция носить на лентах бескозырки название своего судна возрождается среди служащих ВМФ.

Сколько раз бы ни менялось обмундирование защитников морских рубежей России на протяжении всего периода истории, главным событием для каждого моряка остается День рождения ВМФ России, 31 июля. Это великий праздник для всех тех, кто посвятил свою жизнь защите Родины, кто исполняет гражданский долг, терпя трудности и лишения, обеспечивает спокойствие мирных граждан. Это профессиональный праздник тех, кто дает уверенность, что морские границы России неприкосновенны и находятся под надежной защитой всех оперативно-стратегических объединений Военно-морского флота РФ – Черноморского, Северного, Балтийского, Каспийского и Тихоокеанского.

Вязаный воротник-стойка

Обычно вязанной стойкой украшают мужские свитера, водолазки и кофты. Лишние аксессуары и украшения раздражают мужчин, поэтому при оформлении одежды придерживаются строгости. Для вязания понадобятся нитки и спицы:

  • На спицы набирают 36 петель и вяжут резинкой (1 лиц. п, 1 изн. п.).
  • В каждом 4 ряду делают с обеих сторон по одной прибавке.
  • Петли закрывают тогда, когда ширина воротника достигнет нужного размера.

В конце работы изделие аккуратно пришивают к горловине. Для этого используют кеттельный шов. Правильно выкроить и пришить воротник сможет даже новичок. Главное — правильно подобрать модель.

История

С созданием в России Петром Великим регулярного флота для нижних чинов и матросов был введён костюм, состоявший из элементов голландской морской одежды — широкополой шляпы, коротких штанов зелёного цвета, чулок, кожаных туфель и грубошёрстной куртки серого или зелёного цвета.

Заменявшая мундир повседневная рабочая форма матросов во время средиземноморской кампании 1798—1800 годов включала в себя треуголку, камзол и свободного покроя рубаху и штаны из парусины. Рабочее платье, состоявшее из рубахи и брюк, изготовлявшееся из светло-серой парусины, употреблявшееся при всех работах на кораблях и носившееся поверх форменной белой рубахи с выпускаемым наружу синим воротником, было утверждено как форма одежды рядового состава 19 августа 1874 года. Синее рабочее платье носилось только на корабле при работе в машине и в трюмах.

Выдача водки матросам на крейсере «Россия» Русского Императорского Флота, около 1910. Матросы в белом рабочем платье

— Леонид Соболев «Капитальный ремонт»

На протяжении столетий изменения в пошиве и материалах рабочего платья были минимальны. Современный вид окончательно утвердился в 1951 году.

— Приказ военно-морского министра Союза ССР №170 от 12 сентября 1951 г.

До 1980 года рабочая форма одежды в ВМФ шилась в основном из добротного материала — из облегчённого варианта парусины (т. н. «чёртовой кожи»), хорошо отстирываемого даже от масляных пятен и всех видов краски. Для Черноморского флота рабочая форма шилась почти белого цвета (из парусины некрашеной), для остальных флотов — преимущественно голубого цвета. В начале 80-х годов изменяется цвет костюма на синий или тёмно-синий. Материал — хлопчатобумажная или смесовая ткань. После закрытия в начале 1990 годов предприятия в Иванове, производившего ткани специально для ВМФ, качество пошива робы значительно снизилось. В последнее время рабочую форму для флота шьют самые разнообразные пошивочные фирмы и ателье, причем из всевозможных и не всегда качественных материалов. При этом цвета этих роб лежат в широком диапазоне оттенков чёрного и синего цветов.

Среди матросов ВМФ самой хорошей тканью робы считается старшинка

— наиболее тёмная и плотная ткань. Она немаркая, не линяет и не мнется. Стекляшка

очень хорошо сохраняет отутюженные стрелки, однако быстро засаливается. Самой плохой тканью считается т. н.тряпка , которая очень быстро пачкается, выцветает и мнется.

Боевой номер

Регламентация в части применения Боевого номера:

Тексты в Викитеке

В соответствии с боевой организацией корабля старшинам и матросам присваиваются боевые номера, которые заносятся в «Табель нумерации личного состава». Боевой номер состоит из трёх частей:

Расшифровка боевого номера

  • Первая часть (цифра или буква) указывает, в какой боевой части (службе) находится старшина или матрос согласно расписанию по боевой тревоге;
  • Вторая часть (одна, две или три цифры) указывает номер боевого поста, где находится старшина или матрос согласно «Расписанию по боевой тревоге»;
  • Третья часть (две цифры) определяет принадлежность старшины или матроса к боевой смене; первая цифра обозначает номер боевой смены, вторая цифра — порядковый номер старшины или матроса в смене.

Боевым сменам присваиваются следующие цифры:

  • Первой боевой смене — 1, 5, 7;
  • Второй боевой смене — 2, 4, 8;
  • Третьей боевой смене — 3, 6, 9.

При наличии на боевом посту в каждой боевой смене до 9 человек для их обозначения используются цифры 1, 2, 3, до 18 человек — 1 и 5, 2 и 4, 3 и 6, до 27 человек — 1, 5 и 7; 2, 4 и 8; 3, 6 и 9.

Боевой номер для ношения на рабочей одежде старшин и матросов обозначается на нагрудной идентификационной карте военнослужащего (матерчатой бирке белого цвета, пришитой к нагрудному карману рабочего платья). Номер наносится на матерчатую бирку типографской несмываемой краской (также может быть написан на бумажной полоске, которая затем ламинируется пластиком и нашивается на карман). Высота цифр и букв боевого номера (надписи) должна быть 30 миллиметров.

Для старшин и матросов, не допущенных к исполнению обязанностей по занимаемой должности, а также для курсантов и стажёров, проходящих практику на корабле, перед первой цифрой (буквой) боевого номера проставляется цифра «0» (ноль).

На идентификационной карте всех офицеров и мичманов обозначается наименование должности.

Задачи морской пехоты

К задачам морской пехоты относятся:

  • захват области высадки, создание и удерживание плацдармов высадки, оборона базы высадки;
  • захват важных побережных рубежей и объектов, удержание позиций до прибытия основных сил;
  • захват портов, мест дислоцирования вражеских морских частей;
  • уничтожение находящихся в побережной зоне или острове элементов систем управления и высокоточного вражеского вооружения, объектов противовоздушной и противоракетной обороны, прибрежных аэродромов и прочих объектов противника.


Вертолет Ка-27ПС осуществляет высадку десанта морской пехоты на побережье противника

Гюйс во времена Российской империи

В 1712 году Петр Великий указал также использовать утвержденный гюйс и в качестве кайзер-флага (кайзерс-флага) — знамени, которое поднимается на кораблях в случае наличия на оных генерал-адмирала, великих князей и прочих важных лиц. «Морской устав» 1720 года окончательно утвердил его внешний вид. Такой кайзер-флаг можно было также использовать и в качестве шлюпочного.

Гюйс ВМФ России, по тому же «Морскому уставу», можно было поднимать не только на военных, но и на вспомогательных («ластовых») судах, и на галерах (в этом случае крест дополнялся «косицами»). Сейчас трудно определить, использовали ли в петровское время такой носовой флаг торговые корабли.

Без каких-либо изменений утвержденный Петром Первым гюйс просуществовал до 1913 года. Тогда по приказу императора Николая II рисунок на штандарте был дополнен двуглавым орлом черного цвета, располагающимся в центре полотнища. Такого вида гюйс был действующим до Февральской революции 1917 года.

Рубаха

Рубаха флотского костюма (введена приказом РВСР № 2443 от 27 октября 1921 года и по своему покрою современная рабочая рубаха полностью повторяет вид старой «матросской рубахи». Покрой рубахи подтвержден приказами РВС СССР № 006 от 5 января 1925 года и по ВМС РККА № 52 от 16 апреля 1934 года) первоначально пошивалась из серой парусины или отбеленной рогожки. Состояла из цельных переда и спинки без швов с прямым стоячим воротником с застёжкой на пуговицу и петлю, и прямых рукавов без обшлагов и манжет. Передний разрез рубахи заделывался планками с застёжкой на две пуговицы и петли. На левой стороне груди находился настрочной карман без клапана. Рубаха носится с пристежным форменным синим воротником.

Приблизительно с середины 70-х годов XX века вид рубахи незначительно изменяется. Перед и спинка цельные. Перед с верхним накладным карманом на левой стороне и внутренним карманом с изнаночной стороны. В верхней части переда, посредине, разрез, застегивающийся одной петлёй на пуговицу. В конце разреза, с внутренней стороны, две пуговицы, а на спинке, у горловины, петля для пристёгивания форменного воротника. Воротник широкий отложной. Рукава втачные, прямые. Погончики простые тканевые нашивные соответственно воинскому званию.

Во все времена на верхний накладной карман рубахи нашивалась матерчатая бирка белого цвета. В боевых частях флота на эту бирку несмываемой краской чёрного цвета наносится боевой номер, а в кармане всегда должна находиться книжка, так и называемая «Боевой номер», в которую записываются обязанности по всем корабельным расписаниям военнослужащего в соответствии с его боевым номером, а также номера закреплённого за ним личного оружия. Что-либо иное носить в нагрудном кармане запрещено. В тыловых частях флота боевой номер военнослужащего может отсутствовать.

Рубаха рабочая повседневно носится навыпуск, на время несения вахтенной службы заправляется в брюки под ремень. Поверх рабочего платья в холодную погоду надевается бушлат или флотская шинель.

Нововведения 1984 года

Высший законодательный орган СССР своим документом от 1984 года ввел нового формата полевую форму, специально предназначенную для служащих в МП военных. Она была разработана как в зимнем, так и в летнем варианте. Впервые применяется камуфлированный материал. От традиционной защитной формы тоже не отказываются и в качестве полевки применяются оба этих материала. Практика же показала, что оснащать формой защитного цвета десантные войска не стали, поэтому камуфляж негласно стал считаться визиткой морпеха. Носился он строго на тельняшку, на левом рукаве красовался шеврон морской пехоты. Кокарда на кепках и шапках выполнена в зеленом цвете.

Начиная с 1988 года та знаменитая овальная кокарда, украшавшая берет, заменена звездой в позолоченном венке. С этого момента некоторые элементы могли быть разрешены внутренним приказом командира части. Среди них черная бескозырка с белым чехлом, черный берет или черный китель, кепка камуфляжного цвета, летом шинель (в случае холодной погоды), плащ-палатка. Спецподразделения морского десанта при выполнении боевых задач используют нож. Он входит в амуницию современной экипировки.

На этом история формы морского пехотинца СССР заканчивается вместе с эпохой. Армия России во многом стала преемницей армии СССР. Изменилась только символика. Во всех войсках кокарда на зимней шапке заменена на овал с триколором. Известно, что для силовых структур модельером стал Валентин Юдашкин. Вопрос красоты и практичности формы должен перевариваться годами. Но одно можно сказать с уверенностью – форма морской пехоты остается одной из самых красивых в ВС РФ.

Рейтинг автора

Автор статьи

Виталий Рябов

За плечами служба по призыву, а после и по контракту. Сейчас на пенсии.

Написано статей

241

Галерея

Гражданские варианты

  • Гражданский гюйс Содружества Багамских Островов
  • Гюйс Британского торгового флота
  • Гражданский гюйс Великобритании (Pilot Jack)
  • Италия
  • Неофициальный гражданский гюйс, Нидерланды (одинарный Принсенгёз нидерл. Enkele Prinsengeus)

Военно-морские варианты

  • Великобритания
  • Италия
  • Нидерланды, с 1931(двойной Принсенгёз нидерл. Dubbele Prinsengeus)
  • Австралия
  • Алжир
  • Аргентина
  • Бельгия
  • Болгария
  • Боливия
  • Бразилия
  • Венесуэла
  • Германия
  • Дания
  • Доминиканская республика
  • Египет
  • Грузия
  • Греция
  • Индонезия
  • Ирландия
  • Испания
  • Канада (вспомогательный)
  • Кипр
  • Колумбия
  • КНР
  • Куба
  • Латвия
  • Либерия
  • Литва
  • Мальта
  • Марокко
  • Мексика
  • Намибия
  • Норвегия
  • Пакистан
  • Папуа-Новая Гвинея
  • Парагвай
  • Перу
  • Польша
  • Португалия
  • Румыния
  • Россия
  • Саудовская Аравия
  • Сингапур
  • Словения
  • США
  • Таиланд
  • Тайвань
  • Украина
  • Уругвай
  • Филиппины
  • Финляндия
  • Хорватия
  • Черногория
  • Чили
  • Швеция
  • Эквадор
  • Эстония
  • Южная Корея

Исторические

  • Австро-Венгрия, Кригсмарине (1894—1918)
  • Аргентина (1818—1820)
  • Германская империя (1871—1918)
  • Германская империя (1903—1918)
  • Германия, Веймарская республика (1918—1933)
  • Германия, Третий рейх (1933—1935)
  • Германия, Кригсмарине (1938—1945)
  • Иран (1926—1974)
  • Королевство Италия (1879—1900)
  • Королевство Италия (1900—1946)
  • КША (1861—1865)
  • Литва (1927—1940)
  • Португалия (1828—1833)
  • Португалия (1833—1910)
  • Румыния (1995—1998)
  • Социалистическая Республика Румыния (1954—1965)
  • Социалистическая Республика Румыния (1966—1989)
  • Сербия и Черногория (2003—2006)
  • Сиам (1881—1917)
  • СССР (1924—1932)
  • СССР (1932—1992)
  • СФРЮ (1945—1989)
  • США (1912—1959)
  • США (1960—2002)
  • Хорватия (1944—1945)

Матросская повседневная форма

Что же представляет собой самый обычный флотский костюм нового образца на 2020 год? Флотский костюм, или выражаясь жаргоном военнослужащих ВМФ, рабочее платье (также матросская роба) – форма рабочей спецодежды для матросов, курсантов военно-морских училищ, а также старшин ВМФ России. Костюм моряка состоит из следующих предметов одежды:

  • Рубаха.
  • Брюки.
  • Матросский воротник.
  • Обувь.
  • Головной убор.

Рубаха моряка

Рубаха, носящаяся, как правило, со специальным пристежным воротничком, выкроена по образцу классической рубахи матроса. Спинка ее и цельный перед — без швов, с широким отложным воротником. Впереди расположен накладной карман, с изнаночной стороны — внутренний карман . Имеется разрез, который застегивается на пуговицу. Рукава рубахи прямые, втачные; простые погончики, соответствующие званию. Обязательным элементом матросской одежды является белая бирка с несмывающимся боевым номером. Носится такая рубаха навыпуск, а во время службы на вахте должна заправляться в штаны. В холод поверх комплекта надевается шинель, бушлат либо пальто.

Брюки моряка

Рабочие брюки матроса шьются из темно-синей хлопчатобумажной материи. Имеют боковые карманы, застежки, находящиеся на гульфике, а также пояс со специальными петлями (шлевками) под ремень. Изготавливается ремень преимущественно из свиной кожи, на его бляхе – эмблема ВМФ России. На пряжке образца, существовавшего в СССР, изображался якорь со звездой.

Воротник матроса

Изготавливается воротник также из хлопчатобумажного материала, надевается поверх рубахи, имеет подкладку и три белых полосы, символизирующих победы ВМФ в таких сражениях, как чесменское, гангутское и синопское. Парадная военно-морская одежда также содержит в комплекте матросский воротник.

Головной убор моряка

Головных уборов в форменных комплектах ВМФ существует несколько. Один из них – бескозырная фуражка, к которой крепится лента с названием корабля либо с надписью «Военно-морской флот». Лента надевается на околыш. Он, как и донышко со стенками, выполнен из шерсти. На тулье головного убора расположена кокарда, представляющая собой золотистый якорь. В СССР кокарда имела форму так называемого «краба» — красной звезды в обрамлении листьев золотистого цвета. Летняя фуражка пошита из белой ткани (идет в комплекте со сменным чехлом). Зимним головным убором служит черная меховая шапка-ушанка.

В 2014 году в планах было ввести шерстяную шапку взамен шапки-ушанки для работ на открытом воздухе. Также в 2014 велись и другие разработки формы нового образца, однако некоторые нововведения не прижились.

Кроме того, комплект повседневной формы включает в себя берет.

Имеется в наборе головных уборов и пилотка. На лицевой стороне пилотки расположена золотистая кокарда в виде якоря. В форме ВМФ советских времен пилотка предназначалась для экипажей подводных судов. Имела черную расцветку и различалась по типу — для рядовых и для офицеров. Относительно недавно пилотка принята как часть обмундирования ношения всего состава ВМФ. Полукруглый ее фасон был заменен на прямоугольный. Также пилотка получила белые выпушки, которые ранее предназначались только для головных уборов мичманов и офицеров, а также кокарду взамен звезды.

Обувь

К вышеописанному костюму прилагаются ботинки, сшитые из юфти, на толстой подошве, именуемые на флотском жаргоне «прогарами» или «гадами». Не так давно ботинки шились со шнурками, но сейчас, в 2020 году, имеют и резиновые вставки (введены они были в 2014 году). На территориях, где царит суровый климат, военнослужащие носят яловые сапоги. Тропическая форма предусматривает ношение сандалий.

Также в полном комплекте повседневной формы имеется тельняшка полосатая, перчатки и шапка-ушанка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector