Система управления ракеты фау-2

Содержание:

Уважаемые коллеги, цикл «Беспроводные мушкетеры» заканчивается. Изначально, я собирался написать еще несколько статей, но тщательно изучив материалы пришел к выводу, что все описываемые в них наработки — подчас очень интересные! — относятся к послевоенному периоду, и не подходят под задачу «рассказать об управляемом оружии Второй Мировой Войны». Будет разумнее позднее рассказать о них в отдельном цикле статей.

Представление о Фау-2 как о прародительнице всего послевоенного ракетостроения весьма… популярно. Но верно это лишь в отношении французского ракетостроения. В то время как США и СССР, начав с немецких дизайнов, очень быстро ушли в сторону собственных, французы поступили наоборот: начав со своих дизайнов, перешли к немецким.

Первоначально, французы собирались начать с того же, с чего и все остальные: с испытаний немецких Фау-2. Было заключено предварительное соглашение с американскими оккупационными властями, о передаче французам десяти немецких ракет с печально известного завода-концлагеря “Миттельверк”. Однако, когда французы собрались забрать ракеты, то получили неожиданный отказ: американское правительство пересмотрело соглашение. Немецкие наработки по баллистическим ракетам были сочтены слишком важными для безопасности Соединенных Штатов, чтобы делиться ими даже с союзниками – тем более таких, в вооруженных силах которых было в то время полным-полно коммунистов, и им сочувствующих из бывших членов Сопротивления.

Французы обиделись, но не отчаялись. Возможность такого развития ситуации предусматривалась заранее, и у французов уже был готов “план Б”: воспроизвести Фау-2 собственными силами, используя чертежи и оборудование немецких фирм-субподрядчиков. Программа получила кодовое название “проект 4211” и предполагала максимальное использование труда “трофейных” немецких ракетчиков. Летом 1946 года в Верноне (Нормандия) был организован исследовательский центр LRBA (фр. Laboratoire de Recherches Balistiques et Aeronautiques – Лаборатория Баллистических и Авиационных Исследований), в которой работали три десятка немецких ракетных специалистов. Планы предусматривали изготовление набора компонентов для тридцати ракет Фау-2, которые затем предполагалось отправить в Алжир для сборки и испытаний.

Однако, проект 4211 быстро забуксовал на месте. Хотя французским военным удалось собрать материалы и оборудование для создания 75% компонентов Фау-2, оставшиеся 25% оказались нерешаемой задачей. Как назло, среди этих 25% деталей были и гироскопы автопилота, электромеханический “мозг” ракеты. Попытки добыть гироскопы у США и СССР увенчались лишь незначительным успехом: американцы разрешили французам ознакомиться с конструкцией и работой автопилота, но готовых образцов не предоставили. Кроме того, быстро стало ясно, что на организацию ракетного полигона в Алжире уйдет куда больше времени и денег, чем предполагалось.

К этому времени, впрочем, французским инженерам стало ясно, что Фау-2 – отнюдь не последнее слово в ракетостроении. При всех своих поражающих воображение (в то время) размерах и мощи, конструкция немецкой ракеты была… старомодна. Не имея возможности адекватно просчитать нагрузки, фон Браун и к.о. создали перетяжеленную конструкцию с несущим каркасом и взятым “с потолка” избыточным запасом прочности. Многие компоненты двигателя и системы подачи топлива были скрупулезным воспроизведением идей Роберта Годдарда середины 1930-ых.

Установка ракеты EA-46/51 EOLE на стартовый стол. Начатая с хорошим заделом, эта программа, однако, не увенчалась успехом — во многом из-за успеха немецкого конкурента

Французы считали, что их собственные инженеры смогут сделать ракету лучше. И небезосновательно. Команда Жан-Жака Бари, осуществившая летом 1945 года запуск первой французской жидкотопливной ракеты EA-41, уже работала над более совершенным аппаратом. Их новая ракета EA-46, работающая на жидком кислороде и керосине, должна была стать основой для целого семейства перспективных ракетных двигателей.

Тем не менее, совсем игнорировать богатый немецкий опыт французам тоже казалось непрактичным. Имевшийся коллектив немецких специалистов, обладавших значительным опытом в работе над Фау-2 выглядел слишком ценным “имуществом”, чтобы просто его расформировать. Проект 4211 переориентировали в пользу создания новой линии ракет, развивающих конструкцию Фау-2.

Технические характеристики

Приведём основные данные обоих образцов германского «оружия возмездия».

Fi 103 (Фау-1) A-4 (Фау-2)
Стартовая масса, кг 2200 12500
Масса топлива, кг 540 9760
Масса боевой части, кг 700-1000 730-830
Максимальная скорость, км/ч 656 522
Максимальная дальность, км 286 320
Отклонение от цели, км 0.9 (проектное) 5,0 (по результатам советских испытаний)

Несложно заметить, даже не вдаваясь в детали, что «Фау-2», доставляя даже меньший заряд взрывчатого вещества, по общей массе намного превосходила примитивный самолёт-снаряд. Можно сказать, что если рейх ещё мог позволить себе выпуск крупных партий «Фау-1», то сборка «Фау-2» экономике легко не давалась.

Ещё в конце войны американцы скопировали «Фау-1» и приняли на вооружение под названием JB-2. Американская ракета выгодно отличалась от «Фау-1» наведением по радиокомандам и стартом с помощью компактных пороховых ускорителей.

Применение ракет «Фау» само по себе можно считать удачным. Даже с учётом того количества «Фау-1», которое выходило из строя или уничтожалось средствами ПВО, затраты на своё производство они оправдывали. А вот «Фау-2», хотя и кажутся более эффективным оружием из-за невозможности перехвата и высокого процента удачных запусков, стоили гораздо дороже.

А производство баллистических ракет оттягивало на себя и ценные ресурсы. Например, для того, чтобы обеспечить топливом одну «Фау-2», надо было переработать на спирт около 30 тонн картофеля. И это в то время, когда нехватка пищи становилась ощутимой.

Ни о каких точечных ударах по стратегически важным объектам не приходилось даже и говорить. Массированные бомбардировки были бы более результативными – но осуществлять их Германии было нечем. А главное – время, когда Британию можно было принудить к выходу из войны, к 1944 году ушло безвозвратно.

В период, когда Вермахт выгоняли из Франции, удары по жилым кварталам скорее могли вызвать желание поскорее покончить с противником. Зато после войны немецкими наработками в области ракетного оружия в полной мере воспользовались страны-победители.

Принцип действия ракеты

ФАУ 1 — первая крылатая ракета, запущенная в серийное производство. Запускалась с земли при помощи специального пускового механизма. Стартовав, ракета летела на маршевом двигателе. Если запас топлива в двигательном отсеке полностью расходовался, маршевый двигатель отключался, и ракета пикировала к цели.

ФАУ 2 имела несколько иной принцип действия. Дело в том, что FAU 2 была первой в мире ракетой, которая совершила полет на высоте 188 километров, почти вышла в космическое пространство. После запуска  ракета выходила на полетную высоту, и на этих эшелонах проходила большую часть пути. После достижения нужных координат, ФАУ 2 направлялась к земле и поражала свою цель.

https://youtube.com/watch?v=54W-1PPrTa4

Управлялась ФАУ системой специализированных устройств.

Гирогоризонт

Гирогоризонт предназначен для стабилизации ракеты по углу тангажа. Он же задает ракете программу изменения угла тангажа.
Гироскоп этого прибора помещен в кардановом подвесе так, что ось ротора горизонтальна и лежит в плоскости стрельбы. Ротор
гироскопа является якорем электродвигателя и раскручивается за несколько минут до старта.

После старта, если ось отклонится от вертикали, ось гироскопа останется неподвижной и на потенциометре возникнет сигнал
рассогласования, который после преобразования и усиления воздействует на рулевую машину. которая отклонит рули и вернет
ракету в первоначальное положение. Сразу же после старта включается програмный механизм, который состоит из шагового
электродвигателя, эксцентрика (который, собственно, и задает программу), ленты и шкива. Шаговый двигатель поворачивает
эксцентрик, профиль которого соответствует заданной программе изменения тангажа, а он, в свою очередь, поворачивает
потенциометр. В результате поворота потенциометра возникает сигнал рассогласования, который воздействует на рули ракеты и
поворачивает ракету на заданный угол. Так обеспечивается достижение заданного угла бросания.

Как развивались боеприпасы

Исторически первым и главным артиллерийским средством поражения было простое ядро. Глиняные горшки с горящей нефтью и калёные ядра уже можно было считать зажигательными боеприпасами, ну а первым осколочно-фугасным оружием была артиллерийская бомба, снаряжённая порохом. Взрыв пороха разрывал чугунный корпус на множество осколков, поражающих живую силу в определённом радиусе. В уменьшенном виде такое оружие стало ручными гранатами.

До 19 века развитие шло очень медленно, а затем осколочные боеприпасы потеснила шрапнель. Этот снаряд с помощью дистанционного взрывателя детонировал над позициями противника, поражая его круглыми пулями. Развитие фугасных снарядов дало новый импульс появление мощных взрывчатых веществ. В ходе русско-японской войны российским кораблям тяжелейшие разрушения наносили японские снаряды, имевшие мощное фугасное действие.

Хотя слово фугас происходит от лат. focus — огонь, огня при разрыве может не быть вовсе, это обобщающее название включающее и зажигательные боеприпасы и боезаряды при взрыве которых образуется большой объем газов и, как следствие – огромное давление, которое и является разрушающим фактором.

Люфтваффе активно применяло тип боеприпасов, известный как “Minengeschoss” – снаряды калибра 20-30 мм из тонкой стали с очень высоким содержанием взрывчатого вещества. Осколков он практически не давал, но разрываясь внутри конструкции самолёта, наносил ему фатальные повреждения. Сильно уменьшенным фугасным снарядом можно считать разрывные пули.

Кумулятивные боеприпасы используют эффект Монро – если в заряде сделать выемку, то сила взрыва будет концентрироваться в её направлении. А если выемку облицевать металлом, то взрыв сформирует из металла гиперзвуковую струю, которая и пробивает броню.

https://youtube.com/watch?v=X9AgsWgyiJg

В ходе Великой Отечественной Войны такие заряды пригодились противотанковых мин и орудий с невысокой баллистикой. В послевоенные годы начался новый виток развития вооружения, связанный с появлением объёмно-детонирующих и термобарических боеприпасов.

Технические характеристики

Поскольку характеристики ФАУ 1 и ФАУ 2 несколько отличались друг от друга, приведем их отдельно.

Технические характеристики ракеты ФАУ 1

Максимальная скорость полета — от 550 до 660 километров в частности;
Максимальная дальность полета: 240 километров;
Практический потолок: 2700 метров;
Масса в снаряженном состоянии: 2160 килограмм;
Масса боевой части: 830 килограмм;
Точность попадания (КВО), в километрах: 0,9;
Длина ракеты: 8,325 метров;
Размах крыльев
: 5,37 метра.

Технические характеристики ракеты ФАУ 2

Стартовый вес ракеты: 12800 килограммов;
Вес носимого горючего: 8760 килограммов;
Вес боевой части: 980 килограммов;
Длина: 14,3 метра;
Наибольший диаметр: 1,65 метра;
Размах стабилизаторов: 3,52 метра;
Наибольшая скорость: 1560 метров в секунду;
Наибольшая дальность полета: 260-320 километров;
Максимальная высота полета: 188 километров;
Количество двигателей: 1;
Тяга: 25 400 килограмм в секунду;
Удельная тяга: 100 килограмм в секунду;
Полная тяга: 27 250 килограмм в секунду.

Тактико-технические характеристики

Жидкостный ракетный двигатель работал на 75 % этиловом спирте (около 4 тонн) и жидком кислороде (около 5 тонн) и развивал тягу до 270 кН, обеспечивая среднюю скорость полёта в 1700 м/с (6120 км/ч). Дальность полёта достигала 320 км, высота траектории до 100 км. Боевая часть, содержащая до 830 кг аммотола, размещалась в головном отсеке. Основные параметры ракеты приведены в таблице ниже:

Общая длина ракеты, мм 14 030
Диаметр корпуса, мм 1650
Диаметр по стабилизаторам, мм 3558
Масса незаправленной ракеты с боевой частью, кг 4000
Масса стартовая, кг 12 500
Количество расходуемых веществ масса спирта (75%), кг 3900
масса жидкого кислорода, кг 5000
масса перекиси водорода, кг 175
масса перманганата натрия, кг 14
масса сжатого воздуха, кг 17
Расход топлива, кг/с 127
Пропорция смеси (спирт/кислород) 0,81
Тяга двигателя на старте, кг 25 000
Ускорение на старте, g 0,9
Температура в камере сгорания, °C ~2700
Давление в камере сгорания, атм. 15,45
Давление зажигания (сверх давления в камере сгорания), атм. 2,4
Скорость истечения топлива, м/с 2050
Время набора скорости звука, с 25
Время работы двигателя, с 65-80
Тяга перед отсечкой топлива, кг 4200
Ускорение перед отсечкой топлива, g 5
Скорость ракеты в конце работы двигателя, м/с 1450
Координаты ракеты к моменту отсечки подачи топлива по высоте, км 25
по горизонтали, км 20
Дальность стрельбы практическая, км 274
Дальность стрельбы максимальная, км 380
Высшая точка траектории, км 80-90
Скорость падения (у земли), м/с 450
Масса головной части, кг 1000
Масса взрывчатого вещества, кг 730—830
Действие у цели при тротиловом снаряжении диаметр воронки, м 25—30
глубина воронки, м 15
Отклонение от цели по проекту (КВО), км 0,5—1 (0,002—0,003 от дальности)
реализовано, км 4,5 система управления «LEV-3» (полигонные испытания); 2,0 система радиокомандного управления «Leitstrahlstellung» (полигонные испытания);

±10—20; 4,5—6 по данным Редстоунского арсенала (США)

по результатам отстрела в 1947 году 11 ракет собранных в СССР, км ±5

Литература

Вилли Лей. Ракеты и полёты в космос = Rockets, missiles and space travel / под ред. полковника Бузинова В. М.. — М.: /Военное издательство Министерства обороны СССР, 1961. — 423 с.

Альберт Шпеер. Третий рейх изнутри. Воспоминания рейхсминистра военной промышленности., М., 2005. (Глава: Ошибки

Секретное оружие и СС)
Задача особой государственной важности : Из истории создания ракетно-ядерного оружия и Ракетных войск стратегического назначения (1945—1959 гг.) : сб. док. / сост.: В

И. Ивкин, Г. А. Сухина. — М. : РОССПЭН, 2010. — 1207 с. — ISBN 978-5-8243-1430-4.

Космонавтика : маленькая энциклопедия / . ─ М. : Советская энциклопедия, 1968 . ─ 528 с. : ил. + прил. ─ (Маленькие энциклопедии: история- наука — техника — культура — жизнь) .

Super-V-2

В основу работ немецкие конструкторы положили созданный в 1944-1945 проект ракеты А8. Дальнейшее развитие А4 (т.е. Фау-2), ракета А8 должна была иметь удлиненный фюзеляж, и работать на долгохранящемся топливе – скорее всего, азотной кислоте и керосине. Хотя такая топливная пара была менее энергетически эффективна, чем керосин и жидкий кислород на Фау-2, ракета на азотной кислоте была несравнимо проще в обслуживании и предстартовой подготовке.

Линейка ракет А4 (она же Фау-2), А8 (она же R2S) и реконструкция A9 (она же R2M)

В 1946 году, в рамках проекта 4211 была представлена следующая программа, получившая название Super-V-2:

  • Ракета R1 – экспериментальная ракета на основе конструкции Фау-2, но с двигателями на топливной паре азотная кислота + керосин и вытеснительной подачей компонентов при помощи порохового газогенератора. Рассматривалась как испытательный стенд для отработки технологий долгохранящегося топлива. При необходимости, однако, могла быть запущена в производство как баллистическая ракета, способная доставить боеголовку весом в 1000 кг на дистанцию до 1500 км.
  • Ракета R2 – дальнейшее развитие Фау-2 с двигателями на жидком кислороде + керосине (аналогичными немецкому прототипу) но усовершенствованной конструкцией. Должна была иметь несущие топливные баки, разделенные общей перегородкой. Подача компонентов предполагалось осуществлять с помощью турбонасоса. Также как и R1 рассматривалась как испытательный стенд для отработки новых конструкторских решений, но при необходимости, могла бы быть использована как боевая ракета с аналогичными характеристиками.
  • Ракета R2S – должна была объединить наработки по R1 и R2: использовала в качестве топливной пары азотную кислоту + керосин, подаваемые турбонасосом, имела несущие топливные баки, разделенные общей перегородкой. По сути дела, являлась реализацией немецкой А8 (удлиненная Фау-2 на долгохранящихся компонентах), спроектированной в конце войны. R2S изначально рассматривалась уже как боевая ракета, способная доставить 1000-кг боеголовку на дистанцию в 1800 км, или облегченную 500-кг боеголовку на дистанцию в 2250 км.
  • Ракета R2M – должна была стать завершением всей программы, той самой “Супер-Фау-2”, которую хотели представить немецкие ракетчики. Согласно сохранившимся материалам, она представляла собой развитие концепции немецкой ракеты А9 – сверхзвукового ракетного планера, запускаемого по баллистической траектории, а затем, по возвращении в плотные слои атмосферы, использующего аэродинамические плоскости для сверхзвукового планирования к цели.

По сути своей, R2M представляла собой R2S, оснащенную дельтавидным крылом и способную (теоретически) к планированию в стратосфере. Она работала на топливной паре азотная кислота + керосин. Для запуска ракеты предполагалось использовать связку твердотопливных ускорителей, облегчающих отрыв от стартовой площадки. По расчетам, R2M могла бы доставить боеголовку весом в 1000 кг на дистанцию до 3600 км, позволяя с территории Франции обстреливать цели в Восточной Европе и Советском Союзе.

Немецкие специалисты достаточно оптимистично полагали, что весь проект – вплоть до создания R2S – может быть реализован в первой половине 1950-ых. После чего Франция получила бы мощный арсенал ракетного сдерживания, выводящий ее на одно из первых мест в мире. Причем в качестве потенциальной нагрузки для перспективной R2M многозначительно указывалась и “специальная” (пускай даже немецкие ракетчики имели о ней крайне смутное представление)…

История

Первый из 300 железнодорожных вагонов с компонентами ракеты Фау-2 начал прибывать в Лас-Крусес, штат Нью-Мексико, в июле 1945 года для передачи в WSMR. (Из Германии было вывезено так много оборудования, что Немецкому музею позже пришлось получить Фау-2 для выставки из США.) В ноябре сотрудники General Electric (GE) начали идентифицировать, сортировать и повторно собирать компоненты ракеты Фау-2. WSMR Building 1538, обозначенное как WSMR Assembly Building 1. Армия завершила строительство блок-хауса в зоне запуска WSMR 1 в сентябре 1945 года. Стартовый комплекс WSMR 33 для захваченных V-2 был построен вокруг этого блокпоста.

Первоначальная сборка Фау-2 произвела 25 ракет, доступных для запуска. Армия смонтировали исследования верхних слоев атмосферы панели репрезентативных из воздуха Материал командования , научно — исследовательской лаборатории военно — морских (NRL), , научно — исследовательской лаборатории Ballistic , лаборатории прикладной физики , Университет штата Мичиган , Гарвардский университет , Принстонский университет , и General Electric Company. Немецкие ракетологи из операции «Скрепка» прибыли в Форт-Блисс в январе 1946 года для участия в программе испытаний ракеты Фау-2. После статических испытательных двигателя Фау-2 15 марта 1946 года первый из Стартового комплекса 33 состоялся 16 апреля 1946 года. По мере реализации возможностей программы персонал GE создал новые элементы управления для замены изношенные детали и использованные запасные части с утилизированными материалами, чтобы сделать более 75 зондовых ракет V-2 доступными для атмосферных и солнечных исследований в WSMR. Приблизительно два пуска Фау-2 в месяц были запланированы со стартового комплекса 33 до тех пор, пока не будут исчерпаны запасы зондирующих ракет Фау-2. Сниженная частота исследований ракет Фау-2 со стартового комплекса 33 продолжалась до 1952 года.

Применение ракеты ФАУ

Первое применение ФАУ 1 состоялось в 1943 году. Более сотни стартовых позиций были построены во Франции. Летом 1944 года немцы нанесли первый удар по Английской столице.

В период Второй мировой немцы выпустили более 30 тысяч ФАУ. 10 тысяч были пущены в сторону Британских берегов, но только 3200 снарядов долетели до её территории, а на Лондон упало всего лишь 2500.

Ракеты ФАУ 2 хранились в специальных подземных ангарах. В 1943 году был разбомблен ракетный центр в Пенемюнде, производство было перенесено на подземные и секретные заводы

Низкая точность ракетных ударов объясняется тем фактом, что система управления ракетами была несовершенной. Помимо этого, после двухнедельных бомбардировок англичане сумели создать огромное количество защитных систем. В них входили системы обнаружения, специализированные эскадрильи, прикрывавшие небо Британии, и зенитные батареи. Поэтому далеко не все ракеты долетали до своей цели.

Около 25% ракет дали сбой во время запуска. Четверть было уничтожено ВВС Британии, около пятнадцати процентов сбито зенитной артиллерией, а пятая часть из них не достигла цели и упала в море.

Последствия применения ракеты ФАУ 1. В годы войны большая часть разрушений Лондона была причинена именно этими ракетами

После того как союзники высадились в Нормандии в 1944 году, немцы предприняли несколько ракетных ударов по территории Бельгии и Франции.

Жители Лондона прозвали ФАУ 1 buss bomb (жужжащая бомба). Связано это было с характерным звуком, который производил двигатель ФАУ 1 во время работы.

Результаты бомбардировок таким дорогостоящим типом оружия не устроили немецкое командование. Едва ли треть ракет успешно достигли  цели. А вот средств на производство этих ракет уходило баснословно много, поэтому программу решили свернуть. Находившаяся в тот момент в строю ФАУ 1 была гораздо более эффективной и дешевой.

В 1944 году, 8 сентября, по Лондону нанесли удар новой ракетой ФАУ 2, которая в отличие от своей предшественницы не издавала никакого жужжания при подлете к цели. И именно поэтому англичане не поняли, что за оружие было использовано для этой бомбардировки. Кроме того, все введенные в эксплуатацию средства противоракетной защиты были неспособны обнаружить объект, летящий на высоте 100 километров. А  самолеты-перехватчики не могли подняться на такую высоту.

К сожалению гитлеровского командования, ФАУ 2 тоже не стала высокоэффективным оружием против врагов рейха. У ракеты была низкая точность, едва ли половина ракет попадала в круг радиусом десять километров. Почти что две тысячи ракет сдетонировали во время старта или через некоторое время после него. Стоимость ФАУ 2 также была довольно высокой.

Некоторые немецкие военные начальники, в частности, Альберт Шпеер — министр обороны Германии, в мемуарах выразил разочарование тем фактом, что Германия тратила баснословные средства на такой малоэффективный проект. Он считал, что вместо того, чтобы тратить деньги на нанесение ударов по союзникам, необходимо было создать эффективную зенитную ракету, чтобы защищать немецкие города от налетов английской и советской авиации.

После окончания Второй мировой войны ФАУ 2 стала базой для создания баллистических ракет Советским Союзом и США.

Пуски ракет Фау-2 в июне 1944 года

Дата Ракетодромы Информация о ракете
1944/06/01 Пенемюнде, № 7 Герм.; V-2, 17558
1944/06/01 Близна Герм.; 4×V-2: 17776, 17779, 17780, 17781
1944/06/02 Пенемюнде, № 7 Герм.; V-2, 4140
1944/06/03 Пенемюнде, № 7 Герм.; V-2, 17656
1944/06/05 Близна Герм.; V-2, 17777
1944/06/06 Пенемюнде, № 7 Герм.; V-2, 17746
1944/06/06 Близна Герм.; 2×V-2: 17772, 17802
1944/06/07 Пенемюнде, № 10 Герм.; V-2, 17557
1944/06/08 Пенемюнде, № 7 Герм.; V-2, 4171
1944/06/08 Пенемюнде, № 10 Герм.; V-2, 17747
1944/06/09 Пенемюнде, № 7 Герм.; V-2, 4159
1944/06/10 Пенемюнде, № 7 Герм.; V-2, 4158
1944/06/11 Пенемюнде, № 7 Герм.; V-2, 4209
1944/06/11 Пенемюнде, № 10 Герм.; V-2, 17725
1944/06/13 Пенемюнде, № 7 Герм.; V-2, 4089
1944/06/14 Пенемюнде, № 7 Герм.; V-2, 4172
1944/06/14 Пенемюнде, Oie Герм.; V-2, 17727
1944/06/14 Близна Герм.; 2×V-2: 17809, 17796
1944/06/15 Пенемюнде, № 7 Герм.; V-2, 17840
1944/06/15 Близна Герм.; V-217995
1944/06/16 Близна Герм.; 5×V-2: 18022, 18024, 18025, 18027, 18028
1944/06/17 Пенемюнде, № 7 Герм.; V-2m 17839
1944/06/17 Близна Герм.; 9×V-2: 18026, 18029, 18030, 18031, 18032, 18035, 18037, 18038, 18042
1944/06/18 Пенемюнде, Oie Герм.; V-2, 18012
1944/06/18 Близна Герм.; 12×V-2: 18033, 18039, 18047, 18048, 18050, 18051, 18056, 18058, 18059, 18060, 18061, 18041
1944/06/19 Близна Герм.; 3×V-2: 18040, 18043, 18044
1944/06/20 Пенемюнде Герм.; V-2, 4177
1944/06/20 Пенемюнде, Oie Герм.; V-2, 18014
1944/06/20 Пенемюнде, № 10 Герм.; V-2, 17940
1944/06/20 Близна Герм.; 13×V-2: 18046, 18049, 18062, 18064, 18065, 18066, 18067, 18068, 18069, 18070, 18073, 18079, 18080
1944/06/21 Пенемюнде, Oie Герм.; V-2, 18017
1944/06/21 Пенемюнде, № 7 Герм.; V-2, 17939
1944/06/21 Близна Герм.; 3×V-2: 18052, 18057, 18093
1944/06/22 Пенемюнде Герм.; V-2, 4157
1944/06/22 Близна Герм.; 6×V-2: 18053, 18054, 18091, 18092, 18094, 18103
1944/06/23 Пенемюнде, № 7 Герм.; V-2, 18007
1944/06/24 Пенемюнде, № 7 Герм.; V-2, 17657
1944/06/24 Пенемюнде, Oie Герм.; 2×V-2: 18016, 18013
1944/06/24 Близна Герм.; 4×V-2: 18072, 18087, 18097, 18098
1944/06/25 Близна Герм.; 2×V-2: 18085, 18086
1944/06/26 Пенемюнде, № 7 Герм.; V-2, 18008
1944/06/26 Пенемюнде, Oie Герм.; V-2, 18015
1944/06/26 Близна Герм.; 5×V-2: 18096, 18099, 18113, 18114, 18116
1944/06/27 Пенемюнде, № 7 Герм.; V-2, 4208
1944/06/27 Близна Герм.; 6×V-2: 18115, 18120, 18123, 18124, 18125, 18126
1944/06/28 Пенемюнде, № 7 Герм.; V-2, 4167
1944/06/28 Близна Герм.; 5×V-2: 18112, 18117, 18118, 18121, 18122
1944/06/29 Пенемюнде, № 7 Герм.; V-2, 4173
1944/06/30 Пенемюнде, № 10 Герм.; V-2, 4211
1944/06/30 Близна Герм.; 2×V-2: 18089, 18108

Гонка за господство в космосе

Ракетостроение в 40-х было зеркалом прогресса, а также залогом успеха на случай новой войны. После 1945 года фон Брауна и Рудольфа не включили в списки ответственных за преступления нацистов и большую роль в получении индульгенции сыграл именно их научный опыт, который теперь можно было использовать для ВПК США.

Но не оружием единым. В рамках операции «Скрепка» американцы выискивали ученых, которые могли бы ускорить бескомпромиссное лидерство в гонке за господство в космосе. Конкуренция между вчерашними союзниками по антигитлеровской коалиции была очень высокой.

Британия, СССР и США начали собирать бывших нацистских ученых по всей оккупированной Германии. Операция «Скрепка» была нацелена на использование этих ученых на пользу США. С 1946 года появилась идея создать для ученых специальную программу на несколько месяцев или лет, чтобы они помогли Штатам в различных сферах, – вспомнил историк Майкл Нойфельд.

Таких как фон Браун и Артур Рудольф выискивать не приходилось. После окончания войны они знали, что дорога у них одна – трибунал. Больше всего шансов выйти сухими из воды было только через американцев. Как и военные, которые пытались сдаться в руки западных союзников, так и ученые не спешили присоединяться к творцам коммунизма.

Радиотелеметрия ракеты Фау-2

К необходимости создания и использования радиотелнметрии немецкие конструкторы пришли не сразу. Испытания специально
разработанного экспериментального прототипа ракеты Фау-2, известного как ракета А-3, были начаты в 1937 году без
использования радиотелеметрии. Причины аварий пытались выяснить по найденным на земле фрагментам ракет. Позднее немецкие
инженеры придумали получать информацию о состоянии ракеты в полёте, по записям спасаемых одноканальных регистраторов
контролируемых данных на узкую бумажную ленту самописца.

Для обеспечения исследований по баллистике и точности стрельбы ракет Фау-2 потребовалась разработка специальной бортовой
и наземной радиоаппаратуры. С этой целью была создана 4-х канальная телеметрическая система «Мессина-1». С помощью «Мессина-1»
на ленте наземного приемного аппарата записывались следующие показатели ракеты в полете: отклонение газовых рулей, давление
в камере сгорания, давление подачи кислорода и спирта, давление пара на входе в турбину, время включения двигателя. Но эта
система была столь ненадёжной, что Вернер фон Браун однажды заявил, что было бы эффективнее следить за ракетой в бинокль.

(Поленов Д. Ю. Эволюция телеметрии в ракетной технике // Молодой ученый. — 2014. — №6. — С. 216-218.)

Развёртывание

С момента создания «Фау-2» в германском командовании велись споры по поводу схемы развёртывания ракет. Ракета заправлялась быстроиспаряющимся жидким кислородом, получение которого велось на специальных предприятиях. Поэтому, с технической точки зрения, разумно было развёртывать ракеты на стационарных позициях в непосредственной близости от заводов жидкого кислорода и запускать сразу же после заправки.

Военные, тем не менее, критически отнеслись к этой концепции. Их главным аргументом было превосходство авиации союзников в воздухе, делавшее любые стационарные позиции ракет слишком уязвимыми для массированных бомбардировок. По мнению военных, запуск ракет должен был осуществляться с мобильных быстро перемещающихся позиций, которые было бы трудно обнаружить и уничтожить.

Позиция военных тоже имела ряд недостатков, главным из которых были очевидные сложности с обслуживанием ракет на мобильных позициях, меньшая вероятность успешного запуска в полевых условиях и главное — сравнительно меньший темп запуска ракет с полевых позиций, чем с оборудованных стационарных комплексов. Тем не менее, военные настаивали на своём, утверждая, что любые стационарные комплексы будут подвергаться интенсивным воздушным бомбардировкам, которые если и не разрушат их полностью, то затруднят до крайности запуск ракет.

В конечном итоге, спор был разрешён в пользу стационарных комплексов вмешательством лично Гитлера, испытывавшего симпатии к грандиозным проектам. По его приказу было начато строительство нескольких гигантских заглублённых бункеров, каждый из которых должен был представлять собой защищённый от бомбардировок комплекс, предназначенный для предстартовой подготовки, заправки и запуска ракет в максимально быстром темпе.

Строительство нескольких подобных конструкций было начато в 1943, но не доведено до конца:

  • Купол Визерне
  • Бункер Эперлек

Как и предсказывалось военными, интенсивные воздушные бомбардировки союзников с применением 5-тонных бомб «Толлбой», падающих со сверхзвуковой скоростью и заглубляющихся в землю на большую глубину перед детонацией, сделали невозможным завершение строительства стационарных позиций. Колоссальные вложенные в них ресурсы были израсходованы напрасно. Хотя при этом не надо забывать, что противодействие этой угрозе потребовало привлечения также больших ресурсов Британии и США.

Ввиду очевидного фиаско концепции стационарных пусковых бункеров Гитлер изменил своё мнение и согласился на развёртывание ракет на мобильных позициях. Специально для запуска «Фау-2» был разработан установщик, называвшийся «майлерваген», который доставлял ракету на позицию и ставил её вертикально на стартовый стол.

Краткая информация о ракете Фау-2

Полномасштабный макет ракеты Фау-2 в музее Пенемюнде.

Первая в мире баллистическая ракета дальнего действия. Получила широкую известность под именем Фау-2. Создана в
гитлеровской Германии в период с 1936 по 1942 год. Работы по созданию ракеты Фау-2 проводились коллективом Германского
реактивного научно-испытательного института ракетного вооружения в Пенемюнде. Техническим директором института состоял
Вернер фон Браун.

Внешне ракета Фау-2 имела классическую для ракеты, веретенообразную форму, с четырьмя крестообразно расположенными
воздушными стабилизаторами (рулями).

Ракета Фау-2 была одноступенчатой. Головная часть ракеты с боевым отсеком не отделялась от других частей корпуса. На цель
ракета падала целиком, что не способствовало точности стрельбы. Кроме того, все технические проблемы и аварийные ситуации,
возникающие при полёте ракеты и приводившие к разрушению корпуса ракеты уже после прекращения работы двигателя, приводили
также к разрушению боевого отсека, что уменьшало возможность поражения цели. Точность попадания ракеты Фау-2 в цель
(круговое вероятное отклонение) составляло по проекту 0,5-1 км (0,002 – 0,003 от дальности), но в реальности было
10-20 км (0,03 – 0,06 от дальности). Учитывая вышеизложенное, эффективно применять ракету Фау-2 можно было только по крупным
площадным целям, прежде всего по мегаполисам, например, по Лондону.

Для запуска ракеты Фау-2 предусмвтривалось использовать как защищенные стартовые позиции, так и стартовые позиции
полевого типа. Строительство защищенных стартовых позиций было сразу обнаружено союзниками. Недостроенные сооружения быстро
уничтожила авиация. Ни одного боевого пуска ракеты Фау-2 не состоялось с защищенных стартовых позиций. Зато для стартовых
позиций полевого типа мог использоваться любой ровный участок местности.

Немецкие военные создали для ракеты Фау-2 подвижный пусковой комплекс, отличающийся высокой тактической мобильностью.
Именно с подвижных пусковых комплексов, расположенных на стартовых позициях полевого типа, были исполнены все боевые пуски
ракет Фау-2. На полевых стартовых позициях противник не смог уничтожить ни одной ракеты.

Дальность полёта ракеты Фау-2 достигала 320 км, высота траектории — до 100 км. Время полёта ракеты от старта до цели
составляло около пяти минут. Системы противовоздушной обороны того времени были беспомощны против ракеты Фау-2. Службы
оповещения просто не успевали объявить сигнал воздушной тревоги. Внезапно происходил взрыв, и лишь потом доносился звук от
падающей ракеты. Скорость падения ракеты Фау-2 перед столкновением с поверхностью земли в два раза превышала скорость
звука. Отследить направление полёта ракеты также не представлялось возможным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector