Ракеты фау

Борьба с «Фау-1»

Запуск самолетов-снарядов «Фау-1» был ответом немцев навысадку союзников вНормандии. Решение обиспользовании этих аппаратов было принято несмотря нато, что длязапуска «Фау-1» было готово только десять из55 площадок.

Спустя два дня? 15 июня 1944 года? Германия предприняла новую атаку спомощью «Фау-1». На этот раз сеще большей силой. Использование секретного оружия Гитлера вызвало панику среди лондонцев. К концу недели, к18 июня, ежедневно нагород падало по60–80 самолетов-снарядов. В выходные «Фау-1» убили около200 жителей Лондона. Больше всего людей пострадало припопадании самолета-снаряда вздание церкви Guards Chapel, где втот момент было много прихожан. Тогда число убитых составило 121 человек.

Применение «Фау-1» вызывало значительные разрушения. При попадании вгустонаселенный городской район могло быть уничтожено до20 зданий. В зону поражения попадали объекты, находившиеся врадиусе 500 метров отместа падения самолета-снаряда.

В Британии скоро нашли способ борьбы снемецкими самолетами-снарядами. Наиболее эффективными оказались только что появившиеся зенитные снаряды срадиовзрывателями, взрывающиеся назаданном расстоянии отцели безконтакта сней. Кроме того, пролив патрулировали истребители. Последние рубежи охраняли аэростаты (около 2 тыс.). Последние оказались недостаточно эффективными. Благодаря аэростатам завсе время было уничтожено около300 «Фау-1».

Что касается самолетов, то, какпоказала практика, уничтожать «Фау-1» могли только новейшие истребители ВВС Великобритании, такие какHawker Tempest иSpitfire XIV. Постепенно летчики поняли, каклучше всего истреблять немецкие самолеты-снаряды

В этом деле важно было неподлетать слишком близко к «Фау-1». Наиболее оптимальное расстояние доцели вовремя атаки было 180–230 метров

На этой дистанции успешно выводилась изстроя система управления самолетом-снарядом. Приближение к «Фау-1» грозило повреждением истребителя привзрыве боевой части самолета-снаряда. Во время таких операций были ипотери среди летчиков. Так, впервые месяцы погибло около70 пилотов. Скорость «Фау-1» каждый раз была разной, нообычно они пересекали Ла-Манш соскоростью 560 км/ч. По мере того какрасходовалось топливо, аппараты становились легче иих скорость увеличивалась до640 км/ч. Во время атаки британские истребители развивали скорость 650–700 км/ч, убританских летчиков было две-три минуты длятого, чтобы уничтожить самолеты-снаряды, перед тем какони упадут наЛондон. Некоторые летчики использовали разные уловки дляборьбы с «Фау-1». Так, они подлетали наистребителе кнемецкому самолету-снаряду икончиком крыла переворачивали его. После этого «Фау-1» немог восстановить курс ипадал.

Почти полностью удалось нейтрализовать угрозу от «Фау-1» ксентябрю 1944 года, когда места запусков немецких самолетов-снарядов были заняты союзными войсками. Около 4,2 тыс. «Фау-1» кэтому времени было уничтожено истребителями, зенитными снарядами иаэростатами. Последний самолет-снаряд упал вХартфордшире 29 марта 1945 года. За все время территории Британии достигли 3,2 тыс. «Фау-1». Потери британцев отсамолетов-снарядов составили более 6 тыс. человек убитыми.

Достоинства и недостатки таких ракет

ФАУ 2 стала супероружием Третьего рейха. Основным достоинством было то, что данные ракеты обогнали свое время, и противники гитлеровской германии не имели эффективных средств уничтожения такого класса оружия.

В любой армии самым дорогим ресурсом являются кадровые военные, имеющие сложные специальности. Летчики являются таковыми. А каждый вылет на бомбардировку цели на вражеской территории — это неизбежный риск потерять пилота и его машину.

В случае применения семейства ФАУ, этот риск сводился к нулю. Ведь боеприпас все равно одноразовый, не требующий регулярного ремонта, обслуживания и содержания экипажа. Кроме того, новое оружие было гораздо сложнее обнаружить и впоследствии перехватить.

Нельзя исключать и такой важный момент, как психологический фактор. Применение против британцев нового сверхоружия Третьего рейха —  ракеты ФАУ.

Например, ФАУ 1 имела один основной недостаток. Дело в том, что двигалась она на маршевом двигателе далеко не весь полет. Это создавало довольно существенные проблемы для применения такого типа оружия.

В основном ракетоносители ФАУ применялись против Британцев, и они вскоре задействовали для их обнаружение огромное количество РЛС, постов наблюдения и прочих систем противоракетной обороны.

После того как ФАУ 1 была обнаружена, на ее перехват поднимали эскадрилью истребителей или задействовали системы ПВО.

Летчики королевских ВВС использовали достаточно интересный трюк: они подлетали к ракете и подталкивали в сторону крылом или «сдували» в сторону воздушным потоком своего винта.

Во втором случае ФАУ могла быть сбита системами ПВО, как и обычный самолет.

ФАУ 2 имели недостаток, из которого вытекали еще два. Оружие это было весьма дорогим, а эффективность и точность используемых систем управления ФАУ 2 — довольно низкой.

На этой фотографии можно увидеть отсеки ракеты ФАУ 1 и убедиться в ее простоте строения. Немецкие инженеры сумели создать дешевое и достаточно эффективное оружие для борьбы с противником на большом расстоянии

Поэтому уничтожать цели ракетами данного типа было просто не выгодно, их производство была сравнима по стоимости с выпуском всей бронетехники Третьего рейха в 1940 году.

Штурмовая винтовка

«Штурмовая винтовка» (которую правильнее было бы назвать автоматическим карабином), использующая патроны винтовочного калибра, но с меньшим пороховым зарядом (т. н. «промежуточный патрон»), и способная стрелять как одиночными, так и очередями, сочетала в себе преимущества нескольких широко применяемых в то время во всех странах видов стрелкового оружия: самозарядной винтовки, пистолета-пулемёта и ручного пулемёта. Была задумана для массового применения пехотой.

Разработка такого оружия началась в 1938 году. Начало производиться с конца 1942 года, но только почти через два года было одобрено Гитлером, получив наименование «Штурмгевер» StG 44. Всего за время войны было изготовлено около 430 тыс. экземпляров.

Штурмовая винтовка «Штурмгевер» StG 44 Фото: ru.wikipedia.org

Имея значительно меньшую точность стрельбы, чем у винтовки, новый вид оружия, тем не менее, оказался концептуально очень удачным и максимально соответствовал условиям реального боя с участием большого количества стрелков с в основном средней и низкой степенью тактической и моральной подготовки.

Данный класс оружия был по достоинству оценён советскими военными специалистами, в результате чего после войны в СССР было разработано несколько удачных моделей, самая известная из которых — 7,62-мм автомат Калашникова — стала самой массовой в мире.

История создания самолета-снаряда Fi.103 (Фау-1)

В 1939 году немецкий изобретатель Ф.Госслау обратился в Рейхминистерство авиации с изобретением под названием «летающая бомба«. Проект был тут же завернут как совершенно нереалистичный — ещё бы, оснастить бомбу крыльями и реактивным двигателем, такое могло придти только в голову авторам фантастических романов.

А затем началась война. До конца 1941 года все шло вполне успешно, но уже накануне 1942 г. военная машина Германии забуксовала, и потому один за другим стали появляться все более фантастичные проекты. «Самолет-снаряд» предложенный и «Аргус» был по сути той же «летающей бомбой», что и двумя годами ранее. Однако на этот раз Рейхминистерство за идею ухватилось двумя руками, и даже откомандировали с ведущего конструктора Р.Луссера, для работы над этим проектом.

Предварительный проект под шифром «Госслау P-55» был утверждён 5 июня 1942 года и получил обозначение Fi-103 (от названия ) и высший приоритет разработки. Для обеспечения секретности истинное назначение аппарата маскировалось названием Flakzielgerat FZG-76 — о есть «мишень для зенитной артиллерии». По современным меркам, естественно, уместнее было бы называть Fi-103 не самолетом-снарядом, а управляемой ракетой.


Чертеж самолета-снаряда Fi.103 (Фау-1, V-1)

Всю дальнейшую работу по проектированию и испытаниям перевели в E-центр Карлсхаген и Пенемюнде-Вест, располагавшегося на острове Узедом в Балтийском море. В качестве силовой установки самолета-снаряда было решено использовать пульсирующий воздушно-реактивный двигатель, разработанный на в 1938 году под руководством П.Шмидта. Систему управления разрабатывала .

Двигатель обкатали на экспериментальном Me-110, и уже 30 августа 1942 года было завершено изготовление первого опытного образца Fi-103 и строительство 55-метровой катапульты для него.

После серии неудачных запусков 24 декабря двенадцатый по счету самолёт-снаряд все-таки совершил успешный прямолинейный полёт длиной 3 км. Летом 1943 года началась подготовка к серийному производству сразу на 4 заводах: в Нордхаузене, Хаме, Южном Фаллерслебене и Магдебург-Шенебеке. Ещё 50 фирм были привлечены для производства комплектующих. В августе 1943 года специальный отряд (около 750 человек) под командованием М.Вахтеля приступил к освоению новой техники, но из-за проволочек и сложностей освоения новой техники, приказ о начале боевого применения нового оружия был подписан Гитлером только 16 мая 1944 года.


Самолет-снаряд Fi.103 (Фау-1, V-1) в беспилотном варианте. Фактически — вполне современная крылатая ракета

Сравнительная характеристика

Основные сведения и технические характеристики иностранных ракет с жидкостными ракетными двигателями
Наименование ракеты и странапроизводства Двигатель Массо-габаритныехарактеристики Лётно-техническиехарактеристики Другое
Оригинал Русское Страна Ступени Топливо Система подачи Тяга на земле, кгc Время работы, с Длина, м Диаметр, м Полная масса, кг Масса топлива, кг Масса полезной нагрузки, кг Скорость макс., м/с Высота макс. или по траектории, км Дальность, км Серийное производство Примечание
Дальние ракеты типа «земля — земля»
V-2 (A-4) «Фау-2» Жидкий кислород + 75% этиловый спирт Насосная 25000 65 14 1,65 3000 9000 1000 1500 80 до 300 Да Устарелая конструкция. Послужила прототипом многих ракет
WAC Corporal «Корпорэл» Азотная кислота + анилин Вытеснительная 9070 12,2 0,762 5440 600 ÷ 800 1000 ÷ 14501 80 120 ÷ 240 Да Разбег дальностей и скоростей достигается за счёт установки боевой части различного веса
PGM-11 Redstone «Редстоун» Жидкий кислород + спирт Насосная 31880 18,3 1,52 20000 1800 320(800) Да Стала прототипом для разработки ракет с дальностью до 2400 км
SM-65 Atlas «Атлас» Первая ступень Жидкий кислород + диметил-гидразин Насосная 2×45360 (2×54000) 100000 ÷ 110000 6700 1280 8000 Да При старте работают все три двигателя
Вторая ступень Жидкий кислород 61000 24 ÷ 30 2,4 ÷ 3 225000
Ракеты для исследования верхних слоёв атмосферы
General Electric RTV-G-4 Bumper «Бампер» Первая ступень типа А-4 (см. данные ракеты А-4) 26 кг (вес приборов) 3000 420 Изготовлено несколько экземпляров↓ Использовалась для исследовательских целей
Вторая ступень WAC Corporal Азотная кислота + анилин Вытеснительная 680 45 5,8 0,3 300
RTV-N-12 Viking «Викинг» № 11 Жидкий кислород + спирт Насосная 9070 12,7 1,2 7500 320 1920 254 Выпущено 12 шт. в различных вариантах Специальная исследовательская ракета. Имеет отделяющуюся головку
№ 12 Насосная 9225 105 12,7 1,14 6800 2950 ÷ 2500 450 1800 232
Aerobee «Аэроби» Первая ступень Порох 2,5 1,9 265 117 68,4 1380 100 ÷ 145 Выпущено около 100 шт. различных вариантов
Вторая ступень Азотная кислота + анилин Баллонная 1140 45 6,1 0,38 485 283
Aerobee 150 «Аэроби» Первая ступень Порох 265 55 — 91 2150 325 ÷ 270 Да
Вторая ступень Азотная кислота + (анилин + спирт) ЖАД 800 53 6,37 0,38 500
Veronica AGI «Вероника» Азотная кислота + керосин ЖАД 4000 32 ÷ 35 6,0 0,55 1000 700 57 1400 120 240 Опытные образцы
Зенитные управляемые ракеты
Wasserfall «Вассерфаль» Азотная кислота + визоль Баллонная 8000 40 7,835 0,88 3800 1815 600 ÷ 100 750 20 40 Не была окончательно доведена
MIM-3 Nike Ajax «Найк» Первая ступень Порох 3,9 550 до 140 кг 670 18 30 Да Состояла на вооружении в системе противовоздушной обороны США
Вторая ступень Азотная кислота + анилин Баллонная 1180 (на высоте 3000 м) 35 6,1 0,300 450 136
Matra SE 4100 «Матра» Баллонная 1250 14 4,6 0,400 400 110 500 4,0 Опытные образцы
Oerlikon RSC-51 «Эрликон» Азотная кислота + керосин Баллонная 500 52 4,88 0,37 250 130 20 750 15 20 Да
Источник информации: Синярев Г. Б., Добровольский М. В. Жидкостные ракетные двигатели. Теория и проектирование. — 2-е изд. перераб. и доп. — М. : Гос. издательство оборонной промышленности, 1957. — С. 60—63 — 580 с.

Пуски ракет Фау-2 в июне 1944 года

Дата Ракетодромы Информация о ракете
1944/06/01 Пенемюнде, № 7 Герм.; V-2, 17558
1944/06/01 Близна Герм.; 4×V-2: 17776, 17779, 17780, 17781
1944/06/02 Пенемюнде, № 7 Герм.; V-2, 4140
1944/06/03 Пенемюнде, № 7 Герм.; V-2, 17656
1944/06/05 Близна Герм.; V-2, 17777
1944/06/06 Пенемюнде, № 7 Герм.; V-2, 17746
1944/06/06 Близна Герм.; 2×V-2: 17772, 17802
1944/06/07 Пенемюнде, № 10 Герм.; V-2, 17557
1944/06/08 Пенемюнде, № 7 Герм.; V-2, 4171
1944/06/08 Пенемюнде, № 10 Герм.; V-2, 17747
1944/06/09 Пенемюнде, № 7 Герм.; V-2, 4159
1944/06/10 Пенемюнде, № 7 Герм.; V-2, 4158
1944/06/11 Пенемюнде, № 7 Герм.; V-2, 4209
1944/06/11 Пенемюнде, № 10 Герм.; V-2, 17725
1944/06/13 Пенемюнде, № 7 Герм.; V-2, 4089
1944/06/14 Пенемюнде, № 7 Герм.; V-2, 4172
1944/06/14 Пенемюнде, Oie Герм.; V-2, 17727
1944/06/14 Близна Герм.; 2×V-2: 17809, 17796
1944/06/15 Пенемюнде, № 7 Герм.; V-2, 17840
1944/06/15 Близна Герм.; V-217995
1944/06/16 Близна Герм.; 5×V-2: 18022, 18024, 18025, 18027, 18028
1944/06/17 Пенемюнде, № 7 Герм.; V-2m 17839
1944/06/17 Близна Герм.; 9×V-2: 18026, 18029, 18030, 18031, 18032, 18035, 18037, 18038, 18042
1944/06/18 Пенемюнде, Oie Герм.; V-2, 18012
1944/06/18 Близна Герм.; 12×V-2: 18033, 18039, 18047, 18048, 18050, 18051, 18056, 18058, 18059, 18060, 18061, 18041
1944/06/19 Близна Герм.; 3×V-2: 18040, 18043, 18044
1944/06/20 Пенемюнде Герм.; V-2, 4177
1944/06/20 Пенемюнде, Oie Герм.; V-2, 18014
1944/06/20 Пенемюнде, № 10 Герм.; V-2, 17940
1944/06/20 Близна Герм.; 13×V-2: 18046, 18049, 18062, 18064, 18065, 18066, 18067, 18068, 18069, 18070, 18073, 18079, 18080
1944/06/21 Пенемюнде, Oie Герм.; V-2, 18017
1944/06/21 Пенемюнде, № 7 Герм.; V-2, 17939
1944/06/21 Близна Герм.; 3×V-2: 18052, 18057, 18093
1944/06/22 Пенемюнде Герм.; V-2, 4157
1944/06/22 Близна Герм.; 6×V-2: 18053, 18054, 18091, 18092, 18094, 18103
1944/06/23 Пенемюнде, № 7 Герм.; V-2, 18007
1944/06/24 Пенемюнде, № 7 Герм.; V-2, 17657
1944/06/24 Пенемюнде, Oie Герм.; 2×V-2: 18016, 18013
1944/06/24 Близна Герм.; 4×V-2: 18072, 18087, 18097, 18098
1944/06/25 Близна Герм.; 2×V-2: 18085, 18086
1944/06/26 Пенемюнде, № 7 Герм.; V-2, 18008
1944/06/26 Пенемюнде, Oie Герм.; V-2, 18015
1944/06/26 Близна Герм.; 5×V-2: 18096, 18099, 18113, 18114, 18116
1944/06/27 Пенемюнде, № 7 Герм.; V-2, 4208
1944/06/27 Близна Герм.; 6×V-2: 18115, 18120, 18123, 18124, 18125, 18126
1944/06/28 Пенемюнде, № 7 Герм.; V-2, 4167
1944/06/28 Близна Герм.; 5×V-2: 18112, 18117, 18118, 18121, 18122
1944/06/29 Пенемюнде, № 7 Герм.; V-2, 4173
1944/06/30 Пенемюнде, № 10 Герм.; V-2, 4211
1944/06/30 Близна Герм.; 2×V-2: 18089, 18108

История

Экспериментальная станция «Куммерсдорф-Запад» была расположена между двумя артиллерийскими полигонами Куммерсдорфа, примерно в 30 километрах к югу от Берлина, в редком сосновом лесу провинции Бранденбург. Там работали офицеры и специалисты, было лучшее испытательное оборудование, для которого разработали методику испытаний, имелись стенды для ракет на твёрдом и жидком топливе.

В 1930-е годы на полигоне Куммерсдорф Вернер фон Браун попал в подчинение к капитану Дорнбергеру, вместе с которым он трудился много лет. Дорнбергер ведал до этого разработкой реактивных снарядов на бездымном порохе. Начиная с 1937 года фон Браун приступил к испытаниям больших ракет на полигоне «Пенемюнде» острова Узедом на Балтийском море, который начали строить в 1935 году.

Первое испытание ракеты произошло 21 декабря 1932 года, в работе принимал участие инженер-испытатель и конструктор Вальтер Ридель из , расположенной в городке Бритц. Инженер Артур Рудольф предложил отделу вооружений полностью автоматизированный двигатель на жидком топливе, с тягой 295 килограммов и временем горения шестьдесят секунд. В августе 1932 года во время неудачного демонстрационного полёта ракета, построенная группой Ракетенфлюгплац, вертикально поднялась на 30 метров, затем резко легла на горизонтальный курс и рухнула в лес. Этот ракетный двигатель был первым из разработанных, созданных и испытанных на полигоне. Он был сделан из меди, сферические ёмкости с кислородом и спиртом располагались наверху, отделённые от камеры сгорания, снабженной системой охлаждения.

Проект ракеты был разработан конструкторами Робертом Луссером (фирма Fieseler) и Фритцем Госслау (фирма Argus Motoren). Проект Fi-103 предложен Техническому управлению Министерства авиации совместно обеими фирмами в июле 1941 года. Во время работ по проектированию, а позже и на испытаниях, возникла необходимость в стабилизации ракеты в полёте, поэтому её оснастили гироскопом и установили стабилизаторы.

Производство ракеты начато в конце 1942 года, на острове Узедом (расположенном в Балтийском море, напротив устья реки Одер). Во время Второй мировой войны на острове был концлагерь, рабочая сила заключенных которого и была использована на предприятиях по производству Фау-1.

Наиболее эффектным достижением разведки Армии крайовой (АК) была разработка исследовательского центра и заводов в Пенемюнде, на которых собирали ракеты «Фау-1» и «Фау-2». Первая информация о происходившем там была получена осенью 1942, а в марте 1943 года в Лондон был отправлен подробный рапорт. Это позволило англичанам 17-18 августа 1943 года провести массированную бомбовую атаку, что на несколько месяцев приостановило производство «чудо-оружия».

Боевое применение

Для защиты от Фау-1 использовано около 2000 аэростатов заграждения (оригинальное цветное фото 1942 года)

За применение Фау-1 отвечал специально созданный 65-й армейский корпус . Боевое развёртывание ракет началось в 1943 году, с подготовки нескольких стартовых позиций во Франции. С инженерной точки зрения представлялись более выгодными хорошо защищённые железобетонные стартовые комплексы («тяжёлые» позиции), в то время как с военной точки зрения предпочтительнее были рассредоточенные «лёгкие» позиции. В итоге было принято компромиссное решение об оборудовании 4 «тяжёлых позиций» (Бункер Сиракур и Бункер Брекоэрт) и 96 «лёгких». Фактически ни одна тяжёлая позиция так и не была завершена, и все запуски осуществлялись с лёгких.

13 июня  — первое боевое применение Фау-1, удар нанесён по Лондону. Одновременно были запущены 10 Фау-1, из которых 5 упали сразу после старта или во время полёта, судьба ещё одной осталась неясной, до Англии долетели 4 ракеты, но на Лондон упала только одна из них. При её падении на район Бетнал-Грин (Туэр-Хамлетс) 6 человек погибли и 9 получили ранения. В первые недели совершалось до 40 запусков ракет ежедневно, к концу августа количество пусков доведено почти до 100. После вторжения союзников в Нормандию, захвата или уничтожения бомбардировками большей части наземных установок, количество пусков значительно уменьшилось и только в декабре 1944 года вновь стало превышать 40 пусков в сутки. С января 1945 года количество пусков по Англии снижалось, последний осуществлён 29 марта 1945 года.

К 29 марта 1945 года 10 492 было запущено по Англии (из них 8 892 с наземных пусковых установок и 1 600 с самолётов); 3200 упали на её территории, из них 2419 достигли Лондона, вызвав потери в 6184 человек убитыми и 17 981 ранеными. Тем самым, на каждую достигшую Лондона ракету приходилось 10 погибших или раненых лондонцев. В городе было разрушено около 23 000 зданий и до 100 000 получили различные степени повреждений. Также атакам Фау-1 подвергались Портсмут, Сауптгемптон, Манчерстер и ряд других британских городов. В завершающие месяцы войны немцы усиленно атаковали самолётами-снарядами важные центры Западной Европы — Льеж (3 141 пуск), Антверпен (2 183 пуска), Брюссель (151 пуск), Париж.

Лондонцы называли Фау-1 «летающими бомбами» (flying bomb), а также «жужжащими бомбами» (buzz bomb), из-за характерного звука, издаваемого пульсирующим воздушно-реактивным двигателем.

Достоверных случаев применения Фау-1 по советским войскам не зафиксировано. Советское командование ПВО, тем не менее, считало реальными попытки такого применения по важнейшим промышленным центрам СССР, изучало опыт борьбы союзников с ними и готовило части ПВО к отражению таких ударов (известны крупномасштабные учения ПВО с реальными целями, имитирующими атаки Фау-1 на Ленинград, осенью 1944 года).

Всего к концу войны немцы изготовили около 25 000 единиц Фау-1.

Таран (воздушный), Супермарин Спитфайр и Фау-1. Спитфайр (справа) кончиком крыла «подцепляет» и переворачивает V-1 (слева); гироскопы ракеты не в состоянии вернуть её после этого на курс, она падает

Около 20 % ракет отказывали при запуске, 25 % уничтожались английской авиацией, 17 % сбивались зенитками, 7 % разрушались при столкновении с аэростатами заграждения. Двигатели часто отказывали до достижения цели и также вибрация двигателя часто выводила ракету из строя, так что около 20 % Фау-1 падали в море. Хотя конкретные цифры варьируются от источника к источнику, британский доклад, опубликованный после войны, показал, что на Англию были запущены 7547 Фау-1. В докладе указывается, что из них 1847 были уничтожены истребителями, 1866 были уничтожены зенитной артиллерией, 232 были уничтожены аэростатами заграждения и 12 — артиллерией кораблей Королевского ВМФ.

Прорыв в военной электронике (разработка радиовзрывателей для зенитных снарядов[когда?] — снаряды с такими взрывателями оказались в три раза эффективнее даже при сравнении с новейшим для того времени радиолокационным управлением огнём) привёл к тому, что потери немецких самолетов-снарядов в налетах на Англию возросли с 24 % до 79 %, в результате чего эффективность (и интенсивность) таких налетов значительно снизилась.

Запуск «Фау-1»

Катапульта для запуска V-1

Катапульта для запуска, Duxford

Поршень который перед стартом сцеплялся с бугелем, находившимся на нижней части фюзеляжа снаряда

ПуВРД эффективен только при достижении снарядом некоторой начальной скорости. Это влечёт необходимость технических средств обеспечения этой начальной скорости при запуске. Существовало два варианта запуска снаряда:

  • со стационарной наземной пусковой установки — катапульты Вальтера.
  • с самолёта-носителя, в качестве которого использовался бомбардировщик He 111. Снаряд подвешивался к носителю асимметрично — под одно крыло рядом с фюзеляжем, что объясняется сильно выступающим над корпусом снаряда двигателем.

Хотя первые, экспериментальные пуски Фау-1 выполнялись с самолёта-носителя, большая часть боевых пусков была осуществлена с наземных установок.

Катапульта представляла собой массивную стальную конструкцию длиной 49 м (длина пути разгона 45м) и монтировалась из 9 секций. Наклон катапульты к горизонту — 6°. На верхней стороне находились направляющие, по которым двигался снаряд при разгоне. Внутри катапульты по всей её длине проходила труба диаметром 292 мм, выполнявшая роль цилиндра парового двигателя. В трубе свободно перемещался поршень, который перед стартом сцеплялся с бугелем, находившимся на нижней части фюзеляжа снаряда. Поршень приводился в движение давлением (57 бар) парогазовой смеси, подававшейся в цилиндр из специального реактора, в котором происходило разложение концентрированной перекиси водорода под воздействием перманганата калия. Передний конец цилиндра был открыт и после схода снаряда с катапульты поршень вылетал из цилиндра и уже в полёте отцеплялся от снаряда. Катапульта сообщала снаряду начальную скорость около 250 км/час. Время разгона — около 1 сек.

С одной катапульты по расчётам можно было запустить до 15 снарядов в день, хотя на практике это делалось далеко не всегда. Рекорд составлял 18 запусков в 1 день. Около 20 % всех пусков с катапульты были аварийными.

Воздушный старт

3-й воздушной эскадрой Люфтваффе, носившей имя III/KG 3 «Blitz Geschwader» (нем. «Молниеносная эскадра»), с июля 1944 года по январь 1945 года с модифицированных He 111 (носивших обозначение H-22s) было произведено 1176 запусков. Послевоенные исследования оценивают потери «Фау-1» в 40 % при запуске с самолётов, которые тоже несли потери, как от атак истребителей противника, так и от факела двигателя снаряда, в зоне которого на несколько секунд после пуска оказывался самолёт.
В самом конце войны было изготовлено несколько пилотируемых «Фау-1» (так и не использованных), предполагавших подъём в воздух на тросе, с использованием реактивного Ar 234 в качестве буксировщика.

Принцип действия ракеты

ФАУ 1 — первая крылатая ракета, запущенная в серийное производство. Запускалась с земли при помощи специального пускового механизма. Стартовав, ракета летела на маршевом двигателе. Если запас топлива в двигательном отсеке полностью расходовался, маршевый двигатель отключался, и ракета пикировала к цели.

ФАУ 2 имела несколько иной принцип действия. Дело в том, что FAU 2 была первой в мире ракетой, которая совершила полет на высоте 188 километров, почти вышла в космическое пространство. После запуска  ракета выходила на полетную высоту, и на этих эшелонах проходила большую часть пути. После достижения нужных координат, ФАУ 2 направлялась к земле и поражала свою цель.

https://youtube.com/watch?v=54W-1PPrTa4

Управлялась ФАУ системой специализированных устройств.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector