В центре обороны: генштаб назначают старшим среди силовиков

Офицеры российского Генерального штаба

Офицерами Генерального штаба в вооружённых силах Российской империи (Русской Императорской Армии) в последней трети XIX века — начале XX века считались офицеры, окончившие полный курс Николаевской Академии Генерального Штаба и причисленные к Генеральному Штабу (то есть имевшие право со временем получить должность по Генеральному Штабу). Службу они проходили непосредственно в тех подразделениях, куда были откомандированы после окончания Академии, в основном в штабах частей и подразделений. При этом они числились в списках чинов как по Генеральному Штабу, так и по тому роду войск, где служили непосредственно.

В штабах (от военно-окружных — с 1864 г. до дивизионных), а также управлениях отдельных бригад, крепостей имелись специальные должности, которые должны были замещаться только чинами Генерального штаба. В обязанности офицеров генерального штаба входило ведение журналов военных действий (путевые, осадные, прочие).

Офицеры Генштаба были большей частью не знакомы со строевой службой; только на Кавказе находилось всегда значительное число офицеров Генштаба (30—40). В 1851 году в военную академию поступило всего 7 офицеров; для привлечения большего числа лиц офицерам Генштаба предоставлены были разные льготы, после чего в академию стало поступать средним числом по 36 человек.

«Могут прислушаться к призыву»

Несмотря на текущий геополитический контекст двусторонних отношений, эксперты расценивают заявление председателя Комитета начальников штабов ВС США Марка Милли как позитивный сдвиг.

Кроме того, по его словам, с учётом активного антикитайского курса Вашингтона американцам сейчас невыгодно «разрываться на два фронта», не имея никаких военных контактов с Россией.

«Учитывая, что США обеспокоены ростом военной мощи Китая и тем, что КНР может спроецировать эту мощь в различные регионы мира, американским военным важно, как к этому будет относиться Россия, какую сторону она в итоге выберет и будет ли укреплять свои стратегические возможности на Дальнем Востоке», — пояснил аналитик

  • Колонна российской военной техники
  • РИА Новости

С ним согласен и руководитель Центра военно-политических исследований Института США и Канады РАН Владимир Батюк. В беседе с RT он напомнил, что Москва и Вашингтон никогда полностью не разрывали контактов по военной линии.

Также по теме


«Новые варианты сдерживания»: как США планируют развивать диалог с Россией по стратегической стабильности

В рамках диалога по стратегической стабильности Вашингтон хочет обсуждать с Москвой контроль не только над ядерными, но и над другими…

«Российские и американские силовые структуры охотно общаются и видят в этом только пользу. Например, активно продолжается обмен информацией между российскими и американскими спецслужбами относительно активности международных террористических группировок», — говорит Батюк.

Помимо этого, он уточнил, что страны поддерживают контакты в тех регионах, где они действуют параллельно, например в Сирии.

«Есть и другие регионы, в том числе акватория Мирового океана, где между российскими и американскими военными могут возникнуть какие-то столкновения, конфликты. Чтобы избежать неприятностей, необходимо укреплять двустороннее сотрудничество в военной сфере», — добавил Батюк.

Вместе с тем он отметил, что на данный момент «политический климат в США неблагоприятен для такого рода обмена информацией и сотрудничества».

«Дошло до того, что некоторых американских политиков, контактирующих с российскими коллегами, на этом основании обвиняют чуть ли не в шпионаже в пользу Москвы. В этих условиях многие военные США опасаются, что такого рода контакты могут негативно повлиять на карьеру», — подчеркнул собеседник RT.

В свою очередь, Андрей Сидоров полагает, что проекты новых рестрикций против ряда россиян являются скорее политическими манёврами, рассчитанными на американских избирателей.  

Однако, как отмечает аналитик, голос военных в Вашингтоне в последнее время стал иметь больший вес.

«В связи с этим ожидаю, что американские политики в конечном итоге могут прислушаться к призыву о расширении контактов с Россией в военной сфере», — резюмировал Сидоров.

Центр обороны

После принятия этих поправок полномочия Генштаба станут намного шире и он станет ведущим органом по разработке стратегии национальной безопасности, считает Виктор Мураховский. То, что взаимодействие с гражданскими властями нашло отражение в нормативных актах, регулирующих полномочия Генштаба, неслучайно, считает эксперт: современные конфликты носят скоротечный характер и сопровождаются активным применением как военных, так и невоенных средств. И государства, и иррегулярные формирования прибегают к информационному воздействию, а также к экономическому и политическому давлению. Всё это требует организации защиты на любых уровнях.

— Необходимо расширять состав разноведомственных сил, привлекаемых к обороне, спектр вопросов взаимодействия, в том числе между военными и государственными структурами, — уверен Виктор Мураховский.

Планируемые изменения в большинстве своем связаны с уточнением законодательства и отражают приоритеты, которые в ближайшее время будут стоять перед Генштабом, считает учредитель российской ассоциации юристов силовых ведомств «Гвардия» Олег Жердев.

— После внесения поправок к разработке концепции строительства и развития военной организации будут привлекаться не только военные структуры, но и органы государственной власти, — подчеркнул эксперт. — Генштаб будет работать с ними как с равноправными субъектами. Речь идет и о федеральных ведомствах, и об органах местного самоуправления. Изменения логичны, поскольку все они так или иначе участвуют в мобилизации в случае войны.

На заседании Совбеза 22 ноября президент отметил, что при решении задач в области обороны и безопасности следует наладить четкое взаимодействие между силовыми структурами и органами власти всех уровней. По его словам, система управления военной организацией должна быть «современной, надежной, многофункциональной, обладать передовыми информационно-аналитическими комплексами, средствами связи и разведки».

После выработки концепции такие силовые структуры, как ФСБ, ФСО, Росгвардия и МЧС, будут обязаны согласовывать с ГШ направления своего перспективного развития, уточнил Олег Жердев. В частности, разработку ключевых боевых документов, планов по защите страны от агрессии и организационных мероприятий — например, решать, какие воинские части будут созданы или сокращены.

Как заявили «Известиям» в Минобороны, работа по уточнению нормативных правовых актов, определяющих полномочия входящих в него органов военного управления, в том числе Генерального штаба, проводится на регулярной основе.

Этот процесс связан с совершенствованием нормативной правовой базы Российской Федерации в области обороны, а также уточнением полномочий заместителей министра обороны и руководителей центральных органов военного управления, уточнили в ведомстве. Данная работа носит системный, плановый характер и направлена на совершенствование повседневной деятельности Минобороны, подчеркнули там.

— Предлагаемые для внесения в Указ президента РФ от 23 июля 2013 года № 631 «Вопросы Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации» поправки не наделяют Генштаб ВС какими-либо дополнительными полномочиями и задачами. Они только уточняют отдельные функции Генерального штаба в пределах имеющихся полномочий, которые определены в Положении о Министерстве обороны РФ, — отметили в министерстве. — В соответствии с постановлением правительства от 25 августа 2012 года № 851 проект указа президента о внесении поправок в действующий указ президента был размещен на официальной площадке regulation.gov.

Справка «Известий»

В настоящее время Генштаб — центральный орган военного управления Министерства обороны России. Согласно положению о ГШ, которое утверждено указом президента в 2013 году, полномочия этой структуры охватывают вопросы обеспечения военной безопасности и обороны государства в целом и не ограничиваются рамками задач, стоящих перед Вооруженными силами. В Генеральном штабе разрабатываются планы стратегических операций, осуществляется руководство деятельностью военных разведывательных органов, планируется мобилизационная подготовка и мобилизация, координируется деятельность войск.

Структура и задачи

После реформы у штаба осталось 12 задач. Уточненный в результате реформ круг функций можно кратко сформулировать так:

  • планировка использования ВС;
  • организация подготовки военных сил;
  • управление созданием подразделений;
  • обеспечение регулярных смотровых и тренировочных кампаний;
  • мобилизация войск;
  • аналитика ситуации в срочных отделениях армии, обеспечение безопасности в данных частях;
  • разведывательная деятельность;
  • обеспечение коммуникаций между разными родами войск;
  • координация использования радиосвязи;
  • создание радио- и электронных препятствий в ситуации активных военных действий;
  • подготовка кадров с функцией защиты гостайны;
  • проведение научных исследований с военной направленностью (создание НИИ и финансирование военно-научных проектов).

Узнай: Сколько служили в царской армии, какой раньше был срок службы Все функции лежат на 14 отделениях, в которые входят центры, управления и службы. Главными считаются четыре управления:

  • Главное оперативное;
  • 2 Главное;
  • Главное по мобилизации;
  • Главное по связи.

Существуют и нижестоящие отделения с практическими задачами:

  • отделение противостояния радиоэлектронным коммуникациям;
  • военная топография;
  • восьмое подразделение;
  • оперативно-подготовительные;
  • строительства и разработки БЛА.

Восьмое управление ГШ ВС РФ – это подразделение по сбору информации для Минобороны, необходимой для решения текущих задач управления ВС страны.

Система штаба включает и центр исследований, Наццентр обороны, операционное (специальное) подразделение, личный архив, автомобильную и мотоциклетную базу.

С новыми функциями

Согласно проекту поправок, в числе новых обязанностей Генштаба появится координация взаимодействия с ответственным за связь федеральным ведомством по вопросам совместной эксплуатации единой сети электросвязи. Военным предстоит разработать планы эксплуатации сетей, защиты от внешнего воздействия и восстановления в случае нарушения их работы.

Кроме того, военным предлагают передать выполнение задач по созданию и выдаче сертификатов ключей проверки электронных подписей, а также «иные функции удостоверяющего центра».

В проекте документа также регламентируются вопросы международного военно-технического сотрудничества: Генеральный штаб должен согласовывать требования к характеристикам вооружения и техники, которые собираются поставлять на экспорт. Это необходимо для того, чтобы критически важные для обороноспособности страны технологии не утекли за рубеж.

Из ведения Генштаба планируют вывести вопросы, касающиеся службы войск и безопасности военной службы. К таковым относятся, в частности, расстановка караулов у охраняемых объектов, отправка гарнизонных патрулей на улицы и организация повседневной службы в целом. Часть этих функций передается созданной несколько лет назад военной полиции.

Вместе с тем в новых условиях ГШ должен будет контролировать обеспечение законности и правопорядка в Вооруженных силах и осуществлять «в пределах своей компетенции противодействие преступности». Кроме того, в его ведении будет исполнение наказаний в отношении военнослужащих (если речь не идет о преступлениях, предусматривающих тюремные сроки).

Важным нововведением станет и обязанность Генштаба организовывать госзащиту военнослужащих, которые проходят свидетелями или потерпевшими по уголовным делам, а также военных следователей, судей и прокуроров.

История

В ВС (войсках) рабовладельческих и феодальных государств (до XVI века), которые были небольшими по численности и вели сражения (бои) на относительно небольших пространствах, военачальник (командир) видел поле сражения (боя) и для управления своими воинами не нуждался в специальном органе — штабе, хотя перед сражением (боем) проходил совет (Военный совет), где определялись и ставились задачи личному составу. По мере укрупнения войск (увеличением их численности) и увеличением пространственного размаха военных действий между государствами, в Европе (конец XVI — начало XVIII веков) происходило образование постоянных национальных ВС (войск, армий), при этом, соответственно, управляемость ими усложнилась. В целях совершенствования организации управления ВС потребовалось учреждение специальных чинов (должностей) которые бы ведали передвижением войск, их размещением, составлением планов, карт, так появились квартирмейстеры, и постепенно возникла служба генерального штаба. А командующие (командиры) имели офицеров-адъютантов, вестовых, которые использовались при управлении войсками (частями).

От квартирмейстеров до Полевого штаба РККА: история русского генштаба

На протяжении столетий роль командования в сражениях неоднократно менялась. В средние века функции штаба выполняли отдельные люди, как правило, крупные военачальники и главнокомандующие. Со временем возникала необходимость в разделении сфер ответственности — и именно это дало начало появлению квартирмейстеров, в чью компетенцию входило не только стратегическое планирование битв, но и вопросы обустройства солдат.

Штабные должности в России длительное время возглавлялись исключительно квартирмейстерами, а сам штаб долго не был оформлен в виде самостоятельного органа и находился в подчинении военного ведомства. Указ Петра I от 1711 года предписывал учредить специальную структуру, которую возглавил князь А. Шаховской. Однако само название «генеральный штаб» появилось позднее, уже во времена Екатерины II. Датой создания русского главного штаба принято считать 1763 год. Императрица существенно расширила сферу компетенции этого органа. Согласно её указам, в мирное время штабу предписывалось проводить оборонные и подготовительные мероприятия в ожидании очередного военного столкновения.


Рисунки униформы штабных офицеров XIX века

Незадолго до начала Первой Мировой войны Генеральный штаб был отделён от военного министерства. Его возглавил независимый гражданский чиновник. Ситуация изменилась, когда разразилась война. Возникла необходимость вернуть Генштаб под эгиду министерства обороны и поручить вопросы боевого командования и планирования непосредственно военному министру. Примерно в это же время появилась и ставка верховного главнокомандующего. Ее задачей было наблюдение за ходом сражений и разработка стратегии. Тогда же окончательно оформилась первоначальная структура Генерального штаба. Он включал в себя такие службы и отделы, как:

  • генеральное квартирмейстерство;
  • отделы военного снабжения и службы обустройства и быта солдат;
  • мобилизационные комиссии;
  • отделы военного сообщения, связи и топографических наблюдений;
  • комитеты Генштаба;
  • крепостную комиссию.

В таком виде штаб существовал до самого окончания войны и начала революционных событий. С приходом большевиков к власти прежний орган командования был упразднён, а на его месте создан Всероссийский главный штаб. Несколько лет спустя его объединили с Полевым красноармейским штабом, и получившийся в результате слияния орган командования стал основным центром управления Рабоче-Крестьянской Красной армии. Главный штаб был реорганизован в 1924 году и обрёл ряд дополнительных функций и задач. Ещё через десять лет его переименовали в Генеральный штаб Рабоче-Крестьянской Красной армии.


Историческое здание Генштаба на Дворцовой площади (Санкт-Петербург)

Ссылки

  • [slovari.yandex.ru/dict/ushakov/article/ushakov/25/us4136609.htm?text=%D1%88%D1%82%D0%B0%D0%B1&stpar1=1.1.3 «Штаб» в Толковом словаре русского языка Ушакова](недоступная ссылка с 14-06-2016 (1441 день))
  • [slovari.yandex.ru/dict/voinaimir/article/yandex_new/1839.html?text=%D1%88%D1%82%D0%B0%D0%B1%D1%8B&stpar1=1.1.6 «Штаб» в Словаре «Война и мир в терминах и определениях»](недоступная ссылка с 14-06-2016 (1441 день))
: неверное или отсутствующее изображение Для улучшения этой статьи желательно:

Найти и оформить в виде сносок ссылки на независимые авторитетные источники, подтверждающие написанное.К:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)

История создания и развития министерства обороны в Российской Федерации

Впервые оборонное ведомство появилось в России в 1531 году в виде Разрядного приказа, в чьи функции входило ведение воинских дел, собирание и упорядочивание войска, возведение фортификационных сооружений.

Дальнейшие ключевые вехи развития оборонного управления в Российской империи:

  • 1815 — появление Главного штаба Его императорского величества (прообраз нынешнего Генштаба);
  • 1860-70-е — формирование территориальной структуры управления обороной империи с делением ее на военные округа (ВО). Появление воинской обязанности для мужского населения, относящегося ко всем сословиям;
  • 1914 — введение Ставки Верховного главнокомандующего.

В 1917 году революционные власти вместо «старорежимного» Военного министерства создали Народный комиссариат по военным делам и Наркомат по морским делам, координация деятельности которых легла на Совет Рабочей и Крестьянской обороны. В 1923 комиссариаты были подвергнуты слиянию.

1936 год. Совещание в Народном комиссариате обороны СССР

В эпоху СССР:

  • В 1944 г. создан Наркомат обороны РСФСР и такие же ведомства в других республиках Союза;
  • В 1946 наркоматы превращены в министерства;
  • В 1978 расформированы военные ведомства союзных республик с передачей соответствующих функций МО СССР, прекратившего деятельность с развалом Союза.

Мало кто об этом помнит, но современное Минобороны — не ровесник Российской Федерации. Новое российское государство, признанное преемником Советского Союза, основано 26 декабря 1991 года или в день принятия декларации об упразднении СССР. А пятью днями ранее Россия, как субъект только что основанного Содружества Независимых Государств, подписала с другими бывшими союзными республиками соглашение о временном поручении последнему главе  минобороны СССР Шапошникову военного командования в их границах.

В период экономического кризиса, ознаменовавшего пресловутые «лихие девяностые», руководству Минобороны и государства удалось сохранить боеспособные Вооруженные силы (ВС).

Развитие ведомства шло по следующей хронологии:

  • 11 ноября 1998 г. — установлено новое положение о МО, наделившее его наряду с ГШ ВС РФ статусом центрального управляющего военного органа;
  • В 1997-1998 гг. — ВС претерпели существенные преобразования. Это объединение ракетных и военно-космических войск с силами противоракетной обороны, слияние противовоздушных и военно-воздушных сил, знаменующее превращение пятивидовой структуры ВС в четырёхвидовую. Тогда же были объединены Забайкальский и Сибирский ВО в СибВО, Приволжский и Уральский — в ПУрВО;
  • В марте 2001 в системе, подведомственной Министерству обороны, появились Космические войска;
  • В 2007 начались кардинальные реформы в ВС РФ под началом главы Минобороны Анатолия Сердюкова, включающие старт программы перевооружения армии;
  • В июле 2010 президентским указом учреждены 4 оперативно-стратегических командования с одновременным уменьшением числа ВО, их переформированием в Западный, Южный, Центральный и Восточный;
  • 1 декабря 2011 основаны Войска воздушно-космической обороны (ВВКО), поглотившие космические;
  • 6 ноября 2012 А. Сердюков отправлен в отставку, его пост занял возглавляющий ведомство ныне Сергей Шойгу;
  • 1 августа 2015 утверждено создание Воздушно-космических сил (ВКС) через слияние ВВКО с ВВС.

Штаб-квартира ведомства размещена в Москве по ул. Знаменка, дом 19.

Главное здание Минобороны на Знаменке

День Генерального штаба ВС РФ. Досье

ТАСС-ДОСЬЕ /Валерий Корнеев/. День Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации отмечается ежегодно 25 января в соответствии с указом министра обороны РФ генерал-полковника Сергея Иванова от 30 января 2002 г.

Дата празднования выбрана в связи с тем, что 25 января (14 января по старому стилю) 1763 г. резолюцией императрицы Екатерины II на базе так называемой квартирмейстерской части русской армии (создана царем Петром I в 1711 г.

) был учрежден Генеральный штаб – один из основных органов управления сухопутными военными силами, а впоследствии и военно-морским флотом государства.

История

В докладе, одобренном резолюцией Екатерины II в 1763 г., было указано, что Генеральный штаб создается по примеру армий других европейских государств, а также из-за необоснованного раздувания штата генерал-квартирмейстеров во время Семилетней войны 1756-1763 гг., которое привело к неэффективному командованию частями.

За более чем 250-летнюю историю неоднократно изменялось назначение, организационная структура, местоположение, а также схема подчиненности штаба в общей системе высшего военного управления страны.

Изменялись и названия руководящего органа: Генеральный штаб армии (1763); Департамент Генерального штаба (1774), Свита Его Императорского Величества по квартирмейстерской части (1796); Главный штаб (1815), Генеральный штаб (1827), Департамент Генерального штаба (1832), Главное управление Генерального штаба (ГУГШ, 1863), Главный штаб (1865), ГУГШ (1905).

После окончания Гражданской войны они были объединены в Штаб Рабоче-крестьянской Красной армии (1921), который в дальнейшем также реорганизовывался и менял названия – Генеральный штаб РККА (1921) в составе Наркомата обороны СССР (в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

– рабочий орган Ставки Главного Командования); Генеральный штаб Вооруженных сил (ВС) СССР (1946); Генеральный штаб Советской армии в составе Военного министерства СССР (1950); Генеральный штаб ВС СССР (1955). 7 мая 1992 г.

на базе ГШ ВС СССР указом президента РФ Бориса Ельцина был создан Генеральный штаб Вооруженных сил Российской Федерации.

Текущее состояние и задачи

В настоящее время ГШ ВС РФ – центральный орган военного управления Министерства обороны России и основной орган управления ВС РФ.

Согласно Положению о ГШ, которое утверждено президентом РФ Владимиром Путиным в июле 2013 г., полномочия ГШ охватывают вопросы обеспечения военной безопасности и обороны государства в целом и не ограничиваются рамками задач, стоящих непосредственно перед Вооруженными силами.

В ГШ разрабатываются планы стратегических операций, осуществляется руководство деятельностью военных разведывательных органов, планируется мобилизационная подготовка и мобилизация, координируется деятельность войск и др.

Штаб-квартира

С момента основания и до Октябрьской революции 1917 г. ГШ занимал ряд зданий в Санкт-Петербурге, самое известное из которых было возведено в 1820-1830 гг. на Дворцовой площади (ныне западную часть здания занимает командование Западного военного округа, восточную – Государственный Эрмитаж) по проекту архитектора Карло Росси. После 1917 г.

органы руководства армией переехали в Москву, в Дом Апраксиных (ул. Знаменка, 19-21). В 1979-1987 гг. по соседству с ним (ул. Знаменка, 14/1) было возведено новое здание Генштаба ВС СССР. В декабре 2014 г.

СМИ сообщали о начавшемся переезде управлений ГШ РФ на Фрунзенскую набережную Москвы, в здание Национального центра управления обороной (НЦУО РФ), где также размещается центральный аппарат Минобороны в главе с министром обороны Сергеем Шойгу.

История

Начальник Генерального штаба генерал армии Валерий Герасимов с погонами.

Главный штаб (старое здание) в Москве

Памятный знак «250 лет Генеральному штабу» (2013 г.)

В Советских Вооруженных Силах , в Генеральном штабе Вооруженных Сил СССР   выступал в качестве главного командно-руководящего органа военных. Красная Армия Сотрудники первым образованны в 1921 году , но, историк Джон Эриксон говорит, до 1924 года , разработанного в громоздкую группировку , занимающейся боевой подготовкой, рутинных делах Красной Армии и оборонной политике, все без реального определения. Развитие штаба как советского «военного мозга» Эриксон датирует назначением Михаила Фрунзе на должность начальника штаба приказом № 78 от 1 апреля 1924 года. «С этой даты … история Советского Генштаба. — как должно было стать — начинается ».

22 сентября 1935 года власти переименовали штаб РККА в Генеральный штаб, который по сути реинкарнировал Генеральный штаб Российской империи . Многие из бывших офицеров штаба РККА служили офицерами Генерального штаба в Российской Империи и стали офицерами Генерального штаба в СССР. Офицеры Генерального штаба обычно обладали большим боевым опытом и хорошей академической подготовкой.

Уильям Одом писал:

Во время холодной войны Советский Генеральный штаб поддерживал советские планы вторжения в Западную Европу, о масштабах которых было тайно известно Западу такими шпионами, как Рышард Куклински, а затем опубликованы немецкими исследователями, работающими с файлами Национальной народной армии , и проект « Параллельная история» и связанные с ним документы о польских учениях « Семь дней до реки Рейн» (1979 г.).

После распада Советского Союза и особенно с 2004 года Генеральный штаб и Министерство обороны России пытались разделить руководство вооруженными силами между собой, часто в период интенсивных бюрократических разногласий. Сообщалось, что сейчас основная роль Генштаба — это управление стратегического планирования Минобороны России, а сам министр обороны теперь получает исполнительную власть над войсками. Однако этому противоречат некоторые российские комментаторы и аналитики в области обороны.

Министр обороны Анатолий Сердюков , инициировавший военную реформу 2008 года , в целях разделения оперативных и административных функций Министерство обороны сформировало две функциональные линии ответственности: первая — планирование использования и строительства Вооруженных сил, вторая — планирование вооруженных сил. всесторонняя поддержка войск (сил). Осуществлен переход к трехуровневому принципу ответственности: основные командования родов и соединений отвечали за боевую подготовку, а Генеральный штаб, объединенные стратегические командования и соединения — за оперативную подготовку. В результате проведенных преобразований Генеральный штаб освободился от дублирующих функций и стал полноценным органом стратегического планирования, который организует и контролирует Вооруженные Силы в выполнении поставленных задач.

История Генерального штаба восходит к его созданию 25 января 1763 года во времена Российской империи . День Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации ежегодно отмечается 25 января, хотя нынешний Генеральный штаб России был создан в другую дату. Генеральный штаб Императорской России затем стал Генеральным штабом Вооруженных Сил СССР   в 1918 году, прежде чем его сменил нынешний штаб.

[править] Подразделения

Главное оперативное управление

Основная статья: Главное оперативное управление ГШ ВС РФ

Главное оперативное управление — основной орган Генштаба, в задачи которого входит планирование военных операций самого разного уровня. Его роль в системе боевого управления ВС была традиционно настолько велика, что зачастую именно выходцы из ГОУ занимали пост начальника Генштаба, как это было, в частности, в случаях с генералами Анатолием Квашниным и Юрием Балуевским.

Основные направления деятельности ГОУ ГШ ВС РФ:

  • анализ военно-политической обстановки в мире;
  • участие в определении источников военных угроз безопасности Российской Федерации и подготовка предложений военно-политическому руководству государства по вопросам военного строительства;
  • определение основных направлений строительства ВС, координация разработки планов строительства других войск, воинских формирований и органов;
  • стратегическое и оперативное планирование применения ВС;
  • оперативное управление войсками (силами) в мирное и военное время;
  • организация взаимодействия ВС с федеральными органами исполнительной власти, в составе которых имеются другие войска, воинские формирования и органы, а также со Штабом по координации военного сотрудничества государств — участников Содружества Независимых Государств, Объединенным штабом Организации Договора о коллективной безопасности;
  • организация и контроль осуществления в ВС мероприятий антитеррористической деятельности;
  • контроль мероприятий оперативной подготовки ВС Российской Федерации;
  • освоение новых уставных документов по руководству ВС, подготовке и ведению военных действий, службе оперативных штабов;
  • международное военное сотрудничество (вопросы стратегической стабильности, обеспечения региональной безопасности, организация борьбы с международным терроризмом, взаимодействие в рамках Совета Россия — НАТО, реализация договоренностей по сокращению стратегических наступательных вооружений, нераспространению оружия массового уничтожения);
  • участие в формировании предложений в проект Государственной программы вооружения.

Главное разведывательное управление

Основная статья: Главное разведывательное управление ГШ ВС РФ

Главное разведывательное управление решает задачи в военной, военно-политической, военно-технической, военно-экономической и экологической сферах.

Целями разведывательной деятельности ГРУ ГШ ВС РФ являются:

  • обеспечение Президента Российской Федерации, Федерального Собрания, Правительства Российской Федерации, Министра обороны Российской Федерации, начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации разведывательной информацией, необходимой им для принятия решений в политической, экономической, оборонной, научно-технической и экологической областях;
  • обеспечение условий, способствующих успешной реализации политики Российской Федерации в сфере обороны и безопасности;
  • содействие экономическому развитию, научно-техническому прогрессу страны и военно-техническому обеспечению безопасности Российской Федерации.

Руководство Генерального штаба

Штандарт Начальника Генерального штаба

Памятная монета Банка России номиналом 50 рублей (2013)

Памятный знак «250 лет Генеральному штабу» (2013)

Начальник Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации — Первый заместитель Министра обороны Российской Федерации

  • генерал армии Дубынин Виктор Петрович (май — ноябрь 1992),
  • генерал армии Колесников Михаил Петрович (декабрь 1992 — октябрь 1996),
  • генерал армии Самсонов Виктор Николаевич (октябрь 1996 — май 1997),
  • генерал армии Квашнин Анатолий Васильевич (май 1997 — июль 2004),
  • генерал армии Балуевский Юрий Николаевич (июль 2004 — июнь 2008),
  • генерал армии Макаров Николай Егорович (июнь 2008 — ноябрь 2012),
  • генерал армии Герасимов Валерий Васильевич (с 9 ноября 2012).

Первый заместитель начальника Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации

  • генерал-полковник Колесников Михаил Петрович (1992),
  • генерал-полковник Николаев Андрей Иванович (декабрь 1992 — июль 1993),
  • генерал-полковник Журбенко Владимир Михайлович (сентябрь 1993 — сентябрь 1996),
  • генерал-полковник Манилов Валерий Леонидович (сентябрь 1996 — июнь 2001),
  • генерал-полковник Пищев Николай Павлович (1996—1997),
  • генерал-полковник Балуевский Юрий Николаевич (июнь 2001 — июль 2004),
  • генерал-лейтенант Бурутин Александр Германович (сентябрь 2007 — ноябрь 2010),
  • генерал-полковник Богдановский Николай Васильевич (с 12 июня 2014).
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector