Gripen e-series

Availability – today, tomorrow, together

Gripen’s high availability is ensured by the support friendly system design with supportability in focus and inherent from the very beginning. The result is low maintenance requirements and extensive testability in any operational or support environments.

The smart system design enables modular and flexible distribution of capabilities allowing rapid deployment of both long and short-term missions with a minimal logistic footprint. Smart thinking in every single stage of Gripen’s design process targeted key cost drivers important for reliability, maintainability and testability. This is why the Gripen system packs unprecedented cost efficiency in every single stage of the life cycle.

The multi-function “fishing rod” is a typical example of a smart solution.

Gripen’s smart and flexible maintenance and support concept can be tailored to each customer’s specific ambitions, capabilities and requirements. Scalable and modular from ad-hoc to full availability based support, your choice.

Supportable by innovation

Gripen’s support solution has been carefully set-up to support the system’s main objective; maximum operational aircraft availability and mission reliability.

The unique approach to problem solving is centred around the solution’s operational effect and includes, not only close cooperation between supply chain stakeholders, but also clearly defined responsibilities to ensure maximum efficiency at all times. This innovative thinking has resulted in the following built-in features, which are key to Gripen’s superior supportability:

  • High availability and mission reliability
  • Minimal logistic footprint
  • Quick replacement of LRUs
  • On-condition based maintenance philosophy
  • Multinational co-operation
  • Multinational support organisation
  • Efficient supply chain management

A multi-role aircraft needs a multi-role support

True multi-role and swing role capability makes every Gripen aircraft able to solve any operational task independently. Hence, it’s up to the support concept to enable this capability. Influenced by a number of factors such as operational concept, cost effectiveness, security of supply, available facilities and individual customer’s aspirations of autonomy, you could label Gripen’s support concept as true multi-role support.

Saab’s Deployable Maintenance Facility.

In use

The Gripen fighter is or will be in service with:

  • Czech Republic
  • Hungary
  • South Africa
  • Sweden
  • Thailand
  • UK Test Pilots’ School
  • Brazil

Вы здесь

Главная » Военная авиация » JAS-39 Gripen 2014-01-07

Военная авиация

JAS-39 Gripen

Многоцелевой боевой самолет JAS-39 Grippen компании SAAB/British Aerospace это одномоторный моноплан с простым дельтовидным крылом и полностью регулируемым плавающим предкрылком — аэродинамическая конфигурация «Утка» (Горизонтальные рули вынесены перед крылом).

Самолет характеризуется естественной (намеренной) аэродинамической не устойчивостью, что позволяет добиться высокой маневренности. Благодаря электродистанционной системе управления (Fly-by-Wire) с трехканальной системой резервирования обеспечивается аэродинамическая устойчивость самолета в полете. Также в чрезвычайных ситуациях предусмотрена аналоговая система резервного управления.

Так как самолет разрабатывался в Швеции, где ограниченное число равнин, то по этой причине самолет имеет отличные взлетно-посадочные характеристики, позволяющие взлетать и садиться на короткие ВПП. Тормозные щитки вместе с предкрылками обеспечивают достаточное аэродинамическое торможение при посадке.

Примерно 30% планера изготовлены из композитных материалов. Горизонтальные поверхности управления крыла, предкрылки выполнены из углеродного волокна. Фюзеляж выполнен из алюминиевого сплава, крылья из титановового сплава.

Sitemap

  • About

    • Company in brief
    • History
    • Our business
    • Innovation
    • Sustainability
    • Anti-corruption
    • For suppliers
    • Corporate Governance
    • Certifications and Approvals
    • Locations
  • Products

    • Air
    • Land
    • Naval
    • Security
    • All products
  • Newsroom

    • Press releases
    • Images & Videos
    • Stories
    • Podcast
    • Media contact
    • Press kits
  • Investors

    • Creating value
    • Factsheet
    • Our share
    • Reports and presentations
    • Financial data
    • Credit market
    • Calendar
    • Saab Pension Fund
    • Contacts
  • Career

    • Job opportunities
    • Saab life
    • Students
  • Support

    • Product support
    • Support Concept
    • Support Portal

Our global presence

  • Australia

  • Belgium

  • Brazil

  • Canada

  • Colombia

  • Czech Republic

  • Danmark

  • Deutschland

  • España

  • Finland

  • France

  • India

  • Italia

  • Japan

  • Korea

  • Netherlands

  • Norway

  • Österreich

  • Portugal

  • Schweiz

  • Singapore

  • South Africa

  • Sverige

  • Thailand

  • United Arab Emirates

  • United Kingdom

  • United States

  • Ελλάδα

Sitemap

  • About

    • Company in brief
    • History
    • Our business
    • Innovation
    • Sustainability
    • Anti-corruption
    • For suppliers
    • Corporate Governance
    • Certifications and Approvals
    • Locations
  • Products

    • Air
    • Land
    • Naval
    • Security
    • All products
  • Newsroom

    • Press releases
    • Images & Videos
    • Stories
    • Podcast
    • Media contact
    • Press kits
  • Investors

    • Creating value
    • Factsheet
    • Our share
    • Reports and presentations
    • Financial data
    • Credit market
    • Calendar
    • Saab Pension Fund
    • Contacts
  • Career

    • Job opportunities
    • Saab life
    • Students
  • Support

    • Product support
    • Support Concept
    • Support Portal

Our global presence

  • Australia

  • Belgium

  • Brazil

  • Canada

  • Colombia

  • Czech Republic

  • Danmark

  • Deutschland

  • España

  • Finland

  • France

  • India

  • Italia

  • Japan

  • Korea

  • Netherlands

  • Norway

  • Österreich

  • Portugal

  • Schweiz

  • Singapore

  • South Africa

  • Sverige

  • Thailand

  • United Arab Emirates

  • United Kingdom

  • United States

  • Ελλάδα

История создания

Многоцелевой истребитель Gripen создавался, начиная с середины 1980-х годов, для обороны своей страны — возникла потребность в истребителе нового поколения, созданном на качественно новом уровне, который мог бы одновременно быть перехватчиком, разведчиком и ударным самолётом. В концепции истребителя изначально закладывалась гибкость: новый истребитель должен был иметь возможность действовать с плохо подготовленных аэродромов и иметь укороченный взлёт, быть удобным и простым в обслуживании, обладать высоким временем наработки элементов на отказ и максимально оптимизирован для ведения боевых действий в условиях Швеции.

Финансирование по созданию истребителя началось в 1980 году, тактико-технические требования утверждены в 1981 году, и в 1982 году правительство Швеции приняло решение развернуть полномасштабную программу создания истребителя под названием JAS-39. В 1985 году начались испытания двигателя, 26 апреля 1987 года состоялась выкатка первого опытного истребителя «39-1», и 9 декабря 1988 года Gripen впервые поднялся в воздух.

Первый лётный прототип «39-1» был потерян при посадке в 1989 году. Второй прототип «39-2» поднялся в воздух в 1990 году, в этом же году начались испытания прототипов «39-4» и «39-3» и в 1991 году взлетел последний прототип опытной серии. В 1992 году в воздух поднялся первый серийный JAS-39А с заводским номером 39101, также включившийся в испытания. Все НИОКР по программе были завершены в конце 1996 года — к этому времени шесть машин, задействованных в испытаниях, выполнили более 1800 полётов, налетав 2300 часов.

Легенда

Главная модель Saab выходила под индексом 900. Эта машина стала символом марки, к тому же примерила на себя множество инноваций, ставших привычными или ушедших в небытие.

Saab 900 вышел в 1978 году — и стал самой успешной моделью в истории марки, было продано более миллиона машин. Первое поколение, которое производилось с 1978 по 1993 годы, называют «классическим», а второе, с 1994 по 1998 годы, — «новым поколением». В разные годы автомобиль называли «Лучшим спорткаром», «Лучшим в классе», «Лучшей покупкой», «Лучшим в ценовой категории», «Лучшим импортируемым автомобилем в Японии», «Лучшим шведским дизайном», «Семейным автомобилем года», «Дизайном года» и т. п.

«Девятисотый» выпускался в двухдверном кузове и в виде седана, а также как трех- и пятидверный хэтчбеки. В 1986 году в линейку вошла версия кабриолет.

В Saab 900 было применено множество оригинальных решений, которые отличали его от машин своего времени. Во-первых, двигатель, расположенный продольно под углом 45 градусов, был установлен «наоборот» — маховиком вперед. Во-вторых, трансмиссия прикреплена напрямую к днищу двигателя. Saab 900, а также Saab 99 стали одними из первых массовых автомобилей, на которых устанавливался двигатель с турбонаддувом. Эта характеристика затем стала фирменной чертой автомобилей Saab. Турбоподхват происходит поздно и резко, но именно за это своеобразие фанаты любят Saab.

Отличительной чертой 900 было вогнутое лобовое стекло, обеспечивающая прекрасный обзор — еще одно наследие авиации

Кнопки по центральной консоли были расположены в зависимости от частоты их использования и важности

После 1987 года Saab 900 можно было заказать со спортивным пакетом, который подразумевал спортивную подвеску с более жесткими пружинами и амортизаторами, кожаными сиденьями, аудиосистемой премиум-класса и кондиционером.

В 1994 году, уже под патронажем General Motors, выходит «новое поколение» 900, построенное на шасси Opel Vectra. Несмотря на то что это был совершенно другой автомобиль, 900-ый сохранил не только имя, но и свою фамильную внешность. Впрочем, большинство фанатов шведской марки сочли, что новый 900 — это конец технологической уникальности Saab. И появление в кокпите Saab магнитолы от Chevrolet Aveo было еще впереди…

Прочие инциденты

ВВС Швеции

Октябрь 2007 г.

3 октября 2007 г. у шведского ВВС Gripen произошел с пассажирским самолетом, т. Е. Они не выдержали требуемого эшелонирования по высоте и расстоянию. Пассажирским самолетом был Saab 340 от Avitrans Nordic, следовавший из Роннеби в Бромму . Ближайшие к ним самолеты были разнесены на 30 метров по вертикали и 950 метров по горизонтали. Инцидент произошел в воздушном пространстве южнее Оскарсхамна . Пилот пассажирского самолета был предупрежден системой TCAS о приближении другого самолета на той же высоте.

Компания SHK пришла к выводу, что инцидент произошел из-за того, что пилот Gripen непреднамеренно опустился ниже назначенного ему эшелона полета и оказался на том же эшелоне полета пассажирского самолета. Компания SHK установила основную причину этого в отсутствии в ВВС Швеции надлежащих процедур для получения и чтения инструкций от авиадиспетчерской службы. Одной из причин инцидента было названо отсутствие в Gripen систем поддержки, которые помогли бы пилоту с вышеупомянутой задачей. Такая система в настоящее время внедряется в Gripens ВВС Швеции. Система предупредит пилота, если полет отклонится от назначенного эшелона полета.

Август 2009 г.

6 августа 2009 года Gripen с F 17 Kallinge приземлился брюшком и вылетел за пределы взлетно-посадочной полосы после того, как пилот забыл выпустить шасси перед посадкой. Вспыхнул небольшой пожар, который вскоре потушила пожарная команда авиабазы. Пилот не пострадал и смог уйти от самолета. Согласно отчету SHK, одной из причин была высокая умственная нагрузка, поскольку пилот недавно перешел на полет на JAS 39C, в котором используются международные единицы (футы, узлы) вместо метрических единиц (метры, км / ч). Система предупреждения о приближении к земле сработала за 8 секунд до приземления, но пилот не обратил на нее внимания, потому что, как известно, она иногда подает ложные сигналы.

Май 2010 г.

31 мая 2010 года Gripen из крыла ВВС Норрботтена (F 21) оторвался и улетел во время статических испытаний двигателя. Самолет набрал значительную скорость, прежде чем скатиться с твердой поверхности на близлежащую мягкую местность, где затем перевернулся. Техник самолета лейтенант Сандра Халварссон сбежала с легкими травмами. По неподтвержденным данным, двигатель был случайно заведен на полном газу. Поскольку в аварии не участвовал самолет, летевший или готовившийся к полету, это не считается авиакатастрофой.

Чешские ВВС

Октябрь 2006 г.

11 октября 2006 года пилот чешских ВВС на Gripen почти поразил буксирующий цель Learjet 35 в ходе учений с боевой стрельбой на аэродроме Видсель на севере Швеции. При отработке применения бортовой автоматической пушки чешские летчики ошибочно нацелились на резервную цель вблизи буксирующего самолета, а не на намеченную цель в 600 метрах от него. После нескольких «пробежек» началась боевая стрельба, и первый летчик выстрелил по резервной цели. В него попало несколько снарядов, которые, по расчетам, прошли в пределах 10 метров от Learjet. После этого чешские летчики обнаружили настоящую цель, по которой они должны были стрелять, и вместо этого приступили к ее атаке. Экипаж Лирджета не заметил ничего необычного, кроме звука выстрела, не установив связи, что по ним стреляли. Инцидент был обнаружен после приземления.

Расследование SHK пришло к выводу, что причиной инцидента было то, что слишком много мероприятий было запланировано на слишком короткий промежуток времени; что правила техники безопасности, касающиеся учений с боевой стрельбой, устарели; и что распределение ответственности и обязанностей шведских вооруженных сил, шведского управления материальных средств обороны, специальных полетов Saab и чешских военных подразделений было неясным. В совокупности эти причины привели к тому, что чешские пилоты не были полностью осведомлены об истинной конфигурации Learjet и целей, что, в свою очередь, привело к тому, что они нацелились не на ту цель, и один из них в конечном итоге выстрелил по ней. Способствовавшие этому причины заключались в том, что у чешских пилотов практически не было опыта проведения такого рода учений, и что у Learjet, буксирующего мишени, не было средств для наблюдения за учениями. Например, у Learjet не было приемника радиолокационных предупреждений, который мог бы выявить, что они были нацелены Грипенами.

Сбои во время тестирования

Скульптура из нержавеющей стали Томаса Кварсебо , изображающая бумажный самолетик со смятым носом, была установлена ​​на месте крушения 1993 года.

Февраль 1989 г.

2 февраля 1989 года первый прототип JAS 39-1 разбился во время своего шестого полета при попытке приземлиться в Линчёпинге . Авария была заснята на теперь известной съемочной группе новостной программы Aktuellt телеканала Sveriges Television . Пилот, Ларс Родестрем , остался в кувырке самолета и отделался переломом локтя и несколькими легкими травмами. Авария произошла в результате колебаний, вызванных пилотом (PIO). Также способствовали сильные порывистые ветры. Позже комиссия по расследованию авиационных происшествий пришла к выводу, что проблема связана с программным обеспечением.

Август 1993 г.

8 августа 1993 года серийный JAS 39A Gripen (серийный номер 39-102) потерпел крушение на центральном стокгольмском острове Лонгхольмен , недалеко от моста Вестерброн , когда самолет остановился после маневра на малой скорости во время показа над Стокгольмским водным фестивалем . Авария, как и первая, была вызвана колебаниями , вызванными пилотом , и была снята на пленку. Позже проблема была идентифицирована как та же программная неисправность в системе управления полетом, что и во время крушения в 1989 году, и была исправлена ​​только в 1995 году. Пилот — снова Родестрем — катапультировался из самолета и благополучно приземлился на парашюте , хотя он застрял в дереве. Самолет упал на землю и загорелся при ударе. Несмотря на большое скопление зевак, только один человек на земле был ранен, и пожар вскоре был потушен.

Самолет был доставлен Шведскому Управлению материально-технического снабжения в июне, всего за два месяца до крушения. Показательный полет не был классифицирован как эксплуатационный, потому что он выполнялся на показе летчиком-испытателем, а не офицером ВВС Швеции.

Gripen international orders

In November 1998, the South African Air Force ordered 28 Gripen multi-role aircraft (19 single-seat and nine dual-seat). Denel Aviation of South Africa will produce part of the centre fuselage. The first flight was in November 2005 and deliveries began in April 2008 and will conclude in 2012. Four aircraft were officially handed over to the SAAF in September 2008. The fifth aircraft was delivered in November 2008.

In November 2001, Hungary signed a memorandum of understanding for the lease of 14 aircraft – 12 JAS 39A single-seat and two JAS 39B. In February 2003, Sweden and Hungary signed an amendment to the lease contract and both the single-seated and the twin-seated aircraft were upgraded to C and D standard. The amendment also stated that Hungary will purchase the aircraft after the lease period. The first five were delivered in March 2006 and deliveries concluded in December 2007.

In June 2004, the Czech Republic signed a leasing agreement with the Swedish Government for 14 new Gripen (12 single-seat JAS 39C and two two-seat JAS 39D) for a period of ten years. The aircraft were delivered between April and August 2005.

In October 2007, Thailand selected the Gripen, with a requirement for 12 aircraft to replace F-5B/E fighters. An agreement to buy the first six Gripen (four 39C and two 39D aircraft was signed in February 2008. The Thai Government approved the remaining six Gripens in February 2009. The aircraft are to be delivered in 2011.

In August 2010, Thai Government released THB170bn ($5.4bn) from the 2011 fiscal year defence budget to purchase a second Gripen batch for the Royal Thai Air Force (RTAF).

Saab will provide product maintenance, technical support to Gripen as part of the Skr230m ($29m) contract awarded by Sweden in June 2010. As part of the contract, it will also offer basic operations which include test flying, rigs and simulators. Work will be carried out from the second half of 2010.

Saab will develop an advanced avionics systems for the Swedish Armed Forces’ Gripen fighter aircraft as part of the two year Skr450m ($56m) contract awarded in May 2010. The avionics system will include computer systems and displays. The first aircraft upgraded with new avionics system will enter into service in 2020.

Bulgarian Air Force is being offered to buy Gripen fighter jets at the price of second-hand US F-16 planes in April 2010. Bulgaria unveiled a decision to buy new multipurpose fighter jets rather than second-hand ones. The government, however, has not made final decision on the acquisition.

Saab group was awarded a four year contract worth Skr2bn ($280m) by Swedish Air Force in March 2010 for upgrading the countermeasures and communication systems of the Gripen. The upgrade will also encompass incorporation of advanced weapons and new improved radar systems with increased range to its entire fleet.

Swedish Defence Material Administration awarded SEK 600m worth contract to Saab on 30 March 2010 for providing continuous maintenance services to Gripen. The maintenance will be carried out during 2010 and 2011.

Увеличенный боезапас

В ходе доработки планера JAS 39E/F количество точек внешней подвески доведено до 10 против 8 у JAS 39C/D. Под фюзеляжем помещаются четыре точки, одна из которых предназначена только для подвесного контейнера. Под крылом имеется четыре пилона, еще два балочных держателя интегрированы в законцовки крыла. Максимальная масса боекомплекта доведена до 6 т.

В случае с одноместным Gripen E сохраняется 27-мм автоматическая пушка Mauser BK 27 с боекомплектом 120 снарядов. Двухместная модификация Gripen F отличается компоновкой носового отсека, из-за чего не может нести орудие.

РЛС Raven ES-05

Модернизированный «Грипен» сохраняет возможность атаки воздушных, наземных и надводных целей. Для борьбы с самолетами противника предлагаются ракеты «воздух-воздух» ряда типов шведского и зарубежного производства. Самолет несет до шести ракет малой дальности по типу AIM-9 (Rb 74 в шведской номенклатуре), IRIS-T (Rb 98) и т.д. Возможна транспортировка четырех ракет средней или большой дальности, таких как AIM-120 AMRAAM (Rb 99) или MBDA MICA.

Боекомплект может включать четыре ракеты «воздух-поверхность» AGM-65 Maverick (Rb 75) или две крылатые KEPD 350. Также возможно применение двух противокорабельных ракет RBS-15F. На четырех подкрыльевых пилонах могут подвешиваться блоки с неуправляемыми ракетами. Возможно применение восьми неуправляемых бомб Mk 82, четырех управляемых GBU-12 Paveway II или двух кассетных Bk 90.

Насколько известно, пока ВВС Швеции не планируют никакие кардинальные обновления номенклатуры боеприпасов своих «Грипенов». В обозримом будущем боевые качества этих самолетов будут расти, в первую очередь, за счет увеличения полезной нагрузки и применения двух дополнительных точек подвески.

ОЛС Leonardo SkyWard

Операция «чистые руки»… и телефон

Как защититься от гриппа и ОРВИ? Универсальный совет, аксиома от президента: «Для того чтобы меньше болеть, нужно больше заниматься спортом». Вероника Скворцова добавит: и участвовать в вакцинации. В рамках проекта «Здоровье» в 2018 году собирались привить как минимум 45% россиян. В итоге даже перевыполнили план — вакцинированы 49%, почти половина страны, или более 70,8 млн человек. Из них детей — 18,4 млн (63%), беременных женщин — 207,8 тыс. В кампанию активно включились и работодатели — отправили на вакцинацию более 5,8 млн человек.

flu3

В рамках проекта «Здоровье» в 2018 году привили 49% россиян

Фото: агентство городских новостей «Москва»/Кирилл Зыков

Вообще с 2006 года, за время действия национального проекта «Здоровье», заболеваемость гриппа снизилась в 13 раз. И этому есть объяснение, пишет «Российская газета»: те, кто привился, болеют реже или в достаточно легкой форме, да и в целом уже прошедшие вакцинацию создают так называемый «общественный» иммунитет, как бы тормозя распространение вируса.

Во время эпидемии прививаться не рекомендуют, бессмысленно: организму это вряд ли поможет, наоборот, усилите вирусную атаку.

«Сейчас это бесполезно. Прививаться нужно за месяц до эпидемии — осенью, тогда будет иммунитет. Я не понимаю, почему люди не прививаются. Грипп — это единственная смертельная болезнь (если не брать чуму и холеру), от которой есть прививка. Почему люди не понимают, что есть, пусть и небольшой, шанс умереть от гриппа? Раз в год привиться от гриппа — это всё равно что каждый день чистить зубы. Это гигиена», — считает профессор, советник директора Национального медицинского исследовательского Центра здоровья детей Владимир Таточенко.

В сезон эпидемии медики советуют избегать массовых гуляний, чаще мыть руки (элементарный совет, которым многие пренебрегают) и следить за чистотой электронных устройств, которые подносите к лицу.

flu4

Медики советуют избегать массовых гуляний и чаще мыть руки

Фото: ТАСС/Артем Геодакян

«Заболевание развивается, когда вирус попадает на слизистые оболочки, поэтому руки нужно всегда держать в чистоте и периодически обрабатывать. Дезинфицировать все предметы, которыми человек пользуется, держит в руках. Придя домой, тщательно умываться, промывать глаза, нос, полоскать рот», — советует глава Роспотребнадзора Анна Попова.

Больше гулять и регулярно проветривать помещения. Но если вирус все-таки атаковал, ни в коем случае не заниматься самолечением (тем более что грипп можно перепутать с заболеваниями с похожей симптоматикой), тут же обратиться к врачу и строго выполнять рекомендации.

«Кроме этого, рекомендуется обильное питье — это может быть горячий чай, клюквенный или брусничный морс, щелочные минеральные воды. Пить нужно чаще и как можно больше», — уточняют в Роспотребнадзоре. Добавьте в рацион лук и чеснок, продукты, богатые витамином С.

В общественных местах специалисты советуют надевать медицинские защитные маски. Как говорил когда-то бывший главный санитарный врач России, женщин они точно сделают привлекательными.

«В маске видны только глаза, а у женщины самая красивая часть анатомии — это глаза», — подметил еще в 2013 году Геннадий Онищенко.

К слову, мужчинам маски тоже не помешают.

Обстоятельства и предпосылки

Прежде всего, необходимо учесть место действия и обстоятельства, при которых генерал-майор М. Хельгессон сделал громкое заявление об истребителях JAS 39E. Все это может прозрачно намекнуть на причины и предпосылки резких формулировок. Похоже, речь идет исключительно о коммерческих интересах и рекламе.

С 2015 года ВВС Финляндии ищут новый истребитель для обновления своего авиационного парка. Планируется приобрести технику зарубежного производства, соответствующую требованиям. В 2019 году должны пройти сравнительные испытания нескольких зарубежных машин. В 2021 году командование выберет победителя конкурса и заключит контракт на поставку.

Одним из участников финского тендера является шведская компания Saab, представившая многоцелевые истребители JAS 39E и JAS 39F Gripen. В начале февраля шведская делегация прибыла в Финляндию для очередных переговоров, и именно в ходе эти мероприятий М. Хельгессон сделал интересующие нас заявления. Шведская делегация утверждала, что именно их конкурсное предложение является самым лучшим. Впрочем, Стокгольм – как минимум, на словах – не планирует давить на Хельсинки. Финляндия должна сама выбрать лучший истребитель для своих ВВС.

Прототип Gripen E во время сборки

Таким образом, высказывания о JAS 39E как об «убийце «Сухих» можно рассматривать исключительно как рекламу своего самолета, претендующего на выгодный контракт. Какой-либо иной подтекст у этих заявлений попросту отсутствует. По-видимому, М. Хельгессон не планирует бороться с российскими самолетами – если, конечно, «Сухие» не присоединятся к текущему тендеру.

Примечания

  1. 1234 Gripen in use Архивировано 30 октября 2013 года.
  2. Сергей Птичкин. «Пятерка» авансом // «Российская газета» : № 23 (5102) от 4 февраля 2010. — Пермь, 2010. — С. 5.
  3. 12 «Gripen for Empire Test Pilots’ School»(неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 29 марта 2012. Архивировано 14 апреля 2012 года.
  4. Многоцелевой истребитель JAS-39 Gripen Архивная копия от 20 октября 2011 на Wayback Machine // worldweapon.ru
  5. Hoyle, Craig Saab’s Demo aircraft to highlight Gripen NG capabilities(неопр.) .Flightglobal (25 April 2008). Дата обращения 17 декабря 2013. Архивировано 3 ноября 2013 года.
  6. The Military Balance 2020.p.144
  7. The Military Balance 2020. p.-140
  8. The Military Balance 2020. p.88
  9. The Military Balance 2020.p.468
  10. Thai Gripens declared operational
  11. Thailand declares Gripens operational
  12. 12 ВВС Швейцарии забраковали победивший в тендере Gripen(неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 15 февраля 2012. Архивировано 17 февраля 2012 года.
  13. Истребитель Gripen обошел Rafale в швейцарском тендере // Lenta.ru
  14. Швейцария сделала выбор в пользу закупки истребителей JAS-39 «Грипен NG» (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 1 февраля 2012. Архивировано 21 мая 2014 года.
  15. Official Rafale specifications , FR: Dassault, <https://www.dassault-aviation.com/en/defense/rafale/aircraft-characteristics.html?L=1> .
  16. Official Typhoon Specifications , Eurofighter, <https://www.eurofighter.com/et_ap_pd_ov.asp> .
  17. Eurofighter Typhoon , DE: Luftwaffe, <https://www.luftwaffe.de/portal/a/luftwaffe/kcxml/04_Sj9SPykssy0xPLMnMz0vM0Y_QjzKLNzKI93AMA8mB2e4-AfqRUFYIQtTLGSoKUhuUkqrv65Gfm6rvrR-gX5AbGlHu6KgIAPMomGo!/delta/base64xml/L2dJQSEvUUt3QS80SVVFLzZfMjBfSDVQ?yw_contentURL=%2F01DB060000000001%2FW26E7J9E579ITSRDE%2Fcontent.jsp> .
  18. F-16C/D Factsheet. US Air Force
  19. F-16 Specifications. Lockheed Martin
  20. F/A-18E/F Super Hornet page. Boeing
  21. Super Hornet Overview. Boeing (PDF)
  22. Aircraft Museum — F/A-18E/F Super Hornet. Aerospace Web. Retrieved 2011-02-01.
  23. 123

    , Blogspot, <>

  24. Official Gripen IN Technical Specifications , SE: Saab, <https://www.saabgroup.com/en/Air/Gripen-Fighter-System/Gripen-for-India/The-Fighter-Gripen-IN/> .
  25. Pressbrief Gripen NG , NL, 8 Aug, <https://www.jsfnieuws.nl/wp-content/NLGRIPENPRESSBRIEFAug08.pdf>. Проверено 1 февраля 2011. .
  26. 12Saab NG presentation , JSF Nieuws, с. 5, <https://www.jsfnieuws.nl/wp-content/JSF15_ERIC_GRIPEN_DEMOROLLOUT2008.pdf> .
  27. MiG-35 , RU: MiG Aravia, <https://www.migavia.ru/eng/military_e/MiG_35_e.htm> .
  28. MiG-29M2 specifications. RAC MiG (the MiG-29M2 is similar to the MiG-35).
  29. MiG-35 , Deagel, <https://www.deagel.com/Strike-and-Fighter-Aircraft/Mig-35_a000357007.aspx> .
  30. MiG-35 specifications. Airforce technology. (Ferry range with three external fuel tanks 3,100 km).
  31. Aero India 2007 Brochure , Bharat-Rakshak, <https://www.bharat-rakshak.com/media/AeroIndia2007/Brochures/DSC03906.JPG.html> .
  32. F-16 Versions — F-16E/F. F-16.net. Retrieved on 2011-02-01.
  33. Technische Daten Eurofighter Austria , AT: Air Power, <https://eurofighter.airpower.at/technik-daten.htm> .
  34. «Gripen Dimensions». Saab
  35. https://www.saabgroup.com/Global/Documents%20and%20Images/Air/Gripen/Gripen%20product%20sheet/Gripen_Dimensions.pdf
  36. «Fox Three.» dassault-aviation.com .
  37. Austrian Airforce
  38. Gripen Supercruises
  39. EFA-2000 Eurofighter. Fas.org. Retrieved on 2011-02-01.
  40. Французский истребитель Rafale впервые выиграл международный тендер
  41. Французский истребитель Rafale впервые выиграл международный тендер
  42. Report on U.S. Competitiveness in the Fighter Aircraft Export Market. CSIS
  43. Capaccio, Tony . Lockheed F-35 Program Faces $1 Billion Cut in U.S. Senate Spending Measure (16 December 2010). Дата обращения 12 сентября 2011.
  44. Правителството прие като най-изгодна офертата за шведските изтребители «Грипен» (болг.) (26 апреля 17). Дата обращения 28 апреля 2020. Архивировано 28 апреля 2020 года.
  45. Болгары выбрали шведские истребители (рус.) (недоступная ссылка) (27 апреля). Дата обращения 28 апреля 2020. Архивировано 2 мая 2020 года.
  46. Болгария опять ищет истребители. А что с покупкой Saab JAS 39 C/D Gripen? (рус.) (30 июня 2018). Дата обращения 12 января 2020.
  47. Президент Болгарии наложил вето на покупку американских истребителей (рус.) (23 июля 2019). Дата обращения 12 января 2020.
  48. Технические характеристики Архивировано 30 октября 2013 года.
  49. Gripen — The wings of your nation — Technical Summary
  50. Specifications and performance data Архивировано 28 января 2012 года.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector