Катюша: оружие победы (7 фото)

Немного истории БМ-13 «Катюша»

После окончания Первой мировой войны заметно повысился интерес к твердотопливным пороховым ракетам, и разработками в этом направлении занимались конструкторы сразу в нескольких странах. Сами по себе реактивные ракеты нельзя назвать чем-то инновацией, скорее это — возвращение к «хорошо забытому старому». Дело в том, что пороховые ракеты не так уж редко применялись вплоть до середины XIX столетия, но по мере развития нарезной артиллерии они до поры сдали свои позиции.

Возрождению интереса к ракетному оружию способствовали несколько причин: во-первых, были изобретены более совершенные виды пороха, что позволило значительно увеличить дальность полета реактивных снарядов; во-вторых, ракеты прекрасно подходили в качестве оружия для боевых аэропланов; а в-третьих, ракеты можно было использовать для доставки отравляющих веществ.

Последняя причина была наиболее важной: исходя из опыта Первой мировой войны, военные практически не сомневались, что следующий конфликт без боевых газов точно не обойдется. В СССР создание ракетного оружия началось с экспериментов двоих энтузиастов — Артемьева и Тихомирова

В 1927 году был создан бездымный пироксилино-тротиловый порох, а в 1928 году был разработан первый реактивный снаряд, сумевший пролететь 1300 метров. В это же время начинается целенаправленная разработка ракетного оружия для авиации

В СССР создание ракетного оружия началось с экспериментов двоих энтузиастов — Артемьева и Тихомирова. В 1927 году был создан бездымный пироксилино-тротиловый порох, а в 1928 году был разработан первый реактивный снаряд, сумевший пролететь 1300 метров. В это же время начинается целенаправленная разработка ракетного оружия для авиации.

В 1933 году появились экспериментальные образцы авиационных реактивных снарядов двух калибров: РС-82 и РС-132. Основным недостатком нового оружия, который абсолютно не устраивал военных, была их малая точность. Снаряды имели небольшое оперение, которое не выходило за его калибр, а в качестве направляющих использовалась труба, что было весьма удобно. Однако для повышения точность ракет их оперение пришлось увеличить и заняться разработкой новых направляющих.

Кроме того, пироксилино-тротиловый порох не слишком хорошо подходил для массового производства этого вида оружия, поэтому решено было использовать трубчатый нитроглицериновый порох.

В 1937 году испытали новые ракеты с увеличенным оперением и новые отрытые направляющие рельсового типа. Нововведения значительно улучшили кучность стрельбы и увеличили дальность полета ракеты. В 1938 году реактивные снаряды РС-82 и РС-132 были приняты на вооружение и начали выпускаться серийно.

В том же году перед конструкторами была поставлена новая задача: создать реактивную систему для сухопутных войск, взяв за основу реактивный снаряд калибра 132 мм.

В 1939 году был готов 132-мм осколочно-фугасный снаряд М-13, он имел более мощную боевую часть и увеличенную дальность полета. Добиться таких результатов удалось за счет удлинения боеприпаса.

В этом же году была изготовлена и первая реактивная установка МУ-1. Восемь коротких направляющих устанавливались поперек грузового автомобиля, шестнадцать реактивных снарядов крепились к ним попарно. Эта конструкция получилась весьма неудачной, во время залпа машина сильно раскачивалась, что приводило к значительному снижению кучности боя.

В сентябре 1939 года начались испытания новой реактивной установки – МУ-2. Основой для нее служил трёхосный грузовик ЗиС-6, эта машина обеспечивала боевому комплексу высокую проходимость, позволяло быстро менять позиции после каждого залпа. Теперь направляющие для ракет располагали вдоль автомобиля. За один залп (примерно 10 секунд) МУ-2 выстреливала шестнадцать снарядов, вес установки с боекомплектом составлял 8,33 тонны, дальность стрельбы превышала восемь километров.

При такой конструкции направляющих раскачивание машины во время залпа стало минимальным, кроме того, в задней части автомобиля были установлены два домкрата.

В 1940 году были проведены государственные испытания МУ-2, и ее приняли на вооружение под обозначением «реактивный миномет БМ-13».

За день до начала войны (21 июня 1941 года) правительство СССР приняло решение о серийном производстве боевых комплексов БМ-13, боеприпасов к ним и формировании специальных частей для их использования.

Первый же опыт применения БМ-13 на фронте показал их высокую эффективность и способствовал активному производству этого вида оружия. Во время войны «Катюша» выпускалась несколькими заводами, был налажен массовый выпуск боеприпасов для них.

Операция “Катюши”

Во время первого применения было ясно, что даже маленькое количество машин могут давать ошеломительные результаты от боевого применения. Снаряды могут разрушать железную дорогу, уничтожать пехоту, военные ресурсы, здания и технику. И первый запуск показал все эти “способности” БМ-13. Взрывная сила от нового оружия СССР была настолько сильной, что генеральный начальник Рейха Ф.Гальдер написал, что на месте взрывов плавилась даже земля.

Операция Катюши стала первой возле Орши, ведь именно там скорее всего базировались немцы и сохраняли большое количество военных ресурсов, а также скорее всего находились запасы и русских, которые не успели вывезти до захвата немцами.

Мнение эксперта

Гречко Петр Олексеевич

Социолог, исследователь истории СССР, эксперт в области социализма, изучал марксизм, ленинизм и период Второй мировой.

Батарею сопровождала целая танковая дивизия и это была очень рисковая миссия, в которой отдали приказ уничтожить БМ-13, чтобы ее ни в коем случае не получили противники. Именно этот приказ войска и выполнят, но гораздо позже, когда немцы окружат их в районе Вязьмы.

Главнокомандующий Флёров погиб в этой операции вместе с Катюшей, а ему присвоили звание Героя.

Первая обкатка производством

Завод Коминтерна получил рабочее задание и документацию на «модель БМ-13» (условное название, созданное на основании калибра снаряда) в феврале 1941 года. Первоначально планировалось изготовление первого опытного образца – для испытаний. Инженеры-производственники знали, что теоретические конструкторские разработки неминуемо приходится корректировать, приспосабливать под реальные возможности производства. Поэтому на заводе для начала создали собственную инженерную группу во главе с главным заводским технологом С.С. Сильченко.

И тут же оказалось, что это было правильное решение. Опытные конструкторы от производства немедленно обнаружили в документах от НИИ немало конструктивных недочетов – как связанных с чисто производственными реалиями, так и принципиальных. Об этом было сообщено разработчикам, и в НИИ конструктивно отреагировали на критику, прислав в Воронеж трех своих ведущих специалистов: начальника отдела И.И. Гвая, технолога С.И. Калашникова и ведущего конструктора по пусковой установке В.Н. Гвалковского. Они должны были в содружестве с заводскими специалистами на месте разрешить все спорные вопросы. Срок сдачи опытного образца (изначально назначенный на весну 1941 года) был перенесен.

Уже к концу марта заводчане внесли свои предложения, включавшие в том числе и существенные изменения в конструкции пусковой установки. В числе прочего, были изменены конструкция пульта управления, механизма наводки, снарядных зажимов. Самым значительным стало изменение конструкции направляющих для снарядов. Вместо довольно сложных сооружений заводчане предложили похожие на настоящие рельсы литые двутавровые балки.


Памятник БМ-13 на заводе Коминтерна, ныне демонтированный

Кроме конструкторских вопросов, существовала еще масса чисто производственных проблем. На заводе как раз затеяли реконструкцию механосборочного цеха. Его работники сумели справиться с поставленными перед ними задачами, но работали в авральном режиме. Кое-какое необходимое оборудование просто отсутствовало, и заводчане подбирали более-менее подходящие станки по разным участкам производства. Из-за отсутствия гибочного оборудования первое время вместо гибки использовали сварку. Оказалось, что литейное оборудование завода не в состоянии обеспечить то «новое литье», что требовалось для установки БМ-13.

Первая плавка ушла в брак. Все работы производились вручную – для опытных образцов не существовало штампов и форм. Завод задерживал работы, и областное партийное руководство недвусмысленно выражало по этому поводу недовольство.

Однако неверно думать, что партийное руководство того времени умело только критиковать и грозить карами. Оно умело и эффективно руководить, так что директору Ф.Н. Муратову в деле организации и контроля производства активно и успешно помогало заводское партбюро. Делалось все возможное и невозможное для ускоренной реконструкции цехов и поиска новых технологий, что дали бы возможность выполнять все работы точно по документации.

Подготовка серийного производства

В феврале 1941 года наркомат общего машиностроения издает приказ об организации на воронежском заводе им. Коминтерна (сейчас – ОАО «ВЭКС») производство машин БМ-13. Опытный образец должен был быть изготовлен к 1 июля, еще 40 штук – до конца 1941 года.

Директор завода Ф.Н. Муратов был срочно вызван в Москву. Вернувшись на предприятие, он ознакомил с приказом наркомата начальника отдела П.С. Гаврилова, которому поручил подобрать группу конструкторов для проработки чертежей. В нее вошли ведущий конструктор Н.А. Пучеров, главный технолог С.С. Сильченко, конструкторы  М.И. Павлов, А.Н. Яковлев, Н.Н. Авдеев. На завод из Реактивного НИИ прибыли чертежи БМ-13-16.

Первоначально планировалось лишь ознакомление конструкторов завода  с присланными чертежами, которые должны были технологически  адаптировать их к условиям, необходимым для организации серийного производства. Но вскоре стало ясно, что отдельные узлы пусковой установки следует серьезно доработать. В частности, вызывала сомнение надежность винтовых креплений направляющих планок в полевых условиях. Для того чтобы ускорить согласование необходимых конструктивных изменений, на завод срочно приезжают сотрудники РНИИ: начальник отдела И.И.Гвай, ведущий конструктор В.Н.Гвалковский, технолог С.И.Калашников.

Вся работа с чертежами проходила в строжайшей тайне. После детального обсуждения сложные фигурные направляющие решили упростить, заменив двутавровой балкой. Еще одной «ахиллесовой пятой» установки был выносной пульт управления огнем, с 25-метровым кабелем. Чтобы произвести выстрел, из кабины машины следовало взять катушку с кабелем и пробежать с ней 25 метров до ближайшего укрытия, откуда поворотом ключа замкнуть контакты.  А после залпа, быстро смотав кабель, вновь положить катушку в кабину. Это не могло не сказаться на маневренности установки. Инженеры-электрики завода Я.М.Тупицын и Е.Я.Низовцев предложили сократить время залпа, установив пульт управления огнем рядом с панелью управления машины. Чтобы обезопасить командира и водителя, над самой кабиной сделали броневой щит.

Были внесены серьезные изменения и в другие узлы: переделали контакторы для зажигания пиропатронов в реактивном снаряде, изменили замковую часть, поворотную раму и конструкцию несущей фермы, механизмы наводки и др.

15-17 июня 1941 года пять машин, изготовленные в опытных мастерских РНИИ, были представлены на смотре новых образцов вооружения Красной Армии. Новую необычную технику оценивало высшее командование РКК – нарком обороны, маршал С.К. Тимошенко, начальник Генерального штаба Г.К. Жуков, нарком вооружения Д.Ф. Устинов. Залпы из БМ-13  произвели сильнейшее впечатление даже на видавших виды военачальников. Окутанные дымом и пламенем боевые машины зa несколько секунд выпускали по шестнадцать реактивных 132-мм снарядов, а там, где только что были мишени, крутились огненные смерчи.

По итогам смотра, 21 июня, за несколько часов до начала войны, было подписано постановление о серийном производстве реактивных снарядов М-13 и пусковой установки БМ-13.

Авторы Гайдпарка

  • Барон Мюнхгаузен

    Туман времени

    Читать полностью

  • Сергей Копылов Викторович

    Оппозиция и гибридная война

    Читать полностью

  • bambambigelow

    Лондон неожиданно встал на сторону «Северного потока – 2»

    Читать полностью

  • VOLF

    В Перми похоронили главу регионального СК, который покончил с собой

    Читать полностью

  • Петр Новыш

    Так в Ленинграде милые проказницы надули мужичка. И это была вовсе не диктатура пролетариата

    Читать полностью

  • Владимир Фёдоров

    Я бы тоже пошёл с ним в разведку

    Читать полностью

  • Василий Иванов

    Верите ли Вы, что партия «Новые люди» преодолела 5% барьер на выборах в Госдуму РФ?

    Читать полностью

  • Александр Рохмистров

    Пилотируемый полет к Луне — 1,7 млрд руб., а «суверенный Рунет» — 31 млрд. Почувствуйте разницу!

    Читать полностью

  • Петр Новыш

    Должен ли быть инженер изобретателем? Мои свидетельства и мнение

    Читать полностью

  • Василий Иванов

    Как Вы считаете, рассыплется ли Россия, как карточный домик в обозримом будущем?

    Читать полностью

  • Настя Иванова

    США – главный организатор и спонсор мирового терроризма

    Читать полностью

  • Артур  Ахмедов

    В России нашелся участок, где Единая Россия не получила ни одного голоса.

    Читать полностью

Секрет в пороховом заряде

Но чем больше «Катюш» уходило на фронт, тем больше возможностей появлялось у фашистов завладеть секретным оружием.

За время войны армия получила в распоряжение 12 миллионов реактивных снарядов и около 10 тысяч установок БМ-13.

Личный состав настолько отчаянно защищал свою любимицу, что родилась легенда, будто бы ни одной установки в руки немцев так и не попало. Правда это или нет неизвестно, однако фашистам все-таки не покорился секрет загадочной русской души. Они не смогли повторить это оружие, так как не знали рецептуру пороха.

Именно в пороховом заряде заключался секрет «Катюши». Снаряд разгонялся до скорости 350 метров в секунду и летел почти на восемь с половиной километров.

Если дивизион состоял из трех батарей по четыре машины, то полк состоял из 36 установок. За один залп минометы выпускали пятьсот семьдесят шесть снарядов калибра 132 миллиметра. Огненное облако не оставляло ничего живого на территории одного квадратного километра.

Немцы пытались повторить успех советских конструкторов. Вермахт все-таки получил в распоряжение мобильные установки реактивного огня. Но сравниться по мощности, а главное, по точности, с советским аналогом было просто невозможно. До самого конца войны фашисты не оставляли попыток заполучить вожделенное оружие.

В битве за Берлин советские войска задействовали 219 дивизионов реактивных минометов. Солдаты знали, что «Катюша» — это оружие победы.

Выходила на берег…

— 24 марта 1911 года в районе Первой речки во Владивостоке в семье часовых дел мастера Филиппова родилась девочка, — начинает свой рассказ о приморской Катюше краевед Тамара Найден. — Хорошенькая, смышлёная, любимица. Родители дали ей хорошее образование, научили музыке. Она рано проявила свои способности. В 12−13 лет она уже работала в кинотеатре «Уссури» тапёром.

Понимая, что у дочери есть талант, родители Екатерины Филипповой решают отправить её в Ленинградскую консерваторию. Девушка без проблем сдала экзамены и продолжила свою учёбу игре на фортепиано. Здесь она познакомилась с музыкантами, которые годы спустя обретут всесоюзную славу. Среди них был и молодой Матвей Блантер. Екатерина тоже мечтала стать профессиональным музыкантом, однако судьбе было угодно перечеркнуть эти планы.

А как же ЗИС-5 и ЗИС-150

Интересный факт: после войны для создания памятников «Катюшам» часто использовали ЗИС-5 и ЗИС-150. Но причина была, скорее всего, не в незнании истории, а просто в том, что ЗИС-6 не удавалось раздобыть для этих целей.

До начала войны в Советском Союзе выпускалась только легендарная «полуторка» в разных модификациях под названием ЗИС-5. Эта машина отлично подходила для перевозки людей, небольших грузов, но в качестве шасси для систем залпового реактивного огня она была явно слабоватой. Силовой агрегат мощностью 73 лошадиные силы расходовал 33 литра бензина на 100 километров пробега.

При этом по асфальту автомобиль мог разгоняться до 60 км/час. Бездорожье он чаще всего не имел сил преодолевать. Из-за того, что установка могла стрелять только в поперечном положении, во время залпов машину сильно раскачивало. Это негативно влияло на точность попадания. По этим причинам на ЗИС-5 никогда не устанавливали систему реактивного залпового огня.

Грузовой автомобиль ЗИС-150 должен был прийти на смену легендарной «полуторке» ЗИС-5 еще в конце 30-х годов прошлого века. Это событие отложилось из-за начала войны, поэтому первые опытные образцы стали появляться только в 1944 году. Серийное производство началось лишь с 1947 года. В качестве шасси для легендарной «Катюши» эта машина, конечно, вообще не использовалась.

Таким образом, знаменитая «Катюша» приобрела наибольшую эффективность и надежность только на американских колесах, которые массово поставлялись в страну по программе «Ленд-лиз».

Уцелели немногие

Об эффективности боевого применения «катюш» в ходе наступления на укреплённый узел противника может послужить пример разгрома Толкачёвского оборонительного узла в ходе нашего контрнаступления под Курском в июле 1943 года.Деревня Толкачёво была превращена немцами в сильно укреплённый узел сопротивления с большим количеством блиндажей и дзотов в 5-12 накатов, с развитой сетью траншей и ходов сообщений. Подходы к деревне были плотно минированы и прикрыты проволочными заграждениями.Залпами реактивной артиллерии значительная часть дзотов была разрушена, траншеи вместе с находившейся в них вражеской пехотой засыпаны, огневая система полностью подавлена. Из всего гарнизона узла, насчитывавшего 450-500 человек, уцелели только 28. Толкачёвский узел был взят нашими частями без какого-либо сопротивления.

Как создавалось победное оружие

Судьба самого грозного оружия во время Великой Отечественной войны поначалу складывалась не совсем гладко. Лишь в 1921 году управляющий делами совнаркома Бонч-Бруевич смог после двух лет скитаний по инстанциям, в буквальном смысле выбить лабораторию для разработки изобретений Н. И. Тихомирова.

Талантливый ученый создал самодвижущуюся мину, которая из-за особенностей конструкции могла развивать любую скорость. Уже в 1928 году к Тихомирову и Артемьеву присоединяется молодой выпускник военно-технической академии Георгий Лангемак.

После того как работа над снарядом была завершена, в 1932 году в реактивном институте разработали установку для стрельбы этими боеприпасами. Семь лет вооружение простояло на полигоне, пока в 1939 году его не решили испытать в боевых условиях на Халхин-Голе.

По лживому доносу директора реактивного института А. Костикова Лангемак был осужден и расстрелян. Увидев возможность прославиться, Костиков поднимает чужие чертежи, объявляет конкурс и немного меняет конструкцию. Он фактически вписал в историю людей, имеющих отдаленное отношение к великой разработке.

История будущей «Катюши» решалась медленно, а точнее, вообще никак не решалась. Командование в упор не замечало стараний конструкторов реактивной артиллерии.

Тем временем к западным границам Советского Союза вермахт стянул 190 дивизий: 119 танковых, 14 моторизованных, почти 15 тысяч орудий и минометов, четыре с половиной тысячи самолетов. Это было накануне, 21 июня 1941 года.

В этот же день на подмосковном полигоне проходили испытания. Как ни парадоксально, но именно тщеславие Костикова и В. Аборенкова сыграло решающую роль в судьбе «Катюши».

На свой страх и риск Костиков договорился продемонстрировать установку перед высоким начальством. Миномет стрелял последним, и эффект оказался впечатляющим. Нарком обороны маршал С. Тимошенко и начальник Генштаба Г. К. Жуков с удивлением выясняют, почему столь мощное оружие еще не в серийном производстве.

Первый удар


0 Производство нового оружия разворачивалось сразу на двух предприятиях: воронежском заводе имени Коминтерна и московском , а основным предприятием по выпуску снарядов М-13 стал столичный завод имени Владимира Ильича. Первое боеготовое подразделение — особая батарея реактивного действия под командованием капитана Ивана Флерова — отправилось на фронт в ночь с 1 на 2 июля 1941 года. Но вот что примечательно. Первые документы о формировании дивизионов и батарей, вооруженных реактивными минометами, появились еще до знаменитых стрельб под Москвой! Например, директива Генштаба о формировании пяти дивизионов, вооруженных новой техникой, вышла за неделю до начала войны — 15 июня 1941 года. Но реальность, как всегда, внесла свои коррективы: в действительности формирование первых частей полевой реактивной артиллерии началось 28 июня 1941 года. Именно с этого момента, как определяла директива командующего Московского военного округа, и отводилось трое суток на формирование первой особой батареи под командованием капитана Флерова.

По предварительному штатному расписанию, которое было определено еще до софринских стрельб, батарея реактивной артиллерии должна была иметь девять реактивных установок. Но заводы-изготовители не справлялись с планом, и Флеров не успел получить две из девяти машин — он отправился на фронт в ночь на 2 июля с батареей из семи реактивных минометов. Но не стоит думать, что в сторону фронта отправились просто семь ЗИС-6 с направляющими для запуска М-13. По списку — утвержденного штатного расписания для особой, то есть по сути экспериментальной батареи не было и быть не могло — в батарее числились 198 человек, 1 легковая, 44 грузовых и 7 специальных машин, 7 БМ-13 (они почему-то фигурировали в графе «Пушки 210 мм») и одна 152-мм гаубица, выполнявшая роль пристрелочного орудия. Именно в таком составе флеровская батарея и вошла в историю как первая в Великой Отечественной войне и первая в мире боевая часть реактивной артиллерии, участвовавшая в боевых действиях. Свой первый бой, ставший потом легендарным, Флеров и его артиллеристы дали 14 июля 1941 года. В 15:15, как следует из архивных документов, семь БМ-13 из состава батареи открыли огонь по железнодорожной станции Орша: необходимо было уничтожить скопившиеся там эшелоны с советской военной техникой и боеприпасами, которые не успели добраться до фронта и застряли, попав в руки противника. Кроме того, в Орше скапливалось и подкрепление для наступающих частей вермахта, так что возникала чрезвычайно привлекательная для командования возможность одним ударом решить сразу несколько стратегических задач.

Так и получилось. По личному приказу заместителя начальника артиллерии Западного фронта генерала Георгия Кариофилли батарея нанесла первый удар. Всего за несколько секунд по цели был выпущен полный боекомплект батареи — 112 реактивных снарядов, каждый из которых нес боевой заряд весом почти 5 кг — и на станции начался ад. Вторым ударом батарея Флерова уничтожила понтонную переправу гитлеровцев через реку Оршица — с тем же успехом. Через несколько дней на фронт прибыли еще две батареи — лейтенанта Александра Куна и лейтенанта Николая Денисенко. Обе батареи нанесли первые свои удары по врагу в последних числах июля тяжелого 1941 года. А с начала августа в Красной армии началось формирование уже не отдельных батарей, а целых полков реактивной артиллерии.

Чудесные совпадения

По одной из существующих версий, «Катюша» была написана в Приморском крае, а прототипом её героини стала именно Екатерина Алексеева. К сожалению, эта красивая легенда плохо стыкуется с воспоминаниями автора слов песни Михаила Исаковского. Согласно этим записям, он начал писать стихи о некой Кате ещё в начале 1938 года. Но на восьмой строчке работа застопорилась, и он вернулся к ней только более полугода спустя после уговоров Матвея Блантера.

Дело в том, что композитору пришлось по душе начало песни, предложенной Исаковским, и он успел написать к ней музыку. И только после его неоднократных просьб, в августе 1938 года, поэт завершил своё произведение, отдыхая в Ялте.

Конструкция установки

Как и любое оружие победы, «Катюша» предельно проста. На самом деле она является всего лишь набором рельсовых направляющих, электропроводки и артиллерийского прицела. Количество направляющих колебалось от 12 до 48 в зависимости от автомобиля-носителя.


Шасси, на которые монтировалась установка, были самые различные. Изначально ее монтировали на трехосные грузовики ЗИС-6. Позже их начали ставить и на бронепоезда, и на гусеничный трактор СТЗ-5-НАТИ и даже на легкий танк Т-60. В общем, на все, что только могло ее везти и пережить залп. Однако лучше всего «Катюша» «спелась» с американским грузовиком Studebaker US6, который поставляли в СССР по ленд-лизу.Официально «Студебеккер» имел грузоподъемность в 2,5 тонны, но советскими приемщиками была рекомендована нагрузка в 4 тонны. Все чувствительные к воздействию воды части автомобиля были расположени довольно высоко. Это очень сильно повлияло на решение сделать его основным средством перевозки реактивных установок «Катюша».
 

Создание БМ-13

Идея об реактивных снарядах возникла еще в 20-х годах. Реактивные системы активно исследовали и уже в 39-41 годах впервые представили эти разработки.

Странно, но решение о введении этой батареи в производство было сделано буквально за сутки до начала вторжения Рейха на территории СССР. БМ-13 впервые появилась уже в июле и продолжалось совершенствование этих машин, поэтому в 43-м году представили уже улучшенную версию катюши. Был создан для специальный и уникальный порох, который имел секретный состав. Немцы очень хотели заполучить хотя бы один образец машины или хотя бы пороха, но им это так и не удалось. Порох им нужен был для того, чтобы убрать разсекречиваемость мест ведения огня. Ведь немецкие ракетницы оставляли за собой длинный хвост дыма, а вот русские ракеты летели непонятно откуда.

Все разработки связанные с этими батареями были перенаправлены на тыл фронта, чтобы немцы не могли захватить и получить желаемые образцы и разработки.

Самолеты, корабли и сани

Ракетные установки типа БМ-13 (а также БМ-8 и БМ-31) монтировались и на самолетах, и на кораблях, и на катерах, даже на санях. В корпусе Льва Доватора, когда он пошел в рейд по немецким тылам, эти установки находились именно на санях.

Однако классическая версия — это, конечно, грузовик. Когда машины только попали в производство, они ставились на грузовик ЗИС-6 с тремя осями; когда он разворачивался в боевое положение, сзади устанавливались еще два домкрата для большей устойчивости. Но уже с конца 1942-го, особенно в 43-м году, все чаще эти направляющие стали монтироваться на поставляемых по ленд-лизу и хорошо зарекомендовавших себя американских грузовиках «Студебекер». У них была хорошая скорость и проходимость. Это, кстати, одна из задач системы — сделать залп и быстро скрыться.

«Катюша» действительно стала одним из главных орудий Победы. Все знают танк Т-34 и «катюшу». Причем знают не только у нас в стране, но и за рубежом. Когда СССР вел переговоры по ленд-лизу, обменивался информацией и техникой с англичанами и американцами, то советская сторона требовала поставок радиоаппаратуры, радаров, алюминия. А союзники требовали «катюши» и Т-34. Танки СССР дал, насчет «катюш» — не уверен. Скорее всего, союзники и сами догадались, как делаются эти машины, но ведь можно создать идеальный образец и не суметь наладить массовое производство.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector