Линкоры

Адмирал Хиппер класс

Адмирал Хиппер на испытаниях

Класс Admiral Hipper был второй и последней группой тяжелых крейсеров, построенных немецким флотом. Их проект был подготовлен в 1934–1936 годах, когда Германия вела переговоры по англо-германскому военно-морскому соглашению . Договор, подписанный в 1935 году, разрешал Германии построить 50 000 длинных тонн (51 000 тонн) тяжелых крейсеров, которых хватило бы на пять кораблей водоизмещением 10 000 тонн. Из пяти кораблей были построены только Admiral Hipper , Blücher и Prinz Eugen ; Зейдлиц была готова на 95%, когда было принято решение превратить ее в авианосец. Однако переоборудование не было завершено, и судно было передано Советскому Союзу и разобрано на металлолом. В 1940 году » Лютцов» был продан Советскому Союзу не полностью. Корабль, переименованный в » Петропавловск» , участвовал в обороне Ленинграда во время немецкого вторжения в Советский Союз, прежде чем был поврежден немецкими пикирующими бомбардировщиками. После подъема и ремонта судно продолжало ограниченную службу до конца 1950-х годов, когда оно было списано либо в 1958–1959, либо в 1960 году.

Адмирал Хиппер и Блюхер оба участвовали во вторжении в Норвегию; последний был потоплен норвежскими прибрежными орудиями возле Осло . После операции адмирал Хиппер совершил два боевых вылета в Северную Атлантику с целью совершить набег на торговые суда. Принц Ойген присоединился к линкору « Бисмарк» для крупной операции в Атлантике; она участвовала в битве за Датский пролив , в ходе которой был уничтожен линейный крейсер HMS  Hood . Впоследствии во время операции « Бисмарк» был потоплен, но « Принц Ойген» успешно вернулся в порт. После Channel Dash в 1942 году она присоединилась к Admiral Hipper в Норвегии. По прибытии » Принц Ойген» был торпедирован британской подводной лодкой, поэтому потребовался ремонт в Германии. Адмирал Hipper тем временем видел действие в битве Баренцева моря в конце 1942 года оба корабля вернулись в Германию и эксплуатируемых в Балтийском море в 1945 году адмирал Хиппер ‘ экипаж s затоплен корабль после того, как она нанесен серьезный ущерб от RAF бомбардировщиков. Принц Ойген пережила войну и была передана в качестве военного приза ВМС США , который затопил корабль после того, как она пережила два испытания атомной бомбы на атолле Бикини в 1946 году.

Резюме Адмирал Хиппер класса
Корабль Вооружение Броня Смещение Движение Расходы Услуга
Положил Введен в эксплуатацию Судьба
Адмирал Хиппер 8 × 20,3 cm SK C / 34 орудия 80 мм (3,1 дюйма) 18 200 длинных тонн (18 492 т) 3 вала, 3 турбинных двигателя, 28  узлов (52  км / ч ; 32  миль / ч ) 87 855 000 рейхсмарок 6 июля 1935 г. 29 апреля 1939 г. Затоплен 3 мая 1945 г., распался в 1948 г.
Блюхер 18 200 длинных тонн (18 492 т) 85 860 000 рейхсмарок 15 августа 1936 г. 20 сентября 1939 г. Потоплен 9 апреля 1940 г.
Prinz Eugen 18,750 длинных тонн (19,051 т) 104 490 000 рейхсмарок 23 апреля 1936 г. 1 августа 1940 г. Потоплен после атомных испытаний в США, 22 декабря 1946 года.
Зейдлиц 19,800 длинных тонн (20118 т) 84000000 рейхсмарок 29 декабря 1936 г. Передан Советскому Союзу, распался после 1958 года.
Lützow 19,800 длинных тонн (20118 т) 83 590 000 рейхсмарок 2 августа 1937 г. Продан Советскому Союзу, распался в 1958–1959 или 1960 гг.

Ветка линкоров США

Имеется две ветки линкоров США, причем альтернативная начинается с VIII уровня, но можно выделить и начальный участок.

Корабли в основной ветке не отличаются высокой скоростью.

Основная ветка (корабли III÷VII уровней)

Бронирование неплохое, но вот только против осколочно-фугасных снарядов оно слабое.

Главный калибр имеет ряд особенностей:

Достоинства:
  • неплохая точность стрельбы;
  • имеется ряд национальных модернизаций, которые увеличивают его эффективность.
Недостатки:

невысокая дальность стрельбы.

ПМК не отличается высокой эффективностью.

ПВО хорошее.

Скорость хода низкая, но зато хорошая манёвренность.

Снаряжение «Аварийная команда» и «Ремонтная команда» обладают улучшенными параметрами.

Основная ветка (корабли VIII÷X уровней)

Корабли обладают большим количество очков боеспособности.

Бронирование неплохое, но вот только против осколочно-фугасных снарядов оно слабое.

ПТЗ лучше, чем у кораблей альтернативной ветки.

Главный калибр имеет ряд особенностей:

Достоинства:
  • большая дальность стрельбы;
  • залп наносит большой урон;
  • имеется ряд национальных модернизаций, которые увеличивают его эффективность.
Недостатки:

низкая скорострельность.

ПМК не отличается высокой эффективностью.

ПВО мощное.

Скорость хода низкая, но зато хорошая манёвренность.

Снаряжение «Аварийная команда» и «Ремонтная команда» обладают улучшенными параметрами. Также имеется снаряжение «Заградительный огонь ПВО».

Альтернативная ветка (корабли VIII÷X уровня)

Бронирование неплохое, но вот только против осколочно-фугасных снарядов оно слабое.

Главный калибр имеет ряд особенностей неплохой. Также имеется ряд национальных модернизаций, которые увеличивают его эффективность.

ПМК не отличается высокой эффективностью.

ПВО мощное.

Скорость хода хорошая.

Снаряжение «Аварийная команда» и «Ремонтная команда» обладают улучшенными параметрами.

Сравнительная таблица проектов

Характеристики H-39 H-40A H-40B H-41 H-42 H-43 H-44
Водоизмещение стандартное (т.) 55 453 55 700 63 000 62 989 90 000 110 000 131 000
Водоизмещение полное (т.) 62 497 65 600 70 000 74 799 96 555 118 110 139 272
Длина (м.) 277,8 270 287 282 305 330 345
Ширина (м.) 37,2 37,6 39,2 39 42,8 48 51,5
Осадка (м.) 10,2 10,02 10,02 11,1 11,8 12 12,7
Мощность ЭУ (л.с) 165 000 230 000 240 000 165 000 280 000 280 000 280 000
Макс. скорость (узл.) 30 30,4 30,4 28,8 32,2 31 30,1
Главный калибр 4×2 406-мм 3×2 406-мм 4×2 406-мм 4×2 420-мм 4×2 480-мм 4×2 480-мм 4×2 510-мм
Вспомогательный калибр 6×2 150-мм 8×2 105-мм 6×2 150-мм 8×2 105-мм 6×2 150-мм 8×2 105-мм 6×2 150-мм 8×2 105-мм 6×2 150-мм 8×2 105-мм 6×2 150-мм 8×2 105-мм 6×2 150-мм 8×2 105-мм
Зенитное вооружение 8×2 37-мм 6×4 20-мм 8×2 37-мм 6×4 20-мм 8×2 37-мм 6×4 20-мм 8×2 37-мм 8×4 20-мм 14×2 37-мм 10×4 20-мм 14×2 37-мм 10×4 20-мм 14×2 37-мм 10×4 20-мм
Торпедное вооружение 6×1 533-мм 6×1 533-мм 6×1 533-мм 6×1 533-мм 6×1 533-мм 6×1 533-мм 6×1 533-мм
Авиация 4 x Arado Ar.196 4 x Arado Ar.196 4 x Arado Ar.196 4 x Arado Ar.196 6-9 x Arado Ar.196 6-9 x Arado Ar.196 6-9 x Arado Ar.196

Захваченные иностранные военные корабли

Значительное количество иностранных военных кораблей было захвачено и повторно введено в состав Кригсмарине .

  • Клемансо , французский линкор, захваченный в 1940 году, когда он еще строился, но так и не был достроен. Из-зазатопления верфи и сухого дока в Бресте, постоянно находящихся под бомбардировками союзников, строительство не могло быть завершено.
  • Faà di Bruno , заложен в 1915 г., взят в плен в 1943 г., назначен наблюдателем Бибера, сдан в 1945 г. и распался.
  • Советская Украина , заложена в 1938 г., захвачена в 1941 г. (не достроена)
  • HNLMS O 8 , захваченный в 1940 году, принят на вооружение как UD-1, используемый в качестве учебного корабля для обучения экипажей немецких подводных лодок. Списан в 1943 году.
  • HMS  Seal , захвачен 1940 г., принят на вооружение как UB
  • Датский учебный корабль / корабль береговой обороны HDMS  Niels Juel  (1918) был снят с мели после попытки уничтожения корабля, сев на мель во время битвы при Изефьорде , разоружен и использован в качестве учебного корабля, переименованного Кригсмарине в Нордланд . Второй раз затоплен 3 мая 1945 года, списан в 1952 году.
  • Четыре норвежских эсминца класса Sleipner : HNoMS  Gyller  (1938) , HNoMS  Odin  (1939) , HNoMS  Tor  (1939) и HNoMS  Balder  (1939) были захвачены в 1940 году. Все четыре корабля несли службу в Кригсмарине.
  • Четыре французского Цветочек -класса корветы, Arquebuse , Hallebarde , Saber , и Poignard были захвачены в 1940 году после падения Франции. Все, кроме Poignard, были укомплектованы и поступили на вооружение как «патрульные суда» от PA 1 до PA 4 (последние не обслуживались).
  • HNLMS Джерард Калленбург был затоплен, чтобы предотвратить ее поимку в 1940 году, но тем не менее был поднят и введен в эксплуатацию в Кригсмарине как ZH1 в 1942 году.
  • RHS Василефс Георгиос был затоплен, чтобы предотвратить ее захват в 1941 году, но был поднят и введен в эксплуатацию в Кригсмарине как Гермес в 1942 году.
  • Французский эсминец L’Opiniâtre был захвачен во время строительства. Германия намеревалась достроить ее, но строительство было остановлено в 1943 году и разобрано на металлолом в том же году.
  •  Легкие крейсера HNLMS  De Zeven Provinciën (C802) и HNLMS  De Ruyter  (C801) были захвачены в 1940 году, когда они еще строились. Переименованы в KH1 и KH2 («KH» означает «Kreuzer Holland»), модифицированы для установки на Atlantic Bow и переработаны для нового немецкого вооружения. Работы должны были быть возобновлены, но продвигались очень медленно из-за саботажа со стороны голландского Сопротивления. KH1 был спущен на воду в 1944 году для использования в качестве блочного корабля . Оба корабля были укомплектованы модернизированной конструкцией после Второй мировой войны и переданы на вооружение Голландии в 1953 году.
  • KB Dalmacija — легкий крейсер Имперской Германии времен Первой мировой войны (SMS Niobe), проданный Югославии в 1925 году (KB Dalmacija), захваченный Италией в 1941 году (RN Cattaro), затем Германией после итальянского перемирия в 1943 году и переименованный в Niobe. Он был потоплен британскими торпедными катерами.
  • КБ Дубровник был захвачен сначала Италией в 1941 г. (Р. Н. Премуда), затем — Германией после итальянского перемирия в 1943 г. (ТА 32). Он был затоплен в Генуе в 1945 году после битвы на Лигурийском море .
  • KB Beograd был захвачен сначала Италией в 1941 году (RN Sebenico), а затем немецкими войсками после итальянского перемирия в 1943 году (TA 43). Она была потоплена в Триесте, хотя источники различаются по тому, как это произошло.
  • KB T3 был захвачен сначала Италией, затем Германией после итальянского перемирия в 1943 году. Он был потоплен самолетами союзников в феврале 1945 года.
  • Четыре югославских торпедных катера типа Orjen (KB Velebit, KB Dinara, KB Triglav и KB Rudnik) были захвачены сначала Италией в 1941 году (MS 42, MS 43, MS 44 и MS 46), а затем — Германией после итальянского перемирия в 1943 году. (S 601, S 602, S 603 и S 604). Все четыре были затоплены в 1944 году.
  • KB Zmaj был захвачен в 1941 году и использовался в качестве войскового транспорта до его затопления в 1944 году.
  • Югославский минный заградитель D2 был захвачен сначала Италией, затем Германией после итальянского перемирия в 1943 году. Он был потоплен в 1944 году.

Подколлекция «Военные награды Германии»

Награда за сбор подколлекции — альтернативная схема камуфляжа для линкоров Германии.

top

Pour le Mérite
Высшей и самой почётной военной наградой Прусского королевства, а затем и Германской империи вплоть до 1918 года был орден Pour le Mérite (фр. «За заслуги»). Основан он был Фридрихом Великим в 1740 году, в эпоху, когда французский язык являлся языком дипломатии и королевских дворов.

Примечательно, что многие награждённые получили свой голубой крест именно за победы над французами. Pour le Mérite вручался военачальникам высокого ранга, и лишь в годы Первой мировой войны делались исключения для совершивших выдающиеся подвиги младших офицеров, среди которых были легендарные лётчики-асы Манфред фон Рихтгофен и Эрих Лёвенхардт.

1

Орден Дома Гогенцоллернов
Династия Гогенцоллернов правила на территории Германии вплоть до революции 1918 года. 18 января 1851 года в день 150-летия коронации первого прусского короля был учреждён Королевский орден Дома Гогенцоллернов, девиз которого гласил: Vom Fels zum Meer (нем. «От тверди к морю»).

Награда присуждалась как военным, так и гражданским лицам. При этом знаки ордена, полученного за боевые заслуги, выделялись особо – к кресту с короной добавлялись мечи, и носился он на такой же ленте, что и знаменитый Железный крест.

2

Почётный крест Мировой войны
В июле 1934 года в Германии была наконец введена специальная награда для участников Первой мировой войны, спустя 20 лет после её начала.

Указ об учреждении «Почётного креста Мировой войны» подписал незадолго до своей кончины один из её героев, президент республики фельдмаршал Пауль фон Гинденбург. Очень быстро награда стала называться в народе «Крестом Гинденбурга».

Вручался он как бывшим фронтовикам – им полагался крест, украшенный мечами, – так и вдовам или родителям павших в боях.

3

Железный крест
Самым известным немецким военным орденом и одним из символов германской военной славы является, безусловно, Железный крест, учреждённый в 1813 году во время войны с Наполеоном.

За свои боевые заслуги им мог быть награждён любой военнослужащий, вне зависимости от звания и занимаемого положения. Железный крест вручался за подвиги, совершённые в одной из четырёх войн, которые вела Германия за два столетия. На это должна была указывать дата на кресте – «1813», «1870», «1914» или «1939».

4

Нагрудный знак флота
В разгар Второй мировой войны командование Кригсмарине учредило особые знаки отличия для личного состава кораблей разных классов, принимавших участие в военных операциях.

Для экипажей линкоров и крейсеров в апреле 1941 года был введён так называемый «Нагрудный военный знак флота». Благодаря впечатляющему дизайну – силуэт крупного военного корабля в золочёном венке из дубовых листьев, – знак стал одной из самых узнаваемых наград Кригсмарине.

5

Щит «Нарвик»
Битва при Нарвике, длившаяся с апреля по июнь 1940 года, стала одной из ярких страниц истории Второй мировой войны.

В 1941 году для принимавших в ней участие был введён особый знак отличия, имевший форму щита и носимый на левом рукаве. Помимо надписи «Narvik 1940» на щите были изображены якорь, пропеллер и цветок эдельвейса, символизировавшие, соответственно, морской флот, авиацию и горных стрелков.

Самое большое число знаков, свыше 3,5 тысяч, получили военные моряки, большинство из которых составляли экипажи погибших при Нарвике десяти эсминцев Кригсмарине.

1

2

3

4

5

Подколлекция «Корабли»

Награда за сбор подколлекции — возможность установить второй флаг на крейсеры Германии.

top

Первый немецкий линкор-дредноут, получивший имя в честь области на западе Германии, вступил в строй в октябре 1909 года. Проектирование его тянулось с 1903 года. К началу 1905 года проект приобрёл черты корабля с единым главным калибром.

Сведения о строительстве в Великобритании линкора Dreadnought заставили Германскую империю поторопиться с адекватным ответом. Летом 1907 года состоялась закладка первых четырёх немецких дредноутов, и не прошло и трёх лет, как все они вошли в состав флота.

1

Крейсер Dresden, заложенный в 1906 году и получивший имя в честь столицы Саксонии, строился в определённом смысле как экспериментальный. Он был одним из первых крупных боевых кораблей кайзеровского флота, оснащённых паровыми турбинами.

Его систершип, легендарный Emden, имел более архаичную энергетическую установку – паровые машины тройного расширения. Оба крейсера вступили в строй в 1908-1909 годах, оба во время Первой мировой войны входили в состав Восточно-Азиатской эскадры адмирала Шпее, и оба погибли в бою с британскими кораблями.

2

Вступивший в строй в январе 1937 года Leberecht Maass стал родоначальником большинства эсминцев Кригсмарине. Шесть последовавших за ним серий кораблей повторяли прототип в основных чертах – размеры, силуэт, компоновка и тип энергетической установки.

Своё имя эсминец получил в честь адмирала, погибшего в сражении в Гельголандской бухте в августе 1914 года. Боевой путь Leberecht Maass был коротким – в феврале 1940 года эсминец подорвался на британской мине и затонул.

3

Подводные лодки типа VII являлись самыми многочисленными представителями этого класса. За десять лет, с 1935 по 1945 годы, было построено более 700 «семёрок».

Именно эти субмарины в годы Второй мировой войны стали самым страшным и эффективным оружием Кригсмарине. Сравнительно небольшие, водоизмещением порядка 800 тонн в погружённом состоянии, с экипажем меньше полусотни человек, они наводили ужас на корабли и суда союзников везде, где бы не появлялись.

4

Великобритания раз за разом предпринимала неимоверные усилия для уничтожения грозного немецкого линкора, так никогда и не встретившего в бою корабли противника.

Когда в ноябре 1944 года в результате налёта британских бомбардировщиков, оснащённых сверхтяжёлыми 5,5-тонными бомбами, линкор был всё же потоплен, под суд отправился ответственный за ПВО-прикрытие корабля лётчик-ас, кавалер Рыцарского креста Железного креста с дубовыми листьями Генрих Эрлер, приговорённый сначала к смертной казни, заменённой впоследствии на заключение в крепости.

5

Имевший все шансы стать, хоть и единственным, но всё же полноценным ударным авианосцем Кригсмарине, Graf Zeppelin строился дважды.

Первый раз строительство находившегося уже в высокой степени готовности корабля было приостановлено весной 1940 года – артиллерия авианосца отправилась защищать только что захваченную Норвегию, а система управления огнём была продана СССР. Рейд на Таранто, атаки авиации на Bismarck, наконец, Пёрл-Харбор произвели должное впечатление на командование Кригсмарине, решившее, что Германии всё же нужен собственный авианосец.

Спустя два года запустения, весной 1942 года работы на корабле возобновились. Чтобы… прекратиться в начале следующего, 1943-го, с очередной сменой морской стратегии, когда надводные силы были вовсе вычеркнуты из приоритетов кораблестроения Третьего рейха.

1

2

3

4

5

Вооружение

Артиллерийское вооружение

На палубе «Раумбота» 21-й флотилии, Норвегия, 1944

Первоначальное назначение «раумботов» не предполагало установки на них мощного наступательного вооружения. В результате первые катера-тральщики получили лишь по одному 20-мм зенитному автомату. Вторая серия «раумботов» получила уже по два автомата. С началом войны катерам-тральщикам пришлось заниматься патрульной и эскортной службой, что требовало вооружения, достаточного для уничтожения неприятельских катеров в открытом столкновении. На уцелевших катерах первых серий число 20-мм автоматов довели до 4, а на катерах R-25 — R-41 — до 6. При этом число автоматов даже на одном катере не было постоянным: при ремонтах или переоборудованиях их снимали и устанавливали в зависимости от возможностей ремонтной базы и необходимости установки дополнительного оборудования. Также, часть катеров во второй половине войны получила вместо Flak C/38 авиационные 20-мм пушки MG-151/20.

Начиная с R-41, «раумботы» получили 37-мм пушку, устанавливаемую на корме. Первоначально это была полуавтоматическая SKC 30, обладавшая превосходными баллистическими данными, однако низкой скорострельностью (около 30 выстрелов в минуту). В 1943 году, в связи с возросшей активностью авиации СССР и союзников, катерники начали требовать замены SKC 30 на более скорострельную автоматическую 37-мм пушку Flak M42. Однако замена началась в 1944 году и продолжалась до конца войны, в результате чего, например, «раумботы», воевавшие на Черном море, автоматических 37-мм пушек не получили.

Прочее вооружение

«Раумботы» стали универсальными кораблями немецкого «москитного флота», в связи с чем получали самые разнообразные комплекты дополнительного вооружения и оборудования. Все серии катеров получили развитое тральное вооружение, включая магнитные тралы, однако зачастую оно не устанавливалось, так как «раумботы» использовались преимущественно как патрульные и эскортные суда.

Глубинные бомбы WBG на борту немецкого катера

В стандартный набор вооружения «раумбота» входили 2 бомбосбрасывателя с шестью глубинными бомбами WBF (масса — 139 кг) либо WBG (масса — 180 кг). При этом при выполнении противолодочных задач (противолодочное патрулирование либо сопровождение конвоев, в особенности на балтийском и северном театрах) боекомплект глубинных бомб увеличивался. В то же время катера, использовавшиеся, например, при блокировании Эльтигенского десанта в ноябре 1943, глубинных бомб не получали и использовались исключительно как артиллерийские катера для борьбы с советской авиацией и снабжающими десант катерами.

Во второй половине войны часть «раумботов» получила ракетное вооружение — 86-мм неуправляемые зенитные ракеты RAG М42. Хотя относительно массовое их применение началось только в 1944, первые сообщения о применении этих ракет с «раумботов» начали поступать во время Керченко-Эльтигенской десантной операции в ноябре 1943. Также немецкий журнал кинохроники «Die Deutsche Wochenschau» публиковал съемки применения с катеров сухопутных реактивных минометов «Nebelwerfer».

«Раумботы» с самого начала войны использовались для постановки минных заграждений. Как правило, катера несли не более 10-12 мин. Кроме того, 12 катеров серии R-301 — R-312 получили по 2 533-мм торпедных аппарата. Эти корабли получили название «Geleit-Räumboote» («эскортный тральщик») и предназначались для защиты конвоев от крупных судов противника. Они отличались увеличенным водоизмещением (до 175 тонн), установкой трех двигателей вместо двух и наличием торпедных аппаратов. Во многом эти корабли приблизились к «шнелльботам», однако имели меньшую скорость и более мощное артиллерийское вооружение.

«Раумботы» в Заполярье

Вооружение

Главный калибр

283-мм орудия ГК

На крейсер устанавливали две башни по три 283-мм пушки SKC/28 в каждой. Углы вертикальной наводки орудий: от -10° до +40°; горизонтальные — 290° (+/-145°). Максимально возможная скорострельность — три выстрела в минуту, но на практике – не превышала двух. Боекомплект (на каждый ствол): 55-60 бронебойных, 55-60 полубронебойных и 55-60 фугасных 300-кг снарядов.

Вспомогательная/зенитная артиллерия

150-мм орудия

В качестве вспомогательного калибра устанавливались восемь 150-мм орудий с углами вертикальной наводки от -10° до +35°. Максимальная теоретическая скорострельность до 10 выстрелов в минуту, но в реальных условиях в два раза меньше. Стандартный боезапас: 100-150 снарядов на орудие.
Для защиты от атак с воздуха применялись различные зенитные пушки и пулеметы, количество которых наращивалось с каждой модернизаций. Также происходила замена на более мощное и современное вооружение. Например на головном корабле серии изначально было установлено три 88-мм зенитных пушки образца 1914 г., которые были заменены спаренные орудия того же калибра, а затем на 105-мм орудия. Также изначальные восемь 37-мм орудий в спаренных установках L/30 к концу войны были дополнены шестью 40-мм пушками Flak 28, двадцатью восемью 20-мм зенитными автоматами Flak 30 и двумя такими же 37-мм орудиями.

Минно-торпедное вооружение

Изначально по проекту устанавливали два 500-мм четырехтрубных торпедных аппарата. Но они были вскоре заменены на 533-мм. торпедные аппараты располагались на верхней палубе по одному с каждого борта позади кормовой башни главного калибра.

Авиационное вооружение

На кораблях была установлена катапульта для запуска самолетов. По проекту крейсера несли по два самолета Arado Ar196, однако на практике обходились одним. Самолеты использовались в первую очередь с целью разведки.

А если бы успели?

И. В. Сталина часто упрекали (и продолжают это делать) в том, что он не подготовил страну к отражению немецкого нашествия. В чем-то эти претензии можно считать обоснованными. Однако, учитывая сложившуюся в первые месяцы гитлеровской агрессии обстановку, сегодня можно сделать вывод о том, что даже самые современные и большие советские линкоры Второй мировой войны не могли бы повлиять на ход боевых действий, происходивших преимущественно на сухопутном фронте. Уже летом 1941 года оперативный район Балтийского моря, в силу у его географической особенности (закрытости), был закрыт минными заграждениями и блокирован подводными силами кригсмарине. Бывшие в строю линкоры СССР периода Второй мировой войны использовались в качестве стационарных батарей, аналогичных береговым. Своими тяжелыми орудиями главного калибра они наносили наступающему врагу ущерб, но авиация и дальнобойная артиллерия преуспела в этом больше. К тому же выход в море такого огромного корабля сопряжен с огромным риском. Он, как магнит, привлекает к себе все силы противника, который успокаивается, только пустив его ко дну. Скорбным примером могут служить многие линкоры периода Второй мировой войны, ставшие стальной могилой для своих экипажей.

США

Линкоры США Второй мировой войны представлены кораблями различных проектов, в том числе и новейшими, спущенными на воду в период с 1941 по 1943 год. К ним в первую очередь относится класс «Айова», представленный, помимо головной единицы, еще тремя («Нью-Джерси», «Висконсин» и «Миссури»). На палубе одного из них, а именно «Миссури», была поставлена последняя точка в шестилетней мировой войне. Водоизмещение этих гигантских кораблей – 57,5 тыс. т, они обладали превосходными мореходными качествами, но для современного морского боя были, после появления ракетного оружия, практически непригодны, что не мешало применять их артиллерийскую мощь в карательных целях против стран, не имевших возможности эффективно им противостоять. Служили они долго, и воевали у разных побережий:

— «Нью Джерси» – у Вьетнамского и Ливанского.

— «Миссури» и «Висконсин» – у Иракского.

Сегодня все три последние линкоры США Второй мировой войны стоят у причалов и принимают посетителей-туристов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector