Японское холодное оружие. история, виды и происхождение

Японские копья. История, особенности конструкции и применение.

Самым древним клинковым оружием в Японии было копьё, состоящее из клинка и древка. Первые упоминания об этом оружии датируются 8 веком, а наибольшую популярность копья получили в период междоусобных войн. Классический образец японского копья назывался яри.

Копьё – традиционное оружие лёгкой пехоты,
посредством которого воины сбрасывали всадников с лошадей, делая их практически
беззащитными.

Самураи тоже использовали копья в бою, а искусство владения ими входило в обязательную подготовку этих знаменитых воинов. Копьями наносили колющие, рубящие и режущие удары. Японцы наделяли копья магической силой и считали, что с их помощью можно отогнать злых духов.

Существует огромное количество разновидностей этого оружия, которые отличаются друг от друга длиной, типом наконечника и способом крепления клинка к древку. Однако есть и общие черты:

  • Многогранный наконечник крепился в центр древка. Для большей прочности использовали специальные шайбы латунную муфту.
  • Круглое древко выполняли из дерева и обматывали шнуром в верхней части. Это помогало предотвратить скольжение копья в руке. На конце древка располагался металлический наконечник, который служил для баланса.
  • Характерно наличие темляков, раскрашенных в яркие цвета. Они впитывали кровь и не давали оружию скользить в руке воина.
  • Копья носили в ножнах, которые украшались эмблемой владельца.
  • Обязательная деталь – матерчатый чехол для защиты оружия от влаги.

Японское холодное оружие — нагината.

Особого внимания заслуживает копьё нагината. Мнение исследователей относительно того, к какому клинковому оружию отнести нагинату, расходятся. Одни считают, что это копьё, другие утверждают, что нагината – разновидность меча.

Нагината состояла из очень длинной рукояти и клинка с односторонней заточкой и характерным изгибом. Несмотря на значительные размеры (порядка двух метров), владению этим оружием в обязательно порядке обучались как мужчины, так и женщины.

В смутные времена женщины часто появлялись на
поле боя и умели защитить свой дом и имущество в отсутствии мужа. Уже с
детского возраста девочек обучали техниками владения нагинатой,
полагая, сто это воспитывает в будущих жёнах самураев волю к победе, стойкость
духа и уважение к традициям.

Дуэль

Сонный и пахнущий перегаром от саке Миямото Мусаси сел в лодку паромщика и отправился к острову Гэнрюдзима через бурный пролив Каммон. Можно представить, как в этот момент мутило великого героя.

«Но где же твое оружие?», — спросил лодочник, указывая на Миямото — на его поясе не было ничего, кроме короткого вакидзаси. На что фехтовальщик достал этот самый кинжал, взял запасное весло паромщика и начал выстругивать деревянный меч боккэн. Не с одним же вакидзаси идти на великую битву!

К тому моменту, когда Миямото Мусаси доплыл до острова, он уже опоздал на три часа, время подходило к обеду, и Сасаке Кадзиро был в бешенстве. Так с ним вести себя не посмел еще никто в жизни. Наконец-то лодку прибило к берегу и Миямото без всяких церемоний или даже приветствия достал свое обструганное весло и бросился на противника, который поджидал его у кромки воды.

Сасаке, который к этому моменту дошел до опасной стадии гнева, тоже не стал дожидаться врага и метнулся к нему навстречу. Его Монохоши Зао сделал резкий выпад в лучших традициях школы «Маневр ласточки», но это было последнее, что Кадзиро сделал в своей жизни. Миямото Мусаси увернулся в прыжке и опустил свою дубину на голову мастера нодати.

Меч Сасаке выпал из рук и задел Миямото, но тот не обращал на это внимания: он с размаху бил противника в грудь своей «деревянной катаной»: ребра Кадзиро оказались переломаны и его ки уже выходила из тела вместе с воздухом из пробитых легких. Как оказалось, лезвие нодати перерезало пояс Миямото, так что какое-то мгновение, увлекшись битвой, он стоял голым ниже пояса и размахивал своим боккэном.

Современный памятник в честь этой дуэли

Несмотря на победу, Миямото Мусаси неожиданно для собравшихся и, возможно, себя самого, оказался расстроен случившимся. Ошарашенным секундантам он сказал что-то вроде «Такого самурая потеряли!» и побежал обратно в лодку с голой задницей. После этого  он навсегда перестал участвовать в смертельных поединках и убивать людей ради славы и денег, а его умение пользоваться деревянными мечами переросло в отдельное искусство.

История оружия

Как уже было сказано выше, первое упоминание о нагинатах относится к началу VIII столетия, его можно найти в знаменитой хронике Кодзики – монументальном памятнике древнеяпонской литературы. В ней упоминались сохэи – легендарные священники-воины, – которые использовали нагинаты. Вероятно, что это оружие пришло в Японию из Китая (там существует очень похожий аналог под названием дадао), а затем была значительно доработана в соответствии с японскими воинскими, ремесленными и культурными традициями.

Нагинату можно увидеть на исторических рисунках, изображавших сражения периода Тэнге (X век). В «Летописи Трех Лет в Ошу» (XI век) дается подробное описание использования этого оружия в бою. Из повествования становится понятно, насколько высоко воины того периода оценивали боевые качества нагинаты. В XII веке, во время так называемой Войны Гэмпэй нагината получила широкое распространение в качестве эффективного средства против вражеской кавалерии. Активное использование этого оружия привело даже к изменениям в традиционном японском доспехе: чтобы уберечь ноги воинов от ударов нагинаты, была введена специальная защита голени.

Если судить по древним литературным источникам, то настоящими виртуозами владения нагинатой были монахи сохэи. До нас дошли красочные описания поединков с использованием нагинат во время ожесточенных войн между кланами самураев Минамото и Тайра.

В XIV-XV вв. нагината стала несколько короче и получила ту форму, которую мы знаем сегодня. В это же время тактика кардинально изменилась тактика боевых действий, на поле боя на смену разрозненным группам воинов пришел сомкнутый строй копейщиков. Против длинных копий нагината была малоэффективна. В XVII столетии с появлением огнестрельного оружия боевое значение нагинаты стало еще меньше.

Однако чем менее нагината становилась полезной для мужчин, тем больше внимания на это оружие обращали японские женщины. Когда именно самурайские дамы «положили на нее глаз», сказать трудно. В средневековой Японии женщины-воительницы не были таким уж исключительным явлением, в летописях полно описаний их подвигов. Однако в ранние периоды для своих боевых свершений они чаще использовали лук или короткий меч. Бытовало мнение, что нагината прекрасно подходит для представительниц прекрасной половины человечества, так как ее длина позволяет удерживать противника на значительном расстоянии и таким образом нивелирует преимущества мужчины в росте, силе и весе. Естественно, что не все средневековые японки могли позволить себе заниматься нагинатадзюцу, обычно это была привилегия аристократок.

Женщины из знати, которые в те неспокойные времена проживали в опасных приграничных районах, не были изнеженными или слабыми. В случае необходимости они сражались бок о бок со своими мужьями или братьями. В то время их положение в обществе было весьма высоко, они нередко становились управляющими своих владений, что вынуждало обучать девочек хотя бы минимуму воинских умений. Вероятно, что некоторые японские дамы этим самым минимумом не ограничивались.

Нагината очень быстро превратилась в символ статуса женщин из класса самураев, зачастую она была частью приданного девушек из благородных семей. Считалось, что с помощью этого оружия онна-бугайся («женщина-самурай») вполне способна защитить свой дом в случае отсутствия мужа. Женщина, владеющая техникой нагинатадзюцу, могла в одиночку справиться с бандой головорезов, проникших в ее дом.

В «Повести о военной смуте в районе Бити» описывается, как супруга самурая Мимура Котоку, прихватив свое любимое оружие и вооружив еще 83 женщин, пошла в бой, «вращая своей нагинатой, словно мельничным колесом». Затем она вызвала на поединок предводителя нападавших. Мужчина отказался драться с ней, заявив, что она демон. Дальше в летописи говориться, что женщины вернулись в замок, проложив себе дорогу через строй вражеских воинов.

Уже в середине XV века многие традиционные школы японских боевых искусств ввели нагинатадзюцу в обязательную программу обучения. Надо сказать, что во время тренировок девочкам не делали никаких поблажек, требования к ним были также суровы и жестки, как и к мальчишкам при обучении их кэндо.

В одном из старинных японских трактатов говориться, что «обучение нагинате, домашней экономике и шитью сделают женщину идеальной». Вот такое вот Kinder, Küche, Kirche («кухня, дети, церковь») по-японски. Считалось, что занятие с нагинатой воспитывали в женщинах сильную волю и позволяли лучше понять самурайские традиции, чтобы стать идеальной супругой воина.

Параметры короткого ножа Танто

Современные ножи танто отличаются от канона почти по всем параметрам:

Параметр Традиционный меч танто


Эскиз настолько подробный, что хоть бери и делай настоящий меч Танто самостоятельно

Современный нож танто

Такая разновидность американского танто напоминает кухонный нож, но стоит в 10 раз дороже

Форма клинка слегка изогнутый кончик Прямой скос под 45о
плоский С ребром жёсткости
Вид заточки односторонняя Односторонняя или двусторонняя
длина клинка 17-30,3 см 10-30 см
Общая длина 35-50 см 22-50 см
толщина 5-7 мм 2,5-7
материал сталь из губчатого железа Самые разные стали, включая дамасскую
Рукоять Съёмная несъёмная
Крепление рукояти к хвостовику Бамбуковым штырьком Никаких бамбуковых шпилек и в помине нет
Гарда* Круглая Плоская, круглая или никакой


Американский танто перенял заточку у катаны и добавил рубленных форм В погоне за эффектным внешним видом современные ножи приобрели серьёзные недостатки:

Ухудшение характеристики Причина (в сравнении с классическим танто)
Ниже проникающую способность прямой скос обуха 45о
Хуже режущие свойства прямая форма клинка

Однако прочность острия у современных тантоидов очень высокая, поэтому втыкать их во что-то жёсткое гораздо безопаснее — и получится куда лучше, чем у других ножей.

Клинки Танто в японской культуре

Клинки Танто исторически — это не нож, а именно меч, поэтому чаще всего носился в ножнах:

  • у воинов — за поясом, справа;
  • у женщин — в рукаве, веере или за поясом оби.

Самурай до 14 в. вооружался парой мечей — дайсё («большой-маленький»):

  1. Дайто («большой меч танто») — основной, больше 66 см.
  2. Сёто («маленький меч») — дополнительный, 33-66 см.

Иногда японский меч танто использовали вместо сёто.


Пара вещей, отличавших самурая от обычных людей — большой и маленький меч. Угадайте, от какого произошёл танто

В 14 в. вооружение самурая видоизменилось:

  • вместо дайто — тати, потом — катана;
  • вместо сёто — вакидзаси, иногда — танто.


Разница тати и катаны в том, что первый носили на привязи к поясу, а второй засовывали за пояс Со временем танто вошёл в воинский набор на постоянной основе, третьим пунктом. Он расценивался именно как боевое оружие, поэтому и применялся соответственно:

  • для добивания врага;
  • для битвы в тесном помещении;
  • для отрезания голов;
  • для самоубийства (воины-мужчины, женщины, дети);
  • для самообороны (торговцы, ремесленники, монахи и прочие путешественники).

Сейчас танто — культурное наследие.

Единственные разрешённые применения:

  • церемонии бракосочетания императорской семьи;
  • восточные единоборства.

Викадзаси

Это короткий японский меч. Традиционный вид холодного оружия был довольно популярен среди самураев. Часто его носили в паре как раз с катаной. Длина клинка фактически делала его не мечом, а скорее, кинжалом, она составляет порядка 30-60 см. Весь же вакидзаси был около 50-80 см, в зависимости от предыдущего показателя. Малая кривизна делала его похожим на катану. Заточка была односторонняя, как и у большинства японских мечей. Выпуклость сечения гораздо больше, чем у катаны, поэтому мягкие объекты резались резче. Отличительной особенностью является рукоять квадратного сечения.

Вакидзаси был очень популярен, многие школы по фехтованию учили своих воспитанников использовать его и катану одновременно. Меч называли хранителем своей чести и относились к нему с особым уважением.

Однако главным преимуществом катаны являлось свободное ношение вакидзаси абсолютно всем. Если лишь самураи имели право использовать длинный меч, то короткий часто брали с собой ремесленники, рабочие, купцы и другие. Благодаря немалой длине вакидзаси его часто использовали как полноценное оружие.

Кровожадные клинки Мурамасы

Мурамаса — знаменитый японский мечник и кузнец, живший в XVI-м веке. Согласно легенде, Мурамаса молил богов, чтобы те наделили его клинки кровожадностью и разрушительной силой. Мастер делал очень хорошие мечи, и боги уважили его просьбу, поместив в каждый клинок демонический дух истребления всего живого.

Считается, что если меч Мурамасы долго пылится без дела, он может спровоцировать владельца на убийство или суицид, чтобы таким образом «напиться» крови. Существует бесчисленное множество историй об обладателях мечей Мурамасы, которые сошли с ума или зарезали множество людей. После серии несчастных случаев и убийств, произошедших в семье знаменитого сёгуна Токугавы Иэясу, которые народная молва связала с проклятием Мурамасы, правительство объявило клинки мастера вне закона, и большая их часть была уничтожена.

Справедливости ради надо сказать, что школа Мурамаса — это целая династия оружейников, просуществовавшая около века, поэтому история с «демоническим духом кровожадности», засевшим в мечах, не более, чем легенда. Проклятием клинков, изготовленных мастерами школы, стало, как ни парадоксально это звучит, их исключительное качество. Многие опытные воины предпочитали их другим мечам и, видимо, благодаря своему искусству и остроте клинков Мурамасы, чаще других одерживали победы.

Совет 2: Как сделать катану

Аура, которая окружает мифический самурайский меч – катану, поддерживает интерес и восхищение перед этим видом оружия на протяжении не одной сотни лет. Катана – крепкий, легкий и эластичный меч. Он становится таким за счет особенных материалов, из которых он куется, особой техники ковки и, согласно легендам, верного сердечного настроя мастера.

Вам понадобится

  • Железистый песок
  • Плавильня
  • Горн
  • Молот
  • Наковальня
  • Древесный уголь
  • Рисовая солома
  • Глина
  • Порошок песчаника
  • Вода
  • Инструменты для шлифовки и полировки стали

Инструкция

1. Для того дабы выковать положительную катану, надобно запастись особенным «черным песком» с японского побережья. Это железистые пески из которых вам предстоит выплавить тамахаганэ – традиционную японскую железо, используемую для ковки самурайских мечей.

2. Загрузите рудный песок в плавильню – татара – и выплавите на древесном угле около 4 килограмм стали. Температура в плавильной печи должна добиваться 1 500 градусов по Цельсию.

3. Рассортируйте железо на малоуглеродистую и высокоуглеродистую. Высокоуглеродистая тамахаганэ тяжелее, ясно серебристого цвета. Малоуглеродистая – грубее, серо-черного цвета.

4. Покройте дно кузнечного горна измельченным древесным углем, добавьте огромные куски угля и подожгите их. Уложите слой малоуглеродистой стали и вновь засыпьте слоем древесного угля. Дождитесь пока железо опуститься к дну горна.

5. Покройте дно горна золой от рисовой соломы напополам с измельченным в порошок древесным углем, уложите слой высокоуглеродистой стали горкой, засыпьте сверху древесным углем. Начните активно качать мехи. Дождитесь пока в горне не останется только железо.

6. Возьмите куски тамахаганэ и начните ковать из них плоские листы толщиной в полсантиметра. Охлаждайте листы в воде и разламывайте на пластинки площадью в 2 квадратных сантиметра. Рассортируйте железо на высокоуглеродистую и малоуглеродистую.

7. Возьмите отобранные куски высокоуглеродистой стали, уложите на стальную пластину с рукоятью. Оберните бумагой и обмажьте глиной. Разместите в кузнечный горн. Засыпьте древесным углем и нагревайте не менее тридцати минут до ясно желтого либо белого цвета.

8. Достаньте блок из горна, поместите на наковальни и осадите молотом. Вновь разместите в горн, нагрейте и прокуйте. Повторите данный цикл несколько раз.

9. Когда ваш брусок будет готов, сделайте в нем надкол долотом и сверните на себя. Вновь нагрейте и обработайте молотом, до тех пор пока верхние и нижние половины не сплавятся, а брусок не вернется к изначальной длине. Повторите данный цикл шесть раз.

10. Перед продолжением ковки разрежьте брусок на четыре равные части. Сложите их одна на иную и сварите их совместно, путем нагревания и ковки. Ещё шесть раз повторите сворачивание, нагрев и ковку. У вас получилась железо «каваганэ».

11. Возьмите отложенную низкоуглеродистую железо, выкуйте из неё брусок и после этого сверните и прокуйте его ещё десять раз. У вас получилась «синганэ» либо железо сердцевины.

12. Выкуйте из каваганэ плоскую пластину длиной в 40 сантиметров, сверните в виде буквы U. Вовнутрь этой пластины разместите брусок синганэ. Нагрейте заготовку в горне до ясно-желтого цвета и начните сковывать. Достигните полной сварки пластин между собой.

13. Сделайте заготовку для лезвия, нагревая брусок в горне и выковывая из него прямоугольную заготовку.Придайте лезвию форму, путем растягивания заготовки перпендикулярно длине. Сформируйте режущую кромку, острие, боковые ребра и обух.

Миямото Мусаси — Великий мастер деревянного меча

Его настоящее имя звучало как Симмэн Такэдзо, Миямото Бэнносукэ, Симмэн Мусаси-но-Ками Фудзивара-но-Гэнсин. Но в историю он вошел как Миямото Мусаси, великий фехтовальщик и стратег, «Святой меча», создавший одну из самых известных книг Японии. Он же — растрепанный, импульсивный и непредсказуемый гений, который брезговал принимать ванные, но зато был не дурак выпить, а в юности зарубил на дуэлях 60 человек.

Своего первого противника он убил в 13 лет, яростно забив взрослого самурая палкой. К 16 годам, когда он победил своего второго противника, Миямото Мусаси уже сам был научен основам искусства фехтования. Его рост был огромным по меркам Японии тех лет — 192 сантиметра, но даже он не шел в сравнение с невероятной вспыльчивостью юнца и его любовью к дракам. Будучи подростком, Миямото Мусаси отправился в великое путешествие и, выбрав путь ронина, скитался с перерывами вплоть до пятидесяти лет.

Странник предсказывает Миямото Мусаси будущее

Бродяжничая по стране, он бросал вызовы бойцам всех возможных школ и стилей и выиграл все до единой дуэли. 60 побед создали ему славу непобедимого воина. Часто, убив или посрамив учителя кэндзюцу, Миямото Мусаси занимал его место и жил так до тех пор, пока неуемная натура не толкала его на новые приключения.

Миямото Мусаси основал школу Хехо Нитэн Ити-рю, или просто «Нитэн-рю». Его стиль отличало использование двух мечей сразу: в одной руке он держал длинный меч, катану, а в другой — короткий, вакидзаси. Он не был изобретателем такой манеры вести битву, но все же подобный стиль казался оригинальным даже по меркам японских воинов тех лет. А они могли драться чем угодно: от косы с привязанным камнем на цепи до тех же нунчак и экзотических китайских мечей.

Еще более оригинальным был обычай Мусаси сражаться на дуэлях не боевыми мечами, а их деревянными макетами — боккэнами. Миямото доказал, что эти тренировочные орудия могут выступать наравне с «настоящими» и разбил ими не меньше голов, чем отрубил стальной катаной.

К 30 годам Миямото Мусаси уже приобрел славу непобедимого, и стремиться ему было просто некуда. Он оставил войны и дуэли и принялся отдавать все свое время тренировкам. К 50 Миямото несколько остудил свой пыл и начал постигать другие науки — каллиграфию, резьбу по дереву, живопись и так далее.

Рисунок кита, сделанный Миямото Мусаси

Мастер понял, что его «Путь меча» — всего лишь проявление одного общего Пути, а из умения убивать людей направо и налево можно извлечь нечто большее, чем просто руководство по владению мечом. Так появилась «Книга пяти колец». В ней Миямото Мусаси рассуждает о том, что существуют универсальные правила стратегии, которые подходят и для дуэлянта, и для мудрого генерала и для простого человека, который задумал вытесать табурет или продать рис.

Вид

Настоящие японские мечи должны обладать не только острым лезвием и прочностью, но ещё и долговечностью. Они не должны ломаться при сильных ударах, а также долгое время обходится без заточки. Углерод даёт твёрдость, однако при этом меч теряет в эластичности, а значит, становится хрупким. Кузнецы в Японии изобретали различные формы, которые бы смогли обеспечить и эластичность, и стойкость.

В конечном счёте было решено, что многослойность решает проблему. Традиционная техника подразумевает изготовление сердцевины клинка из низкоуглеродной стали. Остальные слои обладают упругостью. Различные комбинации и способы помогают создать такой японский меч. Боевой клинок должен быть удобен определённому воину. Также кузнец может изменить вид стали, который сильно влияет на весь меч. В общем, катаны могут сильно отличаться друг от друга из-за вышеописанных причин.

Конструкции клинков из-за сложности в изготовлении стоят по-разному. Например, самый дешёвый подразумевает использование одного сорта стали. Обычно используется для создания танто. А вот сосю китаэ — наиболее сложная конструкция, она имеет семь слоёв стали. Образцовая работа, созданная с её применением, является произведением искусства. Одним из первых сосю китаэ начал использовать кузнец Масамунэ.

Семизубый меч


Этот необычайно красивый клинок был обнаружен в 1945-м году в синтоистском святилище Исоноками-дзингу (японский город Тэнри). Меч разительно отличается от привычного для нас холодного оружия из Страны Восходящего Солнца, прежде всего, сложной формой лезвия — на нём есть шесть причудливых ответвлений, а седьмым, очевидно, считался кончик клинка — поэтому найденное оружие получило имя Нанацусая-но-тати (в пер. с яп. — «Семизубый меч»).

Меч хранился в ужасных условиях (что очень нехарактерно для японцев), так что его состояние оставляет желать лучшего. На лезвии имеется надпись, согласно которой правитель Кореи подарил это оружие одному из китайских императоров.

Описание точно такого же клинка встречается в Нихон сёки, древнейшем труде по истории Японии: согласно легенде, семизубый меч был преподнесён в дар полумифической императрице Дзингу.

Тщательно изучив меч, специалисты пришли к выводу, что, скорее всего, это тот самый легендарный артефакт, поскольку предположительное время его создания совпадает с событиями, описываемыми в Нихон сёки, кроме того там упоминается и о святилище Исоноками-дзингу, так что реликвия просто лежала там больше 1,5 тысяч лет, пока её не нашли. Дмитрий Зыков

История появления

Искусство ковки, обработки многослойной стали появилось в Японии позже, чем в соседних странах, поэтому вплоть до VII века оружие импортировалось из Китая или Кореи. Когда японским кузнецам удалось освоить технику изготовления, появились первые японские мечи — обоюдоострые и прямые.

IX-XII вв. принесли многочисленные междоусобные столкновения. Самураи стали выдающимся сословием, меч для них приобрел статус не только оружия, но и символа. Оттачивалась технология изготовления холодного оружия. Оно приобрело выгнутую форму из-за необходимости ведения конных боев.

Эпоха Камакура, длящаяся с XII по XIV век, стала расцветом искусства производства японских мечей. У самураев появились доспехи, что принесло новые требования к оружию. Мечи приобрели большую ударную силу, немного изменилась форма. Теперь они применялись преимущественно для пеших сражений, потому их требовалось держать обеими руками. Это было время экспериментов, многие кузнецы придумывали уникальные технологии изготовления, которые не дошли до наших дней.

С XIV до XVI века (период Муромати) велись многочисленные войны, требующие разного оружия. Поэтому появились новые виды самурайских мечей. А вот плачевная финансовая ситуация, в которой оказались многие кланы, не позволяла платить за это большие деньги. Поэтому качество холодного оружия значительно упало.

В XVI веке (эпоха Момояма) появились короткие мечи. Самураи стали носить пару оружия дайсё (большой–малый). Это катана и вакидзаси. Из-за размеров первый чаще использовался на открытом воздухе либо в больших помещениях, второй – в стесненном пространстве. Однако, потребность в оружии в целом уменьшилась, потому что междоусобицы пошли на спад. Теперь ношение мечей стало всего лишь признаком статуса, частью традиционного костюма. Поэтому оружие стали декорировать различными способами, отчего нередко страдали боевые качества. Этот период также получил название Эпохи новых мечей.

А со второй половины XIX века стартовала Эпоха современных мечей. Оружие этого периода получило название гэндай-то. Носить на себе мечи стало запрещено, что привело к упадку производства. В начале XX века начались мероприятия по возрождению культурного наследия страны, неотъемлемой частью которого является японский меч. И сегодня это — символ, изготовление которого — настоящее искусство.

Значение танто для японской культуры

В США ножи танто производят множество оружейных фирм, настоящий японский нож танто можно делать лишь после получения специальной лицензии мастера-оружейника. По всей Японии таких мастеров не более 300 человек. Каждый танто, созданный их руками, имеет клеймо мастера на клинке.

Хотя сейчас на аукционах различных стран можно встретить в продаже множество танто времён Второй мировой войны, не стоит стремиться заполучить их в свою коллекцию. Эти ножи производились не по технологии, с использованием стали низкого качества. Японское правительство планомерно утилизирует такие клинки, так как они являются низкокачественным ширпотребом, не имеющим ничего общего с настоящими короткими мечами.

Так как ножи танто очень популярны среди секций восточных единоборств, промышленность выпускает множество пластиковых или резиновых копий данных ножей, которые используются для отработки техники ножевого боя с реальным противником. Традиционным учебным танто является деревянные муляжи, которые использовались ещё в средневековье. Для учебного деревянного оружия очень тщательно подбирается материал, поэтому они способны служить годами.

Часто попадаются боевые экземпляры танто, предназначенные для пробивания доспехов. Они отличаются толстым и гранёным клинком. Танто без защитной гарды назывались айкутти, а небольшие тантоиды под названием кайкэн использовались женщинами для самозащиты.

Настоящий набор самурая

Как полагают исследователи, японский нож танто произошел от большой китайской сабли karadachi (tsubo-no-tachi). В свое время танто вошел в обязательный комплект японского воина-самурая. Классический самурайский нож представляет собой совсем короткий японский меч, т.е. по сути, самурай был вооружен тремя мечами разной длины (танто – коротким, катана — большим и вакидзаси – малым). Даже переводится название «танто» как «короткий меч».


Заготовка для танто


Украшение танто


Танто с ножнами

Самурай вооружался изначально дайто, т.е. основным длинным мечом (свыше 66 см), и сёто, т.е. дополнительным коротким мечом (от 33 не более 66 см). Так продолжалось до 14 столетия, когда стали вместо дайто пользоваться еще одним типом меча – тати, но и это продолжалось до определенного момента.

Исследователи признают, что танто, вакидзаси и катана — фактически, один и тот же меч, только имеющий разный размер. Катана — это длинный кинжал или короткий меч, который носили за поясом. Ранее эта роль принадлежала сёто. Легкий и функциональный танто до начала 16 века самураи часто применяли вместо вакидзаси. Постепенно размеры и назначение изменились.

Поскольку катану имели право носить только самураи, этим именем стали называть длинный меч, который заменил дайто. Вакидзаси пришел на смену сёто. Танто стал третьим и периодически выполнял не только свою роль, но и роль сёто. Отдельно танто и вакидзаси могли вооружаться купцы и ремесленникам, которым требовалось полноценное оружие для самообороны. С его помощью также выполняли обряд харакири.

Японцы никогда не воспринимали танто, как нож. Это особое словосочетание, которое не переводится. Традиционный воинский набор вообще запрещалось использовать для хозяйственных целей. Любой танто всегда хранился в ножнах и ценился только как холодное оружие.

Классификация по эпохе

Кото (古刀) до 1600 года

Кото – это мечи, использовавшиеся до эпохи Кэйтё, а значит созданные до 1600-го года. С появлением ружей в конце периода Сэнгоку (со второй половины 15 до начала 17 века) способы ведения сражений существенно изменились; 

Синто (新刀) 1600 — 1853 гг.

К ним относятся мечи, созданные в эпоху Эдо за исключением периода Бакумацу (1853-1869 гг.). Эти мечи играли эстетическую роль, символизируя мирную эпоху. 

Синсинто (新新刀) 1853 — по настоящее время

Эти практичные мечи изготавливались в течение небольшого периода Бакумацу и являлись отражением его политического строя. Также это имя носят мечи, созданные уже после эпохи Мэйдзи (1868 — 1912 гг.). Таким образом, все современные мечи можно называть Синсинто.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector