Ми-24

Основные модификации

Рисунок 2. Ми-24ПС

Максимальное количество моделей, выпущенных РВПО Арсеньевская авиационная компания, пришлось на модификацию Ми-24В. Производились до 1986 г., и всего было собрано 1 000 единиц, после чего на смену пришли более качественные и усовершенствованные версии.

Модель Ми-24ВП, первый экземпляр которой собран в 1989 г., по многим характеристикам превосходила американский «Апач». Кроме наиболее распространённых версий из модификаций, собирающихся для внутреннего рынка, можно выделить такие:

  • Ми-24К — разведывательно-корректировочный вертолёт.
  • Ми-24П — отличающийся вооружением.
  • Ми-24 ПН — предназначенный для ночных заданий.
  • Ми-24ПС — полицейский патрульно-спасательный вариант.
  • Ми-24Р — машина, предназначенная для РХБ-разведывательных подразделений.
  • Ми-24РА — усовершенствованная версия предыдущей модели.
  • Ми-24ХР — вертолёт для работы подразделений радиохимической разведки в заражённых районах.
  • Ми-35ПМ — отличались новыми винтами, изготовленными из композиционных материалов.

Кроме перечисленных модификаций, более 15 различных моделей было собрано по заказу иностранных государств и с учётом индивидуальных замечаний заказчиков.

Летные характеристики

Крейсерская скорость модификации Ми-24В составляет 270, а максимальная — 335 километров в час. Боевая дальность полета 450 километров; перегоночное расстояние – 1000 километров. Максимальная высота полета может достигать 4,25 километра. Вертолет способен совершать виражи с углом крена достигающим 50°.

Благодаря своей живучести в боевых условия, принятый на вооружение в 1971 году вертолет до настоящего времени находится на вооружении российских космическо-воздушных сил, военно-морского флота, пограничной службы ФСБ и десантных войск. В частности, одно боевое крыло, состоящее из нескольких модификаций Ми-24П было развернуто на землях Арабской Сирийской Республики.

Однако все-таки находящиеся на вооружении Ми-24 не отвечают современным боевым критериям. Их дальнейшая модернизация признана нецелесообразной и им на смену в российскую военную авиацию приходят Ка-50 «Акула», Ка-52 «Hokum» и Ми-28Н «Ночной охотник».

Разработка вертолета.

В 1960 г. ОКБ Миля М.Л. начало разработку нового транспортного вертолета, который бы заменил собой  устаревший Ми-4. Опытный прототип с обозначением В-8 совершил первый полет в июне 1961 г. На вертолете был установлен один ГТД АИ-24 и четырехлопастной несущий винт от Ми-4. Позже конструкторы провели ряд усовершенствований. Силовую установку заменили на два ГТД TB2-117. Несущий винт стал пятилопастным.

Двигатель АИ-24.

Производство и выпуск.

С 17 сентября 1962 г. начались летные испытания. Вертолет полностью оправдал возложенные на него надежды. С 1965 г. он пошел в серийное производство под обозначением Ми-8. Конструкция данной машины оказалась настолько удачной, что его производство и модернизация продолжаются до сих пор. На сегодняшний день Ми-8 является одним из самых распространенных транспортных вертолетов в мире. Было выпущено более 8000 машин в разных модификациях. Вертолет эксплуатируется в более чем 50-ти странах мира.

Ми-8 кабина

По своей конструкции Ми-8 – вертолет одновинтовой схемы. Фюзеляж полумонококовый каркасный состоит из кабины пилотов, грузового отсека и хвостовой балки. Кабина пилотов трехместная рассчитанная на двух летчиков и бортмеханика. Грузовая кабина может быть приспособлена для перевозки грузов или оборудована сидениями для пассажиров. В транспортном варианте погрузка производится через двухстворчатый грузовой люк. Шасси трехопорное неубирающееся. Силовая установка состоит из двух ГТД ТВ2-117А (ТВ3-117МТ), 2х1710 (2х3065) л.с. Несущий винт пятилопастной с цельнометаллическими лопастями. Рулевой винт трехлопастной.

Двигатель ТВ2-117А.

Модификации вертолета.

Существует более 30-ти модификаций этой машины, основными среди которых являются Ми-8Т (транспортный) и Ми-8П (пассажирский). Ми-8АМТШ представляет собой десантно-штурмовой вариант с ракетным и пулеметным вооружением. Вертолет используется для выполнения широкого спектра задач, как в гражданской авиации, так и в ВВС. С 70-х годов Ми-8 использовался во многих военных конфликтах в разных уголках планеты.

Ми-8П (пассажирский).

Ми-8Т (транспортный).

Конструкция

Кабина пилота Ми-24Д

Ми-24 построен по классической одновинтовой схеме с пятилопастным трёхшарнирным несущим и трёхлопастным рулевым винтами. Шасси трёхстоечное, убирающееся, с управляемой передней опорой.

В носовой части фюзеляжа размещена двухместная кабина экипажа по тандемной схеме: стрелок-оператор находится в отдельной передней кабине, за ним лётчик, кабина которого для удобства обзора приподнята на 0,3 м над кабиной стрелка, бортмеханик может размещаться на откидном сиденье в отсеке оборудования за кабиной лётчика. Экипаж находится в герметизированных кабинах, снабжённых системой обогрева и вентиляции, для предотвращения попадания заражённого воз­духа и радиоактивной пыли в них поддерживается небольшое избыточное давление.

Стальными плитами бронировались кабина экипажа, коробка приводов, маслобаки двигателей, редуктор и гидробак. Кресло лётчика бронировано, с откидной бронеспинкой и бронезаголовником, кресло стрелка не бронировано, между кабинами расположена бронеперегородка, лобовые стёкла броневые, плоские, снабжены стеклоочистителями, боковые выпуклые стёкла силикатные, не бронированные.

Центральная секция фюзеляжа состоит из грузовой кабины, в которой могут разместиться до восьми десантников, и задней конусообразной части для размеще­ния оборудования и ниш уборки главных ног шасси.

Трансмиссия и дублированная система управления такая же, как на вертолёте Ми-8.

Вал несущего винта наклонён не только вперед на 4,5°, но и вправо на 2,5°, чтобы обеспечить устойчивость при поступательном прямолинейном полёте.

Одной из главных особенностей вертолёта является крыло площадью 6,75 м² с отрицательным поперечным V — 12°, которое обеспечивает от 22 до 28 процентов подъёмной силы, в зависимости от скорости и других факторов.

ЛТХ

  • Габариты:
  • Диаметр несущего винта: 17,3 м
  • Диаметр рулевого винта: 3,908 м
  • Высота с вращ. винтами: 5,47 м
  • Длина фюзеляжа: 17,51 (17,23 на Ми-24ВМ) м
  • Ширина фюзеляжа: 1,7 м
  • Высота фюзеляжа: 3,9 м
  • Размах крыла: 6,4 м
  • Основные массы
  • Пустой: 7580 кг
  • Нормальная взлётная: 10 500 кг
  • Максимальная взлётная 11 000 кг
  • Максимальная грузоподъёмность: 2400 кг
  • Масса груза на внешней подвеске: 2400 кг
  • Внутренний запас топлива: 2100 кг
  • Запас топлива в ПТБ: до 3000 л кг
  • Силовая установка
  • Количество, тип, марка: 2 двигателя ТВ3-117
  • Мощность: 2 х 2200 л. с.
  • Лётно-технические характеристики
  • Экипаж: 2—3 чел.
  • Пассажиров: до 8 десантников, 2 тяжелораненых на носилках и 2 легкораненых и медработник чел.
  • Крейсерская скорость: 270 км/ч
  • Максимальная скорость
  • В горизонтальном полёте: 320 км/ч
  • Дальность полёта практическая: 450 км
  • Дальность полёта перегоночная: 1000 км
  • Средний расход топлива: 780 л/час
  • Статический потолок: 1400 м
  • Динамический потолок: 4950 м
  • Максимальная эксплуатационная перегрузка: −1,3/+3
  • Допустимый угол крена: 70 град.
  • Допустимый угол тангажа: 90 град.
  • Вооружение
  • Встроенное стрелково-пушечное: в зависимости от модификации
  • Число точек подвески: 6 (4)
  • Подвесное стрелково-пушечное: 2 контейнера УПК-23-250 или 2 ГУВ с пулемётами или 2 (4) ГУВ с гранатомётами
  • Управляемое ракетное: Штурм-В, Атака-М, Гермес-А
  • Неуправляемое ракетное: С-5, С-8, С-13, С-24
  • «Воздух-воздух»: Р-60М, Р-63В, «Игла-В», 9М220О «Атака»
  • Бомбовое: бомбы и кассеты калибром от 50 до 500 кг.

Боевое применение

Первое боевое крещение вертолет принял в Сомали в 1979 году. Для пилотирования привлекались кубинские летчики, поражая цели соседней Эфиопии.

С началом войны в Афганистане Ми-24 применялся для огневой поддержки наземных подразделений, уничтожения караванов с вооружением. Но транспортировка десантников не входила в основную задачу «Крокодила».

Эти вертолеты также поставлялись иракской армии в войне с Ираном, начавшейся в 1980 году.

После распада СССР данная машина повсеместно применялась в боестолкновениях в горячих точках по всех территории СНГ, включая Чечню. Машина была задействовано в Российско-Грузинском противостоянии, использовалась в войне в Сирии.

Относительно недавнее применение Мi-24 — состоялось во время конфликта в Донбассе, где эти вертолеты использовались военными силами Украины.

Конструкция вертолета МИ-8

МИ-8 относится к классу одновинтовых вертолетов. Он имеет пять несущих винта и три рулевых винта. Лопасти винта, выполненные из цельного металла, обладают полным лонжероном, созданным из алюминиевых сплавов, спрессованных между собой. Кроме того, все лопасти вертолета имеют сигнализацию, и в случае повреждения какой либо из лопастей, пилоты будут от этом сразу же оповещены.

Благодаря наличию двух двигателей, в случае отказа одного из которых, на втором автоматически увеличивается подаваемая мощность, путем использования современного оборудования. Что позволяет не терять скорости и маневренности в случае неисправностей. А это – неоспоримое преимущество среди прочих вертолетов подобной модели.

В некоторых модификациях вертолета МИ-8 используется специализированная бронированная кабина. Зачастую, подобные модификации используют в боевых моделях. И подобные вариации очень часто приобретают на вооружение различные страны.

Конструкция шасси имеет статичные колесные опоры в количестве трех штук. Что позволяет вертолету приземляться даже в самых труднодоступных местах. Это является несомненным его преимуществом.

Кроме того, на вертолете установлена одна из лучших антифризных систем. Именно она не дает вертолету обледенеть. Благодаря чему, его можно использовать даже в самых экстремальных условиях.
На вертолете МИ-8 стоит отличная система отопления и вентиляции. Она позволяет отапливать или охлаждать не только кабину пилотов, но и пассажирский салон, что делает все перелеты весьма комфортабельными. Кроме того, данная система работает еще и на передние стекла вертолета и воздухозаборники.

Вертолет МИ-8 обладает достаточно серьезной электронной начинкой. Причем она, в свою очередь, имеет абсолютно различные характеристики и предназначение. Но именно за счет нее у вертолета имеется свои особенные отличительные свойства.

Стоит отметить, что сами по себе летные характеристики вертолета весьма привлекательны. Хорошая скорость, наряду с его грузоподъемными и пассажирскими функциями, делает его фаворитом среди подобных одновинтовых вертолетов. Несмотря на то, что самая первая модель была разработана сравнительно давно, его модификации очень активно развиваются и по сей день.

Летно-технические характеристики

Габариты:

  • Диаметр несущего винта: 17,3 м
  • Диаметр рулевого винта: 3,908 м
  • Высота с вращ. винтами: 5,47 м
  • Длина фюзеляжа: 17,51 (17,23 на Ми-24ВМ) м
  • Ширина фюзеляжа: 1,7 м
  • Высота фюзеляжа: 3,9 м
  • Размах крыла: 6,4 м

Основные массы

  • Пустой: 7580 кг
  • Нормальная взлётная: 10 500 кг
  • Максимальная взлётная: 11 500 кг
  • Максимальная грузоподъёмность: 2400 кг
  • Масса груза на внешней подвеске: 2400 кг
  • Внутренний запас топлива: 2100 кг
  • Запас топлива в ПТБ: до 3000 л кг

Силовая установка

  • Количество, тип, марка: 2 двигателя ТВ3-117
  • Мощность: 2 х 2200 л. с.

Лётно-технические характеристики

  • Экипаж: 2—3 чел.
  • Пассажиров: до 8 десантников, 2 тяжелораненых на носилках и 2 легкораненых и медработник чел.
  • Крейсерская скорость: 270 км/ч
  • Максимальная скорость:

    В горизонтальном полёте: 335 км/ч

  • Дальность полёта практическая: 450 км
  • Дальность полёта перегоночная: 1000 км
  • Средний расход топлива: 780 л/час
  • Статический потолок: 1400 м
  • Динамический потолок: 4950 м
  • Максимальная эксплуатационная перегрузка: −1,3/+3
  • Допустимый угол крена: 50 град.
  • Допустимый угол тангажа: 30 град.

Вооружение

  • Встроенное стрелково-пушечное: в зависимости от модификации
  • Число точек подвески: 6 (4)
  • Подвесное стрелково-пушечное: 2 контейнера УПК-23-250 или 2 ГУВ с пулемётами или 2 (4) ГУВ с гранатомётами
  • Управляемое ракетное: Штурм-В, Атака-М, Гермес-А
  • Неуправляемое ракетное: С-5, С-8, С-13, С-24
  • «Воздух-воздух»: Р-60М, Р-63В, «Игла-В», 9М220О «Атака»
  • Бомбовое: бомбы и кассеты калибром от 50 до 500 кг.

Конструкция вертолета Ми-24

Вертолет Ми-24 изготовлен в классической схеме для одновинтовой машины. Он оснащен главным винтом, который имеет пять лопастей, и рулевым винтом, который состоит из трех лопастей. Лопасти винта изготовлены из алюминиевого сплава. Они оснащены системой, которая оповещает о трещинах и неисправностях в лопастях. Главный винт вертолета имеет наклон вперед почти на 5%, но, кроме этого, он еще наклонен на правую сторону почти на 3%. Это сделано для улучшения устойчивости вертолета при прямолинейном полете.

Большой особенностью этого вертолета являются крылья, которые имеют площадь в 6,75 м² и отрицательное строение V-12. Такая конструкция крыла дает подъемную силу в 22-28 процентов. Шасси вертолета состоит из трех опор, которые убираются, а передней опорой можно управлять в наземных условиях.

Кабина экипажа расположена в носовой части машины, причем она является тандемной. Оператор находится спереди, в носовой кабине. За ним немного выше (для лучшего обзора при полете) расположена кабина пилота, а бортмеханик помещается в отсеке оборудования, в котором укреплено откидное кресло. Кабины экипажа полностью герметичны и имеют систему вентиляции и обогрева. Причем микроклимат кабины имеет давление немного выше, чем снаружи вертолета. Это сделано для того, чтобы на борт вертолета не смогла попасть пыль или зараженный воздух. Кабина и некоторые части фюзеляжа оснащены бронированными плитами. Из брони также изготовлены лобовые стекла экипажа и спинки кресел.

Силовая установка данной машины представлена двумя двигателями модели ТВЗ, они соединены в одну силовую установку с помощью редуктора. Два двигателя предоставляют мощность в 4,4 тысячи лошадиных сил. Данные модели двигателей позволяют дополнительную установку воздухозаборников, а также устройств, которые экранируют выхлоп.

Топливо поступает от четырех баков общей емкостью в 2130 литров. Возможно установить дополнительные баки в средине вертолета и на пилонах крыльев.

Трансмиссия точно такая же, как установлена на вертолете Ми-8. Трансмиссия и двигатель имеют бронированную защиту от вражеских снарядов. Работа гидросистемы направлена на обеспечение управления вертолетом. Но существует и вспомогательная система, которая отвечает за выпуск шасси и его уборку.

На вертолете данной модели существует и воздушная система, задачей которой является обеспечение кондиционирования салона вертолета и поддержка работы тормозной системы на колесах. За счет системы кондиционирования экипаж может производить полеты при температурах от минус 50 до плюс 37 градусов. С помощью кислородной системы вертолет может производить полет при низком содержании кислорода в воздухе на высотах больше трех километров.

Все электрооборудование на борту машины работает от постоянного тока в 27 вольт. Электроэнергия поступает от двух генераторов, которые расположены на силовой установке. Кроме этого, вертолет Ми-24 оснащен двумя аккумуляторами.

За счет качественного навигационного оборудования пилотирование можно проводить в любое время суток и в плохих метеорологических условиях. Вертолет оснащен автопилотом и автоматической системой управления модели САУ, которая производит автоматическое вычисление крена и тангажа. С помощью радиокомпасов, установленных на борту машины, можно определять высоту и угол сноса вертолета. Экипаж имеет аппаратуру для связи, которая представлена радиостанцией типа УКВ и системой «Карат». На вертолете также установлена система оповещения об опасности и неполадках, она основана на речевых сообщениях. Кроме того, каждый пилот имеет собственную поисковую радиостанцию.

Универсальный солдат

Вертолет Ми-8АМТШ «Терминатор» способен решать широкий спектр задач военного и мирного характера. Переоборудование может производиться непосредственно перед вылетом и осуществляется в очень сжатые сроки усилиями экипажа, состоящего из двух человек, и обслуживающего персонала. Кроме осуществления поисково-спасательных и эвакуационных операций, вертолет способен доставить к месту выброски до 26 десантников, оказать им серьезную огневую поддержку. Винтокрылый аппарат может транспортировать до четырех тонн грузов.

Боевые вертолеты Ми-8АМТШ, в зависимости от поставленных задач, могут комплектоваться:

  • Двумя пулеметами (7,62 мм) с полным боекомплектом (4000 патронов).
  • Противотанковыми управляемыми ракетами (до 6 шт.).
  • Блоками с неуправляемыми ракетами С-8 (до 20 шт., класс «воздух — земля») и авиабомбами.
  • Управляемыми ракетами «Игла-В» («воздух — воздух»).
  • Двуствольной авиационной пушкой (калибр 23 мм, боекомплект 500 снарядов).

Неуязвимость «Терминатора» резко повышается благодаря современному комплексу обороны, включающему в себя экранно-выхлопное устройство и систему отстрела ловушек.

Ветолёт ЭГ ОКБ Яковлева

Крис Джонс

Сюрпризом стал выпуск модели вертолёта ЭГ КБ Яковлева PROP & JET

. Этот набор очень сильно отличается от, вобщем-то базового комплекта, модели от UNICRAFT того же вертолёта. В комплекте около 50 хорошо отлитых деталей из серой смолы, две плёнки приборных панелей и два комплекта вакуумформованного остекления (один запасной). Детали остекления с проработанными панельными линиями изготовлены так же хорошо, как и детали из смолы.

Комплект включает в себя чудный пятицилиндровый двигатель и сопутствующие ему детали, которых, к сожалению, будет почти не видно. Отливки лопастей и втулок винтов сделаны таким образом, что можно избежать утомительной процедуры сверления и штифтования соединений, так часто необходимой при сборке моделей из смолы. Некоторые ручки управления и другие детали надо будет изготовить самостоятельно из тянутых литников или других подходящих материалов. Инструкция состоит из девяти диаграмм. Будьте внимательны: номера деталей двигателя на центральной диаграмме не соответствуют номерам этих деталей на литниках.

Редакция выражает благодарностьАнтону Цюпке иМусе Закорееву за предоставленную модель.

Интересные факты

Когда «восьмёрки» начали заменять Ми-4, стало ясно, что предшественники уступают им во всём. Ми-8 превосходили «четвёрку» и по скорости, и по вместимости, и по удобству обслуживания. Например, газотурбинные двигатели избавили механиков от постоянной борьбы с подтеканием смазки. Но в одном старый вертолёт долго превзойти не удалось – он был более высотным. Поэтому вплоть до появления модификации Ми-8МТ в горах продолжали работать поршневые Ми-4.

Зато в 21 веке зарубежные и российские заказы на пассажирские вертолёты сильно помогли заводам.

Довольно часто «универсальность» понимают, как возможность машины делать всё, но плохо. Спектр задач, который решал, и успешно, вертолёт Ми-8, заставляет усомниться в справедливости такого подхода. За свою полувековую карьеру он возил грузы и пассажиров, служил в ВВС африканских стран и в МЧС России.

«Восьмёрка» работала воздушным госпиталем и летающим краном. С её борта ставили и тралили мины. Вертолёт служил штурмовиком и разведчиком. Конечно, можно было бы списать его распространённость на неизбежный результат сферы влияния СССР, но ведь Ми-8 ещё в советское время официально поставлялся на экспорт в страны Запада. И спрос на него не прекратился с развалом Советского Союза. Остаётся только признать «восьмёрку» настоящим шедевром вертолётостроения.

Интересные факты

История эксплуатации и боевого применения Ми-24 насчитывает несколько десятков лет, приближаясь к отметке полувека. За это время боевая машина обросла многочисленными историями и интересными фактами, некоторые из которых будут приведены далее.

В Афганистане, в мае 1983 г. лётчик, израсходовавший весь боекомплект, продолжал имитировать атаку, разгоняя грозным видом душманов. Этим он спас роту десантников, сумевших отступить на безопасную позицию.

Несколько раз Ми-24 снялся в кино. Например, в картине «Рэмбо 3» на нём производилось нападение на афганскую деревню. В результате герой Сталлоне сбил его из гранатомёта.

В период ирано-иракской войны (1980-1988) один Ми-24, стоявший на вооружении иракской армии, за первые 3 месяца боевых столкновений подбил 55 танков противника, оставив его без тяжёлой бронетехники.

Одной из причин получения статуса «неубиваемого» Ми-24 стал уникальный двигатель. Его результативность и безотказность просто поражает воображение. После войны в Афганистане в турбине двигателя одной из машин, поставленной на капитальный ремонт, недосчитались 17 лопаток из 51. При этом вертолёт продолжал работать, а неисправность ничем не проявлялась.

В аэропорту Кабула во время войны два военных штурмовика постоянно находились на дежурстве и прикрывали рейсовые самолёты «Аэрофлота», отстреливая тепловые пушки. При обнаружении запуска из ПЗРК им предписывалось защищать гражданское судно любыми возможными средствами, а при необходимости закрывать его своим корпусом.

Большой вес стал причиной того, что без необходимости вертолёт взлетает с разгона, как самолёт. Для этого ему требуется полоса длиной 100-150 м. Если она имеется, вертикальный подъём пилоты стараются не использовать, чтобы не перегружать двигатели.

Изначально Ми-24 задумывался как «летающая боевая машина пехоты», но из-за того, что конструкторы не снабдили десантный отсек бронезащитой, а передвигаться чаще всего приходилось над позициями противника, желающих испытать свою судьбу не было. Огневая поддержка через открытые двери, как это практиковали американцы во Вьетнаме, тоже не получалась из-за больших скоростей машины и сложностей с зависанием и маневрированием. Но несмотря на это, на протяжении многих лет, советский, а позже российский Ми-24 являлся безоговорочным лидером не только по тактико-техническим характеристикам, но и в боевом применении.

История создания

Разработка проекта изделия «240» (В-24) началась после выхода Постановления СМ СССР и ЦК КПСС 6 мая 1968 года в ОКБ М. Л. Миля. Опытные машины (ОП-1 и ОП-2) были готовы через год. Значительная часть узлов и агрегатов была унифицирована с Ми-8 и Ми-14.

Опытный вертолёт имел общую переднюю двухместную кабину (так называемую «веранду») с двойным управлением. Экипаж состоял из лётчика и оператора. В дальнейшем, в состав экипажа добавили бортмеханика. В средней части вертолёта находилась грузовая кабина, вмещающая до 8 человек десанта. По правому и левому бортам грузовой кабины имелись двустворчатые двери, с верхней и нижней створками. Открывающиеся окна были оборудованы шкворневыми установками для ведения огня во время полета из личного оружия. Обе кабины герметизированы, с наддувом от двигателей.

С самого начала в экипировку экипажа входили специализированные летные бронешлемы и бронежилеты. Бронирование кабины представлено лобовым бронестеклом, бронированными сидениями экипажа, локальными бронеплитами по бортам кабины и на капотах двигателей.

Из-за неготовности комплекса вооружения «Штурм» было принято решение на первых машинах установить комплекс К4В вертолёта Ми-4 — ракеты «Фаланга-М» с ручной системой наведения и пулемётной установкой НУВ-1 с пулемётом А-12,7, четыре балочных держателя под НУР или свободнопадающие бомбы.

Заводские испытания начались 15 сентября 1969 года (лётчик-испытатель Г. В. Алфёров). Сразу же началась постройка опытной серии из десяти вертолётов. В конце 1970 года две машины доработали — для улучшения устойчивости на скоростях более 200 км/ч на вертолёт установили крыло с отрицательным V−12 градусов и удлинённую кабину. Первые серийные вертолёты Ми-24А (изделие «245»), выполненные в таком виде и оборудованные комплексом «Фаланга-М» поступили для опытной эксплуатации в войска.

Ми-24А строились заводом в городе Арсеньев. Было изготовлено почти 250 машин, которые поступили на вооружение формируемых структур армейской авиации, в отдельные вертолётные полки СА общевойсковых армий и десантно-штурмовых бригад. На базе Ми-24А была разработана учебная модификация Ми-24У (изд. «244») с полноценным двойным управлением.

Ми-24Б (изд.»241″) получил новую пулемётную установку УСПУ-24 с пулемётом ЯкБ-12,7 (4500 выс/мин), ракетный комплекс «Фаланга-П». Но доводка вертолёта была приостановлена и произведены принципиальные изменения — кабина переделана в тандемную, хвостовой винт с редуктором установлены от Ми-14 — винт из толкающего стал тянущим, что резко повысило эффективность путевого управления. Вертолёт получил название «Ми-24В», или изделие «242». Но из-за недоведённости комплекса «Штурм» вертолёты с новой кабиной пришлось оборудовать по типу Ми-24Б, и этот «промежуточный вариант» пошёл в серию под обозначением Ми-24Д (изделие «246»). Литеру «Г» на всякий случай решили не использовать… На доводку Ми-24В ушло 8 лет. В 1976 году вертолёт официально был принят на вооружение и строился самой массовой серией.

Таким образом, к 1973 году сложился облик вертолёта, широко известного во всём мире.

Преимущества и недостатки

Если говорить о достоинствах ударного вертолета Ми-24, то первое, что необходимо отметить – это его поразительная надежность и живучесть. Мощная броня, прикрывающая кабины пилотов и силовую установку, сделало этот вертолет практически не уязвимым для огня с земли. Эффективно поражать Ми-24 могло только крупнокалиберное оружие.

Еще одним неоспоримым преимуществом машины являлось ее мощное вооружение. С его помощью вертолет может решать любые задачи: эффективно уничтожать живую силу противника и его бронетехнику.

Ми-24 – это очень тяжелая и большая машина. Ее максимальная взлетная масса составляет 11500 кг (у американского АН-1 – 4500 кг). Для такого веса мощность силовой установки вертолета явно слабовата. Поэтому маневры и зависание – это не для «крокодила», его стихией является скорость.

Развитие современных вертолетов идет не по пути повышения броневой защиты (и, как следствие, увеличения массы), а в направлении более активного использования управляемого оружия, которое может поразить неприятеля на значительных дистанциях. В этом случае вертолету не нужно заходить в зону поражения ПВО противника и подвергать себя опасности. Однако для этого боевые машины должны обладать современной оптикой, системами прицеливания и управления огнем. Ничего этого на Ми-24 нет.

На Ми-35 и еще нескольких поздних модификациях вертолета от главных недостатков машины практически удалось избавиться, но модернизированных машин очень мало. К тому же, в настоящее время российская армия активно переходит на Ми-28Н.

Многие военные эксперты считают, что в недалеком будущем пилотируемые вертолеты будут заменены дистанционно управляемыми БПЛА. Они гораздо дешевле, да и людьми рисковать не нужно. Возможно, что Ми-28Н, Ка-52, как и их заокеанский аналог AH-64 Apache – это последние ударные вертолеты, управляемые пилотами из кабины.

Аварии и катастрофы

  • в 2000 году в Чечне потерян Ми-24, экипаж погиб.
  • 16 августа 2001 года в Чечне сбит Ми-24.
  • 3 февраля 2002 года в Чечне потерян 1 Ми-24.
  • 20 марта 2003 года разбилось 2 Ми-24, пилоты погибли.
  • 8 мая 2003 года на Украине упал Ми-24,пилот мертв.
  • 3 августа 2003 года в Чечне упал Ми-24, через сутки был уничтожен.
  • 26 августа 2003 года на аэродроме Черниговка произошло столкновение двух вертолетов Ми-24В 319-го ОВП, в результате катастрофы погибли 6 человек
  • 19 ноября 2003 года в Чечне в 5 м над аэродромом Ханкалы упал Ми-24, жертв нет.
  • 25 августа 2007 года в Амурской области разбился Ми-24.
  • 3 февраля 2009 года в 11:45 в 18 километрах от аэродрома Пугачев Саратовской области в ходе выполнения плановых полетов потерпел катастрофу вертолёт Ми-24, принадлежащий Сызранскому Высшему военному авиационному училищу летчиков. Как сообщил помощник главкома ВВС РФ, вертолет сгорел, экипаж погиб. Причиной аварии послужило разрушение редуктора и лопастей, вертолет был произведен в 1987, прошел капремонт в 2007 и налетал всего 400 из 500 назначенных часов.
  • 13 июля 2010 года около 12.00 в горах Ботлихского района Дагестана упал и полностью сгорел военный вертолет Ми-24. Летчики успели покинуть машину и позже были подобраны.
  • 29 ноября 2011 года в 19:45 по местному времени на аэродроме под Пружанами Брестской области Беларуси разбился вертолёт Ми-24 ВВС и войск ПВО Беларуси. Авиакатастрофа произошла в Брестской области во время плановых учебно-тренировочных полетов. Вертолёт рухнул при заходе на посадку в районе аэродрома. Погибли все члены экипажа — командир экипажа майор Олег Кохно, борттехник капитан Валерий Бобко, летчик лейтенант Денис Глущенко.
  • 26 августа 2011 года, потерпел крушение боевой вертолет Ми-24 в Приморском крае. Катастрофа произошла в 19:16 по местному времени (12:16 мск) рядом с населенным пунктом Меркушевка недалеко от посёлка Черниговка. В результате аварии погиб один человек. Остальным двум членам экипажа удалось спастись
  • 12 августа 2012 года три боевых вертолета Ми-24 армии Уганды разбились на территории Кении.
  • 8 сентября 2012 года — вертолёт Ми-35 разбился горно-лесистой местности в 20 километрах севернее Ботлиха. Все четверо человек находившиеся на борту погибли.

Ми-24ВМ

Состоящие на вооружении нашей армии

Ми-24 проходят сейчас коренную модернизацию. Вместо штатных металлических лопастей несущего винта

Ми-24, на  модернизированный вариант, названный

Ми-24ВМ, ставят стеклопластиковые, более стойкие в боевых условиях с улучшенными аэродинамическими характеристиками. Одновременно штатную втулку несущего винта

Ми-24
меняют на не требующую смазки эластомерную, позаимствованную от
Ми-28Н. Вместо трехлопастного рулевого винта устанавливают малошумный Х-образный. В соответствии с унификацией с
Ми-28Н. дорабатывается забустерная часть управления (автомат перекоса). В результате этих работ снижена масса на 300 кг и увеличен статический потолок на 600 м. При этом возрастает скороподъемность, улучшаются эксплуатационные характеристики и боевая живучесть.

Вся система выпуска-уборки шасси, существовавшая на

Ми-24, теперь демонтируется, а створки шасси становятся неподвижными. При этом достигается экономия в весе более 120 кг. Применение новых балочных держателей ракетного оружия ДБ-ЗУ и многоместных авиационных пусковых установок (АПУ) позволило более компактно разместить оружие на крыле, снизив его размах. Более того, ДБ-ЗУ существенно облегчили эксплуатацию вертолета в боевых условиях, упростив подвеску ракет, без больших физических усилий.
Упростили и командную радиолинию, снизив ещё раз при этом вес вертолёта. Общее
снижение массы составило 300 кг, в результате чего скороподъёмность возросла с
с 9,6 до 12,4 м/с. На 300 метров увеличился и статический потолок.Крыло модернизированного вертолета также подверглось доработкам: размах его уменьшили до внешнего пилона. При этом количество более совершенных ПТУР Атака, устанавливаемых на внешних пилонах на двух АПУ-8-4У, осталось прежним — шестнадцать. Для повышения автономности боевого применения вертолета предлагается установить встроенную в крыло систему подвески вооружения.

На Ми-24ВМ установлена несъемная подвижная установка НППУ-24 с пушкой ГШ-23 (вместо пулеметной ЯБ-12,7). Вместо двух аналоговых вычислителей, на Ми-24ВМ ставят один цифровой комплекс БВК-24, а для поражения воздушных целей — систему управления вооружением СУВ «Игла В»





Читать статью он нём →


Ми-2


Читать статью он нём →


Ми-8

Читать статью он нём →


Ми-4





Читать статью он нём →

Ми-28




Читать статью он нём →

Ка-31



Читать статью он нём →


Ка-50 Чёрная Акула



Читать статью он нём →

Ка-52 Аллигатор

Читать статью он нём →

Смотрите
также:

 

Численность и процент русских по регионам РФ

 


Стоит ли жалеть
японцев?

 


Народы России, их численность и процент

 


Советские асы второй мировой

 

Без пакта Молотова-Риббентропа обойтись было нельзя

 


Золотые запасы стран мира

 


Золотовалютные резервы стран мира

 



Нужен ли России золотой рубль?

 


Как разбогатела Америка

 

Рейтинг стран мира по численности вооружённых сил

 


Кто и как продавал Аляску

 


Почему мы проиграли Холодную войну

 


Тайна реформы 1961 года

 


Как остановить вырождение нации

 


Почему в 1944
году депортировали чеченцев и ингушей

 


В какой стране пьют больше всех?

 


В какой стране больше всего убийств?

 

Как жил русский рабочий до революции?

 

Чему
равен советский рубль в нынешних деньгах

 

Что
Россия экспортирует и что импортирует

История московского трамвая

Мультфильм
«Гостья из Будущего-2»

Первый в мире автомат и его изобретатель

 

Советские цены на автомобили и мотоциклы в рублях и зарплатах

Знаки различия крупнейших армий мира

Add to your Facebook

 
—>

 


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector