Авиация вмф ссср после второй мировой войны

Командующие


Адмирал Евменов Николай Анатольевич имеет ордена и медали за безукоризненное несение службы Командующие Северным флотом по годам – это более 50 человек. Командование Северного флота (КСФ) Российской Федерации по годам:

  • адмирал Громов Н.Ф. – по 1992 г.;
  • адмирал Ерофеев О.А – 1992-1999 гг.;
  • адмирал Попов В.А – 1999-2001 гг.;
  • адмирал Сучков Г.А. – 2001-20003 гг.;
  • вице-адмирал Симоненко С.В – исполняющий обязанности 2003-2004 гг.;
  • адмирал Абрамов М.Л. – 2004-2005 гг.;
  • адмирал Высоцкий В.С. – 2005-2007 гг.;
  • адмирал Максимов Н.М. – 2007-2011 гг.;
  • контр-адмирал Воложинский А.О. – исполняющий обязанности в 2011 г.;
  • адмирал Королев В.И. – 2011-2015 гг;
  • адмирал Евменов Н.А – 2015-2019 гг.

На сегодняшний день командование Северного флота РФ – это вице-адмирал Моисеев А.А. Приступил к должности в мае 2020 года, награды – герой Российской Федерации.

Командующие морской авиацией Балтийского Флота

В период 1914-1946 гг. морской авиацией Балтийского флота командовали:

Б.П. Дудоров (сентябрь 1914 г. — 1915 г.),А.А. Тучков (1915-1916 гг.),
Б.А. Щербачёв (март 1915г. — ноябрь 1916г., ВрИД),
Б.П. Дудоров (декабрь 1916 г. — июль 1917 г.),
С.А. Лишин (июнь-август 1917 г.),
Б.А. Щербачёв (июль 1917 г., ВрИД),
В.В. Ковалевский (август-ноябрь 1917 г.),
С.А. Лишин (ноябрь 1917 г. — февраль 1918 г., ВрИД),
И.Н. Дмитриев (февраль-сентябрь 1918 г.),
С.А. Лишин (апрель-июль 1918 г., репрессирован в ноябре 1919 г.),
С.М. Кочедыков (июль 1918 г.— сентябрь 1919 г.),
А.П. Онуфриев (с сентября 1919 г.),
Л.М. Порцель (август 1922 г., ВрИД — август 1924 г., погиб в 1932 г.),Г.С. Скрягин (в 1923г., умер),
М.А. Горбунов (1924 г.),
Л.И. Гикса (сентябрь 1924 г. — июль 1927 г.),
Г.И. Силин (август 1927 г. — май 1928 г.),
В.Д. Авсюкевич (1929 — август 1930 г.),
Л.И. Никифоров (август 1930 г. — июль 1932 г., снят, репрессирован в 1938 г.),
В.К. Лавров (июль 1932 г. — январь 1934 г.),
В.П. Баруздин (1935 г.),
Г.П. Галкин (до сентября 1936 г., репрессирован),
М.А. Горбунов (сентябрь 1936 г. — июль 1937 г., репрессирован),
А.И. Ильин (август 1937 г. — июль 1938 г., репрессирован),
А.А. Кузнецов (июль 1938 г. — октябрь 1939г., ВрИД, снят),
В.В. Ермаченков (октябрь 1939 г. — июль 1941 г., снят),
(ГСС) М.И.Самохин (июль 1941 г. — февраль 1946 г.).

После разделения БФ на два самостоятельных объединения их ВВС командовали:

ВВС Южно-Балтийского флота (ВВС 4-го ВМФ) в 1946-1956 гг.:

ГСС М.И. Самохин (февраль 1946 г. — август 1947 г.),
Д.Ф. Бартновский (август 1947 г. — июнь 1950 г.),
Г.Г. Дзюба (август 1950 г. — май 1953 г.),
А.А. Кузнецов (май 1953 г. — февраль 1956 г.),

ВВС Северо-Балтийского флота (ВВС 8-го ВМФ) в 1946-56 гг. :

ГСС А.Х. Андреев (февраль-декабрь 1946 г.),
Д.И. Манжосов (декабрь 1946г. — март 1947 г., ВрИД),
ГСС А.Х. Андреев (март-август 1947 г.),
Б.Л. Петров (август 1947 г. — ноябрь 1955 г.),
ГСС И.И. Борзов (ноябрь 1955 г. — январь 1956 г.).

После соединения 4-го и 8-го ВМФ в единый Балтийский флот его авиацией командовали:

ГСС И.И. Борзов (февраль 1956 г. — декабрь 1957 г.),
Б.Л. Петров (декабрь 1957 г. — февраль 1961 г.),
ГСС С.А. Гуляев (1961-1976 гг.),
А.И. Павловский (1976-1984 гг.),
П.И. Гончаров (1984-1990 гг.),
В.В. Проскурнин (1990-1998 гг.),
А.И. Новиков (1998-2000гг.),
В.Н. Сокерин (2000-2004 гг.),
А.Г. Кулаков (2004-2006 гг., снят),
А.В. Коляко (2006-2009 гг.),
И.О. Комаров (2009-2011 гг.),
А.В. Крупеник (с 2011 г. — ?),
С.Г. Рассказов (2011 — февраль 2013)
А.Р. Костерин (февраль 2013 —  )

Разведывательная авиация Северного флота

Так же как и на Чёрном море с Балтикой, Морская Авиация Северного Ледовитого океана началась с разведывательных частей и подразделений.

В сентябре 1936 г. из Ленинграда в Мурманск было перебазировано разведывательное авиационное звено самолётов МБР-2, которое положило начало ВВС СФ.

В дальнейшем на базе этого авиазвена был развёрнут 118-й морской разведывательный авиационный полк. Вместе с 49-й ОМРАЭ на самолётах МБР-2 он вступил в советско-финскую войну 1939-1940 гг., а затем — и в Великую Отечественную войну.

В сентябре 1941 г. разведывательная авиация СФ была усилена 22-й ОМДРАЭ, на самолётах Че-2, которую перебазировали туда с Балтики. Она вошла в состав 118-го МРАП как З-яАЭ.

В сентябре 1942 г. на Север был переброшен 22-й МРАП, перебазированный с Каспия. Этот полк вошёл в состав 3-й авиационной группы (ВВС БелВФ).

В октябре 1942 г. в составе ВВС СФ была сформирована 28-я ОРАЭ — первая авиационная часть колёсных самолётов-разведчиков. Тогда же 49-я ОМРАЭ была обращена на укомплектование 22-го МРАП.

В марте 1943 г. 118-й МРАП и 28-я ОРАЭ были переформированы в один 118-й ОРАП (в отличие от других флотов, где были сформированы отдельные полки колёсных самолётов-разведчиков)

Весной 1944 г. части разведывательной авиации ВВС СФ претерпевают реорганизацию. В дополнение к имеемому разведполку, формируются три смешанных авиационных полка (44-й, 53-й и 54-й САП) в составе которых, кроме истребителей и бомбардировщиков, имелись эскадрильи самолётов МБР-2 и PBN-1 «Номад». На их формирование был обращен 22-й ОМРАП.

Во второй половине 1945 г. 44-й и 54-й САП были расформированы, а на базе 53-го САП был сформирован морской дальнеразведывательный полк (этот полк просуществовал всего год, и в октябре 1946 г. также был расформирован). Тогда же были сформированы ещё три отдельные морские разведывательные эскадрильи: 25-я, 26-я и 27-я ОМДРАЭ. В мае 1947 г. на их базе был сформирован 337-й ОМДРАП ВВС СФ.

В послевоенное время в составе разведывательной авиации СФ было два разведывательных полка: 118-й ОМДРАП (с 1948 г. — 403-й ОМДРАП) и 337-й ОМДРАП (данные по расформированию ещё одной разведчасти ВВС СФ — 20-й ОМДРАЭ, требуют уточнения).

В июне 1951 г. из состава 403-го ОМДРАП была выделена эскадрилья колёсных самолётов-разведчиков, на базе которой был сформирован новый 1733-й ОРАП. Этот полк был укомплектован самолётами Ла-7p, Ту-2р и А-20 «Бостон», но уже на следующий год он начал перевооружение на МиГ-15р и Ил-28р.

С 1953 г. на вооружение лодочной разведывательной авиации ВВС СФ начали поступать самолёты Бе-6.

В апреле 1958 г. 337-й ОМДРАП был переформирован в 265-ю ОМДРАЭ на самолётах Бе-6.

В таком виде разведавиация дожила до середины 1960 г., когда был расформирована 265-я ОМДРАЭ, а 403-й ОМДРАП переформирован в противолодочный полк. С этого времени разведывательная авиация была укомплектована только колёсными самолётами.

С апреля 1955 г. 1733-й ОРАП был переименован в 967-й ОРАП, на самолётах Ил-28р, а с конца 1956 г. он начинает переучивание на самолёты Ту-16р. В сентябре 1963 г. в составе Авиации СФ формируется первый в истории ВВС

ВМФ полк стратегических разведчиков-целеуказателей Ту-95рц — 392-й ОДРАП.

Практически до середины 1990-х гг. в составе разведавиации СФ было два полка на самолётах Ту- 16р и Ту-95рц, которые решали задачи воздушной разведки от Северного полюса до экватора в Атлантике. Кроме того, с 1969 г. в составе 912-го ОТАП ВВС СФ имелся отряд самолётов радио- и радиотехнической разведки Ан-12рр.

В 1993 г. были списаны самолёты Ту-16р и Ту-95рц, в связи с чем, 967-й ОДРАП был переформирован в 146-ю ОРАЭ, на самолётах Су-24м и Су-24мр, а 392-й ОДРАП обращен на формирование 240-го гв. ОСАП (ИИ) 444-го ЦБП и ПЛС ВВС ВМФ.

В декабре 1995 г. 146-я ОРАЭ была расформирована.

Ещё два года в составе транспортного полка сохранялись самолёты Ан-12рр, но в это время командование ВВС СФ меньше всего заботило выполнение задач воздушной разведки. По его мнению, «было слишком расточительно использовать для этих целей транспортные самолёты»!

В 1997 г. разведывательная авиация ВВС СФ, как и на других флотах, прекратила своё существование…

Морская авиация ВМФ РФ

После многочисленных преобразований, смены названий и изменения решаемых задач морская боевая авиация ВМФ РФ свосстановила боеспособность и получила развитие. В настоящее время командующий морской авиацией ВМФ России И. С. Кожин, вступивший в ту должность в 2010 году, в августе. Боевые машины имеют собственные опознавательные знаки, а личный состав – стандартную для ВС РФ форму одежды и смешанные звания.

Форма одежды

Поскольку авиация российского ВМФ не относится к специальным подразделениям, для личного состава принята форма одежды нескольких типов:

  • повседневная – камуфляж последней реформы (куртка и брюки);
  • летно-техническая – тропическая или синяя, комбинезон, костюм, куртка;
  • парадная – черный погон с голубым кантом и просветом такого же цвета.

Форма одежды морской авиации

Опознавательные знаки

В настоящее время авиация ВМФ РФ носит трехцветные звезды – красная обведена жирным синим и тонкой красной линией – и госномером типа FR-00000. Надпись может иметь вид МА ВМФ России» либо «ВМФ России». В планах командования восстановление звезд образца СССР без окантовки синим цветом.

Опознавательный знак морской авиации

Воинские звания

Поскольку авиация ВМФ России одновременно относится к двум родам войск, военнослужащие имеют звания:

  • генерал-полковник, генерал-лейтенант и генерал-майор;
  • полковник и подполковник;
  • майор;
  • капитан, старший лейтенант и лейтенант;
  • старший прапорщик и прапорщик;
  • старшина;
  • старший сержант, сержант и младший сержант;
  • старший матрос и матрос.

Действующий командир И. С. Кожин

Таким образом, в настоящее время морская авиация является родом ВМС РФ, недоукомплектована техникой и личным составом, потому решает ограниченный круг задач, уступает аналогичным подразделениям вероятного противника.

БE-103 — мал, но универсален

Многоцелевой самолет-амфибия (Россия)

Бе-103 может использоваться в транспортном, административном, санитарном, патрульном и экологическом вариантах

В начале 1990-х годов в ОКБ имени Г. М. Бериева началась разработка нового самолета-амфибии под названием Бе-103. Машину предполагалось сделать многоцелевой. Самолет должен был поднимать полезную нагрузку до 350 кг, перевозить ее на расстояние до 3150 км и иметь при этом скорость не ниже 230 км/ч. В салоне предусматривались места для пяти пассажиров, имелся багажный отсек.

Еще до первого полета, в 1996 году, самолет был представлен на международной выставке в Геленджике. После машину доставили в Таганрог и начали готовить к летным испытаниям. 15 июля 1997 года она поднялась в воздух.

В середине августа, совершив около 30 полетов, самолет перебрался в Жуковский, где должен был участвовать в авиационном салоне МАКС-97. Однако за день до его открытия при выполнении тренировочного полета произошла катастрофа, в результате которой погиб пилот.

Особенностью Бе-103 является использование глиссирующего крыла, позволившего отказаться от применения поддерживающих поплавков

К испытаниям следующей машины приступили в ноябре 1997 года, однако 29 апреля 1999 года и этот самолет разбился. Зимой того же года к полетам стали готовить третий самолет, который по настоянию генерального конструктора перед первым полетом освятили.

В 2001 году Бе-103 участвовал в немецкой выставке, после которой испытания продолжились. Машина совершала до 10 полетов в день. Программа закончилась 26 декабря 2001 года, когда самолет получил международный сертификат. В 2003 году три такие машины были поставлены в США.

При наличии твердого пологого берега амфибия способна самостоятельно выбираться на сушу

Структура авиации ВМФ

Род сил, который до уничтожения Советского Союза (1991 год) носил название «ВВС ВМФ СССР», сегодня называется Морской авиацией военно-морского флота Российской Федерации (МА ВМФ). Его задачи:

  • поиск/уничтожение боевых сил вероятного противника (конвои, десантные отряды, одиночные корабли, самолёты, вертолёты, крылатые ракеты);
  • прикрытие отрядов боевых кораблей во время учений/боевых походов от ударов с воздуха;
  • наведение ударных сил на корабельные соединения противника, выдача целеуказания с целью их уничтожения;
  • проведение минных постановок, радиоэлектронной разведки;
  • воздушные перевозки, десантирование;
  • поисково-спасательные работы.

До 2008 года в состав морских авиационных сил входили боевые части Северного, Тихоокеанского, Черноморского, Балтийский флотБалтийского флотов, а также части центрального подчинения.

В боевой состав войсковых/учебных частей входили самолёты ракетоносной, истребительной, штурмовой, противолодочной, поисково-спасательной, специальной, транспортной авиации.

Части МА имеют в своём составе ещё несколько родов авиации:

  • разведывательная;
  • противоминная;
  • РЭБ;
  • вспомогательная.

Последнее наименование включает широкий спектр авиационной техники, предназначенной для решения различных задач – радиоэлектронной, противоминной, противолодочной борьбы, обнаружения, наведения, управления, связи, снабжения топливом основных авиационных сил ВМФ, проведение поиска/спасения людей, осуществление транспортных (санитарных) операций.

Будет интересно: Авианосцы США

После унификации структуры боевой состав сил авиации морского флота по местам базирования подразделяется на две категории:

  • Палубная (морская) авиация.
  • Береговая авиация.

Как род сил, подразделения авиационных сил морского базирования выполняют специальные задачи совместно с Сухопутными войсками/Воздушно-космическими силами Министерства Обороны Российской Федерации.

Заправочная авиация ВМФ

В составе ВВС ВМФ специальных частей заправочной авиации не было, однако с начала 1960-х гг. в составе ракетоносных и разведывательных полков были сформированы эскадрильи и отряды самолётов-заправщиков, вооружённые Ту-16зщ. Это позволило существенно увеличить радиус действия ударных и разведывательных самолётов. На Севере это позволяло самолётам Морской Авиации достигать Фареро-Исландс-кого рубежа, а на Тихом океане — Гавайских о-вов и залива Аляска. Следует отметить, что система крыльевой заправки была не самой удачной, поэтому дозаправке топливом в воздухе обучались, в первую очередь, наиболее подготовленные экипажи. Оснащение самолётов Ту-22р 15-го и 30-го ОДРАП ВВС БФ и ЧФ системой дозаправки типа «штанга-конус», в условиях стеснённых ТВД Балтийского и Чёрного морей, не дала существенного прироста в дальности полёта самолётов.

В начале 1980-х гг. дозаправка топливом в воздухе в частях МА ВМФ постепенно сошла на нет. Самолёты Ту-16зщ были повсеместно переоборудованы в постановщики помех Ту-16спс или Ту-16е.

Стратегические самолёты Ту-95рц и Ту-142, хотя и сохраняли возможности дозаправки, но, ввиду отсутствия в составе Морской Авиации самолётов-заправщиков, ЗМ и Ил-78 не выполняли её в воздухе.

Состав Морской Авиации ВМФ с апреля 2009 г.

Управление начальника МА ВМФ — г. Москва.

  • 444-й ЦБП и ПЛС, 240-й гв. ОСАП (ИИ), 46-й ОТАП (бывш. 399-я ОТАЭ);[]
  • МА БФ;
  • МА ЧФ;
  • МА СФ;
  • МА ТОФ.
  1. Следует отметить, что попытка вернуться к подобной системе была сделана в середине 1990-х гг. Тогда, в условиях тотального дефицита запчастей и топлива, командование Авиации ВМФ было вынуждено делить лётный состав авиационных частей на три категории, соответствующие их уровню подготовки. Личному составу «оргядра» планировался максимальный налёт, а остальные две группы летали по остаточному принципу. []
  2. Передача МРА и ИА в ВВС и ПВО, по ряду причин, затянулась, и уже во вновь сформированных авиабазах МА ВМФ пришлось весной 2010 г. срочно вводить штаты на ракетоносцы и истребители. Однако к этой теме вернулись весной 2011 г. []
  3. На этом процесс формирования новых структур в 2010 г. не был завершён. Руководство Министерства обороны РФ держит курс на сокращение количества гарнизонов и военных городков. Так, уже расформирована 7059-я АвБ на аэр. Кневичи (она вошла в состав 7062-й АвБ гарнизона Николаевка). Подобные преобразования в 2011 г. проходят на всех флотах, где намереваются оставить по одной авиабазе, имеющей несколько аэродромов. []
  4. на базе расформированного 444-го ЦБП и ПЛС в Ейске был сформирован новый 859-й ЦБП и ПЛС, а полки ЦП с 1 декабря 2009 г. были переформированы в 7055-ю гв. АвБ на аэр. Остафьево. []

Испытательная авиация ВМФ (СпН).

В большинстве своём части испытательной авиации находились в непосредственном подчинении командованию ВВС ВМФ, но некоторое их число входило в состав Авиаций флотов. Не всегда возможно точно определить назначение этих частей, так как, чаще всего, они относились к режимным объектам и редко упоминались в документах того времени.

В основном, такие авиачасти появилось в конце 1950-х — начале 1960-х гг. Это было связано с принятием на вооружение частей МТА ДД (будущей MP А) новых ракетных комплексов «Комета». Для подготовки экипажей самолётов носителей и, в то же время, для экономии самих ракет, было найдено компромиссное решение: построить на базе истребителей МиГ-15 и МиГ-17 аналоги ракет КС-1, управляемые лётчиками. Эти самолёты, кроме обычного управления, должны были иметь комплект приёмопередающей радиоаппаратуры, соответствующий системе наведения, и управления ракеты. Они должны были в полёте входить в луч радиолокационной станции носителя, обнаруживать цель, и по командам следовать к ней до определённого удаления, когда пилот самолёта-аналога брал управление на себя. Такие аналоги, под наименованием СДК-5 и СДК-7 (СДК — самолёт-дублёр «Кометы»), были вскоре созданы. Из них на флотах сформировали отдельные истребительные (испытательные) эскадрильи и отряды: №ОИАО при 57-й МТАД ДА. 502-я ОИАЭ СпН при 141 -й МТАД ВВС ЧФ, 108-й ОИАО (117-я ОИАЭ) при 3-й МТАД ДД, 3-й ОИАО (269-я ОИАЭ) при 143-й МТАД ДД ВВС ТОФ. Имеется информация, что, кроме самолётов-дублёров, в составе этих частей имелись обычные истребители, которые должны были прикрывать ракетоносцы на маршруте и в районе пуска. Эти авиачасти прекратили своё существование к середине 1961 г.

Кроме вышеперечисленных, в 1950-1960-х гг. на флотах имелся ещё ряд частей специального назначения, но информация о них крайне ограниченная и не позволяет определить их предназначения.

В раздел частей специальной авиации авторы включили также смешанные полки и эскадрильи Морской Авиации, которые имелись на флотах. Основное их описание даётся в тех разделах, которые в большей степени соответствовали основному предназначению частей (как, например, в случае со 169-м гв. ОСАП ВВС ТОФ, который большую часть своей истории был бомбардировочным и ракетоносным полком).

  1. Левшов П. В., Болтенков Д. Е. Век в строю ВМФ: Авиация Военно-Морского Флота России (1910-2010). Справочник. — СПб., Специальный выпуск альманаха «Тайфун», 2012. — 768 с.
  1. М.: Воениздат, 1984 []
  2. Части учебной авиации и ряд специальных частей и подразделений, в большинстве своём, рассмотрены во втором разделе книги «Учреждения, соединения и части центрального подчинения ВВС ВМФ». []
  3. Эта ситуация вызывает удивление. Скорее всего, авторы не смогли найти информацию о существовании буксировочной авиации на других флотах в довоенное время. []
  4. Номер четвертой эскадрильи требует уточнения. []
  5. Любопытно, что при передаче в 2011 г. МРА, ИА и ША из состава МА ВМФ в состав ВВС и ПВО, страны транспортная авиация осталась в подчинении флотского командования, хотя из других видов и родов Вооружённых Сил ее в это же время изъяли. []

Летающая мощь ВМФ: чем вооружена морская авиация России


100 лет исполняется со дня первой победы русских морских летчиков в ходе Первой мировой войны. 17 июля (4 июля по старому стилю) 1916 года четыре гидросамолета М-9 с авианосного судна «Орлица» Балтийского флота защитили от германского авианалета русскую военно-морскую базу на острове Сааремаа (ныне — территория Эстонии). Два кайзеровских самолета были сбиты, русские гидропланы вернулись без потерь.Морская авиация — род сил ВМФ России, предназначенный для поиска и уничтожения противника, прикрытия группировок кораблей и объектов от ударов с воздуха, а также для ведения воздушной разведки.

CASA С-212-400 — вездесущий патруль

Многоцелевой патрульный самолет (Испания)

Для поиска подводных лодок противника многие С-212-400 оснащаются поисковой радиолокационной системой Telephonies RDR 1550 В, расположенной в носовом обтекателе

Самолет С-212-400 создан испанской фирмой CASA на базе транспортной машины С-212 «Авиакар», став ее последней модификацией. Он способен провести в воздухе до восьми часов, действуя на расстоянии от берега до 1000 морских миль.

C-212-400 оснащен поисковым радаром, обзорными телевизионными и инфракрасными камерами и системой передачи данных через спутниковую связь. Вооружение самолета состоит из пусковых установок неуправляемых 68-мм либо 70-мм ракет, или контейнеров с пулеметами, или двух легких торпед Mk.46.

В 1997 году самолет впервые поднялся в воздух, а год спустя был запущен в серийное производство. К 2002 году изготовили 10 таких машин: три — для ВМС Венесуэлы, по два — для ВВС Суринама и Доминиканской Республики и три (предназначенные для борьбы с браконьерами возле побережья) — для Министерства сельского и рыбного хозяйства Испании. В 2012 году три С-212-400 были поставлены Вьетнаму для морского патрулирования и контроля прибрежной акватории, предотвращения незаконного вылова рыбы, контрабанды и наркотрафика.

C-212-400 имеет большой грузовой люк и рампу, поэтому его можно использовать как транспортный самолет для перевозки любых грузов, включая автомобили и артиллерийские орудия

С-212-400 заходит на посадку

Патрульный С-212-400 готовится к высадке десанта

День морской авиации ВМФ

15 июля 1996 года главнокомандующим военно-морским флотом России адмиралом флота Феликсом Громовым был подписан приказ №253 «Об учреждении годовых праздников и профессиональных дней по специальности». Отныне ежегодно, 17 июля отмечается профессиональный праздник лётчиков воздушного флота, приписанных к ВМФ России – День морской авиации. Этот день празднуется в войсковых частях береговой авиации и на кораблях, в состав экипажей которых входят пилоты самолётов и вертолётов.

Дата праздника выбрана не случайно. В этот день (по старому стилю – 4 июля 1916 года) воздушный бой над просторами Балтики впервые приняли четыре гидросамолёта, взлетевшие с российского авианосного корабля «Орлица». Их задачей была защита базы Балтийского флота Российской империи на острове Сааремаа от налётов германской бомбардировочной авиации. В ходе боя два аэроплана кайзеровского воздушного флота были сбиты.

Регулярные части морской авиации появились в составе армии РСФСР в 1918 году. Они базировались на Балтийском море. Обязанности лётчиков: взаимодействие с сухопутными войсками и кораблями флота Советской Республики. Самолёты морского базирования несли боевую службу на Чёрном море, Ладожском и Онежском озёрах, на реках Волга, Кама, Северная Двина.

За десятилетия развития авиационной отрасли вблизи морских границ РФ созданы мощные соединения самолётов и винтокрылых машин, способные ответить на действия вероятного противника.

Боевой состав

До 2008 года структура военно-морской авиации выглядела следующим образом:

  • ТОФ – транспортная эскадрилья №71, база Кневичи, состав Ту-134, Ан-26, Ан-24 и Ан-12; истребительный полк №865, база Елизово, состав МиГ-31; смешанный полк №568, база Каменный ручей, состав Ту-142М3, Ту-142МР и Ту-22М3; смешанный полк №317, база Елизово, состав Ан-26, Ми-8 и -38; противолодочный полк №289, база Николаевка, состав Ка-29, Ка-27, Ил-18 и Ил-38;
  • ЧФ – штурмовой полк №43, база Гвардейское, состав Су-24МР и Су-24; смешанный полк №917, база Кача, состав Бе-12, Ан-26 и Ан-2; противолодочный вертолетный полк №25, база Кача, состав Ми-8, Ми-14 и Ка-27;
  • СФ – противолодочная эскадрилья №73, база Кипелово, состав Ту-142; ракетоносный гвардейский полк №924, база Оленегорск, состав Ту-22М3; противолодочный вертолетный Краснознаменный полк №830, база Североморск-1, состав Ка-29 и Ка-27; смешанный полк №403, баз Североморск-1, состав Ту-134, Ил-38, Ан-26 и Ан-12; истребительный полк №279, база Североморск-3, состав МиГ-29КУБ, МиГ-29К, Су-25УТГ и Су-33;
  • БФ – транспортная эскадрилья №398 база Храброво, состав Ан-26 и Ан-24; противолодочная вертолетная эскадрилья №396, база Донское, состав Ка-29 и Ка-27; вертолетная эскадрилья №125, база Чкаловск, состав Ми-24 и Ми-8; истребительный полк №689, база Чкаловск, состав Су-27; штурмовой гвардейский полк №4, база Черняховск, состав Су-24.

865-й Никольский краснознаменный истребительный полк

Палубная авиация РФ

Поскольку Единственный в России ТАВКР приписан к СФ, палубная авиация ВМФ России имеется только в Северном флоте. Под категорию авианосец это судно не попадает, в сравнении с ударными группировками США сложилась следующая ситуация:

  • один российский несущий крейсер против 10 полноценных американских авианосцев;
  • из проектных 50 боевых единиц на борту Адмирала Кузнецова находится 4 МиГ-29КУБ, 10 МиГ-29К, 2 Су-25УТГ и 14 Су-33, то есть 30 штук;
  • из-за нехватки кораблей окружения ТАВКР не сможет использовать свое главное преимущество – П-700 Гранит и П-1000 Вулкан.

Неполная загрузка ТАВКР

П-700 Гранит

«ДАССО АТЛАНТИК II» — противолодочный француз

Патрульный противолодочный самолет (Франция)

На «Атлантик II» морской авиации Германии установлена более продвинутая система радиотехнической разведки Loral Rapport, находящаяся в контейнерах на законцовках крыла

Первый самолет, предназначенный для I борьбы с подводными лодками и надводными кораблями противника, появился у Франции в 1980-х годах. Им стала машина «Атлантик I», разработанная компанией «Бреге».

В конце 1978 года фирма приступила к созданию на ее базе нового модернизированного самолета. Задачей было оснастить его более совершенной поисковой системой, новым вооружением, увеличить запасы топлива и, соответственно, радиус действия.

За остекленной передней частью фюзеляжа находится рабочее место наблюдателя, а чуть ниже его кабины — «шар» системы инфракрасного наблюдения Tango

В мае 1981 года «Атлантик II» совершил первый полет. Год спустя в воздух поднялся второй образец. Серийное производство было организовано только в 1988 году, а в 1990 году из новых «Атлантик II» сформировали эскадрилью.

Бортовой комплекс поискового оборудования подвергся радикальной модернизации. Характеристики его стали намного лучше, чем у «Атлантика I». Установка противокорабельных ракет «Экзосет» резко повысила эффективность действий самолета по надводным целям. Кроме этих ракет «Атлантик II» может нести противолодочные торпеды Мк.46 и глубинные бомбы.

Всего к 1996 году планировалось построить 42 таких самолета, выпуская по пять-шесть машин в год. «Атлантик II» должен был стать европейским ответом американскому противолодочному самолету S-3 «Викинг». Однако соседи по континенту Францию поддержали не сразу. ФРГ склонялась к закупке S-3. Голландцы собирались приобрести Р-3 «Орион». В результате из 42 запланированных были построены только 28 машин. Сейчас помимо Франции они состоят на вооружении ВМС Германии, а также Пакистана.

На законцовке киля «Атлантик II» установлен контейнер радиотехничекой разведки ARAR

Структура ВМФ

Как и любое военное подразделение, Военно-Морской Флот Российской Федерации имеет уникальную структуру, позволяющую ему действовать не только слаженно, но и быстро. Сегодня ВМФ составляют такие корабли.

Тяжелые атомные крейсеры

Тяжелые атомные крейсеры, принадлежащие к проекту 1144 “Орлан”. Корабли этой серии были выпущены еще в советское время, в период с 1973 по 1989 годы в численности 4 боевых единиц. На сегодняшний день только 3 из них находятся в строю — “Петр Великий”, “Адмирал Нахимов” и модернизированный в 2016 году  “Адмирал Лазарев”. Это единственные в российском ВМФ крейсеры, которые имеют на вооружении энергетические установки ядерного типа.

Крейсеры ракетного типа

Крейсеры ракетного типа, созданные по проекту 1164 “Атлант”. Эти крейсеры еще стояли на вооружении СССР. Сегодня они являются промежуточным звеном между тяжелыми атомными крейсерами, о которых было сказано выше, и миноносцами-экскадронами, созданными по типу “Современный” в ряду проекта 956, носящего кодовое название “Сарыч”.
Рис. 2. Тяжелые атомные крейсеры проекта 1144 «Орлан»Главное положение в морском флоте РФ занимают крейсеры с ракетным вооружением типа “поверхность-земля”:

  • Из 10 запланированных кораблей было построено только 4;
  • В боевой готовности находится только 3;
  • В законсервированном состоянии — 1.

Суда такого типа имеют водоизмещение 11380 тонн. Длина составляет 186 метров, ширина — 20,8 м.

Эсминцы

Эсминцы, созданные в рамках проекта “956 Сарыч” были выпущены в двух модификациях:

  • Первая — суда принадлежащие корпусу с номерами от 1 до 12, обладающие водоизмещением в 7904 тонн при полной комплектации и 6500 при стандартной.
  • Вторая — корабли, относящиеся ко второму корпусу с номерами от 12 до 19. С водоизмещением 8000 тонн при полной загруженности и около 6600 при стандартной.

Максимальная длина составляет 156,5 метра, ширина — 17,2 м. По конструктивной ватерлинии (КВЛ) 145 м в длину и 16,8 м в ширину.

Рис. 3. Сторожевой корабль проекта 01090 «Сметливый»Максимальная скорость составляет 33,4 узла. При скорости в 33 узла такой эсминец может пройти около 1345 миль без дозаправки. Автономность плавания составляет около месяца. Управляют таким гигантом 296 человек, 25 из которых имеют звание не ниже офицерского в мирное время. Во время ведения боевых действий численность экипажа увеличивается до 358 человек, в составе которых 31 офицер.

Большие противолодочные корабли

Большие противолодочные корабли, построенные по проекту “61 Комсомолец Украины”. Производство таких кораблей было начато еще в советское время. Сегодня из 20 построенных в строю находятся лишь один “Сметливый”. Его водоизмещение составляет 4510 тонн, длина — 143, 95 м, ширина — 15,78 м. Оснащен он силовым агрегатом мощностью в 72 000 л.с. Кораблем управляют 266 человек, среди которых 22 офицера. Автономность плавания 10 дней без дозаправки.

Малые ракетные корабли

Малые ракетные корабли 21631 “Буян-М”. На 2018 год активно ведут свою деятельность 7 судов, еще небольшая часть, а именно 5 кораблей, находятся на стадии строения. Обладая водоизмещением в 949 тонн, шириной — 11 м, длиной — 74,1 м, бронированными рубками и иллюминаторами, мощным мотором, способным выдавать 4 x 3,2 МВт, корабль является маневренным и быстрым. Максимальная скорость равняется 25 узлам, а запас хода — 2500 миль при скорости в 12 узлов. Экипаж составляют 52 человека.
Рис. 4. Большие противолодочные корабли проекта 1155 «Фрегат»

Малые ракетные корабли

Малые ракетные корабли, созданные в проекте 1234 “Овод”, выпускались в трех модификациях:

  • 1234
  • 1234Э
  • 1234.1

Рассмотрим подробные характеристики на примере модели 1234. Длина — 59,3 м, ширина — 11,8 м. Мощный мотор на 30000 лошадиных сил позволяет развить скорость в 35 узлов. Управляется корабль при помощи трех винтов с фиксированным шагом. Дальность плавания при максимальной скорости составляет 415 миль. Экипаж состоит из 60 человек, среди них 9 офицеров.

МиГ-31: боевой воздушный корабль

Сегодня несколько эскадрилий  морской авиации ВМФ РФ вооружены истребителями МиГ-31, которые активно переходит на модернизированные МиГ-31БМ.


Фото: Минобороны РФ / wikimedia.org

Сверхзвуковой всепогодный истребитель-перехватчик МиГ-31 военные заслуженно прозвали «боевой воздушный корабль». Новая модификация МиГ-31БМ также полностью оправдывает это название. Внушительная боевая нагрузка, скорость и возможность выполнять боевые задачи на высоте более 20 км. Периодически экипажи проводят тренировочные полеты в и ликвидацию целей на предельных высотах. В этом МиГ-31БМ помогает бортовое оборудование с возможностью наведения на них наземных средств ПВО, а также других истребителей.

Морская авиация ВМФ

Флагманом Северного флота военно-морских сил Российской Федерации является тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». Он способен нести на своём борту полноценное авиакрыло ударных и разведывательных летательных аппаратов. Состав боевой авиационной техники ТАВКР проекта 1143.5 на момент постановки в сухой док с целью капитального ремонта и модернизации (2017 год):

  • палубные истребители Су-33, МиГ-29К, МиГ-29КУБ;
  • учебно-тренировочный штурмовик Су-25УТГ;
  • противолодочные вертолёты Ка-27, Ка-27ПС и Ка-29;
  • вертолёты радиолокационного дозора Ка-27РЛД.

Общее количество самолётов, составляющих авиакрыло ТАВКР проекта 1143.5 – 44 единицы.

Тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» – единственный корабль на флоте, приспособленный для взлёта/посадки истребительной и штурмовой авиации. Противолодочную авиацию, палубные многоцелевые вертолёты разработки акционерного общества (объединённого конструкторского бюро) «Камов», имеют экипажи кораблей ещё 9 проектов:

Проекты общества “Камов”
№проекта Тип судна Марка вертолета
1144.2 тяжелый атомный ракетный крейсер “Орлан Ка-27ПЛ, Ка-29, Ка-31
1164 ракетный крейсер типа “Атлант” Ка-27ПЛ, Ка-25РЦ
1155 большой противолодочный корабль типа “Фрегат” Ка-27ПЛ
22350 фрегат Ка-27ПЛ
956 эскадренный миноносец Ка-27
20380 корвет типа “Стерегущий” Ка-27ПЛ
11540 сторожевой корабль Ка-27ПЛ
11351, 11356, 11356Р/М сторожевой корабль Ка-27/Ка-27ПС, Ка-28, Ка-31

В 2016-2017 гг. на кораблях Средиземноморской оперативно-тактической эскадры военно-морского флота России прошли испытания новейшие палубные ударные вертолёты соосной конструкции Ка-52 «Катран».

Совершенствование всех типов летательных аппаратов морского базирования осуществляется с целью повышения незаметности, увеличения дальности/скорости полёта, оснащения высокоточным ракетным оружием, средствами радиоэлектронной борьбы (РЭБ) и поиска подводных лодок вероятного противника. Задачами экипажей самолётов/вертолётов морского базирования являются обнаружение надводных/подводных целей, сбор/обработка информации о вероятном противнике, выдача целеуказания для его нейтрализации или поражения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector