Топ 10 лучших самолетов-истребителей второй мировой войны

M

Имя Убивает Классифицировать Услуга Награды Примечания
Хидео Маэда 13 KIA 17.2.1944 г.
Коичи Магара 8 KIA 14.9.1942 г.
Акио Мацуба 16 + 2 в Китае Лейтенант младший чин IJN
Дзиро Мацуда 7 + 2 в Китае
Масао Масуяма 17
Морио Мацуи 21 год KIA 18.05.44
Сусуму Мацуки 6, 2 вероятных, 3 общих
Момото Мацумура 13 KIA 25.8.1944 г.
Хиденори Мацунага 16 KIA 23.4.1945
Эйтоку Мацунага 16
Хиденори Мацунага KIA 23/4/45
Кагемицу Мацуо 10 KIA 23.12.1943 г.
Тошио Мацуура 5 + 10 в Китае KIA 2.12.1943 г.
Ёсими Минами 6 + 9 в Китае Лейтенант IJN KIA в нападении камикадзе 25.11.1944
Ёсидзиро Минэгиши 6 + 3 в Китае KIA 6.2.1944
Масоа Миямару?
Горо Миямото 26
Зенджиро Мияно 16 KIA 16.6.1943
Масахиро Мицуда 16
Кадзунори Миябэ 6 KIA 3.11.1943 г.
Хидео Миябе 12
Исаму Миядзаки 13 Умер в 2012 г.
Гитаро Миядзаки 11 + 2 в Китае KIA 1.6.1942 г.
Исаму Мочизуки 7 Лейтенант IJN KIA февраль 1944 г. в наземных действиях
Мицугу Мори 5 + 4 в Китае Лейтенант младший чин IJN Умер в 1960 г.
Хидео Моринио 8 + 1 в Китае
Ютака Мориока 5
Тооо Мориура 8 KIA 25.10.1942 г.
Нобору Муне 14 KIA 19.11.1944 г.
Кадзуо Муранака 7 + 1 в Китае
Канэёси «Кинсуке» Муто ( я: 武 藤 金 義) 23 + 5 в Китае прапорщик IJN KIA 24.07.1945 г.

История

В течение первого года Тихоокеанской войны, начавшейся 7 декабря 1941 года, персонал союзников часто пытался быстро, лаконично и точно идентифицировать японские самолеты, встречавшиеся в бою. Они сочли японскую систему обозначений сбивающей с толку и неудобной, поскольку она давала каждому самолету по два имени. Один был буквенно-цифровым кодом проекта производителя, а другой — официальным военным обозначением, которое состояло из описания самолета и года его ввода в эксплуатацию. Например, военное обозначение истребителя Mitsubishi A5M было «Navy Type 96 Carrier Fighter». Тип 96 означал, что самолет поступил на вооружение в 2596 году по , что эквивалентно 1936 году по григорианскому календарю . Однако другие самолеты, поступившие на вооружение в том же году, имели тот же типовой номер; такие самолеты, как бомбардировщик-носитель Type 96 и бомбардировщик Land Attack Bomber . Путаницу усугубляло то, что армия и военно-морской флот США имели свои собственные системы для идентификации японских самолетов.

В середине 1942 года капитан Фрэнк Т. Маккой, офицер военной разведки ВВС США из 38-й бомбардировочной группы, приписанной к подразделению технической воздушной разведки союзников в Австралии, задумал разработать более простой метод идентификации японских самолетов. Вместе с техническим сержантом Фрэнсисом М. Уильямсом и капралом Джозефом Граттаном Маккой разделил японские самолеты на две категории; бойцы и все остальное. Он дал бойцам имена мальчиков, а другим — имена девочек. Позже учебные самолеты были названы в честь деревьев, одномоторным самолетам-разведчикам были присвоены мужские имена, а многодвигательным самолетам того же типа — женские. Транспортным средствам дали имена девочек, которые начинались на букву «Т». Планерам дали имена птиц.

A6M3-32 «Гемпшир» борцы

Система Маккоя быстро завоевала популярность и распространилась на другие подразделения США и союзников по всему Тихоокеанскому театру военных действий. К концу 1942 года все американские войска в Тихоокеанском регионе и Восточной Азии начали использовать систему Маккоя, и вскоре после этого ее приняли страны Британского Содружества . Список в конечном итоге включал 122 имени и использовался до конца Второй мировой войны. По сей день во многих западных исторических отчетах о войне на Тихом океане все еще используется система Маккоя для идентификации японских самолетов.

Чтобы имена казались несколько комичными, Маккой дал многим самолетам « деревенские » имена, такие как «Зик» и «Руф», с которыми он столкнулся, когда рос в Теннесси . Другим были даны имена людей, которых создатели системы знали лично; Mitsubishi G4M бомбардировщик, с большими пузырями пистолет был назван «Бетти» в честь грудастой подруги Уильямса. Aichi D3A «Вал» получил свое название от австралийской армии сержанта.

Не все имена, выбранные Маккой, прижились. Многие военнослужащие союзников продолжали называть истребитель-авианосец Mitsubishi Navy Type 0 «Зеро» вместо имени Маккоя «Зик». Кроме того, имя Маккоя для обновленной версии Zero, «Hap», в честь генерала армии США Генри Х. Арнольда , пришлось изменить на «Hamp», когда стало известно, что Арнольд не одобряет его.

Применение

С самого начала Второй мировой войны пикирующий бомбардировщик Ju 87 стал одним из символов немецкого блицкрига.

До появления управляемых и самонаводящихся бомб и ракет пикирующие бомбардировщики являлись самым высокоточным оружием. Также пикирование позволяло увеличить скорость бомбы, что при бомбометании с малых высот по бронированным кораблям и бетонным инженерным сооружениям, при установке взрывателя на замедление, улучшало пробивную способность бомбы.

Свидетельством высокой эффективности боевого применения данного типа самолёта может послужить факт уничтожения американскими пикирующими бомбардировщиками SBD Dauntless наиболее сильной ударной японской авианосной группы из четырёх тяжёлых авианосцев в сражении у атолла Мидуэй.

Также свидетельством эффективности такого типа самолётов стала японская атака на Пёрл-Харбор, в результате которой японцы уничтожили 3 американских линкора (“Оклахома”, “Аризона” и “Юта”), два эсминца и один минный заградитель, а также уничтожили, в основном бомбардировками аэродромов, 188 американских самолётов. Еще 4 линкора, два крейсера и 1 эсминец получили тяжёлые повреждения, повреждены были и 159 самолётов. Потери японцев составили всего лишь 29 самолётов, из них 15 — пикировщики.

Точность попадания у немецкого Ju 87 была несколько выше, чем у «пешки», поскольку «юнкерс» производил сброс бомб с высоты всего 600 — 700 метров, в отличие от Пе-2, бомбившего как минимум с километра. К тому же пикировал на относительно низкой скорости (немногим более 500 км/ч), и у лётчика было достаточно времени на корректирование траектории полёта (ошибка в наведении всего в один градус давала промах в 50 метров). Однако по всем прочим лётным параметрам эта модель морально устарела уже к середине войны.

Стоит отметить, что пикирующие бомбардировщики требовали более высокого мастерства пилота по сравнению с обычными, имели место случаи, когда пилоты не могли вывести самолеты из пике при бомбометании. Советские конструкторы решили эту проблему, добавив в помощь лётчику ещё одного члена экипажа. Таким образом, наведение Пе-2 на цель было «двойным» — штурман замерял скорость и направление ветра (чтобы определить снос бомбы и самого самолёта), рассчитывал угол боевого разворота и выставлял прицел, в то время как лётчик держал мишень в перекрестии и старался предельно точно выдержать траекторию пикирования. Именно за счёт такого «разделения труда» точность попадания составляла 40—50 метров (этого было вполне достаточно), а опытный экипаж «пешки» мог уложить бомбу в десятиметровый круг. К тому же значительно более скоростной и лучше вооруженный Пе-2 куда меньше, чем Ju 87, нуждался в истребительном прикрытии и меньше страдал от зенитного огня — фактически уже в начале войны Ju 87 был лёгкой добычей любых типов советских боевых самолётов[источник не указан 2672 дня].

Только к концу 1944 года началось поступление в части пикировщиков Ту-2, так что петляковская машина оставалась основным советским фронтовым бомбардировщиком до самого конца войны.

В 1944 году немцами была предпринята попытка использовать в качестве пикирующего бомбардировщика истребитель Focke-Wulf Fw190F, который значительно превосходил по лётным характеристикам и Пе-2 и Ju 87. Основное преимущество заключалось в том, что, освободившись от бомбовой нагрузки, этот пикировщик мог легко дать отпор любым истребителям. Однако практика показала, что точность попадания Fw190F оказалась значительно ниже, чем у «старика» Ju 87. Это было связано, прежде всего, с выросшей скоростью пикирования: сам по себе тяжёлый и к тому же перегруженный «фокке-вульф» во время пикирования стремительно разгонялся и становился неуклюжим и плохо управляемым, и даже высококлассный пилот просто не успевал одновременно управлять самолётом и целиться. Как показало время, только развитие специализированных автопилотов сделало бомбометание из пикирования достаточно удобным для лётчика одноместной машины.

Петляков Пе-3. СССР

Наверное, не стоит напоминать, что «сотка», прототип Пе-2 и Пе-3 проектировался именно как высотный истребитель. Так распорядилась ситуация, что истребитель временно отложили в сторону, и в серию пошел переделанный из него пикирующий бомбардировщик. 

С целью максимальной унификации с серийно строившимся Пе-2 было принято решение изменить лишь самый минимум узлов и агрегатов. Заново пришлось спроектировать только гермокабину и мотогондолы для моторов М-105Р с турбокомпрессорами. И высотный истребитель был готов. 

Наступательное вооружение разместили на месте прежнего бомбоотсека: две пушки ШВАК и два пулемета ШКАС в единой батарее. Оборонительное вооружение полностью взяли от Пе-2, то есть, 12,7-мм пулемет БТ для верхней полусферы и ШКАС для нижней.

Кроме того, многие машины выпускались в качестве ночного истребителя, с двумя прожекторами в подкрыльевых каплевидных контейнерах. Подтверждений эффективных действий Пе-2, оснащенных прожекторами, в немецких документах найти не удалось. Однако по свидетельствам наших летчиков, зачастую немцы предпочитали не искать приключений, попадая в лучи прожекторов на самолетах и уходили, сбрасывая бомбы куда попало.

Свою основную роль Пе-3, пожалуй, сыграл при обороне Москвы как ночной истребитель. Немецкие бомбардировщики шли к Москве без истребительного прикрытия. В этих условиях очень полезен был истребитель с большой продолжительностью полета, сильным залпом и хороший обзором, позволяющим засекать вражеские самолеты.

Стоит напомнить, что с радарами у нас все было очень печально.

Однако, если сравнивать технические данные Пе-3 с характеристиками близкого по конструкции и назначению немецкого истребителя Bf.110C с моторами DB601A, то как бы все становится не так радужно. 

При практически одинаковой дальности, скорости полета у земли (445 км/ч) и времени набора высоты 5000 м (8,5-9 мин), «Мессершмитт» был на 1350 кг легче и обладал лучшей маневренностью в горизонтальной плоскости (он выполнял вираж на высоте 1000 м за 30 с, а Пе-3 — за 34-35 с). 

Вооружение у 110-го тоже было посильнее: четыре пулемета 7,92-мм и две 20-мм пушки MG/FF против одной пушки 20-мм и двух пулеметов 12,7-мм у нашего самолета. Такая комплектация обеспечивала «Мессершмитту» массу секундного залпа примерно в полтора раза большую, чем у Пе-3. 

Пе-3 был несколько быстрее, но только до того момента, как на вооружение люфтваффе начал поступать Bf.110E с более мощными моторами DB601E, и тут уже немец начал иметь превосходство.

Многие Пе-3 воевали в качестве воздушных разведчиков. Самолеты вооружались аэрофотоаппаратами АФА-1 или АФА-Б и находились в составе полков дальней разведки (ДРАП). Таких полков в ВВС РККА было пять.

Кроме работы ночным истребителем и разведчиком, Пе-3 в составе различных полков занимались поисками и атаками подводных лодок противника, нанесением штурмовых ударов, лидированием самолетов, поступающих по ленд-лизу через Аляску

Под Сталинградом действовала отдельная эскадрилья перехватчиков Пе-3 с установленными на них радиолокаторами «Гнейс-2». Экипажи самолетов осуществляли обнаружение и наводку на транспортные самолеты противника основных истребительных сил.

Многие Пе-3 закончили свою службу в составе ВВС Северного флота, где прикрывали действия топмачтовиков и торпедоносцев.

К концу лета 1944 года во всех частях ВВС РККА осталось на ходу не более 30 экземпляров Пе-3 разных вариантов. В основном самолёты применялись для визуальной и фотографической разведки.

Достоинства: простота в производстве, надежность, дальность действия

Недостатки: слабые моторы, скорость, маневренность.

Что можно сказать в итоге? Несмотря на то, что двухмоторный истребитель как таковой не состоялся как класс, тем не менее, машины стали основателями другого класса: многоцелевых универсальных ударных самолетов. И несмотря на то, что после окончания Второй мировой войны двухмоторные истребители сошли с арены, их воплощения работают в небе и по сей день.

Кстати, кого-то может удивить отсутствие здесь японских истребителей. Все в порядке, пользу этих самолетов японцы поняли позже всех, и они стали появляться ближе к концу войны. Но это были весьма достойные машины, так что к ним, так же, как и к другим двухмоторным истребителям второй половины той войны, мы обязательно вернемся.

/Роман Скоморохов, topwar.ru/

Ла-5

Ла-5 выделялся на фоне истребителей, выпущенных в первой половине 20-го века, наличием двухрядного двигателя

После нападения нацистской Германии на СССР советские конструкторы приступили к модификации самолета, уделяя повышенное внимание аэродинамическим характеристикам. Проведенные испытания позволили внести изменения в конфигурацию Ла-5 так, что инженерам на заводе не пришлось прибегать к серьезным переделкам

Благодаря такой модернизации в 1943 году в войну вступил Ла-ФН, ставший одним из лучших советских истребителей. Эта модель, помимо измененного корпуса, получила усовершенствованный двигатель. Однако лучшим истребителем, выпущенным Советским Союзом, стал Ла-7, созданный на базе Ла-5. Первый способен был развивать на 80 км/ч больше, чем прототип. Причем, прирост в 60 км/ч обеспечивала аэродинамика кузова.

Тренеры

Учебно- тренировочные самолеты Императорского флота Японии времен Второй мировой войны часто модифицировались по сравнению с боевыми самолетами и отличались суффиксной буквой «K». Японские учебно-тренировочные самолеты были красно-оранжевыми, там, где боевые самолеты должны были быть замаскированы.

Самолет Кодовое имя
союзников
Первый полет Количество построенных обслуживание
Учебно- тренировочный подводный бомбардировщик специального назначения ВМС Aichi M6A1-K Nanzan н / д 1943 г. 2 IJN
Kawanishi N1K2-K Shiden Navy Land Interceptor модифицирован как учебно- тренировочный истребитель Георгий 1943 г. IJN
Kyushu K10W1 Navy Type 2 Наземный тренажер среднего уровня дуб 1941 г. 176 IJN
Kyushu K11W1 Shiragiku Navy инструктор по эксплуатации военно-морского флота н / д 1942 г. 798 IJN
Кюсю Q1W1-K Токай-Рен Лорна 1943 г. 1 IJN
Mansyu Ki-79 Army Type 2 Advanced Trainer (Учебно-тренировочный комплекс армейского типа 2) Нейт 1936 г. 1329 IJA
Mitsubishi A5M4-K Navy Carrier Fighter Type 96, модель 4 Клод 1935 г. 103 IJN
Зик 1939 г. 243 IJN
Автомобиль Mitsubishi G3M1 / 2-K Нелл 1935 г. 1048 IJN
Бетти 1939 г. IJN
Учебно-тренировочный самолет Mitsubishi K3M Navy Type 90 сосна 1930 г. 625 IJN
Накадзима A4N1-K н / д 1934 г. 221 IJN
Tachikawa Ki-9 Армейский тренажер среднего класса 95-1 Ель 1935 г. 2618 IJA
Tachikawa Ki-17 Army Type 95-3 Тренажер базового уровня Кедр 1935 г. 560 IJA
Тачикава Ki-55 Army Type 99 Advanced Trainer Ида 1939 г. 1389 IJA
Йокосука K5Y1 Ива 1933 г. 5770 IJN
Yokosuka MXY-7 Ohka Модель 43 K-1 Kai н / д 1944 г. 45 IJN
Йокосука MXY-8 Акигуса н / д 1945 г. 50-60 IJN

Вторая мировая война

Тихоокеанская война началась 7 декабря 1941 года, когда рано утром первая волна японских самолетов, взлетевшая с авианосцев, достигла Перл-Харбора. Операторы радиолокационной станции США своевременно обнаружили подход самолетов, но информация о появлении цели были передана несвоевременно, поскольку посчитали, что это были американские бомбардировщики В-17, их прилет ожидался с Западного побережья США. Спустя некоторое время началась атака самолетов второй волны. В итоге были выведены из строя аэродромы на островах Уилер, Канеохе, Форд- Айленд, Хикам, Беллоуз и Эва. Были повреждены при атаке линейные корабли:

Messerschmitt Bf.109

Messerschmitt Bf.109 появился случайно. Из-за натянутых отношений с руководством Германии конструктор не смог получить заказ от правительства на разработку самолета. Но Мессершмит заключил контракт с румынским заводом. Из-за этого в Германии разразился скандал, из-за чего конструктор почти попал в тюрьму. Только вмешательство высшего руководства страны спасло Мессершмита от заточения.

Но, даже несмотря на такое давление, конструктор не стал соблюдать условия контракта и создал самолет, который не соответствовал требованиям государственного контракта. Благодаря такой решительности инженера Германия в начале войны получила истребитель, превосходящий аналоги по все параметрам.

Истребители

Самолет Союзник Кодовое название Первый летал Число построен Служба
Каваниши N1K Киофу ВМС Истребитель Гидросамолет Рекс 1942 97 IJN
Каваниши N1K1-J / N1K2-J Шиден Наземный перехватчик ВМФ Джордж 1943 1435 IJN
Kawasaki Ki-10 Армейский Истребитель Тип 95 Перри 1935 588 IJA
Кавасаки Ki-45 Торю Армейский 2-местный истребитель Ник 1941 1370 IJA
Кавасаки Ki-61 Hien Армейский истребитель типа 3 Тони 1943 3159 IJA
Кавасаки Ki-100 Гошикисен Армейский истребитель типа 5 н / д 1945 395 IJA
Kawasaki Ki-102 Army Type 4 Штурмовой самолет Рэнди 1944 238 IJA
Mitsubishi A5M Navy Type 96 истребитель-авианосец Клод 1937 1094 IJN
Митсубиси А6М Zero-Sen Истребитель ВМФ типа Zero Carrier Зик / Хэмп 1940 10939 IJN
Mitsubishi A7M Реппу Истребитель авианосного флота Сэм 1944 10 IJN
Mitsubishi J2M Райден Истребитель-перехватчик ВМС Джек 1942 621 IJN
Mitsubishi Ki-46-III-Kai Army Type 100 Истребитель ПВО Дина 1941 1742 IJA, IJN
Nakajima A6M2-N Navy Type 2 Interceptor / Истребитель-бомбардировщик Руф 1941 327 IJN
Накадзима J1N1-S Гекко Ирвинг 1941 479 IJN
Nakajima Ki-27 Армейский Истребитель Тип 97 Нейт 1937 3368 IJA
Накадзима Ки-43 Хаябуса Армейский истребитель типа 1 Оскар 1939 5919 IJA
Накадзима Ки-44 Shoki Армейский одноместный истребитель типа 2 Tojo 1941 1225 IJA
Накадзима Ки-84 Хаяте Армейский истребитель типа 4 откровенный 1943 3514 IJA

Bristol Beaufighter I. Великобритания

Это вообще один из наиболее удачных боевых самолетов, использовавшихся кем-либо из участников Второй мировой войны. Причем, не результат планомерных разработок, а плод импровизации, причем весьма вольной. Почти джаз. 

Но эта импровизация оказалась весьма многофункциональной машиной, которая провоевала, как и Bf-109 всю войну на всех ТВД, которые можно было измыслить для британской машины, от самой Британии до островов в Тихом океане. Единственное, где не воевали «Бофайтеры», это был Восточный фронт.

Итак, я сказал слово «импровизация». На деле все обстояло так: жил-был весьма посредственный бомбардировщик «Бленхейм». 

О нем будет отдельный рассказ, этот несчастный бомбер достоин того, чтобы о нем поговорить. Но машина была так себе. Очень так себе. Что привело вполне очевидно, к попытке сделать из «так себе» хотя бы «что-то».

«Что-то» — это тяжелый истребитель. «Бофайтер» — это как раз переделка «Бленхейма» в истребитель, используя наработки по другому самолету – «Бизли». Bristol Bisley – это как раз первый шаг на пути переделки бомбардировщика в истребитель, довольно неудачный. Настолько, что «Бизли» лишили имени и назвали «Бленхейм» IV.

Откуда взялся тогда «Бофорт»? Все просто. «Бофорт» — это «Бленхейм», который собирали по лицензии в Австралии. Но так как в переделку первыми пошли самолеты австралийской сборки, то есть, «Бофорты», то отсюда и название: Beaufort-fighter, «Бофорт-истребитель». «Бофайтер».

Что сделали британцы для того, чтобы получилось «то самое» из «так себе»? Понятно, что убрали бомбы. Потом убрали топливо, которое перемещало бомбы. Потом убрали двух стрелков, ибо истребитель. Фактически – минус тонна.

Экипаж состоял из двух человек. Первый – понятно, пилот, а вот второй… Второй член экипажа должен был совмещать несколько функций, а именно радиста, штурмана, наблюдателя и заряжающего!

Основным вооружением «Бофайтера» были 4 пушки «Испано-Сюиза» с барабанным питанием! Ну не было у британцев других на тот момент!

И этот второй член экипажа в бою должен был открыв специальный люк, засунуться в носовую часть самолета и там, в дыму и пороховых газах перезаряжать пушки! Вручную!

Кстати, в том же отсеке размещались еще 4 пулемета калибром 7,7-мм, что однозначно делало задачу высшим пилотажем с примесью мазохизма. Но когда это крутых британских парней волновали такие мелочи?

Зато как можно было от души шарахнуть из восьми стволов…

Кстати, внезапно выяснилось, что «Бофайтер» летает намного лучше, чем «Бофорт» и «Бленхейм»! Он оказался намного более маневренным, что не мудрено, при такой развесовке и снижении веса.

Потом дополнительным бонусом оказалось то, что в пустой корпус в середине «Бофайтера» вполне нормально можно запихнуть радиолокатор AI Mk IV, что и было осуществлено. И «Бофайтер» стал ночным истребителем задолго до многих одноклассников. Правда, этот радар был, мягко говоря, сыроват и слабоват в плане мощности, так что основные победы «Бофайтеры» совершали без него. Но факт, Британия в 1940 году заимела ночной истребитель с радаром.

В общем, «Бофайтер» провел всю войну примерно так, как и был создан, то есть, не совсем понятно, но весело. Дрался с немецкими и японскими бомбардировщиками, мог отоварить и немецкий истребитель. Японцы брали маневренностью, но тут они вообще вне конкуренции были всю войну. Штурмовал баржи и катера, гонял японские танки и пехоту в Бирме, Таиланде, Индонезии.

В общем – как есть, воздушный рабочий войны. Многофункциональный и простой, как барабан. 

Достоинства: вооружение, дальность, маневренность

Недостатки: скорость, сложность конструкции. 

Фон

Войска Соединенных Штатов вернули Гуам и захватили Сайпан и Тиниан на Марианских островах в период с июня по август 1944 года в рамках кампании на Марианских и Палауских островах . Эти острова были необходимы в качестве баз для тяжелых бомбардировщиков B-29 Superfortress USAAF Twentieth Air Force для нападения на японские острова. Строительство крупных авиабаз, необходимых для поддержки B-29, началось на Сайпане в июне 1944 года, до окончания битвы при Сайпане , а работы на аэродромах на Тиниане и Гуаме начались в июле и августе соответственно. B-29 XXI бомбардировочного командования начали прибывать на Сайпан, начиная с 12 октября, а 73-е бомбардировочное авиакрыло 27 октября приступило к разминке против удерживаемых японцами островов в Тихом океане в рамках подготовки к операциям против самой Японии.

Расположение баз 20-х ВВС США на Марианских островах, на Гуаме, Сайпане и Тиниане во время Второй мировой войны

Базы USAAF на Марианских островах находились в пределах досягаемости ряда японских авиабаз в Тихом океане. К ним относятся остров Уэйк на востоке, Трук и острова Гилберта и Маршалловы острова на юго-востоке, Волеи на юге и Яп на юго-западе. К северу у японцев были авиабазы ​​в цепи островов Нампо Шото и острова Бонин , которые включали три взлетно-посадочные полосы на Иводзиме . Несколько мелких островов Марианской цепи также остались в руках японцев, а на Рота и Паган были аэродромы . Однако японцы не смогли использовать большинство этих баз, поскольку они были изолированы и сильно повреждены воздушными атаками Соединенных Штатов, а ВВС Императорской армии Японии (IJAAF) и Императорский флот Японии (IJN) имели относительно немного самолетов и пилотов. доступный.

Несмотря на ограниченную угрозу нападения, военные США предприняли шаги для защиты баз B-29 на Марианских островах. Седьмая военно-воздушная сила USAAF играла наиболее важную роль и непрерывно атаковала острова, удерживаемые японцами, вплоть до самого конца войны. Иногда в этих атаках участвовали самолеты ВМС США (USN) и Корпуса морской пехоты (USMC), а также B-29 XXI Bomber Command. Седьмая авиация также обеспечивала противовоздушную оборону Марианских островов; эта задача была возложена на 318-ю истребительную группу , которая была оснащена истребителями P-47 Thunderbolt , и 6-ю эскадрилью ночных истребителей, которая летала на самолетах Northrop P-61 Black Widow . Thunderbolts также несли ответственность за подавление японских Марианских островов, хотя оказалось трудно остановить гарнизон из 3600 человек от ремонта аэродрома на Пэган. Кроме того, в период с июля 1944 года по февраль 1945 года армия США разместила на Сайпане элементы из восьми зенитно-артиллерийских дивизионов и двух прожекторных дивизионов. Обеспокоен был глава ВВС США генерал «Хэп» Арнольд , который также непосредственно командовал Двадцатыми военно-воздушными силами. о том, была ли эта защита достаточной, особенно учитывая высокую стоимость бомбардировщиков Superfortress. Соответственно, для защиты баз на Сайпане он назначил радар раннего предупреждения с помощью микроволн . Однако этот усовершенствованный радар не был установлен сразу, так как местные командиры считали, что средства противовоздушной обороны острова были адекватными.

Советский союз

Ил-2

Про этот самолет Сталин говорил, что он так же необходим Красной Армии, как воздух или хлеб. Ил-2 — одноместный штурмовик, который был опорой советских ВВС во время Второй мировой войны. Он был разработан гениальным советским конструктором Сергеем Ильюшиным и поступил в производство в 1940 году. Ил-2 считается лучшим штурмовиком, произведенным какой-либо страной во время Второй мировой войны.

Он представлял собой моноплан с низко расположенными крыльями длиной 11,6 м и размахом крыльев 14,6 м. Ранняя версия была вооружена двумя 23-миллиметровыми орудиями и двумя 7,6-миллиметровыми пулеметами, сам самолет также мог нести около полтонны бомб. В более поздних модификациях устанавливались два 37-миллиметровых орудия, а в двухместном варианте предусматривалось наличие хвостового наводчика.

Вся передняя часть самолета состояла из одного бронированного корпуса, который обеспечивал максимальную защиту пилота. Орудия Ил-2 и другое вооружение делали его особенно эффективным при уничтожении танков, а его применение против немецких танковых дивизий в 1941-43 годах помогло переломить ход сражения в пользу Советов. Во время войны было произведено около 36 000 штурмовиков: больше, чем любых других боевых самолетов в истории.

Як-9

Этот массовый советский истребитель (14,5 тыс. штук) был запущен в производство в 1942 г. и вскоре уже участвовал в Сталинградской битве, переломной для хода всей войны.

Стандартное вооружение — 20-миллиметровое орудие плюс один или два тяжелых пулемета. Он использовался главным образом для поддержки наземных войск, защищая их от немецких воздушных атак и обстреливая вражеские войска. Адаптируемые Як-9 также использовались для разведки, сопровождения дальних бомбардировщиков, ночных истребителей, в качестве танковых бомбардировщиков и тд. Всего существовало 22 модификации этого истребителя.

Многие военные специалисты называют Як-9 равным немецкому Bf 109 и FW-190, особенно на более низких высотах, где легкий Як-9, хотя и уступал немцам в вооружении, доказывал свое превосходство в скорости, маневренности и скороподъемности. Он также оказался удивительно прочным, способным переносить серьезные повреждения и все же возвращаться домой.

В начале войны советские войска в воздухе значительно уступали немецким и не могли ничего противопоставить истребителям люфтваффе. Но после активного внедрения новых истребителей, ситуация стала кардинально меняться: Красная армия постепенно добилась «воздушного» паритета, а затем и превосходства в небе.

Авиация флота Японии

Японская морская авиация подразделялась на палубную авиацию и авиацию берегового базирования. Высшими оперативными объединениями морской авиации Японии являлись:

  • флот — кантай,
  • воздушный флот — коку кантай,
  • региональный флот — хомен кантай.

Основной тактической единицей палубной авиации был сентай — 36-64 самолета (обычно с двух авианосцев). В коку кантай входило несколько сентаев. Позже вместо сентая основной тактической единицей стал кокутай (корпус). Как и в армейской авиации (см. выше по тексту), к наименованию тактической единицы морской авиации иногда добавлялось название типа входивших в него самолетов:

  • истребители — сентоки,
  • пикирующие бомбардировщики — кьюко-ку,
  • торпедоносцы — райгекики,
  • бомбардировщики — дзубаку,
  • дальние бомбардировщики — енкийоки,
  • разведчики — тейсацу,
  • поплавковые истребители — фурато сентоки,
  • летающие лодки — хико.

В наименованиях тактических единиц, которые предназначались для выполнения конкретных задач, часто употреблялось место их назначения (или место базирования).

Самолеты Императорского флота Японии

Палубные истребители Палубные пикирующие бомбардировщики
Палубные торпедоносцы и бомбардировщики Палубные разведывательные самолеты
Истребители наземного базирования Ночные истребители
Бомбардировщики наземного базирования Патрульные бомбардировщики
Разведывательные самолеты Транспортные самолеты
Учебно-тренировочные самолеты Самолеты специального назначения
Летающие лодки Истребители-гидропланы
Разведывательные гидросамолёты Гидросамолеты специального назначения

Обозначения самолетов авиации флота Японии

В начале Второй мировой войны в японском флоте имелись две системы обозначения самолетов — длинное и короткое. В первом варианте (длинная система обозначения) брались две последние цифры текущего года по японскому летоисчислению: если для 1940 года соответствует 2600 год, то обозначение имело вид — тип 0 (здесь же уточним: в армейской авиации — тип 100). Если нужно было обозначить модификацию самолета Японии, то в длинном обозначении использовался двухзначный номер: тогда первая цифра обозначала номер модификации, а вторая — номер модификации двигателя. Таким образом, например, модель 11 — это первая серийная модификация, модель 21 — вторую серийная модификация с первоначальным двигателем, тогда как модель 22 — это уже вторая модификация с новым типом двигателя. В случае обозначения дополнительных доработок одной модификации использовались иероглифы («Ко», «Оцу» или «Хей») или латинские буквы (a, b, c).

  • S — «Сасебо»,
  • Si — «Сова»,
  • V — «Воут»,
  • W — «Ватанабе» (позднее «Кюсю»),
  • Y — «Йокосука»,
  • Z — «Мизуно».

Номер модели данного самолета находился в конце буквенно-цифровой комбинации. Если в самолет вносили незначительные изменения, то модификацию обозначали латинской буквой. Когда, в с течением времени менялось назначения самолета, то дописывалась буква (через дефис) в соответствии с новым применением. В ходе второй мировой войны на флот для дополнительного обозначения самолетов стали использовать также и собственные имена самолетов, это было сделано в том числе и с целью соблюдения режима секретности, чтобы скрыть от противников назначение машины.

Конечно, для европейцев подобная система обозначения самолетов кажется сложной, и со второй половины 1942 года союзники начали давать японским самолетам второй мировой войны собственные наименования. Вначале все истребители получили наименование «Зеро», а бомбардировщики — «Мицубиси». Но с лета 1944 года был введен другой принцип наименования японских самолетов:

  • истребители получили мужские имена,
  • бомбардировщики, разведчики и транспортные самолеты — женские (название транспортников начиналось с буквы «Т»),
  • тренировочные самолеты — названия деревьев,
  • планеры — птиц.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector