Жуковский, николай егорович

↑ НОВАЯ МЕЧТА

Юный магистр поехал за границу. Он посещал лекции крупнейших ученых, знакомился с инженерами и изобретателями.

Здесь он впервые встретился с авиационными исследователями. В то время не было еще аэропланов. Но мысль человека все упорнее обращалась к этой идее. В разных странах появились исследователи, которые строили модели аппаратов тяжелее воздуха и производили с ними всевозможные испытания.


Профессор Ланглей в Вашингтоне построил летательный прибор, приводившийся в движение паровой машиной

Эти модели приводились обычно в движение небольшими двигателями. Так, например, профессор Ланглей в Вашингтоне построил летательный прибор, приводившийся в движение паровой машиной мощностью в 1 лошадиную силу. На испытаниях этот аппарат—автор назвал его «аэродромом» — пролетел против ветра 160 метров за 1 минуту 46 секунд. Современным авиамоделистам этот результат покажется весьма скромным, но тогда, на заре развития авиации, это было настоящим достижением.

За границей Жуковский наблюдал полеты моделей, построенных европейскими конструкторами. Многое в тайне полета было еще не разгадано. Вернее, здесь все было неясно. Одни загадки. И с этого времени до гробовой доски Жуковским овладела мечта о покорении воздушной стихии.

Жуковский – новые авиационные ворота столицы

План по созданию гражданского аэропорта на базе аэродрома ЛИИ был разработан в 2012 году Госкорпорацией Ростех и Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК). Управляет аэропортом холдинг «Рампорт Аэро», совладельцем которого является входящая в Ростех компания «ТВК Россия».

Работы над первым терминалом и подготовка инфраструктуры аэродрома под требования гражданской авиации начались в 2015 году, а уже через год состоялось торжественное открытие аэропорта Жуковский. Поступив на гражданскую службу, Жуковский остался также аэропортом экспериментальной и государственной авиации. Сегодня здесь продолжаются испытательные полеты, а также базируется спецтехника МЧС России. Благодаря своей уникальной взлетно-посадочной полосе, аэропорт Жуковский имеет преимущество перед другими авиационными воротами страны – он может принимать воздушные суда всех типов и любой взлетной массы.

Пропускная способность аэропорта Жуковский – 2 млн пассажиров в год. В 2019 году пассажиропоток составил чуть более 1,3 млн человек. Из Жуковского можно было улететь примерно в 40 направлениях: по России, в страны ближнего и дальнего зарубежья. В этом непростом для авиации году, конечно, до таких показателей далеко. Но несмотря на все трудности, аэропорт Жуковский не приостанавливал свою работу и даже наращивал мощности. В 2020-м открыт новый логистический комплекс с международным грузовым терминалом, способный обслужить 100 тыс. тонн грузов в год.

В октябре Жуковский стал вторым аэропортом в России, получившим сертификат RA-3, который упрощает организацию авиационных грузоперевозок на территорию Евросоюза. Кроме того, в условиях пандемии Жуковский стал одним из логистических центров для внутреннего и международного оборота медицинских товаров. Из других успехов уходящего года – это 70 рейсов авиации МЧС и 1650 тонн оборудования для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, связанной с разливом нефтепродуктов в Норильской области.

ВЕЛИКИЙ УЧЕНЫЙ, ИНЖЕНЕР, ПЕДАГОГ

Жуковский не был только аэродинамиком. 180 написанных им научных трудов затрагивают вопросы математики, механики — теоретической, прикладной и строительной,— астрономии, баллистики и многие другие. Это был великий ученый и великий инженер.

Интереснейшие решения трудных инженерных задач заключены в работах Жуковского «О форме судов», «О спутной волне», «Об устойчивости полета продолговатого снаряда», «Бомбометание с аэропланов», «О вращении веретена».

Жуковский не пугался практических задач. Напротив: он любил их. Они давали ему почву для создания новых теорий.

К Жуковскому, например, обратились как-то за помощью в таком сугубо практическом деле. На московском водопроводе происходили частые аварии: магистральные трубы лопались без всяких видимых причин. Жуковский установил, что одной из главных причин этих аварий являлось ударное действие воды, которое развивалось в трубах, когда их быстро открывали или закрывали. Аварии прекратились, как только на трубах были поставлены специальные краны, медленно закрывавшие доступ воды. Так называемые вентили.

Это был практический вывод. За ним последовал теоретический. Жуковский создал общую теорию гидравлического удара в трубах, опубликованную впоследствии на всех языках и вошедшую во все учебники гидравлики.

Жуковский пользовался большой популярностью и трогательной любовью студенчества. Он был не только лектором, но и воспитателем. Он особенно заботился о развитии инженерского мышления, о техническом кругозоре юношей. Он страстно желал все свои знания передать молодежи, чтобы дальше двигать русскую науку.

Почти накануне смерти, уже не вставая с постели, Жуковский говорил: «Мне бы хотелось еще прочесть специальный курс по гироскопам. Ведь никто не знает их так хорошо, как я». Это был великий педагог.

Научные заслуги Жуковского получили широкое признание. Николай Егорович был членом-корреспондентом Российской Академии наук, почетным членом многих научных русских и иностранных обществ.

Но Жуковский, человек величайшей скромности и бескорыстия, не искал славы. Он отказался от избрания в действительные члены Академии наук, так как не мог совмещать работу в Москве и Петербурге, где находилась тогда Академия, а согласиться на формальное избрание в члены Академии наук не считал возможным.

Памятник В. П. Чкалову

На пересечении двух городских улиц в 1980-х годах был установлен памятник Валерию Чкалову. Он был установлен в честь знаменитого советского лётчика-испытателя. Он вместе со своим экипажем совершил первый в истории полёт через Северный полюс без посадок от Москвы до Ванкувера. Лётчики были в пути больше 56-ти часов, преодолев 9375 километров, в тяжелейших метеорологических условиях.

Памятник В. П. Чкалову

Памятник представляет собой фигуру легендарного лётчика в полный рост, на высоком пьедестале. Чкалов смотрит вперёд, и его поза отражает спокойствие и уверенность, силу духа и мужество.

Адрес: в начале улицы Чкалова, ул. Гарнаева / ул. Амет-хан Султана.

Биография

Родился в деревне Орехово под Владимиром (ныне Собинский район Владимирской области). Отец — штабс-капитан Егор Иванович Жуковский был высокообразованным военным инженером; его дед был офицером русской армии, участником Отечественной войны 1812 года. Мать Николая Егоровича — Анна Николаевна (урождённая Стечкина).

В феврале 1858 года Николай Жуковский поступил в 4-ю московскую гимназию. Планировалось, что он как отец станет инженером-путейцем, но учиться в Петербургском институте путей сообщения ему не пришлось — этого не позволили весьма ограниченные средства его родителей; поскольку плата за обучение в Московском университете была существенно ниже. И, окончив в 1864 году гимназию с серебряной медалью, он без экзаменов был зачислен на физико-математический факультет Московского университета.

По окончании университета по специальности прикладная механика, в 1868 году, он попытался всё-таки учиться в Петербургском институте путей сообщения, но неудачно и 16 августа 1870 года Жуковский занял место преподавателя физики во 2-й московской женской гимназии вместо уехавшего в Одессу профессора физики Н. А. Умова. В 1871 году сдал магистерские экзамены и стал преподавать математику (с конца 1871 года) и механику (с начала 1872 года) в Московском высшем техническом училище; 14 сентября 1874 года Жуковский был утверждён доцентом кафедры аналитической механики училища; 4 ноября 1876 года состоялась публичная защита его магистерской диссертации «Кинематика жидкого тела», а 30 апреля 1882 года Жуковский защитил диссертацию на степень доктора прикладной математики, представив работу «О прочности движения». С 1879 года он был сверхштатным профессором механики училища. Одновременно, с 1885 года он стал преподавать в Московском университете гидродинамику, с 1886 года — как экстраординарный профессор кафедры прикладной механики, затем — ординарный. В 1887 году он стал штатным профессором аналитической химии в Московском высшем техническом училище. Кроме этого он долгое время (1872—1920) читал в московской академии коммерческих наук курс практической механики. Также он преподавал в инженерном училище ведомства путей сообщения.

С 01.01.1893 года — действительный статский советник. В 1894 году Жуковский был избран членом-корреспондентом Академии наук.

В 1902 году он руководил сооружением аэродинамической трубы всасывающего типа при механическом кабинете Московского университета, а в 1904 году возглавил первый в Европе аэродинамический институт, созданный на средства Д. П. Рябушинского в посёлке Кучино под Москвой.

В 1905 году избран президентом Московского математического общества.

В высшем техническом училище в 1908 году он создал Воздухоплавательный кружок, из которого впоследствии вышли многие известные деятели авиации и техники: А. А. Архангельский, В. П. Ветчинкин, Г. М. Мусинянц, Г. Х. Сабинин, Б. С. Стечкин, А. Н. Туполев, Б. Н. Юрьев; в 1909 году Жуковский возглавил создание в училище аэродинамической лаборатории.

В 1916 году он возглавил расчётно-испытательное бюро при аэродинамической лаборатории Московского технического училища, в котором разрабатывались методы аэродинамического расчёта и расчёта прочности самолётов. Результаты исследований были изложены Н. Е. Жуковским в работах:

  • «Динамика аэропланов в элементарном изложении» (М.: Типо-лит. Рус. т-ва печ. и изд. дела, 1916);
  • Труды Расчётно-испытательного бюро (Вып. 1. Аэродинамический расчёт аэропланов / Под ред. Н. Е. Жуковского, Г. И. Лукьянова и А. Н. Туполева. — М.: Упр. воздуш. флота, 1917. — 20 с., 10 л. ил. : граф.);
  • Изследованіе устойчивости конструкціи аэроплановъ. — М., . — 63 с. — (Временник Общества содействия успехам опытных наук и их практических применений им. Х. С. Леденцова. № 8).

При его активном участии были созданы: «Краткие теоретические курсы авиации» (1913), преобразованные сначала в Московский авиационный техникум (1919), а затем в «Институт инженеров Красного воздушного флота» (1920) и, наконец, в Военно-воздушную академию; Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ).

В последние годы жизни тяжело болел, перенёс два инсульта, воспаление лёгких, брюшной тиф. Тяжёло переживал кончину любимой дочери Лены от туберкулёза в 1920 году.

В 1920 году в ознаменование 50-летия научной деятельности Жуковского и больших заслуг его как «отца русской авиации» был издан декрет Совета Народных Комиссаров за подписью В. И. Ленина об учреждении премии им. Н. Е. Жуковского за лучшие труды по математике и механике, об издании трудов Жуковского, а также о ряде льгот для самого учёного.

Похоронен на кладбище Донского монастыря в Москве.

Истоки таланта и его огранка

С детских лет, воспитываясь в большой дворянской семье, Василий получил хорошее воспитание и безупречное образование. Формированию художественного вкуса и развитию способностей сопутствовали родные художника и лучшие преподаватели. Мать сама давала первые уроки детям вместе с библейскими чтениями, историческим и культурным воспитанием. Известно, что в молодости она брала уроки у Карла Павловича Брюллова. Затем Василий, вместе с сестрой, обучались у мастеров из Академии художеств.

«Христос и грешница», 1888

Поленов с юных лет был наделён разносторонними талантами. Он поступил на физико-математический факультет Петербургского университета, а закончил юридический. Но всё это время продолжал обучение и в Академии художеств, которую окончил наравне с университетом.

“На лодке. Абрамцево.”, 1880

Наиболее значительный вклад в становление молодого Поленова внёс Павел Чистяков, занимавшийся репетиторством ещё будучи студентом. Формирование и становление художника продолжалось и другими мэтрами русского академического искусства.

“Московский дворик”, 1878

“Заросший пруд”, 1879

Первые золотые медали за свои картины («Иов и его друзья», «Воскрешение дочери Иаира») Поленов получил ещё школяром. Славу одной из них разделил вместе с уже ставшим тогда известным художником Ильёй Репиным.

“Портрет художника Ильи Репина”, 1879

Библейская тема при этом в творчестве Василия Дмитриевича не случайна

Дело не только в том, что она была популярна и по праву считалась венцом большинства мастеров этого времени, но и в том, что в семье Поленовых библейскому воспитанию уделялось большое внимание. Сюжеты христианства и христианской истории, поиск своего понимания библейских истин золотой нитью прослеживаются на протяжении всего творческого пути художника

“Монастырь над рекой,”1899

Интересные факты

Жуковский никогда не любил летать. Лишь однажды, будучи на всемирной выставке в Париже, он поднялся на небольшую высоту на воздушном шаре, но там, наверху плохо себя почувствовал. Больше не летал никогда.

В 1890 году Жуковский написал два труда: «К теории летания» и «О парении птиц». Анализируя способность птиц держаться в воздухе с распростёртыми крыльями, он сумел доказать вероятность создания планёра, который в состоянии сделать «мёртвую петлю». Двадцать с лишним лет спустя русский военный лётчик Нестеров впервые в мире выполнил на своём самолёте этот приём, названный в честь него «петлёй Нестерова».

Труды

«Кинематика жидкого тела»; «Случай движения жидкой площади по инерции» («Мат. сб.» т. VIII); «Sur la percussion des corps» и «Sur un cas particulier de mouvement d’un point matériel» (в журнале Лиувилля, 3-е Serie, т. IV); «К вопросу о наибольшем ударе»; «Связь между вопросами о движении материальной точки и о равновесии гибкой нити» («Мат. сб.», т. IX, 1878); «К вопросу о движении материальной точки под притяжением одного в двух центров» («Зап.» Имп. моск. общ. ест. пр., 1881), «О реакции втекающей и вытекающей жидкости» («Журн. русск. физ.-хим. общ.» т. XIV, 1882); «О прочности движения» («Универс. известия», 1882); «О влиянии колебаний штатива на время качания маятника» («Зап. Моск. общ. исп. прир., 1882); «О характеристических функциях Якоби и Гамильтона» (1882); «Приложение теории центров ускорений высших порядков к направляющему механизму Чебышева» («Журн. Рус. физ.-хим. общ.», т. XV, 1883); «Упрощенное изложение Гауссова способа определения планетных орбит» («Мат. сб.» т. XI, 1883); «Об ударе двух шаров, из которых один плавает в жидкости» и «О графическом решении основного уравнения при вычислении планетных орбит» («Записки» Новороссийского общества естествоиспытателей); «Геометрическое разъяснение некоторых вопросов теории уравнений с частными производными»; «О начале наименьшего действия» («Математ. сборн.», т. IX, 1879); «Sur une démonstration nouvelle du théorème de Lambert» («Зап. Моск. общ. исп. прир.», 1884, «Sur la construction des courbes syndynamiques et synchroniques» (в «Annales de l’Observ. de Moscou»); «Решение одной задачи из теории комет» («Зап. Моск. общ. исп. прир.», 1884); «Вывод основных формул теории упругости («Мат. сб.», т. XI); «Об ударе абсолютно-твердых тел» (две статьи в «Журн. Русск. физ.-хим. общ.», 1884, XVI и 1885 XVII); «О движении твердого тела, имеющего полости, наполненные однородною капельною жидкостью» («Журн. Русск. физ.-хим. общ.», 1885, т. XVII), «О реакции втекающей и вытекающей жидкости» (2-я статья, «Мат. сб.», т. XII, 3885); «О гидродинамической теории трения хорошо смазанных тел» («Журн. русск. физ.-хим. общ.», 1886, т. XVIII); «Решение одной задачи гидростатики» («Bull. d. 1. Soc. Imper. des naturalistes de Moscou», 1886); «О движении вязкой жидкости, заключенной между двумя вращающимися эксцентрическими цилиндрическими поверхностями» («Сообщения Харьк. математич. общ.», 1887), «Теоретическое исследование о движении подпочвенных вод» («Журн. Русск. физ.-хим. общ.», 1889, т. XXI); «О влиянии давления на насыщенные водою пески» («Труды отделения физ. наук общ. люб. естествознания», т. III, 1890); «О форме судов» («Труды О. Ф. Н. О. Л. Е.», т. III); «Об артиллерийских снарядах Шапеля» (там же); «Ueber den Mittelwerth des kinetischen Potentials» («Записки Матем. общества Новороссийского унив.», т. VIII); «К теории летания» («Журн. Русск. физ.-хим. общ.», т. XXII, 1890); «Определение силовой функции по данному семейству траекторий» («Труды О. Ф. Н. О. Л. Е.», т. III; «Видоизменение метода Кирхгоффа для определения движения жидкости в двух измерениях при постоянной скорости, данной на неизвестной линии тока» («Мат. сб.», т. XV 1890); «О парадоксе Дюбуа» и «Прибор для определения коэффициента вязкости масел» («Труды О. Ф. Н. О. Л. Е.», т. IV): «О парении птиц» (там же); «Sur un appareil nouveau pour la détermination des moments de l’inertie des corps»; «Определение движения жидкости при каком-нибудь условии, данном на линии тока» («Журн. Русск. физ.-хим. общ.» т. XXIII); «Условия конечности интегралов одного уравнения» («Мат. сб.», т. XVI); «Локсодромический маятник Гесса» («Труды О. Ф. Н. О. Л. Е.», т. V); «О гироскопическом шаре Д. К. Бобылева» (там же, т. VI).

Тайна происхождения

Фамилию Жуковский Василий Андреевич унаследовал от дворянина, который не приходился ему родным отцом. Во второй половине XVIII века в Тульской губернии проживал помещик Афанасий Иванович Бунин. После осады Бендеры он получил в подарок двух пленниц — юных турчанок Сальху и Фатьму. Это было привычное дело в ту эпоху. Младшая девочка скончалась спустя год. Шестнадцатилетняя Сальха выжила. Когда повзрослела, была крещена и получила имя Елизавета Турчанинова.

Девушка еще долго полагала, что двоеженство разрешено не только у нее на родине. Она стала наложницей Бунина, проживала в домике, расположенном на территорию его родовой усадьбы. Позже получила должность ключницы. В 1783 году Сальха-Елизавета родила от Бунина сына. Помещик попросил своего товарища, Андрея Григорьевича Жуковского, бессрочно гостившего в его усадьбе, дать мальчику свою фамилию. Тот, конечно же, согласился. Такова история рождения поэта Василия Андреевича Жуковского.

Биография и творчество для 5 и 9 класса

Появился на свет Василий 29 января в 1783 году. Местом рождения было село Мишенское, которое находилось в Тульской губернии. Популярность он возымел с переводами и сказками. Писатель был отпрыском помещика. А. Бунин, так его звали. Приобрел новую фамилию от усыновления его крестного – нищим аристократом Андреем Григорьевичем Жуковским, что родом из Белоруссии.

Учился наукам в столичном пансионе Роде, в Основном общенародном заведении Тулы, из которого был изъят из-за отставания от учебы. Вскоре после этого он решает переехать к своей сестре. Звали ее Варварой Юшковой. С 1797-го года до 1800 год. обучался в Столичном пансионе, после этого на службу не пошел, а вселился в поселок Мишенском с целью самостоятельного познания наук. Исследовал давнерусскую литературу, российскую и общую эпопею, промышлял занятиями переводчика. В домашних условиях он не мог изъять из книг все необходимые знания. Поэтому он пошел в пансион, который при университете. С 1801 по 1802 год проработал в Соляной фирме.

К писательской работе Андреевич приступил с 1797-го года, ещё находясь во владениях пансиона. В середине 1802 года в «Вестнике Европы» пристроился ег о перевод творения Д. Грея «Сельское кладбище, устремивший в себе интерес писательского округа. В 1808 г. выпущена с прессы его знаменитая песня «Люда», возложившая основание романтизму в российской литературе. В данное время Жуковский получил место редактора известного журнала под названием «Вестник Европы». В 1817 году его позвали к двору с целью обучения российскому языку знаменитой княгини Александре Федоровне, супруге предстоящего правителя Николая Первого. Начиная с 1824-го года являлся педагогом преемника трона Александра Николаевича, предстоящего правителя Александра II. С собственным учеником писатель объездил целую Российскую федерацию, долю Сибири и Западную Европу. Люди его поколения рассказывали о воздействии Василия на вельможу. А точнее, о хорошем влиянии на аристократа.

В 1812 году просился в мужья племяннице Марии Протасовой, от которой был без ума, однако два раза ему пришлось терпеть неудачу в своих признаниях о любви. В 1841 году (на тот момент ему было 50) повенчался в 18-летней дочкой художника Евграфа Романовича Рейтерна Елизавете. У него был Павел, его сын – художник, и дочка Александра.

Последним местом проживания стал Баден-Баден. Он наполовину лишился зрячести. Из-за болезни он мог видеть только одним глазом. Даже так, писатель желал вернуться к родной земле, но болезнь помешала ему. Смерть пришла за ним в 1852 году (12 апреля). Погребен в Санкт-Петербургской Александро-Невской лавре.

ПЕРВЫЕ ШАГИ УЧЕНОГО

Начать с того, что этот замечательный математик в начале своей школьной жизни был самым плохим математиком в классе. Однако он упорно занимался и кончил гимназию с медалью.

Говороят, что талант — это прежде всего умение работать. Жизнь Жуковского дает все основания для такого утверждения.

С ранних детских лет (Жуковский родился 17 января 1847 года) он приучался к настойчивым умственным занятиям. В то же время мальчик увлекался чтением фантастических романов. Жюль-верновский «Воздушный корабль» надолго сохранился в библиотеке Жуковского среди серьезных научных книг.

По окончании гимназии в Москве родители рекомендовали юноше поступить в Московский университет. Ему же этого не хотелось. Он писал матери: «Оканчивая университет, нет другой цели, как сделаться великим человеком, а это так трудно: кандидатов на имя великого так много».

По примеру отца, он собирается стать инженером-путейцем. Но чтобы ехать учиться в Петербург, где находился Институт инженеров путей сообщения, нужны деньги, а их-то Жуковским больше всего и нехватало.

И вот 17-летний Жуковский — студент Физико-математического Факультета Московского университета. В стипендии ему отказали. Стесненный материально, он бегал по урокам, подготовливал и издавал лекции, жил более чем скромно. Временами приходилось совсем туго. Тогда он закладывал свою шубу, служившую одновременно одеялом, и бегал зимой в легком пальтишке, которое «не только не греет, — жаловался он, — а ужасно холодит».

Но при всем том ЖЖуковский очень много занимался. Не довольствуясь прохождением обязательного университетского курса, молодой Жуковский занимался в научном математическом кружке. Замечательные университетские профессора — Цингер, Столетов — будили таившуюся в юноше огромную жажду знаний, жажду творческого труда. В 1868 году — 21 года отроду — Жуковский получил степень кандидата математических наук.

Желая получиль и практическое образование, он поступил все-таки в Петербургский институт инженеров путей сообщения. Но будущий великий инженер … провалился на экзамене.

Уйдя из института, он начал педагогическую деятельность— сперва в женской гимназии, я потом в Московском высшем техническом училище. С этого времени в течение полувека — до конца своей жизни — он неутомимо готовил в стенах училища кадры русских инженеров. В педагогической работе выявилась одна из ярчайших сторон многогранного таланта Жуковского.

Однако Жуковский не прекращал ни на один день научную деятельность. Он приступил к изучению кинематики жидкого тела, то есть законов движения жидкостей.

Учение о движении твердого тела к тому времени было уже хорошо разработано. Здесь все было ясно. В механике же жидкостей имелись лишь первые робкие исследования. Полученные формулы не воссоздавали четкой картины движения жидкости и не всегда могли быть применены.

В своей первой крупной работе Жуковский подробно рассмотрел сложнейшее движение частицы в потоке жидкости. Выполнив серьезный математический анализ и разобрав все предшествующие работы других ученых, он удивительно просто, понятно каждому показал, что делается с частицей в потоке жидкости: она продвигается вперед, вращается вокруг оси и изменяет свою форму от шарика к эллипсоиду.

Решение этой задачи принесло молодому человеку степень магистра.

Личная жизнь

Официально Жуковский не женился ни разу. Но любимая женщина, которую можно назвать гражданской женой, у него была. Звали ее Надеждой Сергеевной Сергеевой. Она жила в доме Жуковских, так как служила у них прислугой. При этом еще и была фиктивно жената на мужчине по фамилии Антипов. После рождения детей от Николая Егоровича, Надежда Сергеевна дала им фамилию мужа, а не настоящего отца.

Первой, в 1894 году, родилась дочь Елена. В 1900-м на свет появился сын Сергей. Ученый усыновил детей лишь после смерти своей матери в 1912 году. Их мать до этого момента не дожила – умерла от туберкулеза.

С дочерью Еленой

В дочери Жуковский, что называется, души не чаял. Она, окончив в 1911 гимназию, получила высшее математическое образование. Елена Николаевна безотлучно находилась возле отца и сопровождала его и на научных мероприятиях, и на испытательных полигонах, и в театрах, и на пеших прогулках. К большому горю Николая Егоровича, девушка умерла на несколько месяцев раньше него. Причиной смерти, как и у мамы, стал туберкулез.

Эта болезнь настигла и сына Сергея, став причиной его смерти в 1924 году. Сергей Николаевич, как и его сестра, подавал большие надежды, связанные с развитием авиации в России. Он был курсантом военно-воздушной академии. И дочь, и сын покоятся, рядом с отцом, на кладбище Донского монастыря.

Василий Андреевич Жуковский: жизнь и творчество


Василий Андреевич Жуковский – крупный литературный деятель, писатель, переводчик, внесший огромный вклад в такое грандиозное направление русской литературы, как романтизм. Придворный учитель императорской семьи, друг и наставник Александра Пушкина. Родился 29 января (9 февраля по новому стилю) 1783 года в селе Мишенское Тульской области. История его появления на свет была необычной: его отцом был помещик, а матерью крепостная крестьянка родом из Турции. Имя и фамилию мальчик получил от приятеля отца Андрея Жуковского. Жена Афанасия Бунина – блудного отца мальчика сжалилась над младенцем и приняла в семью, воспитывая на протяжении всей жизни как родного сына.

Василий получил отличное образование, сперва в благородном пансионе в Москве, а затем в народном училище родной Тулы. С юности его привлекала литература, особенно произведения древнерусских классиков. Помимо этого он посвящал много времени самообразованию в области мировой истории.

Еще будучи студентом пансиона Жуковский начал делать первые шаги на литературном поприще: в 1797 году он начал писать свои первые переводы, а в 1782 журнал «Вестник Европы» впервые опубликовал его переложение «Сельского кладбища» Грея. 1808 год ознаменован знаковым для автора событием: увидела свет его знаменитая баллада «Людмила» и Жуковского пригласили на должность редактора в «Вестнике Европы».

С 1812 по 1813 годы служил в ополчении и написал балладу «Светлана». Тиф, которым он заразился на службе, помешал дальнейшему его пребыванию на фронте и Жуковский ушел в отставку. Его политические воззрения отразились в таких произведениях как «Императору Александру» и «Певец во стане русских воинов». С 1815 года Жуковский стал трудиться в литературном объединении «Арзамас».

В 1817 году писатель был удостоен великой чести стать придворным учителем для княгини Александры Федоровны, будущей императрице Николая I. Позже он учил и цесаревича Александра II, став не только его проводником в мире науки, но и духовным наставником. Всего он провел при дворе 25 лет.

Период с 1810 по 1820 годы считаются самыми плодотворными в его творчестве. Именно в это время были написаны множество удачных переводов, стихов и баллад. В их числе: «Эолова арфа», «Двенадцать спящих дев». Такого подъема его творчество более не испытывало не до не после. Однако, и позже он творил поистине шедевральные вещи, например перевод «Одиссеи» и «Рустем и Зораб», которые вышли в 1849 году.

Переводы, сделанные Жуковским, не раз отмечалась критиками, как самостоятельные цельные произведения, которые по стилю и композиции зачастую превосходили оригиналы. Жуковского современники характеризовали, как нежного, сентиментального, мечтательного человека, обладающего притом недюжинным жизненным опытом, мудростью и прозорливостью. Он был исключительно честен, умен и порядочен. Безнадежная влюбленность в собственную племянницу Марию Протасову повлекло два предложения руки и сердца, на которые были получены отказы.

1841 год повлек за собой резкое ухудшение состояния здоровья писателя, в надежде поправить самочувствие он отправился в Германию. Тогда же принял решение жениться на 18–летней Елизавете, в браке с которой на свет появились дочь Александра и сын Павел.

24 апреля 1852 года Жуковский скончался в Баден-Бадене, его тело предали земле в Петербурге, где он провел большую часть своей жизни. Известно, что под конец жизни писатель совершенно ослеп, однако продолжал творчество. Последним произведением, написанным поэтом стала баллада «Странствующий жид».

Жуковского можно по достоинству назвать самой яркой личностью допушкинского периода русской литературы. Он являлся основоположником романтизма и с его творчеством связывают расцвет данного художественного направления. Через все его произведения красной нитью проходят темы души человека, патриотизма, любви к природе и Родине, нравственной составляющей человеческой жизни. Он сам старался жить по совести и неизменно призывал к этому читателя. Патетика его произведений захватывает от первой до последней строчки и затрагивает самые тонкие струны человеческой души.

Мнение о теории относительности

Интересно, что в своих научных трудах и высказываниях он неоднократно отрицал теорию относительности. Теоретическое обоснование можно найти в его речи, известной под названием «Старая механика в новой физике». Она была произнесена в марте 1918 года на одном из заседаний математического общества в Москве.

В частности, Жуковский отмечал, что в 1905 году Эйнштейн встал на метафизическую точку зрения, которая возвела в физическую реальность решение математической проблемы. Сам русский ученый высказывал убеждение в том, что проблемы электромагнитной теории и световых скоростей возможно решить при помощи механики Ньютона и Галилея

На этом основании он называл сомнительной важность работ Эйнштейна в данной сфере

Эта тема интересовала его на протяжении многих лет, была предметом многочисленных споров и дискуссий, часто обсуждалась на семинарах и лекциях.

Жуковский городской парк культуры и отдыха

Городской парк культуры и отдыха работает с 1970-х годов. Он по праву является любимым местом отдыха горожан и гостей города. Там можно просто прогуляться и подышать свежем воздухом в сосновом бору, поездить на велосипедах, роликах, скейтбордах, покатать детишек на качелях-каруселях и аттракционах. Цены являются вполне демократичными.

Маленькие посетители городского парка могут здесь «проходить подготовку к полёту» – на качелях, батутах и трамплинах; почувствовать себя лётчиками и космонавтами на аттракционах: «Полёт», «Летающая тарелка», «Космос». Взрослые тоже могут проверить свой вестибулярный аппарат, благодаря известному ещё с советских времён аттракциону – «Ретро».

Жуковский городской парк культуры и отдыха

Неподалёку от парка находится современный спортивный комплекс «Метеор», с удобными площадками для футбола, волейбола, тенниса.

Месторасположение: пересечение улиц Пушкина и Маяковского.

В заключение

Научное наследие «отца русской авиации» чрезвычайно велико. Гениальность и предвидение Жуковского не вызывает сомнения. Современники и потомки отдавали дань уважения этому человеку. В честь ученого названы города, улицы, институты и, даже, кратер на Луне.

Но есть факты, которые могут удивить читателя. Так, исследователь и теоретик полетов, знавший все об этом досконально, никогда не летал на самолетах. Он поднялся в воздух единственный раз, и то на воздушном шаре, во Франции.

Удивительны высказывания ученого о теории относительности Эйнштейна

Отрицая ее важность, которая сегодня доказана абсолютно точно, Жуковский говорил о метафизическом характере рассматриваемого вопроса

Хотя, может именно это наиболее ярко свидетельствует о гениальности Жуковского. Ведь многие открытия, перевернувшие представление об окружающем мире, были сделаны теми, кто выдвигал теории, кардинально отличающиеся от бытующих в обществе представлений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector