Бронетанковая техника германии во второй мировой войне. штурмовое орудие stug

Модификации

После битвы на Курской дуге, оставшиеся 47 танков были отправлены на доработку. Самой главной модификацией считается установка пулемета в шаровой установке. Также инженеры решили заменить стволы орудий, развернуть щиток на стволе, чтобы он лучше закреплялся.

Для лучшей обзорности на крыше рубки была установлена наблюдательная башня с 7-ю неподвижными перископами. Изменения коснулись генераторов — были изменены полюса. Выхлопные патрубки лучше загерметизировали

Особое внимание уделили днищу — его дополнительно усилили 30 мм плитами для защиты днища от мин

Также были установлены более широкие гусеницы для лучшей проходимости. Боекомплект увеличился с 50 до 55. На корпусе самоходной установки появились крепления для инструмента и гусеничных траков. Инженеры также решили покрыть корпус танков циммеритом для защиты от ручных, клеящихся мин.

После окончания модернизации «Фердинанд» переименовался в «Элефант». Однако данное название не было столь популярным и до окончания войны САУ чаще называли «Фердинандами» нежели «Элефантами». Англичане наоборот, немецкую самоходную установку называть «Элефантом», так как на помощь Италии танк был отправлен уже после модернизации и английские военные столкнулись с ним впервые.

История создания самоходной пушки Sd.Kfz. 138/1 «Grille»

6 марта 1942 г. в Берлине, на совещании посвященном использованию самоходных артиллерийских систем, представители завода ВММ предложили, помимо самоходных противотанковых пушек, разработать ряд других установок на базе трофейных чехословацких танков 38 (t), в том числе САУ, вооружённую тяжелым полевым орудием 15 cm sIG 33 (Schweres Infateriegeschutz 33).

Пушка была мощная, универсальная, применявшаяся в том числе и как гаубица. Выпускалась она в больших количествах и имела очень мощные снаряды. Одна проблема — буксируемый вариант этого орудия весил 1700 кг, и за пехотой частенько не успевал. В общем, орудие прямо-таки «просилось» на гусеницы.

Разработка 150-мм САУ Sd.Kfz. 138/1 «Grille» началась в марте 1942 г. В работах принимала участие фирма Alkett. Серийное производство самоходок началось год спустя, в феврале 1943 г.

Фактически, была проделана та же работа, что при создании более раннего Marder III (САУ на той же базе, но с 75-мм пушкой PaK-40), но соразмерно новому орудию, было увеличено и боевое отделение машины.

Масса САУ, получившей обозначение «15 cm sIG 33 (Sfl.) auf Pz.Kpfw. 38 (t) Ausf. H» или более короткое — Sd.Kfz. 138/1 (а также кодовое имя «Dietmar»), не превышала 10800 кг. Величина вполне сравнимая с массой истребителя танков. Проходимость установки была удовлетворительной.


Самоходная пушка Sd.Kfz. 138/1 в варианте Ausf. H.

Первые 25 машин завод отгрузил заказчику в феврале 1943 г., а в ноябре 1943 г. был готов прототип САУ Sd.KFz. 138/1 уже на шасси Ausf. M.

Самоходки поступали на вооружение панцергренадерских полков различных дивизий. Наименование «Grille» («сверчок») самоходка одновременно с присвоением имени «Marder» истребителю танков.

Самоходно-артиллерийские установки «Grille» оставались в серийном производстве вместе с истребителями танков «Hetzer» до самого конца воины. Произведено было 282 машины всех модификаций.

С января по май 1944 г. завод в Праге изготовил 93 транспортера боеприпасов Sd.Kfz. 138/1 Mun Ausf. M. Машины получили кодовый номер «311» вместо традиционного кодового наименования.

Обзор StuG III

Немного о конструкции

1. На машинах модификаций В, С, D и Е, как и на опытных САУ, устанавливалось короткоствольное 75-мм орудие StuK 37 L/24 с длиной ствола всего 24 калибра. САУ модели Ausf F оснащались гораздо более эффективной длинноствольной пушкой StuK 40 L/43. На самоходки следующих моделей Ausf F/8 и Ausf G уславливалась еще более мощная пушка StuK 40 L/48, достаточно эффективная для борьбы даже с тяжелыми советскими танками.

2. На штурмовых орудиях StuG III Ausf F и последующих пулемет был стационарно вынесен на крышу. Однако он имел ограниченный угол обстрела, поскольку устанавливался в щели защитного щита. Зато машины самой массовой модификации Ausf G оборудовались уже дистанционно управляемым пулеметом кругового вращения.

3. На самой массовой модификации Ausf G устанавливалась командирская башенка, оснащенная восемью перископическими смотровыми приборами.

4. Штурмовое орудие StuG III характеризовалось весьма приличным уровнем бронезащиты. Лобовые листы рубки имели эффективные углы наклона, хотя бортовые были почти вертикальны.

5. Модификация StuG III Ausf G имела маску пушки в виде перевернутой трапеции, позже ее заменили на литую маску типа «свиное рыло».

6. Боевая рубка модели Ausf G была вполне просторной; она закрывала частично надгусеничные полки, что обеспечивало относительный комфорт экипажу.

7. Большая часть StuG III всех моделей имела в качестве силовой установки двигатель «Maybach» HL 120TRM мощностью 300 л. е., устанавливавшийся в корме.

8. В передней части секции боевого отделения САУ располагался механик-водитель, использовавший для наблюдения за дорогой смотровой прибор, закрываемый броневой крышкой.

9. На многих машинах толщина лобовой брони рубки и корпуса была увеличена до 80 мм за счет навешивания крепившихся болтами дополнительных броневых плит.

10. В условиях Восточного фронта зимой на гусеницы САУ в полевых условиях техники надевали дополнительные пластинчатые опоры, расширявшие гусеницу и значительно уменьшавшие давление на грунт.

11. Ходовая часть StuG III, как и танка Pz III, состояла из шести пар обрезиненных опорных катков и торсионной подвески с гидравлическими амортизаторами, трех поддерживающих катков, заднего ленивца и ведущего колеса переднего расположения.

12. Будучи созданным на базе Pz Kpfw III, штурмовое орудие StuG III унаследовало большое значение удельного давления на грунт (0,93 кг/см2) и, как следствие, низкую проходимость.

Танкопедия Мира Танков на WoTanks.com

Немецкие танки Второй мировой войны

Германия вступила во Вторую мировую войну с танковым парком, насчитывающим около 3200 машин. Это были легкие танки Т-I и Т-II различных модификаций, а также средние танки Т-III и Т-IV. Немецкие танки создавались, как средство реализации концепции «молниеносной войны», поэтому они вооружались преимущественно малокалиберными автоматическими и полуавтоматическими пушками, а также пулеметами, способными создать на близких расстояниях зону огня, необходимую для поражения и деморализации живой силы противника, а высокая скорость танков являлась главным фактором стремительного и глубокого прорыва в глубь территории противника.

Опыт боевых действий в Польше и Западной Европе выявил низкие боевые качества 37- и 75-мм короткоствольных пушек средних немецких танков, а также недостаточную броневую защиту всех танков. В ходе боев на советско-германском фронте эти недостатки привели к снятию с вооружения танков Т-I, Т-II и Т-III, а также к необходимости радикальной модернизации оставшегося на вооружении танка Т-IV. На фоне общего провала концепции «молниеносной войны» немецкое руководство было вынуждено срочно перевооружать свои бронетанковые войска, то есть переходить на производство принципиально новых типов танков. В 1943 году появились немецкие танки Т-V «Пантера» и Т-VI «Тигр», а позднее и танк «Королевский Тигр» (Т-VI «Тигр В»). Однако немецким конструкторам не удалось в своих новых разработках добиться тех высоких качеств, которыми обладали советские танки.

Для немецкого танкостроения периода второй мировой войны было характерно:

  • использование танков трех типов: легких — весом до 9 т; средних — весом до 26 т; тяжелых — весом от 45 до 70 т;
  • создание и использование большого количества самоходных артиллерийских установок с широким использованием для этой цели устаревшей и трофейной бронетанковой техники;
  • использование, начиная с 1942 г., в танках и САУ мощных для того времени артиллерийских систем калибра 75,88 и 128 мм;
  • использование при создании бронетанковой техники главным образом четырехтактных бензиновых двигателей мощностью до 600 л.с.;
  • выпуск и широкое применение большого количества бронеавтомобилей, бронетранспортеров различного назначения;
  • низкая маневренность тяжелых машин на местности, недостаточная надежность ходовой части;
  • расположение в ходовой части катков с индивидуальной торсионной подвеской в шахматном порядке.

Всего за вторую мировую войну было выпущено 53800 немецких танков и САУ. Основными тактическими соединениями подвижных (танковых) войск Германии были танковые и моторизованные дивизии. Танковая дивизия в сентябре 1939 г. состояла из танковой и моторизованной бригад, артиллерийского полка, мотоциклетно-стрелкового, разведывательного и саперного батальонов, истребительно-противотанкового дивизиона, батальона связи и типовых служб. В ней насчитывалось 11,7 тысяч человек личного состава, 324 танка и 130 орудий и минометов. В ходе второй мировой войны в связи с большими потерями живой силы и техники на советско-германском фронте из дивизии были исключены штабы бригад, два танковых и мотоциклетно-стрелковый батальоны, а включены зенитный и танково-истребительный дивизионы. При этом в ходе войны наблюдалась тенденция сокращения числа танков в дивизии:

  • в 1939 г. было 324 немецких танка,
  • в 1941 г. — 150-221,
  • в 1943 г. — 100-150,
  • в 1945 г. — 45 единиц.

Всего в 1941-1945 гг. было сформировано 26 танковых дивизий. Моторизованные дивизии предназначались для совместных действий с танковыми дивизиями и состояли из трех моторизованных и одного артиллерийского полков, разведывательного и саперного батальонов, батальона связи и истребительно-противотанкового дивизиона. В дивизии было 16,4 тысячи человек личного состава, 282 орудия и миномета, около 4 тысяч автомашин и мотоциклов. Танков в ней не было. В ходе второй мировой войны из ее состава был исключен один моторизованный полк. Всего было сформировано 17 моторизованных дивизий. Танковые и моторизованные дивизии, а также общевойсковые соединения объединялись в моторизованные (с 1942 года — танковые) корпуса. Высшим объединением подвижных войск была танковая группа. В начале 1942 г. имевшиеся четыре танковые группы были преобразованы в танковые армии. Всего в годы Второй мировой войны было сформировано 7 управлений танковых армий.

Боевое применение

Впервые StuG III участвовали в боях в Голландии и Франции, весной и летом 1940 года. В целом они хорошо себя проявили, но стало ясно, что для эффективной поддержки пехоты нужно увеличить количество подразделений Штугов.

Обычно из Штугов составляли батареи – по шесть машин, среди которых были боевые САУ и командирская полугусеничная бронемашина Sd.Kfz.253, а также транспортер боеприпасов Sd.Kfz.252.

К концу осени 1940 Штугов произвели достаточно для создания дивизионов. В этот период они воевали в Югославии и Греции, и до кампании на Восточном фронте немцы потеряли только один Sturmgeschutz III.

После 1941 года

В 1941 ситуация серьезно поменялась, и подразделения со Штугами стали нести потери, хотя их количество в армии только увеличивалась за счет активного производства. StuG III в 1942 воевали в Африке, и после поражения под Эль-Аламейном потеряли почти все САУ.

Специально подготовленные для условий пустыни StuG.III Ausf.F/8 в начале 1942 года отправили в Неаполь, а потом в Тунис, где они активно воевали, но в итоге сдались союзникам.

Разумеется, третьи Штуги активно участвовали в операции Барбаросса, причем в достаточно большом количестве. Затем они постоянно воевали на Восточном фронте – в основном это были машины модификации В. Достаточно эффективны они были при штурме укрепленных районов. Танки и противотанковые орудия Красной армии пробивали лобовое бронирование с трудом, а низкий силуэт затруднял попадание. Так что до конца 1941 на Восточном фронте вермахт потерял меньше ста САУ. Примерно тогда же трофейные StuG III стали использоваться Красной армией.

StuG III Ausf E, захваченный Советской армией

Очень важную роль сыграли StuG III/40 в третьем штурме Севастополя, после которого город пал. Именно экипажи Штугов прорвались к зданию «Панорамы» и поставили на нем флаг Третьего Рейха. Правда, потери в этой битве тоже были понесены большие.

Много Штугов немцы потеряли и при Сталинградской битве. После этого батареи стали комплектовать машинами разных модификаций, добавляя StuН 42 для эффективной борьбы с полевыми укреплениями.

В битве на Курской дуге участвовало 455 StuG III/40. Было потеряно достаточно много машин, причем многие из них не поддавались ремонту. Тогда же советские войска стали создавать СУ-76И из трофейных Штугов, но вскоре это прекратили делать в пользу своих САУ из-за нестабильного потока трофеев и сложного ремонта.

В 1944-1945 годах военная промышленность Германии уже не могла производить достаточно Штугов, чтобы восполнить их потери – заводы были разрушены авиацией союзников. Так что в итоге к концу Второй мировой этих машин осталось очень немного.

Вообще САУ StuG III, по оценкам специалистов, оказалась очень удачной. Она эффективно боролась с танками из засады благодаря низкому силуэту, а бронирование позволяло ей уничтожать танки противника намного раньше, чем противник мог подбить саму САУ.

Уже после Второй мировой StuG III активно использовали на Ближнем Востоке и в некоторых странах Европы. Последние боевые действия, в которых участвовали Штуги – это Шестидневная война 1967 года.

Разрушенный StuG III

Предпосылки

В 1935 Эрих фон Манштейн в письме к генералу Беку описал идею машин «штурмовой артиллерии», главной задачей которых должна быть непосредственная поддержка атакующих подразделений пехоты.
После проработки подробных запросов, 15 июня 1936 года фирма Daimler-Benz получила заказ на проектирование бронированных машин поддержки пехоты, вооружённых 75-мм пушкой, с углом горизонтального наведения по крайней мере 25°. Машина должна была быть полностью бронирована, тем самым защищая экипаж от огня неприятеля, а полная высота не должна была превышать рост среднего солдата. Для разработки новой САУ Daimler-Benz решил использовать шасси нового среднего танка PzKpfw III.

Первые пять прототипов были произведены в 1937 году на шасси PzKpfw III Ausf. B. Они были вооружены короткоствольной (L/24 — длина ствола 24 калибра) 75-мм пушкой Sturmgeschütz 7,5 cm Kanone (Stu.G. 7,5 cm K.) с низкой начальной скоростью снаряда. После столкновения в СССР с танками Т-34 было решено оснастить StuG III длинноствольной пушкой с более мощным зарядом в гильзе, способной пробивать броню советских танков.
С весны 1942 года стали использовать 75-мм пушки Stu.K. 40 L/43, а осенью этого года ещё более длинноствольные версии этой пушки — L/48.

Более поздние модели StuG III также были оснащены пулемётом MG-34 калибром 7,92 мм, установленным перед командирским люком (так как другого способа установки пулемёта не имелось).

Все машины из серии Sturmgeshutz были дешевле в производстве, чем танки на тех же шасси. StuG III стоил 82,5 тысяч марок, в то время как PzKpfw III стоил более 103 тысяч марок (буксируемый вариант той же 75-мм пушки, используемой в Sturmgeschütz III, стоил 12 тыс. марок).

«Тигр»

Самым известным германским тяжёлым танком, созданным в годы Второй мировой войны, был «Тигр». Он появился в начале 1942 г. в результате конкурса двух известных фирм – «Порше» и «Хеншель». Правда, конструкторы фирм «Хеншель» и «Порше» проектировали не танк в целом, а только ходовую часть и корпус. Башню разработала знаменитая оружейная фирма «Крупп».

Установка мощной и тяжёлой пушки, а также толстая броня резко увеличили массу танка «Тигр»: она превысила 50 т

Профессор Фердинанд Порше был настолько уверен в превосходстве своего проекта, что даже отдал распоряжение начать серийное производство тяжёлых танков. Но просчитался. Победила фирма «Хеншель», и именно её танк пошёл в производство под индексом Pz.Kpfw VI и персональным наименованием «Тигр». А 90 готовых шасси фирмы «Порше» впоследствии использовали при создании не менее знаменитого танка-истребителя «Фердинанд».

На поле боя «Тигр» невозможно было спутать с советскими танками. Формы его получились необычными. Конструкторы в сжатые сроки должны были сделать машину с очень толстой бронёй и мощной пушкой. Времени на отработку новой технологии у немцев не было. Толстые бронелисты, а их толщина в лобовой части доходила до 100 мм, очень сложно соединять. Поэтому для упрощения сборки бронелисты ставили вертикально. Это позволило сделать верхний бронелист очень широким и на нём разместить огромную башню с мощной 88-мм пушкой, способной поражать танки Т-34 и КВ с любых дистанций. «Тигр» весил почти как два танка «Панцер» IV. Чтобы обеспечить танку приемлемую проходимость, на него поставили очень широкие гусеницы.

С Западного фронта пошла легенда союзников о немецком «Тигре» как о самом мощном и неуязвимом танке мира

Впервые в большом количестве «Тигры» вышли на поля сражений в 1943 г. на Курской дуге, где продемонстрировали свою мощь над нашими танками, вооружёнными 45- и 76-мм пушками. Превосходство «Тигров» над советскими боевыми машинами длилось недолго. В 1944 г. 100-мм броня уже не могла защитить немцев от снарядов новых советских танков ИС-2 и Т-34-85, а также мощных самоходных установок Су-100, ИСУ-122 и ИСУ-152. На Западном фронте, у союзников, танков, подобных ИС-2, не было. Американцы и англичане, впервые столкнувшись в боях с «Тиграми», были поражены их боевой мощью. Сами немцы так не считали и прекратили производство этих танков в августе 1944 г. Главной причиной было то, что советским новейшим тяжёлым танкам «Тигр» был уже не страшен. На замену «Тигру» пришёл «Королевский Тигр» или «Тигр II».

Почему трофеи

Использование трофеев в целом — дело достаточно непростое. Главных проблем тут три: снаряды, ремонт и личный состав. Нужно было обеспечить иностранную технику боеприпасами, которые, как правило, не производились в Германии. Необходимо было такую технику ремонтировать, что требовало поиска или изготовления запасных частей. А вот проблему подготовки специалистов по трофейным артсистемам вермахт как-то решал, поскольку в немецких документах нам не встречались упоминания о трудностях с обучением личного состава.

Почему же, сознавая все вышеперечисленные сложности, командование немецкой армии шло на использование захваченного вооружения? Причин тому было несколько.

Во-первых, ряд артиллерийских систем противника или превосходил по своим характеристикам соответствующие немецкие образцы, или таких артиллерийских систем в вермахте просто не имелось.

Здесь уместно напомнить о советском 120-мм полковом миномёте ПМ-38, отсутствовавшем в немецкой армии как класс. Фрицы даже начали собственное производство таких миномётов (в качестве ответного примера можно вспомнить о копировании советской военной промышленностью немецких 280-мм реактивных снарядов).

Другой пример — широкое использование вермахтом в 1941–1942 гг. французских и советских 75/76,2-мм пушек. Применение этих орудий стало реакцией на появление на поле боя танков КВ и Т-34: против их брони состоявшие на вооружении немецких частей 37-мм и 50-мм противотанковые орудия оказались бессильны. К ряду иностранных систем было даже налажено валовое производство боеприпасов.

Во-вторых, можно предположить, что немецкое командование, уделявшее первостепенное внимание огневому подавлению противника, считало правильным использовать для этого все ресурсы, оказавшиеся в его распоряжении. Пусть имелась всего тысяча снарядов и десять орудий какого-нибудь экзотического калибра, например 87,6-мм, но выгоднее обрушить эту тысячу снарядов на вражеские окопы, чем оставить их без пользы ржаветь на складе

Пусть имелась всего тысяча снарядов и десять орудий какого-нибудь экзотического калибра, например 87,6-мм, но выгоднее обрушить эту тысячу снарядов на вражеские окопы, чем оставить их без пользы ржаветь на складе.

Ещё в большей степени данное соображение было оправдано при использовании орудий крупных калибров. Например, французских 155-мм, 220-мм и 280-мм артсистем. С данным предположением связано и распространение так называемых Geratebatterie — то есть батарей с материальной частью, но без штатного личного состава.

Ну и наконец, в-третьих, большие потери в артиллерии во второй половине войны, необходимость оснащать вновь формируемые и восстанавливать разгромленные соединения. Всё это требовало такого количества орудий и миномётов, которое промышленность Германии была просто не в состоянии произвести. Поневоле приходилось искать замену системам немецкого производства. Причём потребность в оснащении второочередных дивизий артиллерией иностранного производства появилась ещё в 1942 году.

Главный танк вермахта

Накануне войны в германской армии задача огневой поддержки и уничтожения расчётов противотанковых орудий, дотов и прочих опорных пунктов противника возлагалась на средние танки Pz.Kpfw IV (Т-IV). Конструктивно «четвёрка» была подобна «тройке»: корпус со множеством люков и лючков, что было удобно для эксплуатации боевой машины. Двигатель стоял в корме, трансмиссия размещалась спереди, башня — в средней части. Но «четвёрка» была больше из-за установки более мощного 75-мм орудия. В те годы на поле боя не было целей, которые могли бы устоять под его огнём.

Т-IV был вооружён 75-мм короткоствольной пушкой, в боекомплект входили фугасные и осколочные снаряды. Их поражающая мощь была выше бронебойных 37- и 50-мм снарядов

Т-IV не должен был «лезть» на вражеские окопы. Эта задача возлагалась на более «шустрый» Т-III. «Четвёрка», медленно продвигаясь за «тройкой», выискивая важные цели и уничтожая их фугасными снарядами, обеспечивала надёжное огневое прикрытие Т-III. От огня противника «четвёрка» прикрывалась мощной лобовой бронёй, которая была толще, чем броня бортов и кормы. По сути, танк Т-IV в бою выполнял функции самоходного орудия.

Всё изменилось летом 1941 г. Гитлеровские танкисты испытали шок, видя, как их 75-мм снаряды словно горох отскакивают от брони советских боевых машин

Проблема восстановления паритета приобрела исключительную важность. Поскольку башенный погон «четвёрки» имел больший диаметр, чем погон «тройки» (танк был больше по размерам), то на боевую машину поставили мощную длинноствольную 75-мм пушку, снаряд которой пробивал 90-мм броню

Но бронирование «четвёрки» по меркам Восточного фронта было недостаточным. Ведь немецкие конструкторы сделали в борту башни танка дверцы, через которые танкисты загружали боезапас. Да и забираться в танк так было удобнее. Но любой вырез в броне ослабляет её защитные качества. А если снаряд попадёт в «дверцу», висящую на петлях, то тут добра не жди. Немцы об этом знали. Но они создавали Т-IV как танк огневой поддержки. Он должен был следовать за танком прорыва Т-III и уничтожать огнём мощной пушки противотанковые средства противника.

Т-IV образца 1943 г.

В бою Т-IV не мог подставить противнику борта, где находились люки-дверцы. Когда немцы сняли с производства Т-III, танк Т-IV стал основным танком вермахта. Для дополнительной защиты на борта корпуса и на башню Т-IV установили съёмные стальные 5-мм экраны. В это же время руководство Германии задумалось о прекращении выпуска Т-IV в пользу более мощной «Пантеры».

Истребители танков

Самое страшное, что ждало германских солдат на Восточном фронте, – это появление неуязвимых русских танков КВ и Т-34. Вот почему уже в конце 1941 г. все силы германской промышленности были направлены на создание противотанковых средств поражения, в том числе и специальных противотанковых самоходных орудий. При этом в германской армии для обозначения противотанковых самоходных орудий использовались два очень похожих термина: «Panzerjager» («Панцерягер») и «Jagdpanzer» («Ягдпанцер»). Слово «панцер» – это по-немецки «танк», слово «ягер» – « охотник». Слово «ягд» – «истребитель». «Панцерягер» можно перевести на русский язык как «охотник за танками» или «истребитель танков», а «ягдпанцер» – как «танк-истребитель». По смыслу вроде бы одно и то же. Так зачем же придумывать два разных названия? Ведь и то и другое означает не что иное, как просто «антитанк».

«Панцерягер»

В реальности всё было не так просто. Если вдуматься в смысл слов «истребитель танков», то под ним подразумевается всё что угодно и кто угодно. Это может быть и танк, и самоходная противотанковая пушка, и обычное буксируемое противотанковое орудие, и солдат с противотанковым ружьём, гранатой или бутылкой с зажигательной смесью. Это также может быть диверсант, заложивший мину на дороге, и, наконец, самолёт-штурмовик. А вот «танк-истребитель» – это уже однозначно что-то на гусеницах, с мощной пушкой и прикрытое толстой бронёй.

«Мардер» III

В германской армии так сложилось, что все «антитанки» делились на две группы. Первая группа истребителей танков – это просто гусеничные машины, предназначенные для перевозки установленной на них противотанковой пушки. Другими словами – это обычные противотанковые самоходные артиллерийские установки (САУ), прикрытые лёгкой бронёй, защищающей экипаж от пуль и осколков. Типичными представителями «охотников» были противотанковые САУ «Панцерягер» I, «Мардер» («куница») или «Насхорн» («носорог»)

Охотник тихо сидит в засаде или осторожно подбирается, чтобы дичь не вспугнуть, но никак не лезет напролом через бурелом или камыши. Так же действовали и германские истребители танков

Сидя в засаде и будучи хорошо замаскированными, они вели огонь по танкам противника до тех пор, пока их не засекали и по ним не открывался ответный огонь. После этого «охотники за танками», опасаясь получить вражеский снаряд, быстро ретировались или переползали на запасную огневую позицию.

В Красной армии лучшим истребителем танков считалась самоходная артиллерийская установка Су-100

Танки-истребители

Совсем по-иному воевали настоящие танки-истребители. Стандартный танк, как вы знаете, является оружием наступления. Он предназначен для того, чтобы «грудью» лезть на врага, а значит, он должен иметь не только мощную пушку, но и хорошее бронирование. Естественно, танк-истребитель также должен был обладать всеми этими качествами. Ведь ему полагалось не просто идти в атаку вместе с пехотой и обычными линейными танками, а идти в атаку на самом сложном направлении – там, где находились танки противника. В обороне танк-истребитель тоже должен был стоять насмерть, прикрываясь своей толстой бронёй, а не ускользать из-под обстрела, как истребители танков.

«Ягдпантера» была лучшим немецким танком-истребителем времён Второй мировой войны

Разрабатывать специальные танки-истребители немцы начали сразу же после того, как начали войну против нашей страны, когда убедились, что советские танки КВ и Т-34 представляют исключительно серьёзную угрозу не только пехоте, но и всем имеющимся в вермахте бронированным боевым машинам. Обычные линейные танки «Панцер» III и «Панцер» IV оказались беспомощны против советских танков. Нужно было срочно создавать боевые машины нового поколения, способные бороться с советскими танками. В 1943 г. первые танки-истребители уже появились на фронте – это были знаменитые «Фердинанды».

На следующий год появились «Ягдтигр» и «Ягдпантера». «Ягдтигр» был создан на базе «Королевского Тигра», а «Ягдпантера» представляла собой самоходную установку на базе тяжёлого танка «Пантера». Во всех этих боевых машинах пушка устанавливалась в неподвижной рубке-каземате. Танки-истребители представляли собой чрезвычайно мощные образцы бронетехники. Толщина лобовой брони корпуса на «Фердинанде» и «Ягдтигре» доходила до 200 мм! «Фердинанд» и «Ягдпантера» были вооружены мощнейшей 88-мм пушкой, а на «Ягдтигре» вообще стояло чудовищное орудие калибра 128 мм. Отдачу таких пушек не могла выдержать никакая башня. Вот почему их пришлось устанавливать в неподвижной рубке. Неуязвимость всего этого сооружения обеспечивалась лобовой бронёй рубки невиданной толщины – 250 мм! «Ягдтигр» был на 10 т тяжелее «Королевского Тигра». Доставка таких тяжёлых боевых машин к месту боёв превращалась в большую проблему. А ещё производство столь сложной боевой техники невозможно было наладить в массовом количестве.

Военная промышленность Германии смогла построить всего около 70 «Ягдтигров»

Танки вермахта Второй мировой, запущенные в производство в ходе войны с СССР

Опыт войн с Советским Союзом показал: огневой и бронезащитной мощи германских танков недостаточно. То, что прекрасно сработало в Европе, оказалось малоэффективным для советских реалий. Советские Т-34 превосходили все танки вермахта, поэтому следующая модель немецкого среднего танка – PzKpfw V Panther (Т-V «Пантера») – разрабатывалась «с оглядкой» именно на Т-34. Прежде всего, это касается более рациональной формы корпуса, в известной степени, заимствованной у советских танков.

5. Танки PzKpfw V Panther разработки компаний «МАН» и «Даймлер-Бенц» выпускались в 1943-1945 гг. Они вооружались мощными длинноствольными 75 мм орудиями. С пушкой спаривали 7,92-мм пулемёт MG 34, а второй пулемёт размещали в лобовом листе корпуса, в бугельной установке.

Т-V «Пантера»

У танков «Пантера» модификаций A и G в правой задней части крыши башни были также «устройства ближнего боя» – мини-мортиры (гранатомёты), стрелявшие дымовыми, осколочными и осколочно-зажигательными гранатами. Танков PzKpfw V до конца войны немцы успели выпустить около 6 тысяч единиц. В СССР средние танки «Пантера» считались тяжёлыми (боевая масса 44,8 т против 26,5 т – 30,9 т  у Т-34 разных модификаций).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector