Оренбургское летное военное училище: официальный сайт

История основания и деятельности Оренбургского летного училища

Первые годы

В 1928 году в Оренбург переносится высшая школа военных летчиков из Ленинграда. В 1939 году школа делится на две самостоятельные части, в первой из которых производится подготовка летчиков, а во второй — штурманов. Такое разделение позволило более углубленно и качественно обучать курсантов по обоим профессиям.

Годы Великой Отечественной войны

Великая Отечественная война стала огромным испытанием для всей страны. Коснулись они и Оренбургской летной школы. Училище справилось с ответственностью: за два года здесь прошли подготовку летчики, которые сформировали фронтовые полки. Всего за период войны школа обучила более 2700 летчиков-бомбардировщиков, многие из которых отличились на фронте. Не обошлось и без потерь: большое количество пилотов героически погибли, выполняя свой долг.

Послевоенные преобразования

После войны училище вплотную занялось подготовкой кадров для военно-воздушных сил СССР. В 1960-е годы происходит глобальная перемена в деятельности школы. Теперь учебному заведению присваивается звание высшего военного авиационного училища. Чтобы новое учреждение образования соответствовало всем стандартам, к нему прикрепляется школа штурманов и училище летчиков из Кировабада вместе со своим учено-материальным оснащением.

Окончание деятельности училища

В 1993 году Оренбургское летное училище гражданской авиации прекратило свою работу. На его территории какое-то время базировался авиационный полк, который перенесли из стран Прибалтики в связи с распадом Советского Союза. На базе бывшего военного училища создали кадетский корпус, который со временем стал самостоятельным многопрофильным учебным заведением.

В год, когда бывшее училище отмечало свой восьмидесятилетний юбилей, поздравить «летку» прибыли бывшие выпускники со всех концов страны. Здание училища и его аэродромы были частично разграблены, несмотря на то, что помещения причислены к культурно-историческому наследию государства. В 2013 году по этому поводу заводилось уголовное дело, однако оно не принесло результатов. Сегодня корпуса училища делят между собой кадетский корпус, музей космоса и духовная семинария. Последняя получила часть территории из-за того, что после революции Советская власть отобрала здание у православной епархии.

В 2016 году училище отметило девяностопятилетний юбилей. По этому поводу в городе проводились торжественные мероприятия с участием чиновников и бывших курсантов колледжа. В этот день был поднят важный вопрос о восстановлении былой гордости страны — легендарного военного летного училища. Здания учебных корпусов, аэродромы, диспетчерские пункты давно обветшали и находятся практически в аварийном состоянии.

Авиаторы и небезразличные люди отзывались о закрытии училища как о большой ошибке властей. Активисты во главе с некоторыми депутатами написали коллективное обращение в администрацию с просьбой снова открыть училище. Однако, в связи с отсутствием необходимости в кадрах, трудоемкости и затратности подобного процесса положительного решения вынесено не было.

Известные выпускники[править | править код]

Основная категория: Выпускники Оренбургского высшего военного авиационного Краснознамённого училища лётчиков

За годы своего существования училище выпустило около 32 000 военных лётчиков, штурманов и наземных авиаспециалистов.

Среди выпускников:

  • более 150 генералов
  • 361 Героя Советского Союза и Героя Социалистического Труда, Героя Российской Федерации
    • 11 — дважды Герои Советского Союза
    • 1 — Герой Социалистического Труда
    • 12 Героев Российской Федерации
  • 250 человек известных в мире лётчиков-испытателей техники, заслуженных лётчиков и заслуженных штурманов СССР
  • 4 лётчика-космонавта
  • 30 кандидатов и докторов наук
  • 2 лауреата Государственной премии

В 1923—1924 гг. в училище, находившемся тогда в Москве и Серпухове, учился В. П. Чкалов.

В 1955—1957 гг. курсантом училища был Ю. А. Гагарин — будущий первый космонавт планеты.

Известные выпускники

Основная категория: Выпускники Оренбургского высшего военного авиационного Краснознамённого училища лётчиков

За годы своего существования училище выпустило около 32 000 военных лётчиков, штурманов и наземных авиаспециалистов.

Среди выпускников:

  • более 150 генералов
  • 361 Героя Советского Союза и Героя Социалистического Труда, Героя Российской Федерации
    • 11 — дважды Герои Советского Союза
    • 1 — Герой Социалистического Труда
    • 12 Героев Российской Федерации
  • 250 человек известных в мире лётчиков-испытателей техники, заслуженных лётчиков и заслуженных штурманов СССР
  • 4 лётчика-космонавта
  • 30 кандидатов и докторов наук
  • 2 лауреата Государственной премии

В 1923—1924 гг. в училище, находившемся тогда в Москве и Серпухове, учился В. П. Чкалов.

В 1955—1957 гг. курсантом училища был Ю. А. Гагарин — будущий первый космонавт планеты.

Учебные площадки

В составе училища было 3 учебных авиационных полка:

  • 814-й учебный авиационный полк с частями обеспечения (аэродром Оренбург-2) и полевой аэродром Оренбург-3, впоследствии Теренсай. На вооружении полка самолёты Л-29.
  • 904-й учебный авиационный полк с частями обеспечения (аэродром Чебеньки) и полевой аэродром Соль-Илецк. На вооружении до 1980 года самолёты Ил-28, затем Л-29.
  • 750-й учебный авиационный полк с частями обеспечения (аэродром Орск-Первомайский) и полевой аэродром Ащебутак, затем Теренсай. На вооружении до 1982 года самолёты Ил-28 (ранее также МиГ-15), затем самолёты Ту-134УБЛ.

Учебные полёты производились на аэродромах:

  • Оренбург-2 (814-й учебный авиаполк).
  • Оренбург-3.
  • Чебеньки (904-й учебный авиаполк).
  • Соль-Илецк.
  • Орск-Первомайский (750-й учебный авиаполк).
  • Ащебутак.
  • Теренсай.

Учебные авиаполигоны — Орловский, Акжарский.

Для обучения курсантов в послевоенный период использовались самолёты: Ил-10, Як-18, МиГ-15, Ил-28, Як-28, Л-29, Ту-134УБЛ.

У семи нянек

В «наружной» части пятиэтажки, которая выходит на набережную Урала и центральную прогулочную улицу города, – Советскую — до сих пор часть квартир (40% от всей жилой части) находится в частной собственности. 

В них проживают 80 семей, которых в начале года частично расселили из аварийного жилья, но те, кто остался зимовать в доме, в тридцатиградусные морозы оставались без воды и электричества из-за сильной изношенности коммуникаций и инженерных сетей, рассказывает жительница Анна. Нужно сказать, что с этой стороны дом выглядит неплохо: большая часть стекол на месте, местами видны свежие штукатурные заплатки и на углу с Переулком Неплюева блестит мемориальная табличка: «В этом доме учился Гагарин».

Но стоит пройти буквально пару шагов, как картина кардинально меняется – на верхних этажах вместо окон зияют черные дыры, штукатурка в проплешинах и плесени, арка, более ста лет украшавшая вход в здание, превратилась в груду кирпича (ее пришлось демонтировать для проезда пожарной машины в прошлом году), а заросшее травой и деревьями крыльцо Военно-транспортного авиационного полка и вовсе обнесено забором. 

Эта нежилая часть здания последние годы находится в долевой собственности муниципальных и федеральных властей. В 2003 году основную долю передали Министерству обороны РФ, а оставшуюся часть выкупило ФГУП «Государственное предприятие по реализации военного имущества».

В 2012 году, после присвоения объекту статуса памятника федерального значения, организация продала 1,3 тыс. кв. м. земли на территории памятника индивидуальному предпринимателю, который вскоре скончался. Свои охранные обязательства покупатель так не успел оформить, а многострадальная «летка» попала в круг судебных разборок между собственниками: муниципальные власти не могут работать на «федеральной» территории и вкладывать деньги в восстановление «визитной карточки» Оренбурга, а Росимуществу памятник нужен только целиком, с единым собственником. И хотя объект попал в план приватизации на ближайшие три года, пока ни одного желающего приобрести памятник так и не нашлось. 

Более того, в 2015 году уголовное производство пришлось приостановить из-за того, что в деле так и не нашли обвиняемого. С тех пор местный Минкульт поднимает вопрос о том, чтобы передать здание бывшего Краснознаменного училища в собственность области и открыть на базе «летки» Областной музей космонавтики. Конечно, после полной, а не частичной реконструкции здания, в противном случае самовозгораний, обрушений и других чрезвычайных ситуаций не миновать.

История[править | править код]

Свою историю училище ведёт от Московской школы воздушного боя и бомбометания, формирование которой было начато 10 августа 1921 года. 9 августа 1922 года её перевели в город Серпухов, а 20 июня 1927 года перебазировали в Оренбург, в здание бывшей духовной семинарии. По маршруту Серпухов — Пенза — Оренбург лётчики-инструкторы перегнали самолёты.

Осенью 1928 года из Ленинграда в Оренбург перебазирована Высшая военная школа лётчиков-наблюдателей, которая вошла в состав Третьей военной школы лётчиков и лётчиков-наблюдателей. В июне 1938 года 3-я ВАШЛ была преобразована в ВАУЛ им. К. Е. Ворошилова. В феврале 1939 года училище было разделено на два самостоятельных училища: Первое Чкаловское военное авиационное училище лётчиков им. К. Е. Ворошилова и Второе Чкаловское военное авиационное училище штурманов, что дало возможность улучшить условия подготовки лётчиков и штурманов.

В конце 1940-х годов обучение в училище осуществлялось на самолётах Ил-10, в первой половине 1950-х годов в Оренбургское авиационное училище поступили реактивные самолёты Ил-28 и МиГ-15 (перед зданием кадетского корпуса находится единственный в мире сохранившийся самолёт, на котором летал сам Ю. А. Гагарин).

В 1960 году училище получило статус высшего учебного заведения; в училище влился личный состав и учебно-материальная база Оренбургского училища штурманов ВВС и Кировобадского училища лётчиков (переведённого ранее в город Орск). 23 декабря 1963 года по инициативе Оренбургского обкома ВЛКСМ и Оренбургского высшего военного авиационного училища лётчиков создана первая в Советском Союзе школа юных космонавтов. С мая 1967 года училище носило имя дважды Героя Советского Союза генерала Полбина.

В приказах Министра обороны СССР и Главнокомандующего ВВС училище отмечено в числе лучших военно-учебных заведений страны в 1931, 1934, 1935, 1937, 1944, 1947, 1948, 1949, 1956, 1957, 1967, 1978, 1979, 1981, 1983 годах.

12 февраля 1993 года училище было расформировано. На базе училища создан Оренбургский кадетский корпус — многопрофильное учебное заведение, дающее первоначальную подготовку по лётному, вертолётному, авиационно-инженерному, ракетному, зенитно-ракетному, пожарному делу. Тогда же на территории бывшего лётного училища разместился Берлинский ордена Кутузова III степени военно-транспортный авиационный полк, выведенный из Прибалтики (его самолёты базируются на аэродроме Оренбург-2).

В 2013 году прокуратурой г. Оренбурга инициировано возбуждение уголовного дела за несохранение памятника истории и культуры — здания Оренбургского высшего военного лётного училища — по ст

243.1 УК РФ (нарушение требований сохранения объекта культурного наследия, повлёкшее по неосторожности его повреждение в крупном размере). С 2003 года нежилые помещения бывшего училища были переданы местными властями в федеральную собственность и находились в ведении Министерства обороны РФ

Сейчас в здании находятся , являющийся структурным подразделением Музея истории Оренбурга, ГБОУ «Оренбургская кадетская школа-интернат имени И. И. Неплюева» и Оренбургская духовная семинария (часть здания возвращена РПЦ, поскольку во времена Российской империи в нём размещалось епархиальное училище).

Летное братство

Несмотря на то, что Оренбургское высшее авиационное Краснознаменное училище сейчас переживает, возможно, худшие времена в своей истории, его воспитанники никогда не говорят о легендарном доме на Советской в прошедшем времени.

И многие форумчане надеются, что однажды череда скандальных разбирательств все-таки прекратится, владельцы немногих уцелевших квартир получат равноценное жилье в безопасном и удобном доме в центре города, а здание, почти четверть века ждущее своей очереди, окончательно передадут в одни руки. Либо федеральным властям, либо на баланс региона, который уже выделил на реконструкцию своей части здания около 60 млн. рублей. Главное – чтобы не снесли. 

Пока же прогулка по местам, воспитавшим когда-то знаменитого Гагарина, рождает только чувство жалости: жителям снова придется зимовать под прогнившей крышей, а памятник будет дальше ветшать под дождем и сугробами. 

Всего в сотне метров от руин авиационного училища за колючей проволокой кипит огромная стройка, машины подвозят леса и кирпич, торопливо перекрикиваются строители, которым нужно сдать объект до начала холодов. А на страже исторического корпуса по соседству нет ни колючей проволоки, ни крепкого забора, ни хотя бы дворовой собаки. Его своими силами охраняют только единственный неравнодушный старожил, да кот, который отзывается на «Юрку». 

Где учат

Обучение на пилота вертолета можно пройти по-разному: в государственном учебном заведении гражданской авиации (ГА), в военном вузе или на частных курсах. В России есть два главных вуза, где учат гражданских летчиков:

  • Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации. Это крупнейшее учебное заведение для подготовки специалистов, обеспечивающих воздушное сообщение внутри страны и на зарубежных направлениях. Оно имеет филиалы в Бугуруслане, Выборге, Красноярске, Хабаровске и Иркутске. На специальности «эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения» нужно учиться 5 лет.
  • Ульяновский институт гражданской авиации им. Главного маршала авиации Б. П. Бугаева. Здесь учат летчиков, диспетчеров, работников аэропортов, техников, спасателей и других специалистов. Филиалы вуза функционируют в Омске, Сасово (Рязанская область) и Красном Куте (Саратовская область). На балансе вуза более 50 воздушных судов для практических занятий студентов и соответствующая инфраструктура (взлетно-посадочные полосы, учебные корпуса, лаборатории, тренажерные залы).

Пилотов ВВС, а также вертолетчиков для ВМС и силовых структур с 1953 года готовят в Сызранском филиале Военно-воздушной академии им. профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина. Теоретическая подготовка и летная практика проводятся в г. Сызрани и п. Соколовый под Саратовом. Для обучения используется авиапарк, состоящий из вертолетов Ми-8, Ми-24, Ансат-У, Ка-226, а также комплексные пилотажные тренажеры.

В гражданских и военных вузах летчики получают фундаментальные знания, а на практике – большой налет. Но поступить в высшие учебные заведения на летные специальности трудно, а учиться долго. Поэтому, если в планах не значится стать профессиональным пилотом вертолета, но желание летать велико, то вопрос можно решить гораздо быстрее, пройдя относительно краткосрочный курс в частных летных школах. Они проводят не настолько придирчиво жесткий отбор по состоянию здоровья, как вузы, и обучают почти всех желающих, но за внушительные суммы.

Одна из самых известных компаний, которая поможет реализовать мечту о небе, – Heliport Moscow. Она предлагает несколько программ обучения пилотов вертолета:

  • Первоначальная подготовка предусматривает 232 часа теории и 43 часа летной работы. Цена зависит от модели вертолета, на котором проходит обучение. Так, на Robinson R44 курс стоит 1,548 млн рублей, а на Robinson R66 – 2,075 млн рублей. Если практика проводится на борту курсанта, то делается большая скидка.
  • Переподготовка предполагает 125 часов за партой и около 10 часов практики. Эта услуга стоит от 237 до 594 тысяч рублей в зависимости от модели машины.
  • Повышение квалификации – это 100 часов теоретической подготовки за 59 тысяч рублей.

Вся программа индивидуальной подготовки или в малых группах (до 5 человек) обычно проходится за 2–3 месяца. Теоретический курс предусматривает получение знаний по таким предметам, как метеорология, воздушное законодательство, аэродинамика, аэронавигация. Практика идет параллельно. Прежде чем сесть за штурвал, студент изучает устройство вертолета и системы управления.

На стартовом этапе слушатели не вылетают за пределы базового аэродрома. Они осваивают взлет, посадку, зависание над ограниченной территорией. И только после 40 часов, проведенных в воздухе с инструктором, можно рассчитывать на захватывающий полет над Москвой.

После того как студент сдаст экзамен, ему выдадут свидетельство частного пилота-любителя. Этот документ действителен только на территории России, за рубежом потребуют его валидации, нередко за границей летать разрешают исключительно с местным пилотом на борту. Внутри страны тоже действуют некоторые ограничения: полеты возможны в одиночку – без пассажиров. Чтобы получить право на коммерческие перевозки людей, нужно длительное обучение в летном училище гражданской авиации.

Известные выпускники

Основная категория: Выпускники Оренбургского высшего военного авиационного Краснознамённого училища лётчиков

За годы своего существования училище выпустило около 32 000 военных лётчиков, штурманов и наземных авиаспециалистов.

Среди выпускников:

  • более 150 генералов
  • 361 Героя Советского Союза и Героя Социалистического Труда, Героя Российской Федерации
    • 11 — дважды Герои Советского Союза
    • 1 — Герой Социалистического Труда
    • 12 Героев Российской Федерации
  • 250 человек известных в мире лётчиков-испытателей техники, заслуженных лётчиков и заслуженных штурманов СССР
  • 4 лётчика-космонавта
  • 30 кандидатов и докторов наук
  • 2 лауреата Государственной премии

В 1923—1924 гг. в училище, находившемся тогда в Москве и Серпухове, учился В. П. Чкалов.

В 1955—1957 гг. курсантом училища был Ю. А. Гагарин — будущий первый космонавт планеты.

История

История Краснодарского авиационного училища началась 19 августа 1938 года, когда по приказу Народного Комитета обороны СССР впервые была создана 30-я военная школа по подготовке пилотов, базирующаяся в Чите. По приказу Наркома Обороны СССР летной школе 22 июня 1939 года присвоено имя героя Советского Союза А. К. Серова. В октябре 1939 года школа сменила место дислокации на Батайск, где обосновалась на месте расположения 1-й Краснознамённой школы гражданского воздушного флота имени Баранова, незадолго до этого расформированной.

28 ноября 1939 года учебное заведение переименовано в Батайскую авиационную школу пилотов имени А. К. Серова. Первый выпуск летчиков в звании мл. лейтенантов состоялся в июне 1940 года, а к моменту начала Великой Отечественной войны школой было подготовлено более 1400 пилотов для истребителей И-5, И-15 и И-16.

Во время войны вплоть до 1944 года лётчиков готовили по ускоренным программам в течение 6 месяцев на истребителях ЛаГГ-3. Осенью 1941 года школа была передислоцирована в Азербайджан, г. Евлах, а в 1943 года основная база была развёрнута в Краснодаре. С этого момента школа получила название Краснодарское объединённое военное авиационное училище. В марте школа снова передислоцируется в Батайск и 1 октября 1945 года получает наименование Батайское военное авиационное училище летчиков имени А. К. Серова.

В период с 1946 по 1959 годы курсанты училища проходили обучение на таких самолётах, как Ла-7, Ла-9, Як-11, Як-18, ПО-2, Як-12. В 1952 обучение началось на истребителях с реактивными двигателями МиГ-15 бис. С 18 апреля по 1 июня 1960 года происходила реорганизация училища в Краснодарское военное объединённое ордена Дружбы народов лётно-техническое училище имени Героя Советского Союза А.К. Серова, где проходили подготовку военнослужащие для стран народной демократии. С 14 мая 1960 года в училище начали проходить подготовку лётчики иностранных государств, для этого использовались различные виды авиационной техники, включая современные на тот момент Су-27 и МиГ-29.

Так продолжалось вплоть до 1991 года, когда училище возобновило подготовку пилотов для Военно-воздушных сил России по программам среднего авиационно-технического училища до 2003 года. С 1993 года училище готовит лётчиков для стран СНГ.

По постановлению Правительства РФ от 19 декабря 1994 года училище получило своё нынешнее наименование: Краснодарское высшее военное авиационное училище имени А. К. Серова. 29 августа 1998 года по новому постановлению Правительства РФ преобразовано в Краснодарский военный авиационный институт.

С 23 мая 2001 года по приказу Министра обороны РФ и постановлению Правительства РФ Армавирский и Балашовский военные институты вошли в состав Краснодарского авиационного института. С этого времени у института в распоряжении три аэродрома (Кущёвская, Котельниково, Тихорецк) и три учебных центра, в Майкопе, Борисоглебске и Балашове.

С 9 мая 2004 года институт переименован в Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков (военный институт) имени Героя Советского Союза А. К. Серова. В ноябре 2010 года в честь 100-летия авиации России и Качинского училища приказом Министра обороны РФ Краснодарское Высшее военное авиационное училище переименовано в Качинский филиал ВУНЦ ВВС, однако на деле никакого переименования не происходило.

23 апреля 2012 года по директиве Министра обороны РФ и распоряжению Генерального штаба ВС РФ Краснодарское авиационное училище переименовано в Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» (Краснодарский филиал).


Курсанты Военного авиационного училища им. Серова А.К.

В ноябре 2012 года три учебных центра (Армавирский, Борисоглебский и Балашовский) расформированы. На их базе сформирован Центр лётной подготовки, в который вошли все авиационные полки ВВС России. 1 августа Центр лётной подготовки расформирован, филиал ВУНЦ ВВС «ВВА» (г. Краснодар) выведен из состава ВУНЦ ВВС «ВВА им. Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина». После этого Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова снова стало единственным центром подготовки военных лётчиков.

На сегодняшний день училище готовит пилотов с использованием более 70 моделей авиационной техники, включая Л 39, Л-410, Ан-26, МиГ-29, Су-27, Су-25. Эти самолёты составляют основу авиационного парка училища. Обучение курсантов производится на 9 аэродромах:

  1. Кущёвская
  2. Котельниково
  3. Тихорецк
  4. Армавир
  5. Майкоп
  6. Борисоглебск
  7. Мичуринск
  8. Балашов
  9. Ртищево


Первоначальная летная подготовка курсантов КВВАУЛ на тренажерах

Учебные площадки[ | код]

В составе училища было 3 учебных авиационных полка:

  • 814-й учебный авиационный полк с частями обеспечения (аэродром Оренбург-2) и полевой аэродром Оренбург-3, впоследствии Теренсай. На вооружении полка самолёты Л-29.
  • 904-й учебный авиационный полк с частями обеспечения (аэродром Чебеньки) и полевой аэродром Соль-Илецк. На вооружении до 1980 года самолёты Ил-28, затем Л-29.
  • 750-й учебный авиационный полк с частями обеспечения (аэродром Орск-Первомайский) и полевой аэродром Ащебутак, затем Теренсай. На вооружении до 1982 года самолёты Ил-28 (ранее также МиГ-15), затем самолёты Ту-134УБЛ.

Учебные полёты производились на аэродромах:

  • Оренбург-2 (814-й учебный авиаполк).
  • Оренбург-3.
  • Чебеньки (904-й учебный авиаполк).
  • Соль-Илецк.
  • Орск-Первомайский (750-й учебный авиаполк).
  • Ащебутак.
  • Теренсай.

Учебные авиаполигоны — Орловский, Акжарский.

Для обучения курсантов в послевоенный период использовались самолёты: Ил-10, Як-18, МиГ-15, Ил-28, Як-28, Л-29, Ту-134УБЛ.

Наименования училища[ | код]

  • 10 августа 1921 года — Первая Московская авиационная школа
  • 9 августа 1922 года — Серпуховская авиационная школа воздушной стрельбы и бомбометания
  • март 1925 года — Серпуховская высшая военная авиационная школа воздушного боя
  • осень 1928 года — Третья военная школа лётчиков и лётчиков-наблюдателей
  • июнь 1938 года — Военное авиационное училище лётчиков им. К. Е. Ворошилова
  • 2 февраля 1939 года

    2 февраля 1939 года — Второе Чкаловское военное авиационное училище штурманов

     — Первое Чкаловское военное авиационное училище лётчиков им. К. Е. Ворошилова

  • 15 января 1941 года — Первая Чкаловская военно-авиационная школа пилотов им. К. Е. Ворошилова
  • 1 октября 1945 года — Первое Чкаловское военное авиационное училище лётчиков им. К. Е. Ворошилова
  • 1957 года — Первое Оренбургское военное авиационное училище лётчиков
  • весна 1960 года — Оренбургское высшее военное авиационное училище лётчиков (ОВВАУЛ)
  • май 1967 года — Оренбургское высшее военное авиационное училище лётчиков им. И. С. Полбина
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector