Подводная лодка к-3. первый атомоход советского флота

Так и не случившийся триумф изобретателя из низов

Едва подводная лодка Никонова погрузилась под воду, как случилась неприятность. Скорость её погружения была слишком велика. За считанные секунды деревянная подлодка погрузилась на дно. В её днище образовалась огромная пробоина. Не иначе как чудом Никонову и помощникам удалось выбраться из подлодки и всплыть самим. Казалось, всё кончено.

Но Пётр I был снисходителен. Он сказал Никонову, что удачи не приходят сразу и в крушении он не виноват. Воодушевлённый Ефим Прокопьевич взялся за строительство второго потаённого судна. Кстати, император тогда дал ему дельный совет. Послушавшись его, Никонов опоясал вторую подлодку железными обручами. Но и второе, и третье испытания успехом не увенчались. Подводная лодка времён Петра I никак не хотела нормально функционировать. К тому же, сам император начал часто болеть и уделял всё меньше внимания Никонову.

Вскоре после смерти благоволящего к неграмотному изобретателю Петра I за верфи взялась Екатерина II. Но до неё дошли слухи о растратах Никонова, да и в Адмиралтейств-коллегии были им недовольны. В 1728 году все работы над русскими подлодками были прекращены. Ефима Никонова разжаловали в плотники и отправили в Астрахань под стражей.

Первый и последний морской бой

«Хаусатоник»

17 февраля 1864 года «Ханли» наконец отправилась в свой первый бой. Он же стал для нее последним. Лодку привезли в порт Чарльстон, который заблокировал флот северян. Экипажу было приказано взорвать самую опасную цель — 12-пушечный винтовой шлюп «Хаусатоник» и вернуться на базу. Поначалу все шло просто отлично: субмарина проплыла какое-то расстояние на поверхности, а затем нырнула и подплыла к противнику незамеченной. Надо сказать, в это время над водой уже разгорелся бой, так что миссия оказалась еще опаснее.

Зарисовка очевидцев

«Ханли» подплыл к «Хаусатонику», взорвал мину и дал сигнал на берег с помощью синего «бенгалького огня». Миссия была выполнена и, казалось, все прошло как нельзя успешнее. Судно северян затонуло за считанные минуты, хотя из 160 членов экипажа погибло только пятеро — остальные спаслись на шлюпках. Это был первый в истории случай успешного боевого применения субмарины. Однако на базу она так и не вернулась, и 130 лет было неизвестно, почему.

«Дискуссии внутри НАТО обострятся»

По мнению экспертов, действия Австралии, которая хочет повысить свой оборонный потенциал, вполне объяснимы, тем более в ситуации, когда партнёрство предлагают США.

Также по теме


«Континентальная система безопасности»: почему в Евросоюзе снова заговорили о необходимости военной независимости от США

Европейский союз должен иметь возможность действовать более независимо от США в военной сфере, заявила министр обороны ФРГ Аннегрет…

«Хотя Канберра впоследствии испытает финансовые и политические издержки, связанные с охлаждением отношений с европейскими партнёрами», — предположил в беседе с RT ведущий эксперт Центра координации исследований РИСИ Сергей Ермаков.

В связи с этим, отмечают аналитики, большую часть ответственности за нынешнюю ситуацию стоит возлагать именно на Соединённые Штаты, которые, заключив очередной военный союз, повели себя вполне традиционно, поставив во главу угла собственные интересы. Как напомнил заведующий Центром глобальных исследований и международных отношений ИАМП Дипломатической академии МИД РФ Вадим Козюлин, сейчас Вашингтон формирует антикитайскую повестку, которую та же Франция не поддерживает.

«США пытаются объединить всех против Китая, создавая экономические и военно-политические альянсы. Администрация Белого дома сейчас идёт к свой цели, при этом ведёт себя как мировой гегемон, не оглядываясь ни на кого, в том числе и на своих союзников», — пояснил Козюлин в комментарии RT.

По его словам, для Франции такой подход весьма оскорбителен, так как она является ядерной державой и одной из крупнейших экономик ЕС.

«Европейцы давно начали подозревать, что США к ним относятся как к младшему брату, с которым не нужно советоваться. Для Франции, которая является ядерной державой и членом Совбеза, такое положение вдвойне обидно: ей нанесён серьёзный политический и экономический ущерб. Ведь Париж серьёзно относится к оборонной промышленности, которая составляет значительную часть французской экономики», — добавил Козюлин.

Аналогичного мнения придерживается и Сергей Ермаков, отмечая, что американцы таким образом ставят под удар свои взаимоотношения с европейскими странами.

Ярким примером такой политики эксперт назвал ситуацию в Афганистане, когда Вашингтон фактически бросил своих союзников в республике, не предупредив их о дальнейших планах. В связи с этим он предположил, что разногласия внутри НАТО, возникшие после афганских событий, теперь только усугубятся.

«Дискуссии внутри НАТО обострятся, поскольку это большой вопрос, как соединить европейский «компас» («Стратегический компас» — военная концепция, разработка которой ведётся в ЕС. — RT) с «розой ветров» НАТО», — подчеркнул Ермаков.

Со своей стороны, Вадим Козюлин предположил, что новый союз США с Австралией и Великобританией поспособствует укреплению голосов тех европейских стран, которые настаивают на военной независимости от Вашингтона.

«ЕС в последние годы вёл дискуссии по поводу того, чтобы самостоятельно выстроить силы быстрого реагирования, и до сих пор это были только разговоры. Но ожидаю, что сдвиги в этом процессе начнутся, тем более что ЕС уже интегрирует свою оборонную промышленность. К тому же страны региона осознают, что их ценность для США в какой-то мере теряется, ведь они далеко от Китая, который довольно сильно беспокоит администрацию Байдена», — резюмировал эксперт.

Дэвид Бушнелл и его страсть к пороху

1775 год, на территории будущих США вспыхивает Война за независимость, местные колонисты готовятся дать отпор войскам Великобритании и попутно обносят британские пороховые склады. Коллекционирование взрывчатки и мушкетов становится чем-то вроде национального увлечения каждого уважающего себя патриота. Дэвид Бушнелл, которому на тот момент было 35 лет, не стал исключением. Он был пламенным изобретателем и Революция, облагороженная доступностью пороха, стала его музой.

Для начала Бушнелл сделал два важных открытия, и оба в прямом смысле были громкими. Во-первых, он обнаружил и доказал, что порох возможно взрывать под водой. Во-вторых, Дэвид сумел сконструировать часовой механизм для бомбы, в основе которой лежал простой кремневый замок от мушкета. Не нужно быть особо догадливым, чтобы умудриться соединить эти две находки и подойти к идее морских мин. Бушнелл был не просто догадливым, некоторые из современных военных считали его едва ли ни не скромным гением.

В конце концов, его размышления о том, как эффективнее доставить мину к кораблю привели его к изобретению собственной подводной лодки. В 1775 году он создал неказистое с виду устройство, которому было суждено навсегда войти в историю. «Черепаха», которую он создал со своим братом, Эзрой, имела множество проблем и была почти недееспособна. Однако Бушнеллу хватило смелости не забросить проект и довести проект до ума. Устройство тестировали в водах реки Коннектикут, и к 1776 году его можно было назвать вполне рабочим.

Первый и последний бой «Ханли»

Лейтенант Джордж Диксон набрал новый экипаж и на сей раз долго и упорно обучал его. Матросы пошли на риск служить под водой ради огромной кучи долларов. Богатство в обмен на подбитые корабли северян им посулили предприниматели Чарльстона, страдавшие от блокады. Как оказалось позже, эти деньги того не стоили.

Лодке перед первым боевым походом дали имя убитого ею капитана «Ханли». 17 февраля 1864 г. она вышла в море с миссией: затопить один вражеский корабль на рейде Чарльстона. В темноте субмарина подошла к новенькому 13-пушечному шлюпу северян «Хьюстоник» (USS Housatonic). Шлюп охранял вход в порт и стоял на якоре в 4 милях от берега. Подобравшись к нему, «Ханли» ткнулась шестом с миной в обшивку. Мощный взрыв разорвал корму «Хьюстоника», и в считанные минуты он потонул. Кроме 5 человек, все члены его экипажа сумели спастись — их подобрали соседние суда. «Ханли» стала первой лодкой, потопившей вражеский корабль, и доказала, что подлодки скоро будут грозным оружием (хотя, конечно, спасти КША от блокады и поражения в войне они не могли).


Место боя. (Livejournal)


Взрыв. (wordpress.com)

Однако на тот момент дёгтя в той бочке оказалось чуть ли не больше, чем мёда: «Ханли» исчезла. Причём экипаж как будто бы успел дать световой сигнал своим на берегу — мол, порядок, возвращаемся с победой, тащите бокалы. А затем — канула в воду. Так эта лодка стала ещё и первой, которая погибла в сражении (а что она так или иначе погибла, никто не сомневался).

Субмарину не могли найти больше века. Подводные археологи обнаружили её только в 1995 г. и спустя ещё пять лет подняли. Она лежала на дне примерно в трёхстах метрах от места гибели «Хьюстоника», то есть ушла недалеко. Первое предположение — взрыв бомбы повредил лодку, она не смогла всплыть, и экипаж задохнулся. Однако все моряки оказались на своих местах, то есть не пытались в агонии спастись, да и не включали помпы, а значит, течи не было или её не заметили. Все они погибли как-то в один момент, сразу. Никаких внешних повреждений на корпусе не нашли, кроме тех, что стальной обшивке нанесли время, океан и ракушки.


Лодка экспонируется в Норт-Чарльстоне, Южная Каролина. (Mechtraveller)

Несколько лет понадобилось на очищение, консервацию субмарины и исследование останков экипажа. В конце концов криминалисты пришли к окончательному выводу — экипаж погиб от ударной волны при взрыве собственной бомбы. Она затопила и «Хьюстоник», и убила людей внутри «Ханли». Все 8 человек получили контузию лёгких. После этого лодку с мёртвым экипажем просто унесло на триста метров в море, где она и улеглась на дно — вероятно, обшивка дала небольшую течь, и вода постепенно заполнила субмарину. А сигнал фонаря, что видели с берега… похоже, это светил не лейтенант Диксон.

От цистерны до миноносца

Строительство субмарин в России началось ещё в первой половине XIX века. В сентябре 1840 года в воды реки Малая Невка погрузился аппарат, спроектированный генерал-адъютантом Карлом Шильдером. Под водой субмарина пробыла три часа.

Считалось, что данное изделие может приблизиться к вражескому кораблю и уничтожить его фугасными ракетами и пороховыми минами с электровзрывателем. Однако изобретение Шильдера не получило дальнейшего развития. Всплеск интереса к подлодкам произошёл в России уже в конце 1870-х годов при царе Александре II.

Значимый вклад в развитие подводного флота внёс русский учёный польского происхождения Степан (Стефан) Джевецкий. Первый аппарат по его проекту был построен в 1877 году в Одессе. Он представлял собой небольшую по размеру одноместную цистерну со стеклянным колпаком, где располагалась голова оператора.

  • Подводная лодка Степана Джевецкого

Подлодка приводилась в движение ножным приводом. Военнослужащий дышал с помощью резервуара со сжатым воздухом. Конструкция субмарины позволяла оператору прикреплять мины к кораблю противника. Они взрывались с помощью электрического провода после отплытия субмарины на достаточное расстояние.

В 1879 году в Санкт-Петербурге была построена вторая экспериментальная подлодка Джевецкого, отличавшаяся от предшественницы более крупными габаритами, двумя гребными винтами и большей вместимостью (до четырёх человек). 

По чертежам Джевецкого было построено несколько десятков субмарин. В 1880-е годы база подводных лодок появилась в Карантинной бухте Севастополя (часть акватории Севастопольской бухты, расположенной вблизи заповедника «Херсонес Таврический»).

Однако по результатам эксплуатации военные признали подлодки Джевецкого непригодными к боевой службе. Морское ведомство приняло решение утилизировать почти все субмарины. Несколько единиц осталось в составе ВМФ для «осмотра подводной части судов, гидротехнических сооружений, водолазных работ и минных заграждений».

Также по теме


«Создатель советского океанского флота»: как адмирал Сергей Горшков изменил мировой баланс сил

110 лет назад родился адмирал Сергей Горшков, долгие годы возглавлявший Военно-морской флот СССР. По словам историков, в годы Великой…

Тем не менее труд Джевецкого не был напрасным. Для подлодок учёный разработал решётчатые торпедные аппараты, которые были приняты на вооружение императорского Военно-морского флота.

В 1901 году в структуре Морского ведомства Российской империи была образована Комиссия для проектирования подводных судов. От даты её образования начинает свою историю Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин» (Санкт-Петербург) — ведущий в России разработчик подводных аппаратов.

При поддержке комиссии императорский флот получил подлодку «Дельфин» (миноносец №150). После успешных испытаний на Балтике в 1903 году было запущено серийное строительство субмарин.

Лодки отечественного производства назывались подводными миноносцами русского типа. Помимо них, Россия пополняла флот зарубежными аппаратами. В первой половине 1900-х годов Германия экспортировала в империю подлодки типа «Карп» и «Форель», а США поставили подлодки Protector (позже её переименовали в «Осётр») и Fulton (в России — «Сом»).

Длина данных аппаратов не превышала 20 метров, водоизмещение — 150—175 т. Максимальная скорость надводного хода субмарин составляла 10 узлов (18,52 км/ч), а подводная была ещё скромнее.

Боевое крещение подлодки получили в Русско-японскую войну (1904—1905 годы). Впервые в истории субмарины были переброшены на тысячи километров железнодорожным транспортом: с Балтики на Дальний Восток.

В январе 1905 года из семи переброшенных аппаратов был сформирован Отдельный отряд миноносцев Владивостокского порта, ставший первым в мире тактическим соединением боевых подлодок. Субмарины занимались несением дозорной службы, ближней разведкой и охраной побережья.

Отечественная лодка Шильдера

Отечественная лодка Шильдера

Была первым кораблем, корпус которого был сделан из стали. На этом же судне были воплощены такие технические идеи, как использование выдвижной вентиляционной трубы, для поступления свежего воздуха при нахождении лодки в подводном положении (прототип устройства РДП, предложенного в 1915 году лейтенантом Гудимом и впервые установленного на лодках «Волк» и «Леопард») и применение установки для стрельбы из подводного положения ракетно-зажигательными снарядами, которые детонировались гальваническим током от источника, находившегося внутри лодки. Во время одного из погружений подводная лодка Шильдера затонула, и Николай I прикрыл финансирование проекта. Крупнейшее изобретение того времени было заброшено, сложнейшие технические задачи, решение которых было начато изобретателем, остались незавершенными до конца XIX — первой половины XX столетия.

«Потаённое судно»

В 1720 году на Галерном дворе Санкт-Петербурга появился неграмотный крестьянин Ефим Никонов. Это случилось после того, как царю подали его челобитную: мол, берусь построить боевой корабль, который «будет ходить в воде потаённо». Пётр I заинтересовался, встретился с умельцем и приказал принять его на работу для постройки действующего образца.

Никонов справился за год. Его субмарина была похожа на огромную деревянную бочку, скреплённую железными обручами. Погружаться она должна была, впуская вовнутрь себя воду, всплывать – после её откачивания ручным насосом. Первое ходовое испытание проводили на Неве в присутствии царя. Изобретатель, перекрестившись, спустился внутрь «бочки». Однако погружение пошло слишком быстро, она ударилась о дно, дала течь и Никонова едва спасли.

Ещё несколько раз, после очередных доделок, умелец пытался совершить погружение, но всякий раз аппарат давал течь. Уже при Екатерине I «проект» закрыли, самоучку разжаловали в плотники и отправили строить корабли в далёкую Астрахань.

Макет потаенного судна Ефима Никонова, испытанного на озере Разлив в присутствии Петра I. Wikimedia Commons / Serguei Fadeev (CC BY-SA 3.0)

Впоследствии попытки создания российского подводных кораблей делались не раз. В 1880–1881 годах военное ведомство получило 50 субмарин конструкции Степана Джевецкого. Это были первые подлодки России, выпущенные серийно. Они несли службу на Балтике и в Чёрном море.

Вдоль по Темзе-реке

Чаще всего создателем первой подводной лодки называют голландца Корнелиуса Дреббеля. Жил и трудился он в Англии и в 1620 году построил судно, которое могло плыть под водой. Лодка была деревянной, обтянутой изнутри прочной кожей. Выведенными наружу веслами и рулями управляли сидящие внутри гребцы. Вдоль корпуса шёл узкий киль, который удерживал субмарину от переворотов. В лодке были объёмистые кожаные меха. Заполняясь водой и освобождаясь от неё, они обеспечивали погружение и всплытие.

Последняя, самая крупная модель брала на борт до 15 человек. Проблем с дыханием под водой не возникало. Дреббель, увлекавшийся ещё и химией, сумел наладить поглощение углекислого газа и выделение кислорода. Погрузившись на четыре-пять метров, лодка проплывала несколько километров.

Эти путешествия стали популярным аттракционом, собиравшим на берега Темзы тысячи зрителей-лондонцев. Рассказывают, что подводную прогулку однажды совершил британский монарх Яков I, главный покровитель Дреббеля. Однако командование королевского флота отнеслось к новинке без энтузиазма. Так что вскоре её изобретатель переключился на конструирование… инкубатора для цыплят.

Подводная лодка “Черепаха” в Океанографическом музее Монако (реконструкция). Wikimedia Commons / Zenit (CC BY-SA 2.5)

Лишь через полтора столетия, в 1773 году в США построили боевую субмарину. Она носила имя «Tёртл» («Turtle» – черепаха), пыталась атаковать британские фрегаты, но всякий раз неудачно. В конце концов, англичане огнём из пушек потопили плывущую на поверхности «Черепаху» вместе с буксиром, который её тащил.

«У нас кризис»

Тем временем официальный Париж продолжает высказывать своё возмущение решением Канберры. Глава МИД Франции Жан-Ив Ле Дриан заявил, что над новой сделкой по субмаринам, судя по всему, работала лишь небольшая группа людей.

«В проект соглашения, инициированного США и Австралией, была посвящена небольшая группа людей. Я даже не уверен, что все члены австралийского и американского правительств знали об этом», — сказал Ле Дриан в интервью телеканалу France 2.

По его мнению, подобные шаги недопустимы в отношении стратегических союзников. «С альянсами так не играют

С такой грубостью и непредсказуемостью не относятся к важному партнёру, каковым является Франция», — подчеркнул Ле Дриан

В связи с этим он допустил, что нынешняя ситуация скажется на обсуждении будущей стратегии НАТО. Тем более что с 1 января 2022 года Франция станет председателем Совета ЕС.

«По просьбе президента республики (Эммануэля Макрона. — RT) НАТО начало обсуждение основ альянса. На предстоящем саммите НАТО в Мадриде будет представлен итог разработки новой стратегической концепции. Очевидно, что произошедшее должно иметь отношение к её определению, — сказал министр. — Но в то же время Европа должна обзавестись собственным стратегическим компасом. Франция возьмёт этот вопрос под свою ответственность в первом полугодии 2022 года».

  • Глава МИД Франции Жан-Ив Ле Дриан

О том, что детали оборонительного соглашения AUKUS между США, Австралией и Великобританией могли быть согласованы фактически за спиной у Франции, сообщила британская газета Sunday Telegraph. По её данным, помогал заключать сделку Доминик Рааб, занимавший на тот момент пост главы МИД Великобритании. Газета отмечает, что министр тогда не внял предупреждению о возможном негативном влиянии соглашения на отношения с Парижем и Пекином.

«Детали были проработаны на июньском саммите G7 в Карбис-Бэй без ведома президента Франции. Относящиеся к сделке документы получили от правительства Великобритании статус «совершенно секретно», а обсуждения велись в комнатах заседаний кабинета министров», — утверждает издание.

Подлодка Дреббеля — проект для английского короля

И отнюдь не один лишь Леонардо да Винчи грезил в стародавние времена о суднах, которые могут свободно плавать в подводных глубинах. Например, в 1578 году британский математик Уильям Боурн придумал свою модель подлодки и опубликовал в журнале её чертежи. Впрочем, эта конструкция могла лишь погружаться и всплывать в одном месте, а для преодолевания расстояний не годилась. К тому же Боурну, как и да Винчи, не суждено было воплотить в жизнь свои идеи, дальше чертежей дело снова не пошло.

Пожалуй, первой реальной подводной лодкой, опробованной на практике, можно назвать вёсельную конструкцию инженера голландского происхождения Корнелиуса Дреббеля. Он создал её в 1620 году для английского короля Якова I и британского флота. Эта маленькая одноместная подлодка была сделана из дерева, дополнительно обтянутого кожей. Причём Дреббель использовал наработки уже упомянутого выше Уильяма Боурна. Судно голландца могло погружаться в воду и всплывать обратно, а также двигаться на глубине примерно 4–5 метров (глубину погружения голландский изобретатель измерял ртутным барометром).

В 1622 году Дреббель соорудил новую лодку, в которую вмещалось уже целых четыре гребца и рулевой. Опыты с ней оказались вдохновляющими, поэтому по её шаблону Дреббель создал в 1624 году ещё более масштабное судно. Оно обладало продолговатой эллипсовидной формой, и его корпус, упроченный металлическими вставками, был рассчитан на двенадцать гребцов и трёх пассажиров. Есть свидетельства, что расстояние в две мили эта «подводная галера» прошла по течению Темзы со скоростью в три узла (5,5 километров в час).

 Лодка Дреббеля, плывущая по Темзе

После смерти Иакова I, покровительствовавшего голландскому изобретателю, финансирование любых работ в сфере строительства подводных лодок было прекращено. Преемник Иакова, Карл I не считал нужным тратиться на это. А спустя восемь лет изобретатель умер и, к сожалению, не оставил подробных чертежей своих творений.

Есть две версии о том, как Дреббель добился того, чтобы лодка и люди в ней могли иметь доступ к воздуху под водой в течение нескольких часов. Одни исследователи говорят о трубах, выведенных на поверхность, которые теоретически могли бы обеспечивать людей воздухом. Имеется также версия (хотя она менее правдоподобна), что у Дреббеля была некая жидкость, превращавшая углекислый газ в кислород.

Современная 3D-модель лодки Дреббеля 

Вооружение подводных лодок: ядерное и неядерное

Подводный запуск крылатой ракеты «Томагавк»

Первоначально атомные подводные лодки проектировались в качестве носителей стратегического ядерного вооружения: АПЛ должны были незаметно прорвать оборону вероятного противника и нанести неожиданный удар.

Баллистические ракеты АПЛ первого поколения несли моноблочную часть и не отличались большой дальностью и требовали надводный запуск на относительно спокойной воде (при отсутствии бокового ветра).

Лодки США несли по 16 носителей «Поларис» модификаций А1, А2, А3, «Посейдон» С3, «Трайдент 1» С4 с дальностью от 2200 км у А1 до 7400 км у С4. АПЛ Советского Союза несли по 3 ракеты Р-13, впоследствии замененными Р-21 с дальностью всего 650 км и 1420 км.

Пусковые установки баллистических ракет

Второе поколение АПЛ получило ракеты с разделяющейся головной частью (с 3 или с 7 блоками) количеством от 8 до 16 как в СССР, так и в США. Ранние советские ракеты этого поколения Р-29 получили дальность стрельбы 7800 км, более поздние экземпляры Р-29Р — 9000 км/6500 км (моноблок/разделяемая боеголовка).

Третье и четвертое поколение получило от 16 (проект 955) до 24 баллистических ракет (проект 941 «Акула», «Огайо») Р-29РМУ2 «Синева», Р-30 «Булава-30», UGM-133A «Трайдент II» с дальностью до 9-11 тыс. км.

Кроме баллистических ракет, ракетоносцы несут 4-6 торпедных аппаратов калибра 533 или 650 мм для самообороны и запуска специализированных средств: акустических буёв, мин, спецсредств.

Схема подводного запуска баллистической ракеты с подводной лодки типа «Огайо»

Неядерное (условно, многие управляемые боеприпасы имеют или имели разработанную ядерную боеголовку) вооружение атомных лодок с ранних этапов было представлено как торпедами средних и больших калибров, так и крылатыми ракетами.

«Аметист» и «Малахит» в шахтах стали первым оружием, запускаемым из-под воды. Сегодня их заменяют «Гарпун», «Томагавк» («Сифвулф») и «Калибр», «Оникс», «Циркон» (российские лодки проекта 855 «Ясень»).

Интересно: знаменитые российские низколетящие гиперзвуковые ракеты создавались именно для подводных лодок и сначала предназначались для уничтожения кораблей.

Запуск баллистической ракеты UGM-133 Trident-II

Начиная с четвертого поколения АПЛ-охотников оснастили универсальными пусковыми устройствами с барабанными «магазинами» для запуска торпед, крылатых ракет, а так же ракет класса «поверхность-поверхность».

Им на смену приходят унифицированные варианты для упрощенного запуска из торпедных аппаратов: двигатель ракеты при таком запуске включается далеко от АПЛ, а первая стадия запуска происходит как у торпеды, сжатым воздухом.

Первые военные подводные лодки

Многие флотоводцы древности мечтали получить в свое распоряжение оружие, способное нанести внезапный удар из морских глубин. С течением времени эти мечты стали превращаться в реальность.

Впервые подводную лодку, принявшую участие в боевых действиях, удалось создать американскому изобретателю Горацию Ханли, служившему в годы Гражданской войны в США (1861—1865 гг.) в армии мятежных южан. Ханли создал подводную лодку из паровозного котла, на обоих концах которого были сварены заостренные оконечности. В движение лодка приводилась винтом, который вращали 8 матросов. Вооружение состояло из шестовой мины, закрепленной на носу.

Подводная лодка Ханли

Солдаты охраняют подводную лодку Ханли, гравюра XIX в.

17 февраля 1864 г. лодка таранила корвет «Хусатоник» северян. Ее командир Д. Диксон подорвал мину, отправив корвет на дно. Лодка в момент взрыва не пострадала, но спустя 45 минут волна захлестнула открытый люк и субмарина затонула со всем экипажем.

Возможность использования подводной лодки в боевых действиях на море была доказана на практике, и в ведущих морских державах мира были начаты исследования, направленные на создание подводных лодок и двигателей для них.

Боевая подводная лодка «Холланд» SS-1 ВМФ США, 1898 г.

Торчащий из воды лодочный перископ — «глаза» субмарины

В конце XIX в. появились лодки с электрической силовой установкой для движения под водой и паровым двигателем для надводного плавания. Затем для движения в надводном положении начали применять бензиновую (или гораздо более безопасную дизельную) силовую установку.

17 мая 1897 г. американский инженер Джон Холланд спустил на воду подводную лодку «Холланд VI» водоизмещением 63 т. На судне был установлен автомобильный двигатель мощностью 43 л. с. для надводного хода и электродвигатель для подводного хода. Скорость в надводном состоянии составляла 8 узлов, в погруженном — 5 узлов. Купленная военным флотом США в 1900 г. «Холланд VI» получила обозначение «Холланд» SS-1 и стала одной из первых в истории США боевых подводных лодок.

Русская подводная лодка «Нарвал», построенная по проекту «Холланд»

Водоизмещение лодок постоянно увеличивалось. Если «Холланд» SS-1 имела водоизмещение до 70 т, то в 1907 г. на воду была спущена лодка водоизмещением 342 т, а в 1911 г. — 965 т. Именно такого водоизмещения достигли русские подводные лодки типа «Нарвал», строившиеся в 1911—1915 гг. в России по американскому проекту «Холланд». Вооружение составляло 4 торпедных аппарата (2 носовых и 2 кормовых) калибра 450 мм. 4 дизельных двигателя по 160 л. с. и 2 электромотора по 245 л. с. позволяли достигать надводной скорости 12 узлов, подводной — 10 узлов.

«Странные» лодки Хирохито

Идея «скрестить» надводный корабль-авианосец и подводную лодку, как это ни удивительно, тоже появилась в период Первой мировой. 

Япония одной из первых ухватилась за такую возможность. Если раньше базирующиеся на борту подводной лодки самолеты применяли лишь в целях разведки, то японцы мечтали о бомбардировках далеких и недосягаемых территорий. Так родилась идея снабдить «подводный» самолет парой бомб. Страна восходящего солнца даже испытала концепцию на практике. 

Первую субмарину с возможностью перевозки самолетов японцы построили уже к 1932 году. Подводная лодка I-5 проекта J-1M получила герметичный ангар, где мог помещаться маленький гидроплан. Обеспечить герметизацию щелей в большом люке ангара оказалось сложной инженерной задачей. Кран, который цеплял самолет, часто отказывал в условиях соленой морской воды. Самолет просто спускали на воду при помощи крана, а потом точно так же подбирали.

В 1935 году японский флот получил лодку – I-6 проекта J-2. Ангар увеличенного объема позволил разместить там гидросамолет Watanabe E9W. Он представлял собой биплан с двумя поплавками, оснащенный двигателем Hitachi Tempu II мощностью в 300 лошадиных сил, который вращал двухлопастный деревянный винт постоянного шага.

Самолет можно было легко собирать и разбирать прямо на палубе подводной лодки, что стало несомненным плюсом. 

Были слишком очевидны и недостатки лодок I-5 и I-6. Подготовка к старту и сам запуск требовали много времени и сил, что в условиях войны было чревато потоплением субмарины.

Так появился более удачный проект подводного авианосца J-3. Ангар субмарины вмещал уже два самолета, а для их взлета использовали катапульту и трамплин. 

Лодку I-7 спустили на воду в 1939 году, а немного позже достроили I-8. Незадолго до атаки на Перл-Харбор японский Военно-морской флот пополнила еще одна похожая субмарина – I-9 проекта A1, который включал в себя всего три подводные лодки, каждая из которых несла один гидросамолет.

Полученный японцами опыт позволил создать и первый по-настоящему массовый подводный авианосец в истории. Летом 1942 года японцы спустили на воду лодку I-15 проекта B1.

Важной отличительной особенностью более поздних японских лодок был возросший воздушный потенциал. 

В сентябре 1942 года самолет Yokosuka E14Y, доставленный лодкой I-25 типа B1, совершил налет на территорию штата Орегон, сбросив две 76-килограммовые зажигательные бомбы.

Предполагалось, что они спровоцируют пожары в лесных массивах с последующим ущербом для экономики. Но этого не случилось.

Зато субмарина I-25 вошла в историю: рейд Yokosuka E14Y стал единственным случаем бомбардировки континентальной части США с самолета за всю Вторую мировую.

Практически полное отсутствие у Японии тяжелых бомбардировщиков лишало страну возможности ковровых бомбардировок США, так что воздушные авианосцы стали единственной отдушиной. 

Настоящей же мини-революцией были японские субмарины типа I-400, первые из которых завершили в 1944-1945-х. Главное – в том, что каждая такая субмарина имела серьезную авиагруппу, включавшую до четырех бомбардировщиков Aichi M6A Seiran. В походном состоянии самолеты хранили в ангаре, который находился в рубке. Все оперение гидросамолетов складывалось так, чтобы не выходить за радиус воздушного винта. Для их запуска на лодках применяли стартовую катапульту и стартовые рельсы.

Несмотря на свои недоставки, бомбардировщики Aichi M6A Seiran появись они неожиданно, могли пустить на дно американский эсминец или фрегат, нанести серьезный урон крейсеру или авианосцу. 

В целом масштабы войны на Тихом океане были таковы, что подводные авианосцы не могли принести победу Стране восходящего солнца. Даже если бы их построили значительно большей серией. Максимум, на что можно было рассчитывать, — удачное проведение воздушной разведки.

Создание и испытание первой русской подлодки

В январе 1720 года Ефим Прокопьевич прибыл в Петербург. Встретившись с императором с глазу на глаз, он более подробно рассказал о своей подводной лодке. Император же повелел никому о ней не говорить, но немедленно начать строить. Назначив Никонова «мастером потаённых судов», Пётр I дал ему в помощники лучших мастеровых с петербургских верфей. И в начале февраля того же года закипела работа.

Уже в марте было создано первое потаённое судно. Длина его была не более шести метров, а высота — не более двух. Своей формой подлодка напоминала плоскодонку, но имеющую герметичную верхнюю палубу. Сверху корпуса располагалась шлюзовая камера. Предполагалось, что через неё смогут выходить водолазы для совершения диверсий. Кстати, Никонов разработал и конструкцию водолазного костюма — одного из первых в мире. На борту лодки должна была располагаться «огненная труба» — огнестрельное оружие. Но первый экземпляр обошёлся без установки оружия. Двигателя подводная лодка на тот момент не имела. В движение она приводилась вёслами. Однако первое испытание подлодки Петра I пришлось отложить на целых три года.

Наконец в 1724 году подлодку спустили на воду. Перекрестившись, Никонов и четыре его помощника задраили люк. Подлодка погрузилась в пучину Невы, набрав в специальные кожаные мешки воды. Пару минут всё шло хорошо, но вскоре едва не случилась катастрофа.

«Черепаха» Бушнелла

В 1775 году американец Дэвид Бушнелл создал проект боевой подводной лодки, получившей название «Черепаха». Длина судна составляла 2,3 м, высота — 1,8 м, ширина — 0,9 м. Корпус представлял собой две деревянные раковины, покрытые дёгтем. Погружение и всплытие обеспечивалось работой ручного насоса, который закачивал и выкачивал воду (которая использовалась в качества балласта) из резервуаров, передвижение — благодаря винтам, приводимым в движение мускульной силой. Кроме того, под корпусом лодки помещался свинцовый отрывной груз, служащий балластом и используемый для аварийного всплытия.

Подводная лодка была рассчитана на одного человека. Запас воздуха для дыхания был рассчитан на полчаса подводного плавания.

Бушнелл, доказавший, что порох взрывается под водой, создал бомбу с часовым механизмом, и с помощью двух своих изобретений намеревался атаковать английские корабли, блокировавшие бухту Нью-Йорка во время Войны за независимость.

7 сентября 1776 года сержант-доброволец Эзра Ли на «Черепахе» пытался атаковать британский флагман, однако не смог прикрепить мину к борту судна.

При второй попытке атаки английские корабли обнаружили буксирующее «Черепаху» судно, уничтожив и его, и субмарину.


Реконструкция «Черепахи». Royal Navy Submarine Museum (Госпорт, Великобритания) Фото: Commons.wikimedia.org

Что стало с «Черепахой» и Дэвидом Бушнеллом

Спустя какое-то время «Черепаху» снова было решено использовать для диверсии, но предыдущий опыт сыграл злую шутку. Для того, чтобы пилот не задохнулся, подводную лодку отбуксировали ближе к флоту противника, но там заметили приближение американских судов и открыли огонь. И буксир и «Черепаха» были потоплены.

Боевая субмарина конфедератов.

Затею Бушнелла удалось воплотить во время Гражданской войны между Севером и Югом. Тогда подводная лодка, разработанная конфедератом Хорасом Ханли, умудрилась потопить судно северян благодаря установленной на носу мине. Впрочем, для экипажа субмарины все кончилось плохо – она сама получила пробоину, а ее команда во главе с самим изобретателем погибла.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector