Ракетные крейсера типа слава пр. 1164

Описание

Маршал Устинов покидает Норфолк, штат Вирджиния, 1989 г.

«Маршал Устинов»крейсер класса « Слава », разработанный во времена Советского Союза как « Ракетный крейсер» или «противокорабельный ракетный крейсер (РКР)». Исходно построенное судно имело 10 000 тонн (10 000 длинных тонн ) и 12 700 тонн (12 500 длинных тонн) при полной загрузке. К 2009 году этот показатель снизился до 9 530 тонн (9380 длинных тонн) в стандартной комплектации и до 11 670 тонн (11 490 длинных тонн) при полной загрузке. Измеряет крейсерских 186.4 метров (611 футов 7 дюймов) с пучком 20,8 м (68 футов 3 дюйма) и осадкой 8,4 м (27 футов 7 дюймов). Судно питается от объединенного газа (COGOG) газа или системы , содержащей четыре 23300 кВт (31250  ) наддува газовых турбин и два 8900 кВт (12000 SHP) круиз — газовые турбины привода двух валов для комбинированной 93000 кВт (125000 л.с.). Это дает крейсеру максимальную скорость 34 узла (63 км / ч; 39 ​​миль в час) и дальность действия 9 000 морских миль (17 000 км; 10 000 миль) при скорости 15 узлов (28 км / ч; 17 миль в час). В строящемся крейсере экипаж составлял 505 человек. Позже их количество сократилось до 476 человек, включая 62 офицера.

«Маршал Устинов» при постройке был вооружен шестнадцатью противокорабельными ракетами (SSM) P-500 «Базальт» (SS-N-12 Sandbox ) в двух пусковых установках по восемь ракет, расположенных на миде корабля по обе стороны от надстройки . Они также оснащены 64 ракетами дальнего действия (ЗРК) ЗРК С-300Ф Форт (SA-N-6 Grumble) в восьми пусковых установках с восемью ракетами, расположенными в кормовой части воронки, и четырьмя ОСА-М (SA-N -4 Gecko) ЗРК SR в двух 20-зарядных пусковых установках, расположенных в кормовой части по обе стороны от ангара . Маршал Устинов также вооружен спаренными орудиями двойного назначения АК-130 130 мм (5 дюймов) / L70, расположенными впереди, и шестью 30-мм (1,2 дюйма) системами вооружения ближнего боя АК-630, две из которых расположены в носовой части надстройки и четыре. расположены на миделе по обе стороны надстройки. Для противолодочной войны на крейсере устанавливаются два противолодочных миномета РБУ-6000 , каждый с шестью стволами и десятью 533-мм (21 дюйм ) торпедными аппаратами и двумя пятистворчатыми пусковыми установками за шторками у кормы.

Корабль был оборудован 3-мерной РЛС дальнего воздушного поиска МР-800 Вошкод / ​​Top Pair и РЛС воздушного и надводного поиска MR-700 Fregat / Top Steer. Для противолодочной обороны на крейсерах устанавливаются корпусной НЧ-снаряд MG-332 Tigan-2T / Bull Nose и гидролокатор VDS Platina / Horse Tail MF . Маршал Устинов устанавливает РЛС управления огнем МР-184 / Kite Screech для 130-мм орудий, РЛС 3Р41 Волна / Top Dome для управления ЗУР SA-N-6, РЛС MPZ-301 Baza / Pop Group для управления ЗРК SA-N-4 и Радар Argument / Front Door-C для управления SSM и 3 радара Bass Tilt для AK-630s. Крейсер также использует спутниковую связь Punch Bowl для своих систем наведения оружия. Для радиоэлектронной борьбы корабль снабжен комплексом «Кольчо» с перехватчиком «Гуржор-А & Б / Боковой шар» и глушителями МР-404 / Ром Туб. На судне установлены две пусковые установки ПК2. Одиночный радар Top Dome имеет дугу только 180 ° и представляет собой слепую зону впереди для ракет SA-N-6.

Крейсер имеет летную палубу над кормой и ангар. Крейсер может использовать либо один Ка-25 или Ка-27 вертолет . Ангар находится на полпалубе ниже кабины экипажа и доступен по наклонной аппарели. Вертолет маневрирует по системе цепной тяги. Вертолет может обеспечить загоризонтный таргетирования для маршала Устинова » оружейных систем с.

Строительство крейсеров с атомной энергетической установкой

Головной корабль серии, получивший название «Киров», был заложен весной 1973 года. Строительство атомохода длилось неполных четыре года. Только в 1977 году корабль был спущен на воду. Второй корабль серии атомный крейсер «Фрунзе» был заложен в 1978 году, в период, когда головной корабль еще только оснащался машинами и механизмами. Первый корабль ТАРКР «Киров» вошел в строй Северного флота в 1980 году. Второй атомный крейсер строился для Тихоокеанского флота. Торжественный спуск на воду состоялся 26 мая 1981 года. До лета 1983 на корабль были установлена головная энергетическая установка, основные узлы и агрегаты жизнеобеспечения корабля. Новый атомоход был готов к приему экипажа, который заранее формировался на базе 10-й эскадры ТОФ. После ввода в строй летом 1985 года корабль совершил переход из Североморска во Владивосток протяженностью 2692 мили, обогнув Европу, Африку и Азию. Во время длительного перехода на корабле были опробованы двигательная установка во всех режимах и проведены стрельбы из всех видов корабельного вооружения.

Еще в процессе достройки корабль получил ряд усовершенствований по сравнению с конструкцией первенца серии ТАРКР «Киров». Новый боевой корабль Тихоокеанского флота, появившись на Дальнем Востоке, сразу изменил соотношение сил. Имея высокую автономность и мореходные качества, мощный корабль смог взять под контроль обширные акватории Тихого океана, от Камчатки и до Южно-Китайского моря.

Особенности конструкции ТАРКР «Адмирал Лазарев»

В целом конструкция второго корабля серии была идентична конструкции головного крейсера, однако когда головной корабль еще находился на стапеле, проект был дополнен, получив новый индекс 11442. Главным образом изменения коснулись оборонительного комплекса. Старые боевые комплексы и системы были заменены на новые образцы. Крейсер получил новейший зенитно-ракетный комплекс «Кинжал». Вместо башенных установок шестиствольных автоматов на судне были установлены орудия ЗАК «Кортик».

Противолодочное вооружение ТАРКР «Адмирал Лазарев» привели в более совершенный вид, вместо противолодочного комплекса «Метель» на судне установили новый комплекс «Водопад». Противолодочную оборону усилили реактивными бомбометами РБУ-6000. Атомоход получил усиленное артиллерийское вооружение корабля. Вместо двух башенных орудий АК-100 на крейсере установили спаренную артиллерийскую установку АК-130.

Второй и третий корабль серии, атомный крейсер «Калинин», ныне «Адмирал Нахимов», имели промежуточный состав вооружения, в сравнении с первым кораблем серии и с последним ТАРКР «Петр Великий».

На крейсере «Адмирал Лазарев» кормовые батареи 30-мм автоматов были убраны в район надстройки. На их месте установили вертолетную площадку, по периметру которой установили ЗРК «Кинжал». Поскольку крейсер прослужил меньше всего из своих собратьев, модернизация его не коснулась. Новейшие зенитно-ракетные комплексы «Кинжал» на нем так и не проявились. Изменения с основной и с зенитной артиллерией затронули кормовую часть корабля и надстройку, однако и носовая часть корабля претерпела некоторые изменения. Вместо пусковых установок комплекса «Метель» на корабль установили компактные стандартные торпедные аппараты комплекса «Водопад», рассчитанного под ракето-торпеды.

https://youtube.com/watch?v=b0nGG-VCmho

Радиолокационное оборудование на крейсере так же претерпело изменения по сравнению с головным кораблем. На оснащении ТАРКР «Адмирал Лазарев» установили ЛПК МР-800 «Флаг», которая состояла из двух радиолокационных станций МР-600 и МР-700, «Восход» и «Фрегат» соответственно. Крейсер был вооружен БИУС «Лесоруб-44» и МКРЦ «Коралл-БН».

Общая оценка проекта

В целом, РКР проекта 1164 стали альтернативой чрезмерно дорогим крейсерам проекта 1144 «Орлан». Имея ограниченное водоизмещение, крейсера проекта 1164 располагали практически эквивалентным наступательным вооружением и сопоставимым оборонительным. По современным классификациям эти РКР соответствуют ракетным крейсерам/«большим эсминцам», таким как ракетные крейсера типа «Тикондерога», эсминцы типа «Атаго» и типа «Король Седжон», имеющим сходное водоизмещение в районе 9000-11000 тонн.

Однако приоритет в создании крейсеров проекта 1164 был отдан наступательным, а не оборонительным характеристикам. Корабли имеют уменьшенный запас ракет С-300Ф — 64, в сравнении с 96 на крейсере проекта 1144; слабым местом является ПВО самообороны, состоящая из всего двух устаревших ЗРК «Оса-М» (для сравнения — крейсера проекта 1144 имеют 16 ПУ «Кинжал»).

Кроме того, ввиду наличия только одной РЛС наведения ракет 3Р41 «Волна», зенитный комплекс «Форт» может быть задействован для отражения атаки только с одного направления одновременно, и в случае выхода единственной РЛС 3Р41 «Волна» из строя, дальняя ПВО корабля окажется полностью парализованной. Для сравнения — крейсера проекта 1144 имеют две РЛС 3Р41, что позволяет им отражать атаки одновременно с нескольких направлений и не рисковать потерей обороноспособности при выходе РЛС из строя.

В целом, корабль в полной мере соответствует «поздней» доктрине Советского флота — использование для ударных функций надводных ракетоносцев, прикрытых палубной авиацией.

История разработки проекта

Официальной датой начала разработки проекта является 20 апреля 1972 года, когда было принято решение Комиссии при Совете Министров СССР по военно-промышленным вопросам № 87. Тактико-техническое задание на эскизный проект 1164 «Атлант» было выдано Северному ПКБ в октябре 1972 года. Главным конструктором был назначен директор Северного ПКБ А. К. Перьков (с 1979 года — Мутихин, Валентин Иванович), главным наблюдающим от ВМФ — капитан 2 ранга А. Н. Блинов. При полном водоизмещении, равном 10000 тоннам, предполагалось вооружить крейсера проекта 12 ПУ «Базальт», 8х8 ЗРК С-300Ф, 2 ЗРК «Оса», 2х1 100-мм АУ АК-100, 2х5 ТА, ЗАК самообороны АК-630. В декабре 1972 года эскизный проект был рассмотрен. Технический проект был утверждён 21 августа 1974 года.

Постройка и испытания

25 марта 1939 был выдан заказ на постройку первых четырёх кораблей серии, в том числе и на USS Atlanta (CL-51). 22 апреля 1940 года корабль был заложен на верфи Federal Shipbuilding and Drydock Company (г. Кирни, шт. Нью-Джерси).

Торжественный спуск на воду состоялся 6 сентября 1941 года, крестной матерью корабля стала Джон Марч (англ. John Marsh), более известная под псевдонимом Маргарет Митчелл автор саги «Унесенные ветром».

Крейсер был принят в состав флота 24 декабря 1941 года, первым командиром корабля стал кэптен Сэмуэль Дженкинс (англ. Samuel P. Jenkins).

Вплоть до 13 марта 1942 года команда изучала и осваивала корабль, после чего крейсер вышел в первое пробное плавание по заливам Чесапик Бей и Менс Каско Бей, по завершению которого вернулся на верфь New York Navy Yard для устранения недостатков. К 31 марта 1942 года корабль достиг готовности «F» (допущен к службе в удаленных от боевых действий районах)

Представители

В настоящее время три крейсера этого проекта находятся в составе ВМФ России:

  • «Москва» (бывший — «Слава») — флагман Черноморского флота.
  • «Маршал Устинов» (бывший «Адмирал флота Лобов») — В строю , Северный флот.
  • «Варяг» (с 16 октября 1989 по 21 декабря 1995 года «Червона Украина») — флагман Тихоокеанского флота.
  • «Украина» (бывший «Комсомолец», с 23 марта 1985 по 20 марта 1993 «Адмирал флота Лобов») — в 1993 году вошёл в состав ВМС Украины, решение о его достройке было принято в 1998 году, но ввести его в строй Украина не смогла, и потому крейсер стоит у пирса, готовый на 95 %, однако было принято решение о его достройке при помощи России. В 2010 году командование Военно-морского флота РФ изучало возможность покупки недостроенного ракетного крейсера «Украина». В июле 2010 года постановление Верховной Рады Украины о присвоении названия «Украина» ракетному крейсеру утратило действие, за это проголосовали 247 депутатов Верховной Рады из 428. В 2020 году Президент Украины принял решение о демонтаже оборудования и продаже недостроенного крейсера на лом.

История ракетных крейсеров проекта 1164 шифр «Атлант»

Технический проект на корабли проекта 1164 был оформлен в 1972 г. на высшем уровне — специальной Комиссией по вопросам военно-промышленного комплекса при Совмина Советского Союза. Конструкторские работы были поручены Северному ПКБ. К созданию головного корабля под обозначением «Слава» официально приступили 4 октября 1976 г. По современным меркам мощность и энерговооруженность ракетных крейсеров проекта 1164 позволяют им соперничать с такими эффективнейшими кораблями, как американские ракетные крейсеры типа Ticonderoga. Неудивительно, что после распада Советского Союза они были включены в состав флота России в качестве одной из важнейших частей. Всего было построено четыре корабля проекта 1164. На 2010 г. три из них находились в составе ВМФ России, в том числе «Москва» (создавался как «Слава») — флагманский корабль Черноморского флота, «Варяг» (первоначально — «Червона Украина») — флагманский корабль Тихоокеанского флота и «Маршал Устинов» — бывший флагман Северного флота, сейчас стоит на капремонте. Крейсер «Украина» (создавался как «Адмирал флота Лобок») в 1993 г. после раздела флота СССР поступил на вооружение флота Украины. В декабре 1989 г. ракетный крейсер «Москва» (тогда он еще назывался «Слава»), стоявший в то время у берегов Мальты, на короткий промежуток времени стал центром политической жизни планеты. На его борту состоялась ветреча двух мировых лидеров: главы СССР М. С. Горбачева и президента США Дж. Буша (старшего). Кают-компания стала местом переговоров. В августе 1990 г. на крейсере была проведена Ялтинская международная конференция по контролю за ядерным вооружением. Довелось «Москве» поучаствовать и в реальных военных событиях. В августе 2008 г. он был задействован в вооруженном конфликте с Грузией.

Конструкция[ | ]

Конструкция корпуса и надстройки

По конструкции корабль длиннополубачный, с развитой трёхостровной надстройкой, башнеподобными пирамидальными фок- и грот-мачтами. Для лучшей мореходности и остойчивости шпангоуты имеют сильный развал, а форштевень сильно наклонен. В первом отсеке по носовую таранную переборку располагаются вспомогательные помещения и кладовые. Во втором отсеке ниже ватерлинии находится выгородка ГАС «Платина», выше неё — цепной ящик, кладовые и шпилевое отделение. Третий отсек занимает подбашенное отделение и погреба АК-130, вентиляторные помещения и боевые посты корабля. Четвёртый отсек отведён под кубрики и каюты личного состава, с агрегатными помещениями в трюме. В пятом отсеке, помимо жилых помещений, расположен погреб боезапаса для РБУ-6000 «Смерч-2». В шестом отсеке размещены боевой информационный центр, БИУС, которые соединены с боевой рубкой командирским лифтом. В шестом отсеке расположены вспомогательные механизмы. Также в шестом отсеке находятся приводы носовой пары успокоителей качки. В седьмом отсеке располагается носовое машинное отделение (НМО) с маршевыми турбинами М-21, редукторами, и паровыми вспомогательными турбинами на общей раме. Восьмой отсек — вспомогательные механизмы и вторая пара успокоителей качки. Затем кормовое машинное отделение (КМО) с форсажными турбинами М-8КФ. Десятый отсек — вспомогательные механизмы, в двенадцатом — подпалубные погреба ЗРК «Форт» с пусковыми установками вертикального пуска револьверного типа, а также погреба и приводы системы постановки помех ПК-2, грузовой лифт. В тринадцатом и четырнадцатом отсеках размещаются кубрики экипажа, имеются вспомогательные и служебные помещения, торпедные аппараты, а в районе 300—310 шпангоутов находятся погреба и пусковые установки зенитных ракет «Оса-М». Кормовой отсек, в основном, служит для размещения буксируемого антенного устройства и систем для его опускания и подъёма, также в корме выгорожен ахтерпик. На всем протяжении корабля под топливными цистернами имеется двойное дно во избежание разлива ГСМ при аварийных ситуациях. Основные погреба боезапаса разнесены по кораблю, разделены непроницаемыми переборками и снабжены системами орошения и пожаротушения. Все эти меры конструктивно обеспечивают живучесть и непотопляемость крейсера при затоплении любых трёх смежных отсеков, кроме машинных отделений.

В конструкции лёгких выгородок внутри корпуса используются наряду со сталью алюминиевые сплавы типа АМГ. Надпалубные надстройки в районах воздействия пламени от пуска ракет стальные, верхние конструкции изготовлены из алюминиевых сплавов. На нижних ярусах находится флагманский командный пункт, каюты старших офицеров, кают-компания. Блоки надстройки имеют технологические разрезы для исключения повреждений надстройки из-за напряжений изгиба. Дымоходы с системами воздухозабора размещены поперек корабля. За дымовыми трубами установлен кран грузоподъёмностью 8,5 тонн, который в походном положении опускается между дымоходами и закрепляется.

В кормовой части главной палубы в виде отдельного острова размещен вертолётный ангар, который венчает антенна 3Р41 «Волна», служащая для сопровождения и подсветки цели корабельного зенитного ракетного комплекса «Форт», далее в корме вертолётная площадка с системами обеспечения взлёта и посадки. Имеются, помимо набора спасательных средств, разъездной командирский катер проекта 1404 и рабочий катер проекта 1402.

Дизайн

1) АК-130, 2) П-500 Базальт, 3) РБУ-6000, 4) АК-630, 5) С-300, 6) ОСА-МА

Размещение пусковых установок П-500 «Базальт» (SS-N-12 Sandbox) на классе « Слава ».

Крупным планом — пусковые установки СА-Н-6 с РЛС управления огнем 3Р41 Волна «Верхний купол» на маршале Устинове .

Разработка началась в конце 1960-х годов и была основана на использовании ракеты P-500 «Базальт » и была задумана как менее дорогая альтернатива линейным крейсерам класса « Киров» с традиционными двигателями . Все они сейчас вооружены ракетами П-1000 Вулкан АШМ, разработанными в конце 1970-х — конце 1980-х годов. По этой программе была большая задержка, пока проблемы с Базальтом решались. Эти корабли служили флагманами для многочисленных оперативных групп. Все корабли были построены в 61 Коммунар дворе , в Николаеве (Николаев) , Украинской ССР . Этот класс был продолжением крейсера типа Кара, который Советский ВМФ обозначал как Большой противолодочный корабль (БПК), построенный на той же верфи и, судя по всему, построен на удлиненной версии корпуса класса Кара. .

Класс « Слава » первоначально был обозначен как BLACKCOM 1 (Black Sea Combatant 1), а затем на короткое время обозначен как класс « Красина », пока « Слава» не был замечен в море. Пусковые установки SS-N-12 установлены лицом вперед под углом около 8 °, перезарядка невозможна. Поскольку в дизайне этого класса не было ничего революционного, западные наблюдатели считали, что они были созданы как преграда против неудач более радикального класса Кирова . Палуба ангара для вертолетов расположена на 1/2 палубы ниже посадочной площадки с соединительной рампой.

Первоначально планировалось 10 кораблей, но с распадом Советского Союза построили только три. Четвертое судно спущено на воду, но окончательная постройка остается незавершенной, и судно не введено в эксплуатацию.

Суровый вид маршала Устинова в 2018 году после модернизации

Видеозапись Москвы во время боевых действий России в Сирии

После распада и возрождения нации России три готовых корабля служат в ВМФ России, а недостроенное четвертое судно, переименованное в « Украина» , принадлежит Украине . Были предприняты усилия по доработке и обновлению недостроенного корабля; В 2010 году президент Украины Виктор Янукович заявил, что Россия и Украина будут совместно работать над этим проектом. Россия также выразила заинтересованность в покупке судна, которое Украина ранее выставляла на продажу. Однако по состоянию на начало 2011 года между двумя странами не было заключено окончательного соглашения по этому поводу. У ВМФ России есть планы по масштабной модернизации всех своих кораблей класса « Слава» в течение 2010-х годов; Пробным полигоном для этого может служить завершение работы над « Украиной» . По состоянию на середину 2016 года четвертый корпус остается на плаву на верфи в недостроенном состоянии.

Командиры корабля

  • контр-адмирал Москаленко, Вадим Олегович (июнь 1979 — июнь 1984),
  • капитан 1 ранга Крикунов Виктор Алексеевич (июнь 1984 — февраль 1988),
  • капитан 1 ранга Васильчук Василий Васильевич (февраль 1988 — июнь 1989),
  • капитан 1 ранга Лесной Виктор Сергеевич (июнь 1989 — июнь 1993),
  • капитан 1 ранга Ермоленко Дмитрий Владимирович (июнь 1993 — апрель 1996),
  • контр-адмирал Владимир Иванович Богдашин (апрель 1996 — февраль 1998),
  • капитан 1 ранга Куликов Валерий Владимирович (февраль 1998 — декабрь 1999),
  • капитан 1 ранга Железняков Алексей Михайлович (декабрь 1999—2002),
  • капитан 1 ранга Щербицкий Александр Вадимович (2002—2006),
  • капитан 1 ранга Смоляк Игорь Владимирович (июль 2006 — июнь 2009),
  • капитан 1 ранга Тронев Сергей Иванович (июнь 2009 — январь 2015),
  • капитан 1 ранга Шварц Александр Тиборович (январь 2020 — декабрь 2016),
  • капитан 1 ранга Добрынин Дмитрий Константинович (январь 2020 — июнь 2017),
  • капитан 1 ранга Князев Олег Ярославович (июль 2020 — н. в.).

Крейсер «Маршал Устинов» проекта 1164 «Атлант» на боевой службе

Пройдя в составе Средиземноморской эскадры обкатку всех своих основных узлов, крейсер направился на свою постоянную базу в Североморск. До 1996 года, когда холодные воды Баренцева моря приняли ТАРКР «Петр Великий», ракетный крейсер «Маршал Устинов» был флагманом Северного флота ВМФ СССР. Корабль к тому времени успел нанести дружеские визиты в США и в Канаду, посетив главную базу американского флота — порт Норфолк. После развала Советского Союза, корабль под тем же именем вошел в состав Северного флота ВМФ Российской Федерации.

За годы боевой службы с 1986 по 1994 год корабль прошел около 200 тыс. миль. Конструкция корабля, его основные узлы, агрегаты и основные системы наглядно продемонстрировали совершенство конструкторской мысли советских инженеров. Единственным элементом корабля, который нуждался в ремонте, являлась энергетическая установка. В 1994 году корабль становится на плановый ремонт у стенки Петербургского . Впоследствии корабль неоднократно подвергался модернизации, каждая из которых имела свои цели и задачи. Последняя модернизация, проведенная на северодвинском морском проходила в 2011-2016 годах. Корабль получил новое и современное навигационное оборудование. Изменился на крейсер и состав вооружения. Вместо грозных ПКР «Базальт» крейсер получил более мощные противокорабельные ракеты П-1000 «Вулкан».

Модули

Скорострельность(выст./мин) Время перезарядки ТА(с) Время поворота на 180°(с) Максимальный урон(HP) Скорость хода торпед(уз) Дальность хода торпед(км) (опыт) ()
Mk15 mod. 3 0,6 98 7,2 16 633 65 4,5
Скорострельность(выст./мин) Время поворота на 180°(с) Максимальное рассеивание(м) Максимальный урон ОФ снарядом(HP) Вероятность поджога при попадании в цель ОФ снарядом(%) Максимальный урон ББ снарядом(HP) (опыт) ()
127-мм/38 Mk.12 в установке Mk.29 12,5 7,2 115 1800 5 2100
Боеспособность(HP) Башни главного калибра(шт.) Башни вспомогательного калибра(шт.) Точки ПВО(шт.) Торпедные аппараты(шт.) Вместимость ангара(шт.) (опыт) ()
Atlanta 27 500 8 8/8/4 2
Максимальная скорость хода(уз) (опыт) ()
ЭУ 75 000 л.с. 32,5
Увеличение дальности стрельбы(%) Максимальная дальность стрельбы(км) (опыт) ()
Mk7 mod. 1 13,3

Конструкция

Конструкция корпуса и надстройки

По конструкции корабль длиннополубачный, с развитой трёхостровной надстройкой, башнеподобными пирамидальными фок- и грот-мачтами. Для лучшей мореходности и остойчивости шпангоуты имеют сильный развал, а форштевень сильно наклонен. В первом отсеке по носовую таранную переборку располагаются вспомогательные помещения и кладовые. Во втором отсеке ниже ватерлинии находится выгородка ГАС «Платина», выше неё — цепной ящик, кладовые и шпилевое отделение. Третий отсек занимает подбашенное отделение и погреба АК-130, вентиляторные помещения и боевые посты корабля. Четвёртый отсек отведён под кубрики и каюты личного состава, с агрегатными помещениями в трюме. В пятом отсеке, помимо жилых помещений, расположен погреб боезапаса для РБУ-6000 «Смерч-2». В шестом отсеке размещены боевой информационный центр, БИУС, которые соединены с боевой рубкой командирским лифтом. В шестом отсеке расположены вспомогательные механизмы. Также в шестом отсеке находятся приводы носовой пары успокоителей качки. В седьмом отсеке располагается носовое машинное отделение (НМО) с маршевыми турбинами М-21, редукторами, теплоутилизационным контуром и паровыми вспомогательными турбинами на общей раме. Восьмой отсек — вспомогательные механизмы и вторая пара успокоителей качки. Затем кормовое машинное отделение (КМО) с форсажными турбинами М-8КФ. Десятый отсек — вспомогательные механизмы, в двенадцатом — подпалубные погреба ЗРК «Форт» с пусковыми установками вертикального пуска револьверного типа, а также погреба и приводы системы постановки помех ПК-2, грузовой лифт. В тринадцатом и четырнадцатом отсеках размещаются кубрики экипажа, имеются вспомогательные и служебные помещения, торпедные аппараты, а в районе 300—310 шпангоутов находятся погреба и пусковые установки зенитных ракет «Оса-М». Кормовой отсек, в основном, служит для размещения буксируемого антенного устройства и систем для его опускания и подъёма, также в корме выгорожен ахтерпик. На всем протяжении корабля под топливными цистернами имеется двойное дно во избежание разлива ГСМ при аварийных ситуациях. Основные погреба боезапаса разнесены по кораблю, разделены непроницаемыми переборками и снабжены системами орошения и пожаротушения. Все эти меры конструктивно обеспечивают живучесть и непотопляемость крейсера при затоплении любых трёх смежных отсеков, кроме машинных отделений.

В конструкции лёгких выгородок внутри корпуса используются наряду со сталью алюминиевые сплавы типа АМГ. Надпалубные надстройки в районах воздействия пламени от пуска ракет стальные, верхние конструкции изготовлены из алюминиевых сплавов. На нижних ярусах находится флагманский командный пункт, каюты старших офицеров, кают-компания. Блоки надстройки имеют технологические разрезы для исключения повреждений надстройки из-за напряжений изгиба. Дымоходы с системами воздухозабора размещены поперек корабля. За дымовыми трубами установлен кран грузоподъёмностью 8,5 тонн, который в походном положении опускается между дымоходами и закрепляется.

В кормовой части главной палубы в виде отдельного острова размещен вертолётный ангар, который венчает антенна 3Р41 «Волна», служащая для сопровождения и подсветки цели корабельного зенитного ракетного комплекса «Форт», далее в корме вертолётная площадка с системами обеспечения взлёта и посадки. Имеются, помимо набора спасательных средств, разъездной командирский катер проекта 1404 и рабочий катер проекта 1402.

Вооружение

Эти корабли относятся к числу самых вооруженных в своем классе. Благодаря наличию мощных ракет крейсеры проекта 1164 могут успешно атаковать даже такую защищенную цель, как авианосец.

Основой вооружения крейсеров этого типа являлись 16 крылатых ракет П-500 «Базальт», которые могли оснащаться в том числе и ядерными боеголовками. Скорость полета ракеты составляла 2600 км/ч, дальность — 550 км. При модернизации на всех крейсерах проекта 1164 они заменены еще более эффективными ракетами П-1000 «Вулкан» (скорость полета составляет 3100 км/ч, дальность — 700 км).

Ракетное вооружение представлено двумя зенитными ракетными установками «Оса-МА» (боекомплект — 48 ракет) дальности действия до 15 км и высоты до 5 км, восьмью зенитными ракетными комплексами С-300Ф «Форт» (боекомплект — 64 ракеты) с дальностью полета до 90 км и высотой до 25 км. Эти средства предназначены для уничтожения самолетов, вертолетов и противокорабельных ракет.

Для борьбы с подводными лодками, а также с выпущенными торпедами корабль оборудуется двумя пятитрубными торпедными аппаратами калибра 533 мм, двумя реактивными бомбометами РБУ-6000, а также противолодочным вертолетом типа Ка-25 (либо Ка-27), для которого на борту имеются ангар и взлетно-посадочная площадка. В боекомплект входят 10 торпед и 96 реактивных глубинных бомб.

Спаренная корабельная артустановка АК-130, входящая в состав вооружения крейсеров проекта 1164 шифра «Атлант». При скорострельности в 95 выстрелов в минуту и массе снаряда 35 кг она обрушивает на врага 3 т стали и взрывчатки за минуту

Ствольная артиллерия представлена спаренной 130-мм корабельной автоматической установкой АК-130 (боекомплект — 600 снарядов, дальность стрельбы — до 24 км, скорострельность — 90 выстрелов в минуту) и шестью зенитными артиллерийскими комплексами АК-630 с дальностью стрельбы до 8 км (в боекомплект входит 16 000 патронов, скорострельность составляет 6000 выстрелов в минуту).

Конструкция

Уже по внешнему виду, по архитектуре «Маршала Устинова» можно опознать в нём корабль, спроектированный в Советском Союзе. Длинный полубак, сильно наклонённый форштевень, мачты в виде пирамид и надстройки со скошенными гранями выдают происхождение. Такие обводы обеспечивают лучшую мореходность и снижают заметность для радаров. Силовая установка корабля – газовые турбины, из них две маршевые, для крейсерского хода, и четыре форсажные – для обеспечения максимальной скорости.

Тяжёлые противокорабельные ракеты П-500 «Базальт» по возможностям лишь немного уступали «Граниту» которым вооружались «Орланы». Поскольку на меньших по размеру «Атлантах» спрятать пусковые установки в корпус было невозможно, шестнадцать контейнеров с ракетами, размещённые вдоль бортов, стали самой заметной деталью внешнего облика кораблей. В том числе и «Маршала Устинова».

Установки для запуска зенитных ракет «Форт», защищающих корабли от любых воздушных целей на больших дистанциях, находятся под палубой, между дымовыми трубами и вертолётным ангаром. Ракеты «Оса», обеспечивающие обороны в ближнем радиусе, запускаются с установок по обе стороны от ангара.

Артиллерийское вооружение — универсальное, предназначенное как для ведения зенитного огня, так и для поражения слабозащищённых надводных и наземных целей. В его состав входит спаренная 130мм артустановка АК-130, находящаяся в носовой части и шесть 30мм автоматических пушек АК-630. Две из них расположены в носу, перед ходовым мостиком, и по две – с каждого борта у центральной надстройки.

Противолодочное оружие корабля включает в себя два торпедных аппарата калибра 533мм, из которых можно запускать и ракето-торпеды. Два бомбомёта РБУ-6000 находятся перед ходовым мостиком. Для борьбы с подводными лодками используется и базирующийся на ракетном крейсере вертолёт.

После модернизации корабля ракеты «Базальт» заменили на П-1000 «Вулкан». Возможна замена зенитных ракет на более современный комплекс С-400.

Комплекс «Вулкан» создавался специально для того, чтобы им можно было легко перевооружить корабли, вооружённые «Базальтом». От П-500 П-1000 отличается облегчённой конструкцией, за счёт которой повышена дальность стрельбы.

Пожертвовать пришлось массой боевой части и бронированием, зато теперь ракета может преодолеть гораздо больше расстояние, находясь на малой высоте и лучше маневрирует, уклоняясь от поражающих факторов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector