Р-16

История

R-16

Во время разработки на 24 октября 1960 г., когда на площадке взорвалась ракета-прототип, погибло не менее 78 человек. После десятилетий сокрытия власти наконец раскрыли этот инцидент, получивший название Неделинская катастрофа.

После задержек, связанных с гибелью многих людей, работавших над проектом, первый полет ракеты состоялся 2 февраля 1961 года. Первоначальная эксплуатационная готовность была достигнута 1 ноября 1961 года. Ракета продолжала служить до 1976 года с максимальным количеством развертываний. достигнута в 1965 году, когда было развернуто 202 ракеты. У Советов было менее 50 таких ракет, развернутых в 1962 г. Кубинский ракетный кризис. Возможно, в разгар кризиса в рабочем состоянии находилось всего около 20 промежуточных пусковых установок Р-16.

Р-16 была настоящей межконтинентальной ракетой первого поколения и значительным улучшением по сравнению с экспериментальным «нулевым» поколением. Р-7 Семёрка. В ракете использовалось гиперголическое двухкомпонентное топливо. несимметричный диметилгидразин (НДМГ) топливо в сочетании с красная дымящаяся азотная кислота (РФНА) окислитель. Советский Союз первоначально развернул его в уязвимых местах, которые не были защищены от ядерного удара. В обычном режиме ракеты хранились в ангарах, и на их выкатку, заправку и достижение пусковой готовности уходило от одного до трех часов. Ракеты могли оставаться заправленными только несколько дней из-за коррозионной природы азотной кислоты. После этого топливо нужно было удалить, а ракету отправить обратно на завод для восстановления. Даже когда они заправлены топливом и находятся в состоянии боевой готовности, советским ракетам все равно нужно было ждать до двадцати минут, чтобы раскрутить гироскопы в их системах наведения, прежде чем станет возможным запуск. Несмотря на эти недостатки, Р-16, несомненно, была первой действительно успешной межконтинентальной баллистической ракетой, разработанной Советским Союзом.

Советы знали об уязвимости ракеты, и с 1963 года некоторые ракеты Р-16У базировались в силосы, введено в строй около 69 шахтных пусковых установок. Каждый пусковой комплекс состоял из трех шахт, сгруппированных вместе по экономическим причинам, чтобы позволить им использовать общую систему дозаправки, что делало их уязвимыми для одной американской ракеты.

Система управления этой ракетой была разработана в г. ОКБ-692 (Харьков, Украина).

История разработки

13 мая 1959 года специальным постановлением ЦК КПСС и СМ конструкторскому бюро «Южное» (Главный конструктор М. К. Янгель) поручили разработать межконтинентальную ракету на высококипящих компонентах топлива. Впоследствии она получила обозначение Р-16. Необходимость разработки этой ракеты определялась низкими тактико-техническими и эксплуатационными характеристиками первой советской МБР Р-7. Первоначально Р-16 предполагалось запускать только с наземных пусковых установок.

Для разработки двигателей и систем ракеты, а также наземной и шахтной стартовых позиций были привлечены конструкторские коллективы, возглавляемые В. П. Глушко, В. И. Кузнецовым, Б. М. Коноплевым и др. Система управления разрабатывалась харьковским ОКБ-692. На проектирование и проведение летно-конструкторских испытаний отводились крайне сжатые сроки. Чтобы уложиться в них, конструкторские коллективы пошли по пути широкого использования наработок по ракетам Р-12 и Р-14.

24 октября 1960 года на полигоне Байконур во время намеченного первого испытательного пуска ракеты Р-16, на этапе выполнения предстартовых работ, примерно за 15 минут до старта, произошел несанкционированный запуск двигателей второй ступени из-за прохождения преждевременной команды на запуск двигателей от токораспределителя, что было вызвано грубым нарушением процедуры подготовки ракеты. Ракета взорвалась на стартовой площадке. Всего в момент катастрофы погибло 57 и ранено 42 военнослужащих, среди них — командующий РВСН маршал М. Неделин, погибло 17 и ранено 7 представителей промышленности, большая группа ведущих специалистов КБ. Впоследствии в госпиталях из-за ожогов и отравлений скончалось ещё 4 человека. Полностью уничтожена стартовая площадка № 41.

Пуск второй Р-16 состоялся 2 февраля 1961 года. Несмотря на то, что ракета упала на трассе полёта из-за потери устойчивости, разработчики убедились в жизнеспособности принятой схемы. Напряжённая работа позволила закончить летные испытания ракеты, запускаемой с наземной пусковой установки, к концу 1961 года. 1 ноября три первых ракетных полка в г. Нижний Тагил и п. Юрья Кировской области были подготовлены к заступлению на боевое дежурство.

Начиная с мая 1960 года проводились опытно-конструкторские работы, связанные с реализацией пуска модифицированной ракеты Р-16У из шахтной пусковой установки (ШПУ). В январе 1962 года на полигоне Байконур был проведён первый пуск ракеты из ШПУ.

5 февраля 1963 года началась постановка на боевое дежурство первого ракетного полка (г. Нижний Тагил), вооружённого БРК с этими МБР, а 15 июля этого же года этот комплекс был принят на вооружение РВСН.

Орбитальный вариант Р-36 с ракетой 8К69

Параллельно разрабатывался орбитальный вариант ракеты Р-36. Орбитальная ракета обладает уникальным свойством, ее головная часть выводится на круговую или слабоэллиптическую орбиту вокруг Земли. Автономный полет орбитальной головной части по орбите искусственного спутника Земли управляется системами ориентации и стабилизации. Поскольку дальность стрельбы у нее не ограничена, она может поразить цель в любой точке и с любого направления. Траектории орбитальной ракеты выбирались таким образом, что перехватить ее было невозможно. Такая особенность ракеты вынуждает вероятного противника создавать противоракетную оборону дополнительно и с других направлений возможного удара. Создание оборонительной линии «Сейфгард» только с северного направления стоила США десятки миллиардов долларов.

Орбитальная головная часть

Когда ракету Р-36 оснастили орбитальной головной частью, она стала самой мощной и эффективной ракетой в мире. В 1968 г. орбитальный вариант ракеты Р-36 был принят на вооружение.

Понимая всю мощь этих боевых ракет и неотвратимость ответного удара в случае ядерного конфликта, Соединенные Штаты вступили в следующий этап переговоров с Советским Союзом по вопросам ограничения стратегических вооружений. После нескольких лет согласования был заключен Договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-2).

Ракеты 8К69 находились на боевом дежурстве до января 1983 г. и сыграли огромную роль в достижении паритета в гонке вооружений в период конца 60-х — на- чала 70-х гг.

История разработки[править | править код]

13 мая 1959 года специальным постановлением ЦК КПСС и СМ конструкторскому бюро «Южное» (Главный конструктор М. К. Янгель) поручили разработать межконтинентальную ракету на высококипящих компонентах топлива. Впоследствии она получила обозначение Р-16. Необходимость разработки этой ракеты определялась низкими тактико-техническими и эксплуатационными характеристиками первой советской МБР Р-7. Первоначально Р-16 предполагалось запускать только с наземных пусковых установок.

Для разработки двигателей и систем ракеты, а также наземной и шахтной стартовых позиций были привлечены конструкторские коллективы, возглавляемые В. П. Глушко, В. И. Кузнецовым, Б. М. Коноплевым и др. Система управления разрабатывалась харьковским ОКБ-692. На проектирование и проведение летно-конструкторских испытаний отводились крайне сжатые сроки. Чтобы уложиться в них, конструкторские коллективы пошли по пути широкого использования наработок по ракетам Р-12 и Р-14.

24 октября 1960 года на полигоне Байконур во время намеченного первого испытательного пуска ракеты Р-16, на этапе выполнения предстартовых работ, примерно за 15 минут до старта, произошел несанкционированный запуск двигателей второй ступени из-за прохождения преждевременной команды на запуск двигателей от токораспределителя, что было вызвано грубым нарушением процедуры подготовки ракеты. Ракета взорвалась на стартовой площадке. Всего в момент катастрофы погибло 57 и ранено 42 военнослужащих, среди них — командующий РВСН маршал М. Неделин, погибло 17 и ранено 7 представителей промышленности, большая группа ведущих специалистов КБ. Впоследствии в госпиталях из-за ожогов и отравлений скончалось ещё 4 человека. Полностью уничтожена стартовая площадка № 41.

Пуск второй Р-16 состоялся 2 февраля 1961 года. Несмотря на то, что ракета упала на трассе полёта из-за потери устойчивости, разработчики убедились в жизнеспособности принятой схемы. Напряжённая работа позволила закончить летные испытания ракеты, запускаемой с наземной пусковой установки, к концу 1961 года. 1 ноября три первых ракетных полка в г. Нижний Тагил и п. Юрья Кировской области были подготовлены к заступлению на боевое дежурство.

Начиная с мая 1960 года проводились опытно-конструкторские работы, связанные с реализацией пуска модифицированной ракеты Р-16У из шахтной пусковой установки (ШПУ). В январе 1962 года на полигоне Байконур был проведён первый пуск ракеты из ШПУ.

5 февраля 1963 года началась постановка на боевое дежурство первого ракетного полка (г. Нижний Тагил), вооружённого БРК с этими МБР, а 15 июля этого же года этот комплекс был принят на вооружение РВСН.

Модификации[ | ]

УР-100М

УР-100М

илиУР-100 УТТХ (индекс —8К84М , код МО США и НАТО —SS-11 mod.2 Sego ) — модернизированный вариант МБР и ракетного комплекса в целом, разработанный в 1969—1970 годах. Модернизация включала:

  • оснащение МБР облегчённой ГЧ с соответствующим увеличением дальности стрельбы;
  • оснащение МБР комплексом средств преодоления противоракетной обороны (КСП ПРО);
  • продление сроков эксплуатации ракетного комплекса с 7 до 10 лет;
  • модернизация системы управления с улучшением возможностей по переприцеливанию ракет;
  • сокращение времени проведения предстартовых операций;
  • улучшение проверочно-пускового оборудования, автономной системы электроснабжения РК и других технических систем.

В рамках лётных испытаний модернизированной ракеты, в период со 2 февраля по 24 ноября 1971 года на Байконуре проведено 12 пусков. На вооружение комплекс с ракетой УР-100М принят 3 октября 1972 года. Модернизированные ракеты размещались в ШПУ от УР-100, уже развёрнутые к тому времени УР-100 модернизировались прямо в шахтах.

Двигатель

Силовая установка создавалась ОКБ-586 на базе имеющихся наработок по ЖР РД-212. Они связаны с разработкой стартовой ступени крылатой ракеты «Буран». В 1955-1957 годах велось проектирование и тестирование двигателя типа РД-214. За время испытаний провели более сотни огневых проверок камер, давших возможность определиться с оптимальной конструкцией цилиндрического отсека сгорания. Ее оснастили плоской форсуночной головкой и трехуровневой системой образования рабочей смеси, что позволило повысить экономический эффект и производительность.

Подгонка параметров силового агрегата в полной компоновке осуществлялась в две стадии. Сначала инженеры корректировали запуск и проверку функциональности в течение определенного времени. На следующей стадии проводились огневые испытания, связанные с корректировкой разбросов импульсов, чтобы обеспечивался показатель точности. Опытным путем выяснили, что лучше всего этот параметр достигается при деактивации двигателя на этапе конечной тяговой ступени. В результате мотор РД-412 стал первым мощным ракетным двигателем жидкостного типа, функционирующим при дросселировании до 33 процентов номинальной тяги. При создании указанного агрегата считалось, что данный процесс на азотно-кислотных приспособлениях невозможен. На финальной стадии разработчики отрабатывали двигатель на стендах и при доводочных испытаниях. Тяга установки у земли составила 64,75 тонны, в пустоте — 70,7 т, в режиме конечной ступени — 21 т.

Прочие параметры:

  • импульс удельный — 230 единиц;
  • тип окислителя — АК-27И, в состав которого входит азотная кислота, оксид алюминия, вода и ингибиторы;
  • горючее — керосин с полимердистиллятом и легким маслом;
  • тип подачи топлива — при помощи наддува баков и турбинного насоса;
  • период работы — 140 секунд;
  • пусковое горючее — самовоспламенитель с окислителем, загружаемый перед основной заправкой.

Сравнительная характеристика

Общие сведения и основные тактико-технические характеристики советских баллистических ракет первого поколения
Наименование ракеты Р-1 Р-2 Р-5М Р-11М Р-7А Р-9А Р-12 и Р-12У Р-14 и Р-14У Р-16У
Конструкторское бюро ОКБ-1 КБ «Южное»
Генеральный конструктор С.П. Королёв С.П. Королёв, М.К. Янгель С.П. Королёв М.К. Янгель
Организация-разработчик ЯБП и главный конструктор КБ-11, Ю.Б. Харитон КБ-11, С.Г. Кочарянц
Организация-разработчик заряда и главный конструктор КБ-11, Ю.Б. Харитон КБ-11, Е.А. Негин
Начало разработки 10.03.1947 14.04.1948 10.04.1954 13.02.1953 02.07.1958 13.05.1959 13.08.1955 02.07.1958 30.05.1960
Начало испытаний 10.10.1948 25.09.1949 20.01.1955 30.12.1955 24.12.1959 09.04.1961 22.06.1957 06.06.1960 10.10.1961
Дата принятия на вооружение 28.11.1950 27.11.1951 21.06.1956 1.04.1958 12.09.1960 21.07.1965 04.03.1959–09.01.1964 24.04.1961–09.01.1964 15.07.1963
Год постановки на боевое дежурство первого комплекса не ставились 10.05.1959 переданы в в 1958 01.01.1960 14.12.1964 15.05.1960 01.01.1962 05.02.1963
Максимальное количество ракет, стоявших на вооружении 36 6 29 572 101 202
Год снятия с боевого дежурства последнего комплекса 1966 1968 1976 1989 1983 1977
Максимальная дальность ,км 270 600 1200 170 9500 12500 2080 4500 11000–13000
Стартовая масса ,т 13,4 20,4 29,1 5,4 276 80,4 47,1 86,3 146,6
Масса полезной нагрузки ,кг 1000 1500 1350 600 3700 1650–2095 1630 2100 1475–2175
Длина ракеты ,м 14,6 17,7 20,75 10,5 31,4 24,3 22,1 24,4 34,3
Максимальный диаметр ,м 1,65 1,65 1,65 0,88 11,2 2,68 1,65 2,4 3,0
Тип головной части неядерная, неотделяемая моноблочная, неядерная, отделяемая моноблочная, ядерная
Количество и мощность боевых блоков ,Мт 1×0,3 1×5 1×5 1×2,3 1×2,3 1×5
Стоимость серийного выстрела , тыс. руб. 3040 5140
Источник информации : Оружие ракетно-ядерного удара. / Под ред. Ю. А. Яшина. — М.: Издательство МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2009. — С.23–24 — 492 с. — Тираж 1 тыс. экз. — ISBN 978-5-7038-3250-9.

Особенности политической обстановки начала 60-х

В этой связи у руководства Советского Союза сформировались две задачи: скорейшим образом нарастить общее число МБР и создать тяжелую ракету, соответствующую новым требованиям. Ракета должна была нести значительно более мощный ядерный заряд, преодолевать систему противоракетной обороны (ПРО), длительное время храниться в заправленном состоянии при максимальной боеготовности. Для гарантированного ответного удара при ядерном конфликте необходимо было существенно укрепить ШПУ, рассредоточить их (одиночные шахтные старты), автоматизировать предстартовые работы и ввести дистанционное управление пусками ракет. Старт ракеты Р-36П

Увеличить численность боевых ракет в НИИ-88 (головной научно-исследовательской организации отрасли) предложили за счет ракет легкого класса. ОКБ-586 М. К. Янгеля в инициативном порядке разработало два проекта малогабаритной жидкостной ракеты Р-37 с одной и двумя ступенями.

В начале 1961 г. ОКБ-52 В. Н. Челомея, пользуясь поддержкой Н. С. Хрущева, тоже начинает разработку боевых ракет. Он предлагает варианты универсальной ракеты (УР) разных модификаций — УР-100, УР-200, УР-500. Проект ракеты УР-100 — по существу аналог ракеты Р-37 ОКБ М. К. Янгеля.

Для продвижения своего проекта ракеты Р-37 М. К. Янгель написал обращение к Н. С. Хрущеву. М. К. Янгеля поддержали руководители отрасли, главком РВСН маршал С.С. Бирюзов, Председатель ГКОТ1 Л. В. Смирнов, представители НИИ-88. Вопрос решался на самом высоком уровне. Для рассмотрения проектов ракет собралось руководство во главе с Н. С. Хрущевым. На совещании было принято компромиссное решение — делать обе ракеты. Постановление по поводу ракеты УР-100 вскоре вышло в свет, а разработка ракеты Р-37 была остановлена. ОКБ-52 В. Н. Челомея начало разрабатывать межконтинентальную баллистическую ракету с моноблочной головной частью. В 1967 г. ракета легкого класса была принята на вооружение. КБ «Южное» впоследствии все же разработало ракету легкого класса. Но это уже было третье поколение боевых ракет, и об этом расскажем позже.

Помимо легких ракет, в основных ракетных ОКБ Советского Союза в тот период начинается разработка тяжелых боевых ракет. Перед разработчиками были поставлены новые задачи. Необходимо было создать ракету, способную нести самый мощный из всех существующих ядерный заряд, увеличить время нахождения в заправленном состоянии до пяти лет (при действующих на тот момент одном-двух месяцах), обеспечивать способность преодолевать американскую систему ПРО.

В ОКБ-1 С. П. Королева начались работы по созданию глобальной ракеты ГР-1. Она должна была выводить на околоземную орбиту специальную ступень, которая, по сути, могла осуществлять последующий выход на цель практически с любого направления. Это значительно затрудняло бы работу ПРО противника.

ОКБ-586 М. К. Янгеля выступило с проектом тяжелой МБР Р-36 со стартовой массой порядка 180 тонн в двух вариантах: баллистическом и орбитальном. ОКБ-52 В. Н. Челомея, в свою очередь, предложило МБР УР-200, проект которой во многом был аналогом Р-36.

Правительством было дано разрешение на разработку всех предлагавшихся ракетных комплексов, чтобы впоследствии иметь возможность выбора наилучших образцов для принятия на вооружение. Основные ракетные КБ страны вступили в открытое соревнование за разработку лучшей МБР.

Письмо М. К. Янгеля Н. С. Хрущеву

Сравнительная характеристика[править | править код]

Общие сведения и основные тактико-технические характеристики советских баллистических ракет первого поколения
Наименование ракеты Р-1 Р-2 Р-5М Р-11М Р-7А Р-9А Р-12 и Р-12У Р-14 и Р-14У Р-16У
Конструкторское бюро ОКБ-1 КБ «Южное»
Генеральный конструктор С. П. Королёв С. П. Королёв, М. К. Янгель С. П. Королёв М. К. Янгель
Организация-разработчик ЯБП и главный конструктор КБ-11, Ю. Б. Харитон КБ-11, С. Г. Кочарянц
Организация-разработчик заряда и главный конструктор КБ-11, Ю. Б. Харитон КБ-11, Е. А. Негин
Начало разработки 10.03.1947 14.04.1948 10.04.1954 13.02.1953 02.07.1958 13.05.1959 13.08.1955 02.07.1958 30.05.1960
Начало испытаний 10.10.1948 25.09.1949 20.01.1955 30.12.1955 24.12.1959 09.04.1961 22.06.1957 06.06.1960 10.10.1961
Дата принятия на вооружение 28.11.1950 27.11.1951 21.06.1956 1.04.1958 12.09.1960 21.07.1965 04.03.1959–09.01.1964 24.04.1961–09.01.1964 15.07.1963
Год постановки на боевое дежурство первого комплекса не ставились 10.05.1956 переданы в СВ в 1958 01.01.1960 14.12.1964 15.05.1960 01.01.1962 05.02.1963
Максимальное количество ракет, стоявших на вооружении 36 6 29 572 101 202
Год снятия с боевого дежурства последнего комплекса 1966 1968 1976 1989 1983 1977
Максимальная дальность, км 270 600 1200 170 9000-9500 — тяжёлый блок; 12000-14000, 17000 — лёгкий блок 12500-16000 2080 4500 11000–13000
Стартовая масса, т 13,4 20,4 29,1 5,4 276 80,4 47,1 86,3 146,6
Масса полезной нагрузки, кг 1000 1500 1350 600 3700 1650–2095 1630 2100 1475–2175
Длина ракеты, м 14,6 17,7 20,75 10,5 31,4 24,3 22,1 24,4 34,3
Максимальный диаметр, м 1,65 1,65 1,65 0,88 11,2 2,68 1,65 2,4 3,0
Тип головной части неядерная, неотделяемая моноблочная, неядерная, отделяемая моноблочная, ядерная
Количество и мощность боевых блоков, Мт 1×0,3 1×5 1×5 1×2,3 1×2,3 1×5
Стоимость серийного выстрела, тыс. руб. 3040 5140
Источник информации: Оружие ракетно-ядерного удара. / Под ред. Ю. А. Яшина. — М.: Издательство МГТУ имени Н. Э. Баумана, 2009. — С. 23–24 — 492 с. — Тираж 1 тыс. экз. — ISBN 978-5-7038-3250-9.

Сравнительная характеристика

Общие сведения и основные тактико-технические характеристики советских баллистических ракет первого поколения
Наименование ракеты Р-1 Р-2 Р-5М Р-11М Р-7А Р-9А Р-12 и Р-12У Р-14 и Р-14У Р-16У
Конструкторское бюро ОКБ-1 КБ «Южное»
Генеральный конструктор С. П. Королёв С. П. Королёв, М. К. Янгель С. П. Королёв М. К. Янгель
Организация-разработчик ЯБП и главный конструктор КБ-11, Ю. Б. Харитон КБ-11, С. Г. Кочарянц
Организация-разработчик заряда и главный конструктор КБ-11, Ю. Б. Харитон КБ-11, Е. А. Негин
Начало разработки 10.03.1947 14.04.1948 10.04.1954 13.02.1953 02.07.1958 13.05.1959 13.08.1955 02.07.1958 30.05.1960
Начало испытаний 10.10.1948 25.09.1949 20.01.1955 30.12.1955 24.12.1959 09.04.1961 22.06.1957 06.06.1960 10.10.1961
Дата принятия на вооружение 28.11.1950 27.11.1951 21.06.1956 1.04.1958 12.09.1960 21.07.1965 04.03.1959–09.01.1964 24.04.1961–09.01.1964 15.07.1963
Год постановки на боевое дежурство первого комплекса не ставились 10.05.1956 переданы в СВ в 1958 01.01.1960 14.12.1964 15.05.1960 01.01.1962 05.02.1963
Максимальное количество ракет, стоявших на вооружении 36 6 29 572 101 202
Год снятия с боевого дежурства последнего комплекса 1966 1968 1976 1989 1983 1977
Максимальная дальность, км 270 600 1200 170 9000-9500 — тяжёлый блок; 12000-14000, 17000 — лёгкий блок 12500-16000 2080 4500 11000–13000
Стартовая масса, т 13,4 20,4 29,1 5,4 276 80,4 47,1 86,3 146,6
Масса полезной нагрузки, кг 1000 1500 1350 600 3700 1650–2095 1630 2100 1475–2175
Длина ракеты, м 14,6 17,7 20,75 10,5 31,4 24,3 22,1 24,4 34,3
Максимальный диаметр, м 1,65 1,65 1,65 0,88 11,2 2,68 1,65 2,4 3,0
Тип головной части неядерная, неотделяемая моноблочная, неядерная, отделяемая моноблочная, ядерная
Количество и мощность боевых блоков, Мт 1×0,3 1×5 1×5 1×2,3 1×2,3 1×5
Стоимость серийного выстрела, тыс. руб. 3040 5140
Источник информации: Оружие ракетно-ядерного удара. / Под ред. Ю. А. Яшина. — М.: Издательство МГТУ имени Н. Э. Баумана, 2009. — С. 23–24 — 492 с. — Тираж 1 тыс. экз. — ISBN 978-5-7038-3250-9.

Ракетный комплекс Р-36 с разделяющей головной частью 8К67П

В середине 60-х были хорошо отработаны межконтинентальные стратегические ракеты второго поколения Р-36 и легкие — УР-100, устанавливаемые в защищенные шахтные стартовые устройства. Быстрый темп ежегодного наращивания количества отечественных стратегических ракет позволил в течение трех-четырех лет достичь равенства с США по численности ракет. Однако временное равновесие в гонке вооружений вскоре было нарушено. США начали разработку принципиально новой межконтинентальной ракеты «Минитмен-3», несущей не одну, а три боевые головки с индивидуальным наведением с высокой точностью на различные цели. Это была серьезная угроза сложившемуся стратегическому равновесию в мире.

Ракета Р-36

В ответ КБ «Южное» (В 1966 г. ОКБ-586 переименовано в Конструкторское бюро «Южное») разработало для ракеты Р-36 (8К67) разделяющуюся головную часть (РГЧ), оснащенную тремя головными блоками. Ракета получила индекс 8К67П. Конструкция РГЧ позволяла проводить переоснащение ракет 8К67 в вариант 8К67П, стоящих на боевом дежурстве в шахтных установках в заправленном состоянии, без их выемки из шахты.

Конструкция РГЧ включала три боевых блока (ББ), размещенных на специальной платформе. Разведение ББ наклонным направляющим при работающем двигателе II ступени осуществлялось «скатыванием» их по наклонным направляющим при работающем двигателе II ступени. Индивидуальное наведение каждого из трех блоков по отдельной цели не проводилось. Прицелить можно было один из блоков либо центр их группировки. Тем не менее применение такой РГЧ в условиях противодействия системы ПРО повысило боевую эффективность ракеты 8К67П по сравнению с ракетой 8К67 примерно в 2 раза. Отработка ракеты с РГЧ велась в очень сжатые сроки.

Установка разделяющейся головной части

Первый пуск был успешно проведен в августе 1968 г., всего неделю спустя после испытания американцами своей первой РГЧ МК-12. По свидетельству очевидцев пуска:

«Принимающие боевые блоки подразделения на Камчатке привыкли к приему обычных боеголовок ракет стратегического назначения и знали, как это обычно выглядит. В небе появляется яркая светящаяся точка, «звездочка», стремительно несущаяся к Земле, затем падение блока. 23 августа все было совсем подругому. Такого обширного фейерверка никто не ожидал увидеть, и то, что предстало перед глазами, превзошло все ожидания. Это было незабываемое зрелище как для специалистов КБ «Южное», так и для военнослужащих — хозяев приемных полей падения».

Летные испытания в 1969–1970 гг. прошли успешно, ракета была принята на вооружение в 1970 г., на боевом дежурстве находилось около ста МБР 8К67П. В 60-х гг. КБ «Южное» создавало новые ракеты на базе ранее разработанных путем их модернизации и усовершенствования. Появилось и новое направление работ КБ «Южное» — на базе боевых ракет создаются космические ракеты-носители. Так ракетный комплекс Р-36 стал в дальнейшем базой для создания высокоавтоматизированных и надежных ракет-носителей «Циклон-2» и «Циклон-3».

Су-57 / Т-50 / И-21 / ПАК ФА

ДАННЫЕ НА 2017 г. (стандартное пополнение)

Су-57 / Т-50 / И-21 / ПАК ФА

 
Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА) пятого поколения создавался в рамках программы И-21 (наименование программы) как истребитель Т-50 (наименование опытного самолета). Назначение — многофункциональный многоцелевой истребитель. Разработка самолета начата ОКБ им.П.О.Сухого в конце 1990-х годов. В апреле-мае 2001 г. по программе И-21 / ПАК ФА был объявлен тендер в котором приняли участие ОКБ Сухого, ОКБ МиГ с взаимодействием обоих КБ с ОКБ Яковлева по проработке варианта проекта с вертикальным взлетом. Решение государственной комиссии по итогам конкурса принято в начале 2002 г. — выиграл проект самолета Т-50 ОКБ Сухого (главный конструктор — А.Давиденко), как наименее рискованный в реализации и полностью удовлетворяющий тактико-техническим требованиям. В июне 2002 г. решением правительства утверждено решение комиссии, поручено подготовить целевую комплексную программу и приступить к эскизному проектированию. Тактико-техническое задание выдано МО России в июле 2002 г. Эскизный проект Т-50 завершен в ОКБ в ноябре 2004 г. и утвержден МО России в декабре 2004 г. Начаты эксперименты на самолетах-лабораториях. Электронный макет Т-50 (вероятно, компьютерная модель компоновки самолета) продемонстрирована Главкому ВВС России В.Михайлову не позже января 2005 г. К 2005 г. обнародованы наименования Т-50 и И-21 и объявлено о возможной защите технического проекта самолета в 2006 г. К началу 2006 г. макет планера самолета прошел продувки в аэродинамической трубе. Производство конструктивно-подобных образцов Т-50-0 (Т-50-КПО) начато на КнААПО (г.Комсомольск-на-Амуре) в ноябре 2006 г. В апреле 2007 г. руководством ВВС утвержден макет Т-50, ведется выпуск конструкторской документации. В августе 2008 г. разработка комплекта конструкторской документации завершена, чертежи переданы на КнААПО для изготовления опытной серии Т-50. Сборка опытной партии летных прототипов (Т-50-КНС и Т-50-1) начата в декабре 2007 г. и продолжена в 2008 г. По состоянию на 1 июня 2009 г. завершается сборка Т-50-0 предназначенного для статических испытаний, ведется сборка самолетов летно-испытательной серии (Т-50-КНС и Т-50-1). По состоянию на 20 августа 2009 г. созданы два или три технических образца Т-50 (1-2 Т-50-КПО и 1 Т-50-КНС) для наземных испытаний и ведется сборка первого летного прототипа Т-50-1. Испытания: 24 декабря 2009 г. на аэродроме Дземги (г.Комсомольск-на-Амуре) первую пробежку совершил один из двух прототипов первой серии И-21 — Т-50-КНС. 16 января 2010 г. самолет-летающая лаборатория Т-10М-10 борт №710 с 14-28 по 14-54 московского времени на аэродроме ЛИИ в Жуковском совершил первую скоростную рулежку с прототипом двигателя Т-50 — «изделие 117», а 21 января самолет-летающая лаборатория Т-10М-10 совершил первый полет с двигателем «изделие 117». 22 января Т-50-1 совершил пробежку по ВПП аэродрома КнААПО Дземги с поднятием передней стойки шасси в воздух и выпуском тормозного парашюта. И, наконец, 29 января 2010 г. в 11-19 по местному времени пилот Сергей Богдан совершил первый полет на Т-50-1 продолжительностью 47 минут (подробная хронология — см. ниже). Второй полет Т-50-1 в камуфляжной окраске ВВС России состоялся 12.02.2010 г. в Комсомольске-на-Амуре. Кроме первого полета изначально предполагалось в Комсомольске-на-Амуре совершить еще 2-7 полетов (по разным данным) после чего первый прототип должен поступить на аэродром Гордый (база ЛИИ ВВС в Жуковском). Особая благодарность сайту «Стелс машины» и лично Paralay (http://paralay.com) за огромный вклад в сбор и анализ информации по ПАК ФА, а так же за замечательные графические материалы.

Взлетает Т-50 / ПАК ФА борт №054, Раменское, 22.08.2013 г. (фото — Сергей Копцев, http://russianplanes.net/id117986).

Примечания

  1. МБР Р-7 • Р-7А • Р-16 • Р-9А • УР-100 • Р-36 • РТ-2 • РТ-20

    • Темп-2С • УР-100К • Р-36М • УР-100Н • МР УР-100 • Р-36М УТТХ • РТ-2ПМ «Тополь» • Р-36М2 «Воевода» • РТ-23 • РТ-23 УТТХ «Молодец» •Копьё-РКурьер • РТ-2ПМ2 «Тополь-М» • РС-24 «Ярс» • РС-26 «Рубеж» • РС-28 «Сармат»

    БРСД Р-3 • Р-5 • Р-12 • Р-14 • РТ-1

    РТ-15 • РСД-10 •Скорость

    и ОТРК Р-1 • Р-2 • Р-11 • Р-17 • Р-18

    9К71 «Темп» • 9К76 «Темп-С» • 9К79 «Точка» • 9К714 «Ока» • 9К720 «Искандер»

    Неуправляемые ТР 2К1 «Марс» • 2К4 «Филин» • 2К5 «Коршун» • 2К6 «Луна» • 9К52 «Луна-М»
    БРПЛ Р-11ФМ • Р-13 • Р-15

    • Р-21 • Р-27 • Р-29 • Р-29Р •Р-31 • Р-39 •Р-39УТТХ «Барк» • Р-29РМ • Р-29РМУ2 «Синева» • Р-29РМУ2.1 «Лайнер» • Р-30 «Булава»

    Порядок сортировки — по времени разработки. Курсивом

    выделены экспериментальные или не принятые на вооружение образцы.

Ссылки

  • [rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/p16/p16.shtml Стратегический ракетный комплекс Р-16 с ракетой 8К64 (Р-16У/8К64У)] ИС «Ракетная техника»
  • [web.archive.org/web/20020117180901/rau-rostov.narod.ru/01/rvsn-mbr/r-16.htm Межконтинентальная баллистическая ракета Р-16 (8К64) / Р-16У (8К64У), SS-7 (Saddler)] Сайт Ростовского военного института Ракетных войск имени Неделина М. А.
  • [www.mk.ru/incident/2015/10/29/katastrofa-na-baykonure-pochemu-pogibli-124-cheloveka-vo-glave-s-marshalom.html Газета Московский комсомолец] // Катастрофа на Байконуре.

Топливные баки

Эти детали ракеты Р-12, фото которой представлено в обзоре, выполнены из специального алюминиевого состава АМГ-6М. Этот материал отлично противостоит коррозии и воздействию азотной кислоты, фиксируется при помощи автоматической аргонной сварки. Шпангоуты и стрингеры сделаны из дюраля типа Д-19АТ, обшивка боковых отсеков — из аналогичного сплава конфигурации Д-16Т. Резервуар окислителя разместили в верхней части ракеты, он оборудуется промежуточной донной системой, улучшающей центровку агрегата благодаря возможности перелива окислителя из одной части бака в другую полость при необходимости.

Наддув резервуара осуществляется посредством распада рабочего тела в виде перекиси водорода, температура которой превышает 500 градусов. На серийных моделях этот процесс производится также с участием сжатого воздуха. У модификации Р-12У конструкция окислительного бака модернизирована с учетом расчета центровки в расширенном диапазоне. Для этого не требовалось разделять бак на две части, достаточно было давления сжатых воздушных масс.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector