Врагу не сдается наш гордый «варяг»: судьба корабля-героя

Врагу не сдаётся наш гордый “Варяг”

После получения ультиматума Руднев собрал офицеров. Было принято решение не сдаваться, а прорываться с боем в Порт-Артур, где базировались основные силы 1-й Тихоокеанской эскадры. Если же прорваться не удастся, то тогда придётся взорвать и “Варяга”, и “Корейца”.

27 января 1904 года в 11 часов 20 минут русские военные корабли снялись с якоря и пошли в открытое море. Пока они пересекали бухту, моряки иностранных судов стояли на палубах и отдавали им честь. На французских и английских кораблях громко играла музыка. Так под музыку будущие герои беспрецедентного морского сражения и вышли в открытое море.

В 11 часов 45 минут раздался первый выстрел с флагманского корабля “Асамы”. Расстояние между противниками составляло 8 км. Крейсер “Варяг” тут же ответил залпом из своих орудий. Так начался бой.

Своими выстрелами русский корабль повредил кормовую башню на “Асаме”, уничтожил кормовой мостик. На судне вспыхнул пожар, и оно временно прекратило стрельбу. На “Акаси” произошёл сильный взрыв. Был потоплен один японский миноносец и получил серьёзную подводную пробоину “Такачихо”.

Но ответный огонь японской эскадры также нанёс серьёзные повреждения русскому крейсеру. Были сметены верхний мостик и боевая рубка. Получили повреждения 9 орудий калибра 152 мм и 7 орудий калибра 75 мм. Корабль получил 5 серьёзных подводных пробоин. Из личного состава погибло 39 человек и 73 человека получили ранения. А вот канонерская лодка “Кореец” осталась невредимой. Её экипаж также не понёс никаких потерь, на лодке даже не было раненых. У японцев потери составили 30 человек, и 200 человек получили ранения разной степени тяжести.

Русский корабль начал крениться на левый борт, и было принято решение вернуться в порт Чемульпо. Уже в порту командиры решили затопить судно. Взрывать его было нельзя, так как в этом случае можно было повредить суда нейтральных иностранных государств. Команда открыла кингстоны, и в 18 часов 10 минут “Варяг” лёг на морской грунт. “Корейца” взорвали прямо на рейде. Лодка была небольшая, и её взрыв не причинил никому никакого вреда.

Французский посол передал русским морякам условия японцев. Те потребовали, чтобы весь личный состав был отправлен в Шанхай и находился там вплоть до окончания военных действий. Это условие было выполнено. Моряки, а также казачья команда, нёсшая охрану посольства, погрузились на суда нейтральных стран и отбыли в Шанхай.

Дальнейшая судьба русских моряков

Из Шанхая моряки небольшими группами переправились в Одессу. Всего, за период с 19 марта по 6 апреля, в одесский порт прибыло 630 моряков с геройски погибших судов. К этому можно добавить 85 военнослужащих, которые не входили в личной состав, нёсший службу на славных боевых кораблях.

Из Одессы моряки отправились в Петербург и прибыли туда 16 апреля 1904 года. Здесь их на Дворцовой площади приветствовал лично государь-император. В честь героев был устроен торжественный обед. После обеда каждому военнослужащему Николай II вручил именные часы.

В 1954 году вышло постановление Президиума ЦК КПСС. В нём, по случаю 50-летия битвы при Чемульпо, было обнародовано решение о награждении ветеранов, принимавших участие в сражении, медалями “За отвагу” с назначением ветеранских пенсий. Всего было награждено 118 человек.

Дальнейшая судьба героического крейсера

В 1905 году японцы подняли затопленный русский корабль, отремонтировали его, и 22 августа он был введён в эксплуатацию под названием “Соя”. Использовался он японскими военными в качестве учебного корабля.

В 1916 году российское правительство выкупило корабль у японцев. Судно было приписано к Владивостоку под своим старым именем. Затем вошло в состав флотилии Северного Ледовитого океана, которая базировалась в Мурманске. То есть корабль совершил переход из Владивостока в Мурманск, который в то время назывался Романов-на-Мурмане.

В феврале 1917 года крейсер “Варяг” был отправлен на капитальный ремонт в Великобританию. После Октябрьской революции был конфискован британцами, так как советское правительство не захотело оплачивать его ремонт. В 1923 году корабль продали немцам на металлолом. В 1925 году во время буксировки судно затонуло в Ирландском море рядом с берегом. В следующем году каркас взорвали.

В 2003 году была организована экспедиция в район останков корабля. В ней принимал участие внук контр-адмирала Руднева. Со дна были подняты отдельные фрагменты судна. Так закончился славный путь доблестного крейсера, внёсшего свой посильный вклад в героическую историю русского военного флота.

Александр Арсентьев

Крейсер «Варяг»: первый и последний бой

Японцы имели несколько планов предстоящего сражения в зависимости от поведения русских. Руднев планов не строил — он просто хотел вырваться из Чемульпо. В двенадцатом часу дня 9 февраля «Варяг» и «Кореец» снялись с якорей и двинулись к выходу из порта. Команды кораблей нейтральных стран приветствовали это восторженными криками, корабельные оркестры играли «Боже, царя храни». «Варяг» не давал полной скорости, чтобы тихоходный «Кореец» не отстал от него.

Японцы не ожидали, что русские двинутся на них в разгар дня. Они уже готовились к вечерней атаке на «Варяг», планируя расстрелять крейсер торпедами прямо на рейде. Адмирал Уриу приказал спешно сниматься с якорей и готовиться к бою. Времени на это не хватало, и командам пришлось расклёпывать якорные цепи.

Первыми выстрелами противники обменялись около полудня. Через 15 минут японский снаряд попал в кормовой мостик «Варяга», вызвав пожар. Ещё через несколько минут снаряд разбил штурманскую рубку крейсера. Сразу после этого «Варяг» вдруг начал поворачивать направо для возвращения в порт. Позже, в рапорте, Руднев утверждал, что один из снарядов повредил рулевое управление. Однако, когда японцы подробно обследовали затопленный «Варяг», таких повреждений они не нашли. Во время поворота русский крейсер подставил свой борт японцам, сразу получив несколько попаданий вражеских снарядов. Завершив маневр, «Варяг» устремился в порт. «Кореец» последовал за ним. Японские корабли преследовали убегавших русских, но через двадцать минут, опасаясь повредить суда нейтралов, прекратили огонь.

Последний (он же первый) бой «Варяга» продолжался менее часа. За это время, согласно рапорту Руднева, его крейсер выпустил по врагу больше тысячи снарядов разного калибра. Вся японская эскадра произвела всего 319 выстрелов. Когда через несколько месяцев японцы произвели тщательную ревизию затопленного «Варяга», они пересчитали оставшийся боекомплект. Согласно этим подсчетам, русский крейсер сделал в четыре раза меньше выстрелов, чем утверждал его капитан. Сильно расходятся и оценки результатов этой стрельбы. Руднев в своих рапортах утверждал, что потопил один вражеский миноносец и так повредил крейсер «Такачихо», что тот затонул через несколько дней, имея на борту две сотни раненых в бою у Чемульпо. Однако все три миноносца и крейсер «Такачихо» преспокойно продолжали плавать ещё долгие годы, участвуя, в том числе и в сражениях с русским флотом. В тщательно сохраняемых японских архивах не найдено сведений ни об одном погибшем или раненом при Чемульпо японском моряке. Сведения о потерях экипажа «Варяга» туманны. В вахтенном журнале указывалось, что за время боя погибли офицер и 22 матроса, а вскоре от ран умерли ещё 10 человек. На «Корейце» потерь не было. А вот число раненых на «Варяге» сильно менялось в зависимости от времени написания рапорта: оно колебалось от 68 до 180 человек. Легкое ранение получил и сам Руднев.

Вернувшись в Чемульпо, офицеры «Варяга» приняли решение уничтожить корабль. Руднев посетил английский крейсер «Талбот» и договорился, что российские моряки перейдут на нейтральные суда. Англичанин поставил лишь одно условие: не взрывать «Варяг», чтобы чужие корабли не получили повреждений. Уже в три часа пополудни экипаж русского крейсера перебрался на иностранные корабли. «Варяг» было решено затопить, открыв кингстоны. При этом подготовка к уничтожению велась крайне спешно. Не были выведены из строя орудия, на борту оставили тела погибших, навигационную и техническую документацию и даже боевые андреевские флаги. Капитан «Корейца» подошел к уничтожению канонерской лодки более ответственно. Он успел создать комиссию, которая сожгла все документы и вывела из строя орудия. После этого «Кореец» был взорван. «Варяг» затопили, но на очень неудачном месте: из-за мелководья во время отлива крейсер обнажался почти целиком. Заодно с боевыми кораблями сожгли русский пароход «Сунгари», имевший несчастье оказаться в феврале 1904 года в Чемульпо.

Через два дня над останками «Варяга» заполоскался японский флаг, а еще через неделю водолазы приступили к обследованию затонувшего судна. За несколько месяцев были подняты все орудия и их боекомплект. Их признали полностью годными к использованию, и вскоре русские пушки приняли участие в шедшей войне, но уже на стороне японцев. Стреляли они при этом «родными» снарядами. Окончательно «Варяг» подняли в августе 1905 года. Он самостоятельно вышел из порта, а после небольшого ремонта был переименован в «Соя» и включен в состав флота Страны восходящего солнца. Подъем «Корейца» оказался невозможен из-за последствий взрыва, поэтому его продали на металлолом.

История крейсера «Варяг» завершилась у берегов Ирландского моря

Списанный крейсер следовал к покупателю вдоль побережья
Англии. В заливе Клайда (Firth
of Clyde) у берегов Шотландии пароход сел на камни. Много лет ржавеющий
остов возвышался над водой в 500 м от берега. Жители ближайшего села Лендлфут (Lendalfoot) знали историю русского корабля. А
местные власти даже устроили на берегу мемориал в виде стального якоря и
бетонной плиты.

Мемориал «Варягу». Лендлфут, Шотландия

30 июля 2006 г. рядом с якорем установили двустороннюю мемориальную
плиту. На лицевой стороне выбито краткое описание судьбы
крейсера на английском языке. На обратной стороне плиты тот же текст на
русском. Табличка увенчана Георгиевским крестом и украшена рельефными
изображениями развивающегося боевого знамени в верхней части и бороздящего море
крейсера – в нижней.

Мемориальная табличка крейсеру «Варяг» в Англии. Аверс и реверс

8 сентября 2007 г. на берегах Туманного Альбиона появился второй
памятник «Варягу». Это массивный бронзовый крест 3 метра высотой. Крест украшен
надписью «Варягъ» и рельефным изображением легендарного
корабля.

На церемонии присутствовали российские и британские
военно-морские офицеры и дипломаты, а также бывший Генеральный секретарь НАТО. Во
время установки креста в его основание была заложена капсула с землей из
Владивостока. Монумент крейсеру «Варяг» стал
первым памятником русской боевой славы в Великобритании.

  • История крейсера «Варяг» завершилась у берегов Ирландского моря
  • Памятник «Варягу» обращен на залив Клайда, где нашел свое последнее пристанище легендарный крейсер. На заднем плане остров Э́йлса-Кре́йг

Мемориальный комплекс представляет собой ухоженную площадку между
шоссе и кромкой берега. Пространство живописно оформлено морскими валунами. Вокруг
расставлены скамейки и памятные доски. С обеих сторон от входа на площадку
установлено по четыре бетонных столбика. Столбики соединяет массивная якорная цепь.

Судьба крейсера «Варяг» завершилась у берегов Туманного Альбиона
Врагу не сдается нашъ гордый „Варягъ“

https://en.wikipedia.org/wiki/Russian_cruiser_Varyag_(1899)

История службы

Блокада русского флота в корейском порту

В конце декабря 1903 года крейсер «Варяг», в сопровождении канонерки «Кореец», вышел из Порт-Артура. Она направлялся в нейтральный корейский порт Чемульпо для обеспечения связи с русским консульством. По прибытии на место капитан получил сведения о начале войны между Россией и Японией.

В начале февраля 1904 года порт Чемульпо заблокировала эскадра адмирала Урио. Канонерке не удалось прорваться сквозь блокаду и пришлось вернуться назад в бухту.

Последний бой «Варяга» и «Корейца»

Японское соединение насчитывало 15 кораблей и, пользуясь своим численным преимуществом, адмирал Урио поставил русским условие: либо атака японцев прямо на рейде, где находились судна других стран, не участвовавших в войне, либо выйти и ответить на вызов.

Капитан «Варяга» принимает решение идти на прорыв. 9 февраля крейсер выходит из бухты и сразу попадает под обстрел японских военных судов. Корабль открывает ответный огонь. Во время боя судно получило очень серьезные повреждения, а также потеряло, в виде убитых и раненых, большую часть экипажа. Поэтому было решено, вместе с канонеркой, вернуться назад в порт.

Затопление

Командиры вместе с офицерами обсудили ситуацию и решили, что дальнейшее сражение бесполезно, ввиду значительно превышающего числа вражеских кораблей. Изначально было предложено взорвать оба судна. Однако впоследствии было принято решение, затопить «Варяг», для чего были открыты специальные клапана (кингстоны), перекрывающие доступ морской воды. «Кореец» же был взорван.

Возвращение экипажа на родину

Оставшихся в живых членов команды разместили на английском, французском и итальянском «Паскале», «Талботе» и «Эльбе» (около 765 человек). 24 тяжелораненых матроса были вывезены на берег, в японский госпиталь. Вместе с этим проводились переговоры о возвращении моряков в Россию. Япония поставила условие возврата военных: они должны были дать обещание, что больше не будут участвовать в военных действиях в Тихом океане. Николай второй дал согласие на эти требования и уже в апреле команды торжественно встречали в Санкт-Петербурге.

Останки погибших членов экипажа в 1911 году были перевезены и захоронены в братской могиле в городе Владивостоке.

Дальнейшая судьба

Поскольку крейсер был затоплен на небольшой глубине, японцы в течение некоторого времени демонтировали нужное им оборудование и вооружение. После чего была сформирована специальная команда для поднятия судна из воды, которое завершилось в начале августа 1905 года. А уже 5 ноября 1905 года крейсер уже смог своим ходом отправиться в порт Сасебо, где получил новое название «Соя» и вошел в списки японской флотилии. Чтобы сохранить историю о подвиге, по приказу императора Муцухито, на корме была оставлена табличка с названием корабля «Варягъ». Долгие годы судно использовалась японцами как учебное, и только в 1916 «Варяг» был выкуплен Россией и вошел в состав Северного флота.

В феврале 1017 крейсер был конфискован Англией за долги советского правительства, в 1920 году как лом был перепродан в Германию, а в 1925 году во время шторма затонул у берегов Шотландии.

Американское чудо техники

К моменту начала русско-японской войны в 1904 году в российском обществе по отношению к будущему противнику царило «шапкозакидательское» настроение. Поражение привело к обратному результату: технические достижения японцев стали преувеличивать.

Эта тенденция сказалась и на оценке «Варяга». Поначалу крейсер характеризовали как мощную военную единицу, способную «заткнуть за пояс» противника. Позже появились утверждения, что крейсер этот был слабым и устаревшим. Оба утверждения неверны. Дело было не в технике, а (как сказали бы сегодня) в человеческом факторе.

Гонка флотского вооружения

Япония в конце XIX века отставала от развитых государств в техническом плане, но уже сумела совершить грандиозный экономический прорыв.

Она не достигла уровня мировой державы, но составляла ведущим странам мира достойную конкуренцию. Для дальнейшего развития требовались ресурсы, отсутствующие на тесных островах – так объясняется воинственность молодого «азиатского тигра».

Допускать этого не следовало – Россия сама имела экспансионистские планы в Китае и Корее. Заказ на постройку корабля «Варяг» стал одним из шагов по предупреждению японского доминирования.

Американский заказ

Импортозамещение налажено не было – российские верфи работали медленно. Поэтому заказ на постройку бронепалубного крейсера «Варяг» получили корабелы Филадельфии. Там взялись сделать все за 20 месяцев. Орудия крейсера изготавливались в России.

Согласно проекту, данные крейсера отвечали всем новейшим (на то время) требованиям к боевому кораблю.

Описание технических характеристик корабля позволяет представить мощное, быстроходное, хорошо вооруженное судно.

  • Габаритные размеры: длина – 129, 56 м, осадка – 5,94 м, ширина – 15,9 м.
  • Водоизмещение – 6500 тонн (проектное), 6604 тонны (по факту).
  • Броня: палуба – от 37 до 76 мм, боевая рубка – 152 мм.
  • Суммарная мощность двигателей – 20 тыс. л. с.
  • Максимальная скорость – 24,59 узлов (получена на испытаниях).
  • Главный калибр – 152 мм (12 шт.).
  • Прочая артиллерия – 24 орудия (75-, 63-, 47-, 37-миллиметровые), 2 пулемета.
  • Прочее вооружение: 6 торпедных аппаратов 381 мм, 2*254 мм, 35 мин заграждения, 6 метательных мин.
  • Команда – 20 офицеров, 550 нижних чинов (согласно штату). В реальных условиях бывали изменения; так, на момент битвы с японцами на крейсере было 558 человек: 21 офицер, 4 кондуктора, 3 наемных штатских, священник, 529 матросов.

Были и другие чудеса техники.

На корабле было множество электрики (новинка для того времени) – подъемники для снарядов, лебедки для шлюпок, даже тестомешалки. Имелась телефонная связь. Мебель выполнили из металла, хотя и покрасили «для антуража» под дерево. Это уменьшало пожароопасность.

Участие крейсера в Русско-японской войне было коротким

Русско-японская война застала крейсер в корейском нейтральном порту Чемульпо́ вместе с канонерской лодкой «Кореец». Оба военных судна находились там в связи с пребыванием русского посольства в Сеуле, который расположен всего в 20 км восточнее Инчхона.

Во время Русско-японской войны Желтое море стало главным театром военных действий

9 февраля 1904 года японская эскадра блокировала выход из порта Чемульпо. Пытаясь прорваться, крейсер «Варяг» и канонерка «Кореец» вступили в неравный бой. Два русских корабля против 2 броненосных и 4 бронепалубных крейсера плюс 8 миноносцев. В течение 50 минут в заливе происходил огневой бой. Свидетелями сражения были тысячи жителей Чемульпо и моряки иностранных судов.

Крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» идут в свой «последний парад». 12 часов дня 9 февраля 1904 г.

Согласно записям в судовых журналах за время морского сражения «Варяг» выпустил по японской эскадре 1105 снарядов, при этом потопил 1 вражеский миноносец и 1 крейсер. Однако японская сторона отрицает эти сведения.

Не сумев прорваться через кольцо, «Варяг» вернулся на место якорной стоянки. Виден пожар на корме и сильный крен на левый борт

В ходе сражения погибло около 40 и ранено 70 членов экипажа
«Варяга» из 700. Командир корабля капитан 1-го ранга В. Ф.
Руднев отдал приказ об отступлении. Крейсер вернулся к месту якорной стоянки в
порту Чемульпо. Японская эскадра не стреляла по русскому боевому судну,
поскольку опасалась повредить корабли нейтральных стран, стоящие в порту.

Детали, не указанные в отчетах

В подлинной истории крейсера «Варяг» обнаруживаются факты, предопределившие ему недолгую жизнь. Он был построен и сдан заказчику в 1899 году (то есть вовремя), но флаг над ним поняли только 2 января 1901 года. Причина в том, что корабль сразу потребовал доработки – тактико-технические характеристики не соответствовали задуманному.

Главных проблем было две. Установленные на корабле котлы системы Никлосса оказались ненадежными, часто ломались. Хотя русский флот уже имел опыт работы с котлами этой системы, и особых проблем они не вызывали, здесь «не срослось».

По этой причине в боевых условиях корабль был тихоходнее, чем планировалось, и постоянно рисковал оказаться в самый неподходящий момент с аварийными котлами. Практически заявленная производителями скорость в 26 узлов не достигалась.

Капитан В.Ф.Руднев жаловался не только на проблемы с котлами, но и на другие недоработки производителя, и на слабую ремонтную базу. Вероятно, его сведения о максимальной скорости хода в 14 узлов преуменьшены, но полной скорости «Варяг» не давал.

Кроме того, орудия бронепалубного крейсера броневой защиты были лишены. Это создавало дополнительный риск для артиллеристов и боеспособности крейсера (врагу легко было уничтожать вооружение корабля).

Этот недостаток броневой защиты сыграл роковую роль в знаменитом бою крейсера «Варяг» с японской эскадрой. Большинство крейсеров того времени такую защиту имели, но в данном случае корабль облегчали за счет орудийной брони.

Из печального опыта были сделаны соответствующие выводы, на других крейсерах такого типа (включая «Аврору») была установлена защита для орудий. Но артиллеристам-«варяжцам» это уже не могло помочь.

Встреча в проливе

Инструкции, полученные командиром отряда контр-адмиралом Иессеном, предусматривали, что в Корейский пролив Владивостокский отряд крейсеров должен войти на рассвете 14 августа. Это указание, отданное командующим флота в Тихом океане адмиралом Николаем Скрыдловым, сыграло еще одну роковую роль в событиях. Назначенный командующим после гибели адмирала Степана Макарова 31 марта 1904 года, Скрыдлов не успел попасть в Порт-Артур после начавшейся осады и командовал флотом из Владивостока, вынужденный принимать решения на основе телеграмм, попадавших туда с опозданием.

Броненосный крейсер «Громобой» во Владивостоке, зима 1903-1904 годов

Так случилось и на этот раз: к утру 14 августа, когда владивостокские крейсера, как им и было предписано, входили в Корейский пролив, в нем уже крейсировали корабли японской эскадры адмирала Хиконодзе Камимуры, состоявшей из четырех броненосных крейсеров «Идзумо», «Адзума», «Токива» и «Ивате». Их главной задачей было отрезать пути к Владивостоку для прорвавшихся кораблей порт-артурской эскадры, а на деле они стали главными противниками отряда контр-адмирала Иессена.

В предрассветной темноте две эскадры разминулись друг с другом, и Владивостокский отряд крейсеров вошел в пролив, уверенный, что он пока чист от кораблей противника. То, что это не так, стало понятно ближе к пяти часам утра, когда русские крейсеры повернули на запад и вскоре разглядели в рассветных лучах японские броненосцы, идущие им наперерез.

Броненосный крейсер «Россия» во Владивостоке, осень 1904 года

В этот момент контр-адмирал Иессен допустил ошибку, которая стала залогом будущего поражения. Вместо того, чтобы подойти к японским кораблям на короткую дистанцию, при которой смогла бы эффективно действовать вся артиллерия русских крейсеров, в том числе и малокалиберная, он отдал приказ поворачивать на восток, а потом и еще южнее. Тем самым корабли Владивостокского отряда оказались стоящими бортом к японцам, подставив орудиям противника свои самые уязвимые места. И противник не замедлил воспользоваться столь удачной позицией.

Модельный конфликт и не только

Александр Антонов:Перспективы развития ВМФ России как военного инструмента глобальной политики

Своего рода контрольной задачей для Тихоокеанского флота ВМФ России можно считать гипотетический конфликт с Японией, как единственной страной в регионе, которая, во-первых, имеет территориальные претензии к России и, во-вторых, является союзником США, при этом способным, теоретически, осуществить наступательную операцию в спорном районе самостоятельно, без втягивания американских сил в конфликт. Однако это совершенно не означает, что подобный конфликт произойдет в обозримом будущем: речь идет именно о сравнении военных потенциалов в гипотетическом контексте данной контрольной задачи для первого этапа восстановления российского Тихоокеанского флота.

Решение этой задачи подразумевает способность Тихоокеанского флота выиграть войну на море у сил самообороны Японии, либо сорвав их возможную операцию, либо проведя свою успешную операцию в ответ. В текущем виде Тихоокеанский флот очевидно не способен к выполнению этой задачи без привлечения сил из других регионов страны, и исправление этой ситуации следует считать ключевой целью военно-морского строительства на Дальнем Востоке. Следует при этом иметь в виду, что задача может решаться разными способами, и не требует обязательной гонки «вымпел на вымпел», как это происходило в морских противостояниях в начале XX века.

В конечном счете, имея атомный подводный флот и развитые ракетные технологии, Россия может компенсировать количественное отставание строительством более мощных боевых единиц, обеспечивающих качественное превосходство за счет принципиально иного уровня боевой мощи — сверхзвуковые ПКР, более плотная и эшелонированная ПВО надводных кораблей, ударные возможности АПЛ и т.д. Разумеется, это не снимает задачи наращивания численности сил флота на Дальнем Востоке — ситуация, когда вывод из строя одной боевой единицы создает заметную брешь в обороноспособности неприемлема для крупной военной державы.

Следует иметь в виду, что создание флота, способного без подкреплений выиграть гипотетический конфликт с Японией само по себе в нынешнем состоянии ВМФ и промышленности потребует длительного времени, но при этом даст в руки военного руководства инструмент, способный действительно обеспечить активную военную поддержку внешней политике, будь то регулярное присутствие в ключевых регионах или создание сбалансированной боевой группы для участия в локальном конфликте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector