Самый большой корабль россии: “петр великий” и еще 8 морских гигантов

История создания

Проектирование

В связи с потерей в огне крейсера «Витязь», Морским министерст­вом 9 июня 1901 года был отдан приказ о постройке нового крейсера, взамен утраченного. Всё закупленное оборудование для «Витязя» передавалось на новый корабль. В тоже время восстанавливалась утраченная в огне документация.

Новый крейсер получил название «Олег» — в честь парусно-парового фрегата Балтийского флота 1860 года постройки, погибшего от тарана в 1869 году Броненосной батареи «Кремль».

Постройка и испытания

После спуска броненосца «Бородино», на Петербургской верфи «Новое адмиралтейство» приступили к постройке нового крейсера. В ходе строительства исправлялись все недочеты и ошибки, которые возникали на строившемся в германии «Богатыре». Руководством МТК было заключено соглашение с фирмой A.G. Vulcan. По условиям соглашения, немецкая фирма A.G. Vulcan обязалась передавать чертежи деталей, для их производства на Франко-Русских заводах.

Опыт, полученный при начале строительстве «Витязя», позволили в сжатые сроки собрать корпус крейсера. 6 июля 1902 года произошла официальная закладка, при которой присутствовал император Николай II.

Спуск на воду бронепалубного крейсера I-го ранга «Олег»

«Олег» спустили на воду 14 августа 1903 года, еще предстояло установка машин и котлов, произведенных на Франко-Русском заводе. Командование хотело отправить крейсер на Дальний Восток только через 2 года. Начало войны 1904 года не внесло никаких корректировок в сроки достройки корабля. Только после гибели броненосца «Петропавловск», были выделены дополнительные средства, что позволило ускорить достройку ряда кораблей. Форсируя работы корабль подготовили для испытаний.

24 июня 1904 года на испытаниях обнаружились первые поломки: при отдаче якоря лопнул корпус стопора Легофа, а при отбивании склянок треснул колокол. Возникали и другие проблемы, требовавшие немедленного возвращения и проведения ремонтных работ, в частности при попытке развить полный ход обнаружились стуки в ЦНД. При разборке заднего ЦНД правой машины на его внутренней поверхности по всей высоте были обнаружены многочисленные борозды, а также трещины силовых элементов. Руководство флота торопило с испытанием крейсера, потому что хотело отправить его вдогонку 2-ой эскадры, однако многочисленные поломки и недочеты мешали скорому выходу корабля. Не окончив полный курс испытаний и стрельб «Олег» вышел в Либаву.

Канонерская лодка «Кореец»

Канонерская лодка «Кореец» накануне Русско-японской войны находилась вместе с крейсером «Варяг» в порту Чемульпо. 26 января 1904 года канонерка была направлена в Порт-Артур, но подверглась нападению японской эскадры и была вынуждена вернуться в Чемульпо. Перед боем на «Корейце» срубили стеньги (верхнюю часть мачт), чтобы внести в стрельбу японских комендоров заведомую ошибку — японцы рассчитывали расстояние до цели при помощи призм Люжоля, ориентируясь на табличную, а не реальную высоты рангоута цели. В результате боя 27 января русская канонерка потерь и повреждений не имела. Ответный огонь лодка вела из двух 203 мм и одного 152 мм орудий, а остальная артиллерия в силу большой дистанции не использовалась. После боя «Кореец» был взорван экипажем на рейде Чемульпо, а имя героической лодки унаследовала канонерка Балтийского флота, также погибшая в неравном бою в 1915 году.

Вооружение

Главный и вспомогательный калибры

120-мм орудие системы Кане

Главный калибр представлял из себя шесть 120-мм одинарных орудий системы Кане. Вспомогательный, предназначенный для борьбы с миноносцами и минами, был представлен восемью одинарными 47-мм орудиями Гочкиса. Так же на боевом марсе были установлены два 7,62 мм пулемета системы «Максим».

Размещение бортовой артиллерии было еще одной особенность «Бояри­на». Четыре 120-мм орудия, располагались на спонсонах верхней палубы крейсера, близко к баковой и ютовой надстройкам. Четыре 47-мм орудия располагались между ними, и по два таких же 47-мм орудия внутри баковой и ютовой надстройки. Погонное и ретирадное 120-мм орудия располагались в диаметральной плоскости корабля на баковой и ютовой палубе. При таком расположении орудий, бортовой залп на один борт, могли дать одновременно по четыре 120-мм и 47-мм орудия.

Боезапас: для каждого 120-мм орудия 200 снарядов, для 47-мм по 600.

Минно-торпедное вооружение

Минно-торпедное вооружение обеспечивалось 5 торпедными аппаратами использующие 381-мм торпеды Уайтхеда. Четыре траверзных и один ретирадный торпедные аппараты располагались в межпалубном пространстве. Общий боезапас — 11 торпед.

Сталинградский класс

Виды Сталинграда сбоку и сверху.

В 1943 году ВМФ повторно выдвинул свои требования к большому крейсеру для уничтожения легких крейсеров противника, но ни один из представленных проектов не был приемлемым. Требование было переиздано в 1944 году для более крупного корабля, и концепция была одобрена Политбюро в 1945 году. Однако военно-морской флот и Наркомат кораблестроения разошлись во мнениях о возможности заложить какие-либо корабли новой конструкции до 1950 года, поэтому комитет был назначен под под председательством Лаврентия Берии решить вопрос. В основном она была на стороне Наркомата кораблестроения, но позже в том же году была утверждена программа создания семи больших крейсеров. Предварительные проектные работы не были завершены до 1948 года, и размер корабля увеличился до 40 000 тонн (39 368 длинных тонн). Сталин несколько раз вмешивался в процесс проектирования и приказал уменьшить водоизмещение корабля до 36 500 метрических тонн (35 924 длинных тонны) и увеличить скорость до 35 узлов (65 км / ч; 40 миль в час), а также указать его вооружение как 305-мм орудия. чем предпочитаемые военно-морским флотом 220-мм (8,7 дюйма) орудия. Все эти изменения отложили утверждение рабочего проекта до 1951 года.

Первый корабль был спущен на воду в ноябре 1951 года, а два других последовали за ним в 1952 году; четвертый, очевидно, был заказан на Северодвинском судостроительном заводе, но был отменен до того, как был заложен. К этому времени поддержка Сталина была главным стимулом кораблей и мало времени было потрачено впустую их отмены после его смерти 5 марта 1953 года под Сталинградом ‘ корпуса s было приказано использовать для испытаний оружия в то время как две другие суда были списаны , где они лежали. Корпус был спущен на воду в 1954 году после того, как он был доработан в соответствии с его новой ролью. Его отбуксировали из Николаева в Севастополь в 1955 году, но он приземлился у входа в Севастопольскую бухту. Первоначальные попытки оторвать его от скал грубой силой потерпели неудачу, а опрокидывание линкора « Новороссийск» еще больше задержало спасательные работы, так что его освободили только в середине 1956 года. Она служила мишенью для первого поколения советских противокорабельных ракет и широкого спектра бронебойного оружия, прежде чем она была списана в начале 1960-х, вероятно, в 1962 году.

Технические характеристики, конструкция и сервисные данные
Корабль Строитель Основные пушки Броня Смещение Движение Услуга
Положил Запущен Судьба
Сталинград (русский: Сталинград ) Николаев,
ССЗ № 198
9 × 305 мм 180 мм (7,1 дюйма) 42,300 т (41632 длинных тонны) 4 винта, 4 × паровые турбины с редуктором, 35,5 кН (65,7 км / ч; 40,9 миль / ч) Ноябрь 1951 г. 16 марта 1954 г. Халк использовался в качестве цели и позже был списан
Москва (русский: Москва ) Ленинград,
ССЗ № 189
Сентябрь 1952 г. Сдан на слом, 1953 г.
Кронштадт (русский: Кронштадт ) Верфи № 402 , Северодвинск Октябрь 1952 г. Сдан на слом, 1953 г.

Корпус

Корпус крейсера был выполнен по клетчатой (бракетной) системе набора. К вертикальному килю (высота в средней части 1844 мм, в оконечностях 1100 мм, толщина 16—11 мм) крепились литые фор- и ахтерштевни. Шесть днищевых стрингеров располагались параллельно килю, крайние стрингеры были водонепроницаемыми и ограничивали междудонное пространство.

Шпангоуты устанавливались со шпацией 1100 мм; нумерация шпангоутов велась с кормы в нос. Водонепроницаемые сплошные флоры стояли на каждом пятом шпангоуте, двойное дно располагалось между 115—13 шп. В машинных отделениях второе дно продолжалось вдоль бортов до уровня броневой палубы, образуя межбортовое пространство шириной 575 мм.

Бортовой стрингер шел вдоль бортов, посередине между крайними днищевыми стрингерами и нижней кромкой броневой палубы, соединявшийся в носовой и кормовой частях с палубами платформы. Корпус разделялся водонепроницаемыми переборками, для обеспечения живучести при боевых повреждениях, на 13 отсеков.

Крейсер имел три палубы: верхнюю (толщиной 9,5 мм в средней части и 7 мм в оконечностях), батарейную, или жилую (6 мм), броневую — платформы. На палубах был настлан линолеум: на верхней — толщиной 7 мм, на других — 3,5 мм.

Килевые пояса имели толщину 12 мм в средней части корпуса и 10 мм в оконечностях, бортовые пояса 8—11 мм, а скуловой, ширстречный и у ватерлинии 13 мм. Кроме того, ширстречный пояс выше бортовых иллюминаторов удваивался листами толщиной 10 мм.

По всей длине корабля у ватерлинии располагались бортовые коффердамы шириной 0,8 м и высотой на 1,2 м выше ватерлинии.

Для защиты от коррозии, а также обрастания водорослями и ракушками подводная часть корпуса покрывалась красной краской «Интернациональ» фирмы «Гольцалфель».

Между донное пространство изнутри было покрыто слоем портландского цемента толщиной 13—50 мм.
В местах, где сталь корпуса крейсера соприкасалась с медью и ее сплавами (дейдвудные тру­бы, кингстоны), размещались протекторы, выполненные из цинковых брусков.

Угольные ямы располагались на протяжении 50 — 97 шпангоутов как под броневой палубой, так и на ней, вдоль бортов, служа дополнительной защитой.

Номер один: “Петр Великий”

Самым большим кораблем в России является атомный крейсер “Петр Великий”. Корабли этого класса появились в середине 60-х годов прошлого столетия. Из-за высокой стоимости и сложности постройки, похвастаться наличием таких крейсеров в военно-морском флоте могли всего две сверхдержавы – США и СССР. Сегодня в мире эксплуатируется всего один атомный крейсер – “Петр Великий”, входящий в состав ВМФ РФ.

История корабля

Начало строительства самого мощного корабля ВМФ России приходится на 1986 году. Тремя годами позже атомный крейсер был спущен на воду. При разработке, судно получило имя “Юрий Андропов”, однако в 1992 году корабль переименовали. Бортовой номер тоже сменился – с 183 на 099.

На сегодняшний день, этот тяжелый атомный крейсер является самым большим не авианесущим кораблем в мире.

К строительству и испытаниям корабля подошли со всей тщательностью. Как только крейсер спустили на воду, он был направлен на ходовые испытания в Заполярье.

На счету корабля несколько интересных достижений:

  • первым обнаружил место крушение подлодки “Курск”;
  • снимался в фильмах;
  • задержал несколько суден сомалийских пиратов;
  • входит в список самых смертоносных боевых кораблей мира.

“Петр Великий” – флагман северного флота РФ.

Характеристики самого большого корабля

Боевая численность судна насчитывает свыше тысячи человек

Самый большой военный российский корабль имеет следующие характеристики:

  • 250 метров в длину;
  • 25 метров в ширину;
  • почти 60 метров в высоту;
  • водоизмещение – до 25 тыс.тонн;
  • 60 суток автономного плавания.

Энергетическая установка представлена двумя атомными реакторами. Это делает мощный корабль еще и одним из самых опасных в мире для самого экипажа.

Интересно! Другие страны, в частности США, отказались от использования таких крейсеров, так как в случае повреждения корабль представляет опасность для своей же команды.

Самый большой военный корабль российского флота имеет скорость движения около 32 узлов, что равняется примерно 60 км/ч. Для сравнения, скорость современного атомного авианосца, построенного два года назад в США, составляет 30 узлов.

Конструкция

Самый большой крейсер в России может похвастаться внушительным экипажем – корабль рассчитан на 1035 человек команды. В корабле 49 коридоров, а общая их протяженность составляет почти 20 км.

Крейсер оснащен шестью палубами и имеет целых восемь ярусов. В распоряжении экипажа:

  • 1600 помещений;
  • 30 кубриков;
  • 140 одноместных и двухместных кают для офицеров;
  • 15 душевых;
  • 2 бани;
  • сауна и бассейн;
  • медицинский блок на 2 уровня;
  • кабинеты диагностики;
  • спортзал;
  • телестудия;
  • салон отдыха для адмиралов с бильярдом и роялем.

Мощная энергетическая энергоустановка крейсера может обеспечить электричеством и теплом средний провинциальный город, в котором проживают 150 тыс. человек.

Крейсер «Дмитрий Донской»

Старый броненосный крейсер (броненосный фрегат) входил в состав Второй Тихоокеанской эскадры. Во время Цусимского боя 14 мая 1905 года серьезных повреждений не получил и продолжил самостоятельное следование во Владивосток. Но вечером 15 мая был настигнут японской эскадрой из шести бронепалубных крейсеров и четырех миноносцев. Примечательно, что японской эскадрой командовал вице-адмирал Уриу, который ранее пытался принудить к сдаче крейсера «Варяг» и «Рюрик» и тут лишился, казалось бы, верной добычи в третий раз. На предложение о сдаче с «Дмитрия Донского» открыли огонь. Ведя бой на оба борта, русский крейсер вынудил корабли противника отказаться от преследования, но и сам получил серьезные повреждения. До Владивостока оставалось всего около 300 миль, но пройти их было уже невозможно. Ночью 16 мая команда затопила крейсер у острова Дажелет. Это был последний из числа русских кораблей, погибших в Цусимском бою.

использованная литература

  • Боннер, Кит; Боннер, Кэролайн (2007). USS Iowa в состоянии войны . Зенит Пресс. ISBN 978-0-76032-804-0.
  • Брейер, Зигфрид (1992). Советские разработки военного корабля . Том I: 1917–1937 гг. Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-604-3.
  • Берт, РА (1986). Британские линкоры Первой мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-863-8.
  • Джексон, Роберт (2006). Энциклопедия военных кораблей: от Второй мировой войны до наших дней . Пресса Тандер-Бей. ISBN 1-59223-627-8.
  • Маклафлин, Стивен (2004). «Проект 69: Линейные крейсеры класса» Кронштадт «. В Престоне, Энтони (ред.). Военный корабль . 2004 . Лондон: Морская пресса Конвея. С. 99–117. ISBN 0-85177-948-4.
  • Маклафлин, Стивен (2006). «Проект 82: Сталинградский класс». В Иордании, Джон (ред.). Военный корабль . 2006 . Лондон: Конвей. С. 102–123. ISBN 978-1-84486-030-2.
  • Маклафлин, Стивен (2003). Русские и советские линкоры . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-481-4.
  • Миллер, Дэвид (2002). Иллюстрированный справочник военных кораблей с 1860 г. по настоящее время . Лондон: Книги Саламандры. ISBN 1-84065-260-8. OCLC   .
  • Миллер, Дэвид; Миллер, Крис (1986). Современный морской бой . Лондон: Книги Саламандры. ISBN 0-86101-231-3. OCLC   .
  • Робертс, Джон (1997). Линейные крейсеры . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-068-1. OCLC   .

Командиры

Фото ФИО
26.06.1894-25.01.1896 — капитан 1-го ранга Сильверсван Ф. Н.
25.01.1896-27.03.1900 — капитан 1-го ранга Доможиров Александр Михайлович
27.03.1900-09.09.1902 — капитан 1-го ранга Серебренников Пётр Иосифович
09.09.1902-05.01.1904 — капитан 1-го ранга Арнаутов Константин Петрович
05.01.1904-11.10.1904 — капитан 1-го ранга Андреев Андрей Парфёнович
11.10.1904-20.11.1906 — капитан 1-го ранга Лилье Владимир Александрович
02.10.1906-22.04.1907 — капитан 1-го ранга Студницкий Ипполит Владимирович
22.04.1907-05.10.1909 — капитан 1-го ранга Загорянский-Кисель Аполлинарий Сергеевич
05.10.1909-05.08.1912 — капитан 1-го ранга Блохин К. П.
05.08.1912-03.08.1914 — капитан 1-го ранга Ворожейкин Сергей Николаевич
03.08.1914-27.04.1915 — капитан 2-го ранга (с 25.08.1914 капитан 1-го ранга) Подгурский Николай Люцианович
27.04.1915-хх.хх.1917 — капитан 1-го ранга Щетинин А. А.
в 1918 — капитан 2-го ранга Гинтер

Бездействие (1 марта — 9 апреля 1904 года)

Вице-адмирал С.О. Макаров

В числе первых мер, предпринятых С.О. Макаровым по повышению боеспособности и активизации действий флота, приказом от 24 февраля было назначение начальником отряда Владивостокских крейсеров контр-адмирала К.П. Иессена . И перед Иессеном была поставлена новая задача для отряда: активно препятствовать переброске войск противника из Японии в Корею.

Но Иессен по ряду причин не мог приступить к выполнению приказаний:

  1. Необходимо было время на освоение новых для него частей и на соответствующую их боевую подготовку.
  2. Необходимо было выбрать направление, по которому крейсерскому отряду следовало произвести удар. Для этого требовались достоверные сведения о намерениях и действиях японского флота.

Однако, сведения о противнике, которыми располагало русское командование в этот период, были весьма разноречивыми.

Океанские крейсеры во Владивостоке: состав, цели и противник

Владивостокский отряд крейсеров был официально образован 17 июня 1903 г. В случае войны с Японией основной целью отряда являлись действия на коммуникациях противника, нападения на порты и отвлечение на себя японских броненосных крейсеров с целью ослабления основных сил врага. К началу боевых действий в январе 1904 г. отряд состоял из трех броненосных крейсеров «Россия» (флагман), «Громобой» и «Рюрик», бронепалубного крейсера 1-го ранга «Богатырь», вспомогательного крейсера «Лена» и 11 небольших номерных миноносцев.

Броненосные крейсеры Владивостокского отряда отличались неплохой мореходностью, большой автономностью и строились изначально как истребители вражеской торговли с возможностью длительного нахождения в океане. Недостатком серии крейсеров «Рюрик» — «Россия» — «Громобой» было неудачное размещение артиллерии главного калибра, состоявшее из четырех палубных 203-мм. орудий. В случае эскадренного боя три русских крейсера могли вести огонь из шести восьмидюймовок — т. е. орудий одного борта. В то же время японские броненосные крейсера, имевшие также восьмидюймовые орудия главного калибра, расположенные в башнях, могли задействовать по одной цели все четыре орудия главного калибра. Этот фактор станет одной из причин неудачного для русского отряда боя в Японском море 1 августа 1904 г.


Схема действий Владивостокского отряда крейсеров. (nozdr.ru)

Одновременно японские крейсеры имели преимущество в броневой защите и небольшое превосходство в скорости хода (на 2−3 узла), но проигрывали по крейсерским качествам и с трудом действовали при океанском волнении.

Вспомогательное оборудование

Водоотливная система на «Аскольде» отличалась от кораблей более ранней постройки отсутствием единой магистральной трубы, проходившей вдоль всего корпуса. На «Аскольде» любой из отсеков осушался от воды собственными средствами. Во всех котельных отделениях, в пятом и одиннадцатом отсеках стояли центробежные водоотливные насосы (турбины) с электрическим приводом. В дополнение к ним на верхней и батарейной палубах находились четыре ручные помпы Стона. Для удаления из отсеков небольшого количества воды предназначалась осушительная система, состоявшая из трубопроводов и паровых поршневых насосов Вортингтона, имевшихся в каждом отсеке.

Противопожарная система состояла из одной магистральной трубы, проходящей под броневой палубой, которая разделялась с помощью клинкетов на три независимые части. Отростки труб, выходящие выше броневой палубы к пожарным рожкам, в случае боевых повреждений могли отключаться специальными клинкетами. Воду в пожарную магистраль подавали насосы Вортингтона осушительной системы, которые в данном случае использовались как трюмно-пожарные помпы. Для противопожарных целей могли применяться и ручные помпы Стона. Для тушения пожаров в угольных ямах с помощью пара имелись специальные паропроводы от главных котлов. Чтобы облегчить выход людей из машинных и котельных отделений при больших пожарах, в выходных шахтах были предусмотрены душевые воронки, создающие водяную завесу.

Водоснабжение корабля обеспечивалось несколькими системами: забортной, пресной мытьевой и питьевой воды. Запас пресной воды (53 т.) хранился в покрытых цементом цистернах между донного пространства и был рассчитан на 17 сут. Кроме этого, имелся запас воды для мытья — 83 т.
Нормальный запас котельной воды составлял 123 т., что было достаточно для работы пяти котлов на 10 дней ходом 15 уз. Полный запас котельной воды (370 т.) мог обеспечить плавание в течение месяца.

Помещения крейсера обогревались системой парового отопления. Пар из главных котлов давлением, уменьшенным до 2 атм., по паропроводам поступал в батареи, отработавший пар конденсировался и по трубам отводился в цистерны пресной воды.

Система вентиляции на крейсере делилась на естественную и искусственную. При ее проектировании было выполнено требование избежать прорезания трубами главных и, по возможности, второстепенных переборок. В каждом отсеке имелись свои вентиляторы

Особое внимание уделялось вентилированию машинных и котельных отделений.
В артиллерийских погребах работала отдельная вентиляция с охлаждением нагнетаемого воздуха. В вентиляционных трубах, ведущих в погреба, для предупреждения попаданий молнии были установлены изоляторы

Особого внимания и периодической вентиляции требовали угольные ямы, где не исключалась возможность самовозгорания угля, выделяющего легковоспламеняющиеся газы. Для контроля за температурой во всех угольных ямах были устроены специальные температурные трубки, идущие от дна ям до батарейной палубы.

Броненосный крейсер «Александр Невский».

Являлся дальнейшим развитием «Адмирала Нахимова», и предназначался для действий в составе эскадры, совместно с ЭБР.

Водоизмещение — 12100 тонн;

размерения — 132,6 х 20,4 х 7,9 метров;

ЭУ — 30 котлов Бельвиля, 2 ВТР по 7500 л.с.;

скорость — 19,3 узла;

дальность — 6700 миль при 10 узлах;

пояс по ВЛ — 203-254 (127)-203 мм,

барбеты — 203 мм,

башни — 152 мм,

палуба — 51 мм,

оконечности — 76 мм,

рубка — 152 мм;

Вооружение;

ГК — 2 х 2 х 203/35 мм,

СК — 18 х 152/45 мм,

ПМК — 12 х 47/43 мм,

ПМК — 12 х 37/23 мм,

Торпедные аппараты — 6 х 381 мм ТА.

Построена 1 единица — «Александр Невский».

Как видим данный корабль уже вполне прилично забронирован.

использованная литература

  • Брук, Питер (2000). «Броненосный крейсер против броненосного крейсера: Ульсан, 14 августа 1904 года». В Престоне, Энтони (ред.). Военный корабль 2000–2001 гг . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-791-0.
  • Будзбон, Пшемыслав (1985). «Россия». В сером, Рэндал (ред.). Боевые корабли всего мира Конвея 1906–1921 . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. С. 291–325. ISBN 0-85177-245-5.
  • Кэмпбелл, Нью-Джерси (1979). «Россия». В Chesneau, Roger & Kolesnik, Eugene M. (ред.). . Нью-Йорк: Книги Мэйфлауэр. С. 170–217. ISBN 0-8317-0302-4.
  • Маклафлин, Стивен (1999). «От Руйрика до Руйрика: броненосные крейсеры России». В Престоне, Энтони (ред.). Военный корабль 1999–2000 гг . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-724-4.
  • Уоттс, Энтони Дж. (1990). Императорский флот России . Лондон: оружие и доспехи. ISBN 0-85368-912-1.

Координаты :

Новейший патрульный корабль «Василий Быков»

В феврале 2014 года произошла закладка головного корабля по проекту 22160 на Зеленодольском судостроительном заводе. Проект разрабатывался Северным проектно-конструкторским бюро. До 2020 года флот должен получить 12 кораблей этой серии. Новый корабль предназначен для патрулирования экономической зоны в закрытых и открытых морях, охраны территориальных вод, пресечения пиратской и контрабандной деятельности, для экологического мониторинга, поиска пострадавших в морских катастрофах.

Кроме этого, перед кораблями ставится задача охраны судов , предупреждения о нападении противника в военное время. Корабль относится к новому поколению, в нем использован модульный принцип, благодаря чему его можно быстро переоборудовать под поставленные задачи:

  • его можно использовать как патрульный корабль;
  • как спасательный корабль;
  • как корабль медицинского обеспечения.

Головной корабль по проекту 22160 был назван в честь контр-адмирала В.И. Быкова, Героя Советского Союза.

Крейсера спешат на помощь

Владивостокский отряд крейсеров насчитывал пять кораблей: помимо броненосных «Рюрика», «России» и «Громобоя», в него также входили бронепалубный крейсер «Богатырь» и вспомогательный крейсер «Лена». Идея создания такого отряда родилась в марте 1901 года, когда решено было выделить часть крейсеров 1-й Тихоокеанской эскадры и разместить их во Владивостоке, чтобы оттуда они могли осуществлять крейсерские операции на Тихом океане.

Контр-адмирал Карл Иессен, командовавший Владивостокским отрядом крейсеров во время боя в Корейском проливе 14 августа (1 ст.ст.) 1904 года

Выбор кораблей для отряда был очевиден: это были крейсера, которые по своим конструктивным особенностям и боевым возможностям были гораздо лучше предназначены к самостоятельным крейсерским действиям, а не к эскадренному бою. Они были быстроходными и имели очень большую дальность хода, но достигалось все это за счет снижения бронирования и облегчения артиллерийского вооружения. И именно это обстоятельство сыграло роковую роль во время боя в Корейском проливе. Японские крейсера, которые противостояли русским, были гораздо менее быстроходными и хуже подходили для крейсерства, зато обладали мощным бронированием и вооружением. По сути, японские корабли были уже не столько крейсерами, сколько броненосцами, и это дало им колоссальное преимущество во время боя 14 августа 1904 года.

Впрочем, у русских моряков не было выбора – вступать в схватку или уклониться от нее. Три крейсера (остальные не смогли отправиться в поход, поскольку не были готовы к выходу в море) спешили на помощь своим товарищам из состава эскадры, незадолго до этого вышедшей из осажденного Порт-Артура и стремившейся прорваться во Владивосток. Этим кораблям, атакованным существенно превосходящими силами японцев, требовалась помощь, причем любая, какую только мог оказать русский флот. И потому на «Рюрике», «России» и «Громобое» не смотрели на то, насколько и в чем они уступают или превосходят японцев, важным было только то, чтобы помощь товарищам подоспела вовремя.

Адмирал Хиконодзе Камимура, командующий отрядом японских броненосцев во время боя в Корейском проливе 14 (1 ст.ст.) августа 1904 года

Но командовавший тройкой русских крейсеров контр-адмирал Карл Иессен не знал, что к тому моменту, когда 12 августа (30 июля по ст. ст.) отряд вышел из Владивостока, порт-артурская эскадра уже проиграла сражение в Желтом море и частично рассеялась, а частично вернулась в Порт-Артур. И встретить в Корейском проливе русские моряки могли теперь только японские корабли…

Литература

  • Монитор «Стрелец» 1864 г: Проект спасения и музеефикации / Редакторы: О. С. Жукова, И. В. Ассеев. — СПб.: Типография «MCMG», 2015. — 64 с.
  • Лысенок В. И. Броненосные башенные лодки типа «Ураган» (рус.) // Судостроение : Журнал. — СПб., 1985. — № 3. — С. 69—72.
  • Золоторёв В. А., Козлов И. А. Строительство броненосного флота прибрежного действия // Три столетия Российского фота. — М.: ACT, 2004. — 686 с. — (Военно-историческая библиотека). — 4000 экз. — ISBN 5–17–023120–2.
  • Дружинин, Ю. О. Емелин, А. Ю. Энтузиаст «машущего полёта» лейтенант Владимир Дмитриевич Спицын (рус.) // Елагинские чтения : альманах. — СПб.: «Гиперион», 2014. — Вып. VII. — С. 71-78. — ISBN 978-5-89332-243-9.
  • Груздев А. И. Береговая черта: имя на карте. Морской топонимический словарь Приморского края. — Владивосток: Дальнаука, 1996. — 244 с.
  • «Морской сборник» № 4 за 1864 год
  • «Морской сборник» № 10 за 1864 год «Артиллерийские опыты на мониторах „Колдун“ и „Вещун“ в Транзунде. Приход в Кронштадт мониторов „Броненосец“ и „Ураган“»
  • «Морской сборник» № 77 за 1864 год «Приход в Кронштадт мониторов: „Латник“, „Единорог“, „Стрелец“ и „Тифон“ и 2-х башенной лодки „Смерч“. Пальба из орудий на мониторе „Броненосец“. Проба машин монитора „Латник“»
  • Отчёт Кораблестроительного отделения Морского Технического комитета за 1865 год
  • Отчёт Кораблестроительного отделения Морского Технического комитета за 1869 год
  • Brassey’s Naval Annual, 1888

Броненосные крейсера типа «Громобой»

Дальнейшее развитие «Пересветов». Вся 152-мм артиллерия заменена на 203-мм, причём пушки размещены в двухорудийных башнях, с целью увеличения углов обстрела и возможности вести огонь в свежую погоду.

Водоизмещение — 13500 тонн;

размерения — 157,6 х 21,2 х 8,0 метров;

ЭУ — 36 котлов Бельвиля, 3 ВТР по 6800 л.с.;

скорость — 21,5 узла;

дальность — 6500 миль при 10 узлах;

Броня:

пояс по ВЛ — 127-152 (127)-127 мм,

оконечности — 102 мм,

верхний пояс — 127 мм,

носовая оконечность — 75 мм,

барбеты ГК — 203 мм,

башни ГК — 152 мм,

барбеты СК — 178 мм,

башни СК — 127 мм,

палуба — 51 мм,

бортовые скосы — 76 мм,

рубка — 152 мм;

Вооружение;

ГК — 2 х 2 х 254/45 мм,

СК — 4 х 2 х 203/45 мм, ПМК — 20 х 75/50 мм, 8 х 47/43 мм,

ТА — 4 х 381 мм.

Броненосный крейсер «Дмитрий Пожарский».

Итог развития российских броненосных крейсеров.

Водоизмещение — 16500 тонн;

размерения — 172,0 х 21,75 х 8,0 метров;

ЭУ — 27 котлов Ярроу, 4 паровых турбины по 9200 л.с.;

скорость — 24,5 узла;

дальность — 5500 миль при 12 узлах;

Бронирование;

пояс по ВЛ — 127-152 (127)-127 мм,

оконечности — 102 мм,

верхний пояс — 127 мм,

носовая оконечность — 75 мм,

барбеты — 178 мм,

башни — 178 мм,

палуба — 51 мм,

бортовые скосы — 76 мм,

рубка — 203 мм;

вооружение;

ГК — 4 х 2 х 254/45 мм,

ПМК — 16 х 120/50 мм,

ТА — 4 х 457 мм.
Построены 2 единицы — «Дмитрий Пожарский» (Барроу, Великобритания) и «Константин» (Эльсвик, Великобритания)

Общие сведения

Николай ІІ на юте «Рюрика», 1908 г.

В годы, предшествующие Первой мировой войне, вряд ли мог найтись на Балтике более притягивавший взгляды тяжёлый корабль, чем броненосный крейсер «Рюрик». Его грациозный и вместе с тем мощный силуэт, в отличие от уходящих в прошлое форм -«Цесаревича» и «Славы», архаичных силуэтов «России» и «Громобоя», тяжеловесных «Андрея Первозванного» и «Императора Павла І» каждый раз приковывал взоры сотен людей — когда маленькая балтийская эскадра под руководством неутомимого адмирала Н.О. Эссена, неизменно державшего свой флаг на «Рюрике», выходила в море на манёвры или учебные стрельбы. Крейсеру выпала редкая судьба. Задуманный в России и исполненный в Англии, «Рюрик» в части конструкции воплощал целую серию передовых идей, учитывавших свежий опыт русско-японской войны. Первенец среди русских тяжёлых кораблей послевоенного поколения, он долгие годы оставался флагманским кораблём Морских сил Балтийского моря, пользуясь особым расположением царя Николая ІІ, регулярно посещавшего крейсер. Во время мировой войны «Рюрик» был неизменным участником всех крейсерских операций флота, многих дальних минно-заградительных операций и действий по обеспечению лёгких сил. Дважды ему случалось получать весьма чувствительные повреждения и быть на краю гибели. Однако переменчивое военное счастье берегло крейсер — последним из тяжёлых кораблей Балтийского флота в марте-апреле 1918 г. закончил он Ледовую эпопею, встав на прикол в Кронштадте, чтобы никогда уже не выйти в море.

Предпосылки к созданию

Самое раннее обоснование необходимости создания нового броненосного крейсера прослеживается из доклада Николаю ІІ по Главному морскому штабу, представленного императору в конце 1903 г. В докладе говорилось, что «к 1 января 1905 г. надлежало вполне закончить постройку и боевое снабжение всех судов старой программы , а в текущем 1903 г. следовало начать судостроение в счёт будущей программы». Эта программа, реализовать которую Морское министерство планировало за период 1904 — 1914 гг., в главной своей части была представлена 16 эскадренными броненосцами (7 для чёрного моря и 9 для Балтики) — на них отводилось 268 млн. руб. (72% будущих ассигнований) — и только 44 млн. руб. (менее 12%) предполагалось истратить на 4 крейсера — два бронепалубных для Чёрного моря («по образцу «Богатыря») и два броненосных для Балтийского. Наряду с отнесёнными этим актом к постройке двумя броненосцами (они стали «Андреем Первозванным» и «Императором Павлом І») в списке фигурировал и броненосный крейсер. Однако, если водоизмещение линейных кораблей сохранялось (по 16630 т), то тоннаж крейсера значился уже как «от 12 до 14 тыс

тонн» разумная, нельзя не признать, оговорка, принимая во внимание необходимость совершенствования типа броненосного крейсера по опыту текущей войны.

Таким образом, идея постройки нового крупного броненосного крейсера прослеживается уже с конца 1903 г. Документы не выявляют никакой связи задачи создания этого корабля именно взамен геройски погибшего 1 августа 1904 г. броненосного крейсера «Рюрик». Напротив, во всех источниках единогласно указывается, что в качестве экстренной замены последнего, равно как и в качестве замен «Варяга» и «Боярина», Морское министерство, начиная с октября 1904 г., планировало постройку крейсера типа «Баян».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector