Рязанский военный автомобильный институт

История

Образование училища

Согласно директивам Генерального штаба Красной Армии и военного совета Орловского военного округа Рязанский военный автомобильный институт был создан 2 января 1940 года как Орджоникидзеградское военно-пехотное училище для подготовки командиров стрелковых и пулемётных взводов в городе Орджоникидзеграде, со сроком обучения курсантов в 2 года.

Непосредственное формирование училища проходило в период с 10 марта по 11 апреля 1940 года.

С увеличением количества автомобильной техники в вооружённых силах и недостатке специалистов для квалифицированной её эксплуатации приказом Народного Комиссара обороны СССР от 28 марта 1941 года училище из пехотного было преобразовано в Орджоникидзеградское автомобильно-мотоциклетное училище.

Предвоенный период

В связи с возросшей опасности нападения нацистской Германии на СССР было принято решение о сокращении сроков обучения в училище и накануне Великой Отечественной войны состоялся первый выпуск командиров. Красная Армия получила 794 молодых лейтенантов командиров стрелковых и пулемётных взводов. Почти все выпускники убыли в западные приграничные районы страны и через несколько дней уже приняли участие в боях против вторгшейся армии Германии.

Училище в годы Великой Отечественной войны

В августе 1941 года с приближением линии фронта к Орджоникидзеграду Военный Совет Орловского военного округа принял решение о передислокации училища в город Острогожск Воронежской области. В октябре 1941 года линия фронта приблизилась и к Острогожску. Распоряжением Генерального штаба Красной Армии училище было вновь передислоцировано в город Минусинск Красноярского края. Передислокация была полностью завершена 11 декабря 1941 года.

4 мая 1942 года училище произвело третий выпуск командиров в количестве 399 человек. Этот выпуск стал первым по автомобильной специальности. 26 мая 1943 года приказом Военного совета Сибирского военного округа № 0806 Орджоникидзеградское автомобильно-мотоциклетное училище было преобразовано в Орджоникидзеградское военное автомобильное училище.

Распоряжению Генерального штаба Красной Армии в июне 1943 года училище было передислоцировано на базу ликвидированного 138 Болховского пехотного полка в город Рязань.

В трудных условиях военного времени, вызвавших сокращение сроков обучения и трёхкратную передислокацию, училище успешно справилось с поставленными перед ним задачами. За время Великой Отечественной войны было подготовлено 5075 командиров автомобилистов и мотоциклистов, которые участвовали в боях на всех фронтах войны.

Памятник, посвящённый вручению ордена Красной Звезды Рязанскому высшему военному автомобильному училищу.

10 августа 1944 года состоялось вручение училищу Красного знамени нового образца, утверждённого Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 декабря 1942 года.

Послевоенный период

31 марта 1946 года директивой Генерального штаба Красной Армии № орг.7/245754 Орджоникидзеградское военное автомобильное училище училище переименовано в 1-е военное автомобильное и перешло на трёхгодичное обучение курсантов. Больше времени стало уделяться практическим полевым занятиям не только по общевойсковым предметам обучения, но и по организации ремонта и эвакуации автомобильной техники в полевых условиях.

20 ноября 1960 года приказом Главнокомандующего Сухопутными войсками № 076 училище было переименовано в Рязанское военное автомобильное училище.

За большие заслуги в деле подготовки высококвалифицированных офицерских кадров в период Великой Отечественной войны и послевоенное время, указом Президиум Верховного Совета СССР от 18 мая 1965 года училище было награждено орденом Красной Звезды.

Главный плац

5 октября 1965 года выпускник училища — Герой Советского Союза гвардии старший лейтенант С. И. Полежайкин был навечно зачислен в его списки.

Приказом министра обороны СССР от 31 июля 1968 года № 019, училище было преобразовано в высшее и стало называться Рязанское высшее военное автомобильное командное ордена Красной Звезды училище. Срок обучения курсантов достиг четырёх лет.

В соответствии с приказом министра обороны СССР от 23 мая 1973 года № 090 и директивой Генерального штаба Вооружённых Сил СССР от 16 июля 1974 года № 314/10/0710 училище было переведено на инженерный профиль обучения со сроком обучения 5 лет и стало называться Рязанское высшее военное автомобильное инженерное ордена Красной Звезды училище.

В 1994 году в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 марта 1994 года № 234 и приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 мая 1994 года № 159 училище преобразовано в Военный автомобильный институт.

Бытовые условия

Курсанты проживают во время учёбы в казармах и обеспечиваются вещевым имуществом, согласно установленным нормам ВДВ. Курсант на первом курсе обучения получает денежное довольствие в размере двух тысяч рублей (как и военнослужащие по призыву). Если курсант поступил в училище с контрактной службы, он обеспечивается денежным довольствием в сумме, указанной в денежном аттестате при зачислении. При заключении контракта на 2-м курсе обучения денежное обеспечение составляется, исходя из следующих параметров:

  1. Оклад по воинской должности «курсант» – 7280 рублей.
  2. Оклад по званию «рядовой» – 5200 рублей.

А также ежемесячные надбавки:

  • за выслугу лет (от двух лет – 10% от оклада по званию и оклада по воинской должности);
  • за секретность – 10% от оклада по воинской должности (далее — ОВД);
  • премия за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей;
  • при обучении на «удовлетворительно» – 5% ОВД;
  • на «хорошо» – 15% ОВД;
  • на «отлично» – 25% ОВД;
  • за выполнение квалификационного уровня по физической подготовке в зависимости от результатов от 15 до 90 % ОВД;
  • за особые условия военной службы, при условии выполнения программы прыжков – 50% ОВД.


Курсантам Рязанского училища удается в течение одной недели совершить более полутора тысяч прыжков

Минимальное денежное довольствие курсанта по контракту составит – 13572 рублей. Максимальное денежное довольствие курсанта по контракту составит – 32656 рублей. Все курсанты получают трёхразовое питание в столовой по нормам воздушно-десантных войск.

Начальники института

Орджоникидзеградского военно-пехотного училища:

апрель — июль 1940 — Полковник А. Н. Нечаев

Орджоникидзеградского автомобильно-мотоциклетного училища:

  • апрель — июль 1941 — Полковник А. Н. Нечаев
  • июль 1941 — сентябрь 1942 — Комбриг И. Д. Трусевич
  • сентябрь 1942 — июнь 1943 — Полковник И. Р. Лашко

Орджоникидзеградского автомобильно военного училища:

  • июнь 1943 — январь 1946 — Полковник И. Р. Лашко
  • январь 1946 — март 1946 — Генерал-майор технических войск М. Л. Горрикер

1-го автомобильного военного училища:

  • март 1946 — ноябрь 1950 — Генерал-майор технических войск М. Л. Горрикер
  • ноябрь 1950 — сентябрь 1951 — гвардии генерал-майор Ф. С. Колчук

1-го Военного автомобильного училища:

  • сентябрь 1951 — декабрь 1953 — гвардии генерал-майор Ф. С. Колчук
  • декабрь 1953 — январь 1957 — Генерал-майор танковых войск Ф. Н. Раевский
  • январь 1957 — ноябрь 1960 — Генерал-майор технических войск Л. Н. Страхов

Рязанского высшего военного автомобильного училища:

  • ноябрь 1960 — май 1964 — Генерал-майор технических войск Л. Н. Страхов
  • май 1964 — август 1971 — Генерал-майор С. Ф. Ковалёв
  • август 1971 — март 1984 — Генерал-лейтенант-инженер В. Г. Павлов
  • март 1984 — июнь 1990 — Генерал-лейтенант А. П. Редько
  • июнь 1990 — май 1994 — Генерал-майор А. И. Веденеев

Рязанского военного автомобильного института:

  • май 1994 — сентябрь 1999 — Генерал-майор А. И. Веденеев
  • сентябрь 1999 — июль 2005 — Генерал-майор М. А. Невдах
  • июль 2005 — август 2010 — Генерал-майор А. Н. Герасимов

Как поступить в РВВДКУ

Поступление в Рязанское училище производится при соблюдении четырех критериев:

  • Наличие среднего общего образование и результатов ЕГЭ по базовым и профильным предметам.
  • Хорошая физическая подготовка. Дается всего один шанс сдать нормативы.
  • Крепкое здоровье. Все абитуриенты проходят медицинское освидетельствование и проверку психического состояния.
  • Высокая категория профессиональной пригодности. Всего существует четыре категории. При третьей категории шансы на зачисление в военный ВУЗ практически нулевые, а при наличии четвертой и вовсе нет возможности пытаться, так как ее обладатели не годны. Лучшая категория — первая.

Поступить могут граждане, не проходившие военную службу до 22 лет, прошедшие военную службу до 24 лет, или военнослужащие по контракту до 27 лет. Военнослужащий должен предоставить рапорт.

При поступлении можно подать документы по трем разным направлениям, но позже выбрать одно.

Необходимые документы

К заявлению (рапорту) на поступление необходимо приложить:

  • паспорт гражданина РФ и копию его страниц;
  • аттестат об окончании школы;
  • сертификат с результатами ЕГЭ (для тех, кто поступает на программу ВО);
  • характеристика и автобиография;
  • результаты прохождения медицинской комиссии.

Экзамены

Предметы, по которым нужно сдавать ЕГЭ, зависят от выбранной специальности (направления). Но всем нужно сдавать внутренний экзамен по физической подготовке.

  • Управление персоналом. ЕГЭ: математика, русский язык, обществознание.
  • Перевод и переводоведение. ЕГЭ: иностранный язык (английский или немецкий), русский язык, история.
  • Инфокоммуникационные технологии и системы специальной связи. ЕГЭ: физика, математика, русский язык. Это направление единственное, на котором могут обучаться девушки. На все остальные принимаются только юноши.

Нормативы по физической подготовке

Минимальные нормативы для юношей (мужчин):

  • подтягивание на перекладине — 10 раз;
  • бег на 100 метров — 13,9 секунды;
  • бег на 3 километра — 12,25 минуты;
  • плавание на 100 метров — 2,24 минуты.

Минимальные нормативы для девушек по программе ВПО:

  • отжимания в упоре лежа (от пола) — 12 раз;
  • бег на 100 метров — 17,2 секунды;
  • бег на 1 километр — 4,27 минуты;
  • плавание на 100 метров — 3,53 минуты (при наличии условий).

Минимальные нормативы по программе СПО:

  • подтягивания на перекладине — 8 раз;
  • бег на 100 метров — 14,4 секунды;
  • бег на 3 километра — 14 минут;
  • плавание на 100 метров — 2,24 минуты.

Пересдавать нормативы нельзя. Результаты заносятся в конкурсную таблицу вместе с баллами ЕГЭ. Опаздывать на экзамен или не являться на него без уважительной причины нельзя, иначе кандидат не будет допущен к дальнейшему конкурсу для поступления.

Начальники института

Орджоникидзеградского военно-пехотного училища:

апрель — июль 1940 — Полковник А. Н. Нечаев

Орджоникидзеградского автомобильно-мотоциклетного училища:

  • апрель — июль 1941 — Полковник А. Н. Нечаев
  • июль 1941 — сентябрь 1942 — Комбриг И. Д. Трусевич
  • сентябрь 1942 — июнь 1943 — Полковник И. Р. Лашко

Орджоникидзеградского автомобильно военного училища:

  • июнь 1943 — январь 1946 — Полковник И. Р. Лашко
  • январь 1946 — март 1946 — Генерал-майор технических войск М. Л. Горрикер

1-го автомобильного военного училища:

  • март 1946 — ноябрь 1950 — Генерал-майор технических войск М. Л. Горрикер
  • ноябрь 1950 — сентябрь 1951 — гвардии генерал-майор Ф. С. Колчук

1-го Военного автомобильного училища:

  • сентябрь 1951 — декабрь 1953 — гвардии генерал-майор Ф. С. Колчук
  • декабрь 1953 — январь 1957 — Генерал-майор танковых войск Ф. Н. Раевский
  • январь 1957 — ноябрь 1960 — Генерал-майор технических войск Л. Н. Страхов

Рязанского высшего военного автомобильного училища:

  • ноябрь 1960 — май 1964 — Генерал-майор технических войск Л. Н. Страхов
  • май 1964 — август 1971 — Генерал-майор С. Ф. Ковалёв
  • август 1971 — март 1984 — Генерал-лейтенант-инженер В. Г. Павлов
  • март 1984 — июнь 1990 — Генерал-лейтенант А. П. Редько
  • июнь 1990 — май 1994 — Генерал-майор А. И. Веденеев

Рязанского военного автомобильного института:

  • май 1994 — сентябрь 1999 — Генерал-майор А. И. Веденеев
  • сентябрь 1999 — июль 2005 — Генерал-майор М. А. Невдах
  • июль 2005 — август 2010 — Генерал-майор А. Н. Герасимов

Реформа института

6 ноября 1998 года приказом Министра обороны Российской Федерации № 072 в состав института в качестве факультета было включено Уссурийское высшее военное автомобильное командное училище.

20 октября 2003 года в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2003 года № 1350-Р и приказом Министра обороны Российской Федерации от 20 октября 2003 года № 367 Рязанскому военному автомобильному институту было присовено имя генерала армии В. П. Дубынина.

9 августа 2004 года Уссурийский автомобильный факультет был преобразован в Дальневосточный высший военный автомобильный институт.

В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 14 мая 2005 года за мужество, воинскую доблесть и высокую выучку, проявленные при выполнении заданий Министерства обороны Российской Федерации по подготовке высококвалифицированных кадров для Вооружённых Сил, отличные показатели в боевой подготовке, достигнутые успехи и значительный вклад в укрепление обороноспособности страны институт награждён Вымпелом Министра обороны Российской Федерации. Вымпел был вручен в торжественной обстановке в День военного автомобилиста — 29 мая 2005 года начальником вооружения и военной техники — заместителем Министра обороны Российской Федерации по вооружению генералом армии А. М. Московским.

12 июня 2007 года указом Президента Российской Федерации в ознаменовании Дня России и выпуска молодых специалистов автомобильной службы начальником вооружения и военной техники генералом армии Н. Е. Макаровым институту было вручено Боевое Знамя нового образца.

Решением начальника Главного автобронетанкового управления Министерства обороны Российской Федерации генерал-полковником В. А. Полонским от 29 апреля 2007 года День института совмещён с Днём военного автомобилиста и отмечается ежегодно, 29 мая.

Знаменитые выпускники

За годы своего существования институт подготовил более 27 тысяч высококвалифицированных специалистов автомобильной службы. 14 человек удостоены высшей правительственной награды — званий Героя Советского Союза и Героя Российской Федерации с вручением медали «Золотая Звезда». 8 человек удостоены почётных званий. Сотни выпускников за образцовое выполнение служебного долга мужество и героизм удостоены высоких наград. 69 выпускников стали генералами.

Среди выпускников института числятся генерал-полковник В. А. Полонский (начальник Главного автобронетанкового управления Министерства обороны Российской Федерации), генерал-лейтенант О. М. Дуканов (начальник управления федеральной службы безопасности по Ставропольскому краю), генерал-полковник Г. А. Каракозов (заместитель главнокомандующего Военно-Воздушных Сил по тылу), Министр обороны Грузии — генерал-лейтенант В. М. Надыбаидзе.

Герои Советского Союза

Выпускники института, которым было присвоено звание Герой Советского Союза:

  • Старший лейтенант И. Е. Баранов (выпуск 1941 г.)
  • Старший лейтенант С. И. Полежайкин (выпуск 1943 г.)
  • Майор П. Н. Емельянов (выпуск 1941 г.)
  • Капитан М. А. Бердышев (выпуск 1945 г.)
  • Капитан Н. В. Бычков (выпуск 1945 г.)
  • Лейтенант В. Ф. Тарасенко (выпуск 1945 г.)
  • Капитан А. С. Лапушкин (выпуск 1946 г.)
  • Майор Н. А. Федин (выпуск 1946 г.)
  • Старший лейтенант Н. И. Шкулипа (выпуск 1946 г.)
  • Майор В. М. Юхнин (выпуск 1946 г.)
  • Майор И. В. Поляков (выпуск 1946 г.)
  • Полковник Я. М. Котов (выпуск 1949 г.)
  • Подполковник И. В. Кутурга (выпуск 1950 г.)

Кавалеры Знака отличия СССР

  • Генерал-лейтенант О. М. Дуканов (выпуск 1975 г.)
  • Майор запаса А. П. Тамошюнас (выпуск 1979 г)
  • Майор И. С. Лукосевич (выпуск 1980 г.)

Закрытие института

В феврале 2010 года Рязанский военный институт им. В. П. Дубынина был преобразован в автомобильный факультет Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища имени генерала армии В. Ф. Маргелова.

Автомобильные факультеты института в Рязани и Челябинске были переведены в Омск, на базу Омского танкового инженерного института имени Маршала Советского Союза П. К. Кошевого.

26 августа 2010 года на плацу института состоялось прощание с боевым знаменем. 30 августа последние курсанты-автомобилисты отправились в Омск.

После этого кампус института использовался внебюджетным факультетом коммуникаций и автомобильного транспорта Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища.

Выпускники РВВДКУ

Среди выпускников Рязанского училища ВДВ более 50 героев СССР и 78 героев РФ. Далеко неполный список героев:

  1. Юркин. И. Т. Старший лейтенант 85-го гвардейского стрелкового полка, на подступах к станице Крымская (ныне г. Крымск Краснодарского края) во главе группы бойцов разгромил штаб батальона противника, захватив радиостанцию и 10 пленных. 30 мая был тяжело ранен и умер 2.06.1943 г.
  2. Шилов С. В. Командир роты 26-й мотострелковой бригады, после форсирования 5.10.1944 г. р. Вянта (Литовская ССР) организовал преследование гитлеровцев. Преодолев р. Вирвичай, рота захватила плацдарм глубиной 2 км, обеспечив наступление бригады.
  3. Трифонов Иван Михайлович. Командир батальона 47-гo стрелкового полка. В бою 27–29.01.1945 года батальон отбил 11 контратак противника, уничтожил большое количество живой силы и техники врага. В этом бою был ранен, но остался в строю.
  4. Харламов Н. И. В 1956 г. на основе Варшавского Договора принимал участие в ликвидации вооруженного выступления антиправительственных сил в Венгрии.
  5. Сергеев И. Г. Группа под командованием этого офицера первой в Афганистане добыла новейший американский переносный зенитно-ракетный комплекс «Стингер».
  6. Маргелов А. В. Сын командующего ВДВ Маргелова В.Ф. 23 января 1976 года вместе с подполковником Л. Зуевым впервые в мире десантировался с транспортного самолета «АН-12» внутри боевой машины десанта (БМД-1).
  7. Бочаров А. И. 12 марта 1996 года, проводя разведку переднего края боевиков, вскрыл оборону противника и умело организовал бой, в ходе которого подразделение стремительной атакой захватило важную высоту, уничтожив 16 боевиков и троих взяв в плен. До подхода главных сил десантники удерживали занятые позиции, отражая атаки превосходящих сил противника.
  8. Пуцыкин А. В. В августе 2008 года принимал активное участие в боевых действиях в Южной Осетии. 12 августа 2008 года в составе колонны российских войск двигался к городу Цхинвал. В районе населённого пункта Джава колонна попала под штурмовой удар грузинской авиации. В завязавшемся бою погиб от пулевого ранения в голову.
  9. Гойняк. А. Н. Командирован для выполнения боевого задания в Сирию, где проходил службу в составе одного из подразделений специального назначения. Герой Российской Федерации посмертно.


Герб РВВДКУ

Маргелов Василий Филиппович

Василий Филиппович Маргелов стал 8-м Командующим ВДВ СССР. Во время Великой Отечественной войны отличился не менее десяти раз в благодарственных приказах И. В. Сталина, Герой Советского Союза. После войны командовал 76-й гвардейской Черниговской Краснознаменной воздушно-десантной дивизией. С 1954 по 1959 командовал войсками ВДВ СССР. После понижения в должности из-за ЧП в 76-й воздушно-десантной дивизии стал первым заместителем командующего воздушно-десантными войсками. С 1961 по 1979 вновь возглавил войска ВДВ СССР. Руководил подразделениями ВДВ во время подавления восстания в Чехословакии.


Василий Филиппович Маргелов — генерал армии, Герой Советского Союза, командующий Воздушно-десантными войсками в 1954-1959 и 1961-1979 годах

Долгое время был председателем экзаменационной комиссии в Рязанском училище ВДВ. Василий Филиппович стоял у истоков становления «крылатой гвардии», с его именем ассоциируется популярность и уважение этих войск не только в нашей стране, но и за рубежом. Маргелов настоял на создании десантных войск как мобильных подразделений с возможностью широкого манёвра. Именно он ввёл тельняшки, как отличительную особенность десантника, по аналогии с морской пехотой, однако полоски олицетворяют голубое небо. За заслуги в формировании войск ВДВ память о Маргелове увековечена в названиях улиц и проспектов, в памятниках, его имя носят многие образовательные учреждения, в том числе, конечно, и Рязанское училище ВДВ. Неофициально аббревиатура ВДВ после заслуг Маргелова расшифровывается не иначе, как «Войска дяди Васи».

Начальники института

Орджоникидзеградского военно-пехотного училища:

апрель — июль 1940 — Полковник А. Н. Нечаев

Орджоникидзеградского автомобильно-мотоциклетного училища:

  • апрель — июль 1941 — Полковник А. Н. Нечаев
  • июль 1941 — сентябрь 1942 — Комбриг И. Д. Трусевич
  • сентябрь 1942 — июнь 1943 — Полковник И. Р. Лашко

Орджоникидзеградского автомобильно военного училища:

  • июнь 1943 — январь 1946 — Полковник И. Р. Лашко
  • январь 1946 — март 1946 — Генерал-майор технических войск М. Л. Горрикер

1-го автомобильного военного училища:

  • март 1946 — ноябрь 1950 — Генерал-майор технических войск М. Л. Горрикер
  • ноябрь 1950 — сентябрь 1951 — гвардии генерал-майор Ф. С. Колчук

1-го Военного автомобильного училища:

  • сентябрь 1951 — декабрь 1953 — гвардии генерал-майор Ф. С. Колчук
  • декабрь 1953 — январь 1957 — Генерал-майор танковых войск Ф. Н. Раевский
  • январь 1957 — ноябрь 1960 — Генерал-майор технических войск Л. Н. Страхов

Рязанского высшего военного автомобильного училища:

  • ноябрь 1960 — май 1964 — Генерал-майор технических войск Л. Н. Страхов
  • май 1964 — август 1971 — Генерал-майор С. Ф. Ковалёв
  • август 1971 — март 1984 — Генерал-лейтенант-инженер В. Г. Павлов
  • март 1984 — июнь 1990 — Генерал-лейтенант А. П. Редько
  • июнь 1990 — май 1994 — Генерал-майор А. И. Веденеев

Рязанского военного автомобильного института:

  • май 1994 — сентябрь 1999 — Генерал-майор А. И. Веденеев
  • сентябрь 1999 — июль 2005 — Генерал-майор М. А. Невдах
  • июль 2005 — август 2010 — Генерал-майор А. Н. Герасимов

Закрытие института

В феврале 2010 года Рязанский военный институт им. В. П. Дубынина был преобразован в автомобильный факультет Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища имени генерала армии В. Ф. Маргелова.

Автомобильные факультеты института в Рязани и Челябинске были переведены в Омск, на базу Омского танкового инженерного института имени Маршала Советского Союза П. К. Кошевого.

26 августа 2010 года на плацу института состоялось прощание с боевым знаменем. 30 августа последние курсанты-автомобилисты отправились в Омск.

После этого кампус института использовался внебюджетным факультетом коммуникаций и автомобильного транспорта Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища.

Реформа института

Кампус Военного автомобильного института

6 ноября 1998 года приказом Министра обороны Российской Федерации № 072 в состав института в качестве факультета было включено Уссурийское высшее военное автомобильное командное училище.

20 октября 2003 года в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2003 года № 1350-Р и приказом Министра обороны Российской Федерации от 20 октября 2003 года № 367 Рязанскому военному автомобильному институту было присовено имя генерала армии В. П. Дубынина.

9 августа 2004 года Уссурийский автомобильный факультет был преобразован в Дальневосточный высший военный автомобильный институт.

В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 14 мая 2005 года за мужество, воинскую доблесть и высокую выучку, проявленные при выполнении заданий Министерства обороны Российской Федерации по подготовке высококвалифицированных кадров для Вооружённых Сил, отличные показатели в боевой подготовке, достигнутые успехи и значительный вклад в укрепление обороноспособности страны институт награждён Вымпелом Министра обороны Российской Федерации. Вымпел был вручен в торжественной обстановке в День военного автомобилиста — 29 мая 2005 года начальником вооружения и военной техники — заместителем Министра обороны Российской Федерации по вооружению генералом армии А. М. Московским.

12 июня 2007 года указом Президента Российской Федерации в ознаменовании Дня России и выпуска молодых специалистов автомобильной службы начальником вооружения и военной техники генералом армии Н. Е. Макаровым институту было вручено Боевое Знамя нового образца.

Решением начальника Главного автобронетанкового управления Министерства обороны Российской Федерации генерал-полковником В. А. Полонским от 29 апреля 2007 года День института совмещён с Днём военного автомобилиста и отмечается ежегодно, 29 мая.

Знаменитые выпускники

За годы своего существования институт подготовил более 27 тысяч высококвалифицированных специалистов автомобильной службы. 14 человек удостоены высшей правительственной награды — званий Героя Советского Союза и Героя Российской Федерации с вручением медали «Золотая Звезда». 8 человек удостоены почётных званий. Сотни выпускников за образцовое выполнение служебного долга мужество и героизм удостоены высоких наград. 69 выпускников стали генералами.

Среди выпускников института числятся генерал-полковник В. А. Полонский (начальник Главного автобронетанкового управления Министерства обороны Российской Федерации), генерал-лейтенант О. М. Дуканов (начальник управления федеральной службы безопасности по Ставропольскому краю), генерал-полковник Г. А. Каракозов (заместитель главнокомандующего Военно-Воздушных Сил по тылу), Министр обороны Грузии — генерал-лейтенант В. М. Надыбаидзе.

Герои Советского Союза

Выпускники института, которым было присвоено звание Герой Советского Союза:

  • Старший лейтенант И. Е. Баранов (выпуск 1941 г.)
  • Старший лейтенант С. И. Полежайкин (выпуск 1943 г.)
  • Майор П. Н. Емельянов (выпуск 1941 г.)
  • Капитан М. А. Бердышев (выпуск 1945 г.)
  • Капитан Н. В. Бычков (выпуск 1945 г.)
  • Лейтенант В. Ф. Тарасенко (выпуск 1945 г.)
  • Капитан А. С. Лапушкин (выпуск 1946 г.)
  • Майор Н. А. Федин (выпуск 1946 г.)
  • Старший лейтенант Н. И. Шкулипа (выпуск 1946 г.)
  • Майор В. М. Юхнин (выпуск 1946 г.)
  • Майор И. В. Поляков (выпуск 1946 г.)
  • Полковник Я. М. Котов (выпуск 1949 г.)
  • Подполковник И. В. Кутурга (выпуск 1950 г.)

Кавалеры Знака отличия СССР

  • Генерал-лейтенант О. М. Дуканов (выпуск 1975 г.)
  • Майор запаса А. П. Тамошюнас (выпуск 1979 г)
  • Майор И. С. Лукосевич (выпуск 1980 г.)

История

Образование училища

Согласно директивам Генерального штаба Красной Армии и военного совета Орловского военного округа Рязанский военный автомобильный институт был создан 2 января 1940 года как Орджоникидзеградское военно-пехотное училище для подготовки командиров стрелковых и пулемётных взводов в городе Орджоникидзеграде, со сроком обучения курсантов в 2 года.

Непосредственное формирование училища проходило в период с 10 марта по 11 апреля 1940 года.

С увеличением количества автомобильной техники в вооружённых силах и недостатке специалистов для квалифицированной её эксплуатации приказом Народного Комиссара обороны СССР от 28 марта 1941 года училище из пехотного было преобразовано в Орджоникидзеградское автомобильно-мотоциклетное училище.

Предвоенный период

В связи с возросшей опасности нападения нацистской Германии на СССР было принято решение о сокращении сроков обучения в училище и накануне Великой Отечественной войны состоялся первый выпуск командиров. Красная Армия получила 794 молодых лейтенантов командиров стрелковых и пулемётных взводов. Почти все выпускники убыли в западные приграничные районы страны и через несколько дней уже приняли участие в боях против вторгшейся армии Германии.

Училище в годы Великой Отечественной войны

В августе 1941 года с приближением линии фронта к Орджоникидзеграду Военный Совет Орловского военного округа принял решение о передислокации училища в город Острогожск Воронежской области. В октябре 1941 года линия фронта приблизилась и к Острогожску. Распоряжением Генерального штаба Красной Армии училище было вновь передислоцировано в город Минусинск Красноярского края. Передислокация была полностью завершена 11 декабря 1941 года.

4 мая 1942 года училище произвело третий выпуск командиров в количестве 399 человек. Этот выпуск стал первым по автомобильной специальности. 26 мая 1943 года приказом Военного совета Сибирского военного округа № 0806 Орджоникидзеградское автомобильно-мотоциклетное училище было преобразовано в Орджоникидзеградское военное автомобильное училище.

Распоряжению Генерального штаба Красной Армии в июне 1943 года училище было передислоцировано на базу ликвидированного 138 Болховского пехотного полка в город Рязань.

В трудных условиях военного времени, вызвавших сокращение сроков обучения и трёхкратную передислокацию, училище успешно справилось с поставленными перед ним задачами. За время Великой Отечественной войны было подготовлено 5075 командиров автомобилистов и мотоциклистов, которые участвовали в боях на всех фронтах войны.

Памятник, посвящённый вручению ордена Красной Звезды Рязанскому высшему военному автомобильному училищу.

10 августа 1944 года состоялось вручение училищу Красного знамени нового образца, утверждённого Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 декабря 1942 года.

Послевоенный период

31 марта 1946 года директивой Генерального штаба Красной Армии № орг.7/245754 Орджоникидзеградское военное автомобильное училище училище переименовано в 1-е военное автомобильное и перешло на трёхгодичное обучение курсантов. Больше времени стало уделяться практическим полевым занятиям не только по общевойсковым предметам обучения, но и по организации ремонта и эвакуации автомобильной техники в полевых условиях.

20 ноября 1960 года приказом Главнокомандующего Сухопутными войсками № 076 училище было переименовано в Рязанское военное автомобильное училище.

За большие заслуги в деле подготовки высококвалифицированных офицерских кадров в период Великой Отечественной войны и послевоенное время, указом Президиум Верховного Совета СССР от 18 мая 1965 года училище было награждено орденом Красной Звезды.

Главный плац

5 октября 1965 года выпускник училища — Герой Советского Союза гвардии старший лейтенант С. И. Полежайкин был навечно зачислен в его списки.

Приказом министра обороны СССР от 31 июля 1968 года № 019, училище было преобразовано в высшее и стало называться Рязанское высшее военное автомобильное командное ордена Красной Звезды училище. Срок обучения курсантов достиг четырёх лет.

В соответствии с приказом министра обороны СССР от 23 мая 1973 года № 090 и директивой Генерального штаба Вооружённых Сил СССР от 16 июля 1974 года № 314/10/0710 училище было переведено на инженерный профиль обучения со сроком обучения 5 лет и стало называться Рязанское высшее военное автомобильное инженерное ордена Красной Звезды училище.

В 1994 году в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 марта 1994 года № 234 и приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 мая 1994 года № 159 училище преобразовано в Военный автомобильный институт.

Какие есть специальности

На программе высшего образования можно обучаться по следующим военным специальностям, связанным с техническим обеспечением, переводоведением, тактикой боевых действий, и многими другими составляющими военного дела.

Среднее профессиональное образование предполагает обучение сроком в 2 года 10 месяцев и 2,5 года по связным специальностям. Направления подготовки:

  • Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта;
  • Сети связи и системы коммутации;
  • Многоканальные телекоммуникационные системы;
  • Радиосвязь, радиовещание и телевидение.

Для представителей других государств есть возможность обучаться по трем военным направлениям: управление персоналом, автомобили и автомобильное хозяйство, командно-тактические курсы Воздушно-десантных войск. На сегодняшний день в РВВДКУ обучаются граждане восемнадцати стран.

Учебный процесс состоит из теории и практики. В полевых выходах курсанты проводят в общей сложности 12 месяцев. Все курсанты обеспечиваются общежитием, трехразовым питанием и ежемесячной стипендией, которая может достигать тридцати тысяч.

Высшая ступень образования в военной сфере — адъюнктура. В РВВДКУ можно окончить ее по одной из трех специальностей, а после остаться преподавать или заниматься исследованиями в военной сфере.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector