Быт средневековых рыцарей

Уильям Уоллес (ок. 1272-1305)

Уильям Уоллес  — национальный герой Шотландии,  одна из самых важных фигур в её войнах за независимость в 1296-1328 годах. Его образ воплотил Мэл Гибсон в фильме «Храброе сердце».

В 1297 году Уоллес убил английского шерифа Ланарка и вскоре зарекомендовал себя как один из лидеров шотландского восстания против англичан. 11 сентября того же года небольшая армия Уоллеса разбила 10-тысячное английское войско на Стерлингском мосту. Большая часть страны была освобождена. Уоллес был посвящен в рыцари и объявлен хранителем королевства, управляя от имени Баллиола.

Через год английский король Эдуард I вновь вторгся в Шотландию. 22 июля 1298 года состоялась Фолкеркская битва. Силы Уоллеса были разбиты, и он был вынужден уйти в подполье. Тем не менее, сохранилось письмо французского короля его послам в Риме от 7 ноября 1300 года, в котором он требует, чтобы те оказали поддержку Уоллесу.

В Шотландии в это время продолжалась партизанская война, и Уоллес в 1304 году возвратился на родину и принял участие в нескольких столкновениях. Однако 5 августа 1305 года он был схвачен в окрестностях Глазго английскими солдатами.

Обвинения в измене на суде Уоллес отверг, сказав: «Я не могу быть предателем Эдуарда, потому что я никогда не был его подданным».

23 августа 1305 года в Лондоне Уильям Уоллес был казнен. Его тело было обезглавлено и разрублено на части, голова вывешена на Большом Лондонском мосту, а части тела выставлены в крупнейших городах Шотландии — Ньюкасле, Бервике, Стерлинге и Перте.

Рыцарский культ «прекрасной дамы»

Каждый рыцарь обязан был выбрать себе даму сердца, об этом было написано в рыцарском кодексе любви. Да-да, существовал и такой

Причём неважно, была ли дама из аристократок или простолюдинок, имела она мужа или нет. Всё, что нужно было делать «прекрасной даме», — принимать ухаживания выбравшего её рыцаря

Для средневекового рыцаря выбранная им дама являлась недостижимым идеалом и воплощением богини. В честь неё он складывал сонеты и пел ей серенады под окном. И ради «прекрасной дамы» рыцари бились на турнирах. Рыцарь выезжал на ристалище, прикрепив полученные от дамы сердца перчатки к своему шлему. Также на щит прикреплялась табличка, где восхвалялась красота «прекрасной дамы».

Только после нескольких месяцев, а то и лет ухаживаний и победы в турнире рыцарь получал право облобызать ручку своей леди. Впрочем, до постели дело тоже доходило, но это не приветствовалось. Рыцарь должен был испытывать к своей леди лишь платонические чувства. Это тоже прописывалось в рыцарском кодексе. Там же указывалось, что рыцарь обязан защищать слабых, быть верующим христианином, охранять Евангелие и церковь. Должен был рыцарь и держать данное слово, блюсти чистоту нравов, бороться против зла, быть щедрым и защищать добро. Но была у средневекового рыцарства и другая, тёмная сторона.

«Бог в помощь». Э. Лейтон

Орден госпитальеров (Мальтийский)

Орден госпитальеров – больше известен как Мальтийский орден. Также известен как Орден Святого Иоанна. Изначально он объединял монахов, которые при этом еще и являлись воинами — рыцарями. Орден госпитальеров был основан во время первого крестового похода в 1099 году. Символом членов ордена является белый восьмиконечный крест. По многим источникам это самый первый рыцарский орден, хотя по году основания Орден Святого Лазаря старше на 1 год.

Орден был основан в Святой Земле (в Палестине) изначально как госпиталь для уставших и раненых пилигримов и обычных светских рыцарей. Но в результате более чем успешных результатов Первого крестового похода он превратился в могущественную боевую организацию, крепко спаянную железной дисциплиной, подкрепленной правом на долю в добыче.

Страховка от COVID-19

Смыслом существования Ордена Святого Иоанна стала защита Святой Земли и борьба с мусульманами. Шло время, позиции христиан на Ближнем Востоке слабели, завоеванные королевства гибли одно за другим, но иоанниты держались. Отступали перед превосходящими силами противника — но держались.

После окончательного поражения крестоносцев на Ближнем Востоке госпитальеры передислоцировались на Кипр. Затем — на Родос. Потом на Мальту, которая и стала их домом на несколько столетий. Все это время рыцари-иоанниты были сущим проклятием для турецких кораблей и вечной костью в горле у султанов Блистательной порты.

Половина награбленного у турок шла в казну Ордена, а вторая — в казну Папского престола, чему Папы, надо думать, были несказанно рады.

Госпитальеров выгнал с Мальты не кто другой, как Наполеон. Рыцари, лишившиеся дома, флота, армии и всех источников дохода, разбрелись по белу свету. Довольно большую группу госпитальеров-мальтийцев принял в Петербурге знаменитый император-романтик Павел Первый, за что был удостоен звания великого магистра ордена (!), хотя не являлся католиком. Папский престол это назначение, кстати, так и не признал.

В настоящее время орден святого Иоанна вновь вернулся на Мальту, хотя больше не правит ею. Капитулы ордена расположены во многих европейских государствах, хотя большей частью — такой вот казус судьбы — уже являются протестантскими.

Похожая публикация: Война Алой и Белой Розы

Иоанниты нашего времени вернулись к своим изначальным занятиям — благотворительности, организации и обустройстве больниц, и т.п., умело совмещая все это с зарабатыванием денег. Опыт тысячелетий-то не пропьешь.

Католическая церковь осуждала турниры и их участников

Любой турнир начинался с большой церковной службы. Как бы ни относилось высшее духовенство к рыцарским играм, для простого священника гораздо важнее было мнение его сеньора, а не далёкого папы.

Поначалу состязания считались церковью чем-то предосудительным. Папство не могло мириться с тем, что христианские воины могут убить или ранить друг друга вместо того, чтобы сражаться с врагами веры в Крестовых походах. Осуждались пышность турниров и честолюбие их участников и организаторов.

Римские папы запрещали рыцарские турниры не менее четырёх раз, но на эти запреты очень быстро перестали обращать внимание. Например, после того как в 1193 году папа Селестин III в очередной раз запретил турниры, король Англии Ричард Львиное Сердце демонстративно разрешил проводить рыцарские состязания в своих владениях

Например, после того как в 1193 году папа Селестин III в очередной раз запретил турниры, король Англии Ричард Львиное Сердце демонстративно разрешил проводить рыцарские состязания в своих владениях.

К тому же бо́льшая часть епископов и кардиналов происходила из феодальной знати, и потому они сами любили посмотреть на эффектные состязания воинов.

Доклад 2

Рыцарство – это почетный титул, выдаваемый только дворянам. В качестве военного сословия рыцарство образовалось в 8 столетий у франков, при переходе с пешего войска к конной армии. Под влиянием поэзии и церкви в понятии «рыцарство» сформировался в нравственный идеал настоящего воина. При Крестовых походах рыцарство стало наследственной аристократией. Благодаря усилению государственной власти и созданию войск, феодальное рыцарство в эпоху Средневековья преобразовалось в политическое сословие.

В Средневековье рыцари олицетворяли несокрушимую и могущественную силу. Благодаря оружиям воины были непобедимыми. Рубашка, изготовленная из металла с капюшоном и рукавами, в длину достигала до колен, при этом плотно облегала тело. Ноги воинов закрывали длинные чулки из кольчуги со шпорами. Поверх капюшона рыцари надевали остроконечный шлем. Железный головной убор защищал воина от удара во время сражений. Обрамление на шлеме защищало лицо воина. Для отражения вражеских нападений и ударов воины пользовались щитом из дерева, покрытым кожей. Кроме щита на поясе был прикреплен широкий меч с тонкой рукояткой. Рыцарство требовало финансовой обеспеченности. За службу воинам выдавалось земельное жалование. Снаряжения и оружия рыцарь покупал за собственные средства. Снаряжения имели до 200 деталей. Общая масса доспехов могла достигать до 50кг. Подготовка рыцарей включала обучение и воспитание. До 7 лет мальчики жили в своей семье. Дальше начиналось воспитание будущих рыцарей. Обучение не было основано на изучении науки. Не все воины Средневековья могли читать и писать.

Не всякий дворянин мог стать рыцарем. За некоторые заслуги простолюдины могли стать воинами. При посвящении рыцари входили в определенное сословие с приобщением к долгу и правам. Во время обряда посвящения посвященный приносит клятву преданности соблюдения кодекса чести. К рыцарским добродетелям относились презрение к опасности, воинская отвага, уважение к женщине, гордость. Скаредность и жадность, предательство рыцаря не прощались.

Походы и рыцарские подвиги приносили только бесчестье и разорение простого народа. Захват добычи во время войны, жестокое обращение с крестьянами, грабеж купцов считались основным видом дохода рыцарей. В Средневековье рыцарство сформировало международный орден. Несмотря на титул и богатство, члены ордена считались равными.

4, 6 класс

Войны и турниры

Война – дело всей жизни, которому члены королевской дружины отдавали все свободное время. Она кормила воинов и их семьи – некоторые делали на мародерстве целые состояния, которых хватило бы на безбедное существование до старости. Другие вели себя скромнее, но старались получить куш, компенсирующий годы пребывания на войне.

Зарабатывали герои в доспехах и на турнирах. Выступая друг против друга, они стремились выбить из седла соперника. Сделать это нужно было тупым концом копья так, чтобы он упал на землю.

Проигравший по условиям турнира должен был отдать победителю коня и доспехи. Но по рыцарскому уставу потеря доспехов и коня считалась позором, поэтому проигравший выкупал их у победителя за серьезные деньги. Возврат личного имущества обходился ему в такую же сумму, как стадо из 50 коров.

Богатые дворяне

Узнав стоимость рыцарских доспехов, можно сделать безошибочный вывод, что такими воинами могли стать только богатые люди из знатного рода. Чем дороже были рыцарские доспехи, тем больший авторитет зарабатывал их обладатель, обеспечивая себя максимальным уровнем защиты в бою. Но не только доспехи тянули за собой огромные расходы, рыцарь также должен был заплатить за коня и его сбрую.

Кроме того, в боях сталь могла повредиться (сломанная или согнутая пластина), что также требовало расходов на содержание обмундирования. Доспехи, которые носили рыцари, тщательно продумывались и создавались годами, каждая мелочь, от небольшой цепочки до литой пластины, была необходима для создания неприступного латного обмундирования.

По мере развития оружейного дела, доспехи становились всё сложнее и, соответственно, дороже. Конечно, образ рыцаря в сияющих доспехах несколько далёк от действительности, ведь после закалки сталь принимает чёрный оттенок. Серебристая отблескивающая на солнце броня надевалась только во время приёмов и особых событий, и не имела практической пользы.

6

Древние франки – первые рыцари

История появления рыцарей в том виде, в котором их представляют сейчас, тесно связана с франками. Именно здесь возникла острая необходимость в создании мобильного конного войска, так как участились случаи нападения арабов, которые захватили Испанию. Арабы, которые быстро перемещались на своих скакунах, были недоступны для пешего войска франков. К тому же крестьяне не могли нести службу в дальних регионах, поэтому Каролинги начали создавать конницу из дворян государства.

В 865 году каждый благородный вассал короля должен был иметь кольчужные или чешуйчатые доспехи, щит и меч. Кроме этого, оброчное население могло получить должность при дворе сеньора, неся службу в качестве легковооружённого конника. При должной сноровке и доле удачи, такой всадник мог заслужить бенефиции, перейдя после этого в тяжелую конницу. Новоявленный феодал должен был сразу приобрести рыцарские доспехи, иначе землю могли и отобрать. Так появилось новое средневековое сословие слуг, обязанных участвовать в войне вместе со своим феодалом. Лучшие слуги получали лены и становились рыцарями.

Такой переход в рыцарское сословие практиковался вплоть до 12 века, после чего указом Фридриха 1 (в Германии) рыцари стали полностью наследственным сословием. Крестьянам запрещалось носить меч, щит и копьё, а купцы должны были привязывать меч к седлу, но не опоясываться им.

Происхождение

Причины высокомерно-снисходительного отношения, выпячивания собственной значимости нужно искать в VI — VII веках. Этим периодом датируется происхождение рыцарства.

Завоевания новых земель в ту эпоху серьезно укрепили авторитет и власть короля. Вместе с ним возвысились и воины, входившие с состав его дружин. Изначально образ жизни рыцарей в Средние века мало чем отличался от быта соплеменников, но постепенно знать захватывала земельные наделы, возводила на них замки.

Истории известны сотни случаев, когда земли отбирали силой у своих же соседей. Такое положение дел сохранялось при том, что количество рыцарей в Европы было ничтожно малым – не больше 3% от общей численности населения. Исключением были Испания и Польша, где их было около 10%.

Огромное влияние рыцарства на внутреннюю и внешнюю политику, этикет, дипломатию и практически все сферы жизни историки объясняют периодом, когда правда была за силой. А сила сосредоточилась в руках мужчин с доспехами.

Постепенно в средневековой Европе сформировался новый тип культуры – идеалы рыцарства. Они отчасти дошли и до современников – отсюда идеализация воинов в доспехах и с мечом.

Нормандия — место зарождения рыцарства?

В XI веке при дворах европейской знати стало заметно введение нового церемониала, напоминающего классические традиции рыцарства. Некое подобие оммажа, состязаний и благородных поступков постепенно появлялось в среде региональной элиты. Наиболее ярко процесс становления новых обрядов знатных воинов проявился на севере Франции, в Нормандском герцогстве.


Герцогство Нормандское в XII веке. (www.deviantart.com)

Нормандия — регион с любопытной судьбой. Ещё в начале X века, при поздних Каролингах эти земли были заняты пришельцами со Скандинавского полуострова. Западно-франкская монархия в 911 году заключила договор с предводителем норманнов, которого отождествляли с Рольфом Пешеходом, согласно которому он и его дружина брали под защиту ряд прибрежных областей севера Франции.
Впоследствии, норманны приняли христианскую веру и первым герцогом Нормандии стал тот самый «Пешеход», но уже под именем Роллон I (Роберт). Скандинавские традиции в этом регионе причудливым образом прижились и никак не препятствовали христианизации пришлого населения. Речь идёт в целом о ментальности военной элиты: отношение к войне, власти и вере. Почти всё, то же самое, но под вывеской христианского благочестия. По сути, в X веке Каролинги Западно-Франкского королевства получили верного вассала и надёжного защитника от грабительских походов викингов в лице нормандского герцога.


Герцог Роллон. (pinterest.ru)

В последствии, воинственные северяне, некогда променявшие холодную Скандинавию на побережье Ла-Манша, активно участвовали в знаковых конфликтах XI века: именно они вместе с незаконнорождённым герцогом Вильгельмом в 1066 году одолели англо-саксов при Гастингсе, обосновались на Сицилии в начале столетия, громили мавров в Испании и внесли немалый вклад во взятие Иерусалима в 1099 году во время Первого крестового похода. Нормандские герцоги были истинными протекторами власти апостольского престола и предотвращали любое посягательство на Церковь. Хронисты сообщают нам о характерных чертах правителей Нормандии: они были довольно учтивы и имели изысканный вкус. По крайней мере, так описывают сыновей Вильгельма Завоевателя — Вильгельма Рыжего и Роберта Короткие Штаны.
Нельзя отдавать пальму первенства в процессе формирования чисто «рыцарских» обычаев именно Нормандскому герцогству. Благородные поступки, обряды посвящения и состязания были известны по всей Центральной и Западной Европе

Важно отметить, что в Нормандии эти проявления имели наиболее интенсивный характер.

Кого поймал — того люби

Странствующие и бедные «однощитные» рыцари не из знатных семей в большинстве своём плевать хотели на кодекс чести. Прикрываясь приказом своего сюзерена, они ездили по селениям и грабили их. Некоторые даже сбивались в самые настоящие банды, которых боялись честные люди. Забывали они и про правило «защищать слабых», когда убивали женщин и детей в деревнях просто ради развлечения. Надругательства над женщинами тоже имели место быть

Причём рыцарям было неважно — девочка перед ними или седая старуха. Для любовных утех годилась любая, к тому же, сломить сопротивление более слабой жертвы не составляло никакого труда

К слову, жене рыцаря о хорошем отношении к себе тоже можно было забыть.

Это только к «прекрасной даме» рыцари относились с почётом и любовью. Об избраннице сердца думали днями и ночами, не забывая в перерывах поколачивать и насиловать собственную жену. Та не смела и пикнуть, ведь женщина в Средние века считалась собственностью мужа. Закрывали глаза жёны и на многочисленные измены мужа со служанками и подневольными крестьянками. Особенно охотно средневековые рыцари отбивали жён у собственных друзей. О каком бы то ни было братском уважении речи и не шло. Однако всему приходит конец.

Наставить отступивших от кодекса рыцарей на путь истинный попытались при помощи организации Крестовых походов. Папа Римский Урбан и император Фридрих Барбаросса внушили рыцарям, что они должны убить всех неверных, осквернивших гроб Господень, находящийся в Палестине. Рыцари этому призыву вняли, но едва ли они вели себя в походах лучше, чем на родной земле. В конце концов нужда в рыцарях как конных воинах отпала сама собой с изобретением огнестрельного оружия. Рыцари перестали быть воинами и превратились в политическое сословие нетитулованной знати. Сегодня рыцари остались лишь в Великобритании. Но там это просто формальный титул, выдаваемый за особые заслуги перед короной.

  • Кровавый «Черкизон»: какой ценой Москве достался её самый печально известный рынок
  • Как появился коктейль «Кровавая Мэри»
  • Откуда пошло выражение «дойти до ручки»
  • Судьба старых дев: что сулила встреча с вековухой
  • Почему чукчи долго сопротивлялись российскому завоеванию, но в конце концов уступили

Краткий обзор современных представлений о роли конницы

В русскоязычном пространстве идея о таране плотных пехотных строев стоит примерно на двух столпах – это гипотеза Чарльза Омана о том, что после битвы при Адрианополе 378 г. на полях сражений воцарилась тяжелая кавалерия вплоть до сражения при Мариньяно 1515 г. Второй подпоркой прикрутили идею Лин Уайт , что небывалый успех тяжелой рыцарской конницы является следствием распространением стремян в Европе с VIII века и соответственно появлении таранного удара. Естественно гипотеза и Лин Уайт и концепция Чарльза Омана на западе уже подверглась обширной критике и существенно пересмотрена , но поскольку на русский язык все это не переводилось, то у нас до сих пор пытаются жить в реалиях «изобрели стремя – кавалерия вытаптывает пехоту – потом пехоту обучили, и она начала отбивать атаки рыцарей». Увы и ах, все значительно сложнее.

Начнем с распространения тяжелой конницы – традиционно расцвет тяжелой конницы связывается с государством Каролингов

Что здесь важно понимать – состояние первоисточников таково, что тактическую роль конницы в этот период мы практически не можем проследить. Описания настолько скудны, что исследователями для обоснования тезиса о важности этого рода войск приходится прибегать к цепочке рассуждений «если не они, то кто?»

Т.е. концепция того, что при Каролингах тяжелая феодальная конница была царицей полей – это распространенная точка зрения, но, увы одна лишь . На западе бушуют настоящие баталии между исследователями, так например, Брайс Лайон подверг критике концепцию Вербрюггена о тотальном превосходстве конницы, тот выступил с возмущенным опровержением , обвинив оппонента в некомпетентности , в спор вклинился профессор Бернард Бахрах , оспорив эту отповедь. Я не хочу углубляться в эту дискуссию, просто хочу, чтобы Вы понимали – господство тяжелой кавалерии не признанный всеми факт, а одна из точек зрения (безусловно, популярная), которая преобладает у нас, поскольку другие исследования просто не переводили.

Иллюстрация по Всадники войны. Кавалерия Европы. . Алексинский Д. П., Жуков К. А., Бутягин А. М., Коровкин Д. С, С-П.: Полигон, 2005

Здесь нужно понимать, какую задачу решал Карл Великий – в условиях больших пространств ему нужна была сила, которая могла оперативно реагировать на актуальные угрозы. Такой силой стала конница, позволяющая совершать марш-броски на расстояния вплоть до 240 км за сутки , в сочетании с сетью фортов и замков он смог выстроить эффективную систему противодействия, где защитные сооружения уже при Меровингах выступали наковальней . Решение на самом деле было поистине гениальным – экономика раннесредневековых государств не позволяла держать под ружьем большую регулярную армию, при этом ленная система перекладывала вопросы снабжения и формирования войск на феодалов. Т.е. преимущество каролингской конницы было отнюдь не во впечатляющей тактической эффективности, а в первую очередь оно было стратегическим . Собственно идея Лин Уайт о том, что при Каролингах всадники за счет таранного удара «доминировали» напарывается на тот простой факт, что этот прием появился только в XII (возможно XI) веке. Акцент в боевых действиях сместился от масштабных полевых сражениях к рейдами, шевоше, кавалькадам, т.е. терминам, однокоренных «коннице» — Reyse, chevauchee, cavalcado. Ну, и, конечно, осадам, где конница могла либо перерезать пути снабжения, выступая атакующей стороной или атакуя агрессора, деблокируя города .

К чему это привело – к созданию закрытой касты воинов, которая же и являлась, в том числе правящей аристократией, т.е. определяла военную доктрину государств. И здесь мы переходим к сути исследования – чтобы понять, как выглядело столкновение пехоты и конницы, нужно разобраться с внутренними силами, которые определяют битву. Итак, друзья мои – это была преамбула, впереди разбор сражений и поведения солдат в бою.

Меч

Меч, воспетый в легендах о рыцарях, имел такую форму не столько из-за удобства ведения боя, сколько из-за того, что напоминал католический крест. Это имело огромное значение для рыцарей (вы уже знаете, что основные рыцарские ордена были созданы под влиянием Крестовых походов), которые также наносили изображение креста на свои доспехи и повседневную одежду.

Перевёрнутый меч в некоторых случаях использовался, как распятие, а рыцарь с обнажённым мечом должен был нести слово Божье в захваченных землях. Часть рыцарского кодекса заключалась в том, чтобы вести сражения за церковь и Бога, поэтому основная конструкция меча оставалась неизменной на протяжении веков.

Кстати, рекомендуем посмотреть на thebiggest.ru интересную статью про 10 видов смертоносного средневекового оружия.

9

Битва при Арке 1303 года

Перенесемся меньше чем на год вперед – битва при Арке (1303 г.). Фламандцы охмелели от своей победы, берут города и замки, что естественно бесит французскую сторону. Усмирять оборзевших ремесленников высылают очередную армию, численность сторон точно не известна, источники говорят о 10 000 фламандцах (оценки в 50 000 фантастичны) и 1300-4000 французах, возможно первая цифра показывает численность конницы, а вторая общее число воинов (с учетом пехоты). Поначалу ход боя скорее благоволил французам, они смогли разбить несколько разрозненных отрядов фламандцев, пока не уперлись в основные силы фландрийской пехоты. Фламандцы образовали круг ощетинившись пиками и годендагами, далее источники несколько по-разному описывают бой, по одним данным французская конница пыталась атаковать построение пехоты с трех сторон, но безуспешно. Но весьма примечательно описание боя другого источника — Гентских Анналов (1303):

Схема боя по Гентским анналам, приводится по Kelly DeVries «Infantry Warfare in the Early Fourteenth Century : Discipline, Tactics, and Technology Warfare in History» // The Boydell Press, 1996

Довольно занятная картина: уже тяжелая конница боится атаковать плотные порядки, памятую о Куртрэ. Мы еще часто увидим иллюстрацию патовой ситуации, когда конники не решаются атаковать плотный строй пехоты. С другой стороны, пехотинцы тоже опасаются наступать, поскольку стоит им разорвать строй, как их по одиночке «выхватывают» рыцари. Причем дальнейшее развитие боя было довольно любопытным – французы отступают, фламандцы идут следом, всадники снова готовятся атаковать, фландрийцы снова строятся, а рыцари отказываются от нападения. Такой сценарий повторяется пять или шесть раз, пока французы окончательно не отступают. Поле боя остаётся за фламандцами, хотя их потери превышают французские.

Рыцарские идеалы и девизы

  • Мужество — это означало, что он готов поступать правильно и способен сражаться даже против превосходящих сил врага.
  • Защита церкви, лордов, их семей, а также сирот и вдов.
  • Вера в Бога, которая поможет избежать искушений и вынести жертвы.
  • Смирение — признания силы и героизма других, но не хвастовство своими подвигами.
  • Справедливость.
  • Щедрость, которая позволила бы ему быть милостивым к врагу и противостоять слабости и жадности.
  • Умеренность, что означало делать все в меру, даже при наличии у него богатства.
  • Благородство, которое является принципом вежливости. Рыцари должны быть вежливыми, честными, щедрыми и быть образцом для подражания.

Важным атрибутом рыцаря был его девиз. Это краткое изречение, выражающее важную сторону характера рыцаря, его жизненные принципы и устремления. Часто девизы изображались на гербах рыцарей, их печатях, доспехах. Многие рыцари имели девизы, подчеркивавшие их смелость, решительность и особенно полную самодостаточность и независимость от кого бы то ни было.

Примерный перевод рыцарских девизов:

Служу Отечеству, отвечаю Богу. Достоинство и благородство. Совесть и дисциплина. Быть, а не казаться. Честь, но не почести. Честь дороже жизни. Честная смерть, но не позорная жизнь. Побеждаю, но не мщу. Скуп в потребностях, щедр на отдачу. Великодушие и справедливость. Учтивость и миролюбие. Блаженство в верности. Достоинство в служении. Служить, но не прислуживаться. Должен — значит можешь. Соперничаю, но не завидую. Любовью ведом, добротой очищаюсь. Злу — возмездие, добру — награда. Слово крепче камня. Ударом на удар. Победа или смерть. Верой и правдой. Биться шумно, говорить тихо. Один за всех, все за одного. Слово — серебро, молчание – золото.

Характерными рыцарскими девизами были следующие: «Иду своей дорогой», «Другим не стану», «Вспоминай меня часто», «Я осилю», «Я не король и не князь, я граф де Бусси».

Король Артур


Историки допускают существование прототипа Артура в реальной жизни. Король Артур – это центр британского эпоса, сказания о нем вот уже несколько веков не теряют известности.

Согласно сказаниям, Артур – сын короля Утера Пендрагона. Волшебник Мерлин наделил мальчика отвагой и силой. После смерти Утера страна погрузилась в хаос, и только Артур воссоединил королевство.

Во время смуты из-за измены Гвиневры с рыцарем Ланселотом, Артур отправился за ним в погоню. Король оставил наместником племянника, Мордреда. Он оказался предателем, в Британии снова началась смута. Настоящий правитель вернулся и убил его, но и погиб сам. Печальные леди увезли умирающего Артура на лодке на остров Авалон. Как гласит предание, Артур вернется, когда Британии потребуется спасение.

Миф 3: достаточно просто попасть в уязвимое место, и латник будет повержен

Это спорный вопрос. Да, в латном доспехе существует несколько слабых точек (ременные подвязки, щели в сочленениях и суставах), попадание в которые и в самом деле нанесет ощутимый урон противнику. Но сделать это было совсем непросто:

Во-первых, под доспехом рыцари носили как минимум гамбезон, состоящий из нескольких слоев плотной льняной материи. Он обеспечивал хорошую защиту сам по себе, будучи на удивление прочным и легким, а большинство рыцарей не гнушались натянуть поверх него еще и кольчугу. Таким образом, оружию надо было преодолеть несколько слоев брони, прежде чем достигнуть тела.

Во-вторых оружейники, быстро осознавшие основную слабость лат в боевом столкновении, старались максимально обезопасить рыцаря от угрозы. Все ремни и подвязки были скрыты глубоко внутри доспеха, специальные «крылья» (продолжение литой пластины брони) служили экраном для сочленений и суставов. Все части доспеха прилегали друг к другу как можно плотнее, что в давке и суматохе крупных сражений значительно повышало шансы на выживание.

Итог

Жизненный уклад германцев не претерпел сильных перемен и к исходу античной эпохи. Усиливался лишь импульс: германские ватаги стремительно прошивали территорию Римской империи в III-IV веках. Романо-германский синтез набирал обороты. Христианство также наложило свой отпечаток на общественную жизнь германских племён и первых варварских королевств, но представления о войне и боевые традиции остались, по сути, незыблемыми. Эпоха Карла Великого и время становления Священной Римской империи явно показало преемственность конного ополчения от дохристианских предков. Влияние воинских порядков варваров на культуру средневекового рыцарства не поддается никаком сомнению.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector