Сверхтяжелая ракета falcon heavy

Система спасения

Система спасения — одна из самых сложных в ракете. Она включает в себя парашют, крепление к корпусу, а также механизм выброса парашюта. Она в обязательном порядке порядке должна быть проверена не один раз на земле. Я использую пиротехнический вариант выброса парашюта (мортирка), инициируемый бортовым компьютером. Хотя встречаются и другие решения — механические и пневматические, или вовсе инерционные. Пиротехническая система одна из самых популярных и простых, содержит минимум компонентов.

Заготовка для мортирки

Сам парашют — это купол диаметром в 70 сантиметров, сшитый из прочной и лёгкой ткани (рип-стоп). Можно рассчитать точно необходимую площадь парашюта для плавного спуска в зависимости от массы ракеты. Хотя, из практики, парашют лучше делать меньше диаметром — это увеличит скорость падения ракеты, конечно, но ракету будет меньше сдувать ветром, и поэтому меньше шансов намотать километры от места запуска до места падения.

Вырезаем парашют

Не менее важно обеспечить крепление системы спасения ракеты с корпусом. Обычно в корпус устанавливаются силовые болты, к которым привязывается силовой трос (фал), соединяющийся со стропами парашюта

Фал пропускается через пыж — лёгкий цилиндр, который впритирку устанавливается ко внутреннему диаметру ракеты — он необходим для выброса парашюта, работая как поршень, приводимый в движение газами из мортирки.

Конструкция крепления системы спасения

Головной обтекатель также подвязывается к фалу.

В сборе внутренние компоненты ракеты ракеты занимают весь внутренний объем.

Модель ракеты со всеми компонентами

Полёт и результаты

Характеристики собранной ракеты:

  • Длина: 1300 миллиметров

  • Диаметр: 50 миллиметров

  • Масса корпуса (со всеми компонентами): 1000 грамм

  • Масса электроники: 180 грамм

  • Масса двигателя: 440 грамм

  • Масса полная: 1620 грамм

  • Двигатель: ДКР-30-9-280-ПЭ(С)

  • Класс: H115, максимальная тяга — 180 Н*с

  • Расчётный (максимальный) апогей: 530 метров

  • Время до апогея: 11,5 секунд

Взлёт ракеты

Полёт в целом получился успешным, ракета достигла апогея в 400 метров.

Ракета села с парашютом в 200 метрах от места старта.

Парашют раскрылся!

Любопытно, что на данных с акселерометра видны всплески, соответствующие работе системы спасения (мортирки).

Сырые данные с логгера

С какой скоростью летают ракеты?

Прежде, чем ответить на этот вопрос, давайте поймем в чем ее измеряют. Ракеты летают чертовски быстро и говорить о привычных км/ч или м/сек не приходится. Скорость многих современных летательных аппаратов измеряют в Махах.

Непривычная величина измерения скорости появилась не просто так. Название “число Маха” и обозначение “М” предложил в 1929 году Якоб Аккерет. Оно выражается как отношение скорости движения потока или тела к скорости распространения звука в среде, в которой происходит движение. Если учесть, что скорость распространения звуковой волны у поверхности земли примерно равна 331 м/сек (около 1200 км/ч), не трудно догадаться, что единицу можно получить только если поделить 331 на 331. То есть, скорость один Мах (М) у поверхности земли составляет примерно 1200 км/ч. С набором высоты скорость распространения звуковой волны падает из-за уменьшения плотности воздуха.

Таким образом, один Мах у поверхности земли и на высоте 20 000 метров отличается примерно на 10 процентов. Стало быть и скорость тела, которую оно должно развить, чтобы получить число Маха, уменьшается. Упрощенно среди обывателей принято называть число Маха скоростью звука. Если такое упрощение не применяется в точных расчетах, его вполне можно допустить и считать примерно равным величине у поверхности земли.

Ракеты могут запускаться с самолета.

Такую скорость не так легко представить, но крылатые ракеты могут летать на скорости до 5 Махов (примерно 7 000 км/ч в зависимости от высоты). Баллистические ракеты и вовсе способны развивать скорость до 23 Махов. Именно такую скорость на испытаниях показал ракетный комплекс Авангард. Получается, что на высоте 20 000 метров, это будет около 25 000 км/ч.

Конечно, такая скорость достигается на заключительной стадии полета при спуске, но представить, что рукотворный объект может перемещаться с такой скоростью, все равно сложно.

Как видим, ракеты перестали быть просто бомбой, которую кидают далеко вперед. Это настоящее произведение инженерного искусства. Вот только хотелось бы, чтобы эти разработки шли в мирное русло, а не предназначались для разрушения.

Третья космическая скорость

Третья космическая скорость — минимальная скорость, которую необходимо придать находящемуся вблизи поверхности Земли телу, чтобы оно могло преодолеть притяжение не только Земли, но и Солнца, и покинуть пределы Солнечной системы.

Чтобы преодолеть притяжение Солнца, находясь на орбите Земли, нужно развить скорость в \(\sqrt{2}\) раз больше, чем скорость Земли. То есть в направлении движения Земли тело нужно запускать со скоростью \( (\sqrt{2} — 1) · 30\:км/с ≈ 12\:км/с\). Чтобы преодолеть притяжение Земли, нужна скорость \(\sqrt{2} · 7{,}9\:км/с ≈ 11\:км/с\). Преодолеть и то, и другое можно со скоростью \( ≈ 16{,}6\:км/с\). В действительности хватит и меньшей скорости, если запустить космический аппарат так, чтобы его ускоряли другие планеты.

Тяжелые планы

Первые сообщения о том, что Роскосмос хочет создать
российскую сверхтяжелую ракету, появились в августе 2016 года. Однако
только в феврале 2018 года президент России Владимир Путин подписал указ о
строительстве на космодроме «Восточный» специального комплекса, который будет предназначен
для запуска «царь-ракеты».

Сейчас российские специалисты работают над эскизами гиганта,
после чего начнется этап опытно-конструкторских и научно-исследовательских
работ. По плану Роскосмоса, они продлятся с 2020 по 2028 год, за это время
намечено построить всю необходимую инфраструктуру на космодроме «Восточный».

Наконец, в 2028 году планируется провести первые летные
испытания сверхтяжелой ракеты. Характеристики космического «монстра» пока
неизвестны, однако «Роскосмос» рассчитывает, что ракета сможет выводить на
околоземную орбиту 90 тонн груза — показатели на уровне советской «Энергии». Не выше метра: кого берут в космонавты

Скорее всего, новая ракета получит двигатели РД-171МВ,
которые также будут использоваться в носителях семейства «Ангара». Как отмечают
специалисты, грузоподъемности ракеты хватит для пилотируемых полетов вокруг
Луны, однако для высадки космонавтов на земной спутник мощности уже не хватит.

Согласно проекту документа, создание нового сверхтяжелого
носителя потребует дополнительного финансирования Роскосмоса. Траты составят
минимум 700 миллиардов рублей, однако некоторые эксперты говорят о сумме в 1,5
триллиона рублей. Однако без таких вложений России придется забыть об освоении дальнего
космоса.

Немного истории

Первыми строить ракеты начали китайцы еще во II веке до н. э. Эти «девайсы» начиняли порохом и использовали для фейерверков и иных развлечений. Ракеты неоднократно пытались применять в военном деле, впрочем, без особого успеха. Только в начале XIX столетия полковнику Конгриву удалось создать более-менее эффективные боевые ракеты для британской армии. Позже они были приняты на вооружение в Пруссии, России, Швеции, Саксонии.

Впервые идею о применении ракет для исследования космического пространства высказал Константин Циолковский в начале XX столетия, он же предложил многоступенчатую схему ракет-носителей.

Отцом современного ракетостроения считается американец Роберт Годдард, который, в отличие от Циолковского, больше интересовался практической стороной вопроса. Ему первому в мире удалось создать жидкостную ракету и успешно испытать ее. Это произошло в 1926 году – изделие Годдарда поднялось на целых 12,5 метров!

Немецкий конструктор Вернер фон Браун. Создатель «Фау-2» и «Сатурна-5», который доставил человека на Луну

Активно ракетостроение развивалось в Германии. В 30-е годы в этой стране появилось множество ракетных клубов и исследовательских институтов. Результатом этого бума стала первая боевая баллистическая ракета «Фау-2», которую гениальный конструктор Вернер фон Браун создал для Гитлера. Позже он сыграл ключевую роль в развитии космической программы в США.

После окончания войны ракетные технологии Третьего Рейха попали в руки союзников. Начиналась Холодная война и ракеты рассматривались в первую очередь, как эффективное средство доставки ядерного оружия – космос был на втором месте. В Советском Союзе ракетной программой руководил Сергей Королев. Он сумел в кратчайшие сроки создать первую межконтинентальную ракету Р-7, гражданская модификация которой вывела на орбиту первый спутник. В 1961 году на РН «Восток» свой полет совершил Юрий Гагарин. Она могла доставлять на НОО груз весом в 4,72 т. Эти исторические запуски были осуществлены с космодрома Байконур в Казахстане.

Очень интересным американским проектом был «Спейс шаттл». Его идея заключалась в создании многоразовой системы для доставки на орбиту грузов и астронавтов. Она состояла из космического корабля, похожего на самолет, двух ускорителей и огромного топливного бака. «Шаттлы» взлетали вертикально, а садились на обычную взлетную полосу, по-самолетному. Применив такую конструкцию, разработчики надеялись существенно снизить цену одного пуска. Однако эти ожидания не оправдались – цена доставки килограмма на орбиту у «шаттла» оказалась даже выше, чем у огромного «Сатурна-5».

Ракета-носитель «Энергия» и многоразовый космический корабль «Буран». Самый технологичный проект Советского Союза

Советским ответом на «шаттл» стал многоразовый челнок «Буран». На орбиту его выводила ракета-носитель сверхтяжелого класса «Энергия», способная доставлять на НОО до 100 тонн груза. «Буран» совершил единственный полет в беспилотном режиме в 1988 году, в 1993 – программа была закрыта.

США и СССР недолго оставались единственными «космическими» державами. Уже к 1971 году собственные ракеты-носители сумели создать еще пять стран: Франция, Япония, Италия, Китай и Великобритания. В дальнейшем их количество продолжало расти. В последние годы космическими запусками активно занялся частный бизнес, можно сказать, что он вдохнул новую жизнь в ракетостроение.

Финансирование и стоимость разработки

В 2015 году стоимость создания сверхтяжелого носителя, имеющего грузоподъемность 70-80 т оценили в 600-700 млрд рублей, а версию с облетом Луны на пилотируемом транспортном корабле – в 1 трлн (это без высадки).

24 марта 2015 года Ю. Коптев, глава Научно-технического совета Роскосмоса заявил журналистам, что разработка сверхтяжелой ракеты грузоподъемностью 70-80 т обойдется в 700 млрд рублей.

29 ноября 2016 года А.Иванцов, первый замглавы Роскосмоса, оценил стоимость разработки сверхтяжелого носителя, а также инфраструктуры под него на космодроме «Восточный» в 1,5 трлн рублей.

17 июля 2017 года по словам источника из ракетно-космической отрасли, стоимость создания сверхтяжелого носителя, а также инфраструктуры для него эксперты оценивают в 1 трлн рублей, причем цена на разработку РН сверхтяжелого класса до самой разработки первого летного изделия была оценена в 700 млрд рублей.

3 октября 2017 года В. Солнцев (глава РКК «Энергия) рассказал журналистам о том, что предварительная оценка стоимости работ по разработке РН сверхтяжелого класса осуществлена, но не назвал, сколько ушло денег.

В декабре 2018 года источник в ракетно-космической отрасли рассказал СМИ, что Роскосмос должен был внести к 15 января 2019 года на согласование федеральным органам власти проект ФЦП на 2020-2030-е годы по разработке сверхтяжелой РН. ФЦП по сверхтяжелой ракете станет частью государственной программы, которая посвящена освоению Луны. Это касается разработки ракеты, производства опытного образца и проведение беспилотного запуска в облет Луны. Предварительно ФЦП оценивается в 1,5 трлн рублей. При этом создание космического корабля или аппарата, который будет запускаться и финансироваться по другой программе. Также предусматривается проведение в эти сроки пилотируемого облета Луны, но на это требуется дополнительное финансирование.

В январе 2019 года источник в ракетно-космической отрасли рассказал журналистам, что руководство Роскосмоса поставило задачу уложиться при разработке и производстве первого летательного экземпляра «Энисей» в 1 трлн рублей или немного больше. По словам другого источника, точной суммы пока нет, так как головной финансовый институт «Агат» не провел расчетов по предложенному основному, а также дополнительным вариантам компоновки ракеты.

&

Minuteman III (LGM-30G)

Долгие годы изделие Boeing Company является единственной в США МБР шахтного базирования. Однако, и сегодня американские баллистические ракеты Minuteman III, заступившие на боевое дежурство еще в 1970 г., остаются грозным оружием. Благодаря модернизации LGM-30G получила более маневренные боеголовки Mk21 и улучшенный маршевый двигатель.


LGM-30G в пусковой шахте

ТТХ МБР Minuteman III:

Наименование Значение Примечание
Длина и диаметр, м 18,3х1,67
Масса взлетная, т 34,5
Число ступеней, шт 3
Тип топлива твердое
Разгонная скорость, м/с 6700
Дальность полета максимальная, км 13000
Предельное отклонение от цели, м 210
Масса боезаряда, т 1,15
Тип заряда термоядерный, от 0,3 до 0,6 Мт
Боевые блоки 3 разделяемые
Вид базирования наземный в шахтах

Сегодня перечень американских баллистических ракет ограничен Минитментами-3. ВС США располагают до 450 единиц, дислоцированных в шахтных комплексах на территории штатов Северная Дакота, Вайоминг и Монтана. Замену надежных, но морально устаревших ракет планируется провести не раньше начала следующего десятилетия.

Летно-конструкторские испытания

Предполагается, что летно-конструкторские испытания РН свертяжа пройдут в 2 этапа в период с 2028 по 2035 год.

В 2028-2032 годах пройдет первый этап испытания. Он подразумевает запуск лунного взлетно-посадочного комплекса, пилотируемых кораблей и прочих полезных грузов на траекторию облета Луны и окололунные орбиты в целях обработки компонентов пилотируемого комплекса, разработка станции на орбите Луны, а также высадка на ее поверхность.

В 2032-2035 годах пройдет второй этап испытания. Подразумеваются запуски ЛВПК и прочих беспилотных полезных грузов для строительства и эксплуатации базы на поверхности Луны. К этому же, этот этап подразумевает участие в международных программах, которые связаны с изучением Марса.

Лунная палочка-выручалочка


Робот FEDOR и космонавт Алексей Овчинин на МКС

Спасением отрасли становится программа пилотируемых космических полетов. Космонавты, в отличие от космических роботов, пока не поддаются миниатюризации и полеты человека в космос по-прежнему требуют полного использования всех возможностей современных ракет-носителей. А еще лучше летать не вокруг Земли, а на Луну и дальше, поскольку требуемая для дальних полетов энергетика на порядок происходит ту, которая требуется для выхода на околоземную орбиту. Для полетов к Луне и далее требуется возобновить производство сверхтяжелых ракет-носителей с массой полезной нагрузки не менее 50 тонн.

Поэтому космические агентства вновь стали убеждать общество в необходимости изучения дальнего космоса, которое, помимо нового знания, приносит солидные политические дивиденды. Так, научная база на обратной стороне Луны является очень подходящим местом для организации внеземной обсерватории, закрытой он нашей яркой и шумной в радиодиапазоне планеты. Кроме того, на горизонте виднеются доходы от дальнего космического туризма.

Исходя из этого, становятся понятными планы космических держав вернуться на Луну. Их космическим агентствам надо либо осуществить экспансию в космическое пространство — либо сократить свою деятельность до неинтересной регуляторно-бюрократической функции, отдав космос на откуп частным компаниям. И Луна становится для них волшебной палочкой-выручалочкой, первым шагом на бесконечном пути в дальний космос.

Но воспользоваться этой «лунной палочкой-выручалочкой» могут только космические агентства очень богатых стран. Например, Китая, который планомерно развивает свою космическую программу. Или Индии, которая старается не отстать от своего главного военного и геополитического соперника. Конечно же, здесь и США — которые хоть и не могут похвастаться самой сильной в мире промышленностью, но зато обладают безукоризненно работающей методикой привлечения частных инвестиций и могут печатать столько денег, сколько им потребуется для реализации своих самых авантюрных желаний.

У России тоже есть свой экономический козырь — природные ресурсы. Конечно, продажа нефти и газа — дает далеко не столь стабильный доход, как американское делание денег из воздуха, но при выгодной внешнеэкономической конъюнктуре этот метод тоже наполняет бюджет. И еще есть временная фора, которую дают советские космические технологии.

Ракета-носитель Енисей: фото, характеристики, видео

«Енисей» — ракета-носитель сверхтяжелого класса российского производства. Первая ракета-носитель была разработана в постсоветский период российской промышленностью. Головная организация-разработчик – РКК «Энергия». Создавалась в рамках федеральной целевой программы под названием «Создание космического ракетного комплекса сверхтяжелого класса на 2020-2030 годы (подготовят весной 2019 года). На проект выделили – 1,5 трлн рублей. Что касается первого запуска, то он запланирован на 2027 год и будет осуществляться с космодрома Восточный.

Основная РК второго этапа Российской лунной программы.

Стартовые площадки

Запуск может осуществляться с Байконура (на базе стартового стола для ракеты-носителя «Зенит», Морского старта и Восточного).

Комплекс «Байтерек» на Байконуре

В 2004 году Казахстан и Россия заключили договор о разработке РКК «Байтерек». Поначалу предполагалось, что с этого комплекса будут осуществляться пуски РН «Ангара». Однако в 2013 года приняли решение о разработке комплекса на базе ракеты «Зенит», а также имеющейся для нее инфраструктуры. Но события 2014 года на Украине (сборка ракет проходили в Днепропетровске на заводе «Южмаш»), заставили приостановить этот проект.

После включения в Федеральную космическую программу России в 2015 году до 2025 года проекта по разработке РН среднего класса Россия предложила Казахстану совместную реализацию проекта «Байтерек» с применением этой ракеты. Комплекс планировали разработать на базе площадки космодрома № 45, который предназначен для запуска ракеты «Зенит».

Начиная с января 2018 года, инфраструктура для ракеты будет передаваться в собственность Казахстану. Площадка состоит из 2 пусковых установок: разрешенную аварией, произошедшей в 1990 году и используемую в рамках проекта «Наземный старт».

Эксперты предполагали, что российские носители при запуске с космодрома Байконур будут сбрасывать створки головного обтекателя над Китайским Синьцзян-Уйгурским автономным районом, по этой причине для обеспечения абсолютной безопасности, Роскосмос планирует арендовать в Китае участок размером около 10 000 кв. км, где запрещено строить промышленные объекты и города.

В начале лета 2017 года Игорь Комаров, глава Роскосмоса сообщил СМИ, что государственная корпорация собирается ускорить разработку комплекса «Байтерек» посредством модернизации стартового стола для РН «Зенит» на космодроме Байконур для выполнения пилотируемого старта в 2022 году.

Восточный

Морской старт

Осенью 2016 года Владимир Солнцев, президент РКК «Энергия» заявил, что график работ могут сократить до пяти лет, если проект получит от российской компании «S7 Group» дополнительную финансовую поддержку. Для этого рассматривается возможность создания ракеты «Сункар» в версии для применения ее на плавучем космодроме «Морской старт» на замену ракеты «Зенит» украинского производства, под которую приспособлен этот космодром.

Осенью 2016 года было заключено соглашение, и началась шестимесячная процедура покупки «Морского старта» корпорацией «S7 Space». Кроме того в этот день был заключен контракт о сотрудничестве между РКК «Энергия» и «S7 Group». Предполагается, что коммерческую модификацию ракеты удастся разработать не такой дорогой.

Сферы применения

Предполагается, что РН может заменить все существующие носители тяжелого и среднего классов: начиная от «Зенит» и «Союз-2» до «Протон-М» и «Ангары».

Гражданские пуски Роскосмоса

Сам по себе этот носитель не подходит для лунной программы по причине недостаточной грузоподъемности, но станет 1 и 2 ступенями будущей сверхтяжелой ракеты. В конце июля 2017 года РКК «Энергия» создала схему осуществления пилотируемой экспедиции на Луну, которая требует одного пуска ракеты «Союз-3» и 2 пусков сверхтяжелой ракеты.

Коммерческие пуски

В конце лета 2017 года Игорь Комаров, глава Роскосмоса, заявил журналистам, что многие страны, коммерческие заказчики и космические агентства проявляют серьезный интерес к пускам на «Союзе-5».

Критика

Сергей Сопов, гендиректор корпорации «S7 космические транспортные системы» считает, что «Союз-5» — это дорогостоящая, потолстевшая и подросшая ракета «Зенит». Он уверен, что к 2022 году (запланирован первый пуск) РН уже будет устаревшей и убыточной для Морского старта на фоне конкурентов.

Самая большая ракета, когда-либо летавшая в космос


Космическая ракета. Наверное это самое мощное и величественное, что создавало человечество за всю свою историю. В разные годы разные страны создавали ракеты самых разнообразных форм и размеров. И у людей, интересующихся тематикой космоса, иногда возникает вопрос: какая ракета была самой большой? Давайте вспомним несколько фактов. Любому материальному телу, которое вдруг решило покинуть Землю, требуется для этого некоторое количество энергии. И чем тяжелее объект, тем больше ее нужно. Поэтому любая космическая ракета, по сути, является огромной бочкой с топливом. Полезная нагрузка, которую она должна вывести в космос, весит гораздо меньше, чем сама ракета. И если полезная нагрузка имеет большую массу, то для преодоления притяжения Земли потребуется еще больше топлива. А еще больший объем топлива еще больше увеличивает общую массу ракеты. Что, в свою очередь, требует еще большего количества топлива!

Нужна мощная ракета

И это серьезная проблема. Вес ракеты, несущей крупный груз, вырастает до немыслимых значений.

Но однажды одни люди сказали другим — ах так! Тогда мы… полетим… ммм… на Луну! Вот!

И разработали план полетов к нашему единственному спутнику. Так появилась на свет программа «Аполлон».

Эта была ошеломляюще амбициозная задумка. Ее целью являлась высадка человека на Луне. Впервые в истории человечества. Ну и конечно благополучное возвращение этих людей на Землю. Однако решение этой задачи привело к возникновению целого ряда проблем. Одна из которых заключалась в том, что для ее решения нужна была просто колоссальная по мощности ракета. Которая не должна была быть уж слишком грузной. И запросто могла бы вывести в космос достаточно тяжелую полезную нагрузку.

Чудо-ракета

И людям удалось создать подобное чудо! Ракета, способная доставить человека на Луну, была создана. Она получила название «Сатурн-5». Первая ступень ракеты была самой большой. Она имела высоту 42 метра. Пять двигателей, получивших название Rocketdyne F-1, работали на керосине и кислороде. Они были настолько мощными, что после завершения программы «Аполлон» им больше не нашлось применения.

Эти огромные двигатели сжигали 15 тонн топлива в секунду. Суммарно создавая невероятные 34 000 кН тяги. Первая ступень ракеты «Сатурн-5», имеющая размеры 36 этажного дома, взлетала до 61 км над уровнем моря. Это происходило всего за 2,5 минуты. После ее отключения вступали в работу пять двигателей J-2 второй ступени. Эти двигатели, которые не видно в момент старта, включались, чтобы доставить оставшуюся часть машины на высоту 185 км от поверхности Земли. Их топливо — кислород и водород. Время работы — 6 минут. Суммарная тяга — 5100 кН.

Третья ступень, последняя и самая маленькая, оснащалась одним двигателем. Его название — J-2. Это устройство разгоняло полезную нагрузку, которую несла ракета «Сатурн-5», до 40 000 км / ч. Этого было вполне достаточно, чтобы направить полезную нагрузку к Луне. Двигатели третьей ступени использовала то же топливо, что и двигатели предыдущей. Тяга — 1000 кН.

Монстр в космосе

Ракета «Сатурн-5» была изготовлена с использованием алюминия, полиуретана, асбеста, пробки и титана и многих других материалов. Она имела примерно в 4 раза большую грузоподъемность, чем другой космический монстр — Space Shuttle.

Весь пусковой комплекс «Сатурн-5» весил 2 800 000 кг на стартовой площадке. То есть в 16 раз больше самого крупного и тяжелого животного на планете Земля — ​​голубого кита. Вес которого достигает 177 тонн.

Эта гигантская ракета выходила в космос 13 раз, в период с 1967 по 1973 год. Кроме программы «Аполлон» ее использовали для вывода на орбиту космической станции Skylab.

И по сей день «Сатурн-5» остается самой большой, самой тяжелой и самой мощной ракетой, когда-либо летавшей в космос.

Конкуренты и перспективы

На сегодня действующим конкурентом российской ракете является
Falcon Heavy американского миллиардера Илона Маска. Ее первый полет состоялся 6
февраля 2018 года, грузом послужил электромобиль Tesla Roadster с манекеном за
рулем. Согласно спецификациям, Falcon Heavy компании SpaceX способна поднимать
на орбиту 68 тонн в невозвращаемом варианте.

Ключевой особенностью Falcon Heavy является ее многоразовость — боковые ускорители и первая ступень при необходимости возвращаются на Землю и
совершают мягкую посадку. Из-за этого стоимость одного запуска составляет всего
90 миллионов долларов. Расчеты показывают, что поднять тонну груза на Falcon
Heavy в два раза дешевле, чем на российском «Протоне».

Фото: SpaceX

Еще один проект сверхтяжелой ракеты-носителя разрабатывается
в NASA. Space Launch System впервые должна отправиться в космос в середине 2020
года. Предполагается, что носитель будет использоваться для запуска корабля
«Орион», а также других пилотируемых экспедиций за пределы околоземной орбиты.
Система будет способна выводить в космос 95 тонн груза.

Сверхтяжелую ракету-носитель также пытаются создать в Китае.
Впервые такие планы просочились в прессу в 2013 году. Известно, что проект
носит название «Чанчжен-9» и разрабатывается Китайской академией технологий
ракет-носителей. «Чанчжен-9» сможет выводить на околоземную орбиту до 133 тонн
грузов.

Китайские специалисты внимательно следят за успехами SpaceX.
Своей главной задачей они считают завоевание рынка космических перевозок, а для
этого необходимо освоить повторное использование ракет-носителей, как этого
делает компания Илона Маска. Первые испытания возвращаемых ступеней китайской
ракеты должны пройти в 2020 году.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector