Самоходная артиллерийская установка «гвоздика»: история создания, описание и характеристики

Гусеницы

САУ «Гвоздика» имеет огромные возможности для прохождения в труднодоступных местах. Это происходит благодаря гусеницам. Они выполнены из резины и металла. Их ширина на базовой модели составляет 400 мм. Есть возможность замены их на 670-мм гусеницы. Это повысит проходимость 2с1 «Гвоздика». Подвижная опора корпуса (опорные катки) оборудована индивидуальной подвеской с торсионами. Кроме того, на первом и седьмом колесах установлены гидравлические амортизаторы. Ведущие колеса расположены в передней части боевой машины, имеют зубчатые венцы, которые можно заменять при их износе. Натяжение гусениц обеспечивается при помощи механизма, который находится внутри корпуса. САУ «Гвоздика» наделена способностью двигаться по воде, преодолевая препятствия, ширина которых может составлять до 300 м. Высота волны при этом не должна быть более 150 мм, а течение должно не превышать скорость 0,6 м в секунду. Плавучесть машины обеспечивается за счет внутренней воздушной камеры. Она создана путем сваривания двух дисков между внешним кольцом с бандажом из резины и ступицей. Максимальная скорость передвижения САУ 2с1 «Гвоздика» при этом не превышает 4,5 км в час. При передвижении по воде число выстрелов не должно быть более 30.

Съемка внутри 2С1 Гвоздика во время стрельбы

https://youtube.com/watch?v=67FAPyjbEbI

При этом учитывались и по возможности устранялись все недостатки самоходок военного времени: небольшие углы горизонтальной наводки орудия, довольно низкую скорострельность, ограниченный обзор из неподвижных боевых рубок. В результате появилось несколько машин, которым были присвоены названия: «Гвоздика», «Акация», «Тюльпан», «Гиацинт». «Гвоздика» была принята на вооружение в 1971 г. и предназначалась для ликвидации живой силы противника и разрушения укреплений неприятельской стороны.

Машина была поставлена на шасси тягача МТ-ЛБ. Резинометаллические гусеницы и с индивидуальной торсионной подвеской катки обеспечивали хорошую проходимость и маневренность машины. Корпус полностью герметичен, а движение по водным преградам осуществляется посредством перемотки гусениц с резинометаллическими шарнирами. Машина способна достигать на воде до 4,5 км/ч, а также преодолевать водоемы шириной до 300 м при высоте волны до 150 мм и скорости течения не более 0,6 м/с.

Корпус САУ изготовлен из стальных листов. Противопульное бронирование «Гвоздики» может выдержать 7,62-мм винтовочную пулю Б-32 с расстояния 300 м. Кабина водителя и моторное отделение расположены в передней части корпуса, а боевое отделение — в задней. В башне, которая поворачивается на 360* с помощью электрического или ручного привода, находятся командир, наводчик и заряжающий.

Машина оснащена V-образным 8-цилиндровым четырехтактным дизельным двигателем ЯМЗ—238В. Коробка передач имеет 6 передних и 1 заднюю передачу. Топливные баки общей емкостью 550 л расположены в стенках бортов корпуса, последовательно соединяясь друг с другом по три с каждой стороны.

«Гвоздика» вооружена гаубицей Д-32 с моноблочным стволом с двухкамерным дульным тормозом и эжектором для очистки от остатков пороховых газов. С целью облегчения заряжания гаубицы используется механизм досылания электромеханического типа. Если для стрельбы берутся снаряды, лежащие на земле, их подача внутрь боевого отделения производится посредством транспортировочного устройства через большую заднюю дверь. Углы вертикальной наводки ствола гаубицы колеблются от -3 до +70°. Дальность стрельбы варьируется от 4070 м до 15200 м. При стрельбе с земли САУ способна сделать 4—5 выстрелов в минуту, с борта — 1—2 выстрела в минуту. Систему управления огнем составляют перископический прицел ПГ-2, панорамный и оптический прицелы.

Боекомплект орудия включает в себя 35 осколочно-фугасных и пять кумулятивных снарядов раздельного заряжания. При этом используется широкий спектр снарядов: осветительные, агитационные, химические, дымовые, снаряды радиоэлектронного противодействия и со специальными стреловидными поражающими элементами, кумулятивные, осколочно-фугасные. В 1967 г. конструкторы работали над созданием гаубиц для САУ с картузным заряжанием: Д-16 и Д-16М, однако в серию эти орудия не вошли.

Схема 2С1 «Гвоздика»

Самоходку ввиду ее небольшого веса можно перевозить с помощью самолетов Ан-12, Ан-124 и Ил-74. При этом уменьшение высоты достигается приподниманием и закреплением опорных катков (со второго по седьмой) специальными устройствами. Эта машина долгое время состояла и состоит до сегодняшнего дня на вооружении всех армий стран Варшавского договора. Сегодня «Гвоздика* имеет снаряд с лазерным наведением «Китолов-2», специально разработанный для самоходки. Снаряд способен с высокой степенью вероятности попадать в неподвижные и движущие цели.

Варианты и модификации

2С1М1 — российская модернизированная версия с установкой АСУНО 1В168-1.

2С34 «Хоста» — российский модернизированный вариант 2С1, в котором гаубица 2А31 заменена на орудие 2А80-1, а на башенку командира установлен 7,62-мм пулемёт ПКТ. Разработана в 2003 году и в 2008 году поступила на вооружение Российской Армии.

2C1T Goździk — польский модернизированный вариант с установкой АСУНО TOPAZ.

Rak-120 — разработанный в 2008—2009 гг. польский модернизированный вариант с заменой орудия 2А31 на 120-мм гладкоствольный миномёт, оборудованный автоматом заряжания. Возимый боекомплект увеличен с 40 до 60 выстрелов, однако данные о начале серийного производства этой модификации отсутствуют.

Model 89 — вариант, разработанный в Румынии в 1980-х годах. От 2С1 отличается базовым шасси — вместо модифицированной базы МТ-ЛБ использовано шасси БМП MLI-84.

Raad-1 (араб. الرعد-1‎, Гром-1) — иранская 122-мм самоходная гаубица, разработанная в 1996 году и с 2002 года запущенная в массовое производство. От 2С1 отличается базовым шасси, вместо МТ-ЛБ используется иранская БМП Boragh.

Операторы

Карта операторов 2S1 синим цветом с бывшими операторами красным

Хорватская армия 2С1 Гвоздика

Сухопутные войска Польши 2С1 Гвоздика на артиллерийском полигоне

Румынская модель 89 с башней 2С1 на шасси МЛИ-84

Иракский М-1974 гаубиц лежит на мель в пустыне после того , как дезертировал иракскими силами во время войны в Персидском заливе «s операции Буря в пустыне .

Текущие операторы

  • Алжир — 145
  • Ангола
  • Армения — 20
  • Азербайджан — 81 2С1 и неизвестный номер УР-77
  • Босния и Герцеговина — 5
  • Беларусь — 246
  • Болгария — 506. В 2013 г. доставлено из Польши 11 САУ.
  • Чад — 10
  • Куба
  • Хорватия — 9 (будет использоваться вместе с 15 Panzerhaubitze 2000 из немецкой армии)
  • Эритрея — 20
  • Эфиопия
  • Финляндия — 72 (известна как 122 PsH 74 ). В 2013 году три доставлены из Польши.
  • Грузия 48
  • Индия — 110 (подлежит замене)
  • Иран
  • Ирак
  • Казахстан — 10
  • Ливия
  • Молдова
  • Польша — 324 (заменяется на SMK Rak и AHS Krab )
  • Россия — 622
  • Сербия — 72
  • Словакия — 49
  • Южная Осетия
  • Сирия — 400
  • Приднестровье
  • Туркменистан — номер в строю по состоянию на 2016 год неизвестен.
  • Украина — 638. В июне 2018 г. из Польши доставлено 33 2С1, из Чехии — 16 июля 2019 г.
  • Уругвай — 6 доставлены в 1998 г. из Чехии
  • Узбекистан
  • Вьетнам
  • Йемен

Бывшие операторы

  • Чешская Республика — снята с производства в начале 2000- х годов .
  • Чехословакия — перешла к государствам-преемникам.
  • Восточная Германия — прекращена в 1990 году после воссоединения Германии.
  • Венгрия — снята с производства в 2004 году. Первоначально было 144 штуки Гвоздиков.
  • Исламское государство — по сообщениям; на данный момент наверное все разрушено.
  • Румыния — 48 резервных единиц с 2005 года (42 УРАР 89 и 6 Гвоздиков 2С1).
  • Словения — 8 резервных статусов.
  • Советский Союз — Передан государствам-преемникам.
  • Югославия — перешла к государствам-преемникам.

Разработка и первые испытания

Основные работы по проектированию и созданию САУ 2С1 «Гвоздика» производились на Харьковском тракторном комбинате им. Серго Орджоникидзе. Первые четыре экспериментальных образца поступили на полигонное тестирование летом 1969 года.

Параллельно велись испытания 152-миллиметрового аналога под рабочим индексом 2С3. Указанные агрегаты вместо клинового запора получили поршневой элемент. Также появился пневматический досылатель и заряды картузного типа. Тесты показали, что новое оружие имеет определенные недостатки, характерные для предшественников. Сюда входит невысокая кучность стрельбы, тот же уровень дальности и пламеобразования. Также проявились неудобства при работе с пеналом и конструктивные недоработки пневматики. Дальнейшая модернизация гаубицы позволила достичь дальности ведения огня до 18 километров, благодаря увеличению рабочей каморы и применению более сильных картузных зарядов.

Серийное производство

Сравнительная таблица ТТХ различных модификаций САУ 2С1

2С1 2С1М 2С1М1 2С34 Rak-120
Страна-разработчик СССР ПНР Россия Россия Польша
Начало серийного производства 1970 1971 2003 2008 опытная
Боевая масса, т 15,7 15,7 15,7 16 16
Индекс орудия 2А31 2А31 2А31 2А80-1
Калибр орудия, мм 121,92 121,92 121,92 120 120
Длина ствола, клб. 35 35 35
Углы ВН, град −3…+70 −3…+70 −3…+70 −2…+80 +45…+85
Возимый боезапас, выстр. 40 40 40 40 60
Минимальная дальность стрельбы ОФС/ОФМ, км 4,2/— 4,2/— 4,2/— 1,8/0,5 —/0,5
Максимальная дальность стрельбы ОФС/ОФМ, км 15,2/— 15,2/— 15,2/— 13/7,5 —/12
Максимальная дальность стрельбы ОФС, км 21,9 21,9 21,9 17,5
Максимальная дальность стрельбы УАС, км 13,5 13,5 13,5 12 10
Калибр зенитного пулемёта, мм 7,62
Модель двигателя ЯМЗ-238 SW-680T ЯМЗ-238 ЯМЗ-238 SW-680T

В СССР Серийное производство началось в 1971 году и закончилось в конце 1991 года. Также САУ 2С1 выпускалась по лицензии в Польше с 1971 года и Болгарии с 1979 года. В процессе выпуска польский вариант «Гвоздики» модернизировался. Вариант 2С1М Goździk оснащался дизельным двигателем SW680T, новыми опорными катками и изменёнными гидродинамическими щитками для движения по воде. САУ 2С1 болгарского производства поступали на вооружение Советской армии и, кроме худшего качества изготовления, ничем не отличались от советского образца 2С1. Всего за годы производства было изготовлено более 10 000 единиц 2С1. После прекращения производства, в Польше и России были разработаны модернизированные варианты.

История

В годы правления Н. С. Хрущева в Советском Союзе работ по созданию самоходной ствольной артиллерии не велось, предпочтение отдали ракетной технике. Лишь после отставки генсека конструкторы вернулись к проектированию САУ.

В 1965 году прошли военные испытания, которые выявили сильное отставание советских самоходок, появившихся еще в годы Второй мировой, от западных аналогов, а также их общее несоответствие условиям современного боя.

Работы по созданию советских САУ официально были возобновлены в 1967 году после выхода постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР. В результате армия получила целую серию артиллерийских установок, которые были лишены многих недостатков самоходок военного периода. Эту серию назвали «цветочной» из-за условных названий машин: «Гвоздика», «Акация», «Тюльпан», «Гиацинт».

В качестве орудия для «Гвоздики» была выбрана модифицированная гаубица Д-30. Вариантов шасси было три: от «Объекта-124», тягача МТ-ЛБ и БМП-1.

И хотя последний обладал рядом преимуществ, конструкторы остановились на удлиненной базе МТ-ЛБ с парой дополнительных опорных катков. Несмотря на значительно возросшую массу, машина сохранила амфибийные свойства тягача.

В 1969 году «Гвоздика» поступила на полигонные испытания, а уже в 1970, после устранения выявленных недостатков, была принята на вооружение Советской армии.

Производство «Гвоздики» велось в СССР с 1971 по 1991 год, кроме того, она выпускалась в Польше и Болгарии. Также существуют модификации на базе лицензионных вариантов БМП-1: румынская Model 89 и иракская Raad-1. С 2003 года в России возобновился выпуск 2С1 — вернее, ее модернизированной версии 2С34 «Хоста».

Боевое крещение «Гвоздика» прошла в Афганистане, и с тех пор она принимала участие практически в каждом военном конфликте на территории Восточной Европы и Ближнего Востока. Несмотря на практически полувековую историю, эти гаубицы до сих пор несут службу примерно в четырех десятках стран.

Конструкция. Корпус машины изготовлен из стальных листов, толщина которых достигает 20 мм. Он защищает узлы и экипаж машины от пуль калибром до 7,62 мм и осколков.

Моторно-трансмиссионное отделение расположено в передней части по правому борту, слева находится место механика-водителя. Среднюю и кормовую часть занимает боевое отделение со сварной башней кругового вращения, которая имеет электрический и ручной привод.

В нем оборудованы места командира машины, наводчика и заряжающего. Здесь же хранятся снаряды и гильзы. В корме машины имеется люк устройства для подачи боеприпасов с грунта.

Корпус «Гвоздики» герметичен, она способна преодолевать водные преграды до 300 м шириной при высоте волны до 1,5 м.

Основное орудие машины — это 122-мм нарезная гаубица 2А31, разработанная в ОКБ №9 специально для 2С1 и представляющая собой модифицированный вариант буксируемой Д-30.

Она оснащена электромеханическим досылателем, гидравлическим тормозом отката и эжектором пороховых газов, который позволил избавиться от одного из главных недостатков опытного образца «Гвоздики» — чрезмерной загазованности боевого отделения.

  • Углы вертикальной наводки орудия составляют от -3 до +70 градусов.
  • Прицельная дальность стрельбы: 15,2 км.
  • Максимальная дальность стрельбы: 21,9 км.
  • Скорострельность гаубицы: 4-6 выстрелов в минуту.

Ходовая часть машины — семикатковая, с передним расположением ведущих колес. Подвеска — индивидуальная торсионная, первый и седьмой катки дополнительно оборудованы гидравлическими амортизаторами.

Резинометаллические гусеницы имеют ширину 400 мм, но могут заменяться на 670-мм для обеспечения повышенной проходимости по сложному грунту.

2С1 приводится в движение дизельной 8-цилиндровой силовой установкой ЯМЗ-238Н мощностью 300 л. с. Трансмиссия механическая, имеет 6 передних и 1 заднюю передачу.

По шоссе «Гвоздика» может разгоняться до 60 км/ч, по бездорожью — до 32 км/ч. По воде машина передвигается за счет перемотки гусениц и развивает скорость до 4,5 км/ч.

Силовая установка и ходовая часть

Установка 2С1 оборудуется четырехтактным V-образным дизельным мотором с восемью цилиндрами. Двигатель ЯМЗ-238Н имеет жидкостный тип охлаждения и газотурбинный наддув. Показатель мощности — 300 лошадиных сил.

Силовой агрегат взаимодействует с механической двухпоточной трансмиссией. Узел оснащен парой фрикционных поворотных приспособлений планетарно-фрикционного типа. В работе задействованы шесть передних передач и одна задняя позиция. Предельная скорость при езде на шестом режиме в теории составляет 61,5 км/ч. При движении назад этот показатель 6,3 км/ч.

Ходовая часть 122-мм гаубицы 2С1 «Гвоздика» — это усовершенствованное шасси универсального транспортерного тягача МТ-ЛБ. Для соответствия требуемым задачам, узел был кардинально переработан. По сравнению с базовой основой, «ходовку» оснастили добавочной парой опорных катков. В результате, общее количество этих элементов составило семь обрезиненных спарок. Задняя часть техники имеет направляющие колеса, спереди — ведущие аналоги.

Транспортерная гусеничная лента включает в свою конструкцию мелкие звенья с шарнирами, закрепленные при помощи пальцев. Каждый трак имеет ширину 35 см при шаге 111 мм. Тип подвески — индивидуальный торсионный блок. На первом и седьмом катке предусмотрены двухсторонние гидравлические амортизаторы.

Оценка машины

Сравнительная таблица ТТХ 2С8 с артиллерийскими системами следующего поколения
2С8 2С17 2С31
Год принятия на вооружение опытная опытная 2010
Базовое шасси 2С1 2С1 2С18
Калибр орудия, мм 120 120 120
Марка орудия 2А60 2А80
Тип орудия миномёт пушка-гаубица-миномёт пушка-гаубица-миномёт
Максимальная дальность стрельбыОФМ, км 7,1 7,2 7,5
Максимальная дальность стрельбыОФС, км 8,8 13,0
Максимальная дальность стрельбыАРС, км 9,0 12,8 14,0

Основной причиной отказа от дальнейших испытаний и принятия на вооружение самоходного миномёта «Астра» была разработка более совершенного нарезного 120-мм орудия 2А51, способного вести стрельбу снарядами с готовыми нарезами. Использование таких снарядов повышало эффективность ведения огня в 2—2,5 раза за счёт более равномерного распределения взрывчатого вещества и, как следствие, более равномерного дробления корпуса снаряда на осколки. Нарезные снаряды также обладали большей начальной скоростью разлёта осколков (1850 м/с против 1300 м/с у мин). Кроме того, артиллерийские мины к глакдоствольным миномётам исчерпали свой потенциал по дальнейшей модернизации и совершенствованию. В связи с этим, проведение дальнейших работ по самоходному миномёту 2С8 было расценено Министерством оборонной промышленности СССР как нецелесообразное. Вместо самоходного миномёта 2С8 были начаты изыскания по 120-мм самоходному артиллерийскому орудию 2С17, а также активизировались работы по буксируемому батальонному миномётному комплексу 2С12 «Сани». Позже в конце 1980-х годов работы по САО 2С17 также были закрыты, уже в пользу более совершенного САО батальонно-полкового уровня 2С31 «Вена», поступившего на вооружение только в 2010 году уже после распада СССР. Таким образом, за годы существования СССР, батальонное звено советских сухопутных войск так и не получило на вооружение гусеничные самоходные артиллерийские установки, не считая устанавливаемых силами специалистов ОКСВА кустарным способом 82-мм миномётов 2Б9 на крышу многоцелевого тягача МТ-ЛБ во время боевых действий в Афганистане.

Сравнительная таблица ТТХ 2С8 с зарубежными аналогами
2С8 vz.85 PRÁM-S (чешск.)русск. M1064 (англ.)русск.
Год разработки 1977 1981 1982 1990-е
Базовое шасси 2С1 МТ-ЛБ БМП-1 M113
Масса, т не более 15,4 12,05 16,97 13,11
Экипаж, чел. 5 4 4
Тип установки орудия башенная открытая рубочная открытая
Углы , град. 360 10…52 30 90
Возимый боезапас, выстр. 60 80 69

Помимо СССР, тема 120-мм самоходных миномётных комплексов на бронированном шасси прорабатывалась и в других странах-членах Варшавского договора. Несмотря на то, что в СССР самоходный миномёт «Тунджа» на вооружение не поступил, его лицензионный вариант B1.10 Tundzha производился серийно в Болгарской Народной Республике. Миномёт представляет собой шасси гусеничного транспортёра МТ-ЛБ, в котором размещаются укладки с минами, а также 120-мм миномёт М-120 или 2Б11. В отличие от 2С8, миномёт может сниматься с шасси и устанавливаться на стандартную опорную плиту для ведения огня с грунта. В Чехословакии на базе выпускаемой лицензионной версии BVP-1 (чешск.)русск. был разработан самоходный миномёт vz.85 PRÁM-S (чешск.)русск.. 120-мм миномёт устанавливался в закрытую броневую рубку, которая обеспечивала наведение орудия по горизонту в диапазоне углов от −15 до +15 градусов. Возимый боекомплект составлял 80 мин, 21 из которых укладывалась в конвейерную укладку для удобства заряжания и увеличения максимальной скорострельности орудия, которая теоретически составляла до 18—20 выстрелов за первую минуту стрельбы.

К началу 1990-х годов особый интерес к самоходным 120-мм миномётам проявили страны-участницы НАТО. Всплеск спроса на подобные системы был связан с возросшими потребностями сил быстрого реагирования. В 1987 году английская оружейная компания BAE Systems продемонстрировала макетный образец самоходной миномётной системы AMS, выполненной на базе бронетранспортёра , однако серийное производство было развёрнуто на базе колёсной бронированной машины LAV-25 в 1995 году. В США на базе уже имеющегося 107-мм миномётного комплекса M106A2 была создана модификация, получившая обозначение M1064 (англ.)русск.. От базового образца она отличается установкой 120-мм миномёта M121. Миномёт устанавливается в кормовой части корпуса на поворотную плиту, обеспечивающую горизонтальный угол обстрела 90° в задней полусфере машины.

Боевое применение ИСУ-122

ИСУ-122 использовалась во всех функциональных областях применения самоходной артиллерии. Вместе с другими тяжёлыми САУ СУ-152 и ИСУ-152 она выполняла функции мощного штурмового орудия, истребителя танков и самоходной гаубицы. Однако все эти машины имели различные тенденции боевого применения: СУ/ИСУ-152 тяготели более к роли штурмового орудия, а ИСУ-122 — к роли истребителя танков. 122-мм пушка А-19С или Д-25С выстреливала 25-кг остроголовый бронебойный снаряд БР-471 с дульной скоростью 800 м/с. Этого было достаточно, чтобы пробить броню любого представителя бронетехники вермахта за весьма редкими исключениями. Только лобовая броня «Элефанта»/«Фердинанда» не пробивалась БР-471, а броня танка «Королевский Тигр», несмотря на более выгодные углы наклона, часто раскалывалась от попаданий БР-471 из-за плохого её качества. Однако из-за своей высокой кинетической энергии БР-471 часто повреждал тяжелобронированные цели без пробития брони, выводя из строя двигатель и коробку передач механическим ударом. 122-мм орудие имело очень большой бронебойный потенциал, но БР-471 не позволял его раскрыть полностью. Улучшенный вариант тупоголового бронебойного снаряда с баллистическим наконечником БР-471Б был разработан в начале 1945 года, но в массовое производство пошёл уже после окончания войны. В рапортах с полей боёв также отмечалось, что хорошим действиям по бронецелям противника обладают и мощные пушечные осколочно-фугасные стальные гранаты ОФ-471 и ОФ-471Н с привинтной головкой с последующей установкой взрывателя РГМ на фугасное действие. Они также имели массу в 25 кг, дульную скорость в 800 м/с и снабжались 3,6—3,8 кг тротила соответственно. Механического удара и последующего взрыва часто было достаточно для вывода из строя цели без пробития брони.

Советская САУ ИСУ-122 с установленным на броневой рубке зенитным 12,7-мм пулеметом ДШК на перекрестке улиц Штифтсвинкель (Stiftswinkel) и Ам Хольцраум (Am Holzraum) в Данцигe (ныне Гданьск в Польше). Сейчас улицы называются ul. Rоbotniсza и ul. Stefana Jaraсza.

При прорыве укреплённых полос и в городских боях ИСУ-122 использовались как штурмовые орудия, но с меньшей эффективностью по сравнению с СУ/ИСУ-152. Но в общем ИСУ-122 заслужила хорошую оценку и в этой роли — ОФ-471 был эффективен против полевых и долговременных фортификаций, открыто расположенной и окопавшейся пехоты, укреплённых зданий. В городских боях длинный вылет ствола 122-мм пушки часто мешал маневрированию в узких местах.

В качестве самоходной гаубицы ИСУ-122 использовалась редко, несмотря на максимальную дальность стрельбы, превышающую 14 км. Обыкновенно ИСУ-122 стреляли с закрытых позиций в отсутствие поддержки буксируемой артиллерии при быстрых прорывах, когда буксируемые орудия не успевали продвигаться за танковыми и механизированными частями Красной армии.

  САУ ИСУ-122С в засаде. Венгрия.

Модификации ИСУ-122

Официально существовало две серийных модификации самоходки — ИСУ-122 со 122-мм орудием с поршневым затвором и ИСУ-122С со 122-мм пушкой Д-25С с клиновым затвором. Эти варианты легко различимы визуально по меньшей бронемаске орудия и наличию двухкамерного дульного тормоза у ИСУ-122С. Однако помимо этих отличий у серийных машин существовали другие, менее заметные конструктивные особенности. У серийных ИСУ-122 различались орудия, см. секцию Описание конструкции, лоб бронекорпуса также мог отличаться по технологии изготовления:

– ИСУ-122 на базе танка ИС 1943 г. выпуска имела цельнолитую лобовую броню корпуса;

– ИСУ-122 на базе танка ИС 1944 г. выпуска имела лобовую броню корпуса, сваренную из двух катаных бронеплит. Этот вариант самоходки отличался увеличенной толщиной маски орудия по сравнению и более вместительными топливными баками.

С октября 1944 года ИСУ-122 стали оснащаться 12,7-мм зенитным пулемётом ДШК. Ряд ранее выпущенных машин также получил этот пулемёт в ходе ремонта.

Советские САУ ИСУ-122 на марше. 1-й Украинский фронт, 1945 год.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector