Самоходная «коалиция»: чем уникальна новейшая артиллерийская установка вс россии

Основные модификации

Артиллерийские самоходки на Параде Победы

Разработка модификаций артиллерийской установки данного типа связана с применением установки и использованием разных типов шасси. В данном вопросе выделяют несколько вариантов:

  • «Коалиция» — первоначальная двуствольная установка, проект был заморожен ввиду технической неэффективности подобного орудия;
  • «Коалиция-СВ» — базовый вариант на гусеничном шасси, испытания которого продолжатся до 2020 года;
  • «Коалиция-СВ-КШ» — вариант установки на колесном шасси КамАЗ-6550;
  • «Коалиция-Ф» — проект двуствольной корабельной артиллерии для флота.

20 снарядов в минуту

Первые фотографии «Коалиции» появились в 2013 году, когда начался этап её испытаний. Пять лет назад конструкторы оснастили прототип САУ двумя пушками с целью повышения скорострельности, но в итоге специалисты «Буревестника» вернули новейшей самоходке привычный внешний вид. 9 мая 2015 года на Параде Победы «Коалиция» появилась в варианте с одним стволом.

«Скорее всего, двуствольное оснащение потребовало дополнительных технических новшеств. Испытания показали, что это слишком сложное решение. К тому же два ствола могут повысить скорострельность максимум в 1,5 раза. Гораздо проще поставить на САУ один высокотехнологичный ствол и надёжные автоматизированные системы управления (АСУ). Собственно, это и было сделано», — пояснил Кнутов.

«Коалиция» оснащена 152-миллиметровой пушкой 2А88, которая в течение минуты может выпустить до 20 снарядов. На поле боя это даёт неоспоримое преимущество перед техникой противника и системой контрбатарейной борьбы. Отстрелявшись в режиме MRSI, гаубица тут же меняет позицию.

«Главная проблема, над которой бьются все конструкторы, — отсутствие эффективных способов охлаждения ствола после выстрела. Именно этот фактор — основное препятствие для повышения огневой мощи. Однако экипаж современных гаубиц, в том числе «Коалиции», контролирует температуру ствола с помощью специальных датчиков», — отметил Кнутов.

По информации зарубежных источников, все процессы в «Коалиции», включая загрузку боекомплекта и заряжание, автоматизированы. О высоком уровне автоматизации свидетельствует численность экипажа — три человека (против пяти — у Panzerhaubitze 2000 и четырёх — у новейшей версии M109).

Кроме того, боевой модуль «Коалиции» является «нежилым», а экипаж, как в танке Т-14 «Армата», помещён в специальную бронированную капсулу. На взгляд иностранных аналитиков, специалисты «Буревестника» воплотили в САУ передовые западные разработки.

«Россия действительно могла многое позаимствовать. Но особенность «Коалиции» в том, что, несмотря на высокую степень автоматизации, её экипаж способен управлять САУ по старинке — вручную. В отличие от лучших западных САУ, механический канал управления в «Коалиции» сохранён, и в случае вывода из строя электроники самоходка не превратится в груду металла», — подчеркнул Кнутов.

Первым обладателем «Коалиции», как ожидают российские и зарубежные эксперты, станет воссозданная в 2015 году 1-я танковая армия, дислоцированная в Западном военном округе (ЗВО).

«Коалиция» будет поступать именно в соединения на западных рубежах. На востоке страны такое мощное оружие избыточно. Это не означает, что Москва готовится начинать войну. Характер текущих угроз требует, чтобы самое современное оружие Россия держала в западных областях», — подчеркнул Кнутов.

Настаивание на геройстве Бандеры — это путь в тупик для Украины — Погребинский

История разработки

“Создание «Коалиции-СВ» продемонстрировало способность военной промышленности разрабатывать не только доступную и простую в эксплуатации боевую и военную технику, но и высокотехнологичные инновационные образцы”

Прародителем современной самоходной гаубицы 2С35 следует считать 152-мм изделие 2С3, получившее шифр «Акация» и в начале семидесятых годов прошлого столетия начавшее поступать в части дивизионной артиллерии на замену гаубиц буксируемого типа. Несмотря на гармоничное сочетание эксплуатационной простоты, невысокой стоимости и как минимум неплохих тактико-технических характеристик, разработка замены уже этой боевой машины началась всего лишь через несколько лет после ее запуска в серию. Ею стала перспективная самоходная гаубица 2С19 «Мста-С». От предшественницы ее отличали повышенная скорострельность, более высокая дальность стрельбы и расширенная номенклатура используемых боеприпасов. Следует отметить, что принятие 2С19 на вооружение вывело Советскую, а затем и Российскую армию на передовые позиции в области артиллерии, поскольку САУ «Мста-С» оказалась не только современной гаубицей, но и боевой машиной, отличающейся от мировых аналогов своими передовыми тактико-техническими характеристиками.

При таких исходных условиях самоходная гаубица 2С19 могла бы претендовать на сравнительно долгий век, но принятый в начале 90-х годов прошлого века странами НАТО «Совместный меморандум о понимании баллистики» изменил эти самые условия. Планируемая в рамках данного меморандума разработка 155-миллиметровой гаубицы длиной ствола, равной 52 калибрам, и увеличенным объемом зарядной каморы имела все шансы не только существенно понизить передовой статус «Мсты-С», но и превратить российскую САУ в откровенно отстающий образец. Кроме того, участие 2С19 в нескольких международных экспозициях выявило неудовлетворение заказчиков системой управления огнем и скорострельностью.

Именно по этим причинам российские ученые и конструкторы вновь включились в соревнование. Работы велись одновременно по двум направлениям: модернизации 2С19 «Мста-С» и разработки новой, более совершенной артиллерийской системы, получившей шифр «Коалиция».

Перспективное орудие

2С19М1-155 предназначена для уничтожения артиллерийских и миномётных батарей, танков и другой бронированной техники, живой силы, а также пунктов управления, оборонительных сооружений и других целей.

Она может вести огонь с закрытых позиций, по наблюдаемым и ненаблюдаемым целям, а также прямой наводкой, в том числе в горных условиях.

Кроме снарядов 155-мм стандарта НАТО, гаубица может вести огонь управляемыми снарядами «Краснополь-М», которые способны поражать малоразмерные цели на расстоянии до 17 км.

Система управления наведением и огнём (АСУНО) позволяет автоматизировать расчёт установок для стрельбы, наводку орудия, восстановление после выстрела, а также обеспечивает выполнение противоогневого манёвра с автономным определением текущих координат.

  • Самоходная артиллерийская установка (САУ) «Мста-С» во время динамического показа вооружений, военной и специальной техники в рамках Международного военно-технического форума (МВТФ) «Армия-2020» на полигоне Алабино в Московской области
  • РИА Новости

По данным Рособоронэкпорта, использование АСУНО позволяет сократить время развёртывания самоходной гаубицы на огневой позиции в полтора-два раза, на 25—30% повысить готовность к открытию огня и в два раза повысить её живучесть.

«Мста-С» калибра 155 мм может поражать цели на расстоянии до 41 км, дальность стрельбы может меняться в зависимости от типа используемых снарядов. Скорострельность гаубицы составляет от шести до восьми выстрелов в минуту при возимом боекомплекте в 45 выстрелов.

При этом она оснащена оригинальным механизмом подачи снарядов с грунта, что позволяет вести стрельбу с высоким темпом без расхода возимого боекомплекта.

Также по теме

«Будут наводить ужас на противников, как «Катюши»: на что способны новые реактивные снаряды для огнемёта ТОС-2 «Тосочка»

Государственные испытания новейших реактивных снарядов для тяжёлой огнемётной системы ТОС-2 «Тосочка» начнутся в 2021 году. Об этом…

Масса машины составляет 43 т — это наименьший вес в классе самоходных гаубиц калибра 155 мм с длиной ствола 52 калибра. 12-цилиндровый дизельный двигатель мощностью до 840 л. с. позволяет развивать скорость до 60 км/ч.

Шасси гаубицы «Мста-С» с калибром 155 мм изготовлены с применением узлов от основного боевого танка Т-90 и позволяют машине преодолевать водные преграды глубиной до 5 м и шириной до 1 км.

БПЛА «Орлан-10Е», во взаимодействии с которым работает «Мста-С», представляет собой многофункциональный комплекс для ведения воздушной разведки. Он может использоваться для обнаружения целей в любое время суток и при сложных метеоусловиях, а также способен вести обнаружение и идентификацию базовых станций GSM и сотовых сетей связи.

Этот комплекс обеспечивает высокую точность определения координат целей, обладает высокой автономностью и мобильностью и имеет закрытый канал связи, что обеспечивает его устойчивое управление.

Алексей Леонков в беседе с RT отметил, что в условиях современных боевых действий применение подобных комплексов в сочетании со ствольной артиллерией становится необходимым.

«В данном случае БПЛА играет одну из ключевых ролей: разведывает цели и в режиме реального времени передаёт их, после чего артиллерийские комплексы типа «Мста-С» поражают объекты противника», — пояснил эксперт.

С такой оценкой согласен и военный эксперт полковник в отставке Виктор Литовкин.

При этом «Мста-С» — автоматизированное орудие, которое может получать информацию не только с БПЛА, но и со спутников, отметил Виктор Литовкин.

«У данной системы очень хорошие прицельные устройства, оптика, системы инфракрасного наблюдения за полем боя, хорошая автоматика заряжания, в том числе её можно заряжать с земли. В отличие от других российских гаубиц, у неё единый снаряд вместе с гильзой. В целом это довольно хорошая система. Но ей на смену уже идёт гаубица «Коалиция-СВ», которая способна работать без участия человека», — пояснил эксперт.

Модернизация под натовский калибр была проведена по требованию ВС Индии, но теперь Россия может поставлять эти гаубицы и в другие страны, где используют артиллерийские снаряды калибра 155 мм, отметил собеседник RT.

«Сегодня Москва может без проблем поставлять такие самоходные артиллерийские установки вместе с БЛА тем странам, которые используют как 152-мм, так и 155-мм калибр. Несомненно, данные гаубицы под калибр НАТО, используемые с беспилотниками, заинтересуют зарубежных заказчиков», — заключил Виктор Литовкин.

Высокий потенциал

Улучшены в «Коалиции» условия для экипажа. Он размещается не в башне, как это было в самоходках-предшественницах, а в изолированном отделении управления в шасси САО. «Это отделение имеет современную систему жизнеобеспечения с кондиционированием и автоматизированные рабочие места, с которых расчет дистанционно управляет артиллерийским модулем, — говорит Ковалев. — Таким путем обеспечены улучшенные условия обитаемости, высокая защищенность расчета от поражающих факторов и реализован новый уровень эргономического обеспечения работы артиллеристов».

Условия боевой работы экипажа «Коалиции-СВ» отличаются от условий экипажа самоходной гаубицы 2С19М2 «Мста-С», так как в ней заряжающему приходится выполнять ряд ручных операций с зарядом, который весит около 16 кг

Дмитрий Семизоров, генеральный директор АО «Уралтрансмаш»

В рамках ОКР «Коалиция-СВ» были разработаны три изделия: самоходное артиллерийское орудие на гусеничном и колесном шасси, а также транспортно-загрузочная машина (ТЗМ).

«Коалиция-СВ» на колесном шасси

Источник изображения: Пресс-служба ЦНИИ «Буревестник»

Что касается выбора шасси для колесного варианта САО и транспортно-загрузочной машины, то модель «КамАЗ-6560», по ориентировочным расчетам, вполне подходила по параметрам грузоподъемности и проходимости. «Несмотря на то что масса артиллерийского модуля в ходе проектирования оказалась несколько выше заданной, пробеговые испытания колесного САО в определенном программой объеме не выявили отказов шасси, вызванных перегрузкой, — говорит Ковалев. — А вот стрельбовые испытания колесного САО были несколько смещены по срокам по отношению к гусеничному. Было признано целесообразным начать их после того, как будет окончательно отлажен и доработан по результатам испытаний артиллерийский модуль гусеничного САО. Поскольку модули унифицированы, это позволило сэкономить немало средств».

Сегодня после выполнения необходимых доработок колесное САО проходит испытания. «ТЗМ на этом же шасси уже прошла все необходимые испытания и готова к серийному производству. Она предназначена для доставки на позицию готовых к стрельбе боеприпасов в объеме полутора-двух возимых боезапасов САО. Современная система навигации позволяет ТЗМ прибыть в точку расположения САО с точностью до 10 м», — говорит конструктор ЦНИИ «Буревестник».

Транспортно-загрузочная машина (ТЗМ) на базе «КамАЗ-6560» из состава комплекса «Коалиция-СВ»

Источник изображения: Пресс-служба ЦНИИ «Буревестник»

Введение в состав артиллерийского комплекса автоматизированной ТЗМ позволило сократить время пополнения возимого боезапаса САО. Это вполне по силам экипажу из двух человек с использованием собственных механизмов ТЗМ и загрузочных механизмов САО

Павел Ковалев, начальник Научно-конструкторского центра ЦНИИ «Буревестник»

«Коалиция-СВ» использует шасси танка Т-90. По словам специалиста «Буревестника», эта платформа была выбрана «как наиболее маневренная и грузоподъемная на момент постановки ОКР». «Проведенные предварительные испытания САО показали, что это шасси на узлах танка Т-90 в целом оправдало ожидания разработчиков артустановки. Естественно, что в дальнейшем можно будет рассматривать возможность размещения на платформе «Армата» артиллерийского боевого модуля от «Коалиции», — говорит Ковалев, подчеркивая, что это одна из перспектив дальнейшей модернизации комплекса.

Транспортировка с территории завода «Уралтрансмаш» комплексов «Коалиция-СВ»

Источник изображения: Пресс-служба «Уралтрансмаша»

Один из главных результатов ОКР «Коалиция-СВ» — создание полнофункционального 152-миллиметрового артиллерийского унифицированного модуля, который можно использовать как основу для разработки боевых машин на различных шасси для потребностей Сухопутных войск, войск береговой обороны, а в перспективе и кораблей ВМФ. Стала реальной возможность построения на базе этого модуля высокоэффективных роботизированных разведывательно-огневых систем. Это характеризует потенциал «Коалиции» как очень высокий

Павел Ковалев, начальник Научно-конструкторского центра ЦНИИ «Буревестник»

Генеральный директор «Уралтрансмаша» Дмитрий Семизоров заверил, что после проведения всех видов испытаний и принятия на вооружение предприятие готово приступить к серийному производству и поставке изделия 2С35 «Коалиция-СВ» в российскую армию. Сейчас же комплекс проходит войсковую эксплуатацию.

Роман Азанов

ТАСС благодарит пресс-службу концерна «Уралвагонзавод» за помощь в организации интервью, а также предоставленные фото- и видеоматериалы

Тактико-технические характеристики двуствольной самоходной артиллерийской установки 2С36 «Коалиция-СВ»

  • Масса, тонн — менее 48
  • Тип брони — стальная катаная, противопульная
  • Шасси — С унификацией на базе перспективной платформы.(Армата)
  • Тип пушки — нарезная гаубица
  • Калибр, мм — 2 Х 152 2А86
  • Длина ствола, калибр. (мм) — до 52 (7904)
  • Боекомплект, снаряды / заряды — 70 / 300
  • Заряжание — Авто. пневматический механизм
  • Систем воспламенения метательного заряда — микроволновая
  • Скорострельность, выст./мин — 16 (23 — предположительно)
  • Дальность огня, км. — 40-70 в зависимости от снаряда
  • Режим «шквал огня» (MRSI) — Есть
  • Углы ГН, град. — 360
  • Экипаж, чел. — до 3
  • Защита экипажа — бронированная капсула
  • ТЗМ — есть на гусеничном и колесном шасси
  • Максимальная скорость км/час — 80-90
  • Запас хода км. — свыше 500

«Коалиция-СВ» в цифрах и фактах

Получившуюся конструкцию впервые представили широкой публике в январе 2006 года. И она тут же произвела настоящий фурор: продемонстрированные новинкой мобильность, скорострельность и дальность стрельбы не шли ни в какое сравнение с другими системами, стоявшими на вооружении в мире на тот момент. «Коалиция-СВ» продемонстрировала огневую мощь, сопоставимую с мощью реактивных систем залпового огня, при этом сохранив традиционную для ствольной артиллерии точность попадания. Ничего подобного ни в одной армии мира по сей день нет — и не предвидится.

Вот как это выглядит в цифрах. Масса двуствольной установки получилась в пределах 48 тонн (наиболее современная одноствольная САУ «Мста-С» весит всего на шесть тонн меньше), боекомплект — 70 снарядов («Мста-С» — 50 снарядов), скорострельность — до 23 выстрелов в минуту против 10 у «Мсты-С». Максимальная скорость хода по шоссе — 80–90 км/ч («Мста-С» — 60 км/ч), запас хода — 500 км, что является обычным для большинства современных САУ. При этом дальность выстрела у орудия 2А82 — от 40 до 70 км в зависимости от типа снаряда, тогда как гаубица 2А64М2 на «Мсте-С» добивает максимум на 25–29 км. При этом экипаж «Коалиции-СВ» — всего три человека, а у той же «Мсты-С» — пять.

Если же сравнивать «Коалицию-СВ» с такими самыми перспективными зарубежными САУ, как американская М109А6 «Паладин» и германская PzH2000, то российская система превосходит их по всем основным боевым показателям: темпу стрельбы (23 выстрела в минуту против 4 и 10 соответственно), дальности стрельбы (40–70 км против 30 и 40 соответственно), возимому боезапасу (70 снарядов против 39 и 60 соответственно). Кроме того, российская новинка превосходит их также по максимальной скорости и запасу хода по шоссе — 80 км/ч и 500 км против 61 км/ч и 299 км у американской САУ и 60 км/ч и 420 км соответственно у германской. Кстати, экипажи у западных артустановок тоже побольше: шесть человек у «Паладина» и пять у PzH2000.

«Мальва», новая колесная САУ России

В январе 2021 года появилась информация «Известий» со ссылкой на Министерство обороны России о сроках начала испытаний новой колесной самоходной артиллерийской установки «Мальва». Что представляет из себя данная САУ? И когда начнутся ее испытания? Читайте в нашем материале:

В 2021 году на оружейном форуме «Армия 2020» состоялась закрытая презентация новой российской самоходной артиллерийской установки на колесном ходу «Мальва». Не смотря на то, что изначально имелись слухи о том, что «Мальву» продемонстрируют широкой общественности они, к сожалению, не подтвердилась. Обычной публике пришлось довольствоваться лишь новой опубликованной информацией о данной САУ.

САУ «Мальва»:

Калибр основного орудия: 152-мм Количество колес: 8 штук Количество ведущих колес: 8 штук Мощность двигателя: 470 лошадиных сил Количество передач вперед: 9 Максимальная скорость по шоссе: 80 км/ч Запас хода по шоссе: 1000 километров

Данная САУ разрабатывается ЦНИИ «Буревестник» в рамках опытно-конструкторских работ «Набросок». Базой «Мальвы» служит тягач Брянского автомобильного завода БАЗ-6010-02. Главное вооружение представлено в виде 152-мм пушки 2А64, которая устанавливается на САУ «Мста-С». Однако основное орудие может быть заменено на его модернизированный вариант. На крыше кабины установлены мортиры с дымовыми гранатами для создания дымовой завесы. В задней части САУ находятся тяжелые упоры, которые опускаются при подготовке к стрельбе боевой машины, дабы компенсировать отдачу орудия. Машина оснащена 9-ступенчатой, двухпозиционной трансмиссией и независимой двухторсионной подвеской на все оси и системой центральной подкачки шин. «Мальва» способна преодолевать брод глубиной 1,4 м.

Стоит отметить, что многие данные о САУ до сих пор засекречены. Известно, что до конца 2021 года «Мальва» должна была пройти заводские испытания, в том числе по стрельбе и пробегу многокилометрового марша. После этого проводилась работа по устранению выявленных недостатков. Далее САУ должна была пройти новый цикл исследований, уже непосредственно от Министерства обороны.

В январе 2021 года появилась информация «Известий» со ссылкой на Министерство обороны России о сроках начала испытаний новой колесной самоходной артиллерийской установки «Мальва». По этим данным новый цикл исследований должен был начаться в течение весны-лета 2021 года. САУ также пройдет испытания при разных температурах и в разных климатических условиях.

И хотя некоторые эксперты увидели опеределенные сходства «Мальвы» с колесной САУ «Коалиция-СВ», однако это разные боевые машины со своим спектром задач. В первую очередь «Мальва» дешевле «Коалиции», что позволит в будущем закупать ее для российской армии в более больших масштабах. Тем самым, вооруженные силы России смогут заметно сократить количество буксируемой артиллерии и устаревшие самоходки типа «Акация» и «Гвоздика». По своей боевой мощи «Мальва» соответствует скорее гусеничной САУ «Мста-С». Однако колесная «Мальва» сможет быстро продвигаться вместе с подвижными соединениями и поддерживать их на поле боя.

На сегодняшний день буксируемые гаубицы в современных конфликтах показали свою серьезную уязвимость и устаревание. Так, в ходе войны в Карабахе в 2021 году армянские буксируемые артиллерийские системы в больших количествах поражались как азербайджанской авиацией и ударными БПЛА, так и самоходной артиллерией. Напротив вооруженные силы Азербайджана применили в боях колесные САУ «Дана», которые поддерживали наступающие войска, и могли быстро менять позицию в случае артиллерийского удара противника. Армянская буксируемая артиллерия без тягачей оставалась зачастую обездвиженной и быстро поражалась на своих боевых позициях.

Стоит отметить, что на сегодняшний день идеи колесных САУ развиваются во многих иностранных армиях. Так, в США планируют начать испытания и последующие закупки подобного вида вооружения .

В России также успешно развивается концепция колесных САУ . А в рамках все тех же опытно-конструкторских работ создается целая серия САУ как колесного, так и гусеничного типа в виде самоходных артиллерийских установок «Дрок», «Флокс» и «Магнолия».

В случае успешного прохождения «Мальвы» испытаний и закупок ее для нужд отечественных вооруженных сил, российские артиллерийские части смогут стать более мобильными, что усилит как их боеспособность, так и армии в целом. Помимо этого, у «Мальвы» вполне себе может быть неплохой экспортный потенциал.

Александр Долбыш для ANNA—News.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Технические характеристики

Испытания самоходной артиллерии

Ввиду продолжающихся испытаний 2С35 характеристики самоходной гаубицы «Коалиция-СВ» остаются скрытыми или засекреченными. Многие сведения перенимаются из средств массовой информации, к примеру, от телеканала «Звезда». Также следует учитывать и разработку колесной модификации, ТТХ которой будут отличаться от гусеничной.

Органы управления

«Коалиция-СВ» 152 мм — самоходная гаубица, управление которой обеспечивается из переднего отделения, где располагается весь экипаж машины. Основная информация о местности выводится на дисплеи, что позволяет контролировать ситуацию вне зависимости от освещения и погоды.

Здесь же находятся рычаги и педали управления шасси, механизмы автоматической зарядки орудия и наведения на цель, включая координацию данных с тактическим центром. Алгоритмы расчета учитывают скорость ветра, осадки и другие факторы, способные повлиять на точность.

Двигатель и трансмиссия

САУ «Коалиция» имеет четырехтактный дизельный двенадцатицилиндровый V-образный двигатель В-92С2 с турбонаддувом и мощностью до 1000 л. с. Охлаждение жидкостное. Сведений о коробке передач и трансмиссионной системы пока не имеется, однако с учетом заимствования шасси у Т-90 можно ожидать определенные сходства в ТТХ.

https://youtube.com/watch?v=FLX_7QvlhKE

Ходовая часть

САУ «Коалиция» имеет модульную конструкцию, что позволяет использовать орудие на разных установках. Базовым считается гусеничный вариант от танка Т-90, рассматривается применение универсальной боевой платформы «Армата». Также допускается использование орудия на корабельных платформах.

Помимо гусеничных вариантов имеется модификация с колесным шасси КамАЗ-6560. Установка получила индекс 2С35-1 и показала хорошую проходимость. Ожидается, что она будет применяться вместе с гусеничной артиллерией.

Габариты и вес

По габаритам точных сведений об артиллерийской установке не имеется. Это обусловлено ограниченным количеством выпуска без серийного производства — всего 12 штук, а также предполагаемой модульной системой САУ и ее установкой на платформу «Армата». Однако имеются данные, что «Коалиция» может транспортироваться самолетами Ил-76 и Ан-124. Вес машины составляет 48 т.

Макс. скорость

Макс. скорость установки по шоссе составляет 60 км/ч, что соответствует уровню танка. Запас хода по дороге — 420 км. Сведений о поведении на пересеченной местности и проходимости пока нет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector